Исследовательская работа о методах написания икон, связанных с именем Богородицы и знакомство с основными типами изображения Богоматери в произведениях древнерусской иконописи
«Священный лик Богоматери».
Выполнила:
учашаяся 8 класса
Можаева Кристина
Руководитель:
Шнайдер Ольга Александровна
учитель искусства
Содержание
1. Вступление.
2.Введение.
- Главные сведения о жизни Богоматери.
3.Основная часть.
- Иконография Богоматери.
- Основные типы изображения икон Богоматери: Оранта, Одигидрия, Елеуса, Знамение.
-Чудотворные символы священных образов.
-Иконостас православного храма и место иконы Богоматери в храме и иконостасе.
-Смоленская икона Божией Матери Старо-Костычевского Смоленского женского монастыря.
4.Заключение.
- Влияние икон Богоматери на жизнь средневековой Руси.
- Список литературы.
1.Вступление.
Русская икона…
В мировом искусстве это явление уникальное. Русская иконопись имеет огромное художественное значение. Это источник света и радости, который вызывает у зрителя ощущение внутренней легкости и гармонии.
Тема моей работы «Священный лик Богоматери» и я считаю, что эта тема очень актуальна, потому что Россия всегда была центром Православия. Иконы постоянно жили рядом с русским человеком, участвовали в важнейших событиях истории. Поэтому знакомство с иконографией – это, прежде всего знакомство с нашим прошлым. Интерес к этой теме возник не случайно. Мне хотелось узнать, почему христиане почитают иконы и особенно иконы с изображением Богородицы, а также какое участие принимали иконы в жизни средневековой Руси. Ведь почитание Богоматери на Руси было таким сильным, что казалось: народное православие - это не религия, Иисуса Христа, а скорее религия Богородицы.
Иконы, находящиеся в храмах, приводят в священный трепет многие поколения людей. Символика, заключенная в этих образах, дает духовную пищу для размышления, как верующим, так и атеистам.
2.Введение.
Главные сведения о жизни Богоматери. (Презентация) Слайд 1-3.
Главные сведения о жизни Богоматери мы узнаем из источников, что повествовали о Христе. Имя ее несколько раз упоминается в Священном Писании, но мы имеем лишь весьма немногие сведения о жизни Марии, так как евангелисты имели первою и главною задачею повествовать о земной жизни и делах Иисуса Христа. Недостаток сведений о жизни Богоматери, получаемых нами из Священного Писания, обильно восполняется многими преданиями.
Предание называет нам родителей Пресвятой Девы: Иоакима из Назарета и Анну из Вифлеема. Мария родилась, когда супруги потеряли всякую надежду на рождение ребенка. Обрадованные родители посвятили девочку Богу, отдали ее в возрасте трех лет воспитываться при Иерусалимском храме. Автор одного апокрифического Евангелия писал, что маленькой Марии являлся ангел, кормивший ее небесной пищей.
Когда Мария выросла, ей полагалось жить в храме. Ее родители к тому времени умерли, и девушку решили выдать замуж. Но поскольку она хотела соблюсти обет посвятить себя Богу, в мужья ей выбрали старца Иосифа-плотника, обещавшего позаботиться о Марии как отец, а не как муж. Поэтому Иосифа называют не мужем, а обручником Марии.
Из Евангелия от Луки мы узнаем о дальнейшей судьбе Марии. Однажды когда она читала книгу пророчеств Исайи, вся ее бедная комнатка озарилась ярким необыкновенным светом. Перед ней предстал Божий посланник. Архангел Гавриил предрек ей непорочное зачатие и чудесное рождение Сына, будущего Спасителя. «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь ему имя: Иисус. Он будет велик… и Царству Его не будет конца…»
Сюжет Благовещения в произведениях искусства известен очень давно. Первые его изображения восходят к фрескам 3 века, обнаруженным в римских катакомбах.
