С давних времен люди придавали большое значение имени человека. Имя с самого рождения давало характеристику его владельцу и сопровождало его всю жизнь, обязывая подтверждать его значение. И какое бы не было имя, оно имеет своё толкование, имеет своё происхождение и своё значение. Вопрос о том, что означает мое имя, наверное, задавал себе любой человек. Ведь каждому хочется знать, каково значение имени, которое дали ему родители, в чем тайна имени, с которым человек связан всю свою жизнь. С личными именами у родителей, ждущих ребенка всегда проблема: как назвать ребенка? Как выбирают имя своему ребёнку? Под влиянием моды? Или по совету родителей? Или более благозвучное? Нас интересует, почему нас так назвали и что означают наши имена?
Вложение | Размер |
---|---|
chto_oznachayut_nashi_imena.doc | 231 КБ |
ΙV районная конференция младших школьников «Юный исследователь»
Исследовательско-творческий проект «Что означают наши имена»
Ковалёва Татьяна Алексеевна, Харючи Марина Валерьевна
4 класс
МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда»
Поддубная Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
Что означают наши имена
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………...3
Основная часть
Глава 1 Теоретическая часть
§ 1. Что такое имя………………………………………………………………………….5
§ 2. Критерии при выборе имени…………………………………………………………5-6
§ 3. Рейтинг самых распространенных имен в России………………………………….6
§ 4. Нумерология…………………………………………………………………………...6-7
Глава 2 Практическая часть
§ 1. Результаты исследования…………………………………………………………….8-9
Заключение………………………………………………………………………………..10
Список литературы. ……………………………………………………………………..11
Приложения 1 - 10. …………………………………………………………….................12-17
ВВЕДЕНИЕ
«Как Вы лодку назовёте – так она и поплывёт!»
Капитан Врунгель
Актуальность проблемы
С именем человек не расстается,
Имя ему навеки дается.
Родители сына иль дочку назвали
Видеть счастливым ребенка мечтали.
Этот доволен, а этот не очень,
Но имя с тобою, хочешь, не хочешь,
Один прославляет имя свое,
Другой замарал, как неряха белье.
У одних к имени доброе отчество,
А других и по имени звать не хочется.
И сетуй – не сетуй, но воля твоя.
Как звать тебя будут родные, друзья.
С давних времен люди придавали большое значение имени человека. Имя с самого рождения давало характеристику его владельцу и сопровождало его всю жизнь, обязывая подтверждать его значение. И какое бы не было имя, оно имеет своё толкование, имеет своё происхождение и своё значение. Вопрос о том, что означает мое имя, наверное, задавал себе любой человек. Ведь каждому хочется знать, каково значение имени, которое дали ему родители, в чем тайна имени, с которым человек связан всю свою жизнь. С личными именами у родителей, ждущих ребенка всегда проблема: как назвать ребенка? Как выбирают имя своему ребёнку? Под влиянием моды? Или по совету родителей? Или более благозвучное? Нас интересует, почему нас так назвали и что означают наши имена?
Новизна работы заключается в том, что мы узнаем о своих именах как можно больше; нам придётся работать с литературой, искать другие источники информации; что расширит наш кругозор.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: мы предполагаем, что выбор имени влияет на судьбу человека.
Цель работы: соотнесение имен с характерами ребят 4а класса и влияние имени на судьбу человека.
Задачи:
1. Узнать у родителей, почему нас так назвали?
2. Изучить происхождение и значение имен ребят 4а класса, узнать талисманы и покровителей имени.
3. Выявить самые популярные имена 20 и 21 веков..
4. Вычислить число имени и сущности, узнать, совпадают ли они, и совпадает ли имя со знаком зодиака.
5. Проанализировать распространенность наших имен во всей школе.
6. Понаблюдать за своими поступками и сравнить личные качества с полученными значениями имени.
7. Подобрать стихи об именах.
8. Сделать вывод.
9.Оформить брошюру о своем имени и буклеты всех имен класса.
Предмет исследования: имена ребят 4а класса.
Методы исследования: изучение литературы по предмету, исследования, наблюдение, анкетирование, анализ и обобщение.
Источники информации: Интернет, литература, списки обучающихся школы.
Использованная литература:
1.Зима Д., Зима Н., «Тайна имени», Москва, Рипол Классик, 2007
2. Имена и их значение. – Ростов н/Д: Владис, 2010. – (Удобная библиотека).
3.Хигир Б. Ю. Энциклопедия имен. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 528 с.
