Собран материал о возникновении числовых суеверий, проведены исследования отношения людей различных возрастов к числовым суевериям, показана несостоятельность числовых суеверий в информационном мире. Материал может быть полезен на факультативе по математике.
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа "Числовые суеверия" | 466.55 КБ |
Солтүстік Қазақстан облысы
Тайынша ауданы, Тайынша қаласы
«Тайынша қаласы №3орта мектебі» КММ
Числовые суеверия
Информационный проект
с элементами исследования
Выполнила: ученица 4 «Б» класса
Казарян Роксана
Руководитель проекта:
учитель начальных классов
Миняйленко Марина Николаевна
2012-2013 учебный год
Оглавление
Введение……………………………………………………..3
Откуда берутся суеверия?....................................................5
Секреты магических чисел……………………..…………..9
Исследования……………………………………………….21
Заключение………………………………………………....29
Литература……………………………………………….....30
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Каждое мгновение наша жизнь наполнена цифрами и числами. Они сопровождают нас от рождения и до последних дней.
Может быть, были правы предки, наделяя числа особыми мистическими свойствами? В чем же причины возникновения числовой мистики? Я выбрала для своего проекта тему «Числовые суеверия», пытаясь понять причину возникновения суеверий. Хотя, я не отношу себя к суеверным людям, я задумалась, а действительно ли 13 несчастливое число, а 7 - счастливое? Мне пришлось заняться сбором информации о предпосылках возникновения числовых суеверий. Я провела некоторые исследования, которые помогли мне сделать выводы и убедить своих одноклассников в том, что числовые суеверия – это отголоски невежественного прошлого, которые влияют на эмоциональную сферу жизни.
Тема проекта: Числовые суеверия.
Обоснование проблемы: влияние веры в числовую мистику на жизнь людей.
Актуальность проблемы: увеличение численности молодежи, верящих в магию чисел.
Цель проекта: доказать, что в век научно-технического прогресса, когда успешно развивается наука, в частности математика, для числовых суеверий и мистики остается все меньше места.
Задачи:
1.Изучить литературу с целью получения информации о возникновении числовых суеверий.
2.Убедить сверстников в том, что вера в числовые суеверия – это отголоски древних представлений о мистической силе чисел.
3.Провести исследование отношения людей различных возрастов к суевериям связанных с числами.
4.Выяснить действительно ли число13 приносит несчастье, неудачу, а 7 – удачу.
Гипотеза: если верить в негативную мистику чисел, то можно прогнозировать себя на несчастье, неудачу.
Методы исследования: Анализ литературы, анкетирование, обработка полученных данных, анализ, сравнение и обобщение полученных результатов.
Тип проекта: информационный с элементами исследования.
Форма проекта: индивидуальный проект.
Предметно-содержательная область: математика, история, нумерология.
Область исследования: числа и цифры: мистика и суеверия, связанные с числами.
Продукт проекта: презентация.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап
1.Выбор темы и целей проекта 1 ноября 2012г.
2.Планирование работы: 2-5 ноября 2012г.
а) определение источников информации
б) планирование способов сбора информации.
в) формы представления результата
Исследовательская и практическая деятельность: 5-25 ноября 2012г.
Результаты и выводы: 30 ноября
Представление готового продукта: 11 декабря
Место проведения: средняя школа №3, заседание районной творческой группы учителей начальных классов
ОТКУДА БЕРУТСЯ СУЕВЕРИЯ?
Если Вы согласны с тем, что черный кот, перебежавший вам дорогу, – плохая примета, а разбитое зеркало принесет горе, значит, вы – суеверный человек.
Суеверия существуют с зарождения цивилизации и по сей день. Многие люди суеверны, но не хотят в этом признаваться. Может, причина зарождения суеверий в каких-то явлениях природы, пугающих людей своей таинственностью, или событиях, наступление которых они хотели бы предотвратить. Суеверие — это убеждение, обычно порожденное страхом, которое противоречит соображениям разума. Существует более миллиона суеверий, и большинство населения нашей планеты верит, по крайней мере, в одно из них.
Религия, вера в нереальных существ (богов, ангелов, чертей и т.п.), возникла в глубокой древности, когда люди не имели правильного представления о вселенной, когда грозные стихийные явления – гром, молния, буря - были человеку непонятны, таинственно загадочны; когда первобытный человек был совершенно беспомощен перед могучими силами природы. Невежество, беспомощность и страх породили разные суеверия.
Поскольку древние люди не могли понять поведения животных, они создавали вокруг них суеверия. Черная кошка, перешедшая вам дорогу,— знак неудачи, крик совы — признак приближающейся смерти и т.д. Моряки, постоянно борющиеся со стихией, всегда были подвержены суевериям. К примеру, ветры и штормы несут опасность, поэтому с ними связаны суеверия. Многие моряки верят, что свист вызывает ветер или шторм. Даже сохранившаяся до сегодняшнего дня традиция крещения корабля бутылкой вина, разбитой об его нос, тоже, оказывается, дань старому суеверию: вино считалось жертвой богу моря Нептуну!
С очень давних времен людям свойственно было приписывать тем или иным числам магические свойства – одни числа считали счастливыми другие – наоборот, несчастливыми. Причем и то, и другое - без всяких на то оснований. Эти нелепые суеверия благополучно дожили до наших дней и умирать не собираются. Вера в счастливые и несчастливые числа восходит к временам, когда только возникал счет. Люди не имели общих чисел для всех предметов, а существовали разные обозначения для каждого числа в зависимости оттого, что считали: один счет был для камней, другой для рыб и т.д. Это привело к тому, что числу приписывали магическое значение, оно представлялось в виде какого-то таинственного духа, который может приносить счастье или несчастье.
Древние люди считали священными все числа, которыми у них замыкалась система счисления. Такими волшебными числами являлись три, семь, тринадцать, сорок и т.д.
Понятие натурального числа является одним из основных понятий математики, которое возникло в связи с потребностями человеческой практики. Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков - вожака стаи, из стада оленей - одного оленя, из выводка плавающих уток - одну птицу, из колоса с зернами - одно зерно. Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».
Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз, А если он видел их больше, то говорил: «Много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а затем четыре, пять, шесть и т.д.
Учиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами, иногда всем племенем. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех с рогатинами - против берлоги, трех - с одной стороны и трех - с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать, а так как названий чисел тогда еще не было, он показывал число на пальцах.
В Древнем Вавилоне возникла вера в особое таинственное значение числа, то есть в такое значение, которое признает существование сверхъестественных сил и с помощью числа связывает эти силы с человеком. Последователи математика и философа Пифагора (580-500 годы до нашей эры) – пифагорейцы – считали первое четное -2- и первое нечетное число – 3- мужским и женским началами в природе, а за символ брака они принимали сумму этих чисел -5. Единицу они не относили ни к четным, ни к нечетным числам.
Числа пифагорейцы наделяли сверхъестественной силой. Они рассматривали их как особые знаки, с помощью которых человек предугадывает свое будущее. В числах заложена «божественная сила», утверждали они, именно «числа правят миром». Поэтому они пытались истолковать значение каждого числа. От пифагорейцев и пошло суеверие на числа. Эти суеверия легко были восприняты Древним Востоком и широко им распространялись по всему свету.
