Исследовательская работа по окружающему миру
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.64 КБ |
МБОУ «Краснохолмская сош №2 им.С.Забавина»
Исследовательская работа по теме
«Ах, какая птица, большая синица!»
Выполнила: Лебедева Елизавета,
ученица 2а класса
МБОУ «Краснохолмская сош №2
им.С.Забавина»
Руководитель: Исакова Елена Николаевна, учитель начальных классов
г.Красный Холм
2012-2013 учебный год
Содержание
Введение…………………………………………………………………3-5
I. Теоретическая часть
1.1. Происхождение птиц………………………………………………5-6
1.2. Общая характеристика птиц………………………………………6-7
1.3. Птицы Краснохолмского района…………………………………7-13
II. Практическая часть.
2.1. Констатирующий эксперимент (опрос)…………………………13-14
2.2. Обучающий эксперимент…………………………………………14-16
III. Заключение…………………………………………………………17
IV. Литература…………………………………………………………17-18
Введение
Давайте отправимся с вами... за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж мы, ребята! Что ни шаг, то для нас новое чудо!
Ведь куда ни глянь – повсюду чудеса, чудеса, чудеса. Один подивился чуду, поохал, поахал – и пошел дальше, тут же обо всем позабыв. А другой удивился, удивился – остановился, остановился – задумался. И стал искать ответы: отчего так? Почему так? Зачем так?
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно "почему" меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
Птицы везде – над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в парке. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать. В этом актуальность работы.
Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся.
Птицы- это голоса наших лесов, полей, лугов. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.
Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.
Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.
Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
Меня заинтересовали вопросы:
На эти и другие вопросы я решила найти ответы самостоятельно.
Это определило цель моей работы: изучить происхождение слов – названий птиц, расширить свои знания о синице большой, которая чаще всего прилетает на мою кормушку, формировать бережное отношение к природе через знакомство с птицами.
Для достижения цели я поставила следующие задачи:
Объект исследования: птицы.
Предмет исследования: Слова – названия птиц Краснохолмского района.
Гипотеза. Предположим, что название птиц не может быть случайным…
Методы исследования:
I. Теоретическая часть
1.1. Происхождение птиц
Вся эволюция птиц от древних пресмыкающихся, живших в самом начале мезозоя, более 100 миллионов лет тому назад до нашего времени, шла по пути лучшего освоения воздушной среды, совершенствования полета.
Собственно на сегодняшний день теорий происхождения птиц две, их можно описать двумя фразами:
-версия первая: «птицы -это динозавры»,
-версия вторая: «птицы - не динозавры».
Ясно, что птицы произошли от рептилий. У пернатых до сих пор сохранились роговые чешуи на ногах и яйца они откладывали в твердой скорлупе. Но остается вопрос, от каких именно рептилий и когда. Сторонники версии, что птицы – это динозавры, считают, что птицы произошли непосредственно от динозавров. Сторонники другой версии считают, что птицы произошли от архозавров, фактически одновременно с динозаврами. То есть, идет спор – динозавры и птицы, это «отцы и дети» или «родные братья». Доказательств, вроде бы, много у сторонников обеих версий. Собственно говоря, сейчас в мире известна гипотеза прямого происхождения птиц от динозавров. Ее сторонники уже дошли до того, что записывают птиц прямо в динозавры и пишут, что динозавры не вымерли, так как птицы – это как раз самые динозавры из всех динозавров.
В нашей стране самый известный специалист по происхождению птиц, палеонтолог Курочкин является сторонником противоположной теории – что птицы произошли от каких-то более древних рептилий.
Мое мнение колеблется между обеими теориями. С одной стороны у «динозаврологов» очень много аргументов. Некоторые динозавры (пернатый теропод, археоптерикс) были очень похожи на птиц. С другой стороны, различий между птицами и динозаврами тоже много.
Таким образом, точного ответа на вопрос о происхождении птиц до сих пор нет. Ученые расходятся во мнениях.
1.2. Общая характеристика птиц
Отрасль зоологии, изучающая птиц, называется орнитология.
К классу птиц относятся животные, тело которых покрыто перьями. Этот класс включает около 9000 видов, объединенных в 28 современных отрядов.
Распространены от Арктики до Антарктиды.
Размножаются они путем откладывания яиц. Передние конечности у птиц превращены в крылья с очень хорошо развитыми маховыми перьями, значительно увеличивающими рабочую поверхность крыла и обеспечивающими парение в воздухе, чему также способствуют рулевые перья хвоста, определяющие высокую маневренность птиц в полете. Трубчатые кости наших птиц лишены костного мозга, кости черепа срослись.
