Тема Готики всегда актуальна. Готическая архитектура притягивает, восхищает. Её легкость, устремленность ввысь, хрустальности – вызывают у человека чувства божественного присутствия. Многие готические соборы находятся под охраной государства.
Отдельные архитектурные памятники в готическом стиле или же исторические ансамбли, включающие готические сооружения, главным образом - соборы, были включены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Вложение | Размер |
---|---|
redaktirovannyy_referat.docx | 951.93 КБ |
ОКТЯБРЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОДОВИННОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Шедевры Готической Архитектуры»
Экзаменационный реферат
по ИСКУССТВУ
Выполнила: Сохурашвили Диана Харебовна
Руководитель: Юмадилова Надежда Владимировна
Подовинное 2013 год
Содержание
1.Введение
2.Основная часть
2.1 Особенности средневековья
2.2 Истоки готики
2.3 Особенности готического стиля
2.3.1 Готика в Англии
2.3.2 Готика во Франции
2.3.3 Готика в Германии
2.3.4 Готика в Италии
2.3.5 Готика в Чехии
3.Неоготика
4.Заключение
5. Список литературы
Введение
Известно, что Готика как французский стиль (francigenum opus) стала образцом для подражания на территории большинства стран Западной и Центральной Европы, в которых она приобретала черты, характерные для их архитектурных традиций.
Тема Готики всегда актуальна. Готическая архитектура притягивает, восхищает. Её легкость, устремленность ввысь, хрустальности – вызывают у человека чувства божественного присутствия. Многие готические соборы находятся под охраной государства.
Отдельные архитектурные памятники в готическом стиле или же исторические ансамбли, включающие готические сооружения, главным образом - соборы, были включены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На уроках Искусства в восьмом классе, больше всего меня заинтересовала готическая архитектура, эпохи средневековья. Ее называют – «застывшей музыкой», она объясняет секреты вечной красоты. Готика неповторима в своей уникальности, именно поэтому я выбрала эту тему.
Цель работы: познакомиться с Готической архитектурой, исследовать наиболее значительные соборы стран Западной Европы.
Основные задачи:
Основная часть
2.1 Особенности средневековья
Средневековье – период таинственности и загадок. Переход от античности к средним векам связан с кризисом Римской империи. Распад империи (476 г.) позволил варварскими племенами, жившими за реками Рейн и Дунай прорваться на ее территорию и образовать там свои государства. Так начинается история Европы Средних веков. Основными сословиями средневекового общества были духовенство, дворянство, все остальные жители – 3 сословие.
Главной чертой духовной культуры Средневековья становится доминирование христианской религии, составившей новый тип мировоззрения. Распространение христианских идей начинается ещё в 1 в. н.э. в восточных провинциях Римской империи. В сущности, христианство объединило многие элементы восточных культур и религий, начав с жестоких гонений и преследований, христианство постепенно захватило своими идеями римскую аристократию и интеллигенцию, а в начале 4-6 вв.н.э. стало официальной религией Римской империи.
Средневековье охватывает тысячелетний период (5-14 века). Раннее Средневековье – 5-11 века, классическое Средневековье (12-14 века).
Существенным для средневекового образа мысли становится вера в единого всемогущего и всеблагого Бога, безмерного в своей любви к человеку. Свидетельство этой любви проявляется в принятии богом человеческого облика, в несении Богом страданий и смерти ради будущего спасения человека для вечной жизни. Страх перед возмездием за грехи становится движущим мотивом принятия христианства. Жизненные трудности заставляют человека искать выхода в религиозной вере, ведущей к духовной жизни и свободе. Утверждение души как высшей земной ценности, которая важнее материальных благ. Каждая душа достойна любви, поэтому любовь должна стать основой человеческих отношений. Свобода понимается как высшая духовная ценность, наиболее проявляющаяся в вере. Все это определило базовые черты средневекового мировосприятии:
Христианская культура – это тип культуры, в основе которой лежит обожествление мира и человека. Поскольку человеческое знание и вся его деятельность должны быть устремлены согласно христианству к богу, то и всей культуре присуща устремленность ввысь, от земного к небесному, духовному. Устремленность человека к духовной жизни реализовалась в готической архитектуре, поэзии, музыке. Готическая архитектура средневековья применяла изобретения, которые применялись и в других направлениях и стилях архитектуры Средневековья.
