Вложение | Размер |
---|---|
tri_mira_olonkho_v_palitre_krasok.doc | 106.5 КБ |
ТРИ МИРА ОЛОНХО В ПАЛИТРЕ КРАСОК.
Оконешникова Лика, Терехова Шура 10а класс
Актуальность. Олонхо является отражением Якутских традиций: верований и обычаев, но для более точного его понимания в русскоязычных школах, требуется углубленный анализ текстов олонхо. Работа, проведённая нами (анализ цветовой палитры трёх миров), позволяет раскрыть особенности трёх миров олонхо.
Цель работы: Через цветовую палитру определить особенности трёх миров.
Задачи
Результаты нашей работы могут быть использованы учителями национальной культуры, учащимися при анализе текстов олонхо.
Олонхо – самый крупный жанр Якутского фольклора. Это сказание о богатырях, каждый олонхо называется по имени главного героя. Олонхо как эпический идеал Саха вобрал в себя вековые традиции народа. В месте с тем, эпическое творчество Якутских олонхосутов выражало такие общечеловеческие ценности, как гуманизм, победа добра над злом, красота, семейная гармония, непрерывность семейного бытия и жизни, любовь к детям, забота о старых.
В олонхо рассказывается о борьбе богатырей айыы с богатырями нижнего мира абааhы. Поединки охватывают все три мира: верхний, нижний, средний. Главные герои олонхо богатыри и женщины. Богатыри защищают мирную жизнь солнечной земли от враждебного племени абааhы и победив устраивают счастливую жизнь на срединной земле, становятся родоначальниками Саха – уранхай. В олонхо всегда побеждает светлое доброе над силами зла.
На сегодняшний день в архиве научного центра Республики Саха хранятся сто двадцать семь полных олонхо, из которых напечатано двадцать и около тридцати олонхо записаны на видео и аудио кассеты.
Героический эпос олонхо в ноябре 2005 года международным жюри ЮНЕСКО признан шедевром нематериального наследия человечества.
Мы хотим показать три мира олонхо через цветовую палитру. В «Энциклопедическом советском словаре» мы нашли определение цвета. Цвет – свойство света вызывать определённое зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом. Отражаемого или испускаемого излучения.
Читая «Нюргун Боотур стремительный», мне сложно было понять содержание олонхо, тогда я решил разделить всё олонхо трёх миров на цвета. Анализируя три мира олонхо, я выявила множество цветов. И вот результаты моей работы.
Верхний мир
Этот мир , где проживают божества айи, которые сотворили жизнь на земле:
Восьмислойных, огненно белых небес
На вершине трёх ярусных
Светлых небес
Из молочно белой скалы
Белый Юрунг Аар Тойон
Белый Юрунг Аар Тойон, главенствующий Айы верхнего мира. Все персонажи верхнего мира шаманы, удаганки, Айы, одеты в белые одежды. Чистый белый цвет верхнего мира говорит о высокой концентрации внимания, исполнительности и пунктуальности, чем и обладали Айы верхнего мира, вовремя помогая жителям среднего мира, уделяя внимание, исполняя желание людей, просьбы о помощи. Но, как говорится в олонхо, утвердились в начале времён в верхнем мире прародители девяти племён верхних адьараев - абааhы. И описывается этот мир абааhы в основном тёмно – красных цветах: « Хозяйка сидит на кровавом ложе своём, дремлет за тучами с красным наростом над кадыком», «красны как ягодный сок». Верхний мир мы видим в следующих цветах6 мир айы – белый, прародители девяти племён верхних адьжараев – абааhы красный.
Средний мир
Этот мир в котором живут люди и духи иччи. Как говорится в олонхо, «люди с поводьями за спиной». По нашему мнению – это эпитет человеческого племени. Он восходит от представления древних Якутов солнцепоклонников, что божество солнце управляет людьми с помощью своих лучей « поводьев». И вот как говорится о людях, живущих на земле:
Солнечного улуса айы
С поводьями за спиной.
Солнце в олонхо не жёлтое ни красное, а белое и серебряное, отливающее землю белым и серебристым цветом. Мы выяснили, что в олонхо люди представляли солнце белым, потому что в период. Когда предки якутов в бассейне Средней Лены сформировались в единую народность, их религиозный мир представлял собой сложную по происхождению религиозно – мифологическую систему. В нём отразилось влияние якутских родов и племён, в хозяйственном укладе которых солнце играло более важную роль. В ранних текстах олонхо солнце отождествляется с глазом Юрюнг Айы Тойона. К концу XIX века солнце у якутов считалось сиянием, исходящим от его лица. В начале XX века образ солнца полностью отождествляется Юрюнг Айы Тойоном. Белый цвет символизирует жильё, где живут люди, так поётся в олонхо, когда Айыыгыт спустился с белых небес, и оборотись в белую кобылицу, глянула в их золотое жильё и в их серебряное гнездо, для того чтобы вложить душу новорожденным детям. Значит, души людей живущих на земле были светлыми и чистыми (белыми): за серебряной горой, на светло – белесый мир земной, белого солнца дня, белокрылого журавля, серебристые щёки свои.
За белым и серебристым цветом такое же количество жёлтого и золотистого цвета. Жёлтая благодать в тексте «ара5ас илгэ» божественная пища, исцеляющая или придающая человеку силу. Наряду с «ара5ас илгэ» жёлтая благодать встречается «юрюнг илгэ» белая благодать.
