Проведено исследование рациона питания современного школьника, на примере анализа меню Цель работы: Изучение особенностей строения пищеварительной системы человека, разработка оптимального меню для школьного питания.столовой. Автор изучает особенности здорового питания и его значения для подростков.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 75.99 КБ |
Презентация к исследованию Пищеварительная система и современное питание школьника | 2.29 МБ |
Муниципальное образование «Усть-Илимский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Эдучанская средняя общеобразовательная школа
Пищеварительная система
и современное питание школьника
Автор:
Банщикова Екатерина
п. Эдучанка,
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Эдучанская средняя общеобразовательная школа»,
9 класс.
Руководитель:
Редченко Ольга Ярославовна,
учитель биологии высшей квалификационной категории
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Эдучанская средняя общеобразовательная школа»
Эдучанка 2010 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….3
Заключение……………………………………………………………………………………...15
Список литературы……………………………………………………………………………..16
Приложения…………………………………………………………………………………….17
Введение
Всем известно, что питание определяет здоровье человека. В современном мире во многих странах вопросы, связанные с рациональным и правильным питанием, становятся вопросами государственной важности. Многие научно-исследовательские институты занимаются вопросами питания и здоровья человека. Данная проблема важна и интересна, тем, что с самых древних времен проблемы питания интересовали человечество, в каждую из эпох возникали новые рекомендации, разрабатывались советы, изобретались новые диеты и по-прежнему эта проблема стоит перед человечеством.
Изучая проблемы рационального питания, нельзя не затронуть вопросы строения пищеварительной системы. Как она устроена, как усваиваются питательные вещества, как нужно питаться, чтоб быть здоровым?
Цель работы: Изучение особенностей строения пищеварительной системы человека, разработка оптимального меню для школьного питания.
Задачи:
1. Изучить особенности строения пищеварительной системы человека и ее эволюцию.
2. Изучить нормативные требования к организации питания школьников.
3. Выявить основные причины заболевания пищеварительной системы
4. Проанализировать выборочно соответствие меню школьной столовой, потребностям растущего организма.
5. Разработать меню для питания школьников, отвечающее требованиям и физиологическим потребностям.
Изучением вопросов сохранения здоровья пищеварительной системы в России занимается Омская государственная медицинская академия, возглавляемая профессором И.А. Сохошко. Проблемами рационального и правильного питания занимается Клиника Научно-исследовательского института питания Российская академии медицинских наук.
Пища должна быть вкусной и полезной. Доказано, что от правильной работы пищеварительной системы человека на 70% зависит его здоровье, а значит, основная задача самого человека научиться питаться правильно, получая полезные вещества, обеспечивая организм необходимой энергией. Казалось бы простая задача, но проходят века, а человек по – прежнему, нарушает основные законы питания, знает, но не исполняет. Из поколения в поколение передается не навык здорового питания, а заболевания пищеварительной системы. Попробуем разобраться в этой проблеме.
Пищеварительная система - это совокупность органов, осуществляющих механическую и химическую переработку пищи, извлечение из нее питательных веществ и их всасывание. Поступающие с пищей белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества не усваиваются тканями и клетками организма в неизмененном состоянии. В процессе пищеварения они постепенно превращаются в соединения, растворимые в воде: белки расщепляются до аминокислот, углеводы – до моносахаридов, жиры – до глицерина и жирных кислот. Все эти вещества всасываются в желудочно-кишечном тракте и поступают в кровь и лимфу, откуда извлекаются клетками и тканями организма. Пищеварительная система состоит из пищеварительного тракта и желез, выделяющих секрет, который необходим для процессов пищеварения.
Пищеварительный тракт человека имеет вид изогнутой трубки с расширением (желудок) и петлями (кишки) общей длиной 8-12 м. Он состоит из частей, последовательно переходящих одна в другую: ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, кишечника. Изнутри пищеварительный тракт выстлан слизистой оболочкой, выполняющей функцию пищеварения, всасывания и выделения. За ней следует мышечный слой, обеспечивающий дробление, перемешивания и передвижение пищевой массы. Во многих местах органы пищевой системы, расположенные в брюшной полости, покрыты слизистой оболочкой (брюшина), складки которой составляют брыжейку или собираются в связки – поддерживающий аппарат. Листки брюшины выстилают стенки брюшной полости.
Вторая группа органов пищеварения – это железы: слюнные, кишечные, самая большая железа человеческого организма – печень, и конечно же поджелудочная железа.
Органы пищеварительной системы обильно снабжены кровеносными и лимфатическими сосудами, а также нервами, посредством которых регулируется деятельностью этих органов.
Полость рта - это начальный отдел пищеварительного тракта.
Одним из важнейших элементов пищеварительной системы являются зубы. Зубы и жевательные мышцы служат для измельчения пищи, без которого немыслим процесс ее переваривания. Кроме того, они создают рельеф лица и играют определенную роль в образовании звуков разговорной речи, пения.
Ротовая полсть выполняет также защитную функцию при попадании в нее болезнетворных бактерий. Противомикробное действие осуществляется за счет особенностей слизистой оболочки, выстилающей полость рта, комплексного влияния слюны, антагонистических свойств постоянной микробной флоры рта. Важную роль в защите от микробов играют лимфоидные образования, особенно миндалины. В слизистой оболочке полости рта изменяется множество мелких слюнных желез – губных, щечных, небных, язычных; существует также три пары симметрично расположенных больших желез: околоушных, поднижнечелюстных, подъязычных.
Слюна – специфический секрет крупных и мелких слюнных желез. Смачивания и размягчая твердую пищу, она обеспечивает проглатывание пищи. Содержащийся в ней белок - лизоцим, обеззараживает бактерии.
Глотка представляет собой трубку неправленой формы, несколько суживающуюся книзу, сплющенную в переднезаднем направлении, длина ее 12-14 см, через нее пищевой комок проходит из ротовой полости в пищевод.
Пищевод - мышечная трубка, выстланная внутри слизистой оболочкой и расположенная между глоткой и желудком. Начинается 6-7 шейных позвонков, входит в заднее средостение, из которого выходит через пищеводное отверстие диафрагмы в брюшную полость на уровне 9-10 грудных позвонков и впадает во входной отдел желудка. Длина пищевода в среднем 25 см. В нем различают три анатомических сужения: первое – в начальной части, второе – на уровне 4 грудного позвонка, несколько ниже – третье, диафрагмальное. Диаметр пищевода при растяжении 16-22мм, в момент сокращения 13-19мм, толщина его стенок у взрослого человека 3.5-5.6мм.
Вне акта глотания переход глотки в пищевод закрыт. Сокращением мускулатуры глотки пищевой комок проталкивается в пищевод, по которому он затем продвигается благодаря мышечному воздействию и в силу собственной тяжести. Мускулатура пищевода является одной из наиболее мощных на протяжении всего пищеварительного тракта.
Желудок представляет эластичное мешковидное расширение, граничащее в начальной части с пищеводом, а в нижней – с двенадцатиперстной кишкой. Форма, объем, и размеры желудка изменчивы и зависят от тонуса стенок, его наполнения, от состояния и воздействия соседних органов (печени, поджелудочной железы, селезенки, кишечника) и других факторов. В зависимости от принятой пищи желудок изменяет свою форму. Отделение пищеварительного сока железистым аппаратом желудка детей, как и у взрослых, носит рефлекторный характер.
