Учась в 7 классе, мне захотелось узнать, с какими проблемами сталкиваются учащиеся старших (10 – 11 классов) при изучении предметов математического цикла. Изучение, каких тем по математике в среднем звене являются важными для изучения алгебры и геометрии в старших классах, какие вопросы стоит изучать глубже, чтобы получить отличную отметку при сдаче экзаменов по алгебре и геометрии.
Вложение | Размер |
---|---|
nauch.konf_.docx | 41.17 КБ |
Содержание.
Введение.
Исследование отношения учащихся к школьной математике.
1.Интерес школьников к изучению математике………………………
2.Анализ некоторых проблем изучения математики…………………
3.Результативность обучения математике……………………………
4. Анализ внеклассной работы по математике………………………
Заключение
Литература ………………………………………………………………………
Приложение…………………………………………………………………….
Введение.
Нас заинтересовала проблема, как учащиеся 10-11 классов изучали математику, и с какими трудностями они сталкивались. Для этого нужно было провести исследования и обработать полученные данные, но как это сделать. И, мы познакомились со статистическим методом обработки данных. В старших классах мы будем это изучать подробнее, это совершенно новые для школьной программы вопросы, и нам захотелось познакомиться лучше. Познакомившись со статистическим методом, мы убедилась, что с помощью этого метода можно изучить отношение учащихся нашей школы к школьной математике, узнать, какие теоремы из математики запомнились ребятам больше всего, какие теоретические вопросы изучаются легко, а какие вызывают трудности. А нам семиклассникам на что обратить особое внимание.
Цель исследования: выяснить отношение учащихся к математике.
Задачи исследования:
- сравнить отношение к школьной математике учащихся,
- выявить трудности при изучении математики;
Методы исследования:
анкетирование, статистическая обработка полученных данных, анализ, сравнение и обобщение полученных результатов, графического представления результатов исследования
Этапы работы:
Отношение школьников к учению - есть явление, которое можно изучать статистическими методами. В своей работе мы применили следующие методы:
1.Статистический опрос.
2.Обработка полученных данных, построение графиков и диаграмм. 3.Анализ, обобщение и сравнение полученных результатов.
Исследование отношения учащихся к школьной математике.
1. Выявление интереса школьников к школьным предметам математики.
Для выявления отношения к школьной математике учащихся, обучающихся в МБОУ «СОШ № 31», для выявления трудностей при изучении математики была составлена анкета ( см. приложение ), которая была предложена в 10-11 классах нашей школы.
В анкетировании приняли участие 78 учащихся 10 – 11 классов. Анкетирование проводилось анонимно, т. е. учащиеся отвечали на вопросы анкеты, не называя своих фамилий, тем самым создавая условия для достоверного ответа.
Одним из важнейших условий успешности обучения математике является наличие интереса к ней. Результаты анкетирования свидетельствуют об интересе школьников к изучению математики. Так на вопрос :
«Нравится ли вам математика как урок?», - 60 учащихся дали утвердительный ответ, что составило - 77% из числа опрашиваемых.
Сравнение распределения учащимися 10-11 класса предметов по степени заинтересованности.
А вот заинтересованности на уроках, математика заняла лишь 6 место среди 14 предметов изучаемых предметов.
Наиболее интересный предмет | Менее интересный |
1. Обществознание 71%. 2. Физкультура 54% 3. Русский язык 51%. 4. История 49% 5. Литература 42% 6. Алгебра и начала анализа 41% 7. Иностранный язык 35% 8.География 31% 9.Геометрия. 30% | 1. Биология 47% 2. Иностранный язык 44% 3. Алгебра и начала анализа 42% 4. Русский язык 40% 5. Геометрия 36% 6.Литература 35% 7.История 33% 8.Физика 31% |
Вообще неинтересный |
1. Русский язык 1% 2.Обществознание 6% 3. Алгебра и начала анализа 12% 4.Литература 15% 5.Биология 21% 6.Геометрия 32% 7.Физика 35% 8.ОБЖ 37% 9.Химия 45% |
2.Анализ некоторых проблем изучения математики.
Учась в 7 классе, нам захотелось узнать, с какими проблемами сталкиваются учащиеся старших (10 – 11 классов) при изучении предметов математического цикла. Изучение, каких тем по математике в среднем звене являются важными для изучения математики в старших классах, какие вопросы стоит изучать глубже, чтобы получить отличную отметку при сдаче экзаменов по математике.
Результаты опроса учащихся10-11 классов.( опрошено78 учащихся).
Ряд вопросов анкеты заставил учащихся оглянуться назад и оценить свои успехи в изучении математики с высоты пройденного курса по классам. Старшеклассникам было предложено назвать класс, в котором им труднее или легче всего было изучать математические предметы. Им был задан вопрос: когда легче и труднее всего было изучать математику.
Данная диаграмма дает возможность расположить в порядке убывания трудности изучения материала курса.
Труднее всего в 9 классе, в 7 классе, в 8 классе.
В ответах на вопросы анкеты о том, какие теоремы и их доказательства из курса математики 10-11 классов запомнились надолго, старшеклассники назвали следующие: теорема Фалеса - 30, теорема Пифагора -57, теоремы синусов и косинусов - 16, свойства треугольников – 20, квадратные уравнения – 31, большинство тем – 8, никакие - 3.