Пищу глотают не пережевывая. Очень важные функции выполняют мешки, расположенные между внутренними органами птицы. При выдохе, когда использованный воздух выталкивается наружу, в легкие из воздушных мешков поступает чистый, с большим содержанием кислорода, воздух. Так обеспечивается «второе дыхание», которое характерно только для птиц.
Температура тела птиц достигает 45◦. Глаза крупнее, чем у млекопитающих. Хорошо развит слух, но очень плохо – обоняние и осязание. Разнообразие в устройстве клювов и большая подвижность, позволили птицам добывать различные корма.
Среди птиц имеется большая группа насекомоядных. Ряд видов ведет хищнический образ жизни, питаясь другими животными. Другие приспособились к добыванию рыб.
Одни виды обитают только в лесах; другие – в полях и степях; третьи заселяют побережья рек и озер и теснейшим образом связаны с водной средой; четвертые - приспособились к жизни около человека.
Велико значение птиц в народном хозяйстве: дают вкусное, богатое витаминами мясо; уничтожают вредных насекомых. Многие хищные птицы в больших количествах поедают вредных грызунов.
Все это говорит о том, что изучение птиц - дело большое и весьма важное.
1.3. Птицы Краснохолмского района
Фауна птиц Краснохолмского района богата и разнообразна. Исследования показывают, что на территории района можно встретить 260 видов. Большинство принадлежит к перелетным, появляющимся у нас весной и улетающим осенью. Некоторые прилетают к нам только на зиму.
В приведенной ниже таблице характеризуется структура фауны птиц нашей местности.
Фауна птиц Краснохолмского района | |||
№ | Отряд | Общая характеристика отряда | Типичные представители отряда |
1. | Отряд хищных | Ведут хищнический образ жизни. Имеют мощный клюв, загнутый на конце; сильные лапы с острыми и загнутыми когтями и довольно плотное оперение. Большинство видов имеет зоб, что позволяет им одновременно поедать большое количество пищи, а затем, медленно переваривая ее, некоторое время обходиться без корма. В районе 5 видов. | Ястреб, орел, коршун и другие. |
2. | Отряд курообразвые | Птицы средней величины, телосложение плотное, крылья широкие, полет тяжелый. Все куриные, обладая хорошим мясом, являются объектами охоты. Насчитывает 5 видов. Четыре из них – тетерев, глухарь, рябчик, серая куропатка – в течение всего года обитают у нас, перепел на зиму улетает в Африку, а белая куропатка только изредка появляется у нас. | Тетерев, глухарь, рябчик, серая куропатка, белая куропатка, перепел и другие. |
3. | Отряд совы | Птицы, ведущие ночной образ жизни. Имеют большие, обращенные вперед глаза. Совы могут поворачивать голову на 180 градусов. Оперение рыхлое, мягкое. Слух прекрасно развит. В районе 8 видов. | Филин, сова ушастая, сова болотная и другие. |
4. | Отряд жаворонковых | К характерным внешним признакам представителей этого семейства относятся закругленная задняя поверхность, покрытой щитками и длинный острый коготь заднего пальца. | Жаворонок полевой, жаворонок рогатый, жаворонок лесной и другие. |
5. | Отряд длиннокрылые | Птицы с длинными изогнутыми крыльями, как бы сплюснутой головой и расщепленным клювом. | Стриж черный, козодой и другие представители. |
6. | Отряд гусеобразных | Размеры от мелких до крупных, пух покрывает все тело. Тело коренастое с короткими ногами, три передних пальца соединены плавательными перепонками, длинная шея и широкий клюв. Связаны с водой. Питаются растительными кормами. | Лебедь- кликун, гусь серый, другие виды лебедей, кряква, чирок, утка серая и другие. |
7. | Отряд воробьинообразные | Самый богатый по количеству видов отряд. В районе 48 видов. Внешний вид очень разнообразен: от ворона массой 1500 г до королька массой 8 г. Имеют «шественные» ноги, три пальца смотрят вперед, один – назад. Питаются насекомыми. | Воробей, скворец, пищуха, жаворонок, свиристель, королек, синица, дрозд, иволга, овсянка, ворона, сорока, галка и многие другие. |
8. | Отряд чайковые | К этому отряду в фауне района принадлежит 10 видов. Передвигаются по земле и хорошо плавают. Все чайки принадлежат к выводковым птицам. Окраска- белые, серые, черные тона. Весной и осенью питаются в основном рыбой, а летом чаще всего насекомыми. Зимуют на Каспийском и Черном морях. | Чайка серебристая, чайка обыкновенная, чайка сизая, чайка малая, чайка озерная, крачка речная, краска малая и другие. |
9 | Отряд голенастые | Отряд насчитывает 6 видов. | Выпь, квакша, цапля большая, цапля серая, аист белый, аист черный |
Особый интерес у меня вызвала самая частая гостья моей кормушки – большая синица.
