В 4 классе изучается новый предмет - «Основы светской этики». Эти уроки дают знания о добре и зле, добродетели и пороке. И в итоге ученики должны научится совершать моральные поступки, т.е. сознательно совершать добродетельные поступки, избегая порочных.Данная работа представляет итоги работы исследоавательского проекта учеников.
Вложение | Размер |
---|---|
проектная работа учеников | 47.08 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гришковская средняя общеобразовательная школа»
Немецкий национальный район
Алтайский край
« Добродетель и порок
в сказках Г.Х.Андерсена»
Проектная работа по модулю учебного курса ОРКСЭ
«Основы светской этики»
Выполнили: ученицы 4 класса
Бондарчук София,
Штальбаум София
Руководитель: преподаватель ОРКСЭ
Генрихс Светлана Абрамовна.
Гришковка, 2013
Содержание:
1.1.Почему мы стали заниматься этим проектом? _______ 3
1.2. Добродетель и порок.___________________________ 4-5
в сказках?__________________________________________5-6
в сказках?_________________________________________7
наказывается порок?________________________________8
5.1 Методика исследования. _________________________8-9
5.2 Анализ результатов анкетирования.________________9-10
8. Приложение_______________________________________13-15
Введение
«Не для того мы рассуждаем, чтобы знать,
что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми»
Аристотель.
Проблема: - как в сказках Г.Х.Андерсена показывается проявление нравственных и отрицательных свойств характера человека
Объект: сказки Г.Х.Андерсена
Цель: изучить интерес к сказкам и узнать оценку школьников поступков главных героев сказок Г.Х.Андерсена
Задачи:
Практическая значимость работы заключается в возможности её использования на уроках «Основы светской этике», литературного чтения, классных часах
1.1.Почему мы стали заниматься этим проектом?
На современном этапе актуальной проблемой воспитания детей стала проблема формирования нравственности. Эту проблему поднимают не только учителя, она беспокоит и родителей, и общество в целом. Проблема рассматривается широко на телевидении и в печати. Частично изучается и в школе, но мы считаем, что этого не достаточно, чтобы знать о том, как можно повлиять на нравственное воспитание школьника.
Министерство образования нашего государства создаёт новые учебные предметы, разрабатывает новые методики, но извечный вопрос школьной системы и любой семьи: «Как воспитать нравственного человека?» остается.
В 4 классе мы изучаем новый предмет - «Основы светской этики». Эти уроки дают нам знания о добре и зле, добродетели и пороке. И в итоге мы должны научится совершать моральные поступки, т.е. сознательно совершать добродетельные поступки, избегая порочных.
На уроках «Основы светской этики» мы часто на примерах сказок рассматриваем ситуации борьбы добра и зла, оцениваем качества главных героев.
И нам захотелось выяснить:
- как в сказках Г.Х.Андерсена показывается проявление нравственных и отрицательных свойств характера человека
- узнать какие сказки Г.Х.Андерсена известны нашим школьникам
- и что особенно важно, нам было интересно, как ученики оценивают качества главных героев
Для своих исследований мы взяли своих одноклассников и учеников 3 класса.
1.2. Добродетель и порок
Добродетель и порок - это две противоположные характеристики личности, по которым ее оценивают другие люди. Совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становиться добродетельным. Что же такое добродетель?
Гельвеций утверждал «Лишь по поступкам людей общество может судить об их добродетели». Добродетель - это способность во всем поступать наилучшим образом. Добродетель выражает стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом. Одними из таких образцов могут быть литературные герои.
Добродетельные качества человека: трудолюбие, работоспособность, ответственность, дружелюбие, вежливость, способность сопереживать, сочуствовать. Цицерон считал, что три добродетели украшают душу: красота, мудрость и любовь.
- действия, результатом которых оказывается причинение зла себе и другим людям.
Пороком можно назвать и предосудительный недостаток человека, свойство характера, которое позорит его. Например, жадность, лень, лживость, хвастовство, зазнайство и т.п. По мнению Боэция, римского философа, порок не остается безнаказанным, так как быть порочным - это уже наказание.
