Проблема свободы слова одна из тех, которые являются вечными во все исторические времена. Сегодня наша страна строит правовое государство, которое должно быть основано на принципах гражданского общества. Такое общество создаёт каждому гражданину равные условия для реализации своего таланта, гарантирует его защиту от произвола и насилия, в том числе со стороны государства.
Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в рамках школьной программы эта тема рассматривается поверхностно, в то время как вопрос «цензура и творчество», очень важен не только с позиции идеологии, но и с позиции морали и нравственности.
Цель моего исследования: выявить особенности становления литературы “социалистического реализма” как порождения тоталитарной системы власти.
Для достижения цели, в работе решались следующие задачи:
1. Анализ причин волнений в стране в 20-е –30-е годы XXвека
2. Составить общую картину прогрессов и регрессов ранней советской литературы, на примере взятых литературных деятелей
3. Показать отношения писателей и поэтов с государством.
4. Определить особенности развития литературы в условиях тоталитаризма.
На примере Владимира Маяковского, Бориса Пастернака, Анны Ахматовы и Максима Горького в исследовательской работе дан анализ их литературной деятельности и отношение власти к их творчеству.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_rabota.doc | 77 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
Советская литература и цензура в 1920-е и 1930-е годы XXвека
Вид научно-исследовательской работы: исторический анализ
Исполнитель:
Королева Наталия Сергеевна
Руководитель: учитель истории
и обществознания Кетова
Галина Алексеевна
п. Строитель 2014
Содержание
Введение …………………………………………………………………….3
1. Причины волнений в стране в 20-е –30-е годы XXвека……………….5
2.Краткая биография и анализ литературной деятельности
советских поэтов и писателей в период становления
«социалистического реализма»……………………………………………7
2.1. Владимир Владимирович Маяковский.............................................7
2.2. Пастернак Борис Леонидович.........................................................9
2.3. Анна Андреевна Ахматова..............................................................11
2.4. Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)………………..12
Заключение………………………………………………………………...15
Список литературы………………………………………………………..16
Введение
Проблема свободы слова одна из тех, которые являются вечными во все исторические времена. Сегодня наша страна строит правовое государство, которое должно быть основано на принципах гражданского общества. Такое общество создаёт каждому гражданину равные условия для реализации своего таланта, гарантирует его защиту от произвола и насилия, в том числе со стороны государства.
Цензура в литературе всегда была актуальной темой, особенно в период советской власти. В то время многое было под запретом, многого нельзя было говорить, поэтому осуществлялся жёсткий контроль над тем, что должно было содержаться в печати. Данное исследование необходимо для, понятия современного отношения цензуры и литературы.
Цель моего исследования: выявить особенности становления литературы “социалистического реализма” как порождения тоталитарной системы власти.
Для достижения цели, в работе решались следующие задачи:
2. Составить общую картину прогрессов и регрессов ранней советской литературы, на примере взятых литературных деятелей
3. Показать отношения писателей и поэтов с государством.
4. Определить особенности развития литературы в условиях тоталитаризма.
В ходе исследования меня волновал вопрос: в какой степени цензура и власть могут вмешиваться в творческий процесс личности?
Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в рамках школьной программы эта тема рассматривается поверхностно, в то время как вопрос «цензура и творчество», очень важен не только с позиции идеологии, но и с позиции морали и нравственности.
1. Причины волнений в стране в 20-е –30-е годы XXвека
Причиной волнений общественности была послереволюционная лихорадка.
Октябрьское восстание произошло в 1917 году, свергнув российскую абсолютную монархию и закончив царствование последнего царя Николая II Романова, провозгласив начало коммунизма.
Спустя некоторое время произошла Гражданская война между большевиками (Красной армией), и их противниками – меньшевиками (Белого движения). Обе стороны предполагали осуществить политическую власть путем диктатуры. Цель красных – построение бесклассового коммунистического общества, путем активной поддержки мировой революции; цель белых – созыв нового Учредительного собрания, с передачей на его усмотрение решения вопроса о политическом устройстве России.
Окончание войны, победой «красного движения», создало условия для образования Союза Советских Социалистических Республик, во главе с В.И.Лениным. Переустановка форм правления взволновало все общество, ведь все старые устои, законы и традиции были больше не актуальны. Теперь следовало принять новые порядки, новых людей у власти, новую жизнь, но многие были с этим не согласны, устраивая восстания, которые скоротечно устранялись новой властью.
Конечно же, общество откликнулось на происходящее, особенно писатели, публицисты и поэты. Кто-то был согласен и всецело поддерживал большевиков, кто-то был недоволен и высказывал свое мнение, тем самым вынудив новую власть на строгую цензуру. К примеру, Постановление “О политике партии в области художественной литературы”, напрямую рассматривается с точки зрения классовой борьбы в литературе, где отмечаются положения, ведущие к усилению роли пролетарских писателей в литературе[1].
