в работе рассматриваются публицистические и художественные материалы о гонениях на священнослужителей во времена репрессий в 20 веке.
МАОУ «Гимназия №7» г. Перми
Секция: публицистика
Исследовательско-реферативная работа
Тема: «Прошла гроза над Русскою землею…»
(Тема репрессий против Церкви в современной художественной
и публицистической литературе)
Выполнила:
Спирина Елизавета,
ученица 10 Б класса
Научный руководитель:
Нечипоренко Марина Николаевна,
учитель литературы
высшей квалификационной категории
Оглавление
ХХ век был тяжелым для России. И одна из самых кровавых страниц в истории этого периода – репрессии. Они коснулись людей разных социальных слоев, различных профессий и материального положения. Жестоким гонениям подверглись также священнослужители и верующие. Именно тему гонений на Церковь мы и хотим затронуть в нашей работе и проанализировать, как раскрывается она в художественной и публицистической литературе нашего времени.
Известно, что в годы советской власти тема репрессий против Церкви, тема подвижничества практически не поднималась. Хотя даже по самым приблизительным подсчетам, около 1 млн человек – священников, монашествующих, мирян – стали жертвами советского атеистического режима. Только в Пермском крае в 1918-1919 годах по данным исследователя П.Н. Агафонова были расстреляны около 120 представителей духовенства. К сожалению, имена многих из них до сих пор остаются неизвестными. Ведь гонения совершались с необычайным варварским садизмом, ненавистью и изощренностью, и при этом зачастую никем не фиксировались.
Первые исследования этого пласта истории нашего Отечества начинаются в 90-е годы. Именно на эти годы приходится издание документального исследования иеромонаха Дамаскина (Орловского) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви», которое, по сути, явилось собранием жизнеописаний российских мучеников и подвижников. Отдельная глава в этой книге посвящена подвигу пермских новомучеников и исповедников. Позднее в свет вышли книги В. Королева «Простите, звезды Господни» и «Душу не погублю», основанные на документальных архивных источниках, кстати сказать, в основном пермских. В них собраны пусть и краткие, но уникальные сведения о жизни и подвиге священников, монахов, мирян в годы гонений на Церковь.
Таким образом, первоначально информацию о репрессированных разыскивали журналисты, работающие в церкви люди, члены семьи погибших священнослужителей. Работы основывались на материале архивов и свидетельствах очевидцев тех событий и написаны были в своем большинстве в документальном стиле.
Позже стали появляться художественные произведения. Их авторы – Виталий Богомолов, Татьяна Шипошина, Любовь Тетюева. Они продолжают тему репрессий, тему гонений на церковь и создают уже художественные произведения, но так или иначе все они основаны на документальных фактах. Герои этих произведений не вымышленные персонажи. Это как раз те самые реальные люди – священники, монахи, миряне, которые верили в Бога и поплатились за это своей жизнью.
Такие произведения нужны современному читателю. Они не только призывают быть лучше, добрее, честнее, но и приоткрывают некогда закрытые страницы истории, правду, тщательно скрываемую в советские годы и до сих пор полностью не раскрытую. А главное – они открывают нам имена погибших людей, о которых мы никогда ничего бы не узнали.
Поэтому мы и решили посвятить свою работу именно этой теме, теме гонений на церковь и ее отражению в современной художественной литературе и публицистике. На наш взгляд, такая тема очень актуальна, так как раньше вопрос гонений на церковь практически не поднимался.
В этой связи одна из задач нынешнего дня – восстановить имена погибших людей, рассказать об их жизни и подвиге.
В первой части своей работы посмотрим, как раскрывается тема гонений на церковь в публицистических произведениях, как строится эта работа, какова схема отбора материала.
Во второй части работы мы рассмотрим, как эта тема раскрывается в художественных произведениях, в частности в повести Татьяны Шипошиной «Полигон».
Работая над раскрытием темы, мы ставим следующие задачи:
Как тема репрессий отражается в публицистической литературе?