В раннем возрасте возбуждение желез желудка происходит от воздействия безусловных раздражителей (пища) на рецепторы, заложенные в стенке желудка. В более старшем возрасте, на этот процесс оказывают влияние условнорефлекторные раздражители: вид, запах съестного, даже разговор о знакомой пище.
Важной составной частью желудочного сока является соляная кислота. Ее количество определяется принимаемой пищей.
Продолжительность пребывания пищи в желудке зависит от ее состава и характера. Так, жиры и белки задерживаются дольше, чем углеводы. Холодная и горячая пища пребывает в желудке дольше, чем пища, температура которой равна температуре тела. Здесь, вероятно, сказывается тормозящее влияние на пищеварительный центр возбуждения, поступающего из терморецепторов.
Пища, съеденная с аппетитом (т.е. при наличии достаточного количества желудочного сока), переваривается быстрее, чем принятая по принуждению, так как желудок не подготовлен к пищеварению.
Основные функции желудка – химическая обработка пищи и транспортировка ее небольшими порциями в двенадцатиперстную кишку.
Кишечник начинается от приватрика желудка и кончается заднепроходным отверстием. Различают тонкую и толстую кишки. Первая подразделяется на короткую двенадцатиперстную кишку, тощую и подвоздушную, вторая - на слепую кишку, ободочную (восходящую, поперечную, нисходящую, сигмовидную) и прямую.
Двенадцатиперстная кишка прилежит непосредственно к желудку, являясь его продолжением, и переходит в тощую кишку. Она граничит в своей верхней, нисходящей и горизонтальной части с головкой поджелудочной железы, а в восходящей – с ее телом, находится вблизи правой доли печени, аорты, правого надпочечника, нижней полой вены. Общая длина двенадцатиперстной кишки 27-30 см, диаметр от 3 до 5 см.
Слизистая оболочка – наиболее важная функциональная часть тонкой кишки, покрыта пальцевидными выпячиваниями – ворсинками, которые обеспечивают всасывание продуктов пищеварения. В верхних частях двенадцатиперстной кишки ворсинок больше (слизистая оболочка образует циркулярные складки); в нисходящей части, помимо циркулярных, имеется продольная складка, заканчивающаяся фатеровым (большим) сосочки двенадцатиперстной кишки, на которым открывается общий желудочный проток и проток поджелудочной железы. Выше фатерова сосочка двенадцатиперстной кишки, где открывается добавочный проток поджелудочной железы. В стенке тонкой кишки имеется большое количество желез, выделяющих кишечный сок, многочисленные ворсинки помогают всасывать переваренную пищу. Протяжность тонкой кишки в среднем 4,5 м, диаметр ее постепенно суживается по направлению к толстой кишке – от 4,5-5 до 2,7-3 см.
Толстая кишка имеет длину в среднем 150 см, диаметр в начальном отделе 7-14 см, в конечном отделе 4-6 см. Стенка, как и тонкая, состоит из 3 оболочек: серозной, мышечной, слизистой. В мышечной оболочке продольный слой не полный и образует три ленты, между которыми создается выпячивания. Слизистая оболочка толстой кишки вместе с остальными слоями стенки образует полулунные складки, ворсинок не имеет.
Прямая кишка – конечная пищеварительной системы, проходит через тазовое дно, заканчивается заднепроходным отверстием. В верхнем ее отделе образуется расширение- ампула, в стенке нижнего отдела (анальный канал) находится геморроидальное венозное сплетение, где при определенных условиях может возникнуть геморрой.
Кишечник осуществляет две основные функции: пищеварительную и двигательную. Оказывает регуляторное влияние на пищеварительную систему посредством гормонов, выделяемых слизистой оболочкой. В тонкой кишке происходят основные этапы сложного процесса расщепления и всасывания пищевых веществ (белков, жиров и углеводов). Толстая кишка разнообразными активными движениями способствует передвижению содержимого и продвижению его к прямой кишке. В толстой кишке заканчивается всасывание переваренной пищи и главным образом воды, а также расщепляются оставшиеся вещества под влиянием ферментов, поступающих из тонкой кишки, и бактерий, населяющих толстую кишку.
Слюнные железы. В слизистой оболочке полости рта располагаются мелкие слюнные железы. Сюда же открываются протоки трех пар больших слюнных желез: околоушной, подъязычной, подчелюстной. Все эти железы выделяют слюну - более 1 л в сутки. Слюна смачивает пищу, смывает со слизистой оболочки вредные или посторонние вещества. Слюна содержит до 99,4% воды и имеет слабокислую или слабощелочную реакцию. В ее состав входят ферменты, вещество, придающие ей клейкость и убивающие бактерии. Под действием ферментов содержащий в пище крахмал расщепляется на более простые молекулы – до глюкозы.
Попав в рот, пища раздражает многочисленные рецепторы (температурные, вкусовые, осязательные), и мы ощущаем ее вкус, температуру, перемещение. Раздражение рецепторов также вызывает рефлексы жевания и отделения слюны. Эти рефлексы носят характер безусловных.
В то же время в течение жизни у человека вырабатываются и условные слюноотделительные рефлексы в ответ на запах пищи, ее вид и другие раздражители.
Печень является самой большой пищеварительной железой (вес примерно 1,5 кг), она располагается в верхней части брюшной полости, большая часть справа. Верхняя поверхность печени выпуклая и прилежит к диафрагме; нижняя обращена к органам брюшной полости, здесь расположены так называемые ворота печени - место входа в нее кровеносных сосудов, нервов и выхода лимфатических сосудов и желчных протоков. Вблизи ворот печени в специальном ложе находится желчный пузырь. Печень делят на две доли: большую правую и меньшую – левую. Основная часть печени покрыта брюшиной, под которой находится тонкая фиброзная капсула. Она охватывает печень со всех сторон, входит в области ворот в ее веществе, а затем и в тонкие прослойки, разделяющие печень на дольки. Основным клеточным элементом печени являются печеночные клетки, или гепатоциты, расположенные в виде балок, идущих радиально от центра к периферии долек. Гепатоциты выполняют многочисленные функции: поглотительную и выделительную, участие в обменных процессах, накопление различных веществ и других. Это обеспечивается обилием особых включений и специализацией отдельных частей клеточных мембран гепатоцитов. В гепатоците выделяют два полюса. На одном происходит всасывание различных веществ, продуктов обмена, на другом осуществляется выделение желчи и других веществ. В состав долек входят и кровеносные капилляры, берущие начало из артерии и вены. Система кровообращения в печени уникальна: по печеночной артерии притекает артериальная кровь, по воротной вене - венозная, а отекает от печени венозная кровь в нижнюю полую вену.
