Цель исследования - раскрыть понятие зависимости от Интернета, выяснить признаки ее возникновения и исследовать Интернет-зависимость среди подростков школы.
Вложение | Размер |
---|---|
internet-zavisimost.rar | 816.5 КБ |
ГОРОДСКАЯ НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
«ШАГ В БУДУЩЕЕ»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
______________________________________________________________________________
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ
Научно-исследовательская работа
Автор:
Сыстеров Никита Сергеевич
ученик 10-А класса
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Научный руководитель:
Юдина Ирина Игоревна
учитель информатики
первой квалификационной категории
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Нягань 2011
Аннотация ………………………………………… …………………………3
План исследования ……………………………………………………………4
Основная часть ……………………………………………………..…………8
Интернет-зависимости…………………………………………………14
Заключение …………………………………………………………………..18
Список литературы …………………………………………………………19
Приложение …………………………………………………………………..20
Интернет-зависимость
Сыстеров Никита Сергеевич
Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра, город Нягань
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №14», 10 – А класс
Аннотация
Информация для человека имеет огромное значение. Компьютер и Интернет является мощным инструментом обработки и обмена информацией, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день.
Цель исследования - раскрыть понятие зависимости от Интернета, выяснить признаки ее возникновения и исследовать Интернет-зависимость среди подростков школы №14.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Полученные результаты: проведенное тестирование выявило, что основная часть среди опрошенных учеников не зависимы от Интернета. Они попали в группу обычных пользователей, которые контролируют время пребывания в Интернете. Однако почти четверть опрошенных учащихся сталкиваются с проблемами по причине чрезмерного использования Интернета время от времени или часто. Результаты моей исследовательской работы можно использовать для популяризации знаний об Интернет-зависимости и ее профилактике среди педагогов, классных руководителей, психологов школы, среди старшеклассников, родителей на родительских собраниях.
Вывод: основной группой риска для развития этой патологии в России являются подростки в возрасте от 13 до 17 лет. Практически все они проходят стадию естественной увлеченности и, хотя многие из них становятся в дальнейшем обычными пользователями, определенная часть переходит в категорию Интернет-зависимых.
Интернет-зависимость
Сыстеров Никита Сергеевич
Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра, город Нягань
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №14», 10 – А класс
План исследования
В наше время трудно представить себе подростка, который не был бы знаком с компьютером. Новые технологии очень быстро вошли в нашу жизнь, укоренились в ней и стали неотъемлемой её частью. Для многих людей компьютер стал образом жизни, также как: чтение книг, просмотр телевизора или игра в футбол. Наверное, каждый из нас уже не может представить жизни без Интернета, без компьютерных игр, без электронной почты, и это ещё раз доказывает, насколько сильно новые технологии укоренились в нашей жизни. Однако одновременно появилась проблема компьютерной зависимости. Для многих компьютер стал не только помощником в жизни, но и превратился в зависимость, которой страдают многие подростки. И эта зависимость встаёт на новое место уже среди известных человечеству зависимостей как: алкоголизм, наркомания, азартные игры. Если говорить открыто, то компьютер это единственный наркотик, который родители сами покупают своим детям. Другое дело, что для некоторых детей он как был компьютер, так и остаётся таковым, а для других он действительно превращается в наркотик. По данным зарубежных профилактических учреждений больше всего подростков начинают увлекаться компьютером от 10 до 16 лет.
Бурное развитие информационных технологий привело к появлению новой психологической зависимости, получившей название Интернет-зависимости. Проблема её выявления и профилактики является чрезвычайно актуальной, так как чрезмерное пристрастие к компьютеру разрушающе действует на человека, вызывает отрицательное воздействие на психику, снижает работоспособность. Особенно важно рассмотрение этой проблемы для подростков, когда интернет зависимость начинает только зарождаться. Мне стало интересно, являются ли Интернет-зависимыми учащиеся нашей школы? Поэтому целью моей работы является исследование феномена Интернет-зависимости как мировой проблемы, так и среди подростков нашей школы, её проявление и профилактика.
