Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
rol_uspeshnogo_uchitelya_v_protseese_vospitaniya.docx | 60.53 КБ |
МБОУ Азевская средняя общеобразовательная школа
Роль успешного учителя
в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения
(исследовательская работа)
Цыгвинцева Ирина Александровна
ученица 10 класса
Руководитель Галимуллина Е.Ю.
с. Азево
2012 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ
ЛИТЕРАТУРА
Введение
Таланты создавать нельзя, но можно создать почву,
на которой растут и процветают таланты
Г.Найгауз
Первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование»: дать системе образования стимул к движению вперед.
За национальным проектом четко проступает понимание исторической миссии образования, которое может быть передано формулой «От просвещенной России – к процветающей России». Детям образование необходимо, чтобы быть востребованными на рынке труда, получать достойную зарплату, иметь возможность для самореализации личности. А стране, в свою очередь, нужны высококлассные профессионалы: управленцы, инженеры, врачи, геологи – люди самых разных профессий, которые своим трудом обеспечат развитие и конкретных предприятий, и целых отраслей промышленности, и всей российской экономики. Национальный проект – это путь к новому качеству образования, когда важна не только оценка проявленных знаний и умений, но и перспектива социальной успешности учеников, их востребованности в обществе.
Поэтому цель, которую педагоги ставят перед собой, – создать условия для подготовки ученика к непрерывному образованию в рыночных условиях, обеспечивая его конкурентоспособность на рынке труда.
«Сегодня качество труда педагога измеряется не только количеством хороших и отличных оценок в дневниках, а компетентностью, конкурентноспособностью и востребованностью выпускников в жизни, и оценки, которые выставляет молодому человеку жизнь, он по праву делит со своими учителями. Это повод и для гордости, и для размышлений. Только взаимное доверие и уважение в тандеме «педагог-ученик» сможет обеспечить высокое качество образования, воспитания и успешность подрастающего поколения в жизни, а значит, и успешное развитие государства. Новые молодые кадры и есть тот человеческий капитал, который обеспечит переход страны к инновационной экономике». /А.А.Фурсенко./
Исходя из актуальности проблемы, нами была определена цель нашего исследования: выявить роль успешного учителя в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения.
Объект исследования: Успешность человека
Предмет исследования: Успешный учитель
Методы исследования:
Работа должна подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу: успешный учитель оказывает существенное влияние на процесс обучения и воспитания подрастающего поколения, сделанную нами после изучения литературных источников.
Слово «успешность» происходит от «успевать», «поспевать» - иметь успех, удачу в чем-либо, достигать желаемого. Из чего складывается успешность?
Успешность разделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя успешность находится как бы на поверхности, ее всем видно, а потому интересует людей в первую очередь именно она. Вот определяющие позиции внешней успешности (их четыре):
Внутренняя же успешность – это внутренний мир, уверенность, радость (“оптимизм” – от латинского optimus, то есть наилучший: положительное мировосприятие, пронизанное жизнерадостностью, бодростью, верой в лучшее будущее).
На девяносто процентов внешняя успешность зависит от успешности внутренней (десять процентов – благоприятные стартовые условия, элемент случайности /повезло/). Сказано: “Светильник для тела есть око (внутреннее око души). Итак, если око твое будет чисто (успешность внутренняя), то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно... (Евангелье от Матвея).
Внутреннюю успешность, а значит и успешность вообще, предопределяет наличие положительной ВНУТРЕННЕЙ (ДУХОВНОЙ) СИЛЫ (ЭНЕРГИИ): внутренняя сила → внутренняя успешность → внешняя успешность.
А.В. Либин определяет вектор жизненного успеха человека в виде суммы векторов личностного успеха и профессионального успеха. Личностный успех выражается в достигнутом человеком уровне личностной зрелости, связанной с ощущением субъективного и семейного благополучия. Профессиональный успех отражается в степени творческого своеобразия конечного результата или продукта деятельности. Наконец, жизненный успех может быть достигнут как за счет одного из этих двух факторов, так и за счет наиболее оптимального сочетания личностного и профессионального компонентов (3).
