Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. В работе представлены теоретические сведения о патриотическом воспитании в школе. Также проведены исследования:
«Определение уровня воспитанности учащихся» разработанная Е.В. Бондаревской и методика «Изучение основных черт характера методом прямого оценивания»В.С. Ивашкина.Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 123.7 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО КРУЖКА
Выполнил: учащийся 10 класса МОУ СОШ №2
Федоткин Дмитрий Владимирович
Руководитель: учитель физической культуры, руководитель туристического кружка Выскребцова Т.Е.
Серпухов 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Гражданско – патриотическое воспитание в общей системе воспитания подростков……………………………………………………………………………………………….5
1.1 Особенности развития и социально-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в современных общеобразовательных учреждениях……………………………………7
Выводы по главе 1……………………………………………………………………………………….9
Глава 2. Эксперементальные исследования особенностей формирования гражданско - патриотической позиции у подростков на примере туристического кружка……............................11
2.1 Процедура, цель и задачи исследования…………………………………………………………11
2.2 Характеристика методов исследования………………………...………………………………...11
2.3 Количественный и качественный анализ результатов исследования (констатирующий эксперимент)…………………………………………………………………………………………….12
2.4 Основные направления деятельности туристического кружка по формированию у подростков патриотизма и гражданской позиции………..........................................................................................17
2.5 Анализ результатов исследования………………………………………...………………………..22
Вывод по главе II………………………………………………………………………...........................24
Заключение……………………………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………………………………...27
ВВЕДЕНИЕ
Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско – патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим вершинам и достойным страницам прошлого.[32]
Гуманистическое воспитание, пропагандируемое в нынешнем обществе, одной из своих задач ставит возрождение традиций русской ментальности, чувства патриотизма.
Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматривались в немалом количестве пособий, методических разработок, научных работах педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А. Пашкович, Т.А. Касимова, Н.К. Беспятова, Т.С Буторина, Т.А. Орешкина и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения на протяжение многовековой Российской истории. В частности отмечается, что в России традиция патриотизма имеет глубокие корни. У россиян как у евроазиатского народа в сознании и менталитете общественное всегда преобладало над личностным, патриотизм в России всегда понимался, как готовность поступиться личными интересами во благо Отечества. Особое значение имеет воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства в современной России.
Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последние десятилетия мы практически потеряли целые поколения, представители которых в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. [17]
Объект изучения - гражданско – патриотическое воспитание подростков.
Предмет изучения– особенности формирования гражданственности и патриотизма у подростков в ходе кружковой работы(туристическая секция).
Цель работы – разработка системы формирования гражданско – патриотического воспитания в ходе кружковой работы.
Гипотеза: - чертами характера гражданско – патриотического воспитания подростков выступают зрелость, полнота, сила, твёрдость, уравновешенность, моральная зрелость, определённость;
- системная работа туристического кружка эффективно способствует формированию гражданско – патриотической позиции подростков.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой решались следующие задачи:
- анализ теоретической литературы по проблеме формирования гражданско – патриотического воспитания на примере туристического кружка;
- определение выборки и методов исследования гражданско – патриотического воспитания в ходе кружковой работы;
- исследование черт характера формирующих гражданско – патриотическую позицию у подростков;
- анализ результатов исследования.
Патриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом.
Значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание патриота своей страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современной школы, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.
Базой исследования: МОУ СОШ №2 города Серпухова.
Выборка: в исследовании приняли участие 44 учащихся в возрасте 12-13 лет, из них 27 мальчиков и 17 девочек.
Глава 1. ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека. А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержания процесса воспитания
В наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соотвествующее воздействие.
Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого.[26]
Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.
Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации. Направление воспитания определяется единством целей и содержания.
Рис. 1 Виды воспитания
Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.
Оно предполагает:
• развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;
• формирование культуры учебного и интеллектуального труда;
• стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;
• а также развитие личностных качеств — самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.
Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.
Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Библии и Коране.
