Проект ученицы 10 класса, созданный для участия в конференции "Компьютер и творчество"
Вложение | Размер |
---|---|
problema_pyanstva_v_rl_proekt_10_a.docx | 90.62 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 48 ГОРОДА ЛИПЕЦКА
СЕКЦИЯ ФИЛОЛОГИИ
Проблема пьянства
в произведениях русских писателей
ПОДГОТОВИЛА
ученица 10 А класса
ИСАЕВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА
РУКОВОДИТЕЛЬ
ЗЫБЦЕВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА,
учитель русского языка и литературы
ЛИПЕЦК
2013 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. ОТНОШЕНИЕ К ПЬЯНСТВУ И ПЬЯНЫМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………...6
Глава 2. ПЬЯНСТВО КРЕСТЬЯН КАК СПОСОБ СДЕРЖИВАНИЯ «РУССКОГО БУНТА, БЕССМЫСЛЕННОГО И БЕСПОЩАДНОГО», В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.А.НЕКРАСОВА ..12
Глава 3. ПРОБЛЕМА ПЬЯНСТВА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» – ОДНА ИЗ
ЗЛОБОДНЕВНЫХ ПРОБЛЕМ ТВОРЧЕСТВА Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО….…………………...15
Глава 4. ПЬЯНСТВО ВЫРОЖДАЮЩЕГОСЯ ДВОРЯНСТВА В РОМАНЕ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «ГОСПОДА ГОЛОВЛЁВЫ»…………………………………..17
Глава 5. ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К АЛКОГОЛЮ И К ОБРАЗАМ ПЬЯНИЦ, СОЗДАННЫХ РУССКИМИ ПИСАТЕЛЯМИ (РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ)……...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………..21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………………...23
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………………….24
ВВЕДЕНИЕ
Вино губит душу людей и их потомство.
Л.Н.Толстой
Для пьянства есть такие поводы:
поминки, праздник, встреча, проводы,
крестины, свадьбы и развод,
мороз, охота, Новый год,
выздоровленье, новоселье,
печаль, раскаянье, веселье,
успех, награда, новый чин
и просто - пьянство без причин, -
такие поводы для пьянства с убийственным сарказмом перечисляет шотландский поэт 17 века Роберт Бёрнс. Но его слова сохраняют актуальность и в наши дни.
Употребление алкоголя вошло в традицию многих народов, и люди находят сегодня массу поводов, по какой причине это необходимо делать. Можно без преувеличения сказать, что алкоголь совершил триумфальное шествие по планете, ибо для него не существует границ.
Как никогда остро стоит сегодня проблема борьбы с пьянством и алкоголизмом в нашей стране. Анекдоты о русском мужике, который может выпить убийственную для иностранца дозу, становятся предметом юмористических рассказов и фильмов. Но так ли все весело на самом деле? Исследования показали, что из 100 учеников в Англии до 60 лет доживают 95 человек, тогда как из 100 российских школьников – только 40. И в большинстве случаев причина – в алкоголе.
С каждым годом в России количество людей, употребляющих спиртные напитки, увеличивается. Как в свое время Великая Отечественная война нанесла ущерб практически каждой семье советского народа, так и сегодня не меньший ущерб наносит алкоголизм. На счету этого страшного заболевания тысячи распавшихся семей и искалеченных судеб. Об этом свидетельствует найденная нами на просторах Интернета статистика:
Наши современники не дорожат своей жизнью и здоровьем. По мнению члена–корреспондента Российской академии медицинских наук Н.Герасименко, если потребление спирта на душу населения превышает 8 литров в год, начинается деградация нации. «Неужели нам грозит деградация? – задумались мы. – Неужели невозможно решить проблему пьянства в России?»
Может, запретить продажу спиртного? Не будет алкоголя – не будет и пьянства? Вряд ли. Ведь покупать горячительные напитки насильно никто никого не заставляет. К тому же, как показывает исторический опыт, запрещение продажи спиртных напитков в России в 1914 г,. в США в 1917 г. , в СССР в 1985-1987 гг. не приводило к искоренению пьянства, .а давало лишь временный эффект, способствуя распространению самогоноварения, контрабандной торговли дурманящим зельем.
Так, может быть, дело в том, что русские люди просто не могут прожить без спиртного? Может, пьянство – национальная черта русского характера? Ведь 79% опрошенных россиян убеждены, что пьянство в России неискоренимо.
Но нынешний министр культуры В. Мединский в чрезвычайно популярной несколько лет назад серии книг «Мифы о России», а именно в книге «О русском пьянстве, лени и жестокости» привел убедительные доказательства, опровергающие миф о пьянстве русских, указав, что в берестяных грамотах, в отличие от «Анекдота. Ру» и современных блогов, тема пьянства просто отсутствует, потому что крепких спиртных напитков (свыше 20 градусов) на Руси не существовало. Традиционными русскими напитками были мед, брага и пиво ( 4-5 градусов). И наши былинные богатыри Добрыня Никитич и Илья Муромец могли выпить ведро браги (очень легкого вина, по нынешним меркам) и не захмелеть. В 15— 17 вв. русские являлись самой трезвой нацией в мире. А миф о том, что русские — пьющая нация, придумали те, кому выгодно, чтобы наш народ как можно больше употреблял алкоголя, т.е. игроки алкогольного рынка. Это они ещё недавно чуть ли не ежеминутно вбивали этот миф в наше сознание с помощью разнообразной рекламы. Таким образом, миф об извечном русском пьянстве является ложью.
