В работе рассказывается об истории родного села Кемары Перевозского района Нижегородской области
Вложение | Размер |
---|---|
История родного края | 796.65 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Дубская основная общеобразовательная школа»
Выполнил: ученик 7 класса
Волков Артём
2013-2014 учебный год
У каждого родина своя и каждый ее любит, я хочу вам рассказать об истории своей родины, что правда, что выдумка а что и вовсе легенды, каждому решать самому, что то мы знаем, о чем- то догадываемся, а что то не узнаем никогда, так как это останется тайной веков давно минувших.Я представлю вам три версии, того, что я знаю о своей Родине, о родном селе Кемары.
Легенда №1
Село, основанное ещё в XVI веке и принадлежавшее поочередно боярину Морозову, а потом воспитателю Петра I князю Голицыну, достаточно большое (в прошлом являлось волостным центром) и располагается по берегам и дну огромнейшего геологического провала глубиной около 40 метров. Этот провал обнажил множество подземных родников, которые бьют ключами в окрестностях села и наполняют кемарские пруды.
Тайны начинаются уже с одного только названия села. Кемары в переводе с марийского языка означает «каменные люди». Жили ли здесь марийцы? Эта местность сильно южнее их обычных мест проживания, хотя, судя по трепетному отношению кемарцев к источникам и марийскому празднику Девят (девятый четверг после Великой Пасхи), когда-то жили. Большими Кемары стали лишь в XIX веке, когда появились Малые Кемары в нескольких километрах от них.
На въезде в село, справа, вас встретит небольшой лесной массив из лип. Судя по карте XIX века, именно на этом месте располагалась помещичья усадьба. В 1887 году голицынское поместье было приобретено помещицей Аглаидой Лукиничной Томановской, которая окружила усадьбу ягодниками и фруктовым садом. Последним владельцем Больших Кемар был Владимир Цейдлер – известный российский академик архитектуры.
Сейчас Большие Кемары могут похвастать только одной своей архитектурной изюминкой – каменной пятипрестольной церковью в честь Знамения Пресвятой Богородицы, построенной в 1701 году, к которой в XIX веке были сделаны пристрой и высокая колокольня, значительно расширившие храм. Удачно расположенный на высокой горе, храм отлично виден издалека, в том числе с водораздела над Ичалками. К сожалению, алтарная часть, верхняя часть колокольни, кровля трапезной утрачены. Под действием времени и стихии разрушились все пять куполов, догнивают у стен упавшие кресты. Ещё в начале прошлого века, чтобы не восстанавливать пышные кирпичные украшения стен, было решено закрыть фасад листовым железом с повторением архитектурных элементов. Сейчас почерневшие листы почти все отвалились, обнажив осыпающиеся стены. Около храма можно увидеть надгробие одному из помещиков – Дмитрию Григорьевичу Бахметеву. По всей видимости, он - брат княгини Натальи Григорьевны Бахметевой, в замужестве Голицыной, владевшей расположенным неподалёку селом Юрьевом Сергачского уезда Это одна из самых старых каменных церквей юга Нижегородской области. «Старше» его – только Одигитриевский храм (1681) в селе Палец этого же района и Казанская церковь (1700) в соседнем с ним Григорове Большемурашкинского района – месте детства и юности протопопа Аввакума. У вас есть чудесная возможность убедиться в вероятности как одной версии, так и другой. Кемарский храм отличается от других сельских храмов не только размерами, но и наличием подземелья. Сейчас в него можно проникнуть, соблюдая все меры предосторожности. Сводчатые потолки, когда-то оштукатуренные явно под роспись, ещё достаточно прочны. Можно также удалиться от села на указанные полтора километра – там на одном из самых высоких холмов округи в поле стоит белый каменный столб с крестом и рельефными кругами. С этого места, где когда-то устраивалась ярмарка, село видно как на ладони, а вдаль просматривается даже левобережье Пьяны и купол церкви в селе Ягодном. На склоне горы – кемарское кладбище. Спуститесь вдоль его левой стороны вниз, под гору. Там между старых деревьев вы увидите небесно-голубую часовенку над источником, чью воду почти не видно в колодце – настолько она прозрачна. Это Гремячий ключ. Именно сюда приходят кемарцы, которые верят в чудесные свойства этой воды
Цейдлер Владимир Петрович (1857 - 1914) прибыл в Нижний Новгород в 1894 году после того, как был назначен правительством главным производителем строительных работ на Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке 1896 года. Он - автор проекта Музыкального павильона этой всемирно известной выставки. В 1896 году Цейдлер проектирует по заказу предпринимателя Николая Бугрова здание Волжско-Камского банка (ул. Рождественская, 27). В 1899 - 1903 годах он проектирует здание городской думы (Дворец труда). По завершении работ в Нижнем Новгороде строит по своим проектам Коммерческий банк в Петербурге и церковь в Анапе.
Легенда №2
Село Большие Кемары Перевозского района Нижегородской области основано ещё в XVI веке. С марийского перевод слова Кемары означает «каменные люди». В полутора километрах от села, на одном из холмов, стоит белый каменный столб с крестом и рельефными кругами. Раньше, до начала ХХ века, в этом месте, откуда хорошо видно всю округу левобережье Пьяны и купол церкви в селе Ягодном и само село как на ладони, устраивались ярмарки.
Дата строительства - 1701г. Архитектурный тип церквей середины XVIIв. - здание с пятью декоративными глухими главами.
