Цель нашего проекта – выяснить, что является традициями семьи.
Тема проекта: «Общий успех – традиция семьи».
Продукт проекта: презентация.
Актуальность проблемы. В нашем классе 28 учеников, а это значит 28 семей. Какие они? Думаю, что все разные. Наверняка, в каждой семье есть свои секреты, весёлые и грустные истории, праздники. Есть и традиции.
Задачи проекта: уточнить понятие «традиция», проанализировать литературные произведения с точки зрения наличия традиций в семьях, на основе анкетирования учащихся класса выявить традиции их семей.
Гипотезой нашего проекта стало предположение, что подготовленный успех семьи может стать традицией и ведёт к её укреплению.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_traditsii_moey_semi.docx | 45.06 КБ |
II Всероссийский конкурс проектов младших школьников «Моя семья»
Номинация: «Традиции моей семьи»
Тема: «Общий успех - традиция семьи»
Выполнил: обучающийся 3 класса МОУ СОШ №40 г. Волгограда Тишков Даниил Вадимович Руководитель: Лябчук Наталья Николаевна учитель начальных классов |
Содержание
I Введение | 3 |
Тема | 3 |
Цель | 3 |
Актуальность проблемы | 3 |
Гипотеза | 3 |
II Основная часть | 4 |
Традиции | 4 |
Пословица недаром молвится | 6 |
Анкетирование | 8 |
Выводы по II части | 11 |
III Заключительная часть | 13 |
Выводы | 13 |
Библиография | 14 |
Приложения | 15 |
I Введение
Моя семья состоит из четырёх человек: папа - Тишков Вадим Петрович, мама – Тишкова Надежда Иосифовна, я – Тишков Даниил, сестренка – Ксения. Мои родители работают в Волгоградском театре музыкальной комедии. Наша семья уже второй раз участвует в городском конкурсе «Молодая семья». В 2009 году мы заняли I место, а в 2014 году взяли высшую награду – Гран При. Во время подготовки к этим конкурсам мы много тренировались, готовили визитную карточку – многими вечерами мы репетировали, чтобы всё выполнять одновременно и красиво. Во время конкурса наше выступление снимали на камеру. Так возник этот проект.
Цель нашего проекта – выяснить, что является традициями семьи.
Тема проекта: «Общий успех – традиция семьи».
Продукт проекта: презентация.
Актуальность проблемы. В нашем классе 28 учеников, а это значит 28 семей. Какие они? Думаю, что все разные. Наверняка, в каждой семье есть свои секреты, весёлые и грустные истории, праздники. Есть и традиции.
Задачи проекта: уточнить понятие «традиция», проанализировать литературные произведения с точки зрения наличия традиций в семьях, на основе анкетирования учащихся класса выявить традиции их семей.
Гипотезой нашего проекта стало предположение, что подготовленный успех семьи может стать традицией и ведёт к её укреплению.
II Основная часть
Традиция
Семейные традиции
Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
Традиции семьи – понятие широкое. В него входят семейные праздники, семейные обеды и многое другое, объединяющее всех членов ячейки общества.
Семья собирается за столом в семейные праздники, все дарят друг другу смешные подарки на Новый год. Большой выбор таких презентов можно найти на сайте http://www.mosigra.com.ua/, чтобы разнообразить привычку играть в настольные игры, которая собирает родственников по вечерам. Милые семейные традиции, без которых никак нельзя, без которых нет семьи, возникают только в том доме, где любят и уважают друг друга.
Все, что у нас в жизни было доброго, хорошего, веселого, мы связываем с семьей. Мы надолго запоминаем, как ходили с отцом на рыбалку, с дедом на качели. Помним, как с бабушкой пекли пироги, а с мамой выбирали свою первую косметику. Как на майские праздники ездили в гости к родственникам или ходили на каток в новогодние каникулы.
В семье мы учимся общаться с другими людьми, в том числе обходиться или избегать конфликтов и преодолевать возникающие проблем. Традиции – это то, что скрепляет семью, учит его правилам поведения с близкими и в обществе. Есть понятия, которые должны быть присущи всем без исключения – взаимная вежливость, благодарность. Если в семье принято благодарить друг друга, то дети обязательно будут говорить эти слова и потом, когда станут взрослыми. Если дети растут воспитанными, достойными, это значит, что в семье высокий уровень культуры.
Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но они дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.
Домашние праздники
Домашние праздники – то, что сплачивает семью, собирая за одним столом представителей всех поколений. Участвуют все: готовят закуски, накрывают стол. Дети очень любят участвовать в подготовке праздника. Традиция семейных воскресных обедов возвращается. Беседы во время совместного обеда, решение общих семейных проблем, общение – это отдых. Человек в окружении родных и друзей чувствует себя в безопасности.
Очень сплачивают семью и укрепляют семейные традиции маленькие знаки внимания друг к другу – можно купить игру «Мафия» для досуга, игрушку ребенку, или дедушке новые очки. Главное – не забывать о днях рождения и поздравлять хотя бы телефонным звонком. Так рождаются и укрепляются семейные традиции, объединяя семью в одно целое.
Заключением этой части II главы хочется написать стихотворение (к сожалению, не могу указать автора)
Приехал долгожданный гость,
Давно он не был в нашем доме.
Его встречать нам довелось
С радушьем, в вежливом поклоне.
И угощенье принесли
С гостеприимством достархана.
В казане бесбармак кипит
Из мяса жирного барана.
Пока варился наш обед,
Мы гостя дружно привечали,
Он был заботою согрет
И ароматной чашкой чая.
И вот на блюде бесбармак,
Баранья голова дымится…
Традиций знанье – не пустяк
Мне это в жизни пригодится
Пословица недаром молвится
На уроках литературного чтения мы часто встречаемся с произведениями, в которых рассказывается о взаимоотношениях в семье. Множество пословиц и поговорок сложено о семье. Семья - это наше самое первое окружение – наши родители, бабушки и дедушки, близкие родственники. В семье каждый человек узнает мир, чувствует защиту и поддержку, узнает первые радости и огорчения. Хорошую семью ничто не может заменить, потому что родные, необходимы каждому, даже повзрослевшему человеку.
Известно, что в пословицах и поговорках – кратких изречениях заключен многолетний опыт народов. В пословицах подчеркивается авторитет мамы в семье, особо отмечается её важная роль в создании и сохранении семейного очага, проявление заботы и любви к своим детям и мужу. Мама - родной человек, безгранично любящий свое дитя, независимо от его поступков, мнения окружающих, состояния его здоровья. Пословица несёт в себе кладезь сводов и правил, исполняя которые, человек всегда будет чувствовать себя сильным, нужным, любимым.
В пословицах о семье подчеркивается умение ладить, прощать, ценить друг друга. Вот только некоторые из их огромного количества:
Добрая семья прибавит разума-ума.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В родной семье и каша гуще.
На что и клад, коли в семье лад.
Любовь да совет — так и горя нет.
Согласье в семье - достаток в дому, раздоры в семье - пропадать всему.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
За общим семейным столом еда вкуснее.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло.
В недружной семье добра не бывает.
В семье согласно, так идет дело прекрасно.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Дружная семья не знает печали.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Семейное согласие всего дороже.
Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
Семьей дорожить — счастливым быть.
Семья — опора счастья.
Семья в куче, не страшна и туча.
Семья дает человеку путевку в жизнь.
Семья крепка ладом.
Согласье в семье — богатство.
Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить.
Хоть тесно, да лучше вместе.
Вдумываясь в смысл пословицы, лучше понимаешь, как нужно строить отношения в семье, что является главным в жизни. Пословицы учат нас быть терпимыми, добрыми по отношению друг к другу.
Анкетирование
Следующим этапом нашего проекта стала задача: проанализировать ценности, которые выделяют семьи нашего класса. Причем, анкеты предлагались учащимся класса и их родителям (Приложение 1). Результаты анкетирования мы отразили в таблицах 1 и 2.
Таблица 1.