Желчные капилляры, расположенные между пластинками печеночных клеток дают начало системе желчных путей. По желчным канальцам желчь поступает во внутрипеченочные желчные протоки, которые, постепенно сливаясь, образуют правый и левый печеночные протоки, а они, в свою очередь, обычно уже вне печени, сливаются в общий печеночный проток. От желчного пузыря начинается пузырный проток, который соединяется с общим печеночным протоком, образуя общий желчный проток. Последний проходит в печеночно-двенадцатиперстной связке и открывается в просвет нисходящей части двенадцатипёрстной кишки. При прохождении через стенку кишки общий желчный проток образует веретенообразное расширение с небольшим ее выпячиваем - фатеров сосочек, в котором расположено мышечное образование (жом), регулирующее поступление желчи в двенадцатиперстную кишку. Печень принимает участие в процессе обмена веществ, в синтезе белков крови, некоторых факторов свертывания крови, обезвреживает вредные для организма вещества. Она накапливает (депонирует) питательные вещества, витамины, вырабатывает желчь, способствующую расщеплению и усвоению жиров.
Желчный пузырь прилежит к нижней поверхности печени, так называемой пузырной ямке, покрыт брюшиной только с нижней поверхности, имеет грушевидную форму и делится условно на дно, тело и шейку. Дно выступает из-под нижнего края печени и прилежит к передней брюшной стенке, шейка пузыря обращена сзади и кверху и переходит в пузырный проток. Емкость желчного пузыря 30-70 мл. Движение желчи по желчным путям осуществляется благодаря ее давлению и сокращению желчного пузыря. Функция желчевыводящей системы регулируется нейрогуморальной системой организма и зависит от функционального состояния соседних органов (например, двенадцатиперстной кишки).
Поджелудочная железа-орган внешней и внутренней секреции. Она имеет форму трехсторонней изогнутой призмы серовато-розового цвета, вес 60-115 г, занимает наиболее глубокое место на задней брюшной стенке и располагается позади желудка. В поджелудочной железе различают головку, тело и хвост. Головка расположена в изгибе двенадцатиперстной кишки, тело железы простирается влево, постепенно переходя в хвост, который достигает ворот селезенки и соприкасается с левой почкой. Внутри поджелудочной железы через всю ее длину проходит проток поджелудочной железы, который впадает совместно с общим желчным пророком через фатеров сосочек в двенадцатиперстную кишку. Кроме него, нередко встречается добавочный проток поджелудочной железы, впадающий через малый сосочек двенадцатиперстной кишки. Помимо поджелудочной железы, могут встречаться добавочные железистые образования, расположенные преимущественно в стене желудка, реже в селезенке. Поджелудочная железа в основном состоит из железистой ткани, которая образует дольки характерной формы размером от 2 до 5 мм, отделенные друг от друга прослойками соединительной ткани. Эта железа выделяет панкреатический сок, обладающий большой ферментативной силой в отношении всех основных частей пищи (внешняя секреция). Попадая в кишечник вместе с желчью и кишечным соком, этот сок продолжает процесс пищеварения, начатый слюной и желудочным соком. Ферментами панкреатического сока являются. Амилаза расщепляет крахмал и гликоген до дисахаридов; липаза, значительно активированная желчными кислотами,- нейтральные жиры до жирных кислот и глицерина. Протеазы активируясь в тонкой кишке, расщепляют белки до аминокислот. Выделительная функция поджелудочной железы регулируется двумя механизмами — нервными, гуморальным (через жидкую среду организма). Внешнесекреторная функция чрезвычайно важна для пищеварения, при ее ограничении или выпадении нарушается переваривание жиров и белков, в меньшей степени - углеводов. Внутрисекреторная деятельность железы связана в основном с выработкой инсулина и глюкагона. Недостаточная выработка поджелудочной железой инсулина ведет к развитию такого грозного заболевания, как диабет сахарный.
Питание – это одно из свойств всего живого на земле. Процесс переваривания пищи характерен уже даже для одноклеточных животных. Пищеварительная система человека, как наиболее организованного организма, наиболее сложна, однако, она сформировалась постепенно и имеет черты характерные для других живых организмов. Рассмотрим основные этапы эволюции пищеварительной системы.
Внутриклеточное пищеварение осуществляется специальными органоидами – лизосомами, крошечными пузырьками, содержащими пищеварительные ферменты.
Впервые кишечная полость появляется у кишечнополостных животных, наблюдается двойной способ переваривания пищи: полостное пищеварение и пристеночное пищеварение, что обеспечивает большую усвояемость питательных веществ, а значит и большую энергетическую эффективность. Кишечник остается слепо замкнут еще у плоских червей, а органы пищеварения начинают дифференцироваться именно у этих животных.
Органы пищеварения плоского червя выполняют строго определенные функции. Рот - это ловчий аппарат: через рот глотка может выталкиваться наружу, проникать внутрь добычи, высасывать ее содержимое. Переваривание пищи происходит в разветвлениях кишечника, который заканчивается слепо. Не переваренные остатки пищи выбрасываются через рот наружу. Так, глотка– орган для захвата пищи и проведения ее в кишечник, а кишечник – орган, в котором переваривается пища.
У круглых червей кишечник становиться проходным.
Постепенно эволюция пищеварительной системы была направлена на дифференциацию отделов кишечника и на развитие пищеварительных желез. Впервые печень - как орган появляется у моллюсков.
Для паукообразных, характерно наружное пищеварение, яд, выделяемый железами является одновременно пищеварительным соком. У членистоногих желудок разделяется на два отдела: железистый и мускулистый. Мускулистый обеспечивает перетирание пищи, в связи с отсутствием зубной системы, а железистый – выделение пищеварительных соков.
Пищеварительная система хордовых является наиболее сложной, развивается зубная система. Появляются слюнные железы, обеспечивающие пищеварение уже во рту.
Таким образом, развитие пищеварительной системы в животном мире происходило поэтапно, зависело от способа питания и перевариваемой пищи. Появление пищеварительных желез обеспечило переваривание как растительной, так и животной пищи. Однако некоторые органы утратили у человека свое первоначальное значение, например, слепая кишка и аппендикс не выполняют первоначальной роли.
Сегодня установлено, что растительная пища характеризуется полным отсутствием витаминов В12 и D относительно низким содержанием белков и дефицитом некоторых незаменимых аминокислот. Сырая пища плохо поддается перевариванию пищеварительных ферментов, очевидно, что на переваривание сырой пищи у древних людей уходило слишком много сил, в результате такого питания развитие человека происходило медленно. С появлением огня в жизни первобытного человека произошли и радикальные изменения в питании. Человек смог использовать не только новые виды растений, но и мясо некоторых животных.. Значительно улучшилось питание когда человек научился охотиться на животных и птиц, ловить рыбу, заниматься земледелием. Все эти изменения сыграли положительную роль в совершенствовании умственных и физических способностей человека.
Пищеварительные ферменты не одинаково активны у людей различных групп крови. В одних из последних исследованиях установлено, что люди первой группы крови появились на земле первыми, и для них было характерно хищничество, а значит и потребление ими мяса эволюционно обусловлено, четвертая же группа крови самая «молодая», люди с этой группой крови больше склоны к растительной пище. То есть особенности пищеварения запрограммированы в генетическом аппарате клетки и обусловлены эволюционно.
Заболевания пищеварительной системы широко распространены среди населения. Характер и частота их зависят от географических, социальных условий, исторически сложившегося образа жизни и особенностей питания, от гигиенического воспитания и культуры населения, уровня развития здравоохранения. Причины заболеваний и механизмы их развития чрезвычайно сложны и многообразны.
