Проблема межнациональных отношений является актуальной в современном мире в связи с плотностью миграционных потоков, трудностями межкультурной коммуникации. В России эта проблема имеет специфику, определяемую историческими, политическими факторами. Волна националистических выступлений в крупных городах, националистическая риторика некоторых публичных выступлений, «бытовой» национализм – все это является реальностью современной общественной жизни России.
Разобраться в причинах и особенностях данного явления, его проявлении на уровне повседневных контактов в малом городе – задача данного исследования.
Актуальность заявленной проблемы обусловила тему нашей работы – «Специфика межнациональных отношений в г. Березовском».
Целью исследования является выявление особенностей межнациональных отношений в малом городе, преобладающих сценариев межкультурного взаимодействия.
Мы предполагаем, что проблема межнациональных отношений в малом городе существует, носит скрытый характер, и пути ее решения возможны на уровне постановки воспитательных задач образовательного учреждения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования мы сформулировали следующие его задачи: изучить теоретические вопросы межнациональных отношений; познакомиться с процессами межкультурного взаимодействия в г. Березовском; выявить взаимосвязь между отношением к представителям других национальностей и фактом наличия межкультурного взаимодействия в среде подростков МБОУ «Лицей №17»; сформулировать предположение о возможных путях коррекции выявленных проблем.
В работе были использованы следующие методы: анализ теоретической литературы; анализ официальных документов; наблюдение; анкетный опрос; интервью; методы статистической и графической обработки полученных данных.
Источники получения сведений: документальные свидетельства; сведения, предоставленные представителями органов власти и общественных организаций; мнение 100 учащихся 6, 8 классов МБОУ «Лицей №17».
Исследование проведено в период с октября по декабрь 2013 г.
Исследовав специфику межнациональных отношений в г. Березовском, мы пришли к следующим выводам.
Преобладающими сценариями межкультурного взаимодействия являются сценарии: ассимиляции (для проживающих в городе длительное время представителей других национальностей); интеграции (это свойственно в основном представителям татарской национальности, чья культура сохраняется общественной организацией; сегрегации (в отношении трудовых мигрантов).
В исследовании отношения к представителями других национальностей установлена взаимосвязь между фактом наличия межкультурного взаимодействия и характером отношения – при наличии факта знакомства опрошенные отмечают в большей степени позитивное отношение. Вместе с тем, более четверти опрошенных отметили негативное отношение к представителям других национальностей.
Это позволяет нам сделать осторожный вывод о скрытом существовании интолерантности в проблеме межнациональных отношений, которая проявляется в мнениях подростков, в меньшей степени подверженных в его выражении фильтрам социальной желательности.
В таком случае, если на взрослое сообщество мы повлиять не в состоянии, то на мнения учащихся образовательное учреждение вполне способно оказывать влияние.
Следовательно, задача формирования толерантности должна быть внесена в воспитательные программы школы и может быть решена через различные формы, знакомящие со спецификой национальных культур.
Вложение | Размер |
---|---|
parisakoyan_rabota.docx | 61.44 КБ |
Департамент образования и науки Кемеровской области
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»
Центр довузовской подготовки
Научно-практическая конференция исследовательских работ учащихся «Эрудит-2014»
социология
СПЕЦИФИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В Г. БЕРЕЗОВСКОМ
Автор: Парисакоян Лала Вардановна
Класс: 10
ОУ: МБОУ «Лицей №17»
Город: Березовский
Научный руководитель: Левина Оксана Евгеньевна, учитель обществознания
КЕМЕРОВО 2014
Оглавление
Введение……………………………………………………………………… | 3 |
Специфика межнациональных отношений на современном этапе……… | 5 |
Изучение особенностей межнациональных отношений на территории Березовского…………………………………………………………………… | 14 |
Заключение…………………………………………………………………….. | 20 |
Список литературы | 21 |
Введение
Проблема межнациональных отношений является актуальной в современном мире в связи с плотностью миграционных потоков, трудностями межкультурной коммуникации. В России эта проблема имеет специфику, определяемую историческими, политическими факторами. Волна националистических выступлений в крупных городах, националистическая риторика некоторых публичных выступлений, «бытовой» национализм – все это является реальностью современной общественной жизни России.