Как известно, архитектура, наряду с изготовлением орудий, живописью и пластикой, является древнейшим из человеческих умений. Предполагают, что зачатки архитектуры как искусства возникли в период первобытного общества. Именно в эпоху неолита человек начал строить первые жилища, используя природные материалы. Как область искусства архитектура оформляется в культурах Месопотамии и Египта, а как авторское искусство она складывается к V в. До н.э. в античной Греции. Вплоть до середины XII в., находясь в синтезе с живописью, скульптурой, декоративным искусством и занимая среди них главенствующее положение, архитектура определяла собой стиль, причем ее развитие шло от "стиля эпохи", единого для всех видов искусства и для всего своего времени, эстетически подчиняющего себе науку, мировоззрение, философию, быт и многое другое, до великих стилей и наконец – индивидуальных аторских стилей.
"Стиль эпохи" (романский стиль, готика и ренессанс) возникает преимущественно в те исторические периоды, когда восприятие произведений искусства отличается сравнительной негибкостью, когда оно еще легко приспосабливается к переменам стиля.
Великие стили - романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм, ампир — обычно признаются равноправными и равнозначными. На самом же деле великие стили охватывают то большую, то меньшую область культуры, то ограничиваются отдельными искусствами, то подчиняют себе все искусства или даже все главные стороны культуры - сказываются в науке, богословии, быте. Они могут определяться то более широкой, то менее широкой социальной средой, то более значительной, то менее значительной идеологией. При этом ни один из великих стилей не определял полностью культурное лицо эпохи и страны. В своей работе, я рассмотрю готический стиль, так как он для меня, самый привлекательный.
Вся жизнь средневекового человека проходила в соборе. Собор – главное общественное сооружение средневекового города, вмещавшее все его население. Он центр городской жизни. По воскресеньям в нём проходили мессы и религиозные церемонии. В остальные дни недели там велись деловые переговоры между купцами, шли заседания городской общины, имели место встречи простых горожан и, даже, детские игры. Собор играл большую роль в образовании, поскольку витражи представляли собой целые книги по религии, истории, ремеслам. Церкви служили убежищем для подозреваемых в преступлениях, которые хотели быть судимы по епископским законам, а не городским судом. Кроме решающей роли в общественной жизни города, собор играл не меньшую роль в его планировке. Ни одно здание не должно было соперничать с ними по высоте. Таким образом, собор определял силуэт города и, как правило, был виден издалека. Все улицы расходились от паперти, причем, чем ближе к собору, тем плотность улиц и домов увеличивалась. К концу средневековья паперти многих соборов были полностью застроены. Город рос, а вместе с ним рос и собор, в котором было сосредоточено всё, что создало средневековое искусство.
Предназначение:
– отправления религиозного культа,
– собрания городской общины.
– проводили дискуссии профессора и студенты,
– устраивались театрализованные религиозные представления.
Средневековая культура сочетает многообразие форм и единство духовного содержания. В нем выразилось стремление человека к духовной жизни в противовес культу телесности и чувственности, господствовавшему в античной культуре.
2.2 Истоки готики
Во второй половине X века подошла к концу истощавшая силы Европы пора военного противостояния с норманнами и мадьярами. Во Франции возобновилось строительство аббатств и монастырей, служивших в то время главными очагами знания и образования. В результате формируется романский и готические стили.
Романский стиль. Рим на латинском языке звучит как Рома. Храмовые постройки Европы эпохи средневековья напоминают римские, поэтому архитектура и всё искусство того времени было названо романским.