Синица большая (большак) широко распространена.
Спинная сторона синицы большой желтовато-зеленого цвета, брюшная сторона желтая с широкой черной полосой вдоль груди и брюха. Верхняя сторона головы, бока шеи, горло и прилежащая часть зоба блестяще-черные с синеватым стальным отливом, бока головы белые. Крыло серовато-голубого цвета со светлой поперечной полосой. Хвост черноватый с голубоватым налетом. Большая синица — один из наиболее крупных представителей семейства: длина ее тела 130—165 мм, вес около 20 г.
Синица — оседлая птица. Весной возвращается на места гнездования во второй половине февраля — начале марта. В это время самцы поют однообразную, но не лишенную приятности звонкую песню. Словами ее можно передать как повторяющиеся «пили-пили-пили...». Эта птица начинает петь одной из первых, поэтому говорят, что песня синицы приносит с собой весну.
Гнезда устраивают в дуплах дятлов, реже в выгнившей древесине дерева на месте выпавшего сучка, за отставшей корой, в щелях деревянных построек, в старых гнездах белок, между толстыми сучьями и ветвями, а также в других закрытых местах, обычно на высоте 2—6 м от земли.
Около жилья человека большая синица может устраивать гнезда в самых неожиданных местах. Известны случаи гнездования этих птиц в чугунных перилах, в трубе водокачки, в столбах уличного освещения, в металлических трубах оград, в почтовых ящиках, за обшивками стен зданий, внутри дула пушки артиллерийского орудия! Ну и, конечно, большаки охотно селятся в гнездовьях, сделанных человеком.
Большая синица – это птица, песня которой приносит с собой весну. Всеядная птица. Летом основу ее питания составляют яйца, гусеницы и взрослые особи бабочек, жуки, а также пауки. Осенью — равнокрылые и яйца бабочек, жуков поедается немного, в пище появляются семена, охотно потребляются также ягоды и плоды. Зимой основу питания составляют семена растений и яйца бабочек, а весной — семена и жуки. Особи, присоединяющиеся к смешанным синичьим стаям, частично питаются за счет запасов, сделанных гаичками и поползнями.
Строят гнездо синицы в течение 4—7 дней из тонких веточек, корешков, сухих стебельков трав, мха, лишайников, а также растительного пуха, перьев, клочков шерсти, паутины пауков и насекомых. Лоток выстилается мягкой шерстью различных животных и мягкими перьями.
Яйца у синиц белые, слегка блестящие с большим количеством красновато-коричневых пятнышек, разбросанных по их поверхности. Насиживает их самка в течение 13—14 дней. Самец лишь изредка приносит ей корм.
Вылупившихся птенцов первые 3— 5 дней жизни кормит исключительно самец, самка в это время обогревает птенцов. Птенцы остаются в гнезде 19— 21 день; родители кормят их, делая в день около 400 прилетов с кормом к гнезду.
Большаки - частые гости на кормушках. Причём эти птички сами уже с восходом начинают рейды стаями по балконам высотных зданий и при этом громко орут! Запросто долетают до 15 этажа - невиданный подвиг для воробья. Кормушками синиц привлекают в город прежде всего в качестве санитаров. Ведь синицы продолжают собирать вредителей даже зимой (своих запасов как некоторые другие синицы они не делают).
Красноречиво о проблеме нахождения корма зимой говорит тот факт, что в морозные зимы погибает до 90% всех большаков. От голода, а не от холода!
Дело в том, что голодная птица запросто может замёрзнуть морозной ночью. Сытой же не страшны никакие морозы.
А синица - это птица, которая спасает урожай, уничтожая вредных насекомых, личинок. К, сожалению, из-за голода в сильные морозы численность этих птичек сокращается.
Поэтому синица должна стать всеобщей заботой о ней.
В зимний период нужно подкармливать птиц жирными кормами: семенами тыквы, подсолнечника, несолёным салом, сливочным маслом, овсяными хлопьями, залитыми животным жиром. Простейшую кормушку по традиции вырезать из молочного пакета.