В качестве основных задач этического воспитания выделяют:
• накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);
• разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию. В повседневной жизни можно наблюдать факты отклонения человека от морально-нравственных принципов, Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека. [22]
Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.
Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что созерцая художественное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к «прекрасному». Однако лишь бушующий океан или извержение вулкана мы постигаем как «возвышенное», которое человек сотворить не в силах.[19]
Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.
Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.[22]
Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние.[22]
1.1 Особенности развития и социально-педагогических условий гражданско-патриотического воспитания в современных общеобразовательных учреждениях
В настоящее время можно выявить следующие тенденции развития гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях:
- систематическое гражданское образование в школах, демократически ориентированный уклад жизни многих школ;
- движение общественно активных школ, возрождение в ряде областей страны производительного труда школьников, создание разветвленной сети детских и молодежных общественных организаций.
Все эти тенденции можно определить как прогнозные.
К социально-педагогическим условиям оптимизации гражданского воспитания, мы относим, прежде всего, последовательную реализацию принципа соединения обучения с производительным трудом, возвращение к идее политехнического образования, организацию производительного труда школьников, их допрофессиональной подготовки, возрождение в полном объеме системы профессионально-технического образования, расширение сети технических колледжей и лицеев, создание в школах ремесленных классов по типу дореволюционных для освоения детьми народных промыслов, навыков работы с различными инструментами, овладения информационно-компьютерными технологиями. [15,С.97-100]
Российские педагоги понимают, что знания могут носить схоластический характер, если не будет соответствующим образом устроен уклад жизни школы. «В принципе школа до сих пор устроена таким образом, - отмечает А.Н.Тубельской, - что она никак не может формировать опыт нормального, правового, демократического поведения. В школах есть аллергия на так называемое самоуправление. Беда заключается еще и в том, что опыта демократического поведения не имеют не только дети, его не имеют учителя». [5]
Таким образом, одним из непременных условий подлинно гражданского образования и воспитания является перестройка системы школьного образования на демократической основе, внесение демократических отношений в саму школьную жизнь. Иными словами - создание в школе демократического уклада жизни.
Основными элементами демократического уклада являются:
- идея приоритета прав личности, которая пронизывает всю школьную атмосферу - как содержание учебно-воспитательного процесса, так и всю школьную организацию;
- демократизация школьного управления, усиление его педагогического потенциала, обеспечение широкого участия членов школьного коллектива в управлении школой, создание возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его;
- превращение школы в сообщество, открытое как для внешнего мира, так и для участников образовательного процесса;
- широкое участие обучающихся в разработке и решении школьных, местных и общественных проблем;
- создание в школе среды взаимоуважения, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса, конструктивного общения, диалога, согласование интересов групп участников школьной жизни, включая родителей и общественность, поощрение свободного и открытого обсуждения организационных принципов в жизни коллектива;
- создание в школе среды самоусовершенствования и обновления; правового пространства (система формальных и неформальных норм и традиций), развитие школьного самоуправления, моделирование институтов демократии;
- учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления личности.
Кроме того, эффективность гражданского воспитания во многом зависит от тех педагогических технологий, которые используются педагогами в образовательном процессе. Задача школы, других образовательных структур, детских общественных организаций в период, когда идет переоценка нравственных ценностей общества, состоит в создании условий для более адекватного самоопределения молодого человека в выборе жизненных приоритетов. Возникает необходимость в создании такой психологической атмосферы в ближайшем социуме, такой системы социальных отношений, в которых растет патриот, способный не только оценить и понять путь развития страны, но и видящий свою перспективу участия в этом процессе, организующий продуктивную и социально значимую деятельность.[7]
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Анализ теоретической литературы по проблеме Гражданско – патриотическое воспитание школьников на примере туристического кружка позволил сделать следующие выводы:
Все эти тенденции можно определить как прогнозные.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО КРУЖКА
2.1 Процедура, цель и задачи исследования
База исследования: МОУ СОШ №2 г. Серпухова М.О.