Так почему же россияне пьют?
В диспуте на тему «Пьянство – наша национальная традиция», организованном радиостанцией «Эхо Москвы», современный писатель и публицист А.Проханов высказал мнение о том, что русский народ, живя в тяжелейших условиях, в страшном климате, непомерных трудах и усилиях, вынужден был искать в «огненной воде» дополнительные калории, дополнительные источники вдохновения. На его долю была взвалена огромная задача по созданию государства, империи, по строительству новых городов, по строительству новых путей сообщения. Надо было вести войны, надо было добывать урожай. Напряжение было гигантское. И чтобы снять это напряжение, люди пили. Русское пьянство – это обратная сторона этих огромных работ, которые совершал русский народ на своей территории.
Нам кажется, «страшный климат» и тяжелый труд не могут служить оправданием пьянства. Все народы много трудятся, чтобы жить достойно, многие вели войны и создавали государства, есть страны, в которых климат не менее «страшен», чем в России, но японцы, к примеру, не спиваются…
Для всякого здравомыслящего человека сегодня ясно, что проблема алкоголизма в России существует. Но не каждому, не всегда и не в полной мере ясен масштаб этой беды. И ещё в большей мере неочевидны внутренние корни, скрытые причины этой болезни. Только осознав масштаб и причины российского алкоголизма, прочувствовав и осмыслив историю его появления, мы сможем эффективно противостоять этому недугу.
Для начала мы решили изучить, что думали об этой проблеме русские классики, как они относились к пьянству русского народа, как объясняли его.
Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы поставили перед собой несколько задач:
Цель нашей работы - осмыслить проблему пьянства в России на основе произведений русских классиков XIX века.
Объект исследования: художественные произведения .
Глава 1. ОТНОШЕНИЕ К ПЬЯНСТВУ И ПЬЯНЫМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
«Вы знаете, почему в России много пьяниц? Потому что быть пьяницей удобно. Пьяниц у нас любят. Новатора, смелого человека — ненавидят, а пьяниц — любят. Ибо всегда удобнее любить какую-нибудь мелочь, дрянь, чем что-либо крупное, хорошее», - так попытался объяснить в начале ХХ века проблему пьянства Максим Горький в пьесе «Мещане».
В справедливости данного утверждения героя Горького мы усомнились. Давайте вместе совершим небольшое путешествие по станицам художественных произведений и вспомним, как раскрывали злободневную проблему наши классики.
В русской литературе, начиная с самых первых веков ее существования, всегда с осуждением изображалось пьянство и пьяницы. Вот какой непривлекательный образ «винопийцы» создал русский поэт второй половины 17 века Симеон Полоцкий в стихотворении "Пиянство":
Человек некий винопийца бяше
меры в питии хранити не знаше,
Тем же многажды повнегда упися,
в очню ею всяка вещь двоися.
В едино время прииде до дому
и вся сугуба зрешася оному,
Име два сына, иже предстояста
ему четыри во очию стаста.
Он нача жену абие мучити,
да бы ей правду хотела явити,
Когда два сына новая родила
и с коим мужем она приблудила.
Жена всячески его увещаше,
вино виновно быти сказоваше.
Но он никако хоте веры яти,
муку жестоку нача умышляти;
Взял есть железо, огнем распаляше,
ко жене бедней жестоко вещаше;
"Аще ты инем мужем не блужденна,
сим не будеши огнем опаленна;
Аще же с инем блуд еси творила,
имать ожещи тя огненна сила".
Бедная жена в люте беде бяше,
обаче умно к нему глаголаше:
"Рада железо огненное взяги,
невинность мою тебе показати,
Токмо потщися своею рукою
подати оно ты на руку мою".
А все железо распаленно бяше,
чесо пияный во ум не прияше.
Ятся железа, люте опалися,
болезни ради в мале отрезвися.
И се два сына точию видяше,
невинность жены, свою вину знаше;
Срамом исполнен, во печали был есть
и прощения у жены просил есть,
Тако пиянство ум наш помрачает; -
всяк убо того верный да гонзает.
В русской литературе ХIХ в. немало произведений, поднимающих проблему пьянства, рассказывающих о героях, неспособных ему противостоять. Вспомним эпизод из рассказа И.С.Тургенева «Муму».
Один из героев этого произведения, Капитон, - пьющий человек, принёсший несчастье бедной безропотной Татьяне. По профессии он башмачник, когда-то был мастером своего дела, но постепенно спился, и Тургенев о нём пишет: «легкомысленный башмачник».
Вот как автор описывает его внешность: «У Капитона оловянные глазки, белесоватые волосы, которые ерошились во все стороны. На нём истасканный и оборванный сюртук, заплатанные панталоны, дырявые сапоги».