В принципе любую деятельность можно рассматривать как успешную или неуспешную, если сравнивать ее с определенными эталонами качества выполнения. Эти эталоны могут быть конкретными и абстрактными, общими и специфичными. В простейших случаях они состоят из элементарных альтернатив типа «решил — не решил», «удалось — не удалось». По мере развития деятельности эти эталоны становятся более дифференцированными.
Еще Ф. Хоппе (F. Норре), опыты которого по изучению уровня притязаний стали классическими, считал, что основным критерием успеха-неуспеха является уровень притязаний. Если человек при решении задачи достиг или превзошел свои притязания, то он ощущает успех и повышает свои притязания; если же он не достиг их, то ощущает неуспех и снижает притязания (4).
И если, по А.Н. Леонтьеву, для достижения счастья человек должен просто ставить перед собой какую-либо цель и стремиться к ней (2), то Ф. Хоппе полагал, что счастье, удовлетворенность приносит достижение человеком не всякой цели, а лишь достаточно трудной и в то же время посильной.
А успех, напротив, по Дж.В. Аткинсон (J.W. Atkinson), несомненное благо, к которому надо стремиться из-за наград, похвал, положительных эмоций, повышения социального статуса и самооценки.
В современных условиях под успехом понимается достижение поставленной цели, превышение своих прежних результатов и социальных норм (1). С психологической точки зрения успех — это переживание состояний радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями (с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Поэтому успех может быть определен как оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами ее деятельности.
Успех всегда имеет две стороны. Одна – сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая – общественная оценка достижений личности, отношение окружающих к успеху члена коллектива, группы. Связь этих сторон несомненна и органична.
Успешные люди всегда и везде заметно выделяются. Если вы пройдетесь по улице, то без труда в толпе людей выделите тех, кого можно отнести к разряду - УСПЕШНЫЕ ЛЮДИ. И дело здесь совсем не в украшениях, машинах, одежде, размере банковского счета. Успешные люди видны сами по себе. Это чувствуется на каком-то подсознательном уровне.
Наверняка, у вас есть свой образ, встретив который в реальности вы тут же отнесете человека в категорию успешные люди. Но, зачастую, этот образ размыт, он не имеет четких и конкретных определений. Поэтому давайте с вами раз и навсегда определимся, кто же они такие - эти самые УСПЕШНЫЕ ЛЮДИ?
Итак:
1. Успешные люди выглядят гораздо моложе своих лет;
2. Они энергичны и бодры в любом возрасте;
3. Успешные люди не зациклены на своей внешности и здоровье. Но уделяют достаточно времени для поддержания жизненного тонуса;
4. Они работают дольше других и достигают лучших результатов;
5. Успешным людям присуща уверенность и самоконтроль, которые проявляются во всем - взгляд, походка, голос, принятие решений;
6. Успешные люди оптимистично смотрят на жизнь. Проблемы есть у всех, но вот умение сохранять улыбку при этом характерно именно им;
7. Они занимаются любимым делом и любят то, чем занимаются. Утром они с радостью идут на работу, а вечером с тем же чувством возвращаются домой;
8. Успешные люди имеют семью и как минимум двоих детей;
9. Успешные люди умеют планировать свою жизнь и ставят перед собой высокие и трудновыполнимые цели и прилагают максимум усилий для их достижения;
10. Успешный человек счастлив от того, что имеет на данный момент. Но не останавливается на достигнутом, потому что знает - лучшее еще впереди;
11. Успешные люди сосредотачиваются на решении проблемы, а не на самой проблеме;
13. Они верят в себя и в свои силы и знают, что везет тому, кто сам везет. Удача есть, но, чтобы стать по-настоящему успешным, нужны еще и действия;
Список этот можно продолжать и продолжать. Но лучше всего характеризует успешного человека следующая поговорка: Побеждает тот, кто встаёт на один раз больше, чем падает.