На пермской земле в годы репрессий погибли тысячи верующих, священно- и церковнослужителей. Есть ряд журналистских работ, публикаций, книг, сборников, которые посвящены теме гонений на церковь. Хочется остановить свое внимание на небольшой книге «Силою креста Твоего», автор которой Оксана Усталова. Почему меня привлекла работа именно этого автора? Потому что в ней рассказывается о священниках, о священнослужителях, которые служили в церкви микрорайона «Вышка II» г.Перми, то есть представляют для нас краеведческий интерес.
Для написания такой работы автору пришлось немало времени провести в архивах, пытаясь найти какую-нибудь информацию о репрессированных священниках и разрушенных церквях. Помогли рождению книги и отклики очевидцев тех событий. Они рассказывали, какой была церковь,говорили о священнике, при каких обстоятельствах его арестовали. Лишь соединив архивно-следственные документы, рассказы очевидцев, можно получить более или менее ясное представление о событиях тех лет.
Автор рассказывает об истории разрушенных церквей, а именно о церкви Воздвижения Креста Господня, что находится в микрорайоне Вышка-II, церкви Петра и Павла в Левшино и Свято-Троицкой церкви-часовни поселка Балмошной (сейчас – Чапаевский), о пострадавших священниках и мирянах в годы гонений.
Автор пишет, что церковь Воздвижения Креста Господня строилась в первом десятилетии двадцатого века. В те годы церковь и церковно-приходская школа была необходима для жителей окраины. В этой церкви служил отец Леонид, до революции – дьяконом, а после – священником.
Судьба отца Леонида, приходского священника, как и судьба церкви, оказалась трагичной.
Родился отец Леонид в селе Ныробка. С детства помогал отцу на службе, а когда вырос, поступил в Соликамское духовное училище. Закончив его, приехал в Пермь.
В 1896 – 1897 году служил послушником Пермского Архиерейского дома, вскоре его посвящают в стихаря, а спустя год он получил вакансию старшего псаломщика при Кафедральном соборе.
Епископ Пермский и Соликамский рукоположил отца Леонида в сан диакона, и тот отправился в Соликамский уезд, стал законоучителем в Дмитриевском приходе.
Позже он отправился в Кунгур, а с 1902 по 1908 год отец Леонид служил в церкви Вознесения Господня села Устиново Осинского уезда. Он был и учителем, и законоучителем, и учителем пения.
В 1908 году по предложению епископа Никанора диакона Леонида Пономарева направили служить в храм Святой Живоначальной Троицы Мотовилихи (ныне Свято-Троице-Стефанов мужской монастырь). В то время Мотовилиха не входила в состав Перми, а была ее пригородом. Отец Леонид долго преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе при Свято-Троицком храме, был удостоен серебряной медали в память 25-летия церковных школ, имел звание учителя народной школы, ему была объявлена благодарность за усердное исполнение законоучительских обязанностей в Мотовилихинской Висимской школе.
Однако о. Леонид недолго служил в Свято-Троицком храме. Вскоре он начинает служить в Мотовилихинском храме, затем в Крестовоздвиженской церкви на Вышке-2, и почти 30 лет служит здесь.
Уютная окраина города становится родным уголком для о. Леонида и его жены. Небольшой дом, находящийся совсем рядом с церковью на ул. Тобольской, 3, где жили они, сохранился до сих пор. С одной стороны окна выходили на Крестовоздвиженскую часовню, а с другой на красавицу Каму.
Но пришли 30-е годы, усилились репрессии. Отец Леонид продолжал вести службы, причащать, исповедовать прихожан, крестить детей, венчать молодых… Кроме того о. Леонид стал помогать репрессированным священникам, которые находились в лагерях, ссылках, в заключении. Позже это включили в его обвинение.