На основе византийского канона в 12 веке было создано замечательное «Устюжское Благовещение» - одно из самых выразительных и лаконичных произведений древнерусской живописи. Эта икона, созданная новгородским мастером, получила свое название по легенде, согласно которой ее вывез в Москву из города Великий Устюг Иван Грозный.
В полный рост, почти во всю высоту иконы, изображены главные участники события. Спокойно и неподвижно стоит перед Девой Марией златовласый, с большими выразительными глазами архангел Гавриил. Опущены золотые крылья за плечами. О многом говорит нам жест его правой руки. Это жест благословения – знак принесенной им свыше благой вести.
Поза Марии выражает смирение и согласие. Эта чудесная весть уже осознана, понята ее, а поэтому на груди, поверх складок ярко-красного мафория и темно-синего хитона изображен младенец, на которого она указывает рукой. Вверху над ангелом Гавриилом и Марией, в синем небесном сегменте изображен Вседержитель с ликом Иисуса Христа. От него исходит синий луч, касающийся плеча Богородицы. Вот она, зримая связь Божественного и Земного!
Естественно и просто, и прямо на наших глазах совершается светлое чудо.
Незадолго до родов Пресвятой Деве вместе с праведным Иосифом пришлось отправиться в небольшой город Вифлеем, чтобы участвовать в переписи населения. По дороге они попытались остановиться на ночлег на постоялом дворе, но там не было места. Тогда они воспользовались укрытием, где прятались пастухи. Там и родился Младенец Иисус; спеленав, его положили в ясли – кормушку для скота.
Но Марии было суждено пережить своего сына, она проводила его на казнь и присутствовала на распятии, а затем погребала его тело. Умирая на кресте, Христос завещал любимому ученику, Иоанну, заботиться о ней. Богоматерь скончалась в 64 года, причем о смерти она узнала заранее.
О внешности Богоматери известно больше, чем о внешности Христа. Ранние христианские сочинения сообщают, что Мария была среднего роста, имела тонкие продолговатые пальцы, волосы цвета пшеницы, большие глаза, подобные плодам миндаля, прямой нос и ярко-алые уста.
3. Основная часть.
Иконография Богоматери.
По преданию, первые иконы Богоматери были написаны еще при ее жизни, и написал их ученик Иисуса Христа апостол Лука.
Одежда Богоматери по цвету повторяет одежды Христа, только у Марии вишневой изображается верхняя одежда покрывало - мафорий, а синий - нижний хитон. Мафорий оторочен золотой каймой и украшен тремя звездами – на челе и плечах, символом чистоты Богородицы, ее троякого детства: до рождества, в рождестве и по рождении Иисуса Христа. Иногда из накинутого на голову мафория виднеется чепец – головной убор замужних женщин. По сторонам лика Богоматери пишутся греческие буквы «МРОY» - сокращение слов «Мать Бога».
Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери. В Западной Европе он связан с культом Мадонны, а на Руси - с Богородицей, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.
Основные типы изображения икон Богоматери. (Презентация) Слайд 4-12.
Древнерусская иконопись насчитывает множество икон Богоматери, но все они восходят к четырем основным типам изображений, зародившиеся в Византии и пришедшие на Русь с принятием христианства: Богоматери Оранты («молящейся» с воздетыми к небу руками), Одигидрии («путеводительнице», указывающей на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках), Богоматери Знамение (знаменующей рождение Спасителя, воплощение новой жизни) и Елеуса( «умиления», ласкающей и обнимающей своего Сына).
Остальные иконы – своеобразная редакция основных типов или, как принято в иконографии, - извод.
Оранта - один из древнейших христианских образов, изображающий человеческую фигуру с поднятыми в жесте моления руками. Был связан, прежде всего, с изображением мучеников, восходит к языческой погребальной иконографии. В первые века христианства Оранта, возможно символизировала душу умершего, молящуюся за оставшихся на земле людей. Слово «Оранта» по латыни означает «молящаяся», которая молится за весь род человеческий.