Для создания эффективного механизма цензурного контроля в стране в 1922 году при Наркомпросе РСФСР было создано Главное управление по делам литературы и издательств – Главлит, который объединил функции целого ряда разрозненных цензурных учреждений, существовавших ранее. С этого момента ни одно произведение – будь то открытка, газета или театральная постановка – не могло увидеть свет без визы Главлита. Для осуществления цензурного контроля за различными видами искусства при Главлите создавались специализированные отделы и органы. Так, постановлением от 9 февраля 1923 г. в системе Наркомпроса появился новый орган – Главный репертуарный комитет или Главрепертком. На новый цензурный орган возлагались функции просмотра всех драматических и кинематографических произведений, разрешение зрелищных мероприятий, составление списков разрешенных и запрещенных произведений.
2.Краткая биография и анализ литературной деятельности советских поэтов и писателей в период становления «социалистического реализма»
Мы углубимся в биографии нескольких литературных деятелей, чьи жизни затронуло происходящее в 20-е и 30-е годы. На примере их судеб проанализируем скачки развития и упадка литературы, а так же проследим отношение государства к писателям, поэтам и публицистам того времени.
2.1. Владимир Владимирович Маяковский.
(7 июля 1983 – 14 апреля 1930 гг.)
Первый поэт и гражданином, как часто называл себя он сам.
Родился поэт в Грузии, в местечке Богдати.
-поэт, публицист, драматург, актер, футурист.
Жанры: футуризм, лирика, советский агитпро.
В 1906 году после смерти отца переехал с мамой и сестрами в Москву.
Владимир Маяковский был революционно настроенным студентом, увлекающимся марксистской литературой. В 1908 году вступил в РСДРП(Российская социал-демократическая рабочая партия), возглавляемую Мартовым Юл.Ос. (в будущем – меньшевик) и Лениным В.И.( в будущем – большевик). Владимир Владимирович был пропагандистом в торгово-промышленном районе, за что трижды был арестован (по делу о подпольной типографии и подозрении связи с анархистами).
Выйдя из тюрьмы после третьего ареста, покинул партию со словами: «Отчего не в партии? Коммунисты работали на фронтах. В искусстве и просвещении пока соглашатели. Меня послали ловить рыбу в Астрахань».
С 1910 по 1920 поэт-футурист, начинает свою творческую деятельность, пропагандируя революцию и сочиняя любовные поэмы своей музе Лиле Брик.
В 1920 году закончил писать поэму «150000000» , в которой отражена тема мировой революции.
Маяковским была организована группа «Комфут» - коммунистический футуризм.
В 1923 году организовал группу «ЛЕФ» - левый фронт искусств, где активно печатался он сам, Б. Пастернак, О. Брик, Шкловский и др.
В 1924 году издана поэма «Владимир Ильич Ленин», что показывает нам положительное отношение В.В. Маяковского к личности пролетариата.
Годы Гражданской войны Владимир Маяковский считал лучшими в жизни, о чем ностальгирует в поэме «Хорошо» (1927).
Период 20-х и 30-х годов Владимир резво продолжал настаивать на необходимости революции (поэмы «4 интернационал», «5 интернационал», «Моя речь на генуэзской конференции».), так же он активно сотрудничал с газетами «Комсомольская правда» и «Известия».
Работал в агитке и рекламе, за что подвергся критике друзей – Пастернака и Катаева.
Пьеса «Баня» 1929 года вызвала травлю рапповской критики( РАПП – российская ассоциация пролетарских писателей), в которую позже вступил он сам.
Подведя итог деятельности Владимира Владимировича Маяковского, мы можем увидеть, что поэт изначально признавал произошедшую революцию, коммунизм и В.И. Ленина, поэтому поддерживал власть и был минимально подвергнут цензуре.
2.2. Пастернак Борис Леонидович
(29 января 1890 – 30 мая 1960гг.)
- поэт, прозаик, переводчик.
Направление: футуризм; после революции – вне групп.
Обладатель Нобелевской премии по литературе. (1958)
Семья Пастернака приехала в Москву из Одессы в 1889 году, где в 1890 году и родился Борис Леонидович. Его отец – Леонид Осипович, художник, академик Петербургской Академии художеств, мать – пианистка Розалия Исидоровна, поэтому дом Пастернаков был извечно полон известных музыкантов, писателей и художников, таких как И.И.Левитан.
Борис занимался фортепиано, посвятил этому все свое юношество, после сдавал экзамен по курсу композиторского факультета Московской консерватории. Пастернак окончил школу с золотой медалью.
После изрядных колебаний, Борис Леонидович отказался от карьеры музыканта и поступил на юридический факультет Московского университета в 1908 году.
