Сообщение по литературе
Вложение | Размер |
---|---|
peyzazhnaya_lirika_f.i.tyutcheva.doc | 37 КБ |
Поочерёдно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг
бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной
бездной.
Ф.И.Тютчев
Пожалуй, трудно найти русского человека, который бы ни разу не встречался с произведениями Ф.И.Тютчева. И каждый, конечно же, воспринимает их по-своему, но никогда стихотворения его не могут оставить человека равнодушным. Ведь всё творчество Тютчева – это обязательно что-то светлое, доброе, простое и неизменно своё – русское, проникающее в душу, «хватающее» за сердце, рождающее в человеке высокое чувство любви. Любви к природе, к Родине, к женщине, к жизни, наконец. И каждый, кто хоть раз соприкоснулся с произведениями Тютчева, проносит это чувство через всю свою жизнь, черпая его, как из источника, из тех же тютчевских стихов. Их тематика разнообразна, и, тем не менее, почти все, так или иначе, связаны с темой природы.
Судьба Тютчева-поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.
Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. Тютчев в сознание читателей вошёл прежде всего как певец природы, ни для кого из русских поэтов природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать "именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина". Л.Н.Толстой признавался, что каждой весной в его памяти возникают строфы тютчевской "Весны":
Как не гнетёт рука судьбины,
Как не томит людей обман,
Как ни браздят чело морщины,
И сердце как ни полно ран;
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены
Что устоит перед дыханьем
И в первой встречею весны!
Да разве в торопливом говоре весенних ручейков не слышится нам песня тютчевских весенних вод, славящих приход "молодой весны", и разве первым раскатам весеннего грома не вторят в нашем сознании знакомые строки:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
А летом, когда мы видим сгустившиеся тучи и переводим взгляд на притихшие поля, нам опять-таки вспоминаются тютчевские строки:
Зеленеют нивы
Зеленеют под грозой.
Преобладание пейзажей – одна из примет его лирики. Правильнее назвать её пейзажно-филосовской: картины природы воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании.
Природа никогда не предстаёт перед нами во время каких-нибудь могущественных катаклизмов, которые вызывают у человека страх и беспомощность. Она всегда близка нам и проста для восприятия. И в этом её необыкновенная прелесть:
Лениво дышит полдень мглистый.
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
При более глубоком проникновении, однако, можно увидеть, что за внешней простотой скрыт величественный мир, полный гармонии и красоты, которая поражает читателя своим совершенством.
Природа у Тютчева изменчива, динамична, многолика и разнообразна. Не знающая покоя, она вся в борьбе противоборствующих сил, беспрерывной смены дня и ночи, круговороте времён года, насыщена звуками, красками, запахами. «На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром…» - восхищается поэт картиной ночного моря. («Как хорошо ты, о море ночное»(1865). То же пиршество звуков и красок в хрестоматийных строках «Весенние грозы». Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Поэт не только восхищается природой, он передаёт её внутреннее состояние с мельчайшими оттенками, нюансами цвета и звука; в его стихах много полутонов, шорохов, теней. Они приближают нас к реальному миру, в котором жил и творил Ф.И.Тютчев.
Где вы, Гармонии сыны?..
Сюда!.. и смелыми перстами
Коснитесь дремлющей струны,
Нагретой яркими лучами
Любви восторга и весны!..
Каждое явление, показанное в стихах поэтом, будь то прилёт птиц или закат солнца, гроза или снегопад, раскрывается во всей красе и величии - это характерная особенность описаний Тютчева. При этом следует отметить, что во всех картинах природы, изображённых поэтом, нет ни капли вымысла, они всегда реальны и жизненны. Природа у Тютчева живёт, а он эту жизнь описывает.
В стихах Тютчева поражает диапазон художественного видения поэта – от тонкого волоса паутины, что «блестит на праздной борозде», до океана вселенной, объемлющего «шар земной».
Особенно интересно Ф.И.Тютчев показывает промежуточные, переходные моменты жизни природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…,
или же осенний вечер – предвестие зимы:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерёв,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест,…
Он воспевает не грозу в начале лета, а «весенний первый гром» «в начале мая». Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне («Ещё земли печален вид, / А воздух уж весною дышит…», 1836).
У Тютчева нет "мёртвой природы" - она всегда полна движения, на первый взгляд незаметного, но на самом деле непрерывного, почти вечного. И Тютчев преклоняется перед этим движением жизни, благодаря которому, может быть, существует человек:
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаём
Себя самих - лишь грезою природы.
Природа для Тютчева - храм. Но не мёртвый, созданный из камня руками человека, а полный жизни, естественный и одухотворённый:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Природа в стихах Тютчева внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Весенний гром грохочет в небе, "как бы резвяся и играя". Вешние воды "бегут и будят сонный брег". Уступая дорогу весне, зима "злится", "хлопочет", "ворчит", "бесится". "Лазурь небесная смеется", "полураздетый лес грустит", с небес глядят " "чуткие звёзды". Само по себе одушевление природы довольно обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворения, не просто метафоры: живую красоту природы он "принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину...", - писал В.С. Соловьёв.
Так в чём же особенность изображения природы Тютчевым? Ф.И.Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева - это живое разумное существо.
Ф.И.Тютчева по праву называют певцом русской природы. И надо думать, что полюбил он её не в блестящих гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга, не в патриархальной Москве. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг, с тихих лугов и необозримых голубых небес родной Брянщины.
Попова Арина
Отчего синичка развеселилась
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Зимняя сказка
Цветок или сорняк?
Северное сияние