Описание выборки: в исследовании приняли участие 42 учащийся в возрасте 12-13 лет, из них 25 мальчика и 17 девочек.
Часть детей пришла в кружок по собственному желанию и интересам, но большинство были привлечены по рекомендации социального педагога, как дети относящиеся «группы риска».
Необходимо отметить, что исследование проводилось в три этапа:
1-ый этап - мониторинг необходимости формирования гражданско – патриотической позиции у современных подростков; анализ теоретисеской литературы по исследованной проблеме; выдвижение гипотезы исследования; подбор методов исследования.
2- ой этап – пилотное исследование учащихся 5 – 6 классов; количественный и качественный анализ результатов исследования; разработка системной работы туристического кружка по формированию гражданско – патриотического воспитания.
3 –ий этап – апробация программы по формированию гражданско – патриотического воспитания с экспериментальной группой; проведение повторного исследования с контрольной и экспериментальной группы; сравнение результатов.
Цель – разработка системы формирования гражданско – патриотического воспитания в ходе кружковой работы.
Задачи:
- определение выборки и методов исследования гражданско – патриотического воспитания в ходе кружковой работы;
- исследование черт характера формирующих гражданско – патриотическую позицию у подростков;
- анализ результатов исследования.
2.2 Характеристика методов исследования
Анкета «Определение уровня воспитанности учащихся»
Анкета была разработана Е.В. Бондаревской с целью выявить уровень воспитанности учащихся школы. Полностью анкета представлена в приложении 1,2.
В процедуру анкетирования включалось: наблюдение, беседа и собственно анкетирование.
Оценка проводится по четырехбалльной системе: 5 -высокий; 4 средний; 3,2 -низкий. По каждому критерию (качеству) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет семь оценок. Оценка проводится два раза в год - в сентябре и в мае, что позволяет видеть динамику изменений в уровнях воспитанности и своевременно вносить изменения в воспитательный процесс.
«Изучение основных черт характера методом прямого оценивания»В.С. Ивашкина
При дифференциальном, компонентном подходе к изучению характера его рассматривают как целостно организованную совокупность черт. Так как их число велико, то эти черты объединяют в синтетические, с помощью которых можно достаточно полно описать существенные особенности характера любого человека.
Для изучения характера школьника с ним проводится беседа, в которой экспериментатор добивается правильного понимания ребёнком сущности характера в соответствии с определением. Далее даются понятия «черты характера» и содержательные определения семи синтетических черт, выбранных для рассмотрения. После усвоения этих определений испытуемому даётся карточка, содержащая перечень выбранных черт и их определений (Приложение 9).
Ход выполнения задания
Преподаватель предлагает испытуемым следующие задание: «На линиях, расположенных правее каждой черты характера, поставьте вертикальную черточку так, чтобы расстояние от её начала до поставленной черточки показывало, насколько сформирована у вас соответствующая черта характера. Имейте в виду, что полная длина всей линии соответствует высшему уровню развития соответствующей черты характера. Проделайте то же самое по каждой черте характера, включённой в список» (приложение 4)
Длина линии на карточке – 10 см.
Обработка результатов
2.3 Количественный и качественный анализ результатов исследования
Количественный анализ исследования показал, что результаты не отличались практически друг от друга, но имели достаточно низкую тенденцию. Учитывая возрастные особенности подростка, в ответах не редко преобладали неадекватно завышенные оценки по критериям, но оценивания подростков родителями и учителями были объективными, что позволило вычислить средний балл уровня воспитанности.
Как видно на рисунке 2 большинству детей – 66% свойственен низкий уровень любознательности, высокий уровень был выявлен у 14% ребят, а у 66% - средний уровень.
Рис. 2 Уровень любознательности
Как видно на рисунке 3 большинству детей – 86% свойственен средний уровень отношения к школе, низкий у 20% и высокий уровень у 14%.
Рис.3 Уровень отношение к школе
Как видно на рисунке 4 большинству детей – 66% свойственен средний уровень прилежания и трудолюбия, низкий у 32% и высокий у 2%.