Числовые суеверия, как и всякая мистика, достались нам в наследство от старого мира. Поскольку люди так много общаются с числами, естественно, много суеверий связано со «счастливыми» и «несчастливыми» числами. Нынешние наши суеверия – это отголоски древних представлений о мистической силе чисел.
В племенах, у которых счет ограничивался числами два или три (один, два; один, два, три). Число 3 считали символом полноты, совершенства. Древние греки стали почитать число 3 как счастливое, в Древнем Вавилоне стали поклоняться трём божествам: Солнцу, Луне и Венере. Все, что было связано со счетом предметов, превосходящих два или три, было равносильно понятию "много" или "тьма". То, что не поддавалось счету, находилось, как бы за пределами разума и было таинственным, наделялось сверхъестественными свойствами, считалось священным. Многие ложные приметы связаны с гаданиями по числам, с верой в роковое значение некоторых цифр. Вдохновителями всех без исключения суеверий являются служители разных религий, так как в основе суеверий лежит вера в существовании таинственных, недоступных для понимания людей, связей между вещами и явлениями. Суеверия могут иметь различное происхождение, но все они порождены невежеством и страхом.
Наши предки хорошо разбирались в символике числа и использовали их в прикладном искусстве и в устном народном творчестве. В произведениях фольклора и художественной литературе народ лучше всего выразил свое отношение к числам, свое преклонение перед ними.
Суеверия возникли в то время, когда существовали лишь зачатки культуры. Причиной появления суеверий была потребность людей понять окружающую их природу, для научного объяснения которой не хватало знаний.
СЕКРЕТЫ МАГИЧЕСКИХ ЧИСЕЛ
Люди издревле повторяли молитвы к богам определенное количество раз, чтобы усилить их эффект. Так числа стали священными понятиями.
Каким же числам приписывалось "магическое" значение? Нет числа, за которым не тянулся бы шлейф предрассудков. Более того, в одних странах и в одно время некое число могло считаться "счастливым", а в других странах и в другое время – "роковым".
Символизм чисел – это изобретение Пифагора. Это у него Единица начала означать единство и единодушие. Пифагор ставил единицу выше всех других чисел, считая, что именно она начало всех начал, что именно от нее прошел весь мир. Двойка – двоякое и неопределенное. Тройка была символом совершенства. Четверка олицетворяла справедливость.
Пифагорейцы поделили числа на четные и нечетные числа, причем нечетные числа выражали лучшее, а четные – худшее.
Единица – изобретение математиков, она нужна для счета, и в магии чисел ее не существует.
В древних текстах слово «один» употребляется нечасто и означает нечто неделимое, целостное, такое, как Бог, Космос, Вселенная. Если есть в Единице, какой-то магический смысл, то это смысл единого и целого.
Единица дает возможность проявить себя среди остальных, но и заставляет быть частью целого. Поэтому «один палец согнешь, все согнуться», «в одну дуду дудеть», «плясать под одну дудку». А «петь в унисон» означает, что люди спелись, договорились, выработали единую позицию, действуют заодно.
В магии числа Двойка как бы есть, но вроде ее нет. Просто деление на свет и тьму.
Двойка – это символ разделения целого на части, символ отдельности человека от мира, природы и других людей. Это знак сравнения одного с другим. А еще Двойка – символ взаимоотношений и взаимодействий человека с тем, что его окружает.
Двойка символизирует несколько ситуаций. Во – первых, это символ разделения единого на части. Во – вторых, что очевидно из первого, - это символ объединения частей целого. В – третьих, это знак сравнения и противопоставления: рай и ад, жизнь и смерть, твердое и мягкое, сухое и мокрое, душа и тела.
Три – первое в магическом ряду число. Оно открывает настоящий магический счет, с ним появляется что – то действительно новое. Время мы делим на три – прошлое, настоящее, будущее, пространство мы делим на три – ширину, длину, высоту.
Три есть начало, середина и конец, а вслед за этим верх, низ и середина. Считается, что все «тройственное совершенно», все «подлинное триедино». Три – это модель мира, который существует, например, в движении, в динамике.
Тройка – непременный участник пословиц и поговорок. Приведем некоторые из них. «И после смерти остается три дня дел», «у бездельника три больших дела: есть, спать да умело ругаться», «помни три дела: молись, терпи, работай», «хороший пес охраняет три деревни». «За три года и школьная собака научится стихами лаять», «хорошему нужно учиться три года, а дурному – и одного утра довольно», «про одни дрожжи не говорят трижды».
С Тройки разворачиваются интрига многих известных сказок. «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…», «было у отца три сына, двое умных, а третий дурак». Очень часто можно встретить в русских сказаниях и былинах три желания, три попытки, трое из ларца, камень у трех дорог, три головы у чудища. Вот несколько названий: “Три медведя”, “Три арбузных семечка”, “Три калача и одна баранка”, “Три подземных царства”, “Три товарища”, “Три брата”, “Три счастливца”, ” “Три охотника”, “Трое умельцев”, “Три царевича”, “Три встречи”, “Три богатыря” и другие.
«А были у хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка.» (Из сказки « Хаврошечка» А. Афанасьева.) Три раза направляла хозяйка своих трех дочерей по очереди следить за тем, кто помогает Крошечке-Хаврошечке « прясть, ткать и в трубы покатать».
Из сказки Царевна-лягушка: « В старые годы у одного царя было три сына». Один из которых по обыкновению главный герой - Иван-царевич, Иван-дурак отправлялся в тридевятое царство, в тридесятом государстве. А где оно? Оказывается, рядом, потому что 3 х 9 = 27, 27 дней – это как раз лунный месяц – время обращения Луны вокруг Земли. Идем дальше: 3 х 10 = 30, а это период между двумя новолуниями. Вот вам и указание на то, где находится “Тридевятое царство, Тридесятое государство” – на расстоянии, равном месяцу пути.
Число три часто встречается в пословицах, поговорках, дразнилках, считалках, скороговорках. Люди издавна говорят: Плакать в три ручья. Заблудиться в трёх соснах. Согнуться в три погибели. Наврать с три короба.
В литературе стало традицией писать произведения в трех частях (трилогии).
Четыре по праву является символическим и магическим числом. Оно часто фигурирует в религиозных книгах, притчах, мифах и нередко присутствует в фольклоре, пословицах и поговорках.
Четверка – это знак замкнутого пространства и временного цикла, а также основательности, неизменности и защищенности.
В древности четвёрку считали символом устойчивости и прочности. Ведь она представлена квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Землю, Воздух и Воду.
Четверка – весьма «человеческое» число. У нас четыре конечности, мы смотрим на мир из неподвижной точки на все четыре стороны, живем в доме с четырьмя стенами. Крест – ориентир в пространстве и символ самого пространства.
Четыре руки богини – значимый символ целостного мира, живущего в установленных законами рамках. Одна рука богини дает, другая – отбирает, третья – наказывает, четвертая – гладит по головке.
Четыре – это закрытый повторяющийся цикл чередований четырех времен года. Это четыре части суток – утро, день, вечер, ночь и четыре сезона года – весна, лето, осень, зима.
Пословицы: «Старый человек стоит четырех молодых», «Один светильник сорока людям светит», но «От пакости одного злодея может сорок кварталов сгореть».
Четверка – это покой и закон.