Капитон услужлив, вежлив в обращении с другими, но слабохарактерен. Казалось бы, что человек, не скандалящий в состоянии алкогольного опьянения, не должен вызывать у окружающих осуждения и чувства неприязни. Но это совсем не так: как бы ни был спокоен и покладист пьяный человек, он не может быть приятен окружающим его людям, его манера поведения, внешний вид, речь вызывают отвращение. Но самое страшное заключается в том, что этот человек привыкает быть неопрятным, не задумывается над своими поступками, не пытается что-либо изменить в своей жизни, его устраивает такое положение вещей: проще найти виноватого в своих несчастьях, бедах, неудачах, обвинить кого-нибудь или что-нибудь в своём пристрастии к алкоголю, чем признаться самому себе в своём бессилии. Таков Капитон.
Явившись к дворецкому, он старается казаться трезвым: «легкомысленный башмачник» вошёл, закинув руки назад и, развязно прислонясь к выдающемуся углу стены подле двери, поставил правую ножку крестообразно перед левой и встряхнул головой. «Вот, мол, я. Чего вам потребно?»
Когда Гаврила посмотрел на Капитона и застучал пальцами по косяку окна, башмачник только прищурил немного свои оловянные глазки, но не опустил их, даже усмехнулся слегка и провёл рукой по своим белесоватым волосам.
Дворецкий осуждающе смотрит на башмачника, но Капитон только плечиками подёрнул. «А ты, небось, лучше?» - подумал он про себя.
- Ну, посмотри на себя, ну, на кого ты похож? – продолжал с укоризной Гаврила.
Капитон спокойным взглядом окинул свой истасканный и оборванный сюртук, заплатанные панталоны, с особенным вниманием осмотрел свои дырявые сапоги, особенно тот, о носок которого так щеголевато опиралась его правая ножка, и снова уставился на дворецкого.
- А что-с?
- Что-с? – повторил Гаврила. Что-с? Ещё ты говоришь: что-с? На чёрта ты похож, согрешил я, грешный, вот на кого ты похож.
Капитон проворно замигал глазками.
Своим поступкам он пытается найти объяснение.
-Ведь вот ты опять пьян был,- начал Гаврила,- ведь опять? А? ну, отвечай же.
- По слабости здоровья спиртным напиткам подвергался действительно,- возразил Капитон.
- По слабости здоровья!.. Мало тебя наказывают - вот что; а в Питере ещё был в ученье… Многому ты выучился в ученье! Только хлеб даром ешь.
Но башмачник не соглашается с мнением дворецкого и высказывает своё:
- В этом случае, Гаврила Андреевич, один мне судья: сам Господь Бог, и больше никого. Тот один знает, каков я человек на сем свете и точно ли даром хлеб ем. А что касается в соображении до пьянства, то и в этом случае виноват не я, а более один товарищ; сам же меня он сманул, да и сполитиковал, ушел, то есть, а я…
Из его речи, мы понимаем, что сам себя виноватым, в том, что пьёт, Капитон не считает.
С сочувствием к нему относится Гаврила, жалеет его. И он, и даже барыня, надеются, что женитьба на Татьяне заставит башмачника перестать пить:
- А ты остался, гусь, на улице. Ах, ты, забубенный (пропащий) человек! Ну, да дело не в том,- продолжал дворецкий,- а вот что. Барыне…- тут он помолчал,- барыне угодно, чтоб ты женился. Слышишь? Оне полагают, что ты остепенишься, женившись.
Но Капитон, узнав, что барыня решила женить его на Татьяне, которой оказывает знаки внимания Герасим, испугался, вытаращил глаза и отделился от стены.
- Ну, чего ж ты так всполохнулся?.. Разве она тебе не по нраву?
Башмачник боится Герасима, считает его каким-то зверем, хуже идола, а, главное, почему же он теперь должен страдать за него, пытается защитить себя, понимает, что он сильно опустился, но всё же человек.
- Конечно, мне уже всё нипочём: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок,- всё же я, однако, человек, а не какой-нибудь, в самом деле, ничтожный горшок.
Затем, с жаром продолжая, жалеет себя, объясняет, почему он таким стал:
-…Господи! Горемыка я, горемыка неисходная! Судьба-то, судьба-то моя, подумаешь! В младых летах был я бит через немца хозяина; в лучший сустав жизни бит от своего же брата, наконец, в зрелые годы вот до чего дослужился…
Гаврила осуждает пьянство Капитона, называя его «гусем», «мочальной душой», «легкомысленным человеком», но в этих словах звучит и сочувствие к башмачнику, который не пытается бороться со своей пагубной привычкой.
Автор пишет о Капитоне, что красноречие не покидало его даже в крайних случаях. Его речь проста, народна, в ней встречаются просторечные слова: «сманул», «на сём свете», «сполитиковал», «кулачищами-то», «горемыка»; сравнения: «убьёт, как муху какую-нибудь прихлопнет», «ведь у него просто Минина и Пожарского рука», «глуп, как пятка», «ведь это какой-то зверь, идол», «хуже идола…осина какая-то», «обмаслился, как коломенский горшок», «всё же я, однако, человек, а не какой-нибудь, ничтожный человек», «горемыка неисходная».