В 1037 году образ Богоматери Оранты занял традиционное место в алтаре Киевского Софийского собора. Лик Киевской Оранты ясный, человечный, непреклонный; у нее сильные плечи и широкие ладони, устойчиво стоящие ноги, твердо прорисовываются под складками хитона. В византийской иконографии известны также иконы Богоматери Оранты, на груди которой в складках мафория или в медальоне помещен образ Младенца. Такие иконы греки называли «Богоматерь Великая Панагия».
Одигидрия - греч. Путеводительница, знаменитая чудотворная византийская икона, известная во всем христианском мире. Название, согласно византийским источникам 11-12 вв., происходит от греческого Odeqoi – указывающие путь; этим словом называли проводников, сопровождающих слепых к чудотворному источнику, на пути к которому располагался храм Одигон с хранившейся там чудотворной иконой Одигидрией. Со временем с этой иконой стали связывать греческое сказание 6 века о написании первого образа Богородицы при Ее жизни евангелистом Лукой.
На протяжении веков с иконы писались многочисленные списки-копии, которые становились чтимыми образами в различных православных странах и монастырях и получили названия (обычно по месту своего нахождения).
К типу Одигидрии относятся иконы Смоленской, Иверской Богоматери и другие.
На иконе Богородица изображена с осанкой императрицы. Младенец восседает у нее на руках как на троне, он больше похож на взрослого правителя (властелина), чем на маленького ребенка. В одной руке Христос держит свиток Священного Писания, а другой благословляет стоящего перед иконой. А Дева Мария указывает, к кому должен обращаться молящийся.
Смоленская икона Божией Матери (Одигидрия), одна из самых чтимых в России чудотворных икон, главная святыня Смоленска. Согласно позднему преданию, икона была привезена на Русь из Константинополя в 1046 году византийской принцессой Анной. Икона была овеяна вековой славой и известна своими чудотворениями. Одно из них – спасение Смоленска во время нашествия Батыя в 1237 году. Когда к Смоленску подошли войска Батыя, служивший смоленскому князю римский воин Меркурий услышал от иконы голос, который повелел ему идти на бой с татарским богатырем. Голос предсказал ему победу в поединке, но и мученический конец. Меркурий одолел противника и перебил еще множество татар, но когда он лег отдохнуть и уснул, уцелевший татарин подкрался и отрубил ему голову. Сказание повествует, что по воле Божией Меркурий встал, взял отрубленную голову, пришел в храм, где стояла икона. Смоляне благодарные ему за спасение города, похоронили его в храме и причислили к лику святых.
В 1812 году во время нашествия Наполеона в день Бородинской битвы крестный поход с иконой Одигидрии Смоленской обошел вокруг Кремля и Белого города, а русские воины, прежде чем вступить в сражение, молились перед списком чудотворного образа. По свидетельству очевидцев, во время молебна в небе появился орел, это истолковали как предсказание благополучного исхода войны.
К типу Одигидрии принадлежит также икона Богоматери Тихвинской, при этом она заметно отличается от Смоленской: Младенец повернут в профиль, левая ножка согнута и подвернута, а благословляющий жест обращен не к молящимся, а к Богоматери. Мать немного склонилась к сыну, в то время как Богоматерь Смоленская сидит выпрямившись.
Легенда гласит, что эта икона явилась в воздухе близ города Тихвина, испуская яркое сияние. По молитве жителей она спустилась вниз, и на месте чудесного явления тут же начали строить церковь. Однако на утро тихвинцы не нашли ни сруба, ни иконы: они перенеслись на две версты в сторону. Там и отстроили храм.
Совсем необычным вариантом Одигидрии является знаменитая Троеручица – икона, где у Богоматери нарисованы три руки. Третья рука располагается справа; иногда она повторяет жест второй руки, указывающей на Младенца, а иногда поддерживает складки одежд Христа.