Китайские же суеверия считали число 4 символом смерти.
Пятерка – это число движения. Пять – это число свободы. В этом ее главная мистическая роль, смысл и значение.
Пять – это пять пальцев, пентаграмма, а также пять чувств.
Пентаграмма – самая выдуманная по символическому значению фигура. Если звезда пентаграммы смотрит вверх - это благотворный талисман. Перевёрнутая пентаграмма считается знаком дьявола, отпечатком копыта лешего или домового. Это знак черной магии и темной силы.
Пословицы: «От пяти упавших в море собак вода не помутнеет», «Бог пять пальцев и то сотворил не одинаковыми», «Вперед взглянешь один раз, оглянёшься - пять раз», «Без пяти минут как», «Пятая масть в картах».
Шесть – упоминается меньше, зато ее символическое значение четкое и ясное. Гея родила шесть титанов, в битве с богами они проиграли и были брошены победителями в Тартар. Легендарный Ной жил шестьсот лет.
Известно также, что в народе число 6 ассоциируется с нечистой силой. Приведем пример из сказки «Теремок» ( Из сборника А. Афанасьева). « …И стали звери впятером жить. Вот приходит к ним медведь...» Всем известно окончание сказки - сел медведь (шестой персонаж сказки) на теремок и раздавил всех!
Пифагор считал это число удивительным, так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения или перемножения всех чисел, на которые делится. Шестёрка делится на 1, 2, 3 и если сложить или перемножить эти числа, то вновь получиться 6 (1 + 2 + 3 = 1 х 2 х 3 = 6). Таким свойством не обладает ни одно другое число.
Бог создал мир за 6 дней, 6 - «число творения».
В славянской символике – символ солнца.
6 – число предметов в чайных и столовых сервизах.
Семь – самое «путаное» число на свете.
Его считали магическим. "7 = 3 + 4"
3- божественное совершенство,
4- мировой порядок;
их соединения – число 7 - олицетворение общения между Богом и Его творением - человеком.
«Семиричность» мира проявлялась, как думали, и в семи возрастах человеческой жизни: 7 х 1 = 7 (младенчество), 7 х 2 = 14 (отрочество), 7 х 3 = 21 (юношество), 7 х 4= 28 (молодость), 7 х 5 = 35 (зрелость) и т.д.
Число 7 символизирует тайну, объединяет целостность единицы с идеальностью шестёрки и образует собственную симметрию, делающую его магическим числом.
Каким его только не считают: и священным, и божественным, и магическим, и счастливым. Так относятся к нему англичане, французы, итальянцы, русские, почитают его индусы, арабы, турки и другие народы. Поэтому там стремятся ездить на автомашинах, летать на самолетах, жить в домах, квартирах и на этажах, в номерах которых имеется цифра 7.
Мистические свойства числа семь объясняются тем, что средневековые астрологи оперировали только семью известными к тому времени светилами: Солнце, Луной, Меркурием, Юпитером, и Сатурном. Каждым из семи дней недели управляла своя планета, что зафиксировано в названиях дней. Например, понедельник – «Monday» - по-английски «лунный день» или день Луны. И далее: Вт. – день Марса, Ср. – день Меркурия, Чт. – день Юпитера, Пт. – день Венеры, Сб. - день Сатурна, Вс. – день Солнца. Вавилоняне полагали, что семь богов, поселившихся на планетах, управляют судьбами людей и народов.
Согласно исламу, имеется семь небес; попадающие на седьмое небо испытывают высшее блаженство. В браминском и буддийском верованиях число семь также священно. От индусов пошел обычай дарить на счастье семь слоников – фигурок из кости, дерева или другого материала.
Христианство не менее других религий богато упоминанием числа семь. В библии рассказывается, будто бог создал мир за шесть дней, посвятив седьмой день отдыху. В священных книгах мы находим, например, такие слова: «Всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро», «… и прошло семь лет изобилия…и наступили семь лет голода», «и насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет,», «через семь дней воды потока пришли на землю» и т.д. Великий пост насчитывает семь недель. Известно семь чинов ангельских, семь смертных грехов. Во многих странах существует обычай ставить на рождественский стол семь блюд, название которых начинается на одну букву. Интересно, что семерку весьма настойчиво применяли знахари, гадалки и колдуны: «Возьми семь пакетиков, с семью разными травами, настой на семи водах и пей семь дней по семи ложек…».
В Древнем Китае жизнь женщины делилась на циклы по семь лет, а на седьмой день седьмого месяца устраивался большой праздник молодых женщин и девушек.
Существует поверье, что каждые семь лет происходит полное обновление души и тела, а потому каждый седьмой и девятый годы так важны. По преданиям, Вавилонская башня имела 7 этажей, Будда сидел под фиговым деревом с семью плодами. Рим и Киев стоят на семи холмах. В музыке 7 нот. Известно 7 чудес света. В спектре семь основных цветов.
Цифра семь в старину рассматривалось как некое магическое, волшебное число. Объяснялось это, возможно, тем, что человек воспринимает окружающие явления – свет, запах, вкус – через семь «отверстий» в голове (два глаза, два уха, две ноздри и рот).
Это волшебное число широко использовалось в пословицах и поговорках, сказках, мифах древнего мира, а также в литературе.
Когда-то семёрка была предельным числом, что подтверждают пословицы. «Лук от семи недуг», «Семеро одного не ждут», где «семь» употребляется в значении «все».
"Семь пядей во лбу", “семь пятниц на неделе", "семь бед - один ответ"; "на седьмом небе".
Выражение «за семью печатями», как и «за семью замками», подразумевает надежно спрятанное, хранимое в тайне.
Обратим также внимание на образцы народной мудрости: «Из семи печей хлеб едал», «Семь раз проверь, прежде чем усомниться в человеке», «Хоть семь шкур с волка спусти, а он все волком останется», «Кошка своих котят семь раз перепрячет» и «Не видались семь лет, а поговорить не о чем», «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Заметим, что число «семь» в пословицах и поговорках зачастую выступает в значении «много». В сказке А.С. Пушкина число 7 тоже имеет значение «много»: «семь богатырей, семь румяных усачей».
В приданое царевне было дано «семь торговых городов да сто сорок теремов».
У злодея Синяя Борода было семь жён; «Семь путешествий Синбада»; Белоснежка жила у семи гномов за семью горами; «Волк и семеро козлят»; семеро из одного стручка; храбрый портняжка убил семь мух одним ударом; «Цветик – семицветик» и др.
Храбрый портной из сказки братьев Гримм восклицал; «Когда зол бываю, семерых убиваю». У Гоголя в «Мертвых душах» - «шуба на семи медведях», у Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» - «сошлись семь мужиков».
Число восемь древние считали воплощением надежности, доведенным до совершенства.
В Китае цифра 8 считается очень счастливой, поскольку произносится похоже на слово "разбогатеть" или "процветание". Считается, что число, состоящее из восьми цифр 8, наверняка принесет человеку (или компании) безумный успех.
Таинственную силу приписывали древние и числу девять, причем в одни времена добрую, в другие – злую. У древних римлян - добрая слава; у монголов - совершенство; в японо-китайском мире – несчастливое число; воспринимается как «болезнь».