А уже в 1909 году перевелся на философское отделение историко-филологического факультета.
Поэт вступал в различные литературные объединения, одно из таких – «ЛЕФ» Владимира Маяковского, с которым после Пастернак имел близкие дружеские отношения, но после революции Борис занимал независимую позицию, не входя, ни в какие группы.
На конец, 1920-х – начало 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он успешно принимает участие в деятельности Союза писателей СССР и в 1934 году выступает на первом съезде, на котором Борис Леонидович был официально назван лучшим поэтом Советского Союза.
В 1935 году Борис Пастернак заступился за мужа и сына Анны Ахматовой, освобожденных после писем Сталину Пастернака и Ахматовой.
В январе 1936 года писатель публикует два стихотворения, обращенные со словами восхищения к И.В.Сталину. Однако уже к середине 1936 года отношение властей к нему меняется – его упрекают не только в «отрешенности от жизни», но и в «мировоззрении, не соответствующим эпохе», и требуют тематической и идейной перестройки.
А в 1937 году Борис проявляет огромное гражданское мужество – отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского и других, демонстративно посещает дом репрессированного Пильняка. Это приводит к первой полосе отчужденности литературы Пастернака от официальной.
Следующей полосой отчуждения был роман «Доктор Живаго», создававшийся писателем10 лет, начиная с 1945 года по 1955. Сам автор осветил данный роман, как «вершиной» своего творчества. Произведение являло собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от послереволюционного до начала Великой Отечественной Войны.
Роман был резко негативно встречен властями и официальной советской литературной средой, отвергнут к печати из-за «неоднозначной позиции автора к октябрьскому перевороту и последующим изменениям в жизни страны».
Э.Г.Казакевич, советский прозаик и публицист, прочитав роман, заявил:
«Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция – недоразумение, и лучше было ее не делать».
Таким образом, советская цензура впервые коснулась и Бориса Пастернака, а после публикации «Доктора Живаго» за границей, на него началась настоящая травля и исключение автора из Союза Писателей СССР.
2.3. Анна Андреевна Ахматова.
(11 июня 1889 – 5 марта 1966гг)
-поэтесса, публицист.
Направление: акмеизм.
Анна Андреевна Горенко – такой была ее фамилия при рождении, появилась на свет в одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина.
Свой псевдоним «Ахматова» взяла от своей прабабушки, Прасковьи Федосеевны Ахматовой(в замужестве Мотовиловой).
В 1890 году семья переехала в Царское село, и Анна стала ученицей Мариинской гимназии. В юношестве получила прозвище «дикая девочка».
Характерными чертами творчества Анны Ахматовой можно выделить верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий XXвека, сопряженное личными переживаниями.
Автобиографическая поэма «Реквием» - одно из первых поэтических произведений, посвященных жертвам репрессий 30-х годов.
Судьба Анны Андреевны Ахматовой была трагична. Хотя сама она не была в заключении или изгнании, репрессиям были подвергнуты трое близких ее людей( муж – Н.С. Гумилёв расстрелян 1921 году; Николай Пунин – спутник ее жизни 1930-х годов, трижды был арестован и погиб в лагере; единственный сын – Л.Н. Гумилёв провел в заключении более 10 лет). Горе вдовы и матери заключенных «врагов народа» отражено в поэме «Реквием».
Признанная классиком отечественной поэзии еще в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая “персональное” постановление ЦК ВКП(б) 1946 года, не отмененное при её жизни),многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. Её имя еще при жизни окружала слава среди широких кругов почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.
Начиная с 1922 года, книги Анны Ахматовой подвергались жесткой цензурной правке. Все сборники её стихов, вышедшие в свет с 1922 по 1966 гг., нельзя назвать в полной мере авторскими. До 1964 года была «невыездной».
Вырезка постановления Оргбюро ЦК ВКП об Анне Ахматовой:
«Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусство для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом, наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе».
2.4. Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)
(16 марта 1868 – 18 июня 1936гг)
- писатель, драматург, прозаик.
Родился Максим Горький в Нижнем Новгороде Российском Империи, в семье столяра. Рано осиротев, мальчик жил в доме своего деда и в 11 лет был вынужден идти работать буфетным посудником на пароходе, пекарем, так же учился иконописному делу.
В 1884 году пытался поступить в Казанский университет, познакомился с марксистской литературой и пропагандистской работой.
В 1888 году арестован за связь с кружком Н.Е. Федосеева. Находился под постоянным наблюдением полиции.
С 1892 года Максим Горький впервые печатается с рассказом «Макар Чудра». С этого момента начинает развиваться литературная деятельность писателя.
21 февраля 1901 год избрание М. Горького в почетные академики Императорской Академии наук по разряду изящной словесности.
