Содержание:
Введение ……………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………
Большинство старых мер забыто, вышло из употребления, но они есть в литературных произведениях, исторических памятниках, в старинных постройках, в древних рецептах лекарств и всевозможных кушаний.
Меры жили, иногда старились и умирали, иногда возрождались к новой жизни. История мер – это история торговли, ремесел, сельского хозяйства и строительства, это часть истории человечества.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_mery_dliny.doc | 1017 КБ |
Министерство образования РС(Я)
МОБУ СОШ № 16 г.Якутска
Проектная работа на тему:
Старинные меры длины.
Выполнил работу: ученик 3а класса
МОБУ СОШ №16 г.Якутска
Ревякин Кирилл
Научный руководитель: Терешкина В.Д.
Якутск 2012
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………
Цель моего исследования :
Выяснить:
- какие меры длины существовали раньше в разных странах мира и существуют сейчас;
- где и как они используются ;
- что означают пословицы и фразеологизмы, в которых есть названия мер длин;
- какие меры длины были у древних якутов;
- измерить рост моих одноклассников и перевести их в старинные меры длины.
Объект исследования:
Старинные меры длины.
Гипотеза исследования:
Ознакомление со старинными мерами длины
- расширит кругозор моих одноклассников;
- улучшит технику вычисления;
- повысит интерес к математике.
Этапы деятельности:
- выявить уровень знаний моих одноклассников о старинных мерах длины ;
- прочитать дополнительную литературу и находить в ней меры длины ;
- составить список загадок, сказок, легенд , где употребляются меры длины;
- находить задачи со старинными мерами длины;
- составить задачи со старинными мерами длины и задавать своим одноклассникам , чтобы решили;
- провести малую конференцию, посвященную мерам длины, где я буду делиться со своими знаниями с одноклассниками;
- дать задания одноклассникам : нарисовать рисунки о мерах длины, написать математические мини сочинения с использованием старинных мер длины , в конце года оформить сборник как книгу;
- в конце года провести опрос среди школьников с целью выявления уровня повышения знаний моих одноклассников про старинные меры длины;
Какие работы провел?
1.Прочитал разные жанры устного народного творчества,
где используются меры длины.
3. Работаю над составлением списка разных жанров про меры длины.
4.Узнал якутские измерения длины.
5. Собрал загадки про меры длины.
6.Провел конкурс «Знаток мер длины».
7.Провели малую конференцию, где я выступил со своим докладом перед одноклассниками.
8.Мои одноклассники сделали рисунки к загадкам и сказкам, где используются меры длины .
9.В течение года буду собирать материал о мерах длины, в конце года оформлю в виде сборника.
Основная часть.
Что такое мера?
«Мера – способ определения количества по принятой единице. Погонная, линейная мера служит для означения расстояний или величины линий»
Владимир Даль
Меры длины в старину
В старину многие единицы длины были связаны с оружием.
Морская лига – мера, равная дальности пушечного
выстрела, которым может быть обстрелян корабль.
1 морская лига = 5560 м
Старинные русские меры длины.
В старину русские меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека.
Пядь – расстояние между концами вытянутых
большого и указательного пальцев
1 пядь = 18 - 19 см
Локоть – расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца .
1 локоть = 46 - 47 см
Вершок–длина верхней части пальца
1 вершок = 4,45 см
Косая сажень - расстояние от подошвы левой ноги до конца большого пальца вытянутой вверх правой руки.
Маховая сажень - расстояние между кончиками пальцев
раскинутых рук
1 маховая сажень = 151,4 см
Верста – расстояние в 500 раз больше сажени
1 верста = 1540 м
В подмосковном селе Коломенском находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича.
Дорога туда была оживленной, широкой и считалась главной в государстве. А уж когда поставили огромные верстовые столбы, каких
в России еще не бывало, слава этой дороги возросла еще более. Смекалистый народ не преминул воспользоваться новинкой и окрестил
долговязого человека коломенской верстой. Так до сих пор и величает...
Аршин – длина всей руки.
1 аршин = 71 см
Самая маленькая древняя мера в странах Европы
Дюйм – мера, равная длине верхней фаланги большого пальца.
1 дюйм = 2,54 см
Миля
Миля (от латинского слова "милия" - тысяча (шагов)-русская мера длины. Использовалась как единица для измерения больших расстояний, равна семи верстам или 7,468 км.
Моряки измеряют расстояния милями (1852 м) и кабельтовыми (десятая часть мили), а скорость – узлами (1 миля в час).
Поговорка:«Хозяйство развивается семимильными шагами»- о хозяйстве, в котором плохо работали.
В сказке «Алиса в стране зазеркалья» читаем:
– Интересно: сколько миль я уже пролетела? – сказала Алиса вслух. – Я, верно, приближаюсь к центру Земли. Дайте-ка вспомнить...… Это, кажется, около четырех тысяч миль вниз…...
Меры длины в разных странах.