И легенд об этом образе также существует три. Согласно первой из них, придворный халифа Багдада – грек – христианин Иоанн Домаскин был оклеветан своими врагами. Они донесли халиафу, что Иоанн будто бы служит соглядатаем (шпионом) византийского императора. Халиаф поверил наветам и велел отрубить ему правую руку. Но христианин, всю жизнь почитавший Богородицу взмолился ей об исцелении. Он приложил отрубленную руку к ране, и ночь напролет читал молитвы. На утро рука приросла, остался только след. Тогда Иоанн заказал написать икону Богоматери и приложил к ней серебреное изображение руки. Таким образом, рука не принадлежит самой Богоматери – это дар, преподнесенный ей в благодарность за исцеление.
Другая легенда гласит, что в одном греческом монастыре, иконописец начал писать икону Богоматери. Он обвел контур будущего изображения и отлучился. Вернувшись, иконописец обнаружил, что у образа появилась третья рука. Подумав, что это чья-то шалость мастер старательно стер лишнюю руку, но она появилась снова. На третий раз он понял, что этого хочет сама Богородица, и написал икону Троеручицы.
Третья легенда напоминает народную сказку, она не входит в признанный церковью список чудотворений.
Рассказывают, что однажды, когда у Богоматери были заняты обе руки, на Ее глазах в колодец упал ребенок, тогда у Нее выросла третья рука, которую она протянула утопающему. На Руси почитание иконы Троеручицы распространилось в 17 веке.
Елеуса. Если образ Одигидрии выглядит торжественным и парадным, но несколько холодноватым, то другой тип не зря получил на Руси название «Умиление». По-гречески оно звучит как «Елеуса» - милостивая, милующая. Смысл его понятен: он опять – таки связан с милосердием Богоматери. В этом типе она изображается нежно обнимающей младенца. Ребенок же прижимается щечкой к щеке матери, обвивая шею Марии, ласково касаясь ее лица. Богоматерь Одигидрия представляет сына людям, как бы демонстрируя его; Богоматерь Елеуса общается с ним, а на людей смотрит настороженно и печально – ведь ради них Сын божий примет мученическую смерть на кресте. Взаимная нежность матери и младенца, их трогательные объятия так умиляли наших предков, что они изменили названные иконы – не милующая, а умиляющая, трогающая людские сердца.
Среди икон этого типа немало российских святынь. И, конечно, первой надо назвать Богоматерь Владимирскую – так же, как и Смоленскую, приписываемую, евангелисту Луке. Но, в отличие от Смоленской, здесь Богоматерь поддерживает младенца правой рукой, а левой прижимает к себе его тельце. Ребенок же тянется вверх, чтобы припасть личиком к щеке Богоматери и покрепче обнять ее за шею. Левая ножка его подвернулась пяточкой наружу, и эта почти жизненная подробность стала отличительной чертой именно извода Владимирской иконы.
Вначале 12 века икона прибыла на корабле в Киев. Это был дар патриарха Константинополя князю Юрию Долгорукому. Икону поставили в церкви Девичьего монастыря в Вышгороде. В 1155 году князь Андрей Боголюбов тайно вывез ее, чтобы доставить в Суздаль. По старинному обычаю, ее везли на санях летом. В нескольких верстах от Владимира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла их сдвинуть с места. Заменили коней – они стояли как вкопанные. Ночью Андрею было явление Богоматери. Она велела ему оставить икону во Владимире, а там где встали кони, построить церковь Рождества Богородицы.
Местность вокруг нее получила название Боголюбово. Затем эту удивительную икону поместили в построенный вскоре Успенский собор во Владимире. Она стала называться Владимирской. Позднее икону торжественно перевезли в Москву.