Причиной заболевания пищеварительной системы нередко служат пищевые отравления, вызванные употреблением некачественных пищевых продуктов, попаданием с пищей химических агентов, оказывающих разрушающее или раздражающее действие на структуру и функцию органов. Особое внимание в настоящее время привлекают острые отравления препаратами бытовой химии, ядохимикатами, а среди причин хронической интоксикации - злоупотребление алкогольными напитками, их суррогатами и бесконтрольный прием лекарств, при самолечении.
Хронический алкоголизм, как правило, сочетается со многими тяжелыми расстройствами деятельности органов Пищеварительной системы (панкреатит, гастрит, цирроз печени). Алкоголь вызывает раздражение слизистой оболочки и железистой ткани органов желочно-кишечного тракта, изменяет кислотность желудочного сока, угнетает ферментные системы, дезорганизует нормальную деятельность клеток печени, нарушает обмен веществ, приводит к дефициту витаминов и так далее. Пагубную роль в развитии язвенной болезни и других заболеваний желочно-кишечного тракта играет курение. При этом кровеносные сосуды суживаются, усиливается сокоотделение, нарушаются нервные регуляторные процессы. У некоторых людей систематическое употребление ряда лекарств может оказать вредное действие на слизистую оболочку желудка, на органы Пищеварительной системы, вызывая тошноту, изжогу, запоры.
Реальную опасность представляют так называемые эликсиры здоровья знахарей, за которыми скрываются несовместимые биологические наборы или смеси случайных, нередко вредных трав или химических веществ.
Основными правилами рационального и правильного питания являются: частый (не менее 4 раз вдень) прием пищи, потребление пищи небольшими порциями, основными приемами пищи считается завтрак и обед, потреблять необходимо только свежее приготовленные блюда, включать в питание сырые овощи и фрукты.
Цель анализа: установление соответствия между физиологическими потребностями растущего организма и реальным потреблением пищи. Для анализа нами было изучено меню, случайно выбранных дней.
Согласно санитарных требований к организации здорового питания на завтрак должно потребляться до 25% суточной нормы питательных веществ, на обед до – 35%.
Меню составляется ежедневно, на основе примерного меню для школьников, блюда, включаемые в меню, рекомендованы специальным сборником для школьного питания.
В меню имеется завтрак и обед, указан выход блюда и его цена. Форма меню привлекательная, имеются необходимые утверждения: врачом, шеф-поваром, директором школы. Не заполнена графа калорийность, что не позволяет сразу проанализировать удовлетворение детей в суточной потребности питательными веществами (Приложение 1).
Анализ показал, что, согласно школьного меню, общее количество потребляемой пищи составляет от 45% до 50%. Норма потребления белков, жиров и углеводов незначительно, но снижена (Таблица 1,2).
Таблица 1. Анализ меню школьной столовой на 26 февраля 2010 года
Завтрак | Белки | Жиры | Углеводы | Калории |
1.Чай с сахаром | - | - | 14,32 | 58,5 |
2.Тефтели из говядины | 14,6 | 11,8 | 13,6 | 220 |
3.Гречка рассыпчатая | 6,0 | 1,6 | 31,2 | 167 |
4.Хлеб с маслом сливочным | 3,82 | 4,42 | 24,82 | 127,2 |
Обед | ||||
1.Компот из сухофруктов | 0,36 | - | 23 | 95 |
2.Салат из свежей капусты | 0,6 | 2,81 | 2,05 | 37,16 |
3.Суп-лапша домашняя | 5 | 5,2 | 10,3 | 112,6 |
4.Курица варенная | 11,57 | 4,29 | - | 87,1 |
5.Пюре картофельное | 2,41 | 3,28 | 19,6 | 121,22 |
6.Хлеб | 3,8 | 0,5 | 24,8 | 90,5 |
Итог: | 48,2 | 33,9 | 163,7 | 1116,3 |
Норма | 77 | 79 | 335 | 2350 |
% от суточной нормы | 62,5% | 43% | 48,9% | 47,5% |
Таблица 2. Анализ меню на 1 марта 2010 года
Завтрак | Белки | Жиры | Углеводы | Калории |
1.Чай с сахаром | - | - | 14,32 | 58,5 |
2.Каша пшенная молочная с маслом сливочным | 2,9 | 1,4 | 14,9 | 85 |
3.Хлеб | 3,8 | 0,5 | 24,8 | 90,5 |
4.Карамель | - | - | 35 | 95 |
Обед | ||||
1.Напиток из шиповника | 0,2 | - | 17,32 | 71,2 |
2.Салат из морской капусты с яйцом | 1,3 | 0,1 | 7,1 | 33 |
3.Щи из свежей капусты | 5,8 | 23,1 | 34,3 | 270 |
4.Котлета из говядины | 14,6 | 11,8 | 13,6 | 220 |
5.Картофельное пюре | 2,41 | 4,1 | 22,4 | 140,8 |
5.Хлеб | 3,8 | 0,5 | 24,8 | 90,5 |
Итог: | 34,8 | 41,5 | 208,5 | 1154,5 |
Норма | 77 | 79 | 335 | 2350 |
% от суточной нормы | 45,2% | 52,5% | 62,3% | 49,1% |
В рационе питания преобладают углеводы, что обеспечивает организм энергией. Меню же на 26 февраля содержит достаточное количество белков, необходимых для растущего организма, достаточное количество углеводов, но недостаточно жиров (в среднем процент от суточной нормы должен быть – 50)
Меню 1 марта содержит слишком много углеводов и недостаточное количество белков. Сбалансированный рацион питания, вот главная задача.
Мы попытались разработать меню для школьной столовой соответствующее требованиям санитарных норм и правил, с учетом суточной потребности в питательных веществах детей школьного возраста, для составления меню использовались блюда, предложенные для школьного питания (Приложение 2). По составленному меню была подсчитана энергетическая ценность продуктов. Полученное меню мы предложили использовать в школьной столовой.
Заключение
Пищеварительная система, является наиболее сложной системой человеческого организма. Она представлена пищеварительным трактом и пищеварительными железами, развитие пищеварительной системы обусловлено эволюционно.
От того как питается человек зависит его здоровье. Проблема правильного и рационального питания волнует человеческое общество достаточно давно. Разработаны правила питания, которые обоснованы с физиологической точки зрения, однако до сих пор очень сложно найти на планете хотя бы один народ, питающийся абсолютно правильно. Питание человека зависит от возраста, места его проживания, финансовых возможностей и многого другого, однако существуют общие правила, которых необходимо придерживаться каждому человеку.
Основы здорового питания изучаются в школе, питаясь в школьной столовой, дети не только утоляют чувство голода, но и должны получать необходимые питательные вещества для роста и развития. Существуют специальные нормы и правила, утвержденные законодательством, что можно, а чего нельзя использовать в школьном питании.
Анализ реального меню школьной столовой показал, что основные правила школьного питании соблюдаются, но недостаточно просчитывается калорийность и учитывается суточная потребность детского организма в питательных веществах.
Меню должно быть разнообразно и вкусно. Мы попытались разработать такое меню для школьной столовой, и считаем его приемлемым для использования в школе. В рацион включены как продукты растительного так и животного происхождения, учтены суточная потребность в белках, жирах и углеводах, а также энергетическая ценность продуктов.
