Цель работы изучить, как осуществлялась антирелигиозная борьба в городе Моршанске в 30-х годах.
Использование периодической печати, в частности моршанских газет «Смычка» и «Большевик» как исторического источника дает значительные возможность для изучения церковно-государственных отношений в городе Моршанске в 30-х годах. В статьях неоднократно подчеркивается мысль о несовместимости социализма и религии, о якобы противодействии Церкви коллективизации и индустриализации в Советском Союзе. В ряде статей священнослужителей приравнивают к бандитам, шпионам. Антирелигиозная работа партийных, советских органов, общественных организаций, прежде всего Союза воинствующих безбожников строилась по принципу кампанейщины и формализма.
Вложение | Размер |
---|---|
uteryannye_svyatyni.doc | 99 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
«Периодическая печать как исторический источник по антирелигиозной борьбе в 30- годы в городе Моршанске».
Научно- исследовательская работа
Историческая секция
Авторы
Александр Старчиков, учащийся 11 класса
Карпов Вадим, учащийся 11 класса
руководитель:
Рязанова Татьяна Викторовна, учитель истории и обществознания
г. Моршанск, 2013
Содержание
Введение С.3 -4
Глава 1. Антирелигиозная борьба в 30-х годах в городе
Моршанске С.5-10.
Глава 2. «Врата адовы не одолеют церкви…» С.11- 14.
Заключение С.15.
Список используемой литературы и сайтов С.16-17.
Введение
Актуальность исследования.
Становление современной России невозможно без духовного возрождения русского народа. На Тамбовщине, как и по всей огромной России, от Калининграда на западе до острова Сахалина на востоке идет восстановление порушенных святынь, создаются новые храмы, возрождается монастырская жизнь. Важность данной темы обусловлена необходимостью восстановления исторической правды в отношении безвинно пострадавших людей.
Моршанск был городом красивейших храмов, придававших ему яркий архитектурный облик. Молодое поколение моршанцев может гордиться Троицким собором, построенным на средства горожан в середине 19 века. В конце XIX – начале XX веков в нашем городе было 17 храмов: приходские домовые церкви, часовни. С приходом к власти в октябре 1917 года большевиков начали истребляться духовные основы православного народа. В Моршанске, как и во всей огромной России начали разрушать храмы, расстреливать и отправлять в тюрьмы не только священнослужителей, но и обычных верующих людей не пожелавших предать веру своих предков.
Так журналист моршанской газеты «Большевик» Н. Васильев в ноябре 1937 года в статье «Мой город» язвительно напишет «Целыми днями над городом нависал унылый звон колоколов моршанских «сорока сороковок». В 1913-1914 годах Моршанске и его пригородах насчитывалось 11 церквей». [5, 7] К 1991 году к моменту крушения коммунистического режима в Советском Союзе в городе Моршанске осталось всего 3 храма, среди них действующим был лишь один Никольский храм.
Практическое применение. Материал данного исследования может быть рекомендован учителям для работы с обучающимися на уроках истории и во внеклассной деятельности.
Объект исследования. Изучение церковно-государственных отношений на региональном уровне в 30-х годах.
Предмет исследования. Газеты «Смычка» и «Большевик» как важный исторический источник по антирелигиозной борьбе в 30- годы в городе Моршанске
Цель работы изучить, как осуществлялась антирелигиозная борьба в городе
Моршанске в 30-х годах.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования. Использование периодической печати, в частности моршанских газет «Смычка» и «Большевик» дает возможность для изучения церковно-государственных отношений в городе Моршанске в 30-х годах.
Методы исследования. Для написания данной работы нами использовались методы сравнения, описания и контент - анализа.
ГЛАВА 1. АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ БОРЬБА В ГОРОДЕ МОРШАНСКЕ В 30-Х ГОДАХ.
В газетах Моршанского райкома ВКП (б), Райисполкома, Горпрофсовета «Смычка» и «Большевик» показана деятельность государственных, партийных, общественных организаций, прежде всего Союза воинствующих безбожников в 30 –е годы в нашем крае. Разрушение моршанских храмов, уничтожение священнослужителей окружено завесой чрезвычайной секретности, поэтому эти действия властей в газетных статьях отражаются крайне скупо.