Для достижения намеченной цели мною был разработан следующий план:
Информационно-коммуникационные технологии в цифрах:
Общемировая аудитория Всемирной паутины составляет почти два миллиарда человек. При этом с 2000 года она увеличилась более чем в пять раз. Показатель проникновения (соотношение количества Интернет-пользователей в стране и ее населения) Интернета по всему миру равняется 28,7 процента. Таким образом, выход в Сеть есть у каждого четвертого жителя Земли.
Количество пользователей Интернета в России составляет около 60 миллионов человек. С таким показателем Россия входит в десятку стран с наибольшим количеством пользователей Сети, занимая в этом списке седьмое место.
История возникновения Интернет-зависимости.
Термин «Интернет-зависимость» ввел в 1996 году нью-йоркский психиатр Айвен Голдберг (Ivan Goldberg) для описания непреодолимой тяги к использованию Интернета. Эта зависимость оказывает «пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности».
Анализ различных теоретических подходов к представлению феномена Интернет-зависимость.
Обсуждение данного феномена началось не так давно: в 1994 г. доктор К. Янг разработала и поместила на веб-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми людьми. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические веб-службы по проблематике данного феномена. В 1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд, К. Сурратт).
Марк Гриффитс (Griffiths, 1995) делит Интернет – зависимых на две группы, выделяя аддиктов (зависимых) первого и второго порядков. Аддикты 1-го порядка чувствуют себя в приподнятом настроении во время игры.
Аддикты 2-го порядка используют компьютер для бегства от чего-либо в своей жизни, и их привязанность к машине – симптом более глубоких проблем (например, физические недостатки, низкое самоуважение и т.д.).
Возникновение Интернет-аддикции не подчиняется закономерностям формирования зависимостей, выведенным на основании наблюдений за курильщиками, наркоманами, алкоголиками или патологическими игроками. Если для формирования традиционных видов зависимостей требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным К.Янг, 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Кроме того, если долговременные последствия зависимости от алкоголя либо наркотиков хорошо изучены, то применительно к Интернет-аддикции отсутствует возможность долговременного наблюдения.
Признаки возникновения Интернет-зависимости:
- надоедливое желание проверить e-mail появляется несколько раз в минуту;
- вы не можете дождаться следующего онлайн сеанса;
- вас ни под каким предлогом нельзя увести от компьютера;
- расходы на онлайн увеличиваются в геометрической прогрессии.
Интернет-зависимость среди подростков, её проявление и профилактика. На данном этапе мною был создан буклет о первых признаках Интернет-зависимости и памяткой о профилактике зависимости от Интернета.
Проведение экспериментального исследования Интернет-зависимости у подростков (6-11 класс) школы №14. Проведенное тестирование выявило, что основная часть среди опрошенных учеников не зависимы от Интернета. Они попали в группу обычных пользователей, которые контролируют время пребывания в Интернете. Однако почти четверть опрошенных учащихся сталкиваются с проблемами по причине чрезмерного использования Интернета время от времени или часто. И если не обратить на них внимание сейчас, то в дальнейшем они могут перейти в категорию Интернет-зависимых. Основной группой риска для развития этой патологии в России являются подростки в возрасте от 13 до 17 лет. Практически все они проходят стадию естественной увлеченности и, хотя многие из них становятся в дальнейшем обычными пользователями, определенная часть переходит в категорию зависимых от Интернета.
Результаты моей исследовательской работы можно использовать для популяризации знаний об Интернет-зависимости и ее профилактике среди педагогов, классных руководителей, психологов школы, среди старшеклассников, родителей на родительских собраниях. Мною создан буклет с памятками о первых предвестниках и профилактике Интернет-зависимости.
Выполняя работу, я изучил достаточно много научной литературы. Привожу список использованных литературных источников:
1. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал. 2004. Т.25. № 1. C.90-100.