А в марте того же года Горький участвовал в марксистских кружках в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, написал прокламацию, призывающую к борьбе против самодержавия. Арестован и выслан из Нижнего Новгорода.
Позиция автора в обществе была определена в стоках его стихотворения «Легенда о Марко»:
«А вы на земле проживете,
Как черви слепые живут.
Ни сказок о вас не расскажут,
Ни песен про вас не споют».
Автор хотел сломить социальные классы между людьми, заменив их равноправием.
1904-05 г. Горький пишет пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Варвары». Знакомится с В. Лениным. Писатель был участником революции 1905-07 года, а осенью 1905 г. вступил в РСДРП.
1906 год – отъезд Горького за границу, где создает свои известные романы, такие как «Мать», пьеса «Враги». Из-за туберкулеза живёт семь лет в Италии. Максим Горький ведет общественную и политическую работу, критикует методы большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции, и спасает ряд ее представителей от репрессий большевиков и голода.
На краткое время Горький возвратился на Родину, но уже в 1921 году покинул ее снова. Существует несколько версий его отъезда: первая – его болезнь возобновилась и, по настоянию В.И. Ленина, он уехал лечиться за рубеж; по другой – Максим Горький был вынужден покинуть страну из-за разногласий с властью.
1928 год – по обращению властей и личной просьбы И. Сталина Горький совершает поездку в СССР, для обозрения результатов, достигнутых коммунистами.
1932 год – возвращение Максима Горького в Советский Союз. Правительство предоставило ему особняк в Горках. Здесь же он получает заказ Сталина – подготовить почву для 1-ого съезда советских писателей. Горьким создается множество работ: серии «Истории фабрик и заводов», «История Гражданской Войны», «Библиотека поэта».
1934 год – Максим Горький проводит I Всесоюзный съезд советских писателей и выступает на нем с докладом. После стал соредактором книги «Канал имени Сталина».
Из всего узнанного мы можем выделить отношение Горького к власти, а так же власти к писателю. Сначала Максим Горький скептически отнесся к Октябрьской революции, однако позже ходатайствовал за арестованных перед большевиками. Позже ему самому потребовалось эмигрировать из страны, из-за проблем с властью, но в конце своей жизни писатель возвратился на свою Родину и, путем трудоемкой работы, стал основателем социалистического реализма и свыкся с новой властью в стране.
Заключение
На примере Владимира Маяковского, Бориса Пастернака, Анны Ахматовы и Максима Горького мы видим разное отношении и власти к писателям, и писателей и поэтов к правительству.
Пришедшие к власти большевики хотели влиять на общество путем диктатуры через литературу, музыкантов, художников, но многие творческие деятели были не согласны выполнять эти условия, и их подвергали репрессиям, расстрелам, ссылкам и жесткой цензуре (которая включала в себя запрет публикации, цензорское вмешательство, отклонение рукописей).
В первую очередь цензура в СССР носила идеологический характер. Специальные органы контролировали распространяемую информацию, в том числе печатной продукции, музыкальных и сценических произведений и др., с целью подавления всех источников, альтернативных официальным.
Запретам были подвергнуты произведения отдельных авторов вне зависимости от содержания.
Советская цензура не препятствовала показам сцен насилия, если они соответствовали текущим идеологическим установкам – например, демонстрировали расправу над «врагом народа».
Основным объектом цензуры была «антисоветская пропаганда», военные и экономические секреты, негативная информация о состоянии дел в СССР. В СССР официально все и всегда было хорошо.
Таким образом, смею предположить, что цензура была создана большевиками для ловли тех, кто пытался донести правду до людей. Новая власть боялась быть свергнута, поэтому пыталась создать в стране положительное настроение, путем наказания за то, что не соответствует их идеологии. И у людей было три пути: первый – беспрекословно выполнять задачи большевиков; второй – быть против и потерпеть серьезные расправы; и третий – покинуть свою страну, тем самым оставить свою Родину, свою историю и себя.
Список литературы
1.Постановление Политбюро ЦК РКП(б) “О политике партии в области художественной литературы” 18 июня 1925 г.// Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) — ВКП(б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной политике. 1917-1953 /Под ред.А.Н.Яковлева. - М.: Международный фонд “Демократия”, 1999. – С.53-57
2.Примочкина Н. Писатель и власть. М. Горький в литературном процессе 20-х годов. – М., 1998. – С.157.
3.Перхин В.В. Русская литературная критика 1930-х годов: Критика и общественное сознание эпохи. - СПб., 1997
ru.wikipedia.org
chtoby-pomnili.com
Лиса и волк
Валентин Берестов. Аист и соловей
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Петушок из русских сказок
Попробуем на вкус солёность моря?