Основой романского храмового здания служила сама каменная масса. Эта масса с её толстыми, глухими стенами поддерживалась и уравновешивалась подпружными арками, столбами и прочими архитектурными деталями, выполнявшими опорные функции. Для большей устойчивости здания романский зодчий увеличивал толщину и крепость стены, на которой и сосредотачивал главное внимание. На смену романскому приходит готический стиль.
Наименование «готическое искусство» (от лат. Gotico – «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. Готическое в те времена означало варварское в противовес «римскому»: готическим называли искусство, которое не следовало античным традициям. В начале XII века в Европе господствовала романская архитектура с присущими ей толстыми стенами, тяжеловесными полуциркульными арками и сводами. В то же время при строительстве церковных сооружений отдельных регионов использовались стрельчатые арки и реберные своды – важнейшие элементы готической архитектуры. Реберный крестовый свод был известен ещё в эпоху раннего средневековья в Азии и активно использовался в Нормандии. В романской архитектуре ребра свода носили только декоративную функцию и не играли роли несущей конструкции. Стрельчатая арка же была широко распространена в Бургундии. Около 1135 года архиепископ Санса решил построить новый собор на месте старого, романского. При этом были одновременно использованы реберный свод и стрельчатая арка. Примерно в это же время аббат Сугерий, советник Людовика VI и Людовика VII, решил реконструировать церковь вверенного ему аббатства Сен-Дени на севере от Парижа. Это аббатство служило королевской усыпальницей французских королей и в ней хранились мощи Святого Дионисия, первого епископа Парижа. Целью реконструкции было поднять престиж власти французского короля и распространить его влияние за пределы королевских владений путем напоминания соседям о сакральном характере его власти.
Реконструкция началась с обновления западного фасада по схеме, заимствованной из Нормандии: нижний ярус, состоящий из трех порталов, средний ярус со световым проемом, и верхний ярус – две башни. Эта схема впоследствии станет классической для больших соборов на территории Франции. В 1140 году, после завершения строительства нового западного фасада, началось обновление хора с использованием нового стиля, заимствованного из собора в Сансе. Решено было создать деамбулаторий с венцом капелл, причем капеллы не были изолированы от друг друга, а перекрывались крестовыми реберными сводами, поддерживаемыми общими тонкими колоннами. В стенах же были проделаны широкие окна, украшенные витражами. Обновленная церковь была освящена в 1144 году. После этого события новый стиль начали заимствовать при строительстве и реконструкции соборов и церквей в регионах, соседствующих с Иль-де-Франс.
Романская и готическая архитектура были невозможны без архитектурного опыта и математических знаний. Метод геометрических пропорций преобладал благодаря авторитету учёных арабской Испании и античных математиков. Геометрия поражала воображение средневековых художников как универсальное средство познания и моделирования вселенной.
Для возведения величественного готического собора требовались разведанные залежи камня, песка, извести, лес (древесина), а также наличие свинца, пластинами которого покрывали протяжённые готические крыши. Все эти условия удачно совпали во Франции, Испании, Великобритании, Чехии, Италии. Дерево не годилось для исполинских сооружений, потому что частые пожары ограничивали использование этого материала. Камень предпочитали при создании сакральных сооружений, замков феодалов и крепостей.
Материальное обогащение религиозно настроенных слоев населения и священства помогло направить значительные материальные ресурсы именно на возведение памятников культовой архитектуры. Строительство готических храмов затягивалось на многие десятилетия. Возведение алтарной части и хора позволяло начинать богослужения в недостроенном храме. На боковых столбах возводили крышу, затем под этой кровлей не спеша выкладывали каменный свод собора, мостили пол, стеклили окна витражами. К примеру, собор Св. Вита в имперской столице Праге столетиями состоял из алтарной части и южной башни. Его западные башни и своды достроили только в XIX в.
Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь.
Для каталицизма характерны:
– строго централизованная организация во главе с Папой Римским,
– пышный театрализованный культ,
– сильно развитый культ богоматери.