Страна | Название | Размер | Единица измерения |
Индии | дхануш | расстояние между концами лука: | 183 см |
Персии | нейзе | Расстояние, которое пролетает копье, брошенное воином | 4 – 5 м |
Китае | инь | расстояние, которое пролетает стрела, выпущенная из лука | 32 м |
Древние славяне | перестрел | расстояние, которое пролетает стрела, выпущенная из лука | 32 м |
Англия | ярд | Расстояние от кончика носа до кончика среднего пальца английского короля Генриха I . | 1,0 16 м |
Италия | 1 пьеда | мера, равная длине стопы | 29,76 см |
Франции - | 1 пье | мера, равная длине стопы | 32,48 см |
Испания | 1 пи | мера, равная длине стопы | 27,86 см |
Англия | фут (от англ. слова foot - ступня | мера, равная длине стопы | 30,48 см |
Современные меры длины
В наше время для измерения длины мы пользуемся мерой, названной метр.
Метр - основная единица метрической системы.
Метрическая система была принята во Франции, в конце 18 века..
В 1875 году метр был признан в 17 странах, в том числе и в России.
В наше время так же используются:
1 миллиметр
1 сантиметр
1 дециметр
1 километр
Якутские измерения длины
- длина девичьей косы – тутум – 8 см-
толщина жира- рука (медвежий жир, жеребятина);
Измерения на пальцах.
Кыра суом- 4-5 см
Мунур суом- 10 см
Уhуктаах суом-15 см
Арсыын-
- тонолох
- уллунах
Старинные меры в устном народном творчестве.
Мера | Выражение | Значение |
Пушечный выстрел | Не подпускать на пушечный выстрел»? | Так говорят о человеке, с котором лучше не иметь дела. |
Пядь | У него семь пядей во лбу»? | Об умном, мудром человеке |
Вершок | «От горшка два вершка | это около девяти сантиметров: 4,45 ∙ 2 = 8,9 см. Людей такого роста не бывает. В чем же разгадка? Дело в том, что при указании роста человека раньше счет велся после двух аршин, то есть после 142,24 сантиметров. Значит, от горшка два вершка – это чуть больше полутора метров: 142,24 + 8,9 = 151,14 (см) |
Сажень | «В плечах косая сажень» | О человеке - богатыре, великане. |
Верста | «За семь верст киселя хлебать» | Ехать, идти далеко без особой надобности |
Верста | «Мерить версты» | Ходить на большое расстояние |
Верста | «Коломенская верста» | Так называют человека очень высокого роста, верзилу. |
Аршин | «Мерить на свой аршин» | Судить о ком-либо, чем-либо со своей личной точки зрения, оценивать на свой вкус. |
Аршин | «Мерить общим аршином» | Рассматривать кого-либо, что-либо как обычное явление. |
Аршин | «Как аршин проглотил» | о человеке, который держится неестественно прямо, «по струнке». |
Аршин | «Видеть на два аршина под землей» | отличаться большой проницательностью. |
Аршин | На аршин борода, да ума на пядь | о взрослом, но глупом человеке |
Миля | «Хозяйство развивается семимильными шагами»- | о хозяйстве, в котором плохо работали. |
Старинные меры длины можно встретить в произведениях русских поэтов и писателей.
А.С.Пушкин «ЗИМНЯЯ ДОРОГА»
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска......
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег.... На встречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...
П.П.Ершов «КОНЕК ГОРБУНОК»
«Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка ,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами»
Мои исследования.
№ | Фамилия имя ученика | Рост в м | Рост в аршинах 71,12 см 71,12 см | Рост в Вершках 4,45 см |
1 | Андреев Алёша | 144 см | 2 аршина | 3 вершка |
Вывод:
Проведенная мной работа интересна. Я ближе познакомился со старинными русскими единицами измерения веса и длины.
Выявил связь между старинными единицами длины и устным народным творчеством – пословицами, поговорками, сказками..
Большинство старых мер забыто, вышло из употребления, но они есть в литературных произведениях, исторических памятниках, в старинных постройках, в древних рецептах лекарств и всевозможных кушаний.
Меры жили, иногда старились и умирали, иногда возрождались к новой жизни. История мер – это история торговли, ремесел, сельского хозяйства и строительства, это часть истории человечества.
Подводя итог работы, пришёл к выводу, что данная тема - актуальна. Как появились меры, как изменялись, что несли народам и как влияли на их жизнь? Это интересно и сегодня. Дальше буду продолжать изучать эту тему.
Использованная литература
Башмаков М.И.
«Математика 3 кл», 2009 г.
«Старинные русские пословицы и поговорки»
Художественная литература:
А.С.Пушкиг
«Зимняя дорога»
П.Ершов
«Конек-горбунок»
И.С.Тургенев
«Муму»
Льюис Кэрролл
«Алиса в стране зазеркалья»
За еду птицы готовы собирать мусор
Ласточка
Цветок или сорняк?
Привередница
Заколдованная буква