Как показал опрос, труднее всего было в 9 классе. Так почему возникают трудности, какие причины их возникновения. Учащимся были предложены варианты выбора и многие из них выбирали несколько вариантов. Как видно по ответам лидирует трудность при изучении учебного материала, но и несерьезное отношение к учебе тоже играет немало важную роль.
1.Несерьезное отношение к учебе.-29
2.Трудности при изучении учебного материала-35
3.Отсутствие интереса к предмету - 9
4.Увлеченность другим делом - 21
5.Слабая математическая подготовка - 15
6. Другие причины - 18
Чтобы не возникали затруднения нужно серьезно относиться к учебе и быть внимательным при изучении нового материала.
3.Результативность обучения математике.
Учащиеся вполне реально оценивают свои успехи в освоении школьной математики.
1 ученик - 1% отлично
26 учащихся – 33% считают свои знания хорошими,
45 учащихся -58% - удовлетворительными
6 учащихся - 8%- неудовлетворительными.
Результаты по математике учащихся нашей школы за первое полугодие 2013-2014 учебного года.( данные школьных отчетов)
Сравнительная диаграмма.
Из диаграммы видно, что данные практически одинаковые, т.е. учащиеся реально оценивают свои знания по математике.
Самооценка учащихся.
4. Внеклассная работа по математике.
Показателем того, что учащиеся интересуются предметом, является их участие во внеклассной работе по данному предмету. На вопрос «Чем привлекает вас математика?» большинство учащихся ответили.
Счет, логика, интересными задачками – 45 опрашиваемых, ничем – 14, затрудняюсь ответить – 12, и лишь 7 человек не дали на него ответ.
С помощью анкетирования получены данные, которые в некоторой мере характеризуют любознательность учащихся. Исторические сведения о развитии математики, публикуемые в учебниках, не предлагаются в качестве домашних заданий, однако 8% опрошенных читают их по собственной инициативе, 19% не нравится читать, 21% опрошенных безразлично, 14% ссылаются на недостаток времени для чтения этого материала, остальные 49% любят слушать рассказ учителя. Практически половина учащихся любят слушать учителя, их опыт и знания помогают лучше понять этот сложный предмет.
А приходилось ли вам использовать другие источники: да ответили 68%, нет 32%.В анкетах указана разнообразная дополнительная литература, используемая ребятами для углубления своих знаний. Это книги по олимпиадам и дополнительная информация из Интернета, «Задачи на смекалку», а также указали учебники, задачники для подготовки к ГИА и ЕГЭ Изучая, математику всегда задаешься вопросом. Нужна ли математика вообще: дроби, уравнения, сложные примеры, треугольники, параллельные прямые, углы и т.д.. Пригодиться ли она нам в жизни? Старшеклассникам был задан такой вопрос.
Какую пользу приносит вам математика сейчас и будет ли приносить в дальнейшем?
В жизни (сдача в магазине ) - 22
Никакую - 15
Не знаю - 11
Знания - 10
Сдача ЕГЭ - 13
Выбор профессии - 5
Оценки - 2
Представленные результаты опроса говорят о том, что учащиеся школы № 31 интересуются математикой, принимают активное участие в математических олимпиадах, в конкурсах, посещают спецкурсы математического цикла.
Заключение.
Анкетирование учащихся, анализ результатов итоговой аттестации, показали, что посещение спецкурсов математического цикла и факультативов дают хорошие знания по математике. Большинство учащихся нашей школы положительно оценивают профилизацию обучения . Введение спецкурсов повышает интерес к математике и другим предметам. Статистический метод оказывает большую методическую помощь учителям математики в выявлении трудностей и в ликвидации проблем учащихся. Данную работу можно использовать в методической работе учителей математики и других предметов по повышению качества знаний, при изучении учащимися статистики в качестве примеров статистического исследования и графического представления результатов исследования.
Литература:
Приложение.
Анкета для учащихся 10 – 11 классов.
1) Вам нравится математика, как урок ?
2) Чем привлекает вас математика?
3) Какую пользу приносит тебе математика сейчас, и будет ли приносить в дальнейшем?
4) Из всех учебных предметов отметьте цифрами :
1- наиболее интересный для вас предмет;
2- менее интересный;
3- вообще неинтересный.
5) В каком классе вам было легче всего изучать алгебру, геометрию?
( распределить по классам)
6) В каком классе вам было труднее всего изучать алгебру, геометрию?
( распределить по классам).
7) Какие теоремы и их доказательства из курса математике вам запомнились больше всего по алгебре и геометрии?
8) Приходилось ли вам решать задачи из других источников, а не из школьных учебников? Каких именно?
9) Случалось ли вам ощущать недостаток математических знаний и умений при изучении других предметов? Каких именно?
10) Как вы оцениваете свои знания по математике (хорошие, удовлетворительные,
неудовлетворительные)?
11) Если у вас возникают трудности по математике, то укажите причины;
1-несерьезное отношение к учебе;
2-трудности при изучении учебного материала;
3-отсутствие интереса к предмету;
4-увлеченность другим делом;
5-слабая математическая подготовка:
6-другие причины.
12) Читаете ли вы сведения из истории математики, публикуемые в учебнике?
Как вы относитесь к этому материалу;
а) нравится читать;
б) не нравится читать;
в) безразлично;
г) недостаток времени для чтения ;
д) больше нравится слушать рассказ учителя, чем читать самому.
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Заяц-хваста
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Сказка "Морозко"