Результаты анкетирования учащихся
1. Перечислите всех членов семьи, живущих вместе с вами | ||
мама | 21чел. | 100% |
папа | 15 чел. | 71% |
брат | 6 чел. | 28,6% |
сестра | 9 чел. | 43% |
бабушка | 7 чел. | 33,3% |
дедушка | 7 чел. | 33,3% |
тётя | 1 чел. | 4,7% |
дядя | 1 чел. | 4,7% |
2. Какие семейные традиции вы соблюдаете? | ||
Посещение кино, театра, концертов | 11 чел. | 52,4% |
Дни поминовения усопших | 3 чел. | 14,3% |
Дни рождения | 21 чел. | 100% |
Религиозные обряды (посещения церкви, посты, праздники…) | 5 чел. | 23,8% |
Гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 1 мая, 9 мая…) | 19 чел. | 90,5% |
Интеллектуальные конкурсы, викторины | 2 чел. | 9,5% |
Совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу | 13 чел. | 61,9% |
Школьные праздники | 12 чел. | 57,2% |
3. Отметьте, какими увлечениями вы занимаетесь вместе с родителями | ||
Чтение книг | 5 чел. | 23,8% |
Домашнее животное (уход, дрессировка) | 14 чел. | 66,6% |
Живопись, рисование | 4 чел. | 19% |
Шахматы | 4 чел. | 19% |
Коллекционирование | 7 чел. | 33,3% |
Рыбалка | 7 чел. | 33,3% |
Спорт | 4 чел. | 19% |
Шитьё, вышивка, вязание | 7 чел. | 33,3% |
Сочинение стихов, сказок, рассказов | 1 чел. | 4,7% |
4. Какой труд объединяет вашу семью | ||
Общего труда нет, у каждого свое дело | 1 чел. | 4,7% |
Уборка квартиры | 15 чел. | 71,4% |
Работа в саду, на даче | 12 чел. | 57,1% |
Ремонт квартиры | 8 чел. | 38,1% |
Уход за маленьким ребёнком | 4 чел. | 19% |
Уход за домашними животными | 14 чел. | 66,6% |
5. Собираете ли вы семейные советы для того, чтобы: | ||
Обсуждать проблемы воспитания детей | 3 чел. | 14,3% |
Обсуждать покупки членов семьи | 4 чел. | 19% |
Распределять работу по дому, ответственность | 10 чел. | 47,6% |
Планировать отпуск | 6 чел. | 28,6% |
Распределить бюджет семьи | 0 чел. | 0% |
Семейные проблемы решаются в рабочем порядке, без специальных семейных советов | 8 чел. | 38,1% |
Результаты анкетирования учащихся нашего класса показали, что многие ребята живут с мамой и папой, дедушкой или бабушкой, в некоторых семьях есть младшие дети. Главными традициями семей являются совместные праздники: дни рождения - 21 чел. (100%) и гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 1 мая, 9 мая…) - 19 чел. ( 90,5%). Более половины семей к традициям отнесли совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу - 13 чел. (61,9%), школьные праздники - 12 чел. (57,2%), около половины всех учащихся - посещение кино, театра, концертов - 11 чел. (52,4%). Совместными увлечениями являются: забота о домашних животных (уход, дрессировка) - 14 чел.(66,6%). Третья часть учащихся отмечает такие увлечения как: коллекционирование, рыбалка, шитьё (вышивка, вязание) - 7 чел.(33,3%). Общим трудом, объединяющим семьи являются: уборка квартиры - 15 чел.(71,4%), уход за домашними животными - 14 чел.(66,6%), работа в саду, на даче - 12 чел. (57,1%). Результаты анкетирования выявили, что совместно семьи собираются как правило для распределения работы по дому - 10 чел. (47,6%), в трети опрошенных семей семейные проблемы решаются в рабочем порядке, без специальных семейных советов.
Таблица 2.
