Проектно-исследовательская работа "Российские немцы" в рамках международного конкурса "Дороги юных по Европе"
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа"Российские немцы" | 80 КБ |
Международный конкурс «Дорогами юных по Европе» проводится традиционно уже много лет для школьников стран Восточной Европы:
Эстония, Литва, Польша, Румыния, Россия, Словакия, Чехия Его инициатор земля Северная Рейн-Вестфалия.. министерство образования , министерство семьи,. культуры и спорта .
Девизом конкурса в 2014г. стали слова”Сохраним мир в Европе».
Актуальность такого девиза обусловлена двумя датами :
1.Присуждение Нобелевской премии мира Европейскому Союзу2012
2.Печальная дата- 1914г-начало 1мировой войны 100 лет тому назад
Идея конкурса заключается в следующем:
Известно, что запад и восток в истории часто противостояли друг другу. Позтому сегодня
.когда Европа 70 лет живет в мире после окончания 2 мировой войны,. народы должны объединиться, чтобы его сохранить .
Вот почему конкурс называется «Встречи Восток-Запад» под девизом «Сохраним мир в Европе»
Цель нашего участия в конкурсе:
1.представить свою гимназию и свою страну участникам международного конкурса
2.лучше узнать географию и историю России
Из предложенных номинаций мы выбрали «Путешествие по России-стране зуперлативов» и добавили «и толерантности»,поскольку посчитали, что такое название соответствовало идее нашей работы в большей степени.
Россия-страна огромная. по своей территории она в 50 раз превосходит Германию. в два раза Австралию. расстояние от востока до запада составляет до Чукотского моря10000 км.
Территория простирается через 4 климатические зоны и 10 часовых поясов.
Для нашего дистанционного путешествия мы получили из г.Мюнстера земля Северная Рейн-Вестфалия контурные карты России с вопросами и заданиями и отправились в виртуальное путешествие по России.
Нам предстояло выполнить несколько заданий.
1.задание: отметить на карте границы России
2.задание написать на немецком языке пограничные 14 стран и Япония по морю. а также города, по которым проходил наш маршрут: Москва, Петербург,
Калининград,Казань,Новосибирск,Уфа,Новгород,Петрозаводск,Красноярск,Волглград,Самара,Иркутск и Владивосток. Кроме зтого мы должны были обозначить
Транссибирскую магистраль, некоторые моря и реки.
3 задание: ответить на вопросы викторины
Необычность задания состояла для нас в том, что нам предстояло сначала понять условия и вопросы конкурса. сформулированные на немецком языке, а потом перевести на немецкий язык найденные нами ответы.
Вот некоторые из них:
1.Как называется город. в котором добывается 90% всемирного запаса янтаря? Его немецкое название .Имя известного философа, похороненного у стен собора.
2.Великий Новгород. Значение города в средние века На какой реке лежит? Кто построил Кремль. Название собора
3Город-родина Иосифа Бродского
4.Самый большой город севернее полярного круга? Почему там бывает тепло даже зимой?
5.При каком Царе было принято решение о строительстве самой длинной железнодорожной магистрали в России?
5.Чем известны для немцев города Челябинск и Омск?
6.Какое значение для экономики России имеет город Уфа и когда была основана ее крепость,
7Значение г.Новосибирска Как назывался город 1903-1926?
8.Красноярск-промышленный центр восточной Сибири.?Какая известная немецкая певица
там родилась? Почему город известен немцам?
9.Как называется старейшая мечеть в Астрахани?
10.Какое немецкое поселение было основано в 1765 году братством гернгуторов?
11.Какой известный физик и нобелевский лауреат родился в Нижнем Новгороде?
12.Писатель Войнович. С каким городом на Волге связано его творчество?Как город назывался раньше?
И другие.
4задание : Нам предстояло совершить виртуальное путешествие по указанным в условии
конкурса городам России и представить свой дневник наблюдений. Все время мы пытались ответить на вопрос: Почему организаторы выбрали именно зти российские города и что их объединяет?