Думаю, сейчас наш образ сформировался, и теперь мы действительно знаем, почему успешные люди стали таковыми. Ведь успешные люди это еще и счастливые люди.
Надежда Геннадьевна большую часть своей жизни прожила в деревне, выросла в семье простых тружеников: мать ее была овчарницей, а отец – механизатором. В их семье дети с детства привыкли к простому сельскому труду. Вместе с сестрой и старшим братом Надежда выполняла работу по хозяйству, к тому же школьники, по мере своих сил и возможностей, помогали колхозу, так что сидеть, сложа руки, времени не было. В общем, она жила так, как все, и почти ничем не выделялась среди сверстников, разве что неуемной фантазией, сообразительностью и тонким умом.
В школе она всегда училась хорошо, у нее было много друзей, Девочка пользовалась уважением учителей и одноклассников. Везде и во всем она старалась быть первой. В компании друзей, двоюродных братьев и сестер Надю считали заводилой. В ее голове постоянно рождалось множество интересных идей. Они с ребятами даже устраивали на своей улице маленькие концерты: пели, танцевали, читали стихи.
Скучать было некогда, ведь девочка еще увлекалась русским языком. Она всегда любила уроки литературы и русского языка, поэтому твердо решила стать учителем, и всеми силами добивалась намеченной цели.
Однако, не только в гуманитарии, но и в спорте Надежда достигла больших успехов. Ее страстью были лыжи. Как только устанавливался снежный покров, начинались упорные тренировки. Ей не раз приходилось защищать честь школы на различных соревнованиях, и при этом весьма успешно. Она занимала призовые места и получала награды не только в районе, но и в республике. Но эти победы доставались совсем непросто. Нужно было иметь упорство и огромную силу воли, чтобы достичь высоких результатов. Однажды, перед самыми соревнованиями наступила оттепель, снег начал таять, кое-где даже появились лужи, лыжи плохо скользили по сырому снегу, а чтобы выстрелить в мишень приходилось ложиться прямо в воду. Некоторые спортсмены даже отказались проходить дистанцию, но только не Надя. У нее был настойчивый и сильный характер, и все трудности она преодолевала с высоко поднятой головой. Не падать духом и всегда добиваться цели – вот главное для человека, считала она, и всегда добивалась своего. Вот и тогда она выиграла соревнования, еще раз доказав, уже на собственном примере, что человек должен быть сильным, решительным, и тогда он сможет добиться в жизни всего, чего захочет.
Именно поэтому родители всегда гордились своей дочерью, и старались развить в ней чувства стремления к заветной цели, упорства и трудолюбия, хотя и не одобряли желания стать учителем. Слишком много проблем и хлопот, считали они.
Однако в жизни девочки был еще один человек, бабушка Антонина Степановна, которая всегда и во всем поддерживала свою внучку. Именно она с раннего детства прививала ей любовь к родной земле, настоящей русской культуре, и великому русскому языку. Она знала множество сказок, поговорок, частушек и всевозможных прибауток, переполненных народной мудростью и настоящим русским духом. Возможно, именно поэтому девочка с детства мечтала стать учителем русского языка и литературы.
Уже с пятого класса Надя была вожатой и проводила пионерские сборы. Она старалась брать пример со своих учителей, которых любила и уважала. Прежде всего, с классного руководителя – Нины Алексеевны, которая старалась поддержать девочку, и если было нужно дать ценный и полезный совет. В школе Нина Алексеевна была уважаемым человеком, ученики любили ее за доброту и мягкость характера, а учителя - за своевременную поддержку и помощь. Она никогда не повышала голос на учеников, а действовала методом убеждения, старалась их заинтересовать.
