работа ученицы 3 класса
Вложение | Размер |
---|---|
yulya.docx | 43.66 КБ |
МБОУ «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа №1»
Исследовательская работа
«О чём может рассказать копейка?»
Работа выполнена:
ученицей 3«А» класса
Протопоповой Юлией
Руководитель: Протопопова А.С.
Г. Кяхта
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение. 4
2. Основная часть
2.1 . Значение слова «копейка».
2.2. История возникновения денег на Руси.
История монеты «копейка».
3. Практическая часть.
3.1. Создание каталога семейной коллекции монет.
4. Заключение
5. Приложение
6. Список литературы
Введение
В моей семье имеется коллекция монет, большую часть которой составляют монеты достоинством 1 копейку. Казалось бы, ну что копейка – кто задумывается об этой самой маленькой монете, что в этом предмете может быть интересного? И для чего дедушка и папа коллекционируют её на протяжении многих лет? Сложно и представить себе времена, когда ее не было. И все же неизменный интерес она вызывала всегда, и нынешние времена — не исключение. Если посмотреть на нее немного с другой стороны, то может открыться немало интересного. Ведь у всякой вещи есть своя история и масса фантастически захватывающих особенностей...
Поэтому я выбрала тему «О чём может рассказать копейка?».
Актуальность: Тема данной исследовательской работы является актуальной в наши дни, когда разрушаются устои семьи, забывается и искажается история страны, принижаются достижения и завоевания наших предков. Важно сохранить то малое, индивидуальное, близкое каждой семье, тогда и наша Родина сохранит свою неповторимость и самобытность, будет непобедимой и уважаемой в мире державой.
Проблема: О чём может рассказать 1 копейка?
Объект исследования: История денежной системы России.
Предмет исследования: 1 копейка в истории денежной системы России.
Цель: Составить каталог семейной коллекции монет в соответствии с этапами исторического развития денежной системы России и разработать памятку «Хранение и уход за коллекцией монет».
Задачи: 1. Поиск информации из различных источников: интернета, фото- и видеоматериалов, энциклопедий, каталогов, журналов.
2. Используя полученные знания, создать каталог семейной коллекции монет достоинством 1 копейку, разработать памятку «Хранение и уход за коллекцией монет».
3. Провести опрос среди членов семьи по теме исследования.
Гипотеза: Предположим, что 1 копейка может рассказать об истории денежной системы России на разных этапах ее развития.
Методы исследования:
•просмотр и анализ материалов;
•беседа с родственниками, опрос;
•чтение специальных справочников, энциклопедий, каталогов.
Этапы исследования:
а/ Изучение теорий, понятий, а также фактов, событий , имеющих отношение к исследуемой проблеме.
б/Проведение собственного исследования и добывание новых знаний о рассматриваемом объекте.
в/Описание и объяснение полученных знаний.
г/Разработка предложений по использованию добытых знаний в практической жизни.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, в котором определяется актуальность проблемы, намечается цель и задачи, определяется теоретическая и практическая значимость. Основная часть включает в себя три главы. Практическая часть состоит из 3 глав. Заключение подводит итоги проведенной работы. Завершает работу список используемой литературы и приложение.
Работа носит теоретическую и практическую направленность. В теоретической части кратко рассматривается определение понятия «копейка», её историю, функции и значение. В практической части составляем каталог коллекции монет и разрабатываем памятку «Хранение и уход за коллекцией монет», проводим опрос среди членов семьи.
Обзор литературы: Издания и сайты для нумизматов содержат лишь общую информацию о составе монет и не содержат историю их развития.
2. Основная часть
2.1 Значение слова «копейка»
Какое интересное слово - «копейка»! Откуда произошло его название? На сегодняшний день существует три точных версии возникновения этого слова. Согласно первой версии оно связано с монетами хана Кепека. После денежной реформы, проведенной ханом в 1320-х годах, появились серебряные динары массой 8 граммов, которые получили особое название — «Кепек динар» (то есть динары хана Кепека). Эти «кепеки» имели широкое распространение на Руси. И мелкие монеты собственной чеканки русские князья стали называть этим же словом.
По второй версии название пошло от копья Георгия Победоносца, которого изображали на обороте копеек.
Но Владимир Даль в своём толковом словаре живого великорусского языка, изданном в 1881 году, придерживался иного мнения, выдвигая версию, что копейка произошла от слова «копить» деньги. Отсюда и пословица: «Копейка рубль бережёт».
2.2. История возникновения денег на Руси.
Для того чтобы выяснить, когда же на Руси появилась копейка, прежде всего необходимо установить причины возникновения денег и их развитие.
Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло, скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители – своих пленников. Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина. Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Сначала деньгами служили различные предметы, например морские раковины, шкурки зверей и даже сушёная рыба. Но такие деньги были недолговечны.
На смену им постепенно пришли монеты и бумажные деньги. Деньги оказались очень удобной вещью: их брали в обмен на что угодно, они не портились при длительном хранении. Появились первые цены — за любую вещь давали определенное количество денег. Затем начали возникать определенные проблемы с деньгами, для больших покупок требовались целые горы денег. Тогда люди придумали деньги разного достоинства.
Сначала на Руси появились заграничные монеты- серебряные арабские дирхемы. Позже появились и свои металлические деньги ( кусочки металла различной формы ). Назывались они гривны.
Монеты на Руси появились в эпоху князя Владимира (Х век), они чеканились из золота и серебра . Сохранились «серебряники» русского князя Владимира. На одной стороне изображен князь, сидящий на престоле («столе»), а на другой — родовой знак. Надпись на монете гласит: «Володимир на столе, а се его серебро». Золотые монеты назывались златниками, а серебряные- серебряниками.
Во время татаро-монгольского ига торговля заглохла, люди вернулись к бартеру, монеты стали не нужны. Рассчитывались брусками из серебра, если кусок был велик, его рубили. Так появился рубль.
2.3. История монеты «копейка».
Впервые в России монета «копейка» появилась в 1535 году в ходе денежной реформы Елены Глинской, матери Ивана Грозного, проведенной 20 марта 1535 года. Причиной для её введения послужило широкое распространение практики обрезывания находящихся тогда в обиходе серебряных монет, что подрывало основы денежного хозяйства и вызывало недоверие у людей. Все старые монеты, вне зависимости от их целости, были запрещены и заменены новыми.
Русские монеты того времени имели неправильную форму, так как чеканились на расплющенных обрезках серебряной проволоки. Из-за этого получались продолговатые пластинки, на которых выбивались рисунок лицевой стороны и надпись оборотной.
На новой монете был изображён всадник с копьём и этим она отличалась от старой, где был изображён всадник с саблей. Первоначальный вес серебряной копейки составлял 0,68 грамм.
Её вес взяли от новгородской деньги, которая была в два раза тяжелее московской. Таким образом, учётная единица — один рубль — равнялся 100 новгородским или 200 московским деньгам, или 400 полушкам (половина деньги или четверть копейки)
В конце XVII века в России начался денежный кризис. В результате порчи монет и снижения их веса в серебре копейка превратилась в крошечный кусочек серебра. Для выплаты большой суммы в этой монете требовалось затратить несколько дней только на подсчёт. И тогда царь Пётр I решил ввести новую денежную систему, которая бы отвечала возрастающей торговле. Однако, опасаясь недовольства в народе, он проводил её постепенно на протяжении 15 лет.
Первым делом была выпущена в обращение медная мелочь достоинством ниже копейки: деньга — 1/2 копейки, полушка — 1/4 копейки и полуполушка — 1/8 копейки. Народу долго объясняли, что деньги, четыре полушки или восемь полуполушек из меди совершенно равноценны одной копейке из серебра.
Только в 1704 году в обращении появилась медная копейка, равная 1/100 части серебряного рубля, и удалось серебряную копейку заменить медной. Изображение всадника с копьём на копейке просуществовало до конца XVIII века. С 1713 года началась непродолжительная чеканка круглой серебряной копейки (выпуск копеек дореформенного образца продолжался до 1718).
Дата чеканки стала помещаться на монетах Петра I с 1696 года. Вначале она отсчитывалась в соответствии с традиционной на Руси системой счисления времени — от «сотворения мира» и обозначалась буквами славянского алфавита, соответствовавшими определенным числам.
С введением с 1 января 1700 года нового летоисчисления от «рождества Христова» даты на монетах стали обозначаться по вновь введённой системе и постепенно буквы заменялись «арабскими» цифрами.
В 1915 году, пытаясь справиться с расходами по ведению войны, царское правительство Николая II резко усилило издание бумажных денег и ввело в обращение даже бумажную копейку. На ней было напечатано: «Имеет хождение наравне с разменной медной (серебряной) монетой»
Первая советская копейка вышла в обращение в 1924 году. В последующие годы чеканились медные монеты номиналом в полкопейки. В связи с тем, что монетное производство поглощало много меди, необходимой для промышленности, было принято решение о прекращении выпуска медной копейки. С 1926 года страна перешла на чеканку монет из сплава золотистой бронзы (медно-цинкового сплава) достоинством в 5, 3, 2 и 1 копейку.
С этого момента копейка стала весить ровно один грамм, две копейки - два грамма, три копейки - три грамма, а в рубле было 100 граммов мелкой монетой. В то же время себестоимость копейки при чеканке была самой дорогой.
Изготовление рубля обходилось в 16 копеек, а одной копейки — в 8 копеек. Поэтому при советских денежных реформах старались не изымать из обращения мелкую разменную монету. В 1947 году её вообще не трогали, а при реформе 1961 года наряду с новыми деньгами продолжали оставаться в денежном обращении старые бронзовые монеты номиналом 1, 2 и 3 копейки
После распада СССР инфляция, набрав обороты, «съела» копейку. Центральный банк России официально заявил, что, дожив до своего 460-летия, копейка перестала существовать и ушла в историю.
Новую страницу своей истории копейка начала в 1997 году.
В результате деноминации российского рубля с 1 января 1998 года в России была возращена копейка как 1/100 его часть. Новые копейки имеют разные номиналы и вес. Но на всех, как и в 1534 году, имеется изображение всадника с копьём. Под левым передним копытом коня на монетах проставлены буквы «М» или «С-П», обозначающие завод-изготовитель (Москва или Санкт-Петербург).
С 2012 года монеты номиналом 1 копейку уже не чеканят.
В разные времена на 1 копейку можно было купить разнообразные предметы и товары, продукты питания и скот. (Приложение 1).
Самая большая по размеру копейка выпускалась в 1726 году во время правления Екатерины I. Она чеканилась из меди, её вес составлял 16,38 г. Копейка была квадратной формы и размерами 23×23 мм.
Самая тяжелая копейка выпускалась в 1755—1757 годах во время правления Елизаветы Петровны. Она чеканилась из меди, её вес составлял 20,48 г
Чтобы увековечить память о копейке, люди возводят памятники. Памятник копейке установлен 14 сентября 2011 года в Иркутске. Установлена копейка на гранитное основание с надписью «Копейка рубль бережет».
Вывод: Отказ от копеек является ярким показателем нарастающей инфляции. Имеет значение и потеря копейки как национального культурного образца. В России слово «копейка» несёт в себе большой символический смысл. Отказ от копейки лишит нас ещё одной, реальной связи с нашим историческим прошлым. А этих связей и так не много осталось. Но в российских условиях все-таки копейка свое, похоже, отжила. По крайней мере, в нынешних товарно-денежных пропорциях.
3. Практическая часть
3.1. Создание каталога семейной коллекции монет.
Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др. памятникам (например, монетным штемпелям, документам) называется нумизматика (от лат. numisma, греч. nómisma — Монета)
В ранних каталогах монеты описывались обыкновенно по металлам, причем впереди шло золото, затем серебро, наконец, медь; но теперь общим правилом сделалось расположение монет в хронологическом порядке по историческим периодам, сохраняя, однако, внутри каждого года ту же последовательность металлов.
В монете различают лицевую сторону, оборотную и обрез. Лицевая сторона монеты (аверс) содержит официальную символику, номинал монеты, год выпуска, пробу сплава, массу химического чистого драгоценного металла.
Оборотная сторона (реверс) содержит изображения, посвященные тематике монеты. Обрез - боковая сторона монеты имеет резьбу, узор или специальную запись.
Исследовав имеющиеся в коллекции монеты, я составила каталог. (Приложение2).
Вывод: В моей коллекции монет номиналом 1 копейка имеется монеты 7 исторических периодов: 2 монеты времён правления Николая 1 (1831г), 2 монеты СССР 1925-1953гг., 1 монета СССР 1955-1964гг., 14 монет СССР 1965-1984гг., 5 монет СССР 1985-1991 гг. , 2 монеты Россия 1998-2012гг.
2 монеты изготовлены из меди, 3 монеты из алюминиевой бронзы, 21 монета из медно-цинкового сплава, 2 монеты из плакированной мельхиором стали. Монеты правления Николая 1 весом 4, 55 г., монеты СССР – 1 г., монеты России – 1,5г.
Для того чтобы сохранить монеты, необходимо научиться правильно хранить и ухаживать за ними. Для этого составим памятку «Хранение и уход за коллекцией монет» (Приложение 3).
3.2. Опрос
В самом начале нашего исследования был проведён опрос среди 4 поколений моей семьи. В опросе участвовали: прабабушка, дедушка, дядя и двоюродный брат.
Каждому опрашиваемому было задано 6 вопросов:
Результаты опроса представлены в таблице 1:
№ вопроса Опрашиваемый | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Прабабушка | Двуглавый орёл | Медь | Герб СССР | Латунь | Георгий Победоносец | Сталь |
Дедушка | Двуглавый орёл | Медь | Герб СССР | Латунь | Георгий Победоносец | Сталь |
Дядя | Не знаю | Медь | Герб СССР | Не знаю | Георгий Победоносец | Сталь |
Двоюродный брат | Не знаю | Не знаю | Не знаю | Не знаю | Георгий Победоносец | Сталь |
Вывод: Молодое поколение мало знает о монетах, о истории нашей страны. Поэтому наша тема является актуальной.
При написании исследовательской работы все члены моей семьи принимали активное участие в поиске информации, при составлении каталога.
В конце исследования мною был проведён повторный опрос с теми же опрашиваемыми. Результаты опроса представлены в таблице 2:
№ вопроса Опрашиваемый | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Прабабушка | Двуглавый орёл | Медь | Герб СССР | Латунь | Георгий Победоносец | Сталь |
Дедушка | Двуглавый орёл | Медь | Герб СССР | Латунь | Георгий Победоносец | Сталь |
Дядя | Двуглавый орёл | Медь | Герб СССР | Латунь | Георгий Победоносец | Сталь |
Двоюродный брат | Двуглавый орёл | Двуглавый орёл | Герб СССР | Латунь | Георгий Победоносец | Сталь |
Вывод: написание этой исследовательской работы расширило знания о 1 копейке, о истории денежной системы.
Совсем недавно наша коллекция пополнилась 16 двухрублёвыми юбилейными монетами 2012 года «200 лет Отечественной войне 1812 года». Это и будет темой моей следующей работы.
4. Заключение
В ходе исследования я:
1. Проанализировала информацию из различных источников: интернета, фото и видеоматериалов, энциклопедий, каталогов, журналов.
2. Создала каталог семейной коллекции монет достоинством 1 копейку.
3. Разработала памятку «Хранение и уход за коллекцией монет».
Вывод;
- 1 копейка является источником при изучении истории страны;
- по копейке можно проследить изменение государственных символов;
- копейки являются изделиями художественного ремесла и могут быть также источником по изучению истории искусства.
Таким образом, казалось бы, незначительная вещица - 1 копейка, сыграла значительную роль в истории нашей страны. Потянув за собой цепь событий, она открыла нам разные эпохи и поколения, а также связанные с этим события, возможно, напомнив о горьких и трагических годах, выпавших на долю России. Эта работа заставит задуматься всех нас и пересмотреть отношение к жизни, быть более внимательными и терпимыми друг к другу. Не надо ничего делить, не нужно междоусобиц, мы живём в России и мы её граждане, не зависимо от вероисповедания и убеждений – «мы в одной лодке!»
«Изучение монет проливает свет на искусство,
промышленность и быт древних и пополняет наши
сведения о лицах, событиях и хронологии минувших
эпох.»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона
Список литературы
1.Прохорова Н.В. Монеты и банкноты России.- М.: «Дом славянской книги», 2009
2.Щелоков А.А. Увлекательная нумизматика. Факты, легенды, открытия в мире монет. – М.: Эксмо, 2007
3. сайт Нумизматика, монеты СССР, юбилейные монеты СССР и России – ussr-coins.ru: http://ussr-coins.ru
4. http://moneti-rossii.ru
5.www.antiq.info.ru
6. www.coins.msk.ru
Снежная книга
Два петушка
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Н. Гумилёв. Жираф
Мастер-класс "Корзиночка"