Разобраться в причинах и особенностях данного явления, его проявлении на уровне повседневных контактов в малом городе – задача данного исследования.
Актуальность заявленной проблемы обусловила тему нашей работы – «Специфика межнациональных отношений в г. Березовском».
Целью исследования является выявление особенностей межнациональных отношений в малом городе, преобладающих сценариев межкультурного взаимодействия.
Мы предполагаем, что проблема межнациональных отношений в малом городе существует, носит скрытый характер, и пути ее решения возможны на уровне постановки воспитательных задач образовательного учреждения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования мы сформулировали следующие его задачи:
В работе были использованы следующие методы:
Источники получения сведений:
Исследование проведено в период с октября по декабрь 2013 г.
Специфика межнациональных отношений на современном этапе
В многонациональном государстве составной частью политических отношений являются межнациональные отношения. Межнациональные отношения – это сотрудничество в области дипломатии, идеологии, права, установление тесных и прочных экономических, политических и культурных связей между нациями. [2].
По политическому словарю, межнациональные отношения - взаимодействие нескольких социально-этнических общностей, способствующее развитию отношений между людьми разных национальностей [1].
Исследователи отмечают, что сложности межкультурного взаимодействия во многом объясняются объективными причинами, вызывающими формирование негативных стереотипов, которые не могут быть разрушены директивно. Курс на расширение сферы межличностных контактов может привести к усилению как позитивных, так и негативных переживаний. Поэтому важно определить, при каких условиях межкультурное взаимодействие будет развиваться по конструктивному сценарию [11, с. 279].
Факторами, оказывающими влияние на характер межкультурного взаимодействия являются:
Сложный процесс достижения соответствия (совместимости) с новой культурной средой определяется как межкультурная адаптация. Этапами этого процесса является последовательная смена переживаний от энтузиазма, больших надежд, через нарастание дискомфорта, разочарования, переживание чувства беспомощности, постепенное обретение уверенности к приобретению личностных изменений в ответ на требования среды. Процесс адаптации не является простым приспособлением к среде, для него свойственно U-образное протекание: хорошо – хуже – плохо – лучше – хорошо.
На процесс адаптации влияют такие факторы, как степень сходства / различия между культурами, наличие / отсутствие конфликтов, равенство / неравенство статусов и др.
С. Бочнер выделил наиболее общие сценарии последствий межкультурного взаимодействия:
Дж. Берри выделяет также сценарий маргинализации, при котором группа и ее члены теряют свою культуру, но не устанавливают тесных контактов с другой культурой.
В современном динамичном и открытом мире проблема миграции признается чрезвычайно важной. Поэтому разрабатываются программы подготовки к межкультурному взаимодействию, включающие знакомство с этнической спецификой, усвоение коммуникативных норм, принятых в том или ином сообществе, развитие толерантности.
Задача подготовки к межкультурному взаимодействию заключается в готовности принять «платиновое правило»: «Делай так, как делают другие. Делай так, как они любят, как им нравится» [11,с.295].
Для России проблема межнациональных отношений и межкультурного взаимодействия достаточно актуальна как в силу переживания процессов современного этапа цивилизационного развития, так и в силу многовекового опыта, наличия противоречий, не разрешенных на предыдущих исторических этапах.
Россия представляет собой сложное полиэтничное образование, объединяющее народы различных языковых групп, культур и конфессий. Этническим ядром страны являются русские, составляющие более 80% ее народонаселения. По мнению З.В. Доловой [4], одно это не позволяет отнести страну к типу моноэтнических государств по ряду причин: во-первых, территория России является исторической родиной многих народов, сохранивших свою культурную самобытность и не ассимилировавшихся с русским большинством. Во-вторых, за советский период истории России многие ее народы сформировали основы своей государственности, которая осознается в настоящее время как величайшая ценность и историческое достижение. В-третьих, вследствие противоречивости национальной политики советского периода повсеместно в СССР, и в России в том числе, сложилась этническая стратификация, в основе которой лежат различия в экономическом, демографическом и политическом статусах народов.