Наибольшее число антирелигиозных статей выходит к православным праздникам Рождество, Пасха, Преображение Господне, а затем число подобных статей резко уменьшается. В декабре 1931 года в газете «Смычка» в статье «О новом рождении Христа и христианской контрреволюции» И Булатов в преддверии Рождества Христова невероятным цинизмом рассказывает читателям об истории христианства. Автор называет христианские идеи орудием эксплуатации трудящихся масс. Так он пишет «Завуалированная болтовня о «любви к ближнему», христианство стало религией воинствующего империализма, факелом кровавых войн, орудием зверской расправы с угнетенными народами». [4, 4] Священнослужители объявляются шпионами, работающими в пользу империалистических государств, а Христу, пришедшему в мир, чтобы спасти людей называется в статье палачом, а Священное писание теоретическим оправданием «вереницы кровавых дел в руках контрреволюционной сволочи». [4, 4]
Несмотря на жесткие меры советской власти по отношению к Церкви количество верующих по всей видимости остается большим, что вызывает, несомненно, озабоченность властей.
В статье газеты «Смычка» от 9 апреля 1931 года «Ни одного прогула в дни «Пасхи» автор признает, что в прошлом 1930 году рабочие ряда моршанских предприятий на праздник Воскресения Христа отказались выходить на работу. Так автор пишет «… Это подтверждается опытом прошлого года, когда на «пасху» 1930 года на предприятиях, где антирелигиозная работа не проводилась, прогулы сильно ударили по производству, вызвав простои и не выполнение промфинплана». [14, 4]
Предлагается усилить антирелигиозную работу в дни православных праздников через сеть профсоюзных организаций на предприятиях, путем вовлечения людей в культурно – массовые мероприятия через кружки, клубы и красные уголки. Далее автор отмечает «… На предприятиях необходимо создать новые ячейки безбожников и добиться увеличения числа членов существующих ячеек. В порядке общественной самодеятельности нужно организовать новые бригады безбожников». [14, 4]
На Пасху 1931 года были намечены «серьезные» антирелигиозные мероприятия. Агитаторами за новую жизнь без Бога должны были стать, прежде всего, учителя, врачи, агрономы.
Так Моршанский клуб железнодорожников гордо рапортует о готовности проведения антипасхальных дней. 8 апреля клуб железнодорожников проводит лекцию на тему: «Откуда произошла Пасха», на которой присутствовало около шестисот человек. 11 апреля назначается массовый вечер с докладом на тему: «Религия – враг пятилетки», 13 апреля – вечер женщин с докладом «Религия закрепощает женщин». Драматический и музыкальный кружки готовят постановки с соответствующей тематикой. В клубе текстильщиков лектор Куликов выступает с лекцией «Легенда о Христе» по окончанию бесплатное кино. [7, 3]
В 8 апреля 1939 года врач Л.М. Адливанкин в красном уголке Росглавхлеба прочитал для рабочих лекцию. Автор статьи пишет « … Лекция была построена целиком на основе научных материалов. Лектор рассказал рабочим о поповских «чудесах», о том, как духовенство всех стран в течение долгих веков держало народ в темноте и невежестве, обманывая его всевозможными мифами о Христе и т.д.» [3, 4]
В апреле 1931 года с почином сбора денег на строительство танка «Безбожник» выступила В. Шамордина которая внесла деньги в сумме 5 рублей. Через газету она обратилась к ряду своих товарищей-безбожников из колхозсоюза, страховой кассы, кустпрофсоюза, амбулатории, райисполкома поддержать её почин. Судя по газетным публикациям, её почин широкой поддержки в городе Моршанске и Моршанском районе не получил. В январе 1933 года моршанские «безбожники» выступили с инициативой сбора денег на планетарий, но трудящиеся опять не поддержали почин. [22, 4]
Антирелигиозная борьба на Моршанской земле все чаще оказывается формальной, неэффективной, даже после уничтожения и закрытия большинства храмов, православные традиции моршанцев оказались сильней мероприятий безбожной власти. Неслучайно статьи газет «Смычка» и «Большевик» в период с 1931 по 1939 годы все время призывают «развернуть антирелигиозную работу», «оживить антирелигиозную работу, «больше внимания уделять антирелигиозной работе», «не забывать про антирелигиозную работу» и т.д.
