В данной работе представлен материал, который будет полезен при изучении тем, связанных с налоговым правом.
Вложение | Размер |
---|---|
chem_bolshe_znaesh_-_tem_luchshe_platish.doc | 75 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение 1-Абрамовская средняя общеобразовательная школа Таловского муниципального района
« Чем больше знаешь – тем лучше платишь »
Подготовила
ученица 10 класса
Ткачёва Екатерина
Учитель Леонтьева Н.В.
2008г.
Содержание:
А) нарушения в налоговой сфере;
Б) меры ответственности по Налоговому кодексу
Российской Федерации.
С) ответственность по Уголовному кодексу Российской
Федерации;
Д) дисциплинарная ответственность.
Проблема налогов всегда актуальна, активно обсуждаема и неоднозначна. В своей работе я попытаюсь осветить те моменты, которые, на мой взгляд, необходимо знать каждому гражданину страны.
Мы много говорим о количестве налогов, их размерах, расходовании налоговых поступлений, но часто забываем о таких важных моментах, как, необходимость платить налоги, о правах и обязанностях налогоплательщиков, об ответственности за нарушения налогового законодательства. Об этом и пойдет речь в моей работе.
Налогообложение в России регулируется нормами налогового права, которое является составной частью финансового права. Его предмет - установление и изъятие у налогоплательщиков части их доходов в бюджет (федеральный, субъекта Федерации, местный).
Государство задохнётся, если не сможет собрать необходимые ему налоги. Чем сильнее государство в целом, тем мощнее его налоговые органы, тем суровее борьба с нарушителями налоговых законов.
Налоговое право выделяет участников налоговых правоотношений. Ими являются налогоплательщики, Государственная налоговая служба, налоговые агенты, органы Государственного таможенного комитета Российской Федерации, государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, взимающие налоги, Министерство финансов и финансовые учреждения различных уровней. Предупреждают, выявляют, пресекают и расследуют нарушения законодательства о налогах и сборах органы налоговой полиции. Все они имеют необходимые права и обязанности.
Любое государство постоянно испытывает стремление пополнить свой бюджет за счёт увеличения налогового бремени. Но в этом стремлении обнаруживается естественный предел: если налоги оказываются слишком большими, гражданам и организациям становится невыгодно получать доход, зарабатывать деньги. Какой смысл стараться? Всё равно всё заработанное (приобретённое) заберёт государство. В результате снижается трудовая, предпринимательская активность и уменьшаются суммы выплачиваемых налогов. Вот почему квалифицированное правительство стремится держать размер налогов на таком уровне, чтобы и на нужды государства хватало, и хозяйственная деятельность предприятий и отдельных лиц не была парализована.
Прежде всего, остановимся на необходимости налогов. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... " (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., том 21, стр.171). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему необходима определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды страны. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой-либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.
Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, ставших классическими принципами. Они сводятся к следующему:
1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, то есть соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.
2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому...
3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика...
4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.
Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики.
Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:
1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).
2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.
Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.
Со всех основных доходов установлена единая ставка налога – 13%. Но в отношении выигрышей в лотереях, тотализаторах, больших процентных доходов по вкладам в банки ставка налога – 35%, а в отношении дивидендов – 30%.
Отметим, что некоторым налогоплательщикам (предпринимателям без образования юридического лица, частным нотариусам ) необходимо ежегодно представлять в налоговые инспекции по месту жительства налоговые декларации. Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Представляет интерес перечень обязанностей и прав налогоплательщика.
Налогоплательщик обязан:
- своевременно и в полном размере уплачивать налоги;
- вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности (если она осуществляется);
- представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
- выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах.
Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с уплатой налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога.
Налогоплательщик имеет право:
- получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
- на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;
- обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов, действия (бездействия) их должностных лиц.
Давно замечено, что люди очень не любят платить налоги. Некоторые даже настолько, что решаются на прямые правонарушения: занижают сумму доходов, не указывают некоторые из них, вовремя или вовсе не являются в налоговую инспекцию. Словом, уклоняются от уплаты налогов.