Много раз выручала и охраняла она русских людей на полях сражений и в трудовых деяниях. Народная память связывает с иконой множество легенд, событий: чудесное заступничество во время нашествия на Русь непобедимого завоевателя Тамерлана в 1395 году. Летопись свидетельствует, что в день торжественной встречи иконы в Москве Тамерлан повернул свои полчища обратно. С иконы написали копии, а саму вернули во Владимир. Но примерно через сто лет Москва оказалась перед лицом новой опасности. Иван III отказался платить дань татарскому хану, и тот направил свои полки на Москву. Опять спешно послали за чудотворной. Московское воинство встретило татар под Калугой, на берегу реки Угры. Наконец, русские решили сменить позицию, и татары, испугавшись этого, отступили без боя. Так бесславно пало монголо-татарское иго.
Ныне икона хранится в Государственной Третьяковской галерее. Во время торжественных молебнов ее переносят в Успенский собор. Церковное празднование Владимирской Божией Матери совершается трижды в год.
К типу «Умиления» относится и другая воинская святыня – Богоматерь Донская. Исполнена для Успенского собора города Коломны в конце 14 века. На обороте иконы изображено Успение Богоматери. Прославление иконы связано с военными походами Ивана Грозного против ханств, образовавшихся на развалинах Золотой Орды, и с воспоминанием о победе на берегах Дона в Куликовской битве 1380 года. В царствование Ивана Грозного за победителем в Куликовской битве московским князем Дмитрием Ивановичем закрепилось прозвище Донской. Донским стал именоваться и основанный Дмитрием Ивановичем накануне Куликовской битвы Успенский собор в Коломне, а хранимая там икона Богоматери – Донской. В 1552 году Иван Грозный взял икону в военный поход на Казань, а после покорения Казанского ханства поставил Донскую икону в Благовещенский собор Московского Кремля. С заступничеством иконы (после молитвы царя Федора Ивановича перед ней) связывали спасение Москвы от набега крымских татар хана Казы-Гирея в 1591 году. В память об этом событии в Москве был основан Донской монастырь, для которого сделали точный список с оригинала. На протяжении 17-19 вв. икона почиталась как действенная заступница от иноверных и иноплеменных врагов. К ней обращались с молитвами, составляли похвальные слова, повести и сказания. В настоящее время икона хранится в Третьяковской галерее в Москве. Ежегодное празднование Донской иконы 19 августа (1 сентября) с крестным ходом в Донской монастырь установлено в середине 17 века.
Богоматерь Знамение. На иконах этого типа Богородица стоит в торжественной, величавой позе, руки Ее молитвенно подняты. На груди, в круглом медальоне – поясное изображение юного Христа-Еммануила (имя это принадлежит ветхозаветному пророку Исайе, который некогда предсказал рождение Спасителя от Девы), он повторяет жест матери.
Икона несла глубокий символический смысл: она подтверждала осуществление древнего пророчества о приходе Христа и появлении новой, христианской Церкви. Благодаря этому значению место иконы было определено в центре второго ряда иконостаса пророческого чина: по бокам ее располагались иконы, изображавшие пророков с развернутыми свитками в руках.
Древнейшая русская икона такого типа относится к 12 веку. Она прославилась в 1169 году при осаде Новгорода суздальцами. Город осадили войска суздальского князя. Архиепископу Новгорода, Иоанну во сне был голос, указавший путь спасения. Иоанн пришел в церковь Спаса на Ильине улице, где хранилась икона. Помолившись перед ней, архиепископ перенес ее на Софийскую сторону Новгорода и утвердил на крепостной стене, когда суздальцы начали осаду, одна из стрел попала в икону и исторгла слезы из глаз Богородицы. Сразу же тьма покрыла суздальцев, и победа осталась за новгородцами. С этого времени икону стали называть Знамение и почитали как священный палладий Древнего Новгорода.