29 апреля 1937 года в газете «Большевик» М. Кораблин отмечает «В программе ВЛКСМ написано, что антирелигиозная работа должна быть центре внимания комсомольских организаций. Терпеливое разъяснение трудящимся о вреде суеверия и религиозных предрассудков, неотъемлемой задачей комсомола. Однако этим делом занимаются не все комсомольские организации нашего района, считают это второстепенным, а подчас ненужным делом…» [10, 3]
Рабочий Жирнов в своей статье от 16 декабря 1931 года с броским названием «Против «темного» царства» в газете «Смычка» отмечает «12-13 декабря театр Союзкино демонстрировал картины «Конница скачет» и «Темное царство» Эти картины заслуживают внимание…» Конечно автор восхищается доблестью Красной Армии побеждающую буржуазию и помещиков в картине «Конница скачет». Вместе с тем он с горечью пишет: «Однако с хорошими картинами Созкино показывает такие картины как «Темное царство». В «Темном царстве», показав на радость моршанских обывателей, точные обряды церковных праздников, особенно пасхи. Главное – в этой картине ничего не поставлено в противовес церковным обрядам, церковному блеску и мишуре. Нужно определенно сказать, что такие картины в дальнейшем допускать на экран нельзя». [6, 4]
На священнослужителей в Тамбовской епархии, как и по всей стране оказывалось огромное давление со стороны властей. В обществе делается попытка создать атмосферу нетерпимости по отношению к Церкви и верующим людям. Священников в газете называют «мразью», «проходимцами», «мракобесами» и «врагами народа», прикрывающихся крестом и молитвой, монашествующих называют «кликушами». Так статье газеты «Смычка» от 11 апреля 1931 года «Социализм и религия несовместимы» говорилось «Кулачество, ликвидируемое на базе сплошной коллективизации, попы и сектанты – злейшие враги советской власти и пятилетки». [19, 3]
28 октября 1939 года председатель районного совета Союза воинствующих безбожников А. Минаев в статье «Больше внимания антирелигиозной работе» со всей большевистской прямотой отмечает «… Приближаются выборы в местные Советы депутатов трудящихся могут быть использованы различными церковниками и проходимцами. Вся эта мразь попытается напакостить нам, используя в своих целях отсталую часть населения». [13, 3]
В газете «Большевик» за 17 августа 1939 года в статье «О празднике «Преображение» М. Искринский пишет: «У древних народов широко практиковались пищевые запреты (посты) на определенное время. В частности до «второго спаса» по церковным правилам нельзя есть яблок. Их можно есть только после поповского благословения. Этот дикарский пережиток кое-где сохранился до нашего времени и дает попам немалый доход, так как львиную долю приносимых яблок попы берут себе». [8, 4]
В октябре 1939 года в газете «Большевик» была перепечатана статья областной газеты «Тамбовская правда» под броским названием «Здание собора – под театр». Автор статьи Д. Липецкий пишет, что Управление по делам искусств при СНК РСФСР утвердило проектное задание по перестройке Свято – Троицкого Собора под театр. В частности он пишет: «Здание театра будет выдержано в стиле ампир. Стоимость строительства определена в 1 млн. рублей. Зрительный зал рассчитан на 750- 800 человек». [11, 4] К осени 1939 года величественный храм уже 2 года стоял закрытый и ограбленный. Еще в 1922 году, под предлогом помощи, голодающим, из храма были изъяты серебряные кресты, сосуды, покровы, расшитые жемчугом и драгоценными камнями. Однако на перестройку храма под театр у властей не нашлось, стране нужны были заводы и фабрики. Как отмечают Е. Антохина и О.Данилова «В 1939 году «Союз воинствующих безбожников» и прочие атеистические организации с разрешения секретаря горкома А. Душкина и председателя горисполкома Н. Берзина подвергли Троицкий собор разрушению и осквернению. С собора были сорваны и малые купола, и вся жесть на карнизах. При попытке сорвать главный крест разбился человек, и это спасло крест. Внутри собора бесчинствующие молодчики разрушили иконостасы, били стекла, жгли книги и иконы. Была сильно повреждена уникальная плитка пола, уничтожены или пропали бесследно бесценные иконы, книг же, что находилось на недосягаемой выси, утварь… Во время погрома было попорчено множество стенной росписи, тут же, что находилось на недосягаемой высоте, расстреляли из винтовок». [2, 81]
Таким образом, можно сделать вывод, что моршанских газетах «Смычка» и «Большевик» неоднократно подчеркивается мысль о несовместимости социализма и религии, о якобы противодействии Церкви коллективизации и индустриализации в Советском Союзе. В ряде статей священнослужителей приравнивают к бандитам, шпионам.
К 1937 – 1939 годам в газетных публикациях все чаще подчеркивается мысль о связи священнослужителей с троцкистами, зиновьевцами и другими оппозиционными силами в стране. В статьях верующие люди, как правило, называются отсталыми, реакционными элементами советского общества. Это делается для того чтобы оправдать небывалый размах репрессий в отношении священнослужителей и обычных верующих людей.