А другим примером для нее был учитель математики Филипп Ефимович, строгий, но справедливый и принципиальный человек. На его уроках всегда стояла тишина. Его глубоко уважали коллеги и учащиеся всей школы. Строгость помогала поддерживать дисциплину. А строгость же Филиппа Ефимовича заключалась в том, что он старался относиться к ученикам как к равным, и общался с ними на взрослом языке. Он не любил слабых и безвольных людей, не имеющих собственного мнения.
Именно такими бывают настоящие учителя, считала Надежда, добросовестно выполняющими свой долг и всей душой преданные своему делу. И именно таким учителем мечтала стать она: строгим, но справедливым, и при этом, в то же время умеющим проявлять чуткость, понимание и доброту. После окончания школы она сразу же начала работать пионервожатой, и в то же время поступила на заочное отделение Елабужского Государственного Педагогического института. В школе под ее руководством открылся кружок танцев, и вскоре они с ребятами уже ездили на различные смотры и конкурсы. А получив педагогическое образование, Надежда Геннадьевна стала преподавать в родной школе русский язык и литературу, и хотя она была всего лишь начинающим учителем, ученики сразу же полюбили ее и ее уроки.
3.3 Надежда Геннадьевна – успешный учитель
Как педагогу всегда быть живым,
Чувствовать, верить, надеяться?!
Как педагогу всегда быть своим –
Мир ощущать так, как верится?!
Аввакумова Л.
У каждого человека есть свой Путь – дорога, которую он выбирает и идет по ней к своей цели. Ее путь – это сознательный выбор быть учителем, ее цель - быть успешной в своей профессии.
Я думаю, чтобы стать педагогом, недостаточно просто прийти в школу и вести уроки. Это долгое и сложное движение к цели. Можно разочароваться в профессии и найти более спокойную и престижную работу.
«Но, - как говорит Надежда Геннадьевна, - если ты понял, что это твое, и, несмотря на трудности, дошел до конца, то наградой будет не только чувство морального удовлетворения, но и любовь и уважение учеников, признание коллег, радость от того, что ты нашел свое место в жизни и положил свой кирпичик в основание Храма детской души, получив право называться Учителем. … А главное, я поняла, что это мое место, мой мир с пытливыми детскими вопросами и непростыми взрослыми ответами. Это моя «среда обитания», где я помогаю неопытному и доверчивому ребенку стать личностью, которая уважает себя и других, гуманно относится к природе, заботится о своем здоровье и здоровье окружающих».
Пробуждая интерес к своим предметам, Надежда Геннадьевна не просто передает свой опыт, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Старается развивать творческие возможности у слабых учеников, не дает остановиться в своем развитии более способным детям, учит всех воспитывать в себе силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий.
Почему я считаю Надежду Геннадьевну успешным учителем? Далее я попытаюсь доказать это:
Надежда Геннадьевна учит нас русскому языку и литературе. Она знает и любит свой предмет, любит свою работу.
Сегодня нравственность приобретает особое значение. А как не на примерах классической литературы учится основам нравственности. Воспитание духовной культуры - это фундамент культуры личности. Ее важность для человека трудно переоценить. Любовь к природе, человеку, всему живому развивает в школьниках добро и милосердие, без которых нет личности, нет человека.
Помню, на уроке литературы мы обсуждали «Песнь о вещем Олеге». Честно говоря, мне все казалось таким понятным в этой истории: «от судьбы не уйдешь». Грустно, величественно, однозначно. И все-таки у меня открылись глаза, когда кто–то из моих одноклассников назвал это произведение стихом о предательстве! Да, о предательстве! Олег коня предал. Если бы он его не предал, может быть и судьба бы от него отступилась, как Снежная Королева. Можно ли добиться от детей так рассуждать и мыслить, если не приучить их к этому. А это заслуга нашего учителя, Надежды Геннадьевны.