2. Какие добродетельные поступки совершают герои в сказках?
Так уж издавна повелось, что во все времена и у всех народов долгими зимними вечерами, когда за окошком завывала вьюга, а луна тускло светила из-за туч, люди слушали сказки. Слушали их и в деревнях, и на хуторах, уютно устроившись у тёплых очагов, слушали в городах у каминов. И вставал перед слушателями волшебный мир. Его населяли эльфы и русалки, колдуны и лешие, гномы, великаны, Баба Яга и Кощей Бессмертный.
Сказка говорит о смысле жизни, объясняет явления природы, свойства растений, животных и птиц. Сказка повествует о фантастических мирах и о предметах, которые повседневно окружают человека, она уносит в мир неизведанного. В сказках переплетаются волшебство с весёлой шуткой и серьёзными нравоучениями.
Много таких сказок написал датский писатель Ханс Кристиан Андерсен. Не всегда добродушный и безобидный, а зачастую ироничный и насмешливый, он не стеснялся открывать глаза людям на их общественные и житейские пороки.
За долгую жизнь он создал множество сказок. Ярких, неповторимых и увлекательных, которые превозносили благородные качества человека. И разве не о преданности, верности, благородстве рассказывают «Стойкий оловянный солдатик» и «Пастушка и трубочист», «Дикие лебеди» и
«Русалочка», и многие, многие другие сказки?
Вот поглядите.
Давайте вспомним маленькую Элизу в сказке « Дикие лебеди», которая самоотверженно борется с волшебными злыми чарами, чтобы спасти своих братьев, превращённых злой королевой в диких лебедей. Она даже сплела из жгучей крапивы рубашки. А Фея – помогла принцессе Элизе расколдовать братьев.
Красавица Русалочка, которая жертвует жизнью во имя любви к человеку.
Соловей – прослышав про болезнь императора, прилетел утешить и ободрить его своей песней, тем самым спас его от смерти.
В поисках своего друга Кая плутает по дорогам мужественная девочка Герда из сказки «Снежная королева» она попадает к разбойникам, борется с морозом, мчится на олене и всё-таки добивается своей цели: спасает Кая от злых чар Снежной королевы. Вот это добродетель, имя которого – любовь, великая сила любви, упорство и мужество.
Дюймовочка - своей заботой оживила ласточку.
А вот смело карабкается по своей лесенке фарфоровый трубочист, решивший показать кукле – пастушке звёздный мир ночного неба. Какие только невероятные приключения они не переживают на пути. И всё-таки мужество трубочиста побеждает.
На птичьем дворе разыгрывается трагическая и прекрасная история гадкого утёнка, который превратился в прекрасного лебедя. Сказочник хочет сказать этой историей, что лучшие достоинства и дарования могут быть скрыты под убогой одеждой и неприглядной внешностью. Он убеждён: рано или поздно талант, доброта, сила, смелость победят, даже если люди, которым они свойственны, родились в нищете.
Сказка «Гадкий утёнок» учит широкому взгляду на мир, учит видеть величие и благородство души, познать красоту жизни, любить природу.
Герои Андерсена обычно добиваются счастья благодаря своей мудрости, доброте, благородству.
3. Какие порочные поступки совершают герои в сказках?
В каждой сказке есть олицетворение добра и зла. Вот и в сказках Андерсена есть герои, которые совершают порочные поступки.
В сказке «Дикие лебеди» мачеха сразу невзлюбила детей и решила погубить их.
В сказке «Русалочка» морская ведьма, отдавая русалочке напиток, отрезала ей язычок, и русалочка стала немая, не могла больше ни петь, ни говорить! А когда русалка танцевала, и ножки ее касались земли, ей было так больно, как будто она ступала на острые ножи.
В сказке «Соловей» настоящего соловья император объявил изгнанным из пределов страны, а искусственный пел у его постели. По сути – это было предательство императора по отношению к настоящему соловью.
В « Снежней королеве» Каю заморозила сердце Снежная королева.
В сказке «Дюймовочка» старый крот думал всегда только о своей выгоде.