10 апреля в 1937 году, в пик репрессий и гонений на церковь, отец Леонид был арестован и препровожден в Пермскую городскую тюрьму. Пришлось оставить ему свою жену, которые уже тяжело болела, полюбившийся дом, храм и прихожан, которые очень горевали, потеряв батюшку.
Обвинили отца Леонида в антисоветской агитации, оказании материальной помощи ссыльным осужденным за контрреволюционную деятельность против Советской власти и хранение литературы контрреволюционного монархического содержания.
В ныне возрождающейся церкви воздвижения Креста Господня мне показали
копии архивно-следственных дел. Для нас, живущих ныне, они являются напоминанием о времени репрессий, о погибших ради веры людях. Из минувшего столетия они говорят о людях, об их подвиге, об их стоянии за веру…
Цитируем следственное дело:
Именно такие обвинения предъявлялись во время допросов о. Леониду. Но именно они являются свидетельством глубокой веры о. Леонида, его преданности Богу, свидетельством его мужества.
Вдохновившись примером автора, которая собрала материал об истории церкви на Вышке II, я попыталась произвести собственное исследование. Читая документы по делу о. Леонида, я заинтересовалась историей жизни еще одного священника, о. Анатолия Шмонина, который служил в церкви поселка Балмошная.
Тема репрессий против Церкви в художественной литературе
Повесть «Полигон»
Отображение темы гонений на Церковь в художественной литературе – новый этап раскрытия этой проблемы. Одно из художественных произведений, посвященных этой теме, – повесть Татьяны Шипошиной «Полигон».
Несколько слов об авторе. Татьяна Шипошина родилась в Крыму. С детства ее тянуло к творчеству. Она любила рисовать, писала стихи и рассказы. Но когда перед девушкой стал профессиональный выбор, Татьяна решила пойти учиться на врача.
К вере Татьяна Владимировна пришла не сразу. Родители были атеистами. Только уже во взрослом возрасте приняла крещение.
Сначала были опубликованы ее стихи, а потом Татьяна Федоровна стала писать православную прозу. Так появились «Тайна спасенного квартала», «Полигон», «Поход».
Автору повести «Полигон» удается через интересный и несложный сюжет рассказать читателю об очень важных и серьезных вещах. Важно отметить, что в повести присутствует два временных плана. Настоящее – 2000-е годы и прошлое – 30-е годы ХХ века.
Главный герой – обычный старшеклассник, который решается скатиться на сноуборде с самого крутого склона и в результате попадает в больницу. Пока он был в бессознании, ему привиделся странный сон. Будто он летит по туннелю, и тут вдруг появляется старушка в сером одеянии с платком на голове, и начинает молиться. Неожиданно вместо серой одежды она облачается в светлые, сияющие одеяния. После такого видения мальчик очнулся и пошел на поправку. Однако привидевшийся сон не давал ему покоя. Ранее не интересовавшийся ни религиозными вопросами, ни историей своей семьи, он обращается с вопросом к папе и узнает, что когда-то его бабушка была расстреляна и погибла за веру. Юноша просит разыскать какую-нибудь информацию о ней, и отец соглашается.
Здесь автор переносит нас в прошедшее столетие, где рассказывает о женщинах, Надежде, Любови, Дарьи, Татьяне, Анне, которые оказались жертвами сталинского режима. Почему они оказались жертвами репрессий?
Надежда помогала в церкви священнику, решала вопросы с безбожной властью, была старостой на приходе. Вместе со священником ее и арестовали. Им было выдвинуто обвинение в крупной контрреволюционной деятельности. Надежда жалела только об одном, что не стала монахиней.
Обвинили в религиозной агитации и Дарью. Лет ей уже много было. Вызвали на допрос, думали, что старушка не выдержит испытаний. Но она стойкой оказалась, от Бога не отреклась и своих односельчан не выдала, хотя была очень слаба здоровьем.
– Коли надо принять мученическую смерть…приму. За веру умру и за батюшку царя, - отвечала она следователю.