Работа будет интересна школьникам при изучении правил рационального и правильного питания, полезна для технологов школьных столовых, а также тем, кому интересно как составить и меню для себя и получить необходимые питательные вещества.
Список литературы
Приложение 2
Меню для школьной столовой
1 день (понедельник)
Завтрак
1. Каша гречневая вязкая с маслом
2. Кофейный напиток
3. Булка с маслом и сыром
4.Яблоко
5. Хлеб
Обед
1.Щи из квашенной капусты на мясном бульоне со сметаной
2.Блинчики с мясной подливой
3.Салат из свежих овощей
4.Сок морковный
5.Ватрушка с яблоками
6.Хлеб
2 день (вторник)
Завтрак
1. Картофельное пюре с подливой из тертой печени
2. Салат зеленый с огурцами
3.Чай
4. Булка с маслом
5. Хлеб
Обед
1.Суп овсяный с мясом и сметаной
2.Тефтели с мясом и рисом в соусе.
3.Салат из помидоров
4.Сельдь с луком
5.Кисель вишневый
6.Печенье овсяное
7. Хлеб
3 день (среда)
Завтрак
1. Сосиска молочная
2. Винегрет
3. Напиток из плодов шиповника
4. Сушки сдобные
5. Хлеб
Обед
1. Салат из капусты и моркови
2. Куринный бульон с лапшой
3. Рагу из кур с овощами, огурец соленый
4. Печеночные котлеты с макаронами
5. Компот из сухофруктов
6. Яблоко
7. Хлеб
4 день (четверг)
Завтрак
1. Каша овсяная
2.Какао
3. Хлеб
Обед
1.Суп-пюре картофельный с яйцом и сметаной
2.Тефтели с мясом и рисом в соусе, помидор
3.Пластинки с мясной подливой
4.Хлеб
5 день (пятница)
Завтрак
1.Творг с изюмом и сметаной
2.Каша овсяная молочная
3.Чай
4.Булка с джемом
5.Хлеб
Обед
1.Суп перловый с мясом и сметаной
2.Котлета жаренная без панировки с зеленым горошком и свеклой
4.Салат зимний
3.Сок морковный
4.Хлеб
6 день (суббота)
Завтрак
1.Сарделька
2.Вермишель
3.Чай с молоком
4.Сухари сдобные
5.Хлеб
Обед
1.Рассольник со сметаной
2.Котлеты рыбные запеченные
3.Картофельное пюре
4.Салат из квашенной капусты
5.Яблоки
6.Напиток из плодов шиповника
7.Ватрушка с творогом
8.Хлеб
РАСКЛАД МЕНЮ И ПОДЧЕТЫ.
1 день (понедельник)
Расклад | Вес брутто, г | Белки | Жиры | Углеводы | Калории |
Завтрак | |||||
Крупа гречневая | 30 | 3,15 | 0,69 | 19,08 | 97,5 |
Масло сливочное | 3 | 0,01 | 2,35 | 0,01 | 22,02 |
Кофейный нвпиток | 1,0 | - | - | - | - |
Молоко | 150 | 4,2 | 4,65 | 6,75 | 93 |
Сахар | 15 | - | - | 14,32 | 58,15 |
Булка | 20 | 1,4 | 0,14 | 9,98 | 48 |
Масло сливочное | 5 | 0,02 | 3,92 | 0,02 | 36,7 |
Сыр голландский | 20 | 4,18 | 4,72 | 0,4 | 62,6 |
Хлеб | 20 | 1,32 | 0,22 | 9,08 | 44,6 |
Яблоко | 0,2 | - | 10,1 | 42,0 | |
Итог: | 14,48 | 16,69 | 69,34 | 504,57 | |
Обед | |||||
Капуста квашенная | 55 | 0,38 | - | 1,76 | 8,8 |
Картофель | 40 | 0,48 | - | 5,6 | 24,8 |
Морковь | 12 | 0,12 | - | 0,73 | 3,48 |
Петрушка | 5 | 0,04 | - | 0,39 | 1,8 |
Лук репчатый | 10 | 0,23 | - | 0,77 | 4,1 |
Томат | 4 | 0,16 | - | 0,8 | 3,84 |
Мука | 1 | 0,09 | 0,01 | 0,69 | 3,17 |
Масло сливочное | 3 | 0,01 | 2,35 | 0,01 | 22,02 |
Сметана | 10 | 0,21 | 2,82 | 0,31 | 28,4 |
Зелень | 3 | 0,07 | - | 0,19 | 1,1 |
Мука | 32 | 2,97 | 0,32 | 22,3 | 101,34 |
Молоко | 80 | 2,24 | 2,48 | 3,6 | 49,6 |
Яйцо | ¼ | 1,12 | 1,21 | 0,03 | 15,85 |
Сахар | 3 | - | - | 2,86 | 11,7 |
Мясо | 70 | 9,24 | 1,82 | - | 54,6 |
Лук репчатый | 15 | 0,34 | - | 1,15 | 6,15 |
Масло растительное | 3 | - | 2,81 | - | 26,16 |
Масло сливочное | 4 | 0,02 | 3,14 | 0,02 | 29,2 |
Капуста свежая | 40 | 0,48 | - | 1,64 | 8,8 |
Лук зеленый | 5 | 0,04 | - | 0,16 | 0,85 |
Сахар | 1 | - | - | 0,95 | 3,9 |
Укроп | 2 | 0,02 | - | 0,1 | 0,56 |
Масло растительное | 3 | - | 2,81 | - | 26,16 |
Хлеб | 30 | 1,98 | 0,32 | 13,62 | 66,8 |
Сок морковный | 100 | 1,2 | 0,4 | 11,4 | 55,0 |
Ватрушка с яблоками | 3,5 | 3,55 | 31,4 | 147,8 | |
Итог: | 24,94 | 24,06 | 100,55 | 705,97 | |
Обед+завтрак | 39,42 | 40,75 | 169,89 | 1210,54 | |
Норма | 77 | 79 | 335 | 2350 | |
Процент | 51,2% | 51,6% | 50,7% | 51,5% |
2 день (вторник)
Завтрак | Вес брутто | белки | жиры | углеводы | каллорийность |
Печень | 70 | 9,52 | 1,89 | - | 56,7 |
Масло сливочное | 4 | 0,02 | 3,14 | 0,02 | 29,2 |
Мука | 2 | 0,18 | 0,02 | 1,39 | 6,24 |
Бульон | 20 | - | - | - | - |
Сметана | 5 | 0,1 | 1,41 | 0,15 | 14,2 |
Картофель | 150 | 1,8 | - | 21 | 93 |
Молоко | 30 | 0,84 | 0,93 | 1,35 | 18,6 |
Масло сливочное | 4 | 0,02 | 3,14 | 0,02 | 29,2 |
Салат зеленый | 30 | 0,27 | - | 0,42 | 2,7 |
Огурец свежий | 30 | 0,21 | - | 0,81 | 4,2 |
Яйцо | 1/10 | 0,45 | 0,48 | 0,01 | 6,35 |
Сахар | 2 | - | - | 1,91 | 7,8 |
Масло растительное | 3 | - | 2,81 | - | 26,16 |
Чай | 0,2 | - | - | - | - |
Сахар | 15 | - | - | 14,32 | 58,5 |
Булка | 20 | 1,4 | 0,14 | 9,98 | 48 |