Национальная политика Российского государства на современном этапе определяется следующим принципами:
В России в данный момент проживает примерно 28 миллионов граждан нерусской национальности, и большинство из них мигранты из стран СНГ. Многие из них проживают на территории России легально, но все же в обществе воспринимаются как «чужие». В данный момент национальный вопрос в России стоит довольно остро, причиной этому является интолерантность местных жителей и нежелание контактировать самих приезжих.
Нетерпимость русских граждан к людям другой национальности возникает из-за ряда причин. В учебном пособии Т. Стефаненко «Этнопсихология» [11] характеризуется явление этноцентризма, характерное для межгруппового восприятия. Его признаками являются:
В психологии этноцентризм рассматривается как негативное социально-психологическое явление, проявляющееся в тенденции неприятия всех чужих групп в сочетании с завышенной оценкой собственной группы.
Нужно отметить, что этноцентризм свойственен не только представителям титульной национальности, но и членам других этнических групп.
Л.М. Дробижева в своем исследовании [5] дает определение понятию толерантности как готовности принять «других» такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе понимания и согласия. Но в российском обществе, по мнению Леокадии Михайловны Дробижевой, существует интолерантность. На уровне регионов интолерантность стимулируется социальными противоречиями. Что касается сферы межэтнических отношений, то на них будут влиять реальные и представляемые неравенства. Они проявляются сейчас в двух вариантах:
Межличностная этническая интолерантность существенно различается в пространственном измерении. В наибольшей мере она фиксируется в больших городах, на территориях высокого притока инонационального населения (Краснодарский край, Ставрополье, Ростовская область, Оренбуржье), в зонах насильственных конфликтов и постконфликтных ситуаций (Северный Кавказ, Тува).
Такие явления, как интолерантность, существенно осложняют положение мигрантов, снижают их адаптивные возможности, препятствуют социализации в новых условиях.
У мигрантов есть три варианта поведения в новой культурной среде: мигрант следует правилам поведения и культурным нормам, характерным для нового места своего пребывания, идентифицируя себя с соответствующим социумом (ассимиляция); мигрант идентифицирует себя с определенным населенным пунктом, но не с его сообществом, сохраняя верность социокультурному ядру «материнской» общности (формирование диаспоры); чувствуя свою отчужденность и не желая приспосабливаться к новой социокультурной среде, мигрант покидает ее (бегство) [10].
Первый вариант поведения наиболее характерен для мигрантов, проживающих на территории РФ длительный период времени. Такие люди живут в тесном контакте с русским населением, заводят семьи, их дети ходят в русские школы. И затем с течением времени они перестают восприниматься как посторонние люди в российском обществе.
Некоторые мигранты создают свои диаспоры и другие общественные организации, члены которых помогают друг другу в решении различных проблем, контактируют с такими же мигрантами. Диаспора (греч. διασπορά, «рассеяние») – часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплочённые и устойчивые этнические группы в стране проживания, и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей идентичности и общности [1].
Члены национальных диаспор довольно закрыты для общения с русскими, а русские – с ними. На территории РФ находится множество представителей различных диаспор: армянской, китайской, азербайджанской, узбекской; во всех субъектах РФ, граничащих с Казахстаном, наблюдается процесс заселения их казахами. Как результат, в районах проживания мигрантов фиксируются многочисленные требования о создании культурно-национальных автономий, имеют место факты проникновения представителей диаспор во властные структуры, экономику, банковскую и финансовую деятельность.
Членами таких диаспор очень часто являются трудовые мигранты, приезжающие в Россию для работы. Официально работающие в России трудовые мигранты, численность которых отражена на графике, – это далеко не все иностранные работники, присутствующие на российском рынке труда. По мнению экспертов, численность иностранных мигрантов, не получивших разрешение на работу, т.е. работающих нелегально, как минимум в 2 или 3 раза выше цифр официальной статистики.
Рисунок 1.Численность иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в России, тыс. чел. (Источник: Данные Росстата)
В настоящее время Правительство РФ начало усложнение условий для получения мигрантами разрешения на работу и гражданства.