4. Шешко Н.Б. Современный именослов. – Минск: Современная школа, 2011
6.Интернет-портал
Предполагаемый результат.
В результате исследовательской работы мы хотим узнать как можно больше о своих именах, сделать брошюру о своих именах и подарить всем ребятам нашего класса буклеты с их именами.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1 Теоретическая часть
§ 1. Что такое имя
Что такое имя? Это код, который сопровождает нас от рождения до ухода из жизни. Каждый, думая о себе, соотносит себя со своим именем. Так же воспринимают нас и окружающие. Казалось бы, набор звуков, на который мы привыкли отзываться. Это так и не так. Это сочетание входит в наше сознание, вступая в резонанс с нашим внутренним «Я», и напрямую влияет на наше сознание и подсознание.
Банальна английская фраза «Что в имени твоем?». Может быть, но только все изыскания в области ономастики (науки о собственных именах) не заменят ощущения каждым человеком своего имени. Все люди относятся к своим именам по-разному: кто-то любит и наслаждается сладким созвучием, кто-то не может представить себя ни кем иным, Елизаветы или Дмитрия, кто-то ненавидит свое имя...
Каждый человек при рождении получает имя. Сами мы имён не выбираем, это делают наши родители. Но узнать, каково происхождение имени, историю имени, толкование имени мне очень интересно, как, наверное, любому человеку.
Ведь разнообразие имён огромно. Какие-то имена имеют старинные корни, в этом случае происхождение имени связано с древней историей, а какие-то имена образовались совсем недавно, и насчитывают всего десятилетия. Но, какое бы не было имя, оно имеет своё толкование, имеет своё происхождение и своё значение.
Перед тем как мы перейдём к исследованию имен, сделаем небольшой экскурс в историю.
Выбор имени — дело весьма ответственное. Им в большой мере определяется судьба родившегося человека. Во многом от родителей зависит, чтобы она была счастливой. Есть ли у имени характеристики, которые неизбежно становятся присущи тому, кто его носит? Может ли имя влиять на жизнь и судьбу своего носителя или все зависит от воспитания? Ответы на этот вопрос могут быть самыми разными, но, одно, несомненно: каждый из нас встречал в жизни людей, про которых говорили: "Как ей не подходит ее имя! Ну, какая она Оля? Она - Женя!". Это естественно, поскольку у каждого имени обязательно есть некоторые известные и значимые для всех признаки. Как уже говорилось, малыш отождествляет себя со своим именем. Понимая, что он - Валера, Коля или Толя, он перенимает и те характеристики, которые с этим именем связаны. [2]
§ 2. Критерии при выборе имени
1.Лучше, если имя легко произносится и запоминается как само по себе, так и с отчеством. Трудно выговариваемое имя становится помехой при общении, вызывает напряжение у того, кто обращается, и неловкость у того, к кому обращаются.
2. Желательно, чтобы имя не затрудняло образование ласкательных форм (Санечка, Васюточка, Алинушка и т. п.). Это дает возможность передавать различные нюансы отношения к человеку.
3.Имя должно позволить легко образовывать отчество, иначе это будет приносить страдания вашему повзрослевшему внуку.
4.Очень важно, чтобы имя звучало мягко и легко, например: Александр Владимирович, Алексей Михайлович. Произнесите эти сочетания вслух, и сразу почувствуете разницу с другими: Степан Игоревич, Дмитрий Станиславович. Гармоничное звучание возникает в том случае, если ударение в имени и отчестве приходится на одинаковый по счету слог. Желательно, чтобы получался красивый звуковой ряд; иными словами, чтобы на стыке имени и отчества не было нагромождения согласных или гласных звуков.
5.Ни в коем случае нельзя называть сына именем отца, например: Александр Александрович, Николай Николаевич и т. д. Не следует называть и дочерей в честь матери. Это придает характеру ребенка неустойчивость, повышенную эмоциональность, излишнюю раздражительность. Объясняется это тем, что ребенок многое и так наследует от родителей, и хорошо, если лучшие качества, но чаще бывает наоборот. Повторение родительского имени способствует развитию негативных качеств.
6. Имя не должно вызывать у людей нежелательных ассоциаций.
7. Если ребенок будет носить фамилию, не указывающую на его пол, не стоит давать ему имя Женя, Валя, Саша. Малыши расстраиваются, когда девочку принимают за мальчика и наоборот, например Салиндер Саша, Вэнго Женя.