А вот история с другой иконой – «Богородица Знамение Курское». Она «явилась» в сентябре 1295 года в лесу, у корней дерева, и тогда же там пробился ключ. Когда князю Шемяке сообщили о чуде, он не поверил – и тут же ослеп, но благодаря чудодейственной силе иконы исцелился и построил в честь иконы церковь. Позднее икону изрубили татары, однако, когда русские нашли ее, она сама срослась в одну доску. В1597 году ее перенесли в Москву, и цари Федор Иоаннович и Борис Годунов велели украсить ее жемчугом и серебром.
Чудотворные символы священных образов. (Презентация). Слайд 14-15.
Иконы всегда занимали у верующих ключевое значение для связи с духовным миром. Многим ликам святых приписывалось чудотворное воздействие на людей и на события.
Что касается ликов Божией Матери, то можно выявить несколько главных икон, которые больше всех остальных почитались на Руси. Казанская икона Божией Матери – очень строгая, в этот день всегда бывает дождь или гроза, и если кто-то работал в этот день, то Казанская Богоматерь поражала их грозой (21 июля «летняя», 4 ноября «осенняя»). Владимирская икона самая почитаемая на Руси и православная церковь установила три праздника (3 июня, 6 июля, 8 сентября). Почаевская икона – эта чудотворная икона помогает излечению глазных болезней. Иверская икона Божией Матери – является хранительницей дома от горя и несчастья (25 февраля). Тихвинская икона (9 июля), как и Владимирская, так же приписывается руке евангелиста Луки и является хранительницей дома.
Всего же православная церковь чтит 227 различных икон Божией Матери. И 11 декабря церковь установила день памяти всех мучеников «за иконы пострадавших».
Иконостас православного храма и место иконы Богоматери в храме и иконостасе. (Презентация) Слайд 16-17.
Иконы Богоматери разных иконографических типов обязательно присутствуют на иконостасе, в центре, к которому стремится взгляд пришедшего в храм человека.
Иконостас – это перегородка с иконами, отделяющая алтарь от остальной части православного храма. Он был не всегда: в первые века христианства алтарь отделялся от храма только решеткой.
В иконостасе три двери: в центре двухстворчатые царские врата. Через них проходят только священнослужители. Слева (ближе к северной стене) – северные врата, справа – южные (дьяконские). Расположение икон строго определено. Они занимают несколько рядов. Верхний ряд – праотеческий; он представляет первоначальную ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея. В центре этого ряда помещается образ «Святой Троицы».
Следующий пророческий ряд представляет собой ветхозаветную Церковь от Моисея до Христа. Пророки также изображаются держащими в руках свитки с текстами пророчеств о рождении Спасителя. В центре мы видим икону Богоматери Знамение. Изображение Богоматери с Младенцем Еммануилом на лоне знаменует исполнение предсказаний ветхозаветных праотцов и пророков и указывает на непосредственную связь между Ветхим и Новым Заветом.
Праздничный ряд. Следующий ярус иконостаса представляет период новозаветный, а именно события, связанные с земной жизнью Христа и Богородицы, чаще всего – двенадцать двунадесятых праздников церкви, среди которых многие – Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Успение – связаны с Девой Марией.
Деисусный ряд. Смысловым центром этого ряда является икона «Спас в силах», а справа и слева от него – образы Богородицы и Иоанна Предтечи. В этот ряд русские мастера помещали фигуры архангелов Михаила и Гавриила, святых отцов и святых мучеников.
Основной смысл деисусного ряда заключен в посреднической молитве, в заступничестве за род людской перед ликом Царя Небесного.
Нижний ряд называется местным. Его составляют самые большие иконы. Справа от царских врат – икона Спасителя, слева - Богородицы. Крайний образ справа – храмовая икона, то есть изображение святого или праздника, в честь которого освящен храм. Крайний слева – образ святого, наиболее почитаемого в данной местности.
На царских вратах расположены небольшие иконы Благовещения и четырех евангелистов – Матфея, Марка, Луки, Иоанна. На северных вратах - изображения архангелов Гавриила и Михаила. Обязательной является «Тайная Вечера» над царскими вратами. На ней изображена последняя трапеза Христа и учеников.