Масло сливочное | 5 | 0,02 | 3,92 | 0,02 | 36,7 |
Хлеб | 20 | 1,32 | 0,22 | 9,08 | 44,6 |
Итог: | 15,7 | 18,1 | 60,48 | 482,15 | |
Обед | |||||
Мясо | 30 | 3,96 | 0,78 | - | 23,4 |
Картофель | 50 | 0,6 | - | 7 | 31 |
Капуста | 30 | 0,36 | - | 1,23 | 6,6 |
Морковь | 15 | 0,15 | - | 0,91 | 4,35 |
Лук репчатый | 5 | 0,11 | - | 0,38 | 2,05 |
Кабачки | 30 | 0,99 | - | 0,72 | 3,3 |
Зелень | 3 | 0,04 | - | 0,15 | 0,84 |
Масло сливочное | 5 | 0,02 | 3,92 | 0,02 | 36,7 |
Сметана | 5 | 0,1 | 1,41 | 0,15 | 14,2 |
Мясо | 70 | 9,24 | 1,82 | - | 54,6 |
Мука | 2 | 0,18 | 0,02 | 1,39 | 6,24 |
Рис | 10 | 0,63 | 0,09 | 7,11 | 32,6 |
Лук репчатый | 12 | 0,27 | - | 0,92 | 4,9 |
Масло сливочное | 7 | 0,03 | 5,49 | 0,03 | 51,3 |
Томат | 5 | 0,04 | - | 0,17 | 0,9 |
Мука | 3 | 0,28 | 0,03 | 2,09 | 9,51 |
Сметана | 10 | 0,21 | 2,82 | 0,31 | 28,4 |
Помидоры | 50 | 0,2 | - | 1,7 | 7,5 |
Зелень | 3 | 0,07 | - | 0,19 | 1,1 |
Масло раст. | 7 | - | 6,55 | - | 52,32 |
Хлеб | 40 | 2,64 | 0,44 | 18,6 | 89,2 |
Сельдь | 40 | 3,12 | 3,48 | - | 28,8 |
Лук | 10 | 0,08 | - | 0,33 | 1,7 |
Вишни | 50 | 0,3 | - | 5,15 | 22 |
Крахмал | 8 | 0,06 | - | 6,48 | 26,8 |
Сахар | 15 | - | - | 14,32 | 58,5 |
Печенье всяное | 2,04 | 7,6 | 13,12 | 85 | |
Итог: | 25,74 | 34,48 | 85,55 | 683,8 | |
Общая сумма: | 41,44 | 52,58 | 146,03 | 1165,95 | |
Норма | 77 | 79 | 335 | 2350 | |
Процент | 53,8% | 66,6% | 42,7% | 49,6% |
3 день (среда)
Завтрак | Масса, брутто | белки | жиры | углеводы | калорийность |
Сосиска | 50 | 0,2 | 4,7 | 0,65 | 71,5 |
Морковь | 27 | 0,27 | - | 1,64 | 7,83 |
Свекла | 40 | 0,32 | - | 3,32 | 14,8 |
Картофель | 60 | 0,72 | - | 8,4 | 37,2 |
Огурец соленый | 30 | 0,18 | - | 0,33 | 2,1 |
Капуста квашенная | 20 | 0,14 | - | 0,64 | 3,2 |
Лук репчатый | 12 | 0,27 | - | 0,92 | 4,9 |
Лук зеленый | 15 | 0,12 | - | 0,49 | 2,55 |
Масло растительное | 7 | - | 6,55 | - | 61,04 |
Шиповник | 10 | 0,4 | - | 6 | 25,3 |
Сахар | 10 | - | - | 9,55 | 39 |
Сушки | 20 | 1,92 | 0,24 | 13,94 | 67,2 |
Хлеб | 20 | 1,32 | 0,22 | 9,08 | 44,6 |
Итог: | 11,86 | 11,71 | 54,96 | 381,22 | |
Обед | |||||
Капуста свежая | 30 | 0,36 | - | 1,23 | 6,6 |
Сахар | 0,5 | - | - | 0,47 | 1,95 |
Масло растительное | 2 | - | 1,86 | - | 17,44 |
Курица | 40 | 3,56 | 1,32 | - | 26,8 |
Картофель | 110 | 1,32 | - | 15,4 | 68,2 |
Лапша | 10 | 0,93 | 0,08 | 7,09 | 33,6 |
Морковь | 18 | 0,09 | - | 0,66 | 2,9 |
Лук репчатый | 7 | 0,16 | - | 0,53 | 2,87 |
Зелень | 3 | 0,04 | - | 0,15 | 0,84 |
Масло слив. | 3 | 0,02 | 2,35 | 0,02 | 22,02 |
Курица | 100 | 8,9 | 3,3 | - | 67 |
Морковь | 27 | 0,27 | - | 1,64 | 7,83 |
Лук репчатый | 15 | 0,34 | - | 1,15 | 6,15 |
Томат | 5 | 0,2 | - | 0,99 | 4,8 |
Мука | 5 | 0,46 | 0,05 | 3,48 | 15,8 |
Масло сливочное | 10 | 0,04 | 7,85 | 0,05 | 73,4 |
Зеленый горошек | 25 | 0,65 | 0,05 | 1,7 | 1 |
Белые коренья | 5 | 0,04 | - | 0,39 | 1,8 |
Огурец солен. | 30 | 0,18 | - | 0,33 | 2,1 |
Печень говяжья мороженная | 90 | 12,33 | 2,43 | - | 72,3 |
Булка | 20 | 1,4 | 0,14 | 9,98 | 48,0 |
Масло топленое | 5 | - | 4,67 | - | 43,45 |
Макароны | 40 | 3,72 | 0,32 | 28,36 | 134,4 |
Масло сливочное | 2 | 0,01 | 1,57 | 0,01 | 14,6 |
Хлеб | 40 | 2,64 | 0,44 | 18,16 | 89,2 |
Сухофрукты | 20 | 0,36 | - | 8,48 | 36,2 |
Сахар | 15 | - | - | 14,32 | 58,5 |
Яблоко | 100 | 0,2 | - | 10,1 | 42,0 |
Итог: | 38,22 | 26,43 | 125,35 | 904,35 | |
Общая сумма: | 50,08 | 38,14 | 180,31 | 1285,57 | |
Норма | 77 | 79 | 335 | 2350 | |
Процент | 65% | 48,3% | 53,8% | 54,7% |
4 день (четверг)
Завтрак | Масса брутто | белки | жиры | углеводы | калорийность |
Молоко | 100 | 2,8 | 3,1 | 4,5 | 62 |
Крупа овсяная | 10 | 1,08 | 0,6 | 6,11 | 35,1 |
Крупа манная | 10 | 0,95 | 0,07 | 7,01 | 33,3 |
Сахар | 5 | - | - | 4,77 | 14,5 |
Масло сливочное | 3 | 0,01 | 2,35 | 0,01 | 22,02 |
Кофе | 1 | - | - | - | - |
Хлеб | 20 | 1,32 | 0,22 | 9,08 | 44,6 |
Итог: | 6,16 | 6,34 | 31,48 | 211,52 | |
Обед | |||||
Картофель | 100 | 1,4 | - | 17 | 75 |
Морковь | 30 | 0,3 | - | 1,82 | 8,7 |
Лук репчатый | 5 | 0,11 | - | 0,38 | 2,05 |
Яйцо | 1/4 | 1,12 | 1,21 | 0,03 | 15,85 |
Масло сливочное | 5 | 0,02 | 3,92 | 0,02 | 36,7 |
Сметана | 5 | 0,1 | 1,41 | 0,15 | 1,42 |
Помидор | 50 | 0,2 | - | 1,7 | 7,5 |
Мясо | 70 | 9,24 | 1,82 | - | 54,6 |
Мука | 2 | 0,18 | 0,02 | 1,39 | 6,24 |
Рис | 10 | 0,63 | 0,09 | 7,11 | 32,6 |
Лук репчатый | 12 | 0,27 | - | 0,92 | 4,9 |
Томат | 7 | 0,03 | 5,49 | 0,03 | 51,3 |
Мука | 5 | 0,04 | - | 0,17 | 0,9 |
Сметана | 3 | 0,28 | 0,03 | 2,09 | 9,51 |
Мука | 40 | 3,72 | 0,4 | 27,88 | 126,8 |