8. Не следует называть ребенка в честь покойных близких, например, брата, сестры, бабушки, дедушки, дабы не подвергать повторению нежелательных коллизий ушедших из жизни родственников. [4]
§ 3. Рейтинг самых распространенных имен в России
Самые популярные имена в России в начале ХХ века
Мария, Анна, Александра, Екатерина, Клавдия, Татьяна, Вера, Елизавета, Ольга.
Николай, Александр, Михаил, Иван, Василий, Алексей, Сергей, Владимир, Петр, Георгий, Дмитрий.
Самые популярные имена в России в последние годы
Анастасия, Мария, Анна, Дарья, Виктория, Елизавета, Полина, Екатерина, Софья, Александра.
Александр, Максим, Никита, Иван, Дмитрий, Михаил, Даниил, Егор (Георгий), Андрей. [6]
§ 4. Нумерология
Число сущности
На протяжении жизни человека его имя меняется. В детстве его называют сокращенным именем, взрослых – полными именами или по имени и отчеству. Но в любом случае наименование, обращенное к человеку, влияет на его индивидуальность, хотя он сам и окружающие даже не подозревают об этом. Поэтому мы иногда удивляемся, когда невзрачный и тихий паренек Костик, который и учился-то не очень, вдруг в расцвете лет превращается в Константина и поразительным образом меняется. А все дело в том, что окружающие, называя его Костиком, приглушали его сущность и не давали возможности самовыразиться. А вот имя Константин помогло раскрыть индивидуальность юноши.
Дату рождения необходимо сократить в число при помощи сложения дня, месяца и года (январь -1, февраль – 2, декабрь – 12, т.е. (1+2 =3)
Человек, родившийся 23.01.2012 года, должен сложить 2 + 3 + 0 + 1 + 2 + 0 + 1 + 2 =11 = 1 + 1 = 2- число сущности.
Число имени
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З |
И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р |
С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ |
Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Поскольку мы высчитываем имя ребенка, то высчитаем имя Катя и Катюша.
Катя = 3 + 1 + 2 + 6 = 12 = 1 + 2 = 3
Катюша = 3 + 1 + 2 + 5 + 8 + 1 = 20 = 2 + 0 = 2
Высчитав число имени, определим, подходит ли оно к числу сущности. Проверить, гармонично ли сочетание чисел, можно по таблице:
Число сущности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Число имени | 1, 3, 5, 10 | 2, 4, 6, 9 | 1, 3, 5, 10 | 4, 8 | 5 | 2, 6, 9 | 7, 8 | 8 | 9 |
Число сущности и число имени гармоничны. Человек может проявить себя, свои способности, добиться успеха в профессиональной сфере, в личной жизни.
Все остальные сочетания нежелательны, поскольку они не дают человеку проявить свое предназначение. В этом случае человека могут преследовать неудачи, ему потребуется много сил, чтобы преодолеть все трудности, встречающиеся на его пути.[4]
Глава 2 Практическая часть
§ 1. Результаты исследования
На первом этапе работы над исследованием была проведена анкета [приложение 1] с обучающимися 4а класса, в ходе которого было выяснено:
Мне нравится мое имя – 14 чел. – 82%
Я хотел бы изменить свое имя - 5 чел. - 29% [приложение 2]
Почему мне дали такое имя
- Нравится родителям - 8 чел. – 47%
- В честь …..- 9 чел. – 53%
- папы – 1 чел. – 6%
- бабушки – 3 чел. - 18%
- дедушки – 2 чел. – 12%
- тёти – 1 чел. – 6%
- друга брата – 1 чел. – 6%
- врача – 1 чел. - 6% [приложение 3]
«Пьедестал»
Нарисуй вертикальную лестницу из 10 ступенек. Напиши, где на ней находится твое имя, если наверху располагается самое хорошее имя, а внизу самое плохое.
1 место – 11 чел. – 64%
2 место – 3 чел. – 18%
3 место – 1 чел. – 6%
4 место – 1 чел.- 6%
5 место – 1 чел.- 6 % [приложение 4]
На втором этапе был подсчитан рейтинг имен обучающихся школы-интерната из имен нашего класса:
1) Всего в школе-интернате 308 обучающихся.
Татьяна – 9, Александр -8, Александра -7, Ангелина – 5, Дарья, Илья, Лилиана, Марина – 4
Екатерина, Наталья – 3, Эдуард, Артём, Никита – 2, Адриана, Людмила -1. [приложение 5]
2) Определена популярность наших имен в прошлом и нынешнем веках:
В ΧΧ веке: Александра, Екатерина, Татьяна, Александр
В начале ΧΧΙ века: Дарья, Екатерина, Александра, Александр, Никита. [приложение 6]
На третьем этапе каждый участник проекта (весь класс) собирал информацию о своем имени, определял число имени и сущности, соответствие имени знаку зодиака, определяли соответствие имени и характера.