Результаты анкетирования родителей
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье: | ||
хорошие | 14 чел. | 66,6% |
отличные | 7 чел. | 33,3% |
нормальные | 2 чел. | 9,5% |
не очень хорошие | 0 чел. | 0% |
2. Считаете ли вы свою семью дружной? | ||
да | 21 чел. | 100% |
не совсем | 0 чел. | 0% |
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? | ||
праздники | 9 чел. | 42,8% |
ужин в кругу семьи | 8 чел. | 38,1% |
поездки | 9 чел. | 42,8% |
всё, многое | 6 чел. | 28,6% |
праздники и поездки | 7 чел. | 33,3% |
не знаю | 0 чел. | 0% |
выезд на природу, просмотр ТV, ужин | 8 чел. | 38,1% |
школьные праздники | 12 чел. | 57,1% |
4. Как часто ваша семья собирается вместе? | ||
ежедневно | 7 чел. | 33,3% |
часто | 6 чел. | 28,6% |
как получится | 1 чел. | 4,7% |
когда как | 2 чел. | 9,4% |
редко | 2 чел. | 9,4% |
всегда | 7 чел. | 33,3% |
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе? | ||
каждый занимается своим делом | 0 чел. | 0% |
всё (всё понемногу, всем, много чем) | 11 чел. | 52,4% |
обсуждаем учёбу | 7 чел. | 33,3% |
занимаемся трудом и ходим летом на участок | 2 чел. | 9,4% |
смотрим TV, обсуждаем жизненные проблемы | 7 чел. | 33,3% |
занимаемся семейно – бытовым трудом | 7 чел. | 33,3% |
делимся впечатлениями | 7 чел. | 33,3% |
смотрим TV передачи | 5 чел. | 28,6% |
общаемся | 13 чел. | 61,9% |
вместе проводим досуг | 3 чел. | 14,3% |
читаем | 1 чел. | 4,7% |
шутим, смеёмся | 9 чел. | 42,8% |
отдыхаем | 8 чел. | 38,1% |
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты? | ||
редко | 10 чел. | 47,6% |
иногда | 11 чел. | 52,4% |
нет | 2 чел. | 9,4% |
По результатам анкетирования родителей выявлено, что в семьях хорошие - 14 чел. (66,6%) или отличные - 7 чел. (33,3%) взаимоотношения, все семьи дружные - 21 чел. (100%). Главным образом укреплению семьи способствуют школьные праздники - 12 чел. (57,1%), праздники и поездки - 9 чел. (42,8%). Собираясь вместе, семьи: общаются - 13 чел. ( 61,9%), занимаются всем понемногу (много чем) - 11 чел.(52,4%), шутят, смеются - 9 чел. (42,8%), отдыхают - 8 чел. (38,1%). Иногда в семьях бывают ссоры – 11 чел. (52,4%), редко ссорятся 10 семей (47,6%).
Выводы по II части
Во второй части нами была изучена литература по вопросу «Семейные традиции». Мы пришли к выводу, что семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. В него входят семейные праздники, семейные обеды и многое другое, объединяющее всех членов ячейки общества. Милые семейные традиции, без которых никак нельзя, без которых нет семьи, возникают только в том доме, где любят и уважают друг друга.
Обратившись к пословицам, мы уточнили, что в пословицах подчеркивается авторитет мамы в семье, особо отмечается её важная роль в создании и сохранении семейного очага, проявление заботы и любви к своим детям и мужу. Мы уточнили, что пословица несёт в себе кладезь сводов и правил, исполняя которые, человек всегда будет чувствовать себя сильным, нужным, любимым.
Нами было проведено анкетирование учащихся, в ходе которого, мы выяснили, что многие ребята живут с мамой и папой, дедушкой или бабушкой, в некоторых семьях есть младшие дети. Главными традициями семей являются совместные праздники: дни рождения и гражданские праздники. Более половины семей к традициям отнесли совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу, школьные праздники, а также посещение кино, театра, концертов. К совместным увлечениям ребята отнесли: заботу о домашних животных (уход, дрессировка), коллекционирование, рыбалку, шитьё (вышивку, вязание). Общим трудом, объединяющим семьи являются: уборка квартиры, работа в саду, на даче. Результаты анкетирования выявили, что совместно семьи собираются, как правило, для распределения работы по дому, а треть опрошенных детей указали, что семейные проблемы решаются в рабочем порядке, без специальных семейных советов.
По результатам анкетирования родителей выявлено, что в семьях хорошие или отличные взаимоотношения, все семьи дружные. Главным образом укреплению семьи способствуют школьные праздники, праздники и поездки. Собираясь вместе, семьи: общаются, занимаются всем понемногу, шутят, смеются, отдыхают.
III. Заключительная часть
Выводы
Подводя итог нашей работы, можно подвести итоги.