Допрашивали и инокиню Анну, и Татьяну, но и они не подписали того, что следователи требовали от них. От веры не отреклись и против ближних не свидетельствовали. До ареста Татьяна работала в больнице, ухаживая за тяжелобольными, лечила, поддерживала их, читала молитвы. Помогала репрессированным священникам, деньги, что зарабатывала, посылала им, писала письма.
Страдали и неверующие люди. Любовь Владимировна всю жизнь была на стороне красных, входила в члены партии, боролась с религиозной агитацией, а сейчас ее вдруг обвиняют в шпионаже. На допросе она понимает, что не в силах что-либо противопоставить обвинениям следователя.
Мученическую смерть приняли эти женщины: их привезли на полигон, вынесли каждой страшный приговор – расстрел… Поочередно ставили их перед ямой, которая была выкопана заранее. Выстрел… А затем тела закапывали.
Автор переносит читателя в настоящее время. Главный герой - Саша вместе с родителями едет на Бутовский полигон. Его отец рассказал, что когда-то там были расстреляны тысячи людей, и предположил, что, быть может, там найдется какую-нибудь информацию и об их бабушке.
На полигоне они видят часовню, возведенную несколько лет назад. Говорят со священником. Он показывает им книгу, в которой перечислены имена расстрелянных и похороненных на Бутовском полигоне. Среди многих и многих имен он находит там имя своей бабушки. У священника нашлась даже ее фотография. Саша с изумлением узнает в ней ту самую бабушку из своего сна. Священник говорит:
- Ваша прабабушка, Надежда – святая, канонизированная на Архиерейском Соборе Русской Православной церкви 2000 года. День памяти – первое марта.
Священник рассказывает им о том, что, несмотря на пытки и допросы, Надежда не отреклась от веры и приняла мученическую смерть, за что и была причислена к лику Святых.
Для Саши это момент взросления. Сколько мужества, сколько любви к Богу было в ее сердце, раз она, не побоявшись смерти, пожертвовала своей жизнью ради веры. Он осознал, что поступок его бабушки – это подвиг, это подвижничество, и понимание этого не могло не перевернуть сознание юноши. Ведь если тысячи и сотни тысяч людей, в числе которых была и родная его бабушка, пошли под расстрел, ради веры в Бога, значит, какая-то высшая сила все-таки существует. Саша понял, что в лице в бабушке он обрел молитвенного заступника и что именно бабушка спасла его от гибели.
В этом и выражается идея повести, идея духовного прозрения человека, его духовного становления. В произведении затрагивается не только тема репрессий, но и тема мужества, стояния за веру, тема исторической памяти и исторической ценности.
В повести Татьяны Шипошиной действуют реальные люди, место действия – Бутовский полигон действительно существует и является место захоронения тысяч убиенных.
Бутовский полигон — историческое наименование урочища, известного как одно из мест массовых казней и захоронений жертв сталинских репрессий в период 1937—1938 годов близ деревни Дрожжино Ленинского района Московской области.
Среди захороненных — около 1000 представителей духовенства: как Русской Церкви, так и иных конфессий.
Из результатов документальных исследований, выполненных Постоянной межведомственной комиссией правительства Москвы по восстановлению прав жертв политических репрессий, выяснены обстоятельства казней на Бутовском полигоне за период с 8 августа 1937 года по19 октября 1938 года. Всего за указанный период было произведено 20 765 расстрелов, по именам установлено 20 тысяч человек. О более поздних захоронениях документальных сведений нет.
Расстрелянные женщины, о которых повествует писательница, так же как и место из расстрела, существовали в действительности. Татьяна Владимировна по окончании повести даже приводит краткие сведения из их биографии.
Зайцева Дарья Петровна родилась в селе Богослово в 1870 году, в рязанской области. Была послушницей, старостой церкви. Год начала служения – 1889, год окончания служения и год ареста – 1928. Была расстреляна 14 марта 1938 года.