По российскому законодательству, чтобы получить разрешение на работу, гражданину другой страны необходимо получить вид на жительство. До его получения иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Затем ему необходимо пройти медицинский осмотр, и только пройдя множество инстанций, мигрант может получить разрешение на работу. В настоящее время появляется еще два канала легализации иностранной рабочей силы: введение специальных преференций для иностранных высококвалифицированных специалистов и введение патента для мигрантов, занятых у физических лиц (вне квот).
Можно заключить, что усиливающиеся процессы трудовой миграции, обусловленные как общемировыми тенденциями, так и особенностями экономического развития бывших союзных республик, протекающие в условиях усиления националистических настроений части россиян, делают проблему межкультурного взаимодействия достаточно острой.
Кемеровская область является наиболее обжитым и густонаселенным районом Западной Сибири. В 2013 году население Кузбасса составило 2 742 450 человек. Население области многонационально. На ее территории проживают представители более 100 народностей, среди них доля русских граждан составляет 91 %. Хоть и число граждан других национальностей достаточно велико, для области в настоящее время не характерна активизация деятельности экстремистских националистических организаций. Этого во многом помог избежать многовековой опыт совместного проживания на Кузнецкой земле десятков народов, те исторические условия, в которых развивалась экономика области в советский период..
При формировании своей позиции в сфере межэтнических отношений Администрация Кемеровской области исходит из четкого осознания того, что власть не должна делать никакого различия между этносами, что представители всех народов должны пользоваться одинаковыми правами и нести одинаковые обязанности. Исключением в этом отношении являются только представители коренных малочисленных народов (шорцы - около 10 тыс., телеуты - около 2 тыс. чел.), в соответствии с нормами международного права и федеральным законодательством имеющие особый правовой статус.
В целом специфика курса региональной национальной политики выражается в отказе от представления о том, что она имеет второстепенный характер, размывается в повседневных проблемах общего социального благоустройства людей. Развитие Кузбасса как многонационального региона возможно только в условиях межнационального мира и гражданского согласия. Это положение становится приоритетным. Региональная национальная политика призвана способствовать укреплению внутренней безопасности региона.
В связи с этим органами законодательной и исполнительной власти Кемеровской области и были сформированы основные направления региональной национальной политики:
Таким образом, можно признать, что Администрация Кемеровской области учитывает сложность реального межкультурного взаимодействия и в осуществлении национальной политики стремится минимизировать объективные риски обострения межнациональных отношений.
Изучение особенностей межнациональных отношений на территории Березовского
Для исследования особенностей межнациональных отношений на территории нашего города мы изучили данные о социально-экономическом развитии города, провели интервью с представителями органов власти, общественных организаций, осуществили анкетный опрос учащихся МБОУ «Лицей №17».
С нами согласились встретиться Бунькова Е.Г., начальник отделения УФМС России по Кемеровской обл. в г. Березовском, С.В. Онищук, специалист по связям с общественностью отделения МВД.
В анкетном опросе приняли участие 100 учащихся 6, 8 классов.
Обобщим полученные результаты.
Березовский — девятый по численности населения и тринадцатый по площади город в Кемеровской области России. Имеет статус городского округа «город Березовский». Входит в состав Кемеровской агломерации. Население городского округа — 49 389 чел. (по данным 2013г.).
Угольная отрасль является для Березовского базовой и это связано, прежде всего, с историческим становлением и развитием города. Вокруг открытых и строящихся шахт возводились поселки, которые стали основой для будущего города. Сегодня доля угольной отрасли в общем объеме производства составляет более 80 %, около 40 % березовчан трудится на шахтах и разрезах.
По данным Комплексной Программы Социально-экономического развития Березовского Городского Округа на период до 2025 года, в городе наблюдается отрицательный миграционный прирост (Таблица 1).