Целью нашего проекта – выяснить, что является традициями семьи, достигнута. В ходе работы мы выяснили, что к традициям можно отнести совместные праздники: дни рождения и гражданские праздники, совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу, школьные праздники, а также посещение кино, театра, концертов. Мы уточнили понятие «традиция». С помощью пословиц уточнили, что пословица несёт в себе кладезь сводов и правил, исполняя которые, человек всегда будет чувствовать себя сильным, нужным, любимым.
Гипотеза нашего проекта, что подготовленный успех семьи может стать традицией и ведёт к её укреплению, подтвердилась. Продуктом проекта является презентация «Традиции семьи Тишковых».
Анализируя проделанную работу, мы пришли к выводу, что традиции укрепляют семью, делают её дружной, сплоченной. Каждый член семьи чувствует себя любимым и защищенным. Очень важно сохранять традиции семьи, потому что именно традиции объединяют поколения, способствуют передаче опыта и взаимодействия с людьми. Семья – это не только удовольствие, но и ежедневный труд и забота друг о друге.
В заключение своей работы хочется поблагодарить свою маму, Тишкову Надежду Иосифовну, за помощь в подборе материала, фотографий. Так же хочу выразить благодарность своему учителю, Лябчук Наталье Николаевне, за помощь в оформлении работы, поддержку, отзывчивость, готовность прийти на помощь в любую минуту. Хочется выразить благодарность и учредителям конкурса, которые позволили ещё раз почувствовать тепло своей семьи, в ходе работы над проектом и ещё больше укрепить наши отношения. Создавая проект, мы всей семьёй подбирали пословицы, фотографии, переживали приятные моменты жизни нашей семьи.
Библиография:
Приложение 1.
Анкета для учащихся
1. Перечислите всех членов семьи, живущих вместе с вами
□ мама
□ папа
□ брат
□ сестра
□ бабушка
□ дедушка
□ тётя
□ дядя
2. Какие семейные традиции вы соблюдаете?
□ Посещение кино, театра, концертов
□ Дни поминовения усопших
□ Дни рождения
□ Религиозные обряды (посещения церкви, посты, праздники…)
□ Гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 1 мая, 9 мая…)
□ Интеллектуальные конкурсы, викторины
□ Совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу
□ Школьные праздники
3. Отметьте, какими увлечениями вы занимаетесь вместе с родителями
□ Чтение книг
□ Домашнее животное (уход, дрессировка)
□ Живопись, рисование
□ Шахматы
□ Коллекционирование
□ Рыбалка
□ Спорт
□ Шитьё, вышивка, вязание
□ Сочинение стихов, сказок, рассказов
4. Какой труд объединяет вашу семью
□ Общего труда нет, у каждого свое дело
□ Уборка квартиры
□ Работа в саду, на даче
□ Ремонт квартиры
□ Уход за маленьким ребёнком
□ Уход за домашними животными
5. Собираете ли вы семейные советы для того, чтобы:
□ Обсуждать проблемы воспитания детей
□ Обсуждать покупки членов семьи
□ Распределять работу по дому, ответственность
□ Планировать отпуск
□ Распределить бюджет семьи
□ Семейные проблемы решаются в рабочем порядке, без специальных семейных советов
Анкета для родителей:
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
1) хорошие | 3) нормальные |
2) отличные | 4) не очень хорошие |
2. Считаете ли вы свою семью дружной?
1) да | 2) не совсем |
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
1) праздники | 4) всё, многое |
2) ужин в кругу семьи | 5) праздники и поездки |
3) поездки | 6) не знаю |
7) выезд на природу, просмотр ТV, ужин |
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
1) ежедневно | 4) когда как |
2) часто | 5) редко |
3) как получится | 6) всегда |
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
1) каждый занимается своим делом | 7) делимся впечатлениями |
2) всё (всё понемногу, всем, много чем) | 8) смотрим TV передачи |
3) обсуждаем учёбу | 9) общаемся |
4) занимаемся трудом и ходим летом на участок | 10) вместе проводим досуг |
5) смотрим TV, обсуждаем жизненные проблемы | 11) читаем |
6) занимаемся семейно – бытовым трудом | 12) шутим, смеёмся |
13) отдыхаем |
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
1) редко | 2) иногда | 3) нет |
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Басня "Две подруги"
Спасибо тебе, дедушка!
Музыка космоса