Макадина Анна, родилась 5 ноября 1892 года во Владимирской области, в селе Константиново. Служила послушницей с 1914 по 1924. В 1930 году приговорена особым совещанием коллегии ОГПУ к трем годам ссылки в Архангельскую губернию. После ссылки вернулась в с. Константиново. Повторно ее арестовали в 1938 году 22 февраля. 14 марта ее расстреляли.
Аббакумова Надежда Петровна родилась в 1880 году в Московской губернии в селе Мартыновское. До ареста была старостой. Расстреляна 14 марта 1938 года.
Гримблит Татиана Николаевна родилась в 1903 году в Томске. Арестована по обвинению в благотворительной деятельности, выражавшейся в помощи заключенным. Расстреляна 23 августа 1937 года.
Все они были канонизированы на Архиерейском Соборе Русской Православной церкви в 2000 году.
Времена репрессий – это очень важная страница в нашей истории. Ее нельзя забыть, нельзя вырвать, нужно помнить и чтить жизни тех людей, которые пострадали в этот период.
Тема, которую мы раскрыли в своей работе, очень важна в наше время. Именно сейчас тема репрессий, гонений на церковь поднимается все чаще. Все больше появляется литературных произведений, фильмов, посвященных этой тематике. Все больше архивно-следственных дел, находящихся в строгом секрете, выходят в свет, все больше имен убитых становится известно. Возрождаются церкви, которые когда-то были стерты с лица земли.
Анализ архивно-следственных дел, изучение литературы, посвященной этой теме, рождает чувство любви к своей Родине, развивает интерес к истории, формирует чувство патриотизма, заставляет задуматься о духовных ценностях.
В своей работе мы проанализировали художественные и публицистические произведения современных авторов. Ценность этих книг в том, что они возрождают из небытия забытые имена пострадавших ради веры людей, находят факты из биографии, восстанавливают по крупицам их жизнь. Никто бы не узнал об этих людях, если бы создатели этих произведений не рассказали бы народу об их судьбе. Эти книги доносят истории расстрелянных и репрессированных в 20 веке людей до современных читателей.
В результате своей работы мы узнали такие имена новомучеников, как священник Леонид Пономарев, Виктор Дьяконов, Макадина Анна, Аббакумова Надежда, Зайцева Дарья, Гримблит Татьяна.
Вместе с тем возрождается память и о забытых, разрушенных церквях. Так, мы узнали и даже побывали в тех местах, где ранее существовали церковь Петра и Павла, Крестовоздвиженская церковь, Свято-Троицкая.
Кто-то может спросить: «А зачем надо восстанавливать память погибших в лагерях, ссылках, расстрелянных, пострадавших ради Веры?»
Поступки этих людей являются настоящим подвигом. Если бы в двадцатые-тридцатые годы ХХ века они не пожертвовали своей жизнью, то ныне не было бы церквей, не было бы православия. А это значит, что Россия потеряла бы свои корни, свои традиции, свое лицо и свою самобытность. Это значит, что не было бы России такой, какой ее знали и гордились наши предки, какую всегда уважали, нередко и боялись зарубежные страны. Погибнув, они сохранили в нашем Отечестве православие, отдав свои жизни ради веры, они доказали, что Бог есть. Человек не отдает свою жизнь за нечто пустое, он принимает мученичество только за то, что поистине дорого ему, за то, в истине которого не может быть никаких сомнений. Потому память об этих людях, этих подвижниках и об их подвиге должна жить всегда. Очень жаль, что многие их имена неведомы людям, что многие даже не знают о героизме и стойкости своего народа.
Поэтому нужно чаще рассказывать об этом современной молодежи, подрастающему поколению. Нужно, чтобы они знали о подвиге своих предков своего народа и бережно хранили в своем сердце то, ради чего век назад были отданы миллионы жизней.
Знакомимся с плотностью жидкостей
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Солнечная система. Взгляд со стороны
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Два петушка