Антирелигиозная работа партийных, советских органов, общественных организаций, прежде всего Союза воинствующих безбожников строилась по принципу кампанейщины и формализма.
ГЛАВА 2. «ВРАТА АДОВЫ НЕ ОДОЛЕЮТ ЦЕРКВИ…»
Большинство священнослужителей принимали путь мученичества: одни проходили через лагеря и ссылки, другие погибали от пуль чекистов. Однако находились и те кто был сломлен властью, кто отказывался от сана.
В газете «Смычка» власти публиковали тексты писем бывших священнослужителей. Так в июле 1931 года газета опубликовала письмо священника Архангельской церкви села Б. Ломовиссы Пичаевского района
М.Л. Пережогина «Убедившись в лживости религиозных учений и признавая, что действительно есть опиум для народа, средство порабощения неимущего класса имущим. Я признаю свою ошибку, снимаю сан священника и возвращаюсь к трудовой жизни, которую бросил 10 лет тому назад». [15, 4] В августе 1931 года псаломщик Мутасьевского храма Полянский напишет письмо в редакцию газеты «Осознав вред религии, которая построена исключительно на лжи и обмане, я отказываюсь от сана псаломщика, заявляя перед трудящимися, что религия есть, дурман для народа и не желая больше обманывать, снимаю с себя сан псаломщика». [16, 4]
Не смотря на антирелигиозную пропаганду, уничтожение священнослужителей, разрушение храмов, веру в Бога на земле Моршанской искоренить советской власти не удалось. Верующие продолжают справлять религиозные праздники, не выходят на работу в колхозах и на предприятиях. Количество верующих в Моршанске остается еще очень много.
Весной 1931 года староста Базевской Никольской церкви тайно привозит из Краснодара 2 пуда свечей для верующих своего храма. Финотдел не согласился с решением Моршанского судьи Дормидонова признать Серикова не виновным и наказать со всей классовой строгостью. Известно, что вскоре Сериков получит 10 лет лишения свободы. [18, 4]
Так в январе 1939 года из Пензы в Моршанск приезжает А.А. Наумова, которая привозит 5 тысяч крестиков и 3 тысяч текстов с молитвами. Вскоре она была задержана властями, уже 7 июня 1939 года Моршанский нарсуд приговорил её к пяти годам лишения свободы с лишением избирательных прав на этот же срок.
Священнослужители продолжают свое служение, организуют сбор подписей на открытие церквей, борются за разрешение колокольного звона, крестных ходов и т. д. Автор статьи от 29 апреля 1937 года «Религия – враг народа» пишет «…. Одновременно попы в ряде мест усилили ремонтирование церквей и молитвенных домов». [17, 4]
В редакционной статье газеты «Смычка» от 11 апреля 1931 года «Усиление темпов социалистического строительства ответит на пасхальный звон умирающего класса» можно прочитать «… И наблюдающееся за последние годы оживление церковников является прямым результатом обострения классовой борьбы, выражением попыток капиталистических оказать противодействие развитию социалистических форм хозяйства. Кулак использует религию для борьбы против коллективизации, хлебозаготовок и других хозяйственно- политических компаний. Процесс федоровцев лучше всего доказал это». [21, 4] Мы решили выяснить, о каком процессе федоровцев идет речь в газете «Смычка». Из воспоминаний учителя русского языка средней школы №1 Л.А. Поводновой, сохранившихся в Летописи учебного заведения, удалось выяснить, что протоиерей Василий Петрович Алабовский священник Никольского храма, был учителем Закона Божьего в женской гимназии. В апреле 1918 года выступил на заседании местного комитета учащихся с предложением отслужить торжественную панихиду по умершим благотворителям женской гимназии. Л.А. Поводнова пишет: «Так на заседании 25 апреля 1918 года, одновременно с обсуждением устава местного комитета учащихся, заслушивается проект попа Алабовского, «законоучителя», о торжественной панихиде по умершим «благодетелям гимназии».
В 1924 году протоиерей Василий Алабовский стал настоятелем в храме Феодоровской иконы Божией матери на Купеческом кладбище.