Когда наша работа подошла к концу, и мы стали анализировать собранный материал и подводить итоги, мы сделали вывод, что каждый город имеет в своей истории связь с народностью немцы, а точнее российские немцы, которые там проживали и проживают и сейчас..
1.Первые упоминания о немцах на Руси относятся в IX веку. К концу XII века в русских городах уже осели многие немецкие купцы, ремесленники, воины, лекари и учёные.
2.Немецкий двор в Новгороде
Первое письменное упоминание о существовании в Новгороде «немецкого двора» — места, где жили купцы и хранились товары, относится к 1199 году. Но основан этот двор был, очевидно, раньше, поскольку о постройке в городе немецкой церкви Святого Петра, бывшей центром немецкого двора, сообщается уже в 1184 году. церковь св. Петра для немецких торговых людей (построена до 1184 года). Старосты храма святого Петра выбирались из купцов Любека и Готланда и были послами Ганзейского союза в Новгороде
Значительное число немцев переселилось в Русское государство в период правления великих князей Ивана III и Василия III — в XV—XVI веках. В период правления Ивана Грозного доля немцев в населении городов стала настолько существенной, что во многих из них появились кварталы компактного проживания немецкой диаспоры— так называемые Немецкие слободы, самая большая и известная из которых была в Москве «Немецкая слобода»
Здесь проживали— оружейники, мастера литья пушек, фортификаторы и саперы. Немецкие офицеры служили инструкторами в царском войске, передавая европейский опыт организации, владения современным оружием и тактики. Большим спросом в России пользовались иностранные инженеры и мастера горного дела.
3.Московский «немецкий двор»
Неме́цкая слобода́ — это место поселения иностранцев в Москве и других городах России в XVI—XVIII веках(Санкт-Петербург, Воронеж и др.). В Москве немецкая слобода находилась в северо-восточной части города, на правом берегу Яузы, близ ручья Кукуй. В простонародье получила название — слобода Кукуй. Немцами тогда называли не только уроженцев Германии, но и вообще любых иностранцев, не знавших русского языка («немых»). Немецкая слобода не могла быть слепком с какого-либо одного западно-европейского города, т.к имела черты, свойственные городам разных стран Западной Европы, а также русским поселениям, так, по русскому обыкновению, большинство построек были деревянными , дома не лепились друг к другу , а отделялись свободными пространствами, засаженными садами
Хозяйственные постройки состояли из «приворотных изб»: «черных» и «белых», конюшен , сенников , погребов, ледников – и совсем не свойственных западноевропейской традиции бань. В слободе были полесадники ,беседки , оранжереи и цветники, малоизвестные в России, но также сады , огороды и пруд с рыбой , сохранявшей русские черты. Первые каменные дома возводились по типу боярских жилых палат второй пол.17 века.
Семья в среднем состояла из 5 человек « двое взрослых и трое детей» , число иностранцев населявшей в 1665 г.-1120 чел (420 взрослых и 700 детей , а вмете с прислугой около 1200 чел.) в 17 веке иноземцам принадлежали 2 десятка дворов. Самой многочисленной категории населения Немецкой слободы 1660 г. были военнослужащие. .Вторая группа жителей немецкой слободы была представлена купцами из стран Западной, Центральной и Сев. Европы : Голландии, Дании, Англии, Швециии, Австрийской империи, Франции,. Германии, Италии и др. В конце 17 века большинство иноземных купцов торговавших с Россией составляли Голландцы и Гамбуржцы,
представители Ганзы Северной Германии: Гамбурга и Любека. Они занимали главенствующее положение в морской торговле и на внешнем рынке России. Большая часть иностранных купцов приезжала в Москву наездами т.е. на время заключения торговых и кредитных сделок для получения долгов.
Также важными для московского двора были иностранные специалисты-медики. В стране были свои знахари, однако не было образованных врачей и аптекарей. Поэтому первыми лейб-медиками великих московских князей Ивана ІІІ и Василия III в разное время были
Николаус Бюлов (Nicolaus Bülow) и Феофил (Теофил) Маркварт (Theophil Marquart) из Любека. Они же перевели на русский язык один из ранних лечебников «Благопрохладный вертоград, здравию сотворение».