Результаты таковы:
1) Совпадение числа сущности и числа имени:
Артеева Екатерина, Быкова Дарья, Журавлёва Екатерина, Канева Ангелина, Ковалёва Татьяна, Харючи Марина. – 6 -35% [приложение 7]
2) Совпадение имени по знаку зодиака:
Каптяев Александр, Пальянова Александра, Терентьева Людмила – 3 -17%. [приложение 8]
3) Совпадение имени и характера:
Имя подходит: 9 – 53%
Частично: 7 – 41%
Не подходит: 1 – 6% [приложение 9]
На четвертом этапе вся информация была собрана в таблицу. [приложение 10]. По итогам работы над проектом все желающие получили памятку «Как назвать ребенка». [приложение 11], каждый обучающийся 4а класса изготовил брошюру о своем имени и получил буклет в подарок.[приложение 12]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Имя играет важную роль в жизни человека. Каждому имени свойственны определенные черты характера. Но свойств характера очень много даже внутри одного имени, поэтому на человека оказывает влияние не только само имя, но и семья, его друзья, учителя. Очень важно развить в человеке положительные черты и, наоборот, сгладить отрицательные. А для этого нужно знать, чем отличаются наши имена. Так, например, в нашем классе две Даши и две Кати, у них есть одинаковые черты характера, свойственные данному имени, а с другой стороны, они разные. У них разные отчества и фамилии, они живут в разных семьях, все это в комплексе накладывает отпечаток на судьбу человека.
Проведя исследование, было выяснено, что большинство ребят получили свое имя потому, что оно нравится родителям. В ΧΧ веке и начале ΧΧΙ века популярны имена Екатерина, Александра, Александр и в нашей школе популярны Александра и Александр. В школе из имен нашего класса самое распространенное имя – Татьяна, самые редкие – Людмила и Адриана. 82% ребят свое имя нравится, однако только 64% ребят поставили его на 1 место. Подходит имя только 53% одноклассников. Число сущности и число имени у большинства ребят не совпадает, а также имя по знаку зодиака многим не подходит.
Большое значение имеет тот факт, как человек, особенно ребенок, относится к своему имени. Чем больше степень удовлетворенности своим именем и фамилией, тем более адекватно самовосприятие и человек более успешен в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и обучении. Если ребенку не нравится его имя, родители должны привить уважение к собственному имени. Ведь все мы разные, поэтому у нас разные имена. Мы разные для того, чтобы мир и дальше развивался, чтобы открывалось новое, чтобы жизнь продолжалась.
Личный вклад в изучении проблемы.
У нас был большой интерес к этой работе, ведь мы хотели узнать, подходят ли нам наши имена. Вместе с родными мы искали материал в литературе, Интернете. Родители заинтересовались и стали искать информацию не только о своих именах, но и всех членов семьи. Каждый обучающийся изготовил брошюру о своём имени, и все одноклассники получили на память буклет о своём имени. Все желающие получили памятку «Как назвать ребенка».
ЛИТЕРАТУРА
1.Зима Д., Зима Н., «Тайна имени», Москва, Рипол Классик, 2007
2. Имена и их значение. – Ростов н/Д: Владис, 2010. – (Удобная библиотека).
3.Хигир Б. Ю. Энциклопедия имен. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 528 с.
4. Шешко Н.Б. Современный именослов. – Минск: Современная школа, 2011
6.Интернет-портал
Приложение 1
1. Мне нравится мое имя. (Да, нет)
2.Я хотел бы изменить свое имя. (Какое)______________________
3. Мое имя нравится моим одноклассникам. (Да, нет)
4. Я все время боюсь, что из-за моего имени мне придумают смешное прозвище. (Да, нет)
5. Я считаю, что у меня очень привлекательное имя. (Да, нет)
6. Я считаю, что благодаря своему имени я чувствую себя очень уверенно. (Да, нет)
7.Я считаю, что одноклассники из-за моего имени иногда шутят надо мной.
(Да, нет)
8.Почему мне дали такое имя (В честь кого? Нравится родителям, другое) _____________________________________________________________
9.Дома меня чаще называют. (Как?) ___________________________________________
10. Нарисуй вертикальную лестницу из 10 ступенек. Напиши, где на ней находится твое имя, если наверху располагается самое хорошее имя, а внизу самое плохое.
Приложение 2
Нравится ли имя
Приложение 3
Почему дали такое имя?