Название картины И.К.Айвазовского «Девятый вал» отражает народные поверья о грозных силах природы, из которых девятая волна самая опасная. У древних греков же за этим числом установилась добрая слава. Жюри на олимпийских играх состояло из 9 судей, существовало 9 покровительниц в искусстве и науке. В русских народных сказках действие происходит в «тридевятом царстве, тридевятом государстве», « за тридевять земель».
Символом гармонии и полноты является число десять. Этим числом символизировался философский камень. Десяток стал основой десятичной системы счета, которую используют во всем мире.
Наши предки относили к нехорошим числам, число одиннадцать. Как теперь установлено, изменения активности Солнца влияют на здоровье людей, а такие изменения совершаются периодически через каждые 11 лет.
Очень почитается число двенадцать, «дюжина»: 12 месяцев в году, 12 знаков Зодиака, день и ночь продолжается 12 часов, 12 делений на циферблатах часов, сервизы на 12 персон.
Тринадцать, «чертова дюжина» сулит одни неприятности. Суеверия, связанные с числом 13, оказались наиболее устойчивыми и получили наибольшее распространение. Люди многих стран (Англия, Франция, Польша и др.) считают это число несчастливым, испытывают перед ним панический страх и стараются избегать его.
Происхождение этого суеверия подобно происхождению многих других суеверий, рожденных когда-то фантазией наших предков. Мы пользуемся десятичной системой счисления, в основе которой лежит десятка. Но в древности у китайцев, римлян и некоторых других народов за основу счисления принимали 12. Позднее счет дюжинами, а не десятками был принят во многих странах. Таким образом, число 12 как бы замыкало группу чисел. В древнем Вавилоне 12 почиталось как самое совершенное число. А 13? Это число резко отличалось по своим свойствам от предыдущего: не делилось ни на одно число, кроме себя самого и единицы. Так зарождалась легенда о несчастливом» числе 13.
Число 13 идёт сразу после числа 12, считавшегося совершенным числом,
символом божественной гармонии. Число 13 считает новый цикл и как бы нарушает равновесие, достигнутое в предыдущем. Поэтому 13 считается также числом смерти. В Каббале число 13 и смерть обозначается одинаково: еврейской буквой «мем». Ещё господь предостерегал крестьян не начинать посев 13-го числа. В Вавилонском лунно-солнечном календаре в вавилонском году добавился дополнительный 13 месяц. Под названием «ворон несчастье».
В нумерологии число 13 символизирует не только начало нового цикла и разрыв с прошлым, но и разрушение иллюзий, взгляд правде в глаза.
Обычно число 13 считается несчастливым, поэтому во многих странах эта цифра отсутствует на дверях кабинетов, номеров в гостиницах, кают кораблей. Во многих гостиницах нет этажа под номером 13 — счет идет от 12-го сразу к 14. Многие люди никогда не пригласят на обед 13 человек. Ученики считают 13-ый билет на экзамене несчастливым.
Некоторые специалисты полагают, что число 13 стало непопулярным с тех времен, когда человек начал учиться считать. Используя 10 пальцев рук и две ноги как отдельные единицы, ему удавалось досчитать до 12. Но дальше следовало неизвестное число 13, которое пугало человека.
Для испанцев нет ничего хуже, когда 13-е число приходится на вторник. Слово «вторник» образовано от имени бога войны Марса и в стародавние времена однозначно ассоциировалось со смертью.
Царское правительство в России при устройстве электрического трамвая в Петербурге долго не решалось вводить маршрут №13, переходя сразу к номеру 14. Власти думали, что публика не станет ездить в вагонах с таким роковым номером.
На Ближнем Востоке и в Китае тринадцать до сих пор воспринимается как вторжение в замкнутую астрологическую систему, состоящую из двенадцати знаков зодиака. Поэтому и здесь тринадцать считается числом смерти.
В Китае при использовании лунного календаря, в котором год длился 354 дня, по прошествии некоторого числа лет необходимо было добавлять тринадцатый «високосный» месяц, который считался несчастливым.
13 особенно несчастливо, если выпадает на пятницу - день распятия Христа. Кроме того, в христианстве 13 – символ предательства.
Но далеко не везде к числу 13 у людей было и есть такое настороженное отношение.
У племен майя и ацтеков 13 считалось священным числом и не связывалось с понятием смерти. В их мифологии небо делилось на 13 уровней, в каждом из которых жил свой бог. В календаре древних жителей Южной Америки были тринадцатидневные «недели».
Король Франции Людовик (кстати, тринадцатый) считал число 13 счастливым. Он даже женился на Анне Австрийской, когда ей было 13 лет.
Число считалось счастливым в древнем Китае и Египте. Аборигены Центральной и Южной Америк считают, что 13 приносит счастье. Такого же мнения придерживаются итальянцы.
В индийском Пантеоне насчитывается тринадцать Будд. Столько же мистических дисков на китайских и индийских пагодах. В Японии в храме Артеуса находится священная сабля с тринадцатью предметами таинств, образующими ее рукоятку.
Как видим, наши предки не разделяли мистического страха перед числом тринадцать.
С числом 40 связан ряд религиозных обычаев и народных поверий. Мифический всемирный потоп продолжался сорок дней и сорок ночей, религиозный пост длился 40 дней. В пословице говорится «Сорок недель хоть кого на чистую воду выведут». Числительное сорок изначально было существительным и означало «рубаха, сорочка». В сорок вкладывалось 40 шкур соболя или белок. Зашитый и запечатанный такой мешок в Древней Руси служил денежной единицей.
Известна арабская сказка «Алибаба и сорок разбойников».
Мистическим считалось и число тысяча один. Получается оно последовательным умножением трех простых чисел: 7, 11 и 13. А если умножить на него любое трехзначное число, то результат будет состоять из умноженного числа, записанного дважды. Число это можно встретить и в произведениях литературного творчества: сказки Шахеризады – «Тысяча и одна ночь».
Число шестьсот шестьдесят шесть - число зверя. В разных странах христиане обозначали этим числом неугодных церкви правителей, общественных деятелей, выдавая их за антихристов.
DCLXVI - представленное сначала римскими цифрами. Число в восьмеричной системе счисления: 1232. В Откровении святого Иоанна Богослова, по-гречески «Апокалипсис», книга написана (конец I века н. э.), до введения в Европе десятичной системы счисления оставалось около тысячелетия. Так что написание «числа зверя» римскими цифрами исторически правдивее, чем в принятой ныне индийско-арабской десятичной нотации (666). Если взять квадраты первых семи простых чисел (2, 3, 5, 7, 11, 13, 17) и сложить их, то получится опять же 666.А возведение в квадрат со времён Пифагора, как и сами простые числа, рассматривалось как богохульство. Число зверя – число человеческое. Попробуйте сосчитать года от 1 до 36. 1+2+3+4+… +36= 666. 36 лет – это возраст человека, когда успокаиваются все страсти и обретается разум.
ИССЛЕДОВАНИЯ
1 исследование
С целью изучения отношения людей различных возрастов к суевериям, в том числе и к числовым, отношения людей к мистическим числам, я провела опрос среди учащихся школы, соседей, родителей, работников школы.
Была составлена анкета
1. Считаете ли Вы, что чёрная кошка, перебежавшая вам дорогу, принесёт неудачу?
2.Суеверный ли Вы человек?