Вот так существовали рядом друг с другом два далеких и обособленных мира - столица огромного, полупустынного государства и небольшая часть непонятного ему западного мира, нехотя терпимая, и то потому, что нельзя было отказываться от европейских знаний и товаров. И только неуемное любопытство и неукротимая энергия Петра Великого сблизили, а потом почти слили эти два мира, и только тогда исчезла Немецкая слобода...
4.Царицын-Сарепта
В связи с колонизацией Нижнего Поволжья переселенцами из Германии царским манифестом от 22 июня 1763 г. земля от Саратова вверх и вниз по Волге были объявлены свободными и удобными к заселению. В период с 1763 по 1766 г. в Поволжье прибыло и расселилось 6342 семейства немцев-колонистов. В 1765 г. на правобережье ниже Царицына, на плато Ергенинских высот, образовалась небольшая колония Сарепта. Сюда прибыло из Обер-Лаузитца (Саксония) 50 гернгутеров обоего пола, поселенных в этом районе на особых условиях.
К 1774 г. число колонистов Сарепты достигло 196 человек. Сарепта представляла собой не просто населенный пункт, а была городком-крепостью. Она с трех сторон прикрывалась глубоким рвом, валом с рогатками, ее гарнизон располагал шестью батареями. Из Царицына ей было выделено 12 пушек и 20 солдат. Гарнизон жил в казарме и сменялся из Царицына.
Колонисты на 30 лет освобождались от всяких податей и повинностей, от рекрутского набора, за ними сохранялось право свободного выезда за границу. Также были гарантированы: свободное отправление веры; земли лучшего качества; собственное управление колонией и судопроизводство; свобода торговли и заведения фабрик и заводов; свобода винокурения; невозбранное пользование рыбными и звериными ловлями; тридцатилетнее освобождение от податей, кроме акцизных пошлин; освобождение от рекрутской повинности и право свободного выезда из России, с отдачей пятой части всего нажитого в казну в случае выезда навсегда.
Колонисты проявили большую предприимчивость в хозяйственных делах. В описании Саратовского края за 1782 г. о Сарепте говорится, что в ней находятся всякие мастерства, а особливо фабрики бумажных полушёлковых платков, кожевенный завод, пильная и крупичатая мельницы и лавки со всякими товарами.
По данным за 1804 год в Сарепте уже имелось 25 ткацких и вязальных станков, а по ведомости за 1814 год значилось 5 общественных и 3 частных бумажных мануфактуры, включая и трикотажное производство с 58 станками и 66 наёмными рабочими. Они выпустили в 1814 г. 28 269 штук полушёлковых платков и 16 344 аршина сарпинки. Новую бумажную ткань — сарпинку, пользующуюся большим спросом, Сарепта стала выпускать с 1810 года.
Предприимчивые колонисты организовали в Сарепте ручное производство шёлковых головных платков, которые находили широкий сбыт. Успешное развитие мануфактур в Сарепте обязано в первую очередь применению на них вольнонаемного труда, и конечно благодаря тем льготам, которыми пользовались колонисты, освобождённые от многих пошлин и налогов.
Сарепта стала первой разводить отечественную горчицу. В 1798—1799 гг. Русское вольно-экономическое общество прислало в Сарепту семена для пробного посева. В 1801 г. в Сарепте был устроен Контрадом Нейтцем ручной маслобойный аппарат, и впервые образцы полученного масла и порошка отправлены в Петербург. Отзывы о первой горчичной продукции пришли похвальные. Вначале семена горчицы выдавались крестьянам бесплатно, с обязательством возвратить их из урожая, а полученный урожай у крестьян закупался. Горчица не сразу стала продовольственной культурой, вначале она употреблялась как лекарство против болезней.
В 1807 г. был построен Сарептинский горчично-маслобойный завод, немного позже — ещё один. Это были первые заводы в России по переработке горчицы.
Помимо горчичных в Сарепте действовали пивоваренный, свечной и мыловаренный заводы, пекарня с пряничным и кондитерским производством, паровая химическая лаборатория по производству водки, эфирно-горчичного масла и других продуктов, кожевенный, горшечный и кирпичный заводы, слесарные, кузнечные, ткацкие, чулочные и другие мастерские.