2.4 Особенности готического стиля
Готика - это единственный стиль, создавший совершенно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции. Эпоха Готики замечательна расцветом светской куртуазной культуры; рыцарские идеалы, вынесенные из Крестовых походов - отвага, самопожертвование и преклонение перед женщиной, - вместе с уважением к древней культуре Востока звучат в темах лирической поэзии, миннезанге, сочинениях трубадуров. В живописи появляется портрет.
Для готической архитектуры наиболее значительными постройками были огромные городские соборы — базилики в виде латинского креста с очень высоким центральным нефом, нешироко раскинутыми рукавами креста, венцом капелл, с кольцевым обходом вокруг хора. Характерными элементами готики являются: стрельчатая арка, нервюрный свод, пучки тонких колонн, предельно облегченная за счет распределения нагрузки на каркас здания стена, перенесение тяжести с помощью «летящих арок», аркбутанов, на внешние опоры — контрфорсы; огромные окна, застекленные цветными витражами. На западном фасаде и над средокрестием возводились башни. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной. Его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком.
Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегченными небольшими сводами - распалубками.
Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счет вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и творческое величие усилий человеческого коллектива.
Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство внутреннего пространства. Словом, готический собор - это целый мир. Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города.
Но главная идея средневекового собора заключалась в стремлении к познанию истины, божественной истины. «Библия в камне» – так называли готические соборы. Скульптурные образы – это персонажи библии, святые. Витражная живопись – это библейские сцены. Сама идея вертикальной направленности всей конструкции – устремленность ввысь, в небо, в те райские дали, где душе праведника обещан вечный покой.
Готический стиль приходит на смену романскому. Данная таблица указывает на характерные отличия романского стиля от готического.
Романский стиль | Готический стиль |
Пространство замкнутое; в основе лежит принцип непроницаемости (внутри помещения не ощущается наружное пространство, и наоборот) Внутри помещения создается впечатление закрытости, ограниченности пространства Внешняя форма скрывает внутреннее содержание - ощущение обособленности внутреннего и внешнего | Пространство свободное; в основе лежит принцип прозрачности (форма в помещении проницаема изнутри наружу) Внутри помещения создается впечатление открытости, безграничности пространства На внешнюю форму проецируется внутренняя структура - ощущение связи внутреннего и внешнего |
В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено ажурными гигантскими башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Но больше поражает не сколько высота , сколько богатство аспектов, открывающиеся, когда обходишь кругом собора. Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны( например Шартрский собор) И с каждой точки собор смотрится по - новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто ассиметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие - то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше - бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространство обитаемо - собор и внутри и снаружи населен массой скульптур (в Шартрском соборе около десяти тысяч одних статуй). Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях.
2.3.1 Готика в Англии
Готика Англии возникла очень рано (в конце XII в.) и существовала до XVI в. Медленное развитие городов привело к тому, что готический собор здесь стал не городским, а монастырским, окруженным полями и лугами. Отсюда, очевидно, его «распластанность» по горизонтали, растянутость в ширину, наличие множества пристроек. Доминанта собора — огромная башня. Чистейший образец ранней английской готики — собор в Солсбери.
Главный готический собор Англии — Кентерберийский, резиденция архиепископа Кентерберийского, национальная святыня. Начиная со времени Столетней войны, строительство в Англии сокращается. Английские соборы, большей частью монастырские, обычно представляют собой невысокий, вытянутый в длину объём с прямоугольным завершением хора и башней над средокрестием. Строгая геометрическая простота объёмов как бы компенсируется богатством и сложностью узоров на фасаде и сводах. По формам декора различают стили: ранний «ланцетовидный» (собор в Солсбери), «украшенный» (близкий к «пламенеющей» готике (собор в Эксетере, между 1275—1375)) и «перпендикулярный», отличающийся дробным ритмом вертикалей на стенах и окнах и прихотливым плетением нервюр на сводах и потолках (капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446—1515 интерьера. Декор (форма окон, рисунки оконных перегородок и т. п.) преобладает и первым бросается в глаза.