Стоит ли это делать? Практика и здравый смысл свидетельствуют: не стоит. Ведь сокрытие доходов от налогов мало чем отличается от кражи государственного имущества. Так ли обязательно незаметно становится вором? В США, например, отличающихся развитыми налоговыми правоотношениями, не один политик потерпел фиаско в своей карьере, потерял реноме честного человека из-за того, что сэкономил какое-то количество «зелёненьких» при уплате налогов.
Теперь налоги фиксирует и подсчитывает компьютер-машина, отличающаяся бездушной точностью, пунктуальностью, неподкупностью. Она, как ничто иное, подкрепляет истинность известного положения: нет ничего тайного, что не стало бы явным.
Тем не менее, нарушение в налоговой сфере происходят сплошь и рядом. Они часты во всех странах, даже в самых, что ни на есть рыночных. Скажем, в США, где ежегодно обрабатывается 1млрд деклараций фирм и свыше 100млн деклараций отдельных граждан, бюджет ежегодно недополучает налогов на сумму 100млрд долларов. Недоплата составляет 15% всех налоговых платежей.
По российскому законодательству должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке к финансовой (налоговой), административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.
В Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрены различные меры ответственности налогоплательщиков, совершающих отдельные налоговые правонарушения. Например, за:
Особенно серьёзны санкции, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации. Так, уклонение от уплаты налогов с организаций путём включения в бухгалтерские документы заведомо искажённых данных о доходах или расходах, путём сокрытия других объектов налогообложения, совершённое в крупном размере (если сумма неуплаченного налога превышает одну тысячу минимальных зарплат), наказывается лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 5 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3-х лет.
При неоднократном совершении этого преступления предусмотрено лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3-х лет (ст.199).
Уклонение гражданина от уплаты налога путём непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путём включения в декларацию заведомо искажённых данных о доходах или расходах, совершённое в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от 2-х до 5 месяцев, либо обязательными работами на срок от 80 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до одного года.
То же деяние, совершённое лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налога, либо совершённое в особо крупном размере, наказывается штрафом от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от 5 месяцев до 1 года либо лишением свободы на срок до 3 лет (ст.198 ).
Следует уточнить, что уклонение гражданина от уплаты налога признаётся совершённым в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере – 500 минимальных размеров оплаты труда.
К дисциплинарной ответственности по действующему трудовому праву привлекаются сотрудники налоговых органов, совершившие дисциплинарные проступки, не предусматривающие уголовную ответственность.
До «свободного рынка» получаемые абсолютным большинством граждан деньги были столь незначительны, что мало кто вёл им точный учёт – только бы хватило до следующей получки. Денег и сейчас платят мало. Пока даже меньше, чем раньше. Но все надеются на лучшее. Кроме того, начинают понимать, что отныне на строгом учёте должен быть каждый заработанный рубль, и что быть порядочным налогоплательщиком в интересах каждого, так как закон нарушать нельзя ни в коем случае.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоги: Учеб. Пособие. Под. Ред. Д.Г. Черника. - 4-е издание, перераб. и доп. - М.: «Финансы и статистика», 1998. – с. 544
2. Галкин В.Ю. Новые методы хозяйствования: налоговые платежи из прибыли предприятий и их роль в формировании доходов государственного бюджета. М., Минфин СССР, 1991.
3. Киперман Г. Я., Белялов А. З. Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации. М., 1992.
4. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю Экономика: принципы, проблемы и политика. Баку, 1992.
5. Столяров В. Ф., Хасан-Бек Ц. М. Налогообложение и рыночная экономика. Киев, 1991.
6. Черник Д. Г. Налоги. М., «Финансы и статистика» , 1994.
7. Налоговый портфель /Д.Н. Акуленок. М., «Соминтек», 1993.
8. Никитин А.Ф. Обществознание. 10 класс. М., «Просвещение», 2006.
Прекрасная химия
Горка
Разноцветное дерево
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Юрий Визбор. Милая моя