Для достижения цели обучения в учебном процессе Надежда Геннадьевна применяет различные формы, методы и приемы. Богатый выбор учебников различных авторов на рынке методической продукции позволяет ей сделать выбор в пользу тех комплектов учебных пособий, которые понятны нам. Использование информационных технологий актуально на сегодняшний день, так как позволяет разнообразить урок и повышает мотивацию учащихся к обучению. А для создания глубокого интереса учащихся к предмету наш учитель ведет поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.
«Работая в школе и общаясь с детьми, - говорит Надежда Геннадьевна, - я убедилась в том, что необязательно о высоком говорить высокими словами. Видимо, в официальной ситуации такие слова будут уместными, но учитель литературы может себе позволить быть человеком, который говорит о том, что чувствует, простым человеческим языком»
Умение заинтересовать детей очень важно. Поэтому на уроке Надежда Геннадьевна часто использует игровые моменты (на то мы и дети: и материал усваиваем быстрее, и урок проходит продуктивнее). Кроме того, она очень часто приводит примеры из жизни и личного опыта, так как это самый действенный способ показать связь абстрактных книжных знаний с жизнью. Это помогает привлечь наше внимание, заставить нас запомнить материал или хотя бы вслушаться. Наш учитель очень любит использовать схемы, так как считает, что схемы, кластеры, таблицы активизируют процессы запоминания. Что же касается темпа, то обстановка на уроке должна быть рабочей: не нужно давать расслабляться, не должно быть скучно, не должно оставаться времени для того, чтобы порисовать на полях. Но темп не должен быть и слишком быстрым, чтобы мы успевали осмыслить услышанное. Надежда Геннадьевна умело управляет нашим вниманием. Когда это выполнено на хорошем уровне, мы НЕ замечают, как проходит урок.
Устные ответы одноклассников на уроках Надежды Геннадьевны нередко оценивают мы сами, используя для этого специально разработанную памятку. Это помогает нам видеть неточности и ошибки не только в ответах других, но и в своих собственных, а также повышает объективность оценки, снимает ощущение несправедливости и недовольства.
Каким должен быть учитель, чтобы добиться успеха? В первую очередь, он должен быть личностью, а не просто человеком без лица, потому что если учитель безличный, то и предмет безличный, обычный. Умение «зацепить» аудиторию, удержать внимание - талант актера, который должен жить в каждом учителе.
«Каждый новый год несет что-то новое, и каждый новый класс чем-то отличается от предыдущего. То, что было удачей два года назад, сегодня может не сработать. Поэтому запланировать, организовать «задушевные беседы» трудно. Но нужно делать выводы из неудач, которые конечно случаются» - иногда повторяет Надежда Геннадьевна.
Даже соблюдая субординацию, наш учитель помнит, что взаимоотношения ученика и учителя все-таки являются отношениями человека с человеком или личности с личностью. Поэтому правило «относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» для Надежды Геннадьевны действует безоговорочно. На мой взгляд, педагог однозначно расположит к себе учеников, если будет внимателен к ним, с пониманием отнесется к их жизненным успехам и огорчениям. Взаимоуважение – самая прочная опора любых межличностных отношений. А если взаимоотношения доверительные, то и усвоению предмета ничто не мешает.
Через свои уроки Надежда Геннадьевна старается формировать нашу мотивацию к учению, развить творчество и самостоятельность, помогает выработать в нас адекватную самооценку, предоставить каждому ученику возможность выбора уровня сложности учебного материала (для меня – одно, а для Вовы – немного другое). Таким образом, создаются условия для интересной и эффективной работы. Вся ее работа направлена на формирование прочных знаний, умений, навыков, устойчивого интереса к литературе. Для того чтобы что-то «дать», необходимо самой «иметь»: совершенствоваться и идти в ногу со временем. Поэтому большое внимание наш учитель уделяет собственному развитию: самообразованию, совершенствованию приемов, методов и навыков работы. Ведь учить других может лишь тот, кто сам умеет учиться.
Как вырастить успешного ученика? Только подведя его к ситуации успеха!