Рис.4 Уровень прилежание, трудолюбие
Как видно на рисунке 5 большинству детей – 50% свойственен средний уровень бережного отношения к природе, низкий у 50%
Рис.5 Уровень бережное отношение к природе
Как видно на рисунке 6 большинству детей – 61% свойственен низкий уровень отношение к красивому в жизни, средний у 34% , высокий 5%.
Рис.6 Уровень отношение к красивому в жизни
Как видно на рисунке 7 большинству детей – 48% свойственен низкий уровень отношения к себе, полезные привычки, средний у 43% , высокий 9%
Рис.7 Уровень отношение к себе, полезные привычки
Рассмотрим результаты исследования, полученные по методике Изучение основных черт характера методом прямого оценивания.
Как видно на рисунке 8 большинству детей – 57% свойственен средний уровень полноте, низкий у 43% , высокий 0%.
Рис.8 Уровень полноты
Как видно на рисунке 9 большинству детей – 57% свойственен средний уровень моральной зрелости, низкий у 43% , высокий 0%.
Рис.9 Уровень моральной зрелости
Как видно на рисунке 10 большинству детей – 57% свойственен средний уровень цельности, низкий у 43% , высокий 0%.
Рис.10 Уровень цельности
Как видно на рисунке 11 большинству детей – 57% свойственен средний уровень определённости, низкий у 43% , высокий 0%.
Рис.11 Уровень определеность
Как видно на рисунке 12 большинству детей – 52% свойственен средний уровень силы, низкий у 48% , высокий 0%.
Рис.12 Уровень сила
Как видно на рисунке 13 большинству детей – 64% свойственен средний уровень твёрдости, низкий у 29% , высокий 7%.
Рис. 13 Уровень твёрдость
Как видно на рисунке 14 большинству детей – 62% свойственен средний уровень уравновешенности, низкий у 36% , высокий 2%.
Рис. 14 Уровень уравновешенности
2.4 Основные направления деятельности туристического кружка по формированию у подростков патриотизма и гражданской позиции
Рис.15 Направления гражданско-патриотического воспитания
Защита и сохранение нравственной среды
Осуществляется через организацию кружковой деятельности
Туристско-краеведческий кружок был создан 12 лет назад для популяризации туризма в нашей школе и для привития интереса учащихся к эколого-краеведческой работе.
Цели и задачи:
· воспитание у детей любви к малой родине, бережного отношения к природе, чувства ответственности за сохранение окружающей среды и ее
обитателей, стремления к природоохранной деятельности;
· популяризация здорового образа жизни, отказа от вредных привычек и наклонностей;
· изучение истории родного края и приобретение опыта краеведческой работы;
· привлечение учащихся к решению проблемы сохранения экологической чистоты местности;
· вовлечение учащихся в занятия различными видами туризма
Практические задачи:
· организация туристских походов с учащимися;
· краеведческая работа;
Нравственное воспитание – это целенаправленное формирование у школьников системы моральных отношений: к людям, обществу, Родине, самому себе и труду как материализованному отношению к человеку.
Каково содержание стержневых нравственных качеств личности?
Важнейшее из них – гуманизм как признание человека в качестве наивысшей ценности. Он проявляется в доброте, отзывчивости, внимательности, чуткости и т.д. Коллективизм отражает такое отношение к обществу, при котором личные интересы сочетаются с общественными. Коллективизм слагается из товарищества, взаимной поддержки и помощи, инициативности и общественной активности, из самоотверженности и дисциплинированности, трудовой добросовестности.
Руководитель туристического кружка учитывает "пронизывающий" характер нравственных отношений, сопровождающих человека в повседневной жизни, корректирует и развивает их во всех сферах деятельности кружковцев.