Но! Начав кормить птиц, ни в коем случае нельзя надолго оставлять кормушки пустующими. Привыкшие получать корм птицы могут погибнуть. Если кормить начали - прекращать до конца зимы нельзя!
II. Практическая часть.
В дальнейшем я проводила собственные наблюдения за птицами в нашем городе, районе и одновременно изучала различные энциклопедии, научную и художественную литературу по своему вопросу.
2.1.Констатирующий эксперимент.
Сначала был проведен опрос среди учащихся младших классов по данной теме. Результаты приведены в таблице.
1. Кто такие птицы? | ||||||
животные, покрытые перьями | животные, которые летают | животные, которые поют | ||||
2. Каких птиц вы знаете? | ||||||
домашние | перелетные | Зимующие | ||||
3. Назовите птиц Краснохолмского района. | ||||||
снегирь | синица | кукушка | воробей | дятел | сорока | галка |
4. Где они живут? | ||||||
на дереве | в саду | в парке | в лесу | |||
5. Чем питаются? | ||||||
зерно | овощи | трава | ягоды | насекомые | остатки продуктов | |
6. Опишите внешний вид птицы. | ||||||
перья | клюв | хвосты разные | две лапки | разные по оперению | разные по размеру | |
7. Какого значение птиц в жизни человека? | ||||||
пища | поедают вредных насекомых | приносят радость |
Дальше провела опрос среди учеников своего класса и попросила из рассказать, каких птиц они знают и что могут рассказать.
Чернецов Кирилл назвал птиц - дятла, воробья. Дятел-доктор деревьев. Питается личинками, которые достает из-под коры деревьев, а воробьев он назвал воришками. Они воруют корм на кормушках, у домашних животных.
Панов Влад рассказал о соловье, его пение известно всем, на вид птичка очень скромная, сероватого цвета.
Никонов Иван сообщил мне о кукушке, которая подкладывает яйца в гнезда другим птицам, а сама улетает. Она не знает своих птенцов.
Серова Полина видела на деревьях зимой снегирей. У самцов грудка яркая -красная. Они лакомятся очень вкусной для них пищей: добывают вкуснятину -семена и сухие плоды кустарников.
Архипова Настя рассказала мне о галках, воронах. Она отметила, что у них сильные клювы. Пищу они находят на помойках, около человеческого жилья. Настя рассказала очень интересный случай: однажды галка напала на знакомую женщину и поранила ей голову, наверное птицу спугнули во время ее завтрака на помойке.
Ученики много интересного знают о синицах. Они уничтожают вредных насекомых, личинок. Спасают урожай. Синицы весной звонко поют. А еще зимой их надо подкармливать салом, но только не соленым. От соленого сала у них болят животики.
Ответы ребят помогли дальнейшему моему исследованию.
2.2. Обучающий эксперимент.
На основе всех вышеназванных связей, я определила для себя моменты, на которые должна была обратить особое внимание при ответе на главный вопрос моего исследования. Это:
Результаты приведены в таблице:
Слово «птица» от древнерусского «потка», употреблялось в значении «маленький». | ||
1. Птицы, которые получили свое название по характеру питания. | ||
№ | Название птицы | Объяснение названия птицы. |
1. | Козодой | Летает среди коз, вокруг которых вьется много насекомых. |
2. | Мухоловка | Питается мухами. |
2. Птицы, которые получили свое название по условиям обитания. | ||
1. | Камышевка | Живет в камышах. |
2. | Овсянка | Живет в овсах. |
3. Птицы, которые получили свое название по значению в жизни человека (польза, питание). Неоспорима польза, которую приносят человеку птицы, поедая вредителей леса. Однако, названия они получали исключительно за свое пение. Причем лучшие «певцы» имеют скромную окраску оперения, а пение ярко окрашенных птиц часто бывает неблагозвучным. У певчих птиц поют в основном самцы, привлекая самок. Особенно это важно для птиц, живущих в местах с ограниченной видимостью: в лесах, кустарниках. | ||
1. | Сорока | Получила название за характерное стрекотание. |
2. | Кукушка | За «ку-ку», постоянно кукует. |
3. | Грач | За «гра-гра», по свежевспаханному полю расхаживает и «грачит». |
4. | Чибис | «Чьи вы-чьи вы, чи-би-чи-би» поет. |
5. | Глухарь | Токует «тоо-ток, тоо-ток» и глохнет. |
6. | Дрозд | За «дрз-дрз». |
7. | Щегол | За «щегл-щегл». |