3. Верите ли вы, что бывают числа счастливые и несчастливые?
4. Приходилось ли вам сталкиваться с мистикой в отношении чисел?
5.Если да, то какие числа Вы относите к мистическим числам?
6. Какие на Ваш взгляд самые распространенные числовые суеверия?
7. Укажите дату Вашего рождения .
8. Считаете ли Вы эту дату удачной для Вас?
9.Влияют ли на вас числа, даты рождения или № дома? 10.Если да, то как: положительно или отрицательно?
11.Считаете ли вы, что день 13 числа приносит неудачу?
12.Является ли для вас день 13 числа неудачным?
13.Является ли для вас день 7 числа удачным?
14. Какое-нибудь новое для вас дело вы бы начали 7, 13 числа или не посмотрели на число?
15.Знаете ли вы историю происхождения числовых суеверий?
Было опрошено 28 человек взрослых, 19 учащихся начальных классов, 11 учащихся среднего звена (всего58 человек).
Полученные данные свидетельствуют о том, что и в наше время многие люди верят в приметы и в числовые суеверия, они утверждают, что им приходилось даже сталкиваться с мистикой в отношении чисел, при этом никто не знает историю происхождения числовых суеверий.
Обнаружился интересный факт: младшее поколение больше верит в существование счастливых и несчастливых чисел, нежели более старшее поколение, а также больший процент опрошенных указывает на тот факт, что им приходилось сталкиваться с мистикой чисел.
2 исследование
Я провела сравнение количества оценок, полученных учениками начальных классов за 7 и 13 сентября.
Мы видим, что 7-го числа получено больше двоек и нельзя сказать, что пятёрок и четвёрок получено больше. Из данного анализа нельзя точно сказать какое число счастливее.
3 исследование
Существует предрассудок, что число 13 приносит несчастье. Более 60 миллионов людей в мире страдают боязнью числа 13, в том числе и числа 13, приходящегося на пятницу. В этот день многие люди берут отпуск, сидят дома в страхе, что с ними произойдёт несчастье.
Я решила узнать, а действительно ли люди, родившиеся 13 числа несчастливы, неудачливы?
На самом деле это сложное число приносит успех в делах и блистательную карьеру.
Люди, родившиеся 13 числа, умные, творческие, самостоятельные. Хорошо умеют планировать и воплощать свои планы в жизнь, обладают хорошим умом, способностью быстро обучаться.
Знаменитые люди, родившиеся 13 числа:
*13 февраля 1873 года Фёдор Иванович Шаляпин - великий русский певец;
*13 марта 1913 года Сергей Владимирович Михалков - детский писатель, баснописец, драматург;
*13 июля 1946 года Игорь Старыгин – заслуженный артист России;
*13 июля 1928 года Валентин Пикуль – писатель;
*13 июля 1944 года Борис Клюев – заслуженный артист России;
*13 июля 1944 года Эрно Рубик – изобретатель;
*13 мая 1963 года Роман Злотников-писатель-фантаст;
*13 октября 1937 года Крамаров Савелий Викторович-актёр театра и кино;
*13 декабря 1927 года Леонид Марков-актёр театра и кино;
*13 мая 1804 года Алексей Хомяков-поэт.
В пятницу 13-го родились:
*Маргарет Тэтчер 13.10.1925г. – баронесса, премьер-министр Великобритании;
*Альфред Хичкок 13.08.1899г. – британский и американский кинорежиссер, сценарист;
*Фидель Кастро 13.08.1926г. – кубинский лидер;
*Орландо Блум 13.01.1977г. британский киноактёр.
Этот список безграничен
4 исследование.
Из 260 учащихся нашей школы родились 13 числа 6 учеников: Кусаинова Назым (13.12.97), Шмидт Вадим (13.06.97), Малый Адам (13.12.01), Богатов Илья (13.03.02), Обыденко Владимир (13.11.02), Чакина Юлия (13.11.03). Как ни странно, но не один из них, родившихся 13 числа, не считает, что этот день приносит им несчастье.
5 исследование
Я решила узнать, а влияет ли дата рождения 13-го или 7-го числа на успеваемость.
Из данного исследования видно, что среди рождённых и 7-го и 13-го числа много троечников, хотя ударников больше среди рождённых 7-го числа.
6 исследование
Я решила узнать, а влияет ли число порядкового номера в журнале на успеваемость учащихся. Была исследована успеваемость 260-ти учащихся нашей школы.
Из данного исследования видно, что, хотя и меньше отличников, записано под номером 13, зато больше ударников и меньше троечников.
7 исследование
Опрос сотрудников рентген кабинета показал, что травмы люди больше получают в выходные и праздничные дни, в период гололедицы и никак их не связывают с конкретным числом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив литературу, проанализировав данные наших исследований, можно сделать выводы, что вера в числовую мистику пока ещё жива. В любые дни происходят как хорошие, так и плохие события, но человек, не зная причину возникновения числовых суеверий, пытается связать это событие с чем-то сверхъестественным. Суеверия создают дополнительные эмоции человеку как положительные, так и отрицательные. Водном случае - придают силы, в другом подавляют волю. Те, кто верит в отрицательную магию числа, по мнению психологов, сами программируют себя на то, что в этот день с ними может произойти несчастье.
Астрологи считают, что одно и то же число может быть счастливым для одного и приносить неудачу другому.
Числовые суеверия возникли в глубокой древности, когда только зарождались зачатки культуры и человек не имел представления о числе. Современная наука объясняет природу загадочных явлений. Поэтому каждый человек должен быть уверен в себе и не поддаваться на гипнотические уловки числовых суеверий. Верьте в себя, и в Вашей жизни будет больше счастливых дней!
В процессе работы над проектом, я научилась пользоваться интернетом, пользоваться литературой, выбирать главное, создавать презентацию, проводить опрос, делать выводы.
Думаю, что собранный мною материал можно использовать на занятиях математического кружка с младшими школьниками.
ЛИТЕРАТУРА
1.Дорохов А. О правде и выдумках. Детская литература. Москва, 1977
2.Журнал «Математика в школе» №2 1999г. Москва
3.Степанова М.Г. Числовыесуеверия. Самара, 1978
4.Ганчев И. и др. Математический фольклор. Москва, 1987
5.Глейзер Г.И. История математики в школе. Москва, 1983
6.Депман, И. Из истории математики. Москва,1960
7.Житомирский В., Шеврин Л. Математическая азбука. Педагогика, 1984
8.Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. Москва. Просвещение, 1989
9.Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Москва.Просвещение, 1986
10.Рыбников К.А. Возникновение и развитие математической науки. Москва. Просвещение, 1987
11. http://portfolio.1september.ru/work.php?id=562414
12.http://www.700mb.ru/14/10/2005/magija/magicheskoe_chislo_13.htm
Пословицы и поговорки
Пословицы - краткие народные изречения с назидательным содержанием, народные афоризмы.
Поговорки - краткие устойчивые выражения, преимущественно образные, не составляющие, в отличие от пословиц, законченных высказываний.
Крылатые слова - образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление.
Существует бесчисленное множество пословиц и поговорок. Трудно сказать, с каких времен начали ходить пословицы и поговорки. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались в течение многовековой истории. Они отражают жизнь народа, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому.
Пословицы и поговорки прочно ложатся в память, их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами. Они кратки, в них нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно:
Пословица не даром молвится.