А кто может вырастить успешного ученика? Только учитель, который собственным примером активной деятельности вовлекает учащихся в процесс познания, воспитывает не послушного «Исполнителя», а «Решателя» конкретных жизненных проблем, может воспитать конкурентноспособную, компетентную личность. Своим примером Надежда Геннадьевна старается ориентировать нас на достижение, развитие, саморазвитие.
Зная, что одним из условий развития успешности личности является вовлечение учащихся в фестивально-конкурсную, проектно-исследовательскую деятельность, наш учитель старается ориентировать нас на свободный выбор, творчество, представляющие безграничные возможности для самореализации. Мы участвуем в олимпиадах, конкурсах и фестивалях, а это и есть необходимое условие для раскрытия и самореализации личности, т.к. в основе исследовательской и творческой деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Среди нас есть победители и призеры районных олимпиад, участники и призеры региональных и российских олимпиад, победители и дипломанты районных, региональных и российских творческих конкурсов сочинений, стихов и рисунков. (Приложение)
Ребята, участвуя в любых соревнованиях, более самостоятельны, инициативны, предприимчивы, по сравнению со сверстниками, не стремящимися к самовыражению и самореализации. Умение достойно представить свою работу на том или ином конкурсе, не растеряться перед незнакомыми людьми и в незнакомой ситуации – это ли не закалка для будущей жизни. А если еще и победа на этом конкурсе?! Ориентированные на достижение успехов, способны правильнее воспринимать ситуацию и лучше оценивать свои шансы на успех, чем ученики, ориентированные на избегание неудач.
Одним из путей творческого восприятия учебных предметов считается систематическая научно-исследовательская работа, в ходе которой происходит развитие личности, приобретаются функциональные навыки исследования, развиваются способности к исследовательскому типу мышления. Работая над проектом, мы получаем опыт использования современных технических средств с одной стороны, с другой стороны – приобретаем навыки индивидуальной и коллективной работы, которые пригодятся нам в будущей производственной деятельности.
Заключение
Я считаю, что преподавание Надежды Геннадьевны можно считать успешным, так как выполнены два условия. Во-первых, у учеников возникает желание идти на урок. При этом причина не в том, чтобы поразвлекаться на занятии, а потому, что хочется узнать больше, углубиться в изучение предмета. Во-вторых, в итоге после изучения курса остаются хорошие знания (отличное понимание, владение базовыми понятиями, умение применить полученные знания в жизни).
Конечно же, секрет успешности учителя, его преподавания у каждого свой. Это соединение профессионализма и личностного отношения к ученику, которое и создает вокруг учителя некий ареал успешности.
«Мы будем идти вместе день за днем, год за годом; будем читать, говорить, делиться мыслями и чувствами. Все больше они будут узнавать обо мне, а я – о них. Они совсем другие, чем те, которые ушли из школы в прошлом году. Но и я другая. Новые встречи, книги, события что-то изменили во мне, чем-то обогатили. Значит, будут возникать новые мысли и чувства при изучении все тех же произведений школьной программы, и вновь у меня будет радостно замирать в груди от того, что мы еще будем изучать «Ночь перед Рождеством», «Капитанскую дочку», «Преступление и наказание», «Мастера и Маргариту»
Сейчас Надежда Геннадьевна уже педагог со стажем. Она смогла осуществить свою мечту, хотя много преград встретилось на ее тернистом пути.
Сегодня у нее большая и дружная семья, дети и внуки, которых она старалась и старается воспитывать так же, как воспитали ее саму. Ученики по-прежнему любят и ценят ее, потому что она всегда может выслушать, постарается понять и помочь. Ее можно назвать учителем с большой буквы! Она по-настоящему успешный человек, и поэтому своих учеников пытается воспитать успешными людьми. Многие из ее учеников пишут стихи, их произведения печатаются в журналах и газетах, они занимают призовые места в районных и республиканских олимпиадах, и все это благодаря преподавательскому таланту Надежды Геннадьевны. И мне хотелось бы посвятить ей это стихотворение.