8. | Свиристель | За «свирист» - свист. |
9. | Синица | «Зинь- зинь – зинь». Раньше называли «зиница», а затем «з» поменяли на «с». |
10. | Тетерев | «Тири- тири» передает клохтание тетерева. |
11. | Чайка | Крик ее «ча-ча-ча». |
12. | Пищуха | Пищит |
13. | Скворец | За «сква- сква». |
4. Птицы, которые получили свое название по внешнему виду, повадкам. | ||
1. | Иволга | За «неясный характер»: то поет ласково, то заноет как кошка. |
2. | Клест | Назван за клюв, напоминающий клещи. Клюв загнут, как будто сжат, а по – древнерусски «клестить» - сжимать. |
3. | Воробей | Любит воровать и люди кричат «Вора бей!» |
4. | Ворона | Названа за черный, по – старинному, «вороной» цвет оперения. |
5. | Галка | «Гал» по – древнерусски, «черный». |
6. | Зеленушка | Зеленое оперение. |
7. | Зорянка | Начинает петь с зорей. |
8. | Трясогузка | Хвостом трясет. |
9. | Стриж | Не хвост у стрижа, а словно ножницы. Не летает, а воздух «стрижет» |
10. | Зяблик | Мерзнет, «зябнет» и рано улетает на юг. |
11. | Снегирь | От тюркского «сниг» - красногрудый. Появляется у нас со снегом. |
12. | Дятел | Долбит дерево. |
13. | Соловей | Невзрачный серый «соловый», по-старинному цвет оперения. |
14. | Рябчик | По оперению рябой. |
15. | Цапля | Удивительно происхождение слова "цапля". Оно происходит от глагола "чапати", то есть "медленно передвигаться", образовано от звукоподражательного "чап". Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: "Чап-чап! Чап-чап!" Отсюда и глагол "чапати". Но ведь птицу-то называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдельных деревнях вместо звука [ч] произносят [ц]. В слове "цапля" звук [ц] закрепился в языке и считается правильным литературным вариантом. |
Можно сделать вывод о том, что самая многочисленная группа птиц Краснохолмского района – птицы, получившие свое название по внешним признакам, повадкам.
III. Заключение
Во- первых, мое исследование показало, что названия птиц появлялись не случайно. Таким образом, гипотеза моя подтвердилась. Люди обращали внимание на какой-нибудь характерный признак птицы и по этому признаку(или сразу на несколько признаков одновременно) давали название. В них и внимание, и радость встречи, и счастье открытия!
Во- первых, в ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много энциклопедической, научной и художественной литературы, в том числе и словари. Узнала значение непонятных мне слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования, узнала многое о птицах. Я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к природе, к ее звукам, к ее красоте, к чтению любого произведения, так как только наблюдательность и вдумчивое чтение позволит сделать новые открытия.
В – третьих, я узнала очень много интересного про частую гостью моей кормушки – большую синицу. И меня сильно поразил тот факт, что в морозные зимы погибает до 90% всех большаков от голода! И я очень рада, что обслуживанием своей кормушки могу спасти хотя бы несколько птичек!
В – четвертых, моя работа заинтересовала учеников младших классов. Мы решили создать проект «Красная Книга Тверской области».
IV.Литература
1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. М.,1955.
2. Ласуков Р.Ю. Карманный определитель. – М.: Лесная страна, 2009. Изд. 2-е, изм. - 160 с., с илл.
3. Мосалов А.А., Зубакин В.А., Авилова К.В., Волков С.В., Галушин В.М., Ерёмкин Г.С., Зубакина Е.В., Кайгородова Е.Ю., Калякин М.В., Касаткина Ю.Н, Коблик Е.А., Косенко С.М., Марова И.М., Редькин Я.А., Сметании И.С.Полевой определитель птиц Подмосковья. Москва: Союз охраны птиц России; Изд-во «Колос», 2009, 232 с. с илл.
4. Шаинский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. – М.: Прозерпина, 1994.
Электронные ресурсы.
1. Анимации http://gifanimation.ru/anipti7_new.htm
2. Голоса птиц средней полосы России http://huntropos.ucoz.ru/load/golosa_ptic_srednej_polosy_rossii/6
3.Почему они так называются? http://mirdetok.tomsk.ru/frmp/viewtopic.php?f=127&t=8564
http://www.mnoga.net/137333-sto-tysyach-pochemu.htm
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Рисуем белые грибы пастелью
Сказка "Колосок"
Невидимое письмо
Большое - маленькое