Глупая речь не пословица.
Пословица - всем делам помощница.
Владимир Иванович Даль, составитель Толкового словаря живого великорусского языка, писал, что пословица "это цвет народного ума, это житейская народная правда". Михаил Шолохов назвал пословицу "сгустками разума", "крылатой мудростью".
В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.
Крылатые выражения находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противоположность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.
Много ли вы знаете пословиц, поговорок, крылатых выражений? Их бесчисленное множество, поэтому вспомним только те, в которых есть числа.
1
Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине.
Одна пчела немного меду натаскает.
Одно дерево срубишь - десять посади.
Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Одна правда на свете живет.
Один раз не в счет.
Один в поле не воин.
Один в море - не рыбак.
Одна рука узла не вяжет.
Одна голова на плечах.
Одна нога тут, другая - там.
Одна мудрая голова ста голов стоит.
Одна пчела лучше, чем рой мух.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
На одном месте и камень мхом зарастает.
Одно сегодня лучше двух завтра.
Одной рукой и узла не завяжешь.
От одного слова да навек ссора.
У ежа одна сила - колючки.
Одному ехать - и дорога длинна.
Раз солгал - навек лгуном стал.
Руки поборют одного, знанье - тысячу.
Трус умирает сто раз, а герой - один раз.
Один битый двух небитых стоит.
Один блин и то пополам ломай.
Один в бороне, а все в стороне.
Один в грехе, а все в ответе.
Один в деле — один и в извороте.
Один в море не рыбак, а без артели не моряк.
Один в Москве, другой в Вологде, а оба голодны.
Один воин тысячу водит.
Один волк гоняет овец полк.
Один волк, да и тот в кусту голодный воет.
Один вор — всему миру разорение.
Один глаз на нас, а другой в Арзамас.
Один говорит про горох, а другой про стручья.
Один говорит про Тараса, а другой: чертей полтораста.
Один горюет, а артель воюет.
Один другому не указ.
Один — дурак, а другой не разумен.
Один дурак бросит в воду камень — десять умных не достанут.
Один дурак сказал, другой послушал (...повторил).
Один ершок — ухи горшок.
Один — за всех, все — за одного.
Один и у каши загинешь.
Один, как месяц в небе.
Один как пень, а другой как колода.
Один на стенку не пойдешь.
Один носит, другой просит, третий очереди ждет.
Один палец не кулак.
Один пашет, а семеро руками машут.
Один пирога не съешь, одному и у каши не споро.
Один про Фому, другой про Ерему.
Один пьет — семерым мошну рвет.
Один раз свеча, другой раз свеча, пожалуй, и шуба с плеча.
Один раз соврешь — другой не поверят.
Один рот и тот дерет.
Один рубит, а другой в дудку трубит.
Один рубль — один ум, два рубля — два ума.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Один сапог краденый, другой воровской.
Один сбирает, другой зевает.
Один слепнет от голода, другой — от золота.
Один со страху помер, другой ожил.
Один сын не сын, два сына — полсына, три сына — сын.
Один — тайна, два — полтайны, три — нет тайны.
Один у Мирона сын, да и тот Миронович.
Один ум хорошо, а два — лучше.
Один умный десять безумных водит.
Один хлеб приедлив.
Один ходит в сукне да в шелке, а у другого зубы на полке.
Один гусь поле не вытопчет.
Одинока мучка, да не одиноки ручки.
Одинокий лег — свернулся, встал — встрепенулся.
Одинокому везде дом.
Одинокому где хлеб, там и угол.
Одна беда идет, другую ведет.
Одна беда катит, другая в подворотню глядит.
Одна беда не беда, только б больше не пришло.
Одна беда не угасла, другая загорелась.
Одна беда не ходит: беда беду родит.
Одна голова не бедна, а и бедна, так одна.
Одна голова хорошо, а две лучше.
Одна головешка и в печи не горит, а две — и в поле разгораются.
Одна головня и в печи гаснет, а две — и в поле курятся.
Одна дверь на замок, а другая настежь.
Одна женщина — баба, две бабы — базар, а три -ярмарка.
Одна копейка — и та ребром.
Одна ласточка не делает весны.
Одна лиса семь волков проведет.
Одна ложка дегтя портит бочку меда.
Одна майская роса коням лучше овса.
Одна муха не проест и брюха.
Одна мучка, да не одни ручки пекли.
Одна нога в лапте, другая в сапоге.
Одна нога обута, другая разута, а если бы третья была — не знаю, как бы пошла.
Одна одежда — и в мир, и в пир, и по задворью.
Одна одежонка — и в голь, и в моль, и в добрый пир.
Одна паршивая овца все стадо испортит.
Одна рубаха — и та перемываха.
Одна рука в меду, другая в патоке.
Одна сторона всегда не права.
Одна у журавля дорога — на теплые воды.
Одна удача идет, другую ведет.
Одна правда на свете живет.
Одна голова на плечах.
Одна нога тут, другая - там.
Одна мудрая голова ста голов сто.
Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине.
Одна мудрая голова ста голов стоит.
Одни ворота: что во двор, что со двора.
Одни глаза и плачут и смеются.
Одни плачут, а другие скачут.
Одним выстрелом двух зайцев убить.
Одним глазом спи, а другим стереги.
Одним камнем много горшков перебьешь.
Одним конем всего поля не изъездишь.
Одним махом всего пути не перескочишь.
Одним махом поля не объедешь.
Один раз не в счет.
Один в море – не рыбак.
Один в поле не воин.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Одно вече, да разные речи.
Одно горе не горе, как бы с два не было.
Одно дело делай, а другого не порть.
Одно дерево срубишь - десять посади.
Одно зерно горсть дает.
Одно зерно пуды приносит.
Одно нынче лучше двух завтра.
Одно око, да видит далеко.
Одно слово кость ломит, другое — сращивает.
Одно сегодня лучше двух завтра
Одно ухо — и то глухо.
Одного бьют, а другому наветки дают.
Одного воробья на двенадцать блюд не разложишь.
Одного поля ягода.
Одного рака смерть красит.
Одного храбреца и тысяча трусов не заменит.
Одной ласточке не радуйся.
Одной рукой жни, а другой — сей.
Одной рукой и узла не завяжешь.
Одному глазом мигни, другого дубинкой подтолкни.
Одному ехать — и дорога долга.
Одному ехать не рука: дорога далека.
Одному жить — сердце холодить, а на людях и смерть красна.
Одному и топиться идти скучно.
Одному и у каши не споро.
Одному кивнул, другому моргнул, а третий сам догадается.
Одному началу не два конца.
Одному не страшно, а двоим веселей.
Одному покориться, другому поступиться.
Одному потеха, другому не до смеха.
Одному с женою горе, другому вдвое.
Одному с женою радость, другому — горе.
Одному сбылось, а другому не удалось.
Одному с женою горе, другому вдвое.
Одному началу не два конца.
Одно горе не горе, как бы с два не было.
Одним выстрелом двух зайцев убить.
Одна женщина — баба, две бабы — базар, а три -ярмарка.
Одна голова хорошо, а две лучше.
Один ум хорошо, а два — лучше.
Один — тайна, два — полтайны, три — нет тайны.
Один сын не сын, два сына — полсына, три сына — сын.