2.4.2 Готика во Франции
Собо́р Пари́жской Богома́тери (Нотр-Дам-де-Пари; фр. Notre Dame de Paris) — христианский собор в центре Парижа, географическое и духовное «сердце» французской столицы, расположен в восточной части острова Сите. Строился с 1163 по 1345 гг. Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м., и чтобы обойти вокруг него требуется пройти, по меньшей мере, полкилометра. В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему
мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.
Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов — скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия. Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа (1210 г.). В центре Христос-Судия.
На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане — Христос и два ангела с двух сторон. Двери украшены коваными рельефами. Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн. Верхняя часть собора украшена изображениями горгулий (торчащие концы балок, украшенные лицами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ).
2.4.3 Готика в Германии
Немецкая готика складывалась под влиянием готики Франции, но имела региональные особенности. Недостроенные романские постройки достраивают в новом стиле или добавляют к ним лишь готические детали и элементы, не изменяя конструктивную базу сооружений. Постепенно немецкая готика приобретает мощь. Готические постройки Германии имеют свои особенности: архитекторы не разрабатывают и не украшают западный фасад, как во Франции, башен часто не две, а одна высокая или четыре, вход в собор с бокового фасада, а сама архитектура сохраняет строгий геометрический, почти крепостной характер.
Кёльнский собор (нем. Kölner Dom) — римско-католический готический собор в Кёльне , который занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и входит в число памятников всемирного культурного наследия. Строительство главного храма велось за два приёма — в 1248—1437 гг. и в 1842—1880 гг. По окончании строительства 157-метровый собор на 4 года стал самым высоким зданием мира. Строительство собора началось с его восточной части. Спустя примерно 70 лет сооружение и отделка хоров были завершены. Вокруг внутренних хоров, в которых расположен главный алтарь из чёрного мрамора, проходит галерея с примыкающим к ней венцом часовен. Внутреннее пространство украшено капителями с позолоченными натуралистическими листьями. Большие оконные проёмы отделаны орнаментом по камню, который именуется «ажурным». Таким же орнаментом, состоящим из колец и полуколец, украшены и все внутренние архитектурные украшения по сравнению с противоположной северной стороной. Над кругом хоровых часовен, создающим впечатление цоколя, возвышаются отдельные контрфорсы, переходящие вверху в арочный свод с множеством вершин. Между ними хорошо просматриваются окна главных хоров с изящным ажурным орнаментом и богато украшенными фронтонами. Крутые подсводные стены переходят в коньки с позолоченными концами и увенчаны на восточной стороне золотым крестом, возвышающимся на этом месте над городом и Рейном уже более 700 лет.
2.4.4. Готика в Италии
Искусство заняло особое место в сознании и деятельности небольших княжеств Италии. Для итальянской готики характерна композиция западного фасада, вписывающегося в треугольник, и стоящая отдельно, обычно с южной стороны собора, колокольня - кампанила. Архитектура 12-13 вв. в Италии не отличалась стилевым единством. Уже первые готические сооружения (Сиенский собор, собор в Орвието), несмотря на внушительные размеры, не имеют мистического направления вверх, а уравновешены, удивляют сочетанием разноцветного камня с другими средствами декора — мозаиками, тесаными деталями, рельефами. Грандиозный Миланский собор в столице Ломбардии демонстрирует именно такую композицию. Кроме того, он интересен наглядным применением принципа триангуляции - мистического способа пропорционирования плана и фасада. Этому способствовали и географическая близость столицы Ломбардии к Франции и Германии, и культурные, торговые связи со странами по ту сторону Альп. Большой по размерам (158 м в длину и 58 м в ширину), он был одним из крупнейших храмов Западной Европы и типичным готическим долгостроем. Построение собора растянулось с 1386 года до 1906— го. По плану Миланский собор напоминает сакральные сооружения Германии.