Большой популярностью пользовался «сарептинский бальзам». Известность он получил с 1830 г., когда повсюду свирепствовала холера, уносившая тысячи жизней, а в Сарепте не было ни одного заболевания.
Широкую известность имела и Сарептинская табачная фабрика. Сырьё она получала со своей табачной плантации и из США. Это была единственная табачная фабрика, на которой приготовлялся табак от низших до высших сортов. Фабрика действовала до 1870 г.
Кроме того, жители Сарепты занимались набивкой чучел из птиц, поставляли их во многие страны. Большим спросом пользовались «сарептинские пряники», приготовляемые на нардеке.
В 1843 году в Сарепте состоялась первая в Нижнем Поволжье посадка картофеля. Местные жители называли картофель «чертово яблоко», считали грехом его разведение и употребление, вплоть до картофельного бунта. Те, кто шел против предрассудков, назывались «водитель картофеля».
Первым «водителем картофеля» Царицына был владелец горчичного завода А. И. Кноблох; в 1842 году он получил задание от Астраханского губернатора Тимирязева на разведение картофеля. После уговоров один из крестьян согласился взять меру картофеля в подарок, посеял, и остался доволен: «картошка уродилась добрая и ребятишкам понравилась, они ее в золе жарили и ели». Следующие партии клубней на разведение Кноблох давал тоже бесплатно, но с условием возврата такого же количества картофеля осенью. Так с каждым годом картофель завоевал столы Царицына.
Дом Сарептиского общества есть и в Петербурге.Он на ходится на ул Якубовича дом 24.
5.Калинингра́д
(до 4 июля 1946 года — Кёнигсберг) — сильно укрепленный город в провинции Восточной Пруссии, место коронования королей прусских, город в России, административный центр Калининградской области. Самый западный областной центр страныРасположен при впадении реки Преголи в Калининградский залив.
В начале средних веков на нынешней Калининградской земле жили пруссы. Пруссы занимались промыслами, земледелием, рыболовством, торговлей. Существовал, так называемый Янтарный путь, связывающий землю пруссов с Адриатикой, городами Римской империи, куда доставлялось сырье и многочисленные янтарные изделия из него В результате крестового похода, при объединении трех городов (Альштадт, Лебенихт, Кнайпхоф) был заложен "город во славу Христа и для защиты только что обращенных в христианство", получивший название Кенигсберг, что в переводе означает "Королевская гора". Огнем и мечом крестоносцы покорили пруссов,.Курфюрст Фридрих III., был коронован 18 января 1701 года в Кёнигсберге в качестве «короля Фридриха I в Пруссии» и связал, таким образом, название Пруссии с Бранденбурским государством. После включения Эрмландии в ее состав в 1772 году, старая прусская земля получила название провинция Восточная Пруссия. В 1945 году Калининградский замок был значительно поврежден, а к 1968 году и вовсе разрушен. Напротив калининградского Областного Драматического театра находится небольшой сквер, в котором стоит памятник Фридриху Шиллеру – знаменитому немецкому драматургу, поэту-гуманисту. Памятник был отлит из бронзы и установлен на этом месте в 1910 году. Его автор – немецкий скульптор С. Кауэр,.
В сквере напротив университета, стоит памятник самому известному жителю Кёнигсберга — Иммануилу Канту. Скульптура работы Станислава Рауха была установлена в 1804 году, а накануне штурма Кёнигсберга была спрятана в имении Фридрихштайнов (Гвардейский р-н).
Памятник барону Мюнхгаузену – самый веселый памятник в Калининграде. Находится он в Центральном парке, рядом с кирхой Королевы Луизы. Скульптура стала подарком на 750-летие Калининграда от немецкого города Боденверден
По решению Потсдамской конференции северная часть немецкой провинции Восточн Пруссия, вместе со своей столицей Кёнигсбергом, временно была передана СССР..