Капитон понимает, что, женившись на безропотной Татьяне, он не принесёт ей счастья, но пойти против воли барыни не может. Прожив с ней год, башмачник окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда не годный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню. Необычно его поведение во время отъезда. Сначала он храбрился и уверял, что куда его ни пошли, он всё не пропадёт; но потом упал духом, стал жаловаться, что его везут к необразованным людям, и так ослабел, наконец, что даже собственную шапку на себя надеть не мог; какая-то сострадательная душа надвинула её ему на лоб, поправила козырёк и сверху её прихлопнула.
Главным героем повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» является Самсон Вырин. В начале повести автор подробно рассказывает о тяжёлой, невыносимой жизни станционных смотрителей, которые обязаны в любое время дня и ночи быть на ногах, предоставить вовремя лошадей, услужить приезжему. Но если не окажется вдруг на месте лошадей, то всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага. Какие угрозы, какие ругательства посыплются на голову дрожащего смотрителя, если не случится лошадей! Пушкин говорит, что «сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые». Таким предстаёт перед нами Самсон Вырин, но гнев гостя тут же утихал, когда на его крик выбегала его дочь Дуня, разумная, проворная, при появлении которой тучи над головой смотрителя обычно расходились.
Да и внешность Самсона достаточно привлекательна: человек лет пятидесяти, свежий и бодрый, на его длинном зелёном сюртуке три медали на полинялых лентах.
Его смиренная обитель была опрятна. На стенах висели картинки, которые изображали историю блудного сына. Автор упоминает именно об этих картинках, как бы намекая читателям на то, что библейская история может иметь отношение и к судьбе героя. На окнах - горшки с бальзамином, в углу стояла кровать с пёстрой занавеской. Всё очень просто, но опрятно, чисто. Обстановка дома Выриных говорит нам о том, что люди, живущие здесь, бедны, но чисты их мысли, сердца. Хозяин гостеприимен, интересный собеседник, рассказчику было жаль расстаться с ним в первую встречу.
Совсем другим человеком предстаёт перед ним и перед нами Самсон через несколько лет. На окнах уже не было цветов, всё вокруг показывало ветхость и небрежение. «Смотритель спал под тулупом, только приезд гостя разбудил его». Автор удивлен тем, как сильно постарел наш герой. У него была седина, «давно не бритое лицо с глубокими морщинами, сгорбленная спина». Гость не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого угрюмого (мрачный, неприветливый, безотрадный) старика, который за это время спился из-за своего горя. На все вопросы приезжего старик отвечал угрюмо, лишь стакан рома прояснил его угрюмость. Он ругает себя за то, что доверился проезжему гусару, называет себя «старым дураком».
С сочувствием относится к нему рассказчик, рассказывая о том, что бедняк занемог сильною горячкою, и его свезли надолго в больницу. Чуть придя в себя, оправившись, Самсон решает отправиться в Петербург, чтобы найти и вернуть дочь. Встретившись с Минским, он просит его об этом, но гусар глух к горю отца. «Сердце старика закипело, слёзы навернулись на глазах», когда он произносит свою просьбу. Минский быстро взглянул на него, вспыхнул, сказал в крайнем замешательстве, что виноват перед ним и рад просить у него прощения, но расстаться с Дуней он не может, дал честное слово, что она будет счастлива, и что-то сунул за рукав смотрителя. «Самсон, сам не помня, как оказался на улице».
«Долго стоял он неподвижно, наконец, увидел за обшлагом рукава несколько смятых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования!»
В тот же самый день он попытался, проявив находчивость, поговорить с дочерью, но Дуня, увидев его, падает на ковёр, и смотрителя прогоняют из дома Минского.
«Бедный смотритель!»- с сочувствием восклицает рассказчик, рассказывая об его горе. Приятель советует ему жаловаться, но Самсон понимает, что это бессмысленно, что он всё равно ничего не добьётся. Потеря Дуни - это крушение всех его надежд, счастья видеть рядом любимую дочь, поэтому своё горе решил утопить Самсон в вине.
Но не только рассказчик жалеет смотрителя. С теплотой о нём отзывается рыжий мальчишка, которого мать отправила показать путешественнику «смотрилову могилу». Ванька рассказывает, как Самсон, которого они называли дедушкой, научил его дудочки вырезывать, наделял орешками. По-прежнему любит и жалеет своего отца Дуня, приехавшая навестить его: узнав о смерти смотрителя, она заплакала и долго лежала на могилке отца, виня себя в его смерти.
Именно потеря дочери приводит Вырина к пьянству. Он надеется, что в вине сможет заглушить своё горе, утопить его в алкогольном водовороте.