2. Войскунский А Е. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. М. 2002 С 235-250 (http://psynet.by.ru/texts/voysk2.htm)
4. http://psychology.ru
5. Егоров А.Ю., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2005. Т.5. № 2.С. 20-27
6. Колчанова Л. «Психологические проблемы Интернет-зависимости» (http://www.imago.spb.ru/articles/article3.htm)
7. Котова И. «Появился новый сильно действующий наркотик под названием Интернет» (http://psynet.by.ru/texts/davtyn.htm)
8. Мирошников М. В. «Интернет-зависимость» // Клиника СПО Центр (Телемультимедиа, февраль 2001 (http://psyhelp.ru/texts/iad.htm)
9. Жичкина А. «Социально-психологические аспекты общения в Интернете»
(http://ncdo.levsha.ru/Pub/039D.htm, http://flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml)
10. Бурова В. А. «Социально-психологические аспекты Интернет-зависимости» (http://user.lvs.ru/vita/doclad.htm)
12. Войскунский А. Е. «Зависимость от Интернета: актуальная проблема» // Конференция на портале «Аудиториум». «Социальные и психологические последствия применения информационных технологий» (01.02.2001 – 01.05.2001) (http://psynet.by.ru/texts/voysk8.htm)
Интернет-зависимость
Сыстеров Никита Сергеевич
Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра, город Нягань
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №14», 10 – А класс
Интернет все больше и больше внедряется в нашу жизнь, становится одним из доминирующих инструментов. Общемировая аудитория Всемирной паутины составляет почти два миллиарда человек. При этом с 2000 года она увеличилась более чем в пять раз. Показатель проникновения Интернета по всему миру равняется 28,7 процента. Таким образом, выход в Сеть есть у каждого четвертого жителя Земли.
Количество пользователей Интернета в России составляет около 60 миллионов человек. Такие данные приводит в своем блоге мониторинговая компания Pingdom на 28.07 2010 со ссылкой на Internet World Stats.
С таким показателем Россия входит в десятку стран с наибольшим количеством пользователей Сети, занимая в этом списке седьмое место. Наибольшее количество интернет-пользователей (420 миллионов) проживают в Китае. На втором и третьем месте в списке идут США и Япония с показателями 234 и 99 миллионов человек соответственно.
Лидерами по такому показателю, как проникновение интернета (соотношение количества интернет-пользователей в стране и ее населения), стали Великобритания и Южная Корея (82 и 81 процент). Также в пятерку вошли Германия, Япония и США. Для сравнения, у России этот показатель составляет менее 43 процентов.
Вся наша культура становится более зависимой от этой технологии, и неудивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени проводят в Интернете.
Технологической основой «информационной революции» служит формирование информационных сетей, обрабатывающих все возрастающее количество информации. Благодаря этим сетям, любой из нас в любой точке мира и в любое время может получить необходимую информацию и пообщаться.
Но бурное развитие технологий и лавинообразно растущий поток информации, «выливающийся» на пользователей Сети, таят в себе скрытую угрозу.
Времяпрепровождение в Сети может стать настолько притягательным, что у человека вырабатывается нездоровая привязанность или зависимость от интернета.
Это явление получило название интернет-аддикция (Internet Addiction Disorder, IAD). Для его обозначения уже появились образные русскоязычные термины: «нетоголик», «интернетоман» или «интернет-аддикт».
Интернет-аддикция (Internet addiction) - реально существующий феномен психологической зависимости от Интернета.
Термин "Интернет-зависимость" еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете.
Явление Интернет-зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет-зависимость определяется, как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line". Доктор Кимберли Янг, директор Центра Интернет-зависимости (University of Pittsburgh-Bradford), изучившая более 400 случаев IAD, считает, что каждый, у кого есть доступ к модему и выходу в Интернет, может стать Интернет-зависимым, причем наибольшему риску подвергаются владельцы домашнего компьютера. Пока нет достаточно достоверных данных, но по предварительной оценке от 1 до 5 процентов использующих Интернет впали в зависимость от него. К. Янг, исследуя Интернет-зависимых, выяснила, что они чаще всего используют чаты (37 %), телеконференции (15 %), E-mail (13 %), WWW (7 %), информационные протоколы (ftp, gopher) (2%). Приведенные сервисы Интернета можно разделить на те, которые связаны с общением, и те, которые с общением не связаны, а используются для получения информации. К первой группе относятся чаты, телеконференции, E-mail, ко второй - информационные протоколы. Янг отмечает, что в этом исследовании было также установлено, что "Интернет - независимые пользуются преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет - зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернета, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в высоко интерактивных средах". То есть, большая часть Интернет-зависимых пользуется сервисами Интернет, связанными с общением.