Как отмечают И.А. Озарнов, Н.Л. Федосеева, О.Ю. Левин «В 1928 году вокруг моршанского викарного епископа Иоанна (Георгиевского) и протоиерея В. Алабовского сложился небольшой кружок верующих, который проходил в делах ОГПУ под названием «Братство». Людей, периодически собиравшихся на квартире о. Василия для хоровых спевок и изучения церковного Устава, органы сочли контрреволюционной организацией, а о. Василия - ее главой». [12, 111]
В 1929 году президиум Моршанского горсовета, сославшись на якобы аварийное состояние здания церкви, решил расторгнуть договор религиозной общиной и передать храм горсовету. Окрисполком поддержал это решение, а горисполком успел даже снять самый большой колокол. Церковные колокола власти пришли снимать в Родительскую субботу перед Великим постом, когда по православной традиции люди приходят на кладбище, чтобы почтить память своих самых близких людей. На кладбище в этот день было множество горожан, которые выражали недовольство действиям властей и работы были отложены до 8-го мая. Однако и в назначенный день возле церкви снова собралось около 200 человек верующих. Протоиерей Василий Алабовский выступил с резкой проповедью, в которой предал анафеме, то есть проклятию инициаторов и исполнителей этого кощунства, его поддержали и пастыри других храмов.
Власти решили окончательно расправиться со священником – бунтарем. Уже в конце 1929 года были арестованы три священника и псаломщик, а затем и протоиерей В. Алабовский. Его семью священника выселили из квартиры, а имущество конфисковали. Через год о. Василий был расстрелян. Еще четырех священников осудили на десять лет северных лагерей. Этот процесс получил название «дело федоровцев». Во время следствия священник вел себя мужественно, чекистам не удалось сломить волю этого бесстрашного человека, сохранилось даже имя убийцы - чекиста. Как отмечает И.А. Озарнов «Сохранился уникальный документ - акт о проведении приговора в исполнение « На основании постановления тройки ПП ОГПУ при ЦЧО от 11 февраля 1930 года приговор о расстреле Алабовского В.П. мною, уполномоченным окркома от ОГПУ Медведевым Павлом, в присутствии помощника окрпрокурора тов. Максимова В.Г., 17 февраля 1930 года в 24 часа приведен в исполнение. О чем составлен настоящий акт». [12, 298]. Перед расстрелом священник успел написать записку своей любимой жене, однако она так и не дошла до адресата, а место погребения В. Алабовского до сих пор остается неизвестным.
Таким образом, можно сделать вывод, что местное духовенство и верующие не принимали активного участия в антиправительственных политических и военных акциях. Вместе с тем, в условиях планомерного вытеснения Церкви из всех сфер государственной и общественной жизни и жесткую антирелигиозную пропаганду, уничтожение священнослужителей, разрушение храмов, веру в Бога на земле Моршанской окончательно искоренить советской власти не удалось. Священнослужители и миряне стихийно противостоят властям в случаях угрозы разрушения храмов, уничтожения церковного имущества или святынь, что подтверждает так называемое «дело федоровцев» в городе Моршанске.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтвердилась. Так использование периодической печати, в частности моршанских газет «Смычка» и «Большевик» как исторического источника дает значительные возможность для изучения церковно-государственных отношений в городе Моршанске в 30-х годах. Цель и задачи исследования были успешно выполнены, так были изучены основные источники по данной теме, также
проанализированы тексты газет райкома ВКП (б), райисполкома, Горпрофсовета «Смычка» за 1931, 1933 годы и «Большевик» за 1937- 1939 годы.
Анализ публикаций газет «Смычка» и «Большевик» за 1931, 1933 годы, за 1937- 1939 годы показал, что разрушение моршанских храмов, уничтожение священнослужителей окружено завесой чрезвычайной секретности, поэтому эти действия властей в газетных статьях отражаются крайне скупо.
В статьях неоднократно подчеркивается мысль о несовместимости социализма и религии, о якобы противодействии Церкви коллективизации и индустриализации в Советском Союзе. В ряде статей священнослужителей приравнивают к бандитам, шпионам.
Антирелигиозная работа партийных, советских органов, общественных организаций, прежде всего Союза воинствующих безбожников строилась по принципу кампанейщины и формализма.
Священнослужители и миряне стихийно противостоят властям в случаях угрозы разрушения храмов, уничтожения церковного имущества или святынь, что подтверждает так называемое «дело федоровцев» в городе Моршанске.
В 1929 году протоиерей Феодоровской кладбищенской церкви Василий Алабовский решительно выступил против разрушения храма, его поддержали и пастыри других храмов, а главное жители города Моршанска. В феврале 1930 года за бесстрашное выступление против разрушительной политики Советской власти Василий Алабовский был расстрелян.
Список использованных источников и литературы
Разноцветное дерево
Всему свой срок
Большое - маленькое
Ночная стрельба
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью