Исследовательская работа на тему: "Правовая ответственность младших школьников". МБОУ СОШ №40, г. Сатка. Автор: Ибрагимова Виолетта, учащаяся 3б класса. Научный руководитель: Цепилова Е.Т.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 40
Исследовательская работа на тему:
«Правовая ответственность младших школьников»
Выполнила:
Ибрагимова Виолетта
Ученица 3 б класса
МКОУ СОШ № 40
Руководитель:
Цепилова Е.Т.
Сатка
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретическая часть
1.1 Обязанности школьников в Правовых актах
1.2 Виды ответственности
2. Практическая часть
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
«Перемена, перемена!» -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
Ваське, Кольке и Сережке.
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи,-
Словом, сделал все, что мог!
Ну, а тут – опять звонок…
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
- Ничего, - вздыхает Вова,
На уроке отдохнем!
С началом учебного года у детей, родителей, учителей начинаются новые испытания.
Школа призвана дать нам знания, выработать навыки и умения, обеспечить наше развитие. Одновременно школа выполняет и оздоровительную роль, так как здоровье – это главная человеческая ценность.
Мы - дети часто непоседливы. Одни дерутся, другие толкаются, а иногда просто играют так, что у взрослых заходится сердце. Многие из детей не знают своих обязанностей либо не желают их соблюдать. А нарушение обязанностей всегда приводит к последствиям, и кто за них будет отвечать, ребята часто не задумываются.
Цель данной работы:
Уточнить знания учащихся о школьных обязанностях.
Познакомить младших школьников с различными видами ответственности.
Развивать чувства ответственности за свои поступки и действия.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Анализ правовых источников по теме, изучение уставных общеобразовательных документов и материалов, анкетирование.
1. Теоретическая часть
1.1 Правовые акты
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились учителя и ученики, одновременно с ними появились главные вопросы: что ученики могут делать и что нет? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?
Очень долго решались эти вопросы и, когда их решали, со временем появились основные документы, в которых говорится не только о правах, но и об обязанностях детей, как учеников. Перечислим следующие:
Основными обязанностями школьников (детей) в данных актах явилось:
Добросовестно учиться;
Выполнять требования Устава Школы;
Достойно, культурно вести себя в школе и за её пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, её авторитете;
Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы;
Соблюдать правила поведения, внутреннего распорядка школы;
Беречь школьное имущество.
1.2. Виды ответственности
Как вы понимаете значение слова «Ответственность»?
Если мы обратимся к толковому словарю, то познаем следующее. Ответственность - это необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.
Нарушение обязанностей всегда приведет к определенному виду ответственности.
Во «взрослом» мире различают следующие виды ответственности:
А) Дисциплинарный
Б) Административный
В) Уголовный
Г) Гражданско – правовой ( материальный)
Несовершеннолетние школьники при определенных условиях тоже несут дисциплинарную, уголовную, административную и иную ответственность.
А) Рассмотрим дисциплинарную ответственность ученика за нарушение его основных школьных обязанностей
Например, всем известно, что урок является основной формой получения знаний. А успехи в учебе связаны с посещаемостью уроков и поведением на них.
Основные виды нарушений | Примечание |
Пропуск урока | Пропуски уроков недопустимы без уважительной причины. • учащиеся пропустившие уроки по уважительной причине, обязаны отработать все домашние задания, выполненные классом по предмету за время отсутствия • систематические пропуски уроков без уважительной причины расцениваются как грубейшее нарушение Правил внутреннего распорядка, результатом чего является оценка «не аттестован» за четверть. |
Опоздание на уроки. | Опоздания также определяются по двум категориям – опоздания по уважительной причине; – опоздание без уважительной причины. • Оправдывать опоздания могут родители учащихся, предоставив оправдательный документ в день опоздания учащегося на уроки • Опоздания на уроки из-за задержки в столовой расцениваются как опоздания без уважительной причины. • Систематические опоздания без уважительной причины являются грубейшим нарушением дисциплины. • Ученика, опоздавшего на урок без уважительной причины, могут обязать дать письменное объяснение |
Уход с уроков в течение дня. Уклонение от учебы. | Самовольный уход с уроков расценивается как уклонение от учебы и грубейшее нарушение дисциплины. |
Нарушение дисциплины на уроках, правил поведения на переменах | Намеренное нарушение дисциплины на уроках, правил поведения на переменах является грубым нарушением Правил внутреннего распорядка |
Порча школьного имущества. | Ученик, случайно или намеренно выбивший стекло, сломавший стул, стол, совершивший другие действия, обязан отремонтировать вещь или возместить ущерб материально • За испорченные и утерянные учебники, испорченное другое имущество ученики несут не только дисциплинарную ответственность, но и родители учащегося несут материальную ответственность. |
Курение в школе и на ее территории, употребление алкогольных напитков, наркотических средств. | Курение в школе и на ее территории является грубейшим нарушением Правил внутреннего распорядка, санитарно-гигиенических норм, противопожарной безопасности, что влечет за собой не только дисциплинарное взыскание, но и административное наказание подростка и его родителей • За распитие спиртных напитков и употребление наркотических средств учащийся может быть поставлен на учет к наркологу, в отдел по делам несовершеннолетних |
За вышеперечисленные виды нарушений для всех школьников, независимо от возраста, на основании Положения о школе и Устава школы предусмотрены меры воспитательного воздействия либо дисциплинарные взыскания следующего характера:
вызов учащегося в качестве предупреждения:
• к заместителю директора школы,
• на совет профилактики,
• к директору школы (с родителями);
обсуждение на заседании:
• классного родительского комитета,
• совещании при директоре,
• педсовете;
учащемуся может быть объявлено Приказом директора по школе:
• замечание,
• выговор,
• за систематическое грубое нарушение Правил внутреннего распорядка педагогический совет вправе ходатайствовать перед Отделом по делам несовершеннолетних о наказании родителей за неправильное воспитание, о наказании учащихся;
за совершение правонарушений, уклонение от учебы учащийся может быть поставлен:
• на внутришкольный учет;
• на учет в Отдел по делам несовершеннолетних;
• за совершение правонарушений, систематическое грубое нарушение Правил внутреннего распорядка к учащемуся, может быть применена крайняя мера – исключение из школы.
Например, по сведениям Отдела по Делам несовершеннолетних отдела МВД России по Саткинскому району по состоянию на 01.01.2013 г. на учете состоит 16 детей, возрастом до 14 лет.
В нашей школе учится трое подростков, возрастом более 14 лет, состоящих на учете в этом Отделе.
Теперь остановимся на других ранее перечисленных видах ответственности
Б) Административная
Административная ответственность наступает, как правило, с 16 лет. До этого возраста за неправомерные действия отвечают только родители ученика. Дела несовершеннолетних рассматриваются в комиссиях по делам несовершеннолетних, в судах.
Административная ответственность наступает за:
приобретение, хранение, употребление наркотических средств
жестокое обращение с животными
повреждение транспортных средств
повреждение государственного имущества
распитие спиртных напитков, курение
нарушение правил дорожного движения
нарушение Устава школы
мелкое хулиганство и т.д.
В) Уголовная ответственность
Наступает с 16 лет, за особо опасные преступления с 14 лет.
К преступлениям относятся:
грабежи, разбои, хищение
умышленное убийство
угон автотранспортных средств
ложное сообщение об акте терроризма и т.п.
Г) Гражданско – правовая ( материальная)
Материальная ответственность за причиненный вред наступает с 14 лет, ответственность до достижения ребенка совершеннолетия при определенных условиях, как правило, несут их родители.
Из краткой характеристики других видов ответственности усматривается, что младшие школьники несут только дисциплинарную ответственность.
Школьники, достигшие 14-16 лет, могут кроме дисциплинарной ответственности нести уголовную, административную, материальную.
Данные знания для младших школьников не должны быть ограничены. Как сказал польский поэт Ежи Леца «Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает».
2. Практическая часть.
Я решила выяснить, знают ли учащиеся начальных классов свои обязанности, что такое ответственность и её виды, кто, по мнению ребят должен отвечать за конфликты. В связи с чем, провела небольшое анкетирование, в котором участвовало 27 учеников. Необходимо было ответить на следующие вопросы, изложенные в таблице:
Таблица 1. Результаты анкетирования младших школьников.
№ п/п | Вопрос (задание) | Варианты ответа | Результат в процентном выражении |
1 | Перечисли основные обязанности школьника. | Добросовестно учиться | 51,9 % |
Соблюдать в школе дисциплину, правила поведения |
92,6 % | ||
Уважать учителя (помогать ему) | 33,3 % | ||
Беречь школьное имущество |
3,7 % | ||
2 | Выбери из двух вариантов правильное толковое значение слову «Ответственность» | Ответственность - это необходимость выявить ответственного человека, обязанного отвечать за проступки виновных лиц. |
0 |
Ответственность – это необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них | 100 % | ||
3 | Какой вид ответственности тебе известен ( если сможешь, кратко приведи пример на выбранные варианты) | Дисциплинарный | 88,9 % ( из них 8 школьника смогли привести пример) |
Уголовный | 55,6 % ( из них 2 школьника смогли привести пример) | ||
Административный | 11,1 % (без приведения примера) | ||
Гражданско-правовой | 3,7 % (без приведения примера) | ||
4 | Соблюдаешь ли ты Правила безопасного поведения на школьных переменах ? |
Да | 92,6 % |
Нет | 7,4 % | ||
5 | Кто по твоему мнению должен отвечать за возникший конфликт (ссора, драка) между школьниками | Школьники, между которыми произошел конфликт |
48, 2 % |
Родители школьников | 14,8 % | ||
Учитель | 3,7% | ||
Директор школы | 33,3 % |
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
В результате своей исследовательской работы я сделала следующий вывод, что за нарушение школьных обязанностей у младших школьников наступает Дисциплинарная ответственность.
Ответы моих одноклассников по анкетированию говорят о том, что им известно о своих основных обязанностях, и значительное внимание они уделяют соблюдению в школе дисциплины, правил поведения (92,6 %), большинство из них знает о наступлении Дисциплинарной ответственности (88,9%). Безошибочно смогли определить правильное толкование слову «Ответственность» ( 100%).
Но, не смотря на это, не все ребята ответили, что за ссору или драку между ними, они должны нести самостоятельно ответственность.
Многие пояснили, что за их проступки должны отвечать:
- директор школы ( 33,3 %),
- родители (14,8%),
- учитель ( 3,7 %).
Этот вопрос и у взрослых людей однозначно не решается. Многие основную ответственность тоже возлагают на школу, где дети проводят большую часть своего времени.
Я считаю, что такое отношение снижает ответственность как у моих сверстников, так и у их родителей. В соответствии с правилами Семейного кодекса РФ родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, они несут ответственность за воспитание и развитие детей ( статья 63 СК РФ). А мне и моим сверстником необходимо быть более внимательными и ответственными, уметь соблюдать обязанности и уметь отвечать за свои действия.
Если же поделить ответственность за наши поступки и воспитание, здоровье “на троих” – то есть на детей, семью и школу, – то доля ответственности каждого окажется более справедливой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Конвенция о правах ребенка , 1989 г.
2) Конституция РФ, 1993 г.
3) Закон РФ « Об образовании», 1992 г.
4) Закон РФ «Об основных правах и гарантиях ребенка в Российской Федерации», 2000 г.
5) Типовое положение об общеобразовательном учреждении, 2001 г.
Слайд 1
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Выполнила: Ибрагимова Виолетта Ученица 3 б класса МКОУ СОШ № 40 Руководитель: Цепилова Е.Т.Слайд 2
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Теоретическая часть 1.1 Обязанности школьников в Правовых актах 1.2 Виды ответственности 2. Практическая часть Заключение Список литературы
Слайд 3
ШКОЛА ПРИЗВАНА: - ДАВАТЬ ЗНАНИЯ - ВЫРАБАТЫВАТЬ НАВЫКИ И УМЕНИЯ - ОБЕСПЕЧИВАТЬ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - ВЫПОЛНЯТЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ РОЛЬ
Слайд 4
Цели и задачи исследования: ЦЕЛИ - Проверить знания учащихся о школьных обязанностях - Познакомить школьников с разными видами ответственности - Развивать чувство ответственности за свои поступки и действия ЗАДАЧИ - собрать материал о правовой ответственности младших школьников - ознакомить школьников с правовыми актами - использовать материл на школьных часах, родительских собраниях
Слайд 5
ПРАВОВЫЕ АКТЫ: Конвенция о правах ребенка, 1989 г. Конституция РФ, 1993 г. Закон РФ «Об образовании», 1992 г. Закон РФ « Об основных правах и гарантиях ребенка в Российской Федерации», 2000 г. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, 2001 г. Устав школы ( с момента образования школы) Правила внутреннего распорядка ( с момента образования школы)
Слайд 6
ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: Добросовестно учиться Выполнять требования Устава школы Достойно, культурно вести себя в школе и за её пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, её авторитете Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы Соблюдать Правила поведения, Внутреннего распорядка школы Беречь школьное имущество
Слайд 7
Виды ответственности: Нарушение обязанностей может привести к следующим видам ответственности: Дисциплинарная ответственность (наступает для школьников независимо от возраста) Административная ответственность (наступает с 16 лет) Уголовная ответственность (наступает с 16 лет, за особо опасные преступления - с 14 лет) Гражданско- правовая (материальная) ответственность наступает с 14 лет, отвечают также родители или опекуны.
Слайд 8
Административная ответственность наступает за: приобретение, хранение, употребление наркотических средств жестокое обращение с животными повреждение транспортных средств повреждение государственного имущества распитие спиртных напитков, курение нарушение правил дорожного движения нарушение Устава школы мелкое хулиганство и т.д.
Слайд 9
Уголовная ответственность Наступает с 16 лет, за особо опасные преступления с 14 лет. К преступлениям относятся : грабежи, разбои, хищение умышленное убийство угон автотранспортных средств ложное сообщение об акте терроризма и т.п.
Слайд 10
Из краткой характеристики других видов ответственности усматривается, что младшие школьники несут только дисциплинарную ответственность. Школьники, достигшие 14-16 лет, могут кроме дисциплинарной ответственности нести уголовную, административную, материальную. Данные знания для младших школьников не должны быть ограничены . Как сказал польский поэт Ежи Леца «Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает».
Слайд 11
Основные виды нарушений в школе, за которые применяется Дисциплинарная ответственность Опоздание, пропуск урока ( без уважительности причин) Уклонение от учебы, самовольный уход с урока Нарушение дисциплины на уроках, переменах Порча школьного имущества Курение, употребление алкогольных напитков, наркотических средств в школе и на её территории
Слайд 12
ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ Вызов учащегося с родителями к учителю, директору школы Обсуждение на заседаниях классного родительского комитета, совещании при директоре школы, педсовете Вынесение Приказом Директора школы замечания, выговора учащемуся Постановка учащегося на внутришкольный учет, на учет в Отдел по Делам несовершеннолетних Крайняя мера взыскания за систематические нарушения – исключение учащегося из школы
Слайд 13
Вопрос анкетирования: Перечисли основные обязанности школьника
Слайд 14
Вопрос анкетирования: Выбери из двух вариантов правильное толковое значение слову : «Ответственность» 1. Ответственность - это необходимость выявить ответственного человека, обязанного отвечать за проступки виновных лиц. 2. Ответственность – это необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них. Правильность ответа детей под пунктом №2 составила 100 %
Слайд 15
Результат анкетирования по вопросу: «Какой вид ответственности известен?»
Слайд 16
Вопрос анкетирования: Соблюдаешь ли ты Правила безопасного поведения на школьных переменах?
Слайд 17
Результат анкетирования по вопросу: «Кто должен отвечать за возникший конфликт ( ссора, драка) между школьниками ?»
Слайд 18
Заключение В результате своей исследовательской работы я сделала следующий вывод, что за нарушение школьных обязанностей у младших школьников наступает Дисциплинарная ответственность. Исходя из анкетирования, усматривается, что многие ребята считают себя ответственными за проступки. Но не мало и тех, кто ответственность за свои проступки возлагают на школу, родителей. Что говорит о недостаточности умения отвечать за свои действия. Младшим школьникам необходимо быть более внимательными и ответственными, уметь соблюдать обязанности и уметь самостоятельно отвечать за свои действия. Если же поделить ответственность за наши поступки и воспитание, здоровье “на троих” – то есть на детей, семью и школу, – то доля ответственности каждого окажется более справедливой.
Зимний дуб
Как нарисовать китайскую розу
Рисуем пшеничное поле гуашью
Музыка космоса
Н. Гумилёв. Жираф