1.3. Причины запойных «выходов» героев Н.С.Лескова
Н.С. Лесков в своих произведениях с особой болью рассказывает нам о пагубном влиянии алкоголя на судьбу незаурядного русского человека. В «Сказе о тульском косом левше и о стальной блохе» он поведал о трагической судьбе талантливого самородка Левши, воплощающего в себе не только лучшие черты русского народа, но и его темные стороны. Типична причина пьянства Левши на корабле по дороге домой из Англии: со скуки затевается спор с подшкипером о том, кто кого перепьет. В результате у обоих спорщиков развивается белая горячка. Однако судьба у собутыльников оказалась разной: шкиперу оказывают необходимую медицинскую помощь и поднимают на ноги, а Левша умирает в больнице.
В повести "Очарованный странник" Лесков поведал нам о судьбе "праведника" Ивана Северьяновича Флягина , вдоволь хлебнувшего горя на своем пути исканий. При всех своих достоинствах Иван Северьянович, какое-то время служивший у князя, имел один «грех», о котором сам и поведал: он страдал "выходами", то есть запоями, и в "умеренности никогда не употреблял". Сам герой так объясняет причины этих выходов: "А брало это меня и не заметишь от чего; например, когда, бывало, отпутаем коней, кажется не братья они тебе, а соскучаешь по них и запьешь. Особенно если отдалишь от себя такого коня, который очень красив, то так он, подлец, у тебя в глазах и мечется, до того, что как от наваждения какого от него скрываешься, и сделаешь выход". Флягин обостренно чувствовал красоту, и ему было трудно с ней расставаться. Именно поэтому после продажи его любимицы - кобылицы Дидоны - он ушел в самый тяжелый запой, обернувшийся алкогольным психозом - белой горячкой. Пережитый ужас психоза вызвал у Флягина такое потрясение, что он навсегда прекратил употребление алкоголя.
Описанный автором случай, когда после перенесенного психоза, больной навсегда прекращает пьянство, по мнению наркологов, скорее является исключением, чем правилом, поскольку алкогольный психоз является признаком неблагоприятного течения болезни и, несмотря на пережитое, больные продолжают пить.
Глава 2. ПЬЯНСТВО КРЕСТЬЯН КАК СПОСОБ СДЕРЖИВАНИЯ «РУССКОГО БУНТА, БЕССМЫСЛЕННОГО И БЕСПОЩАДНОГО», В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.А.НЕКРАСОВА
В поэме-эпопее “Кому на Руси жить хорошо?” Н.А. Некрасов устами Павлуши Веретенникова констатирует актуальную проблему середины XIX века:
Умны крестьяне русские,
Одно нехорошо,
Что пьют до одурения,
Во рвы, в канавы валятся —
Обидно поглядеть!
Произведение Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?” начинается со спора 7 мужиков из разных деревень о том, «кому живется весело, вольготно на Руси?». Спор затянулся допоздна. Мужики вынуждены провести ночь в лесу:
Зажгли костер, сложилися
За водкой двое сбегали,
А прочие покудова
Стаканчик изготовили
Бересты понадрав…
И стон, и рев, и гул!
И Некрасов рисует страшную картину драки, которая, к счастью, обошлась без трагичных последствий.
Нельзя не отметить эпизод с пеночкой. «За птенчика за малого выкуп дала большой пеночка": дала хлебушка по полупуду в день, дала водки по ведерочку, дала огурчиков, а в полдень квасу кислого, а вечером чайку!"
В главе «Пьяная ночь» мы читаем о том, как непристойно ведут себя пьяные люди: ругаются, валяются, становятся похожими на зверей, теряют человеческий облик, сравниваются со свиньями: «избитые, ползущие, лежащие пластом». А тех , кто не пьет, укоряют:
Не пьют, а так же маются.
Уж лучше б пили, глупые”.
В этой же главе Яким Нагой, своеобразный народный мудрец, произносит неожиданную речь:
Нет меры хмелю русскому.
А горе наше меряли? …
В монологе Якима причины пьянства сформулированы предельно ясно: каторжный труд, результаты которого достаются трем дольщикам (Богу, царю и господину), а подчас и вовсе уничтожаются пожаром; бедствия, нищета - всем этим оправдывается мужицкое пьянство, и не стоит мерить крестьянина на "мерочку господскую".
Яким говорит:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная.
Гневна, грозна; и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям.
А все вином кончается:
Пошла по жилам чарочка —
И рассмеялась добрая
Крестьянская душа!..»
Яким Нагой отнюдь не защищает, не пропагандирует пьянство, как может показаться (это лишь риторический прием, который использует Некрасов). Герой сокрушается из-за народного долготерпения. Ведь именно на терпение народное рассчитывали помещики. Не желая улучшить жизнь крестьян, они надеялись, что те вином зальют тот гнев, который невольно скапливался в душе каждого человека, поставленного в бесправное положение, когда он никак, ни словом, ни делом, не должен был выражать свое несогласие с существующими порядками.
В стихотворении Некрасова «Железная дорога» (1864) читаем:
… труды роковые
Кончены - немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ
Тесной гурьбой у конторы собрался...
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!
Всё заносили десятники в книжку -
Брал ли на баню, лежал ли больной.
"Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот, поди, ты!.."- махнули рукой...
В синем кафтане - почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.
Праздный народ расступается чинно...
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
"Ладно... нешто... молодца!... молодца!...
С богом, теперь по домам, - проздравляю!
(Шапки долой - коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И - недоимку дарю..."
Кто-то "ура" закричал, Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее... Глядь:
С песней десятники бочку катили...
Тут и ленивый не мог устоять!
Выпряг народ лошадей - и купчину
С криком "ура" по дороге помчал...
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..
Но терпит и страдает не только русский мужик, но и его семья:
Тут плачут дети малые.
Тоскуют жены, матери:
Легко ли из питейного
Дозваться мужиков?..»
(Пьяная ночь)
«В канаве бабы ссорятся…
Того гляди убьет, убьет!..»(«Пьяная ночь»)
Расхвастался Вавилушка,
И старому и малому
Подарков насулил,
А пропился до грошика!... («Сельская ярмонка»)
Итак, пьянство в произведениях Некрасова — это, без сомнения, зло для самого человека, для его семьи, для государства, но это и способ, с помощью которого крестьянину удается сдержать себя от более страшного и разрушительного зла - пресловутого «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». Поэт осуждает народное долготерпение, взывая к народу:
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?.(«Размышления у парадного подъезда»)
Глава 3. ПРОБЛЕМА ПЬЯНСТВА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» – ОДНА ИЗ ЗЛОБОДНЕВНЫХ ПРОБЛЕМ ТВОРЧЕСТВА Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО
Всем известно произведение Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" как идеологический, философский роман, главным героем которого является Родион Раскольников. Однако не многие помнят, что первоначально произведение задумывалось под названием "Пьяненькие" и что Семен Мармеладов должен был стать центральным его героем.
Действие романа происходит в Петербурге, в грязных трущобах, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты, женщины, продающие себя, голодные, оборванные дети. Отвратительны улицы, дворы, рынки и «клетки», в которых живут эти «маленькие люди». На набережных города, на мостах, бульварах, где проводят время толпы нищих, пьяных, бездомных, происходят ежеминутные трагедии. На бульваре Раскольников видит пьяную девушку лет 15-16, которую «где-нибудь напоили, обманули и пустили на улицу».
Страдания «униженных и оскорбленных» показаны в трагических судьбах членов семьи Мармеладовых. «Глава» семьи Семен Мармеладов — человек лет пятидесяти на вид, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от пьянства лицом. Он пьет, чтобы забыться, пропивает башмаки, косынку, чулки больной жены, выпрашивает последние тридцать копеек на водку у дочери Сони, которая была вынуждена продавать себя на улице. Он вполне сознательно обкрадывает свою семью, стыдится своих поступков, кается в них (рыдая, рассказывает окружающим, что его любимая дочь пошла по «желтому билету»), видит безмерные страдания жены и дочери, удивляется собственной жестокости по отношению к ним, но … продолжает губить и себя, и семью. Он готов покорно сносить унижения, когда жена тащит его за волосы с оскорбительными криками. Он философствует, размышляет, казнит себя. В монологе Мармеладова перед Раскольниковым остро звучит одна из его основных тем — тема безысходности, когда человеку не к кому пойти, некому рассказать о своих страданиях, когда вся жизнь — давящий, безысходный кошмар.
На примере Мармеладова автор показывает обычную для того времени (действие в романе происходит в 1865 г. - в самый разгар эпохи реформ) судьбу мелкого служащего, уволенного «по изменению в штатах». Безработица и дешевая водка способствовали развитию пьянства.
Близок по типажу к Мармеладову другой персонаж Достоевского – Снегирев («Братья Карамазовы»). Пьянство толкает и его на недостойные поступки. Однако его муки совести появляются не сразу, а только под влиянием увиденных им страданий сына Илюшечки, решившего, во что бы то ни стало защитить честь отца.
По-разному классик распоряжается и судьбами своих героев: если Мармеладов гибнет под колесами экипажа, то Снегирев остается жить с муками совести за смерть сына…
Достоевского чрезвычайно беспокоило широкое распространение пьянства в России: "Чуть не половину теперешнего бюджета нашего оплачивает водка ... случись так, что люди, все одновременно бросили бы пить, государству пришлось бы заставить их пить силой. Иначе - финансовый крах". По мнению писателя, причина пьянства социальна: «случись чудо, - люди все разом перестанут пить, - государству пришлось бы выбирать: либо заставить их пить силой, либо - финансовый крах». Тем самым, по мнению писателя, государство фактически поощряет пьянство и рост числа кабаков: "Чуть не половину теперешнего бюджета нашего оплачивает водка, т.е. по-теперешнему народное пьянство и народный разврат, - стало быть, вся народная будущность. Мы, так сказать, будущностью нашей платим за наш величавый бюджет европейской державы. Мы подсекаем дерево в самом корне, чтобы достать поскорее плод".