Яйцо | 1/5 | 0,9 | 0,97 | 0,03 | 12,7 |
Молоко | 50 | 1,4 | 1,55 | 2,55 | 31,0 |
Сахар | 3 | - | - | 2,86 | 11,7 |
Мясо | 50 | 10,56 | 2,08 | - | 62,4 |
Лук репчатый | 10 | 0,23 | - | 0,77 | 4,1 |
Масло растительное | 5 | - | 14,69 | - | 43,6 |
Масло сливочное | 5 | 0,02 | 3,92 | 0,02 | 36,7 |
Хлеб | 40 | 2,64 | 0,44 | 18,6 | 89,2 |
Чай | 0,2 | - | - | - | - |
Зефир | 20 | - | - | 15,12 | 62 |
Сахар | 15 | - | - | 14,32 | 58,5 |
Итог: | 33,39 | 38,04 | 114,96 | 845,97 | |
Общая сумма: | 39,55 | 44,38 | 146,44 | 1057,49 | |
Норма | 77 | 79 | 335 | 2350 | |
Процент | 51,4% | 56,2% | 43,7% | 45% |
5 день (пятница)
Завтрак | масса, брутто | белки | жиры | углеводы | калорийность |
Творог пастеризован. | 80 | 9,6 | 6,8 | 2,64 | 112,8 |
Изюм | 5 | 0,06 | - | 3,1 | 12,95 |
Молоко | 30 | 0,84 | 0,93 | 1,36 | 18,6 |
Сахар | 5 | - | - | 4,77 | 19,5 |
Сметана | 5 | 0,1 | 1,41 | 0,15 | 14,2 |
Крупа овсяная | 30 | 3,24 | 1,8 | 18,33 | 105,3 |
Молоко | 200 | 5,6 | 6,2 | 9,0 | 124,0 |
Сахар | 5 | - | - | 4,77 | 19,5 |
Масло сливочное | 3 | 0,01 | 2,35 | 0,01 | 3,92 |
Булка | 20 | 1,4 | 0,14 | 9,98 | 48 |
Джем | 25 | 0,11 | - | 15,52 | 64 |
Чай | 0,2 | - | - | - | - |
Хлеб | 20 | 1,32 | 0,22 | 9,08 | 44,6 |
Итог: | 22,28 | 19,85 | 78,71 | 587,37 | |
Обед | |||||
Мясо | 30 | 3,96 | 0,78 | - | 23,4 |
Картофель | 30 | 0,42 | - | 5,1 | 22,5 |
Крупа перловая | 10 | 0,75 | 0,11 | 6,92 | 32,5 |
Лук репчатый | 5 | 0,2 | - | 0,38 | 2,05 |
Морковь | 20 | 0,2 | - | 1,22 | 5,8 |
Масло сливочное | 4 | 0,02 | 3,14 | 0,02 | 29,2 |
Сметана | 5 | 0,1 | 1,41 | 0,15 | 14,2 |
Хлеб | 40 | 2,64 | 0,44 | 18,6 | 89,2 |
Сок морковный | 100 | 1 | - | 6,1 | 29 |
Мясо | 90 | 11,88 | 2,34 | - | 70,2 |
Булка | 10 | 0,7 | 0,07 | 4,99 | 24 |
Лук репчатый | 7 | 0,16 | - | 0,53 | 2,87 |
Масло сливочное | 4 | - | 3,74 | - | 34,88 |
Зеленый горошек | 60 | 2,52 | - | 7,62 | 41,4 |
Масло сливочное | 4 | 0,02 | 3,14 | 0,02 | 29,2 |
Свекла | 60 | 0,48 | - | 4,98 | 22,2 |
Сметана | 7 | 0,14 | 1,97 | 0,22 | 19,9 |
Картофель | 60 | 0,72 | - | 8,4 | 37,2 |
Огурцы соленые | 10 | 0,06 | - | 0,11 | 0,7 |
Капуста квашенная | 20 | 0,14 | - | 0,64 | 3,2 |
Лук репчатый | 5 | 0,11 | - | 0,38 | 2,05 |
Масло растительное | 3 | - | 2,81 | - | 26,16 |
Зелень | 3 | 0,07 | - | 0,19 | 1,1 |
Итог: | 26,29 | 19,95 | 66,57 | 548,71 | |
Общая сумма: | 48,57 | 39,8 | 145,28 | 1136,08 | |
Норма | 77 | 79 | 335 | 2350 | |
Процент | 63,1% | 50,8% | 43,4% | 48,3% |
6 день (суббота)
Завтрак | Масса, брутто | белки | жиры | углеводы | каллорийность |
Сарделька | 70 | 8,68 | 6,58 | 0,91 | 100,1 |
Вермишель | 20 | 1,86 | 0,16 | 14,18 | 67,2 |
Масло сливочное | 3 | 0,01 | 2,35 | 0,01 | 22,02 |
Чай | 0,2 | - | - | - | - |
Молоко | 100 | 3,8 | 3,1 | 4,5 | 62 |
Сухари сдобные | 25 | 2 | 2,3 | 17,27 | 91 |
Хлеб | 20 | 1,32 | 0,22 | 9,08 | 44,6 |
Итог: | 16,67 | 14,71 | 45,95 | 386,92 | |
Обед | |||||
Картофель | 50 | 0,6 | - | 7 | 31 |
Лук репчатый | 6 | 0,13 | - | 0,46 | 2,45 |
Петрушка | 3 | 0,02 | - | 0,23 | 1,08 |
Морковь | 6 | 0,06 | - | 0,36 | 1,74 |
Огурцы соленые | 30 | 0,18 | - | 0,33 | 2,1 |
Мука | 1 | 0,09 | 0,01 | 0,69 | 3,17 |
Зелень | 3 | 0,04 | - | 0,15 | 0,84 |
Масло сливочное | 3 | 0,01 | 2,35 | 0,01 | 22,02 |
Сметана | 5 | 0,1 | 1,41 | 0,15 | 14,2 |
Рыба | 145 | 11,6 | 1,8 | - | 71 |
Булка | 15 | 1,05 | 0,1 | 7,48 | 36 |
Молоко | 20 | 0,56 | 0,62 | 0,9 | 12,4 |
Масло сливочное | 7 | - | 6,55 | - | 61,04 |
Картофель | 100 | 1,2 | - | 14 | 62 |
Молоко | 30 | 0,84 | 0,93 | 1,35 | 18,6 |
Масло сливочное | 5 | 0,02 | 3,92 | 0,02 | 36,7 |
Капуста квашенная | 50 | 0,35 | - | 1,6 | 8,0 |
Лук репчатый | 5 | 0,11 | - | 0,38 | 2,05 |
Сахар | 2 | - | - | 1,91 | 7,8 |
Масло растительное | 5 | - | 4,69 | - | 43,6 |
Яблоки | 100 | 0,2 | - | 10,1 | 42 |
Шиповник | 5 | 0,2 | - | 3,0 | 12,65 |
Сахар | 15 | - | - | 14,32 | 58,5 |
Мука | 30 | 2,79 | 0,3 | 10,91 | 954,1 |
Молоко | 10 | 0,28 | 0,31 | 0,45 | 6,2 |
Масло растительное | 3 | 0,01 | 2,35 | 0,01 | 22,02 |
Сахар | 5 | - | - | 4,77 | 19,5 |
Яйцо | 1/8 | 0,56 | 0,6 | 0,02 | 7,9 |
Творог | 40 | 4,8 | 3,4 | 1,32 | 56,4 |
Дрожжи | 2 | 0,32 | 0,02 | 0,1 | 2,02 |
Хлеб | 40 | 2,64 | 0,44 | 18,6 | 89,2 |
Итог: | 28,76 | 29,8 | 83,3 | 778,13 | |
Общая сумма: | 45,43 | 44,51 | 129,25 | 1165,05 | |
Норма | 77 | 79 | 335 | 2350 | |
Процент | 59% | 56,3% | 38,6% | 49,8% |
Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Эдучанская средняя общеобразовательная ш кола» Пищеварительная система и современное питание школьника Автор: Банщикова Екатерина ученица 9 класса Руководитель: Редченко Ольга Ярославовна, учитель биологии п. Эдучанка 2010Слайд 2