Оба понятия скотоводческого (молочного) происхождения: жёлтая благодать ассоциируется с маслом, белая благодать с молоком. Потому, наряду с белым и серебристым цветом в срединном мире мы наблюдаем жёлтый и золотистый цвет: жёлтым благом и молоком, красавица с восьмисаженной косой, жёлтое сокровище белых небес, ставя в честь ей жёлтый чечир.
Белые, серебристые, золотистые, жёлтые цвета в описании внешности персонажей среднего мира. Красота молодых девушек так же описывается с помощью жёлтого и золотистого цвета: жёлтогрудая синица моя, жаворонок золотой, красавица с восьмисаженной косой, жёлтое сокровище белых небес.
Отсюда делаем вывод: жёлтый и золотистый цвет в олонхо – радости, красоты, благополучия, щедрости. Белый и серебристый – чистоты, света, гармонии, нежности, любви. Кроме основных цветов белый, серебристый, жёлтый, золотой в олонхо встречается зелёный цвет. Его присутствие указывает на то, что истоки народов – Саха восходит ещё в те времена, когда предки якутов жили на своей прежней родине где было тепло и светло. Зелёный цвет – цвет живой природы, здоровой энергии. Жизнь людей на земле указывает красный цвет.
Тридцать пять племён уранхай – Саха
В чьих жилах красная живая кровь.
Так строить жизнь на земле
Приняли решения они
В среднем мире есть не только светлые тона, но и тёмные тона: чёрный, синий с его оттенками. Чёрный цвет в описании внешности людей и животных. Синий и его оттенки в описании природы. «На вороном коне, чёрных пушистых зверей», «Вспышками синего огня».
Нижний мир
Если посмотреть место жительство абааhы нижнего мира, то мы наблюдаем этот мир в тёмных тонах: в чёрную каменную скалу, в словно чёрную печь, чёрные облака, словно горные хребты. Сами абааhы представляют из себя чёрные фигуры с кровавыми зубами и чёрной печенью: чёрная харя кровавая пасть, чёрные длинные брови его.
Все эти качества , присущие абааhы, негативные: злость, зависть, похоть, воровство. Все негативные явления нижнего мира сравниваются с чёрным цветом. Судя из их поведения и действий можно сделать вывод, что мысли у них тоже чёрные.
В основном в нижнем мире преобладает три цвета: чёрный, синий, красный. Но в нижнем мире встречается и белый цвет. Воины абааhы были одеты в серебряные доспехи и были у них стальные мечи. Чёрный цвет сравнивается с энергетической ямой, вакуумом пустотой. Чёрный цвет обесточивает энергию светлых цветов. Тёмные оттенки показывают наличие чрезмерных, порой приобретающих значение качеств энергетических функций света.
Сравнительный анализ. Проанализировав цвета трёх миров, мы сделали сравнительный анализ. И выразили всё в диаграммах. (Приложение)
Заключение
Вывод, который мы сделали в результате настоящего анализа, состоит в том, что цветовые концепты связаны с определёнными «универсальными элементами человеческого опыта» и что эти универсальные элементы можно грубо определить как день и ночь, солнце, огонь, растительность, небо и земля. Наши цветовые ощущения возникают в подсознании, а не в окружающем нас мире, и их природа, по-видимому, в существенной степени определяется человеческой биологией. Сам героический эпос якутского народа, как вершина его духовного наследия, является одним из выдающихся устных памятников тюрко-монгольского эпоса. Олонхо как жанр и искусство слова, является уникальным и представляет собой финомен устной сказительной традиции, что признаётся маститыми эпосоведами и музыковедами мира. Сегодня многих исследователей волнует вопрос о сохранении, возрождении и дальнейшем развитии национальных культурно-исторических ценностей и достижений этнических общностей, с одной стороны, об усилении контактов, неразрывной связи между культурами различных стран и народов – с другой. Представляется несомненным, что при помощи относемиотики ( семиотики вообще) раскрываются самые существенные, определяющие корневые особенности, характерные черты культуры этноса. Другой важной этносемиотической проблемой является символика цветов в олонхо. Цвет в олонхо используется, в основном, в прагматических целях. Следует особо отметить, что вопросы прагматики являются ключевыми для уяснения специфики не только в олонхо, но и вообще эпических произведений того или иного народа. В заключении ещё раз отметим, что постановочный характер нашего выступления вынуждает ограничится ориентировочными выводами. Для того, чтобы олонховедение могло успешно развиваться дальше необходимо привлекать многие новые стыковые науки, такие как семиотика и этносемиотика . Перспектива нашей работы заключается в том, что можно выявить:
Приложение № 1
Цветовая палитра | Верхний мир |
Белый, серебристый | 88 |
Жёлтый, золотистый | |
Зелёный | |
Красный | 10 |
Голубой | |
Чёрный | |
Синий |
Приложение № 2
Цветовая палитра | Средний мир |
Белый, серебристый | 55,5 |
Жёлтый, золотистый | 30,3 |
Зелёный | 5,05 |
Красный | 7,07 |
Голубой | 3,03 |
Чёрный | 2,02 |
Синий | 4,04 |
Приложение № 3
Цветовая палитра | Средний мир |
Белый, серебристый | 4,5 |
Жёлтый, золотистый | |
Зелёный | |
Красный | 10 |
Голубой | |
Чёрный | 75,5 |
Синий | 10 |
Литература
1.3 «Якутский фольклор»
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
"Портрет". Н.В. Гоголь
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
3 загадки Солнечной системы
"Морская болезнь" у космонавтов