В "Дневнике писателя" Федор Михайлович констатирует, что и отмена крепостного права не решила проблему спаивания народа: "Народ закутил и запил - сначала с радости, а потом по привычке". Он пытается донести до нас мысль о том, что и после "перелома" необходима правильная ориентация людей. Многое тут зависит от государства. Если государство отказывается заботиться о будущем народа, о нем будет думать художник. Писателя особенно беспокоит судьба подрастающего поколения. В "Дневнике писателя" он сокрушается: "Ведь иссякает народная сила, глохнет источник будущих богатств, бледнеет ум и развитие, - и что вынесут в уме и в сердце своем современные дети народа, взросшие в скверне отцов своих…"
Устами мягкого и несчастного штабс-капитана Снегирева в «Братьях Карамазовых» выносит Достоевский приговор современному нравственному состоянию общества: "...в России пьяные люди у нас и самые добрые. Самые добрые люди у нас и самые пьяные. Добрыми становятся люди в ненормальном состоянии. Каков же нормальный человек? Злой. Пьют добрые, но плохо поступают тоже добрые. Добрые забыты обществом, жизнью правят злые. Если в обществе процветает пьянство, то это означает, что в нем не ценятся лучшие человеческие качества."
Глава 4. ПЬЯНСТВО ВЫРОЖДАЮЩЕГОСЯ ДВОРЯНСТВА В РОМАНЕ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА «ГОСПОДА ГОЛОВЛЁВЫ»
Салтыков-Щедрин, в отличие от Лескова, Некрасова, Достоевского, описывает пьянство не широких народных масс, не «маленьких людей», а вырождающегося дворянства. Читая роман «Господа Головлёвы», мы наблюдаем, как один за другим уходят из жизни помещики Головлевы: Арина Петровна, ее муж, дочь и сыновья, внуки, «племяннушки». . В чем причина вымирания Головлевых? Попробуем разобраться.
Роман начинается с «поистине трагического вопля» Арины Родионовны: «И для кого я припасала!.. для кого?.. И в кого я таких извергов уродила!» Арина Петровна, женщина самостоятельная, властная, с непреклонным характером, не привыкшая прислушиваться к чужому мнению, всю жизнь посвятила «округлению» головлевского имения, накопительству. Прижимистость ее граничит с жадностью: несмотря на то, что в погребах пропадают продукты бочками, сын Степан питается объедками, внучек-сирот она кормит кислым молоком. Слово «семья» не сходит у нее с языка, а на самом деле оказывается, что живет она непонятно даже для чего и для кого. Муж ее «вел жизнь праздную и бездельную», и для Арины Петровны, «всегда отличавшейся серьезностью и деловитостью, ничего симпатичного не представлял».В детях она видела только обузу, ни до каких семейных дел их не допускала, «о старшем сыне и об дочери она даже говорить не любила; к младшему сыну была более или менее равнодушна и только среднего, Порфишу, не то чтоб любила, а словно побаивалась».
Всех членов семьи Головлевых отличает беспомощность, лень, неспособность к Делу (помимо удовлетворения накопительской страсти). Накопительская психология способствует не только внутреннему опустошению, но и физической деградации героев романа.
Старший сын, Степка - балбес, от природы человек не без способностей, утопил их в кутежах, стал забулдыгой, пытался покончить жизнь самоубийством.
Так же, как отец и брат Степан, младший сын, Павел, был склонен к алкоголизму. Неспособный на решительные поступки, он вышел в отставку, чтобы без помех предаваться пьянству. Возможно, на фоне пьянства у него развилась ненависть к «обществу живых людей», а особенно к Порфирию, которому после раздела имущества досталось Головлево, а ему имение похуже — Дубровино. В своих пьяных фантазиях он осуществляет глубинные желания: «разгоряченным вином воображением создавались целые драмы, в которых вымещались все обиды и в которых обидчиком являлся уже он, а не Иудушка".
Центральное место в романе занимает образ третьего брата - Порфирия Петровича, известного в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика. Порфирий среди остальных членов семьи выделяется прежде всего многословием, переросшим в пустословие, подлостью характера, показной набожностью. Он приблизил смерть брата, стал виновником смерти своих сыновей. Совесть пробуждается в нем слишком поздно, когда он осознает : «… состарился, одичал, одной ногой в могиле стоит, а нет на свете существа, которое приблизилось бы к нему, «пожалело» бы его... Отовсюду, из всех углов этого постылого дома, казалось, выползали «умертвил»... Порфирий заканчивает свою жизнь тем, что идет ночью, раздетый, на могилу матери и замерзает.
Так заканчивается история «выморочного» рода Головлевых. На их примере Салтыков-Щедрин пытается донести до нас мысль о том, что не только внешние обстоятельства (бедность, изнурительный труд, отсутствие постоянной работы ) являются причинами пьянства. Многое зависит от самого человека, его семьи, условий его воспитания, образования. Головлевых губит праздность, отсутствие привычки жить собственным трудом, пьянство, хищничество, «пустословие, пустомыслие и пустоутробие» и абсолютная бездуховность.
Глава 5. ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К АЛКОГОЛЮ И К ОБРАЗАМ ПЬЯНИЦ, СОЗДАННЫХ РУССКИМИ ПИСАТЕЛЯМИ (РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ).