В сказке «Пастушка и трубочист» - старый китаец, который против воли пастушки, хотел ее выдать замуж за обер-унтер-генерал-кригскомиссар-сержанта Козлонога.
В сказке «Гадкий утенок» весь птичий двор и даже мама – утка отвернулись от гадкого утенка, каждый старался его оскорбить и в итоге изгнать.
Вот так автор в каждой сказке в сравнении с добродетельными качествами показывает проявление порока. Иногда даже в одном человеке. Пример маленькой разбойницы в «Снежной королеве». Она была необузданная и своевольная, ужасно избалована и упряма. Каждый вечер щекотала северного оленя под шеей своим острым ножом – ее веселило, что он этого страшно боялся. Но история Герды ее взволновала, и она отпустила и Герду и северного оленя. И даже дала с собой хлеб и ветчину.
Вот так в одном герое присутствует и добродетель и порок.
4. Как в сказках награждается добродетель и наказывается порок?
Сказки Андерсена фантастичны, но добро всегда побеждает зло:
- Дюймовочка нашла свое счастье в стране эльфов;
- Герда, пройдя все испытания, нашла Кая и растопила его сердце;
- к Элизе вернулись расколдованные братья;
-император вновь признал настоящего соловья;
- гадкий утенок стал прекрасным лебедем.
И принц, и Кай, и братья-лебеди были спасены теми, кто их любит. И большей наградой этим героям и не надо, они готовы идти на любые жертвы ради близких и любимых. Ралф Эмерсон, американский поэт и философ, когда-то сказал: «- Единственная награда за добродетель есть сама добродетель». Это так, ведь недаром же маленькая русалочка жертвуют жизнью ради высокой любви. Во имя светлой веры в победу доброго сердца над злом.
Тема немой, обреченной, но самоотверженной, верной до конца любви, всесильной наперекор обстоятельствам, наперекор беспомощности и униженности героя, постоянно повторяется в сказках Андерсена.
В сказках все взаимосвязано. Это относится и к людям, и к животным, и к растениям. Отношения любви, дружбы, взаимопомощи охватывают в андерсеновских сказках весь мир. И сила добра, в конечном счете, торжествует над силами зла. И эта победа и есть главная награда добродетели и наказание порока.
5. Результаты анкетирования
5.1 Методика исследования.
Чтобы изучить интерес к сказкам Андерсена, вместе с учителем Генрихс Светланой Абрамовной мы составили анкету для учеников, которая проводилась во 3 - 4 классах. В анкетировании участвовали всего 40 учеников: 25 человек из 4 класса и 15 человек из 3 класса. Анкета состояла из 2 вопросов о сказках Андерсена. <Приложение 1>. По каждому вопросу было подсчитано количество одинаковых вариантов ответов и переведено в процентное соотношение.
Так же на уроке учитель попросил нарисовать свое представление о добре и зле.
5.2 Анализ результатов анкетирования.
На первый вопрос:- Какие из перечисленных сказок Г.Х.Андерсена вы знаете? Ответы по большинству положительных ответов расположили сказки следующим образом:
1. «Гадкий утенок» - 92%
2. «Снежная королева» и «Дюймовочка» - 84%
3. «Русалочка» - 72%
4. «Дикие лебеди» - 68%
5.«Соловей» - 32%
6. «Пастушка и трубочист» - 2%
Это значит, что большинство современных школьников 10-11 лет знают сказки Г.Х.Андерсена.
Второй вопрос - задание показал следующие результаты.
Надо было знаком «+» отметить тех главных героев, которые на ваш взгляд в сказках обладают добродетельными качествами, а знаком « - » тех героев, которые в сказках обладают порочными качествами.