Один рубль — один ум, два рубля — два ума.
Один битый двух небитых стоит.
Двух зайцев гонять — ни одного не поймать.
Двое в поле воюют, а один и дома горюет.
Две головни и в поле дымятся, а одна и в печи гаснет.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Один в поле не воин.
Тысяча дней болтовни не стоят одного подвига.
Душа одна, а желаний тысяча.
Что для одного еда, то для другого яд.
На одном месте и камень мхом зарастает.
От одного слова да навек ссора.
У ежа одна сила – колючки.
Раз солгал – навек лгуном стал.
Руки поборют одного, знанье – тысячу.
Трус умирает сто раз, а герой – один раз
2
Две пары сандалий сразу не наденешь.
Двух правд не бывает.
Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.
Два сапога - пара.
Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался.
Как две капли воды.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Лентяй дважды работает.
Между двух огней.
На два слова.
На два фронта.
Не может связать двух слов.
Ни два, ни полтора.
Одна голова - хорошо, а две - лучше.
Палка о двух концах.
Сидеть меж двух стульев.
Скупой платит дважды.
Убить двух зайцев.
Уплетать за обе щеки.
Хромать на обе ноги.
Дай дураку волю, а он две возьмет.
Два брата — на медведя, а два свояка — на кисель.
Два века не жить, а век — не тужить.
Два века не изживешь, две молодости не перейдешь.
Два горя вместе, третье пополам.
Два гроша — куча хороша.
Два Демида, а оба не видят.
Два друга — мороз да вьюга.
Два дурака, да у каждого по два кулака.
Два дурака об одном уме.
Два кота в одном мешке не улежатся.
Два медведя в одной берлоге не живут.
Два одному — рать.
Два раза не умирать.
Два сапога — пара, и оба на левую ногу.
Два фонаря на пустой каланче (красивые глаза, да пустая голова).
Два черта не живут в болоте.
Два чирёнка — тот же утенок.
Дважды в год лето не бывает.
Дважды молоду не бывать.
Две бараньи головы в один котел не лезут.
Две головни и в поле дымятся, а одна и в печи гаснет.
Две маленькие собаки большую едят.
Две рубахи мокнут в ушате, да двое порток сохнут на ухвате.
Две собаки дерутся — третья не приставай.
Две ярочки — та же овца.
Двое в поле воюют, а один и дома горюет.
Двое дерутся — третий не суйся.
Двое пашут, а семеро руками машут.
Двое плешивых за гребень дерутся.
Двум — любо, третий не суйся.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
Двух зайцев гонять — ни одного не поймать.
Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.
Два сапога - пара.
Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался.
Как две капли воды.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Лентяй дважды работает.
Между двух огней.
На два слова.
На два фронта.
Не может связать двух слов.
Ни два, ни полтора.
Одна голова - хорошо, а две - лучше.
От горшка два вершка.
Сидеть меж двух стульев.
Скупой платит дважды.
Бабушка надвое сказала. Надвое (прост.) - неопределенно, с возможностью понимать так или иначе. Неизвестно, сбудется ли то, что предполагают; еще неизвестно, как будет: так или иначе. Говорят, когда сомневаются в осуществлении того, что предполагают.
Второе дыхание. Иногда на длинных дистанциях к спортсмену приходит нестерпимая усталость: ноги отказываются бежать, не хватает дыхания. Неопытный останавливается, а мастер продолжает бег через силу, и - о чудо! - спустя несколько секунд усталость проходит, силы восстанавливаются, грудь снова дышит легко. Пришло второе дыхание.
Двуликий Янус. В римской мифологии бог времени, изображаемый с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: в прошлое и будущее. Отсюда и пошло это выражение в значении "двуличный человек".
Двум смертям не бывать, а одной не миновать. Неизбежное все равно случится, рискуешь или нет. Говорится о решимости сделать что-нибудь, связанное с риском, опасностью, и в то же время с надеждой, что опасности все-таки удастся избежать.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Говорится, когда кто-то берется сразу за несколько (как правило, выгодных для себя) дел и поэтому ни одного не может сделать хорошо или довести до конца.
За одного битого двух небитых дают. За одного ученого двух неученых дают. Говорят, когда понимают, что наказание за допущенные ошибки идет на пользу человеку, потому что так он приобретает опыт.
Из двух зол выбрать меньшее. Это выражение, ставшее крылатым, принадлежит древнегреческому философу Аристотелю. Встречается у Цицерона, многих известных философов, писателей древности и современности.
Старый друг лучше новых двух. Говорится, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.
Ум хорошо, а два лучше. Говорится, когда при решении какого-то вопроса обращаются за советом к кому-нибудь, когда решают дело вместе.
3
Хвастуну цена - три копейки.
Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.
Три деньги в день — куда хочешь, туда и день.
Три дни молол, а в полтора дни съел.
Три жены имел, а от всех терпел.
Три раза прости, а в четвертый прихворости.
Три сына, а сам в силе.
Трижды поп поет, а в четвертый аминь отдает.
Двум — любо, третий не суйся.
Двое дерутся — третий не суйся.
Две собаки дерутся — третья не приставай.
Два горя вместе, третье пополам.
Одна нога обута, другая разута, а если бы третья была — не знаю, как бы пошла.
Одна женщина — баба, две бабы — базар, а три - ярмарка.
Один — тайна, два — полтайны, три — нет тайны.
Один сын не сын, два сына — полсына, три сына — сын.
Один носит, другой просит, третий очереди ждет.
Три человека знают - узнают все тридцать.
Заблудиться в трех соснах. Не суметь разобраться в чем-нибудь простом, несложном, не суметь найти выход из самого простого затруднения.
Из третьих уст, из третьих рук. Через посредников, не от очевидцев, не непосредственно (узнавать, получить, услышать).
От горшка три вершка. Очень низкий, низкого роста, маленький.
С три короба. Очень много (наговорить, наобещать, наврать и т.п.).
Третьего дня. Позавчера.
Обещанного три года ждут. Говорят шутливо, когда не верят в скорое выполнение кем-либо данных обещаний или когда исполнение того, что обещано, затягивается на неопределенное время.
Плакать в три ручья. То есть очень горько плакать.
Три грации. У древних римлян - три богини, олицетворяющие молодость, прелесть, веселье. Изображаются в виде трех прекрасных женщин. Иногда употребляется с иронией.
Три кита. Раньше древние полагали, что Земля стоит на трех китах. Выражение употребляется в значении основы основ.
Три года скачи - ни до какого государства не доскачешь. Эти слова, ставшие крылатыми, принадлежат городничему из комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Говорится о глухом, забытом, заброшенном месте.
4
Без четырех углов изба не рубится.
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
Три раза прости, а в четвертый прихворости.
Челом — четырем, а пятому — помогай бог.
Четыре полы, а бока голы.
На все четыре стороны. Куда угодно, куда только захочется (идти, убираться, прогонять, отпускать).
Жить в четырех стенах. Не общаясь ни с кем, пребывая в одиночестве. Не выходя из дома.
5
Как свои пять пальцев. Знать очень хорошо, досконально, основательно.
Пятое колесо в телеге. Лишний, ненужный в каком-либо деле человек.
7
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семь пятниц на неделе.
Лук от семи недуг.
За семью морями.