Льет дождик за окном. Темно и сыро,
А в классе так уютно и тепло.
Бегут минуты за минутой мимо,
Еще одна, еще, еще, еще.
И кажется, что грусть навеять может
Погода хмурая и в классе тишина.
Ну, а меня все это не тревожит,
Ведь рядом мой учитель и друзья.
Он улыбнется у доски лукаво,
И снова начинает свой урок.
И снова тех минут нам будет мало,
Уже звенит, звенит, звенит звонок.
Выводы по работе:
Гипотеза нашей работы подтвердилась. Успешный учитель оказывает существенное влияние на воспитание и развитие подрастающего поколения
Литература
1. Курек Н.С. И все-таки головокружение от успеха – это плохо // Человек. 1991. № 1. С. 87-93.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
3. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл ;Per Se, 2000. 549 с.
4. Норре F. Erfolg und Misserfolg // Psychologische Forschung: Untersuchungenzur Handlungs- und Affektpsychologie. 1930. № 14.
Небо цвета сирени,
Мрак, мечты ни о чем,
Под глазами две тени,
Локон гладит плечо…
В дневнике по листочку
Пишешь строчка за строчкой.
Утро лезет в окошко
Серо-дымчатой кошкой.
Мысли сонно скользят…
Я, спортзал, физкультура,
Звук. В тумане дождя
Растворилась фигура.
Он ушел, как всегда,
И оставил мне лето,
Самолет, города…
И в кино два билета.
Таня Цыгвинцева, Ст.Чекалда. Р. Татарстан
Мы очень любим вас
Так незаметно пролетело лето,
И клен засыпал золотом дрожки,
И первый лучик солнечного цвета
Вдруг заглянул ко мне в окошко.
Сегодня день особенный, веселый
Я в волосы вплетаю белый бант,
И после лета вновь шагаю в школу
К моим друзьям, к моим учителям.
Бежит тропинка к школьному крыльцу.
Горят в букете розовые астры.
Учителю в подарок их несу.
Он нас встречает на пороге класса.
Улыбка на лице его сияет,
И свет спокойных серых глаз
Нас, как и прежде согревает.
И вновь приободряет нас.
Подумать только! Целых десять лет
Он каждый день встречает нас с любовью
Всегда поддержит, или даст совет,
С ним можно поделиться горем, болью.
Последний год, последний школьный год!
Потом мы вылетим из теплого гнезда.
Каких бы не было невзгод –
Мы в школу возвращаемся всегда.
И знаем. Как и прежде, на крыльце
Нас встретит светлый, честный человек
С глазами добрыми, с улыбкой на лице,
И с волосами, белыми, как снег.
Ну а сейчас – все тот же старый класс,
И пусть Вы иногда на нас ворчите,
Вы знаете, мы очень любим вас.
И нет дороже слова, чем учитель!
Таня Цыгвинцева, ст.Ст.Чекалда. Р. Татарстан
Скоро в школу
Лето. Солнце. Птицы. Август.
Скоро снова в школу.
Честно вам скажу – скучаю,
А кажусь веселой.
Вспоминаю наши классы
И парту у окошка.
Мел. Доска. Вопрос. Дневник.
Шпаргалка на ладошке.
Жаль, конечно, не бессрочно,
Но лет на пять хотя бы
Я б осталась. Сплю и вижу:
Астры. Ленточки. Сентябрь.
Шарычева Вера – ученица 10 класса Азёвской СОШ
Темно в палате, солнышко садится
Лишь вздохи раненых солдат слышны,
Да вскрикнет раз другой ночная птица
И больше не нарушит тишины.
Приходит ночь, темнеет на поляне
Уж спят солдаты чутким, тихим сном
Лишь медсестра сидит и пишет маме
Письмо короткое простым карандашом.
Но ухо чутко слышит каждый шорох
И просьбу тихую, и каждый горький стон
А ночь длинна, рассвет еще не скоро
А вдруг сегодня не наступит он?