Чтобы выяснить отношение подрастающего поколения к проблеме пьянства, мы решили задать старшеклассникам нашей школы несколько вопросов на эту тему (см. Приложение 1, 2).
Исходя из результатов анкетирования, мы выяснили, что современные юноши и девушки не считают пьянство национальной чертой России. Вот выдержки из нескольких ответов учащихся:
Старшеклассники отрицательно относятся к образам пьяниц, созданных русскими писателями: осуждают пьющих героев русской классики – 50%, относятся с презрением – 13% , у 13% опрошенных герои Пушкина, Тургенева, Некрасова, Достоевского, Лескова вызывают сочувствие, и лишь 6% остались равнодушны к судьбам погибающих или погибших от алкоголя литературных героев.
В то же время 50% опрошенных старшеклассников почему-то думают, что русские писатели испытывали сочувствие к своим «пьяненьким».
Все учащиеся сталкивались в реальной жизни с пьяными людьми, с алкоголиками и неодобрительно отозвались об их поведении. В то же время на вопрос: во сколько лет вы впервые употребили алкоголь, и при каких обстоятельствах? - некоторые ответили:
Многие старшеклассники признались, что употребляют алкогольные напитки по праздникам, только 18% не собираются пробовать пока спиртные напитки.
Большинство с неодобрением относится к девушкам, распивающим спиртные напитки:
К энергетическим напиткам у современной молодежи отношение неоднозначное:
На вопрос о том, почему люди пьют, учащиеся отвечали следующим образом:
В качестве альтернативы алкоголю смогли предложить следующее:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Произведения русских классиков всегда были посвящены актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Ведь «у народа, лишенного общественной свободы, литература — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести» (А.И.Герцен). Художественная литература как одна из форм общественного сознания частично заменяла в России открытые публицистические выступления. Её социально-действенный характер, влияние на нравы общества отмечали многие. Причем литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти пути борьбы с ним.
На примерах произведений художественной литературы Х1Х в. мы рассмотрели пагубные последствия пьянства, которые ведут к деградации личности, к ненормальному образу жизни, к лишению основных жизненных ценностей: семьи, детей, материального благополучия, уважения окружающих людей и, самое главное, здоровья.
«Трудно себе представить, какая счастливая перемена произошла бы в нашей жизни, если бы люди перестали одурманивать себя и отравлять себя водкой». Эти слова Л.Н.Толстого исторгнуты с горечью, заставляют сердцем вслушаться в них. Для Л.Н. Толстого ясна первопричина несчастья. Вино и водка – лишь средство, с помощью которого человек сам себя одурманивает. Разбудить, укрепить в человеке человеческое – вот задача, которую ставили перед собой русские классики, тем самым обращая нас к теме больной и драматичной. Загубленное здоровье, разбитые судьбы, слезу матерей, жен, детей. И самое страшное – гибель самих героев - людей, потерявших человеческий облик…
Проанализировав произведения художественной литературы и результаты анкетирования, мы пришли к следующим выводам:
Нас порадовало , что многие ученики нашей школы осуждают пьянство и стараются придерживаться здорового образа жизни. Ведь причины пьянства в XXI веке разнообразны: трудности, связанные с приспособляемостью к новым условиям жизни; конфликты с окружающими; неудовлетворенность политикой власти, семьей, работой, условиями жизни и т.д.; чувство одиночества; недопонимание другими людьми; усталость; стеснительность; ощущение своей неполноценности; и другие обстоятельства, вызывающие чувство психологического дискомфорта. Все эти проблемы, выдуманные и реальные, могут временно облегчаться действием спиртного. Поэтому всем нам нужно учиться содержательному проведению досуга, практике самопознания и самовоспитания; уметь строить реальные жизненные планы и искать пути их реализации; осознать негативные последствия приема алкоголя, уметь применять способы отказа от алкоголя.
Мы понимаем, что вопрос борьбы с пьянством был и остается актуальным и трудно решаемым. Нельзя сказать, что в нашей стране не предпринимаются меры по решению этой проблемы. С 2010 г. начата кампания по снижению алкогольной зависимости населения. Введён запрет на рекламу алкогольных напитков в СМИ и Интернете, ограничена продажа напитков в ночное время, повышались акцизы на алкоголь. Сознательные трезвенники предлагают всем желающим вступать в новую партию - «Всероссийскую политическую партию Сухого закона России“. Если каждый из нас осознает, что трезвость – норма жизни, а «опьянение есть добровольное сумасшествие человека»(Аристотель), может, деградации русской нации удастся избежать? Но каждый решает сам, какой путь ему выбрать. Как сказал поэт,
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе. (Ю.Левитанский)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
topreferat.znate.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
АНКЕТА № 1
Вопросы | Результаты анкетирования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АНКЕТА № 2 И ИНТЕРЕСНЫЕ ВЫДЕРЖКИ ИЗ ОТВЕТОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КЛАССНЫХ ЧАСОВ
Сказка об осеннем ветре
Ласточка. Корейская народная сказка
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Северное сияние