«Дикие лебеди» | + | -- | «Русалочка» | + | -- |
Принцесса Элиза | 100% | Русалочка | 100% | ||
Фея | 100% | Морская ведьма | 100% | ||
Мачеха | 2% | 98% |
«Снежная королева» | + | _ | «Дюймовочка» | + | _ |
Снежная королева | 25% | 75% | Дюймовочка | 100% | |
Герда | 100% | Крот | 28% | 72% | |
Маленькая разбойница | 34% | 66% | Мышь | 34% | 66% |
«Гадкий утенок» | + | _ | «Пастушка и трубочист» | + | __ |
Гадкий утенок | 100% | Пастушка | 100% | ||
Птичий двор | 100% | Трубочист | 100% | ||
Два диких гусака | 75% | 25% | Китаец | 100% |
Результаты показывают что, что большинство учащихся, верно, определяют добродетельные и порочные качества главных героев сказок. Радует что, некоторые даже смогли указать проявление одним героем и добродетельных поступков и порочных.
Дети ценят и любят сказки этого доброго, насмешливого, великого сказочника. Андерсен помогает людям ценить красоту жизни, любить труд, добро, мужество и справедливость.
6.Заключение.
Сказки Андерсена учат нас большим человеческим чувствам, учат и детей и взрослых, их знают и любят дети и взрослые всего мира.
И работая над этим проектом, мы еще раз в этом убедились. Нам было интересно узнать, как в сказках Г.Х.Андерсена показывается проявление нравственных и отрицательных свойств характера человека - и у нас это получилось. Даже в процессе работы над проектом мы вновь прочитывали уже известные нам сказки и по-новому оценивали действия главных героев. Узнали, какие сказки Г.Х.Андерсена известны нашим школьникам. Нам было интересно узнать, как ученики оценивают качества главных героев.
Конечно, нашей работой мы не решим проблему воспитания нравственного человека, но получилось показать, что сказки помогут это сделать. Так же мы предлагаем памятку «Как стать добрым человеком» и игру «Гадаем на ромашке». Надеемся, они пригодятся учителям и школьникам.
Ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным, но мы призываем всех стремиться к этому, стараться поступать добродетельно и избегать порочного поведения.
А закончить мы хотим строчками песенки Леопольда
«Если добрый ты это хорошо,
а когда наоборот - плохо…»
7. Источники
1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2012.
2. Сказки Г.Х.Андерсена.
3. Результаты опроса.
4.Интернет-ресурсы
8. Приложения
Приложение 1.
Анкета
Цель: изучить интерес к сказкам Г.Х.Андерсена
1.Какие из перечисленных сказок Г.Х.Андерсена вы знаете? ( да,нет)
«Дикие лебеди»____________ «Снежная королева»___________________
«Русалочка»________________ «Дюймовочка»______________________
«Соловей»______________«Пастушка и трубочист»____________________
«Гадкий утенок»_________________
2. Знаком «+» отметьте тех главных героев, которые в сказках обладают добродетельными качествами, а знаком « - « тех героев, которые в сказках обладают порочными качествами
«Дикие лебеди» | «Русалочка» | «Соловей» | «Снежная королева» | ||||
Принцесса Элиза | Русалочка | Соловей | Снежная королева | ||||
Фея | Морская ведьма | Император | Герда | ||||
Мачеха | Кай | ||||||
Маленькая разбойница | |||||||
«Дюймовочка» | «Пастушка и трубочист» | «Гадкий утенок» | |||||
Дюймовочка | Пастушка | Гадкий утенок | |||||
Крот | Трубочист | Птичий двор | |||||
Мышь | Китаец | Два диких гусака |
Я ученик ___________________ класса
Приложение 2.
ПАМЯТКА
Как стать добрым человеком
1. Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе. От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
2. Будь добрым к людям!
3. Учись добру у добрых людей!
4. Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай, в первую очередь, людям, попавшим в беду, слабым, больным.
5. Не причиняй зла, тогда будешь становиться добрее.
Приложение 3.
Игра «Гадаем на ромашке».
Работа в группах.
На доске ромашка с 6 лепестками, на обратной стороне каждого лепестка - имя героя сказки «Снежная королева» (тролль, Снежная королева, Кай, Герда, маленькая разбойница, ворон), каждая группа выбирает лепесток и называет добродетельные и порочные качества своего героя.
Герда
Кай
Ворон
Тролль
Маленькая
разбойница
Снежная
королева
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Невидимое письмо
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Одеяльце
Твёрдое - мягкое