Но с крайней койки тихий голос просит
«сестричка, знаю, до утра не дотяну
Мне ветер аромат цветов доносит
Я на ромашки так хочу взглянуть».
Бежит слеза из светлых глаз девчонки
«постойте, подождите, я сейчас…»
Срывается и никнет голос звонкий
И слезы, как ручьи, бегут из глаз.
Она встает и выбегает в сумрак ночи
И рвет цветы, сырые от росы,
Но пуля в сердце попадает точно,
И струйка крови на цветы бежит
Летит за годом год, за летом лето
И каждый год к могилке медсестры
Приходит тот солдат и на рассвете
У памятника ложит ей цветы.
Хлопоты Деда Мороза.
На утро Дед Мороз проснулся и вскочил:
«Сегодня 31-ое! Забыл, забыл, забыл!!!
Скорее нужно встать мне и елку нарядить
В мешок подарки сложить, загадками набить.
Еще туда войдется, мне кажется, метель.
А может быть и сказка…» тут отворилась дверь
Снегурочка нарядная вошла и улыбнулась:
«Проснулся, дедушка? Вставай, уж солнышко проснулось.
Сегодня ведь у нас так много важных дел
Нам всех ребят в округе поздравить нужно.
Ведь они так долго ждали нас. Аж целый, целый год!
У ёлки новогодней сегодня хоровод!»
Но вот уж и набит мешок, и ёлочка наряжена.
Летят внучка и дедушка над городом украшенным.
И сыплет Дедушка Мороз снежинки по полям.
Сегодня Новый, Новый Год! Здоровья! Счастья вам!
Осень
Падали тихо кленовые листья,
Березки шептались листвой шелестя.
Золотом, пурпуром, ярко кистью
Волшебница Осень по роще прошла.
Кругом разукрасила ярко-багряным,
Красным покрыла лесные поляны,
Землю застлала желтым ковром,
Серые пятна оставив на нем.
Тропинка лесная идет по ковру,
С тропинки кленовые листья беру
И слушаю шепот осинок и кленов,
Скрип ели громадной и вечно зеленой.
Краснеют рябины багряные бусы
Их красные ягоды горьки и вкусны.
Рябина багровым костром загорелась,
Как будто бы в алое пламя оделась.
Меж сосен в прекрасной и чистой лазури
На юг косяком журавли потянулись.
Их крики прощанья над лесом слышны,
Прощайте же, птицы, до самой весны.
Цыгвинцева Т. (5 класс)
Мы будем жить
Как страшно и темно на белом свете:
Кругом пожары, копоть, черный дым.
И из-за туч нам солнышко не светит,
Не светит солнце сыновьям своим.
Мы долго шли, боролись, умирали,
Но нас шальная пуля не убьет…
Из груды черной и тяжелой стали
Вновь из обломков наш солдат встает.
И снова в бой идет, и снова бьет проклятых
Вчера, сегодня, завтра и всегда…
Пусть потухнет тот огонь, что жжет нам хаты,
Но сердце не потухнет никогда.
Цыгвинцева Т.
О самой дорогой и милой
Милая, знакомая деревня,
Золотые, бесконечные поля.
Ты ответь, пожалуйста, скажи мне
Почему я так люблю тебя?
Все твои тропинки и дорожки,
Небольшую речку и мосток,
Вдоль дороги белые березки
И поляны голубых цветов.
Лавочку, где мы сидели летом,
Ручейки веселые весной,
Петухов, что будят нас с рассветом
И рябины красной вкус лесной.
Милая, знакомая деревня,
Самая красивая из всех!
Больше нет нигде таких веселых ливней,
И нигде так радостно не раздается смех.
Цыгвинцева Т. 5 кл
Рисуем акварельное мороженое
Акварельные гвоздики
Ласточка
Рисуем крокусы акварелью
Мост Леонардо