Основные разновидности деятельности, осуществляемой посредством Интернета, - а именно, общение, познание и игра (развлечение) – обладают свойством захватывать человека целиком, не оставляя ему иной раз ни времени, ни сил на другие виды деятельности. В связи с этим в настоящее время интенсивно обсуждается феномен «зависимости от Интернета», или «Интернет-аддикции» (Internet Addiction Disorder, или IAD). Исследователи (К.Янг, Д.Гринфилд, К.Сурратт и др.) исходят из возможности развития зависимости (аддикции) не только от вводимых в организм материальных сущностей, но и от производимых субъектом действий и сопровождающих их эмоций [1].
Актуальность исследования феномена интернет-зависимости определяется постоянным увеличением числа пользователей Интернета. В настоящее время 37-38% аудитории российского Интернета составляют именно лица молодого возраста (от 12 до 24 лет), при этом отмечается, что количество молодежи в Интернете растет быстрее, чем количество представителей других возрастных групп.
Актуальность исследования определяется также слабой изученностью нехимических поведенческих зависимостей. Отечественные исследования деятельности человека в Интернет-среде пока что довольно немногочисленны и ограничены по тематике, если сравнивать с зарубежными исследованиями, проведенными К. Янг, Голдберг, Д. Гринфилд, К. Сурратт и др. Если Интернет в России развивается довольно интенсивно, то исследовательская активность в области психологии Интернета еще не набрала темп [2]. Но феноменология зависимости от Интернета и исследования вызывают интерес и в России: данная тема неоднократно звучала в популярной прессе, была переведена статья К.Янг и составлены обзоры зарубежных исследований. Эмпирическая работа ведется психотерапевтами В.Буровой и Филатовым. В последнее время в глобальной сети проводятся организуемые конференции, специально посвященные психологии Интернета [3, 4, 5].
Интернет-зависимость оказывает «пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности». По степени доминирующего в сознании стремления к уходу от реальности, оно сопоставимо с патологическим влечением при алкоголизме, наркомании, тяге к азартным играм[6]. Так что в случае Интернет-зависимости говорить о физической зависимости не приходится. А вот психологический компонент проявляется очень ярко [7].
Таким образом, в самом общем виде Интернет-зависимость определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом» (Griffits, 1996). Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя много времени в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости – это «навязчивое желание войти в Интернет, находясь за его пределами, и неспособность выйти из него» [8].
Обсуждение данного феномена началось не так давно: в 1994 г. доктор К. Янг разработала и поместила на веб-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми людьми. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические веб-службы по проблематике данного феномена. В 1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд, К. Сурратт).
Кимберли Янг приводит симптомы Интернет-зависимости:
Более развернутую систему критериев приводит Гольдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3-х или более пунктов из следующих:
Симптомы, перечисленные в пункте 1, вызывают снижение или нарушение социальной, профессиональной или другой деятельности.
Использование Интернет позволяет избежать симптомов «синдрома отказа».
Марк Гриффитс (Griffiths, 1995) делит Интернет – зависимых на две группы, выделяя аддиктов (зависимых) первого и второго порядков. Аддикты 1-го порядка чувствуют себя в приподнятом настроении во время игры. Они любят играть группами в сети, получают позитивное подкрепление со стороны группы, когда становятся победителями и именно это является для них главным. Компьютер для них – средство получить социальное вознаграждение.
Аддикты 2-го порядка используют компьютер для бегства от чего-либо в своей жизни, и их привязанность к машине – симптом более глубоких проблем (например, физические недостатки, низкое самоуважение и т.д.) [9].
Доктор М. Орзак добавляет к психологическим симптомам данного феномена ещё и физические. К психологическим симптомам она относит:
Физические симптомы:
Возникновение Интернет-аддикции не подчиняется закономерностям формирования зависимостей, выведенным на основании наблюдений за курильщиками, наркоманами, алкоголиками или патологическими игроками. Если для формирования традиционных видов зависимостей требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным К.Янг, 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Кроме того, если долговременные последствия зависимости от алкоголя либо наркотиков хорошо изучены, то применительно к Интернет-аддикции отсутствует возможность долговременного наблюдения.