Питание – главный фактор, определяющий здоровье питание – основное свойство всего живого; 90% здоровья человека зависит от питания; в кишечнике формируется 75% иммунных сил организма; питание влияет на эмоциональное состояние человека; использование полуфабрикатов, красителей, консервантов нарушает естественный механизм пищеварения; в современном обществе утрачены традиции рационального и правильного питания; ускорение темпа жизни приводит к нарушению требований к организации питания.
Слайд 3
Цель: Изучение особенностей строения пищеварительной системы человека, разработка оптимального меню для школьного питания. Задачи: 1 . Изучить особенности строения пищеварительной системы человека и ее эволюцию. 2. Изучить нормативные требования к организации питания школьников. 3. Выявить основные причины заболевания пищеварительной системы. 4. Проанализировать выборочно соответствие меню школьной столовой, потребностям растущего организма. 5. Разработать меню для питания школьников, отвечающее требования и физиологическим потребностям.
Слайд 4
Пищеварительная система человека Органы пищеварительного тракта: - ротовая полость, - глотка, - пищевод, -желудок, - кишечник (двенадцатиперстная кишка, тонкий кишечник, толстый кишечник, прямая кишка), - анальное отверстие Пищеварительные железы: - слюнные, - желудочные, - кишечные, -печень, - поджелудочная железа
Слайд 5
Основные требования к организации питания школьников Строгий контроль качества пищи; Наличие технологического и холодильного оборудования; Профессиональный состав работников столовой; Наличие обеденного зала и мест для мытья рук; Информационные стенды о рациональном и правильном питании.
Слайд 6
Анкетирование школьников по предпочтению и организации питания в школе. Опрошено 60 учащихся 5-7 классов. Цель опроса: выяснить, что предпочитают есть школьники, и насколько их удовлетворяет организация питания в школе.
Слайд 7
Вывод: 1. Только 40% школьников осознают, что питание влияет на здоровье. 2. 30% удовлетворяют физиологическую потребность
Слайд 8
Вывод: 45% опрошенных предпочитают потратить деньги на другие нужды, что свидетельствует о низком жизненном уровне. При продолжительности перемен в 20 минут, 25% опрошенных не хватает времени поесть 20% опрошенных не привыкли к полезной еде и они считают, что еда невкусная.
Слайд 9
Вывод: Большинство учеников предпочитают пить кока-колу, а есть бутерброды, что говорит о низком уровне культуры здорового питания. Только 10% опрошенных любят каши.
Слайд 10
Вывод: Родители выделяют достаточную сумму денег, чтоб обеспечить здоровое питание ребенка. 40% опрошенных получают более 50 рублей 35% выделенной суммы в 10-20 рублей хватит только на завтрак.
Слайд 11
Распределение энергетической ценности питания Завтрак - 25% Обед – 35% Полдник – 15% Ужин – 25% Паужин – 10% Суточное отношение белков, жиров, углеводов должно составлять 1:1:4
Слайд 12
Анализ меню школьной столовой Завтрак Белки Жиры Углеводы Калории 1.Чай с сахаром - - 14,32 58,5 2.Тефтели из говядины 14,6 11,8 13,6 220 3.Гречка рассыпчатая 6,0 1,6 31,2 167 4.Хлеб с маслом сливочным 3,82 4,42 24,82 127,2 Обед 1.Компот из сухофруктов 0,36 - 23 95 2.Салат из свежей капусты 0,6 2,81 2,05 37,16 3.Суп-лапша домашняя 5 5,2 10,3 112,6 4.Курица вареная 11,57 4,29 - 87,1 5.Пюре картофельное 2,41 3,28 19,6 121,22 6.Хлеб 3,8 0,5 24,8 90,5 Итог: 48,2 33,9 163,7 1116,3 Норма 77 79 335 2350 % от суточной нормы 62,5% 43% 48,9% 47,5%
Слайд 13
Меню для школьной столовой на один день 1. Каша гречневая вязкая с маслом 2. Булка с маслом и сыром 3. Кофейный напиток 4. Яблоко 5. Хлеб Завтрак Обед 1. Салат из свежих овощей с растительным маслом 2. Щи из квашенной капусты на мясном бульоне со сметаной 3. Блинчики с мясной подливой 4. Сок морковный 5. Ватрушка с повидлом 6. Хлеб
Слайд 14
Белки Жиры Углеводы Калории Завтрак 14,48 16,69 69,34 504,57 Обед 24,94 24,06 100,55 705,97 Итог: 39,42 40,75 169,89 1210,54 Процент от суточной нормы 51,2% 51,6% 50,7% 51,5% Анализ, предложенного меню на 1 день Вывод: Меню сбалансировано по суточной норме распределения энергетической ценности Меню содержит продукты, допустимые в школьном питании. Меню обеспечивает энергетическую потребность организма растущего ребенка
Слайд 15
Спасибо за внимание!
На берегу Байкала
Петушок из русских сказок
Этот древний-древний-древний мир!
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Марши для детей в классической музыке