2.4.5. Готика в Чехии
В эпоху готики (13-14 — частично 15 вв.) Чехия вошла в круг развитых и культурных стран Европы, что имела значительную самостоятельность несмотря на формальное подчинение Священной Римской империи германской нации. Здесь активно развивались торговля, ремесла, городская жизнь, архитектура.
Архитекторы быстро усваивают новые архитектурные идеи. Нестойкая деревянная архитектура заменяется каменной, что способствует её безопасности и сохранению на века. Образцы чешской готической архитектуры мало чем уступают образцам готической архитектуры других стран, а исключений только два — архитектура Франции и Италии. Готический собор становился доминирующим зданием городских площадей, объединив вокруг себя ратушу и дома жителей с готическими галереями первого этажа — характерный признак многих чешских городов эпохи готики и в дальнейшем. Готические соборы Чехии — часто зального типа, когда главный неф равен по высоте боковым нефам или мало их превышает. Трансепт развития не получил (поперечный неф, что придаёт плану форму креста), его почти не используют. Угловые стены толстые, мощные, лишены дополнительных опор, как у соборов Франции. А их высотный образ играл значительную роль пространственного ориентира. Узкие высокие окна украшены витражами. Трудоёмкая технология и войны тормозили работу, и большие соборы часто остались недостроенными, как это произошло с грандиозным собором св. Вита в Праге. Его достроили в формах, приближенных к средневековой манере Парлержа лишь в конце 19 и начале 20 вв.
3. Неоготика
Неого́тика - (то есть новая или псевдо готика ) - направление в архитектуре, соединяющей элементы готики с ясными композициями, идущие от классицизма. Доля «нео» - указание, что стиль возник на новом этапе развития архитектуры конца 18-середины 19 в. и является составной частью так называемых исторических стилей. Возникло в Англии в 40-е годы XVIII века. Развивалось во многом параллельно с медиевистикой и поддерживалось ей. В отличие от национальных направлений эклектики неоготика была востребована по всему миру. В XIX веке англичане, французы и немцы оспаривали друг у друга право считаться родоначальниками готики, однако пальму первенства в возрождении интерес
к средневековой архитектуре единодушно отдают Великобритании. В викторианскую эпоху Британская империя как в метрополии, так и в колониях вела огромное по размаху и функциональному разнообразию строительство в неоготическом стиле, плодами которого стали такие общеизвестные сооружения, как «Биг Бэн» и Тауэрский мост.
В романтически-готическом стиле начали строиться и некоторые храмы в России. Их крайне немного, и далеко не во всех можно сразу и безошибочно угадать неоготические черты, но, тем не менее, храмы этого стиля существуют и очень интересны не только своим обликом, но и своей историей. Как правило, это не простые приходские церкви, а усадебные храмы известных людей. В Москве неоготических церквей практически нет, зато в Московской области их немало; есть они и в других областях, и в открытом новым веяниям Петербурге. Настоящей готики в России нет – по объективным историческим причинам, поэтому зачастую неоготику в России для краткости именуют просто готикой. В России востребованность неоготики была ограничена придворными кругами и католическими общинами крупных городов, которые строили архитектурные капризы и костёлы, соответственно.
Примеры неоготики в мире :
Небоскрёбы, построенные в 20 веке , заимствовали некоторые детали из средневековой готической архитектуры. Здание Трибьюн Тауэр в Чикаго является примером неоготического стиля в архитектуре. Это здание было построено в 1924 году, фасад здания обит камнем, собранным с больших прославленных зданий по всему миру.
Замок Нойшванштайн (нем. Schloß Neuschwanstein , буквально: «Новый лебединый камень») —романтический замок баварского короля Людвига II около городка Фюссен и замка Хоэншвангау в юго-западной Баварии, недалеко от австрийской границы.