Интернет-зависимости
В практической части работы представлены
Исследование проводилось в средней образовательной школе №14.
В исследовании принимали участие 137 учеников, возраст которых от 12 до 17 лет. Опрашиваемые ученики, учащиеся 6 –11 классов. Для исследования феномена Интернет-зависимости использовалась следующая методика.
Тест на Интернет-зависимость, который представляет собой перевод теста Кимберли Янг, адаптированный В.А.Буровой [11]. Тест представлен в Приложении 1.
Рассмотрим результаты теста на Интернет-зависимость, адаптированный В.А.Буровой.
Результаты первой части теста рассмотрим относительно тех признаков Интернет-зависимости, которые были выделены Голдбергом, Орзаком и Янг и представлены в виде диаграмм в Приложениях 2-10.
личной гигиеной 8%;
сну 31%.
По результатам второй части теста оказалось, что 77% опрошенные испытуемые относятся к обычным пользователям, которые контролируют время, проводимое в Интернете, и которым не характерна зависимость от него.
Пользователей, которые сталкиваются с проблемами по причине чрезмерного использования Интернета время от времени или часто оказалось 23%, причем это в основном ученики 7-8 классов.
По данному тесту определим также стаж работы учеников в Интернете (таблица 1).
Таблица 1
Проценты испытуемых с разным стажем работы в Интернете
До 3-х мес. | 3-6 мес. | 6 мес. – 1 год | От 1 года до 2 лет | От 2 лет до 3 лет | От 3 лет до 4 лет | От 4 лет до 5 лет | 5 лет и более | нет интернета или компьютера | |
% от общего числа учащихся | 10 | 6 | 10 | 24 | 22 | 10 | 4 | 6 | 8 |
В ходе обработки полученных результатов по тесту на Интернет-зависимость, адаптированному В. Буровой, оказалось, что основная часть учеников не зависимы от Интернета. Они попали в группу обычных пользователей, которые контролируют время пребывания в Интернете. Т. е. Интернет для них не является той средой, которая может сформировать зависимость у её пользователей. Однако 23% сталкиваются с проблемами по причине чрезмерного использования Интернета время от времени или часто.
Проследим проявление психологических признаков исследуемого феномена у учеников.
Одним из основных признаков является наличие безуспешных попыток начать контролировать время, проводимое в Интернете. Для 47% свойственны такие признаки. А поскольку эти попытки оказываются безуспешными, то Интернет мешает 61% учеников приёму пищи, 8% - личной гигиене и 31% - сну. Это касается испытуемых, которые имеют доступ к сети каждый день. А для испытуемых, которым сеть доступна только ночью - мешает нормальному сну.
Ещё одним из признаков Интернет-зависимости является увеличение времени, проводимого в сети, которое свойственно 33% испытуемых.
Что касается жалоб со стороны окружающих, то они характерны для 52% испытуемых. Если же говорить о проблемах с учёбой, то в данном исследовании проявился совершенно противоположный эффект: Интернет, наоборот, помогает в учёбе. Его большинство использует Интернет как дополнительный источник информации необходимый для написания рефератов и докладов. Но все, же воспринимают Интернет первоначально как развлечение и средство общения.
Ещё одним из психологических симптомов Интернет-зависимости является ощущение пустоты, депрессии, одиночества, находясь не в сети. Такие симптомы обнаружены у 26% испытуемых.
Теперь рассмотрим физические симптомы исследуемого феномена.
Одни из симптомов - произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре, напряжение пальцев, онемение кисти, - наблюдаются у 36% опрошенных школьников. Сухость в глазах характерна для 31% испытуемых, а боли в спине – для 33%.
При рассмотрении физических показателей данного феномена были обнаружены более высокие проценты испытуемых, для которых характерны вышеописанные симптомы. Однако это может быть связано не только с зависимостью от Интернета, но и с довольно долгой работой за компьютером вне глобальной сети. Ведь по учёбе ученикам приходится долгое время взаимодействовать с компьютером, во влиянии которого на человека можно выделить разнообразные отрицательные факторы. В связи, с чем возможны образования таких симптомов, как боли в спине и сухость в глазах.