Таблица 1
Данные из Паспорта Березовского городского округа [6]
Наименование показателя | Единица измерения | 01.01.2010 |
Национальный состав населения | ||
численность населения наиболее многочисленных национальностей: | человек | |
Русские | - " - | 46053 |
Татары | - " - | 1042 |
Украинцы | - " - | 695 |
Немцы | - " - | 397 |
Чуваши | - " - | 322 |
Белорусы | - " - | 243 |
Число домохозяйств (по данным Всероссийской переписи населения 2002) | Ед. | 19087 |
Число родившихся | человек | 736 |
Общий коэффициент рождаемости | человек на 1000 населения | 14,8 |
Число умерших | человек | 728 |
Общий коэффициент смертности | человек на 1000 населения | 14,7 |
Естественный прирост, (убыль) | человек | 8 |
Коэффициент естественного прироста (убыли) | человек на 1000 населения | 0,16 |
Число прибывших | человек | 709 |
Численность выбывших | - " - | 733 |
Миграционный прирост, (убыль) | - " - | -24 |
94% населения города Березовский составляют русские, но, несмотря на это, в городе достаточно число людей других национальностей, и имеются две зарегистрированные национальные диаспоры: татарская и немецкая. На территории города есть отделение кемеровской региональной общественной организации «Дуслык», которая является центром татарской культуры. Существует эта организация в нашем городе более 7 лет. Ее участниками являются люди татарской национальности, которые занимаются проведением различных мероприятий на территории города. Одним из таких мероприятий является ежегодный Сабантуй – самый яркий и запоминающийся праздник, организуемый при поддержке городского центра культуры. Также «Дуслык» проводит встречи с ветеранами войны, устраивает для них мероприятия, участники организации проводит свои концерты.
В Березовском эта организация сотрудничает не только с управлением культуры, но и с отделением полиции, для того чтобы предотвратить конфликты на межнациональной основе. Именно отделом полиции в 2013 году было организовано мероприятие под названием «Дружба Наций», способствующее контакту людей разных национальностей, интеграции их культур.
Помимо этого, в городе действует объединение этнических немцев – «Эдельвейс». Их деятельность связана с сохранением немецкой культуры и языка и включает мероприятия культурного характера.
Говоря о представителях национальностей, можно выделить две большие группы. С одной стороны, это люди, иммигрировавшие в Российскую Федерацию в период распада СССР, в 90-е гг. С другой стороны, в течение последних лет в экономике города достаточно активно участвуют трудовые мигранты, занятые в основном в сфере грузоперевозок, строительстве, торговле. Понятно, что межкультурное взаимодействие в этих группах развивается по разным сценариям.
По данным УФМС, за период с 01.01.2012г. по 31.12.2013г. на территорию Березовского прибыло 976 иностранных граждан, из них с целью осуществления трудовой деятельности 629.
Сошлемся на собственный опыт. Родители автора данного исследования приехали в город из Республики Армения, ранее входившей в СССР, еще в 90-е годы. Для них адаптация к культурной среде осуществилась наименее травматично, потому что в период перестройки в России было довольно большое количество граждан бывших союзных республик, и к ним относились как к согражданам. Но в настоящее время, когда Россия и бывшие союзные республики являются суверенными государствами, ассимиляция иностранных граждан происходит сложнее, так как здесь проявляется действие негативных факторов межкультурного взаимодействия. Для этого требуется гораздо больше времени и больше тесных контактов. Автор исследования родилась в городе Березовский в 1997 году, ходила в детский сад со своими ровесниками, обучается вместе со сверстниками. Поэтому на собственном опыте автор утверждает, что не испытывает интолерантности по отношению к себе.
В то же время возьмем на себя смелость утверждать, что в социуме не воспринимаются как «чужие» только те люди другой национальности, которые проживают в этой культурной среде довольно долгое время, имеют тесные контакты с представителями титульной нации и не проявляют особенностей своей национальной культуры, отличающейся от местной.