Школа стала для ученика высоконравственной средой, в которой он познает нравственные нормы, которая его вовлекает в реальные нравственные отношения и корректирует их. Сам школьник выступает как объект нравственного воздействия и как субъект, создающий нравственную среду. Она слагается в первую очередь из поведенческих традиций, сложившихся в школе, поведенческих упражнений. То, что традиционно, принимается учениками как естественное, само собой разумеющееся. Традиционны утренняя гимнастика, распорядок дня, формы поведения на уроках и переменах, дежурство по школе, порядок и дисциплина. Все это составляет основу нравственной среды, в которую попадает школьник.
Все вышеизложенное строго соблюдается и при проведении занятий кружка, особо хотелось бы остановиться на традициях, которые ребята сами установили и строго соблюдают. Вот некоторые из них:
- слово инструктора – закон для всех,
- установка лагеря и заготовка дров – дело общее,
- ответственность за питание лежит на завхозе и дежурных,
- основное снаряжение несут мальчики,
- физически слабые учащиеся идут за инструктором, замыкает строй самый выносливый член группы,
- в походе нет «чужого» снаряжения, и т.д.
Попадая в такую среду, новичок через день – два незаметно включается в походную жизнь, становится равноправным участником похода. Конечно, бывают случаи отказа идти за дровами, готовить пищу, нести снаряжение, но важно то, что к концу похода взгляды этого ребенка меняются в лучшую сторону.
Приходя из похода, учащиеся по привычке помогают мамам вымыть посуду, прибрать комнату, принести воды или выполняют иную работу без дополнительного напоминания, чем очень удивляют родителей.
Практика показала, что школьную нравственную среду необходимо расширить, она должна иметь продолжение за пределами школы. Это происходит , когда школа влияет на нравственный климат в семье, ведет работу с родителями, развивает у них этические взгляды, педагогические представления. Недостаточно только традиционных родительских собраний. Необходимо добиться активности родителей в школьной жизни своих детей, а для этого учителю следует найти те пути педагогического такта, которые приведут к желаемому результату. А участие родителей в походах одна из форм работы с ними, именно здесь легко убедить родителей в необходимости обладать элементарными знаниями педагогики, которые они могут получить, сотрудничая со школой.
Воспитание чувства любви к малой родине
При работе по данному направлению мероприятия направлены на содействие формированию нравственности средствами традиционной культуры Серпуховского района и города. Учащиеся знакомились с историей района , перспективами его развития. Пропагандировали самобытность народного творчества, разучивали песни, игры, пляски. Недаром говорят, что игра стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Они требуют от участников активности, инициативы, усилий. Традиционные игры включают элементы, необходимые для воспитания моральных качеств, таких как честность, мужественность, доброта.
Участники кружка совершают походы по местам боёв за Москву. Ребята незаметно для себя пополняют запас знаний по таким предметам как география, краеведение, биология и т.д. Невозможно описать весь калейдоскоп впечатлений, которые получают дети при проведении многодневных походов. После их окончания долго звучат дома голоса ребят, когда они начинают делиться впечатлениями полученными от походов. А самое главное, не надо доказывать детям, что мы должны любить и заботиться о нашей Родине, чувство гордости за нее и так переполняет их детские сердца, и по их действиям уже сейчас видно, что они не принесут вреда своей Отчизне.
Историко-культурное просвещение
Нравственное влияние оказывает на школьников общение с искусством. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ученика, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Формы такого общения: прослушивание фонозаписей, посещение театров, концертов, выставок, участие в конкурсах и фестивалях, школьном хоре и т.д. Развитию нравственного сознания учащихся также способствует их знакомство с жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей.
Педагог учит школьников анализировать, оценивать нравственные явления, воспринимаемые ими, соотносить их со своими поступками, осуществлять выбор нравственных решений. Таким образом, он переводит внимание ребят с общих представлений о нравственности и моральных понятий на действительность. Формы при этом используются различные: беседа, диспут, обсуждение материалов периодической печати, результатов анкетирования ит.д.