Приложение 4
«Пьедестал»
Приложение 5
Распространенность имен нашего класса в школе
Приложение 6
Популярность имен в ΧΧ в. и начале ΧΧΙ в.
Приложение 7
Число сущности и число имени
Приложение 8
Имя и знаки зодиака
Приложение 9
Имя и характер
Приложение 10
ФИО | Распростра-ненность имен в школе | Популярность имени в начале ΧΧ века | Популярность имени в начале ΧΧΙ века | Число сущности | Число имени | Совпадения числа сущности и числа имени | Знак зодиака | Совпадения | Совпадение имени и характера |
Авдеев Эдуард | 2 | 1 | Эдик- 4 | - | рак | - | + | ||
Аптрахманова Наталья | 3 | 7 | Наташа-10 | - | скорпион | - | частично | ||
Артеева Екатерина | 3 | + | + | 2 | Катя-3 Катюша-2 | + | близнецы | - | частично |
Быкова Дарья | 4 | + | 6 | Даша-6 | + | водолей | - | + | |
Вэнго Адриана | 1 | 8 | Адриана-6 | - | близнецы | - | частично | ||
Журавлева Екатерина | 3 | + | + | 9 | Катя-3 Катюша-2 | + | лев | - | + |
Захаров Илья | 4 | 2 | Илья-5 Илюша-10 | - | близнецы | - | + | ||
Канева Ангелина | 5 | 6 | Ангелина-2 Геля-2 | + | рак | - | частично | ||
Каптяев Александр | 8 | + | + | 9 | Саша-2 | - | стрелец | + | - |
Ковалева Татьяна | 9 | + | 3 | Таня- 6 Танюша- 5 | + | скорпион | - | + | |
Пальянова Александра | 7 | + | + | 4 | Саша-2 | - | овен | + | + |
Последний Артем | 2 | 8 | Артём-6 Тёма-6 | - | козерог | - | + | ||
Салиндер Дарья | 4 | + | 4 | Даша-6 | - | стрелец | - | частично | |
Салиндер Лилиана | 4 | 8 | Лия-2 | - | лев | - | + | ||
Терентьева Людмила | 1 | 9 | Люда-6 | - | водолей | + | частично | ||
Харючи Марина | 4 | 3 | Марина-5 | + | рак | - | частично | ||
Шумилов Никита | 2 | + | 7 | Никита-5 | - | рак | - | + |
Приложение 11
Памятка «Как назвать ребенка»
1.Лучше, если имя легко произносится и запоминается как само по себе, так и с отчеством. Трудно выговариваемое имя становится помехой при общении, вызывает напряжение у того, кто обращается, и неловкость у того, к кому обращаются.
2. Желательно, чтобы имя не затрудняло образование ласкательных форм (Санечка, Васюточка, Алинушка и т. п.). Это дает возможность передавать различные нюансы отношения к человеку.
3.Имя должно позволить легко образовывать отчество, иначе это будет приносить страдания вашему повзрослевшему внуку.
4.Очень важно, чтобы имя звучало мягко и легко, например: Александр Владимирович, Алексей Михайлович. Произнесите эти сочетания вслух, и сразу почувствуете разницу с другими: Степан Игоревич, Дмитрий Станиславович. Гармоничное звучание возникает в том случае, если ударение в имени и отчестве приходится на одинаковый по счету слог. Желательно, чтобы получался красивый звуковой ряд; иными словами, чтобы на стыке имени и отчества не было нагромождения согласных или гласных звуков.
5.Ни в коем случае нельзя называть сына именем отца, например: Александр Александрович, Николай Николаевич и т. д. Не следует называть и дочерей в честь матери. Это придает характеру ребенка неустойчивость, повышенную эмоциональность, излишнюю раздражительность. Объясняется это тем, что ребенок многое и так наследует от родителей, и хорошо, если лучшие качества, но чаще бывает наоборот. Повторение родительского имени способствует развитию негативных качеств.
6. Имя не должно вызывать у людей нежелательных ассоциаций.
7. Если ребенок будет носить фамилию, не указывающую на его пол, не стоит давать ему имя Женя, Валя, Саша. Малыши расстраиваются, когда девочку принимают за мальчика и наоборот.
8. Не следует называть ребенка в честь покойных близких, например, брата, сестры, бабушки, дедушки, дабы не подвергать повторению нежелательных коллизий ушедших из жизни родственников.
Просто так
Заколдованная буква
Северное сияние
Рисуем кактусы акварелью
Лепесток и цветок