Приведем данные, полученные нами в ходе бесед с трудовыми мигрантами, принадлежащими к армянской нации. Они оценивают свое пребывание в городе как достаточно комфортное, спокойное. Условия жизни и уровень оплаты труда их вполне устраивают. В городе они работают по рабочей визе, с местным населением практически не общаются. Среди мигрантов есть люди того поколения, которое выросло в Советском Союзе и владеет русским языком на разговорном уровне. Представители поколений, родившихся в период распада СССР, русским языком практически не владеют. В беседе отмечают, что между собой разговаривают в основном по-армянски и понимают, что у находящихся при этом русских могут возникать неприятные чувства. Русский язык изучать стремятся, но не всегда имеют возможность для языковой практики. Особенно остро это ощущается молодыми людьми, для которых в нашем городе практически нет возможности взаимодействовать с местной молодежью.
Решая задачу выявления отношения местных подростков к межкультурному взаимодействию, мы провели анкетный опрос. Опрашиваемым было задано два вопроса.
Нашей задачей было выяснить, существует ли взаимосвязь между фактом наличия межкультурной коммуникации и отношением к представителям других национальностей.
Результаты опроса приведены в Таблицах 2-3, на Рисунке 2.
Таблица 2
Отношение к представителям других национальностей у учащихся, имеющих опыт межкультурного взаимодействия
Группа опрошенных Отношение | 6Г | 8А | 8Б | 8В |
Есть знакомые других национальностей | 8(40%) | 28(96,6%) | 19(82,6%) | 26(92,9%) |
Позитивное отношение | 7(87,5%) | 24(14,3%) | 14(73,6%) | 14(53,8%) |
Нейтральное отношение | - | 4(85,7%) | 4(21,1%) | 6(23,1%) |
Негативное отношение | 1(12,5%) | - | 1(5,3%) | 6(23,1%) |
Таблица 3
Отношение к представителям других национальностей у учащихся, не имеющих опыта межкультурного взаимодействия
Группа опрошенных Отношение | 6Г | 8А | 8Б | 8В |
Нет знакомых других национальностей | 12 (60%) | 1(3,4%) | 4(17,4%) | 2(7,1%) |
Позитивное отношение | 5(41,7%) | 1(100%) | 2(50%) | - |
Нейтральное отношение | 5(41,7%) | - | 1(25%) | 2(100%) |
Негативное отношение | 2(16,6%) | - | 125%) | - |
Таблица 4
Соотношение позиций в зависимости от опыта межкультурного взаимодействия
Есть знакомые | Нет знакомых | |
Общее число | 81 | 19 |
Позитивное отношение | 59 (72,8%) | 8(42,1%) |
Нейтральное отношение | 14 (17,3%) | 8(42,1%) |
Негативное отношение | 8 (9,9%) | 3 (15,8%) |
Рис. 2. Взаимосвязь отношения к представителям других национальностей
с наличием межкультурного взаимодействия
Полученные нами данные свидетельствуют, что факт наличия межкультурного взаимодействия соотносится с общей оценкой представителей других национальностей (она более позитивная).
В то же время, несмотря на утверждения об отсутствии националистических настроений в Кузбассе и в Березовском, четверть (25,7%) опрошенных отметили негативное отношение к представителям других национальностей.
Таким образом, нам удалось установить факт взаимосвязи наличия межкультурного взаимодействия со стереотипами восприятия «других».
Заключение
Исследовав специфику межнациональных отношений в г. Березовском, мы пришли к следующим выводам.
Преобладающими сценариями межкультурного взаимодействия являются сценарии:
В исследовании отношения к представителями других национальностей установлена взаимосвязь между фактом наличия межкультурного взаимодействия и характером отношения – при наличии факта знакомства опрошенные отмечают в большей степени позитивное отношение. Вместе с тем, более четверти опрошенных отметили негативное отношение к представителям других национальностей.
Это позволяет нам сделать осторожный вывод о скрытом существовании интолерантности в проблеме межнациональных отношений, которая проявляется в мнениях подростков, в меньшей степени подверженных в его выражении фильтрам социальной желательности.
В таком случае, если на взрослое сообщество мы повлиять не в состоянии, то на мнения учащихся образовательное учреждение вполне способно оказывать влияние.
Следовательно, задача формирования толерантности должна быть внесена в воспитательные программы школы и может быть решена через различные формы, знакомящие со спецификой национальных культур.
Список литературы
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Рисуем тыкву
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Волшебная фортепианная музыка
Рисуем осенние листья