Иногда элементы неоготики переплетались с новейшими для того времени технологиями, например устои Бруклинского моста в Нью-Йорке имели арки в форме готических окон. Самый выдающийся образец неоготики — здание Британского парламента в Лондоне. В США следует отметить неоготический собор Святого Патрика в Нью-Йорке.
Заключение
Готические времена характеризуются всеобщностью религиозного чувства. Именно в это время активизируются связи церкви и верующих: церковь не самостоятельная единица, отныне она интегрирована в общество (посредством строительства городских соборов).
Готический стиль - это художественный стиль, который был широко распространен на территории современной Франции с 40-х годов XII века до начала XVI века, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков). Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.
Готика придала новый облик средневековой Европе. Ее влиянию подверглась не только архитектура, но и живопись, декоративно-прикладное искусство, одежда. Практически все было отмечено печатью стилистического единства. Под влиянием готики находилось и книжное искусство, расцвет которого пришелся на XIII – XIV века. Готическая эпоха являлась периодом интенсивного развития светской культуры. Именно в это время впервые в истории стали культивироваться идеалы духовной любви, возникла лирическая поэзия и музыка. В Средневековье активно развивалось искусство светской живописи, которое в основном проявлялось в портрете. Но все же первое, что приходит в голову при упоминании готики – это величественная архитектура средневековых готических соборов. Их несоизмеримое с человеком пространство, вертикализм башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывают невыразимое эмоциональное воздействие. Поэтому появление готического стиля в архитектуре средневековья можно без стеснения назвать одним из величайших открытий в истории зодчества.
В ходе работы над рефератом я получила массу впечатлений. Готический храм, для меня, послужил машиной времени. Он перенес меня в средневековье. Я ощутила дух средневековой эпохи. Смогла представить, как чувствовал себя средневековый человек, пришедший в храм. Легкость, возвышенность, устремленность ввысь, вот - что испытывал человек, находясь в соборе. Рассматривая и любуясь иллюстрациями, внешнего устройства и внутреннего декора соборов расширилось мое эстетическое восприятие. Через красоту воспринимаемых образов изменилось моё отношение к историческому периоду, что способствовало обогащению эстетического вкуса. Работа приблизила меня к Богу. В ходе работы, я изучила литературу, откуда узнала об истоках готики, ее особенностях, обогатился мой словарный запас. Таким образом, с поставленными целями и задачами я справилась.
Глоссарий
Аркбутан - это наружная каменная упорная арка, которая передаёт распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания - контрфорсы.
Контрфорс - в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействуют распору сводов.
Нервюра - ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное.
Запалубка - в нервюрном своде заполнение между нервюрами.
Бази́лика (греч. βασιλική — царский дом) — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высоте нефов.
Неф (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
Деамбулаторий (от лат. deambulo из лат. de «за» и лат. ambulo «ходить», лат. ambio — обходить, ходить кругом чего-либо) — кольцевой обход вокруг главной апсиды, являющийся продолжением боковых нефов; предназначался для паломников, которые, проходя через них, могли обозревать находящиеся в капеллах реликвии и поклоняться им.
Капелла (от лат. Capella уменьшительное от сарра) — тип католического храма. На русский язык часто переводится словом «часовня».
Средокрестие — в церковной архитектуре место пересечения главного нефа и трансепта, образующих в планекрест. При традиционной ориентации церкви через средокрестие можно попасть в западный неф, в южный и северный трансепты и в расположенный в восточной части храма хор. Средокрестие часто увенчано башней или куполом. Свод (от «сводить» — соединять, смыкать) — в архитектуре тип перекрытия или покрытия сооружений, конструкция, которая образуется выпуклой криволинейной поверхностью.
Трансепт - (от позднелатинского transeptum из лат. trans «за» и лат. septum «ограда») — поперечный неф (корабль) в базиликальных и крестообразных в плане храмах, пересекающий под прямым углом основной (продольный) неф и выступающий концами из общей массы сооружения.
Литература
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Три коробки с орехами
Бабочка
Как нарисовать черёмуху
Лепесток и цветок