Структура основного объема построенной в 1701 г. Знаменской церкви с ее четырехскатной кровлей и карнизом, собранным из ряда арочных ниш, близка церкви Одигитрии в с. Палец. Обе они продолжают архитектурный тип церквей середины XVII в. с одинаковыми отклонениями от их архитектуры. Обрамления окон с колонками по бокам и завершением в виде фигурных фронтонов характерны для рубежа XVIII в. Трапезная имеет расширения для приделов; в первой половине XIX в. к ней с запада была добавлена пристройка с куполом над крышей, а также четырехугольная в плане четырехъярусная колокольня, которая, вероятно заканчивалась шпилем. В начале XX в. основное здание с пятью декоративными глухими главами и старая часть трапезной были обшиты кровельным железом, очевидно в целях экономии, чтобы не восстанавливать сложные кирпичные детали. С постройкой церкви Знамения связана удивительная легенда:
Как-то раз старый пастух с подпаском пасли коров около Больших Кемар Захотелось мальчику пить, а недалеко колодец стоял. Он к нему. Стал воду черпать, смотрит, а по воде икона плавает, небольшая такая. Мальчик хотел ее достать, а она вниз ушла. Он напился, отошел и забыл об иконе. Потом спит ночью, и снится ему сон. Будто сама Божья Матерь, которая на этой иконе была изображена, к нему обращается. И сказала она ему, чтобы он собрал народ, попросил мать позвать священника, и чтоб шли они все к тому колодцу и вынули икону. Не обратил мальчик внимания на этот сон, но приснился он еще два раза. Тогда мальчик рассказал матери, и все сделали, как Богородица сказала. Пошли они к колодцу, ударили в колокол, поп отслужил молебен у этого колодца, и мальчик из него достал икону. Случилось это 9 июня. На этом месте церковь поставили, посреди церкви - колодец. И с тех пор отмечают этот день в Больших Кемарах как престольный праздник. Устраиваются там ярмарки, службу над колодцем до сих пор служат, а жители нашего села ходят туда. В настоящее время храм - уникальный памятник архитектуры и истории регионального значения - находится в большом запустении. Он сильно пострадал от людей и времени. Алтарь полностью разрушен - в восточной стене зияют три арки, из пяти главок сохранилась лишь одна, листы железа во многих местах отвалились, крыша над трапезной не сохранилась, отсутствует завершение колокольни. Судя по архивным фотографиям, в 1960-е годы церковь Знамения ещё находилась в более-менее приглядном состоянии (но уже без алтаря и завершения колокольни).
Несмотря на тяжёлое состояние храма, он поражает своей древностью и красотой форм. Благодаря удачному расположению на высоком холме, храм виден издалека и притягивает взор.
Легенда№3
В третьей части я изложу свою версию, того что мне рассказывала: мама, бабушка и прабушка. Начну с название села. Мама говорила, что в школе она изучала, что слово Кемары образовано от марийского. НО по одной версии, Кемар был разбойник и в силу местности прятался в наших краях со свой бандой так и пошло название, а второе что в переводе с марийского Кемарка означает воровка, что близко не лежит к каменным людям. По информации в Интернете подтверждения тому что с марийского Кемары - это каменные люди я не нашел, а вот Кемарка и вравду воровка да и если уж на то дело пошло на марийском КЮ (камень)причем тут наши Кемары я не знаю, Село наше например в 1913 году имело 715 хозяйств и 2863 жителей ,поэтому стали делать выселки например - д.Михайловка, Разинка , Выселки. До наших дней они увы не сохранились, детей было столько говорит прабабушка, что в школу ходили в 2 смены и в классах было по 30 человек. Так же известно наше село и выдающимся людьми: генерал-майор Д.И.Бадейнов, генерал-лейтенант К.П.Рябов, В.Д Волков Ю. К.Хозяинов.
Про собор Знамение первое, что рассказывала прабабушка(83года):
«В селе Б-Кемары церковь была не одна ,первая была на кладбищах, до наших дней она не дожила и даже ее фундамент найти очень трудно, но на самой горке на подъезде к кладбищам она и была. она намного старше чем собор. В 2 легенде часть правды есть, икону нашел мальчик и достал ее, но если внимательно прочитать то забили в колокола что говорит уже о наличии церкви именно той которая стояла на кладбищах, но это больше относиться к дню села который проводиться на 9 неделю после Пасхи и выпадает всегда на четверг…»
Мою прабабушку крестил в нашем соборе, по ее словам, поп с фамилией Звездин. Перестала работать она в годы войны, приехали с Перевоза люди и стали скидывать с нее колокол, им это удалось, а вот разграбить местные жители не дали, прабабушка точно не помнит куда делись все ценности она была не очень большой, но местные говорили, что в было 3 хода и в них якобы много чего завалили и попрятали, один вход выходил под гору к 2 пруду, а два других не известно. В церкви в подвале стоит гроб неизвестного камня. его пилили, пытались вытащить тракторами(Т-150)но с места не сдвинули, говорят там именно второй лаз где храниться ценное на данный момент он завален, но мама говорит что когда она училась в школе ,прилетали вертолеты и альпинисты а все кресты на соборе еще были, вынимали с них золота в центре каждого креста. После войны в соборе был склад зерновых культур в подвале более 10 лет. Сейчас собор сильно обветшал, и с каждым годом все сильнее и сильнее разрушается,обвалился центральный зал, нет не одного купола и креста,а это исторический памятник не только района а области, когда-то наша церковь была 3 по красоте в области в не входило много приходских деревень, многое изменилось но такое памятники забывать и оставлять нельзя, люди стали другими. зарос барский сад выкидывают мусор с местных магазинов. Мы стали мало ценить места где живем, а надеемся на чудеса, село наше может и не большое но у него богатая история и барская усадьба собор знамения и ковылёвые склоны у рощи из дубов(дубравка) на въезде в село что для нащей зоны редкость и 5 озер в центре села.для каждого свой дом самый лучший и самый красивый!!!
Разноцветное дерево
Сказка про Серого Зайку
Рисуем ананас акварелью
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Притча о гвоздях