Необходимо открыть ребенку красоту мира, донести до детского сердца красоту слова, чтобы оно означало не только предмет или действие, но и несло в себе и эмоциональную окраску – свой аромат, свои тончайшие оттенки восприятия. " Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества." (В.А.Сухомлинский)
Увиденное ребятами, потом несет свой отпечаток на представления, которые устраиваются на привалах возле костра. Сказки великих писателей А.Пушкина, Ш.Перо и др. приобретают новое трактование после редактирования ребятами, причем сказка своей индивидуальности не теряет. Песни исполняются с такой теплотой и участием, что иногда диву даешься, откуда у ребят столько «жизненного» опыта при передачи переживаний из сюжета песни. Устное творчество является приоритетным в походе. Легенды, мифы, сказания не только пересказываются, но и иногда перерастают в диспуты, в которых каждый высказывает свое мнение, не стесняясь и не боясь, что над ним будут смеяться.
Все мероприятия направлены на повышение кругозора учеников, потому что без потока новой разнообразной по силе и длительности информации мозг не развивается. Весь опыт, который ребенок накапливает с детства, отпечатывается в глубинных структурах мозга, и вся последующая наша деятельность сверяется с ней, как с эталоном.
Военно-патриотическая работа
Этому направлению уделяется огромное внимание, так как отношение человека к Родине немаловажный фактор нравственного воспитания. Как правило, патриотизм носит скрытый характер. Он обнаруживается ярко в экстремальных ситуациях. Но педагоги уже сейчас видят предпосылки патриотизма: привязанность человека к месту жительства, гордость за успехи Отечества и озабоченность его неудачами, участие в актах на благо Родины, готовность стать на ее защиту. Патриотизм становится истоком трудолюбия, самоотверженности, мужества, доблести, подвига, доброты к людям, нетерпимость к злу, грозящему гибелью Родине.
Походы самая яркая форма воспитания чувства патриотизма. На пути следования часто встречаются памятники участникам войны. Никогда еще ребята не прошли мимо них не остановившись( как бы не поджимало время). Убрать вокруг памятника или памятной доски высокую траву, положить букетик полевых цветов – все это стало привычной нормой поведения, которые свидетельствуют, что чувство патриотизма, уважения к Отечеству и его истории не чуждо нашим детям. Важен и момент рассказа о военных событиях на месте проведения похода. Мы являемся частыми посетителями мемориала в Станках. Ежегодно мы вывозим туда учащихся 5-6 классов, с которыми начинаем путь от мемориала через непроходимые леса к мемориалу в Кремёнках. Где-то через 2\3 пути через лес, когда дети уже устали и успели узнать всю трудность перехода, начинается рассказ о партизанах отряда «Смерть фазизму», который вел бои в этих местах. Ребячьи жалобы смолкают, когда они узнают, что снаряды и пушки солдаты поднимали в гору в ручную. Даже самые слабые участники похода стойко выдерживают оставшийся путь. И под впечатлением рассказа мы подходим к мемориалу. Без напоминания девочки кладут к его подножию букетик цветов, все наводят (если есть необходимость) порядок, как правило, это случайный пакетик или выросший бурьян, оставляют записку, делаем фотоснимок. После похода всегда делаем отчёт, где отражаем места, события и впечатления, полученные от похода.
Пропаганда и популяризация здорового образа жизни
Главной целью образования всегда считалось развитие умственных, интеллектуальных задатков ребенка. Стремительный темп научно-технической революции неизбежно приводит к возрастанию учебных нагрузок, которые отнюдь не способствуют улучшению здоровью учащихся. Кратковременные и хронические отклонения в состоянии здоровья сказываются на умственной работоспособности учащихся. Поэтому в последние годы немаловажное значение стали уделять и физическому развитию. Известно, что весьма образованный умственно, хорошо развитый физически человек может оказаться злым и безнравственным. В этом случае знания и сила мало кому принесут пользы. Поэтому пропаганде и популяризации здорового образа жизни сейчас отводится большое внимание, когда мы говорим о нравственном воспитании. Эту проблему рассматривал еще Платон, когда пытался вскрыть глубинные закономерности и принципы духовно-телесного воспитания ребенка, подчеркивая важность слияния высоких душевных качеств с культурой тела. Приоритетное значение отдавалось все же нравственному воспитанию, так как "хорошее душевное состояние своими добрыми качествами обусловливает наилучшее состояние тела."