Осталось 20 000 из 370 000 немецких жителей, живших в городе до войны. Хотя сразу после войны началась работа по адаптации немцев к новой жизни — выходила газета «Новое время» на немецком языке, организованы школы, где преподавание велось на немецком, — было принято решение о депортации немецкого населения в Германию Почти все они были отправлены в Германию к 1947 году.
6.Романовы-Гольштейн-Готторп
Начиная с эпохи Петра I, широко практиковалось приглашение в Россию иностранных учёных, военных, дипломатов, деятелей искусства, и некоторые из них были немцами. Потомки этих людей, зачастую, оседали в России, в значительном числе случаев не только сохраняя немецкий язык в качестве своего основного языка, но также и сохраняя в себе немецкое национальное самосознание, принадлежность к лютеранской или католической церкви, а также практиковали компактное проживание. Даже сама правящая династия Романовых, начиная с брака родителей Петра III — цесаревны Анны Петровны и герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха, активно роднилась с представителями немецких правящих династий. В результате все последующие российские правители дома Романовых имели большую долю «немецкой крови», многие из них, в силу династических обстоятельств, были рождены в Германии и говорили по-русски с заметным акцентом. А сама династия Романовых превратилась в ответвление Ольденбургской династии под наименованием Романовы-Гольштейн-Готторп, которое сохраняется в официальном титуле до сих пор.
7.Немецкая лютеранская община в Петербурге
27 декабря 1727 г. царь Пётр II подарил немецкой лютеранской общине землю на пустынной территории у Невской перспективы между Большой и Малой Конюшенными улицами. Здание церкви было заложено 29 июня 1728 г., в день святых апостолов Петра и Павла 14 (25) июня 1730г., в день празднования 200-летия Аугсбургского исповедания церковь торжественно освятили. Здание было кирпичным, имело деревянную башенку и вмещало 1500 человек. В 1737 г. рядом со зданием церкви были построены два дома, где разместились квартиры церковных служителей и школа.
В 1740г. по приказу «Комиссии о Санкт-Петербургском строении» были снесены все деревянные здания, выходящие на Невский проспект — главную улицу города, включая и два дома, принадлежавшие церкви Св. Петра. На их месте в 1747 г. по проекту К. Кемпфа построили новые, каменные здания.
В 1762 году на участке, принадлежавшем лютеранской общине, было построено двухэтажное здание лютеранской школы Петришуле, впоследствии пережившее множество перестроек, но сохранившееся до наших дней.
На протяжении двух веков петербургские немцы принимали самое деятельное участие в перипетиях российской истории. Они принимали участие в войнах и всевозможных общественных движениях. Среди декабристов таковыми являлись Пестель, фон дер Бриген, Лорер, Розен, Штейнгель, фон Визен. В 1918 году у генерала Алексеева начальником штаба был Шварц..
. В начале 90-х годов XX века В Санкт-Петербурге было организовано «Немецкое общество Санкт-Петербурга», возобновлено издание газеты на немецком языке «St. Petersburgische Zeitung По совместной инициативе консулата ФРГ, евангелическо-лютеранской церкви и мэрии Санкт-Петербурга в восстановленной из плавательного бассейна Лютеранской церкви Святых Петра и Павла была открыта постоянная выставка «Немцы Санкт-Петербурга».
В Петербурге проходит Международный научный семинар «Немцы в России: Русско-немецкие научные и культурные связи», ключевой темой которого является «Германисты и германистика в России». В его организации активное участие принимает Инстит русской и советской культуры им. Ю.М.Лотмана Рурского университета г. Бохуми Министерст иностранных дел Германии. В Петербурге проходит постоянно действующая конференция «Немцы в Санкт-Петербурге: Биографический аспект», проводимая Кунсткамерой Институтом исследований Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона и Санкт-Петербургским Союзом архитекторов России.
В 1990-х годах во многих крупных городах России и в местах компактного проживания российских немцев созданы Центры немецкой культуры
Выводы:
1.Россия и Германия связаны между собой своей тысячелетней историей.
2. Историю России нельзя отделить от проблем Востока и Запада и проблем проникновения западной культуры в русское общество
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Выбери путь
Золотая хохлома
Любили тебя без особых причин...
"Морская болезнь" у космонавтов