Одним махом семерых убивахом.
Сам не дерусь, семерых не боюсь.
Семеро капралов, да один рядовой.
Семеро не один, в обиду не дадим.
Семеро одну соломинку подымают.
Семеро по зайцам, а шкурки нет.
Семеро с ложкой, а один с сошкой.
Семь бед — один ответ.
Семь верст до небес, и все лесом.
Семь верст не крюк (...не околица).
Семь дел в одни руки не берут.
Семь деревень, а лошадка одна.
Семь лет мак не родил, а голода не было.
Семь лет молчал, на восьмой вскричал.
Семь лет не виделись, а сошлись — и говорить нечего.
Семь перемен, а все редька: редька триха, редька ломтиха, редька с квасом, редька с маслом, редька в кусочках, редька в брусочках да редька целиком..
Семь раз по-твоему, да хоть раз по-моему.
Семь рек осушила, холста не смочила.
Семь топоров вместе лежат, а две прялки — врозь.
Семь четвергов, и все в пятницу.
Одна лиса семь волков проведет .
Один пьет — семерым мошну рвет.
Один пашет, а семеро руками машут.
Семь пятниц на неделе.
Семи смертям - не бывать, а одной не миновать.
Семеро по лавкам.
Семь вёрст до небес и все лесом.
У семи нянек дитё без глазу.
Семь раз поели, а за столом не сидели.
Семеро ворот и все в огород.
За семью печатями.
Семь мудрецов дешевле одного опытного человека.
Семь футов под килем.
У одной овечки семь пастухов.
Лук – от семи недуг.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Седьмая вода на киселе.
Семь пядей во лбу.
Семь без четырех да три улетело.
Рос нос на семерых - а одному достался.
Для любимого дружка семь вёрст не околица.
Тайна за семью печатями.
Не велик городок, да семь воевод.
Семь сел, один вол, да и тот гол, а десять урядников.
Макару поклон, а Макар на семь сторон.
Семь потов сошло.
А ты, седьмой, у ворот постой.
За семь верст киселя хлебать.
У одной овечки семь пастухов.
Семеро одного не ждут.
Не велик городок, да семь воевод.
Для бешеной собаки семь вёрст не круг.
Три бабы - базар, а семь - ярмарка
До седьмого колена. До самых отдаленных поколений.
На седьмом небе. Выражение, пришедшее к нам от греческого философа Аристотеля. Оно означает в настоящее время высшую степень радости, счастья.
Семь смертных грехов. Библейское выражение. Со временем получило значение каких-либо плохих, непростительных проступков.
Семеро одного не ждут. Так говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упреком тому, кто заставляет многих (не обязательно семерых) ждать себя.
Семь бед - один ответ. Рискнем еще раз, и если придется отвечать - так за все сразу, одновременно. Говорится о решимости сделать еще что-нибудь рискованное, опасное в добавление к уже сделанному.
Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь. Перед тем сделать что-нибудь серьезное, тщательно все обдумай, все предусмотри. Говорится в качестве совета обдумать все возможные варианты действий перед началом какого-нибудь дела.
У семи нянек дитя без глазу. Без глазу (устар.) - без присмотра, без надзора. Дело выполняется плохо, неудовлетворительно, когда за него отвечают сразу несколько человек. Говорится, когда несколько человек (или даже организаций), ответственных за дело, надеются друг на друга и каждый в отдельности относится к своим обязанностям недобросовестно.
Семь чудес света. В древности семью чудесами света назывались семь сооружений, поражавших своей грандиозностью. В образной (разговорной) речи одним из семи чудес света называют что-либо замечательное, великолепное.
8
Восьми гривен до рубля не хватает.
Семь лет молчал, на восьмой вскричал.
Всем по семь, хозяину восемь, хозяйке - девять, что ровно делит.
Весна да осень - на дню погод восемь.
Друзей два, врагов восемь.
Не сосчитав, не говори "восемь".
9
Бык стоит девяносто рублей, спесивый человек и девяти копеек не стоит.
Всем по семь, хозяину восемь, хозяйке - девять, что ровно делит.
Девять мышей вместе потянули – крышку с кадушки стянули.
Девять человек - все равно что десяток.
Из десяти монахинь девять - блудницы, а одна не в своем уме.
У храбреца десять доблестей: одна - отвага, девять – ловкость.
Уступив однажды, девять раз останешься в выигрыше.
10
Десять - человек – десять оттенков.
Десятая вода на киселе.
Десять раз смеряй, один раз отрежь.
Одно дерево срубишь - десять посади.
Один умный десять безумных водит.
Один дурак бросит в воду камень — десять умных не достанут.
Избавишься от одного порока - вырастут десять добродетелей.
Один говорит - десять слушают.
Один умный десять безумных водит.
Пока до начальника доберешься, раз десять споткнешься.
Девять человек - все равно что десяток.
Десять знающих не стоят одного, который дело делает.
Дорогой – пять, а прямо десять.
На одного стрелка по десятку загонщиков.
Один год десять лет заел.
Семь сел, один вол, да и тот гол, а десять урядников.
Умный услышит раз, а догадается десять раз.
Чего не сделаешь один, сделают десятеро.
У храбреца десять доблестей: одна - отвага, девять – ловкость.
Из десяти монахинь девять - блудницы, а одна не в своем уме.
25
Двадцать пять лет — солдатский век.
40
Сорок лет — бабий век.
Сорок лет не сорок реп.
100
Сто голов — сто умов.
Трус умирает сто раз, а герой - один раз.
Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине.
Одним махом сто побивахом, а прочих не считахом.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Сто человек добудут, а один промотает.
Кормят один день, а попрекают сто лет.
Кого бранят сто человек, тот стоит ста человек.
Сто болезней начинаются с простуды.
Сто раз ударь, но хоть раз выслушай.
Сто искусств не стоят совершенства в одном искусстве.
Сто путей - тысяча ошибок.
Сто дорог - сто трудностей.
Сто человек - пашут, а один бабками машет.
Сто рублей есть, так и правда твоя.
Сто светлячков не заменят одного факела.
1000
Тот, кто учен, от 1000 бед защищен (татарская).
От 1000 сует пользы делу нет (туркменская).
Лучше один раз увидеть, чем 1000 раз услышать (китайская).
Одна ночь не 1000 ночей (персидская).
Если не один возьмется, а 1000 – тогда и самое тяжелое бревно станет легким (эфиопская).
Не прожил и ста лет, а надоел на 1000 (китайская).
Не сосчитав, не говори «1000» (туркменская).
Руки поборют одного, знанье - тысячу.
Один воин тысячу водит.
Одного храбреца и тысяча трусов не заменит.
Тысяча друзей – мало, один враг – много (турецкая).
И тысяча слухов еще не правда (монгольская).
Талантов тысяча, а сердца нет (японская).
У иноходца тысяча путей, у хитрого тысяча слов (русская).
И тысяча нарисованных ламп не заменят одной настоящей (японская).
И через тысячу преград вода все равно течет в море (китайская).
Один глупый бросит алмаз в море – тысяча умных не достанет (грузинская).
И путешествие в тысяче стран начинается с первого шага (монгольская).
По одному поступку можно судить о 1000 других (вьетнамская).
Можно от Солнца уйти...
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Горячо - холодно
У меня в портфеле