И, конечно же, грамотная организация походов позволяет учащимся улучшить свое здоровье. Кто однажды побывал в серьезном походе, навсегда сохранит чувство торжества и гордости за свою малую победу, выдержку, силу воли. И чтобы испытать это чувство еще раз, ученики будут стремиться совершить поход , где нет место пьянству, наркотикам, курению.
В походе, который длится не менее 2-х дней, дети проверяют себя на выносливость, мужество и приобретают туристические навыки. Это и подготовка снаряжения – взять все необходимое, а потом это необходимо правильно уложить в рюкзак; это и длинная, не всегда ровная дорога, движение через завалы, приготовление пищи на костре, ночевка в палатке… Трудностей хватает, но достигается главный результат – умение преодолевать препятствия, полагаться на себя и свои силы, закалятся характер.
Уходя подальше от чрезмерной опеки родителей, от повседневной суеты, ребята проходят школу жизни, которая является небольшой моделью самостоятельного существования каждого ребенка в отдельности и в тоже время в коллективе. Здесь они один на один с природой, и могут оценить как сильные так и слабые стороны своего характера. Туристическая тропа – как жизненный урок, недолго остается в памяти все самое значительное, а, возвращаясь домой, после похода, ребята полны впечатлений, у них появляется общая тема, они сдружились, что способствует созданию благоприятного микроклимата в школьном коллективе, а значит и учебный процесс от этого выигрывает. Ребята имеют возможность взглянуть друг на друга другими глазами (в походе нет места фальши, и кто на что способен, видно сразу), это тоже важный элемент подготовки детей к самостоятельной жизни и ее трудностям. Важны и разговоры у костра "О жизни" с руководителем до рассвета. Мальчики серьезны и внимательны, они готовятся к большой и взрослой жизни. Ошибок все равно не избежать, но чтобы не набить лишних шишек жадно они впитывают рассказы и советы старших товарищей, которые делятся своим жизненным опытом. Кстати, и руководителям туристическая тропа предлагает немало поводов для раздумий. Активный образ жизни, единение с природой, общение с ребятами, которым в походе становятся старшими товарищами, стремящимися уберечь детей от не всегда светлой действительности, дурного влияния улицы.
2.5 Анализ результатов исследования
Для выявления уровня воспитанности взято две группы:
Проведённое анкетирование показало:
Как видно из рисунка 16, что в экспериментальной группе по всем уровням воспитанности показатели выше, чем в контрольной группе.
Рис.16 Сравнение уровня воспитанности
Из рисунка 17 видно, что в экспериментальной группе черты характера выше, чем в контрольной группе.
Рис.17 Сравнение черт характера
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско – патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим вершинам и достойным страницам прошлого.
Патриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом.
Значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание патриота своей страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современной школы, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.
Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян. Среди важнейших задач общеобразовательной школы особое значение имеет гражданское образование и воспитание. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для его гражданского становления.
Общественная потребность в гражданском образовании личности зафиксирована в ряде документов Министерства образования Российской Федерации. В них образование определяется как единство обучения и воспитания, как процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. При этом целью гражданского образования выступает подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе. Международные обязательства России, в частности, ее членство в Совете Европы, признание юрисдикции Международного суда по правам человека требуют от граждан, общества несравненно более высокого уровня правовой культуры. Обществу придется по-новому взглянуть на преемственность поколений в плане защиты национальных интересов России.
Занятия в туристическом кружке, имеющем гражданоско-патриотическую направленность, способствуют повышению уровня воспитанности личности, в том числе у детей, относящихся к «группе риска»
Эмпирическим путем доказано, что после года посещения кружка у ребят значительно повысились критерии воспитанности.
Занимаясь в туристическом кружке, дети приобрели такие черты характера как: моральная зрелость, полнота, сила, твёрдость, уравновешенность.
У детей, относящихся к группе риска повысилась самооценка, а так же сократилось число девиантных поступков.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гражданско-патриотическое воспитание, осуществляемое систематически в форме кружковой работы может приносить существенные результаты как в работе с обычными школьниками, так и в профилактике девиантного поведения среди детей «группы риска».
Используемая литература
1. Авдонин В.С Исторический компонент в концепции патриотического воспитания молодежи. Рязань, 1996.
2. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. М., 2002.
3. Боголюбов Л.Н. (руководитель), Кинкулъкин А.Т., Иванова Л.Ф., Кишенкова О.В., Виноградова Н.Ф., Козленко С.И., Алексашкипа Л.Л., Летрова Н.Н., Вяземский Е.Е. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003, № 9.
4. Воспитание гражданина в советской школе. /Под ред. Г.Н. Филонова. ? М.: Педагогика, 1990.
5. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей.
6. Кузнецова Л.В. Истоки гражданственности. - М.: "Педагогика", 1986.
7. Кузнецова Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: Цели, ценности, эффективность: Монография. М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005.
8. Крицкая, Н. Ф. Современные тенденции развития гражданского образования // Интегративный подход к воспитанию гражданственности в системе непрерывного образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Киров, апрель 2005. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005.
9. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. - М.: "Юрайт", 2000.
10. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России.// Педагогика. 1997.
11. Молодцова, И.В. Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка // Преподавание истории в школе. - Москва, 2007. -№ 1.
12. Овчинникова И.Г. Будь гражданин. - М.: "Знание", 1989.
13. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / Авт.-сост. А.К. Быков, И.И Мельниченко. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
14. Подгорнов А,В. Ориентация учащейся молодежи на гражданско-патриотические ценности: (на материале доп. Образования): Автореф. Дис. … канд. пед. наук. Петрозаводск, 1998
15. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях // Материалы Всероссийской конф. - М.: Университет, 2001. - С.97-100.
16. Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях (Историко-педагогические аспекты): Дис.д-ра пед.наук. - М., 2002.
17. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. -2002. - №4.
18. Левашов В.К. Патриотизм в условиях глобализации: о чем свидетельствуют данные социологических опросов / В.К. Левашов // Вестник РАН. - 2005. - №2, с. 99 - 102.
Дополнительная литература
19. Кант И. Критика способности суждения. М. 1994.
20. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 134 с.
21. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. /Авт.-сост. Г. А.Колодницкий,
22. Подласый, И.П. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений в 2 ч. Ч. 1/ И.П. Подласый. – М.: Гуманитарный издательский центр “ВЛАДОС”,1999. – 574 с.
23.Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
24.Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные технологии в кадетских школах и в школах-интернатах: материалы и учебно-методические разработки участников Всероссийского семинара-совещания / сост. А. Н.Кузибецкий, Е. В.Никульшина. – Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2004. – 190 с.
25.Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе / сост. Н. В.Мазыкина, Б. И.Мишин, под ред. А. К.Бруднова. – М.: Мнемозина, 2000. – 192 с.
26.Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. Т.2. – с.160.
27.Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб.пособие. – М.: Высш. шк., 1999. – 512 с.
28.Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т. М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.
Статьи в журналах
29.Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. . // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7
30.Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4
31.О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо министерства образования РФ №13-51-08 от 15.01.2003 г. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4
32.Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №9
Материалы конференции
33.Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.
Материалы с сайта
35.http://www.mtec.by/rekomendacii.
36.http://www.smolpedagog.ru/article%2079.html
38.http://slovari.yandex.ru
39.http://www.glossary.ru
40.http://festival.1september.ru/articles/518222/
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Одеяльце
Злая мать и добрая тётя
Какая бывает зима
Почему люди кричат, когда ссорятся?