Зависимость от Интернета можно проследить также по принадлежности к сетевой субкультуре, по тому, как ученики воспринимают Интернет, время и пространство в нем.
Таким образом, испытуемые считают Интернет частью реальности, но со своими нормами и правилами, которые могут переноситься в реальный мир.
При захождении в сеть, 51% испытуемых забывают о своём первоначальном намерении, тратят много времени на просмотр ненужной информации. У 43% - возникает потребность в структурировании информации, получаемой с Интернета. Избыточность информации и желание найти то, что необходимо, приводят к тому, что тратится много времени на поиск (для 30% испытуемых характерно потеря счёта времени, находясь в сети).
И, наконец, пространство в сети учащиеся воспринимают как имеющее границы.
Заключение
В связи с возрастающей компьютеризацией и “интернетизацией” российского общества стала актуальной проблема патологического использования Интернет, за рубежом, обозначенная еще в конце 80-х. Речь идёт о так называемой “Интернет-зависимости” [10].
В настоящей работе мы попытались определить понятийное пространство проблемы, проанализировать различные теоретические подходы к представлению феномена Интернет-зависимости и провести исследование данного феномена учеников средней образовательной школы №14, что и входило в задачи нашего исследования.
В результате исследования было обнаружено, что все опрошенные испытуемые не являются зависимыми от глобальной сети. Злоупотребление Интернетом наблюдается у 23% среди учащихся. Обнаружен очень низкий процент испытуемых, у которых наблюдается психологические симптомы исследуемого феномена. Но это может быть связано с предрасположенностью этих испытуемых к зависимости, у которых есть определенный фон, т.е. некие личностные особенности, способствующие формированию зависимой личности. Как и любая форма зависимости, интернет-зависимость имеет хорошо различимые психологические подоплеки. Очень часто Интернет привлекает людей с заниженной самооценкой, неудовлетворенных собой, неспособных в реальной жизни строить или поддерживать гармоничные отношения с другими [6].
Таким образом, гипотеза нашего исследования о наличии у учеников зависимости от Интернета не подтвердилась. Тем не менее, выявилась группа учащихся, у которых есть некоторые проблемы, связанные с увлечением Интернета. И если не обратить на них внимание сейчас – в дальнейшем они могут стать Интернет-зависимыми.
Однако возможно проведение других исследований в этой области, например, исследование личностных качеств пользователей Интернетом, их мотивации, предрасположенности к зависимости. В данном исследовании я просто наметил основные направления будущей работы в этой новой области прикладных исследований психологии Интернета.
Список литературы
1. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал. 2004. Т.25. № 1. C.90-100.
2. Войскунский А Е. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. М. 2002 С 235-250 (http://psynet.by.ru/texts/voysk2.htm)
3. http://psynet.by.ru
4. http://psychology.ru
5. Егоров А.Ю., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2005. Т.5. № 2.С. 20-27
6. Колчанова Л. «Психологические проблемы Интернет-зависимости» (http://www.imago.spb.ru/articles/article3.htm)
7. Котова И. «Появился новый сильно действующий наркотик под названием Интернет» (http://psynet.by.ru/texts/davtyn.htm)
8. Мирошников М. В. «Интернет-зависимость» // Клиника СПО Центр (Телемультимедиа, февраль 2001 (http://psyhelp.ru/texts/iad.htm)
9. Жичкина А. «Социально-психологические аспекты общения в Интернете»
(http://ncdo.levsha.ru/Pub/039D.htm, http://flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml)
10. Бурова В. А. «Социально-психологические аспекты Интернет-зависимости» (http://user.lvs.ru/vita/doclad.htm)
11. http://www.psyhelp.ru/psychiatry/iad_test.htm, http://test.lvs.ru
12. Войскунский А. Е. «Зависимость от Интернета: актуальная проблема» // Конференция на портале «Аудиториум». «Социальные и психологические последствия применения информационных технологий» (01.02.2001 – 01.05.2001) (http://psynet.by.ru/texts/voysk8.htm)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Н. Гумилёв. Жираф
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Рисуют дети водопад
Твёрдое - мягкое
Крутильный маятник своими руками