Таким образом, в храме присутствует множество икон с изображением Богородицы. Кроме иконостаса, иконы Девы Марии могут располагаться как отдельные в боковых пределах и просто в пространстве церкви. Без иконы Богоматери православный храм немыслим, также и церковные службы, праздничные и рядовые, не возможны без молитв и песнопений в честь Богородицы.
Смоленская икона Божией Матери Старо-Костычевского Смоленского женского монастыря.
Я и мои родные очень часто приходим в православный храм, совершаем поездки по разным святым местам. И мне было интересно узнать, а почему наш местный храм носит имя Смоленской Божией Матери?
В 2004 году в нашем городе Октябрьске Самарской области, что близ Сызрани в Пасхальные дни были обретены мощи схимонаха Пантелеимона (в миру Петр Савельевич Прохоров) основателя Старо-Костычевского Смоленского женского монастыря. Ведь точное место его погребения не могли даже указать сторожилы: Смоленская церковь, у алтаря которой 8 (21) января 1884 года похоронили старца, была снесена до основания…
И вот захоронение найдено! Притом обретение частных останков старца сопровождались дивными чудесами – как в былые годы.
Он был сыном крестьянина Симбирской губернии Сызранского уезда села Старые Костычи Савелия Прохорова. С самого раннего детства мальчик обнаруживал любовь к храму Божию и изучению молитв; любил слушать священные книги, в особенности жития святых подвижников, сам же читать не умел. Отец его, как только минуло юноше семнадцать с половиной лет, женил его, не спрашивая согласия сына и против его желания. Юноша покорно подчинился воле отца и был хорошим семьянином.
Прохоров любил в полночь вставать на молитву. Его жена Анна насмешками довела до того, что он перестал вставать на молитву. Но однажды в полночь он был поднят с постели сверхъестественною силою и сброшен на пол, далеко от постели. После этого с ним начались делаться припадки. Один раз в поле он пролежал как мертвый более часу. Петр просил жену отпустить его в Киев молиться святым угодникам, но она не соглашалась, ссылаясь на малолетство детей и упущения по хозяйству. Припадок повторился гораздо сильнее прежнего: без всяких признаков жизни он пролежал более двух часов. Около двух недель он, больной, лежал в постели. Кто-то из влиятельных родственников убедил его жену, что больной Петр теперь не работник, и она согласилась отпустить его в Киев.
В городе Сызрани он остановился на ночлег у купчихи Сопляковой, здесь же выпросил Смоленскую икону Божией Матери. Дворянка Мария Троицкая пишет со слов старца: «Я говорю ей: « Дай мне икону на дорогу! Она повела меня в моленную, я и выбрал эту икону. А она и говорит: «Ни за что не отдам эту икону, она у меня старинная, чудотворная» - «Ну, а другой мне и не надо!» И пошел из моленной. Позади, послышался стук. Оглянулся, а это икона упала на пол. Тогда, прощаясь с ней, сказал: «Завтра я зайду, Сам Господь укажет, что нужно делать». Ночью эта икона опять упала, а на утро упала в третий раз. Купчиха заплакала и отдала мне икону».
Когда Смоленский храм был построен, эта икона находилась в его иконостасе (после революции утрачена). Древнего письма, она была богато украшена бисером, жемчугом и тремя алмазными звездами на челе и оплечьях и почиталась чудотворною. Во время всех путешествий по святым местам икона хранилась у Петра Савельевича в ранце на спине. По приходе на место или начиная новый путь, он вынимал ее из ранца, ставил перед собою и молитвою пред иконою Смоленской Божией Матери всегда начинал и оканчивал всякое дело.
Схимонах Пантелеимон после долгих странствований вернулся на родину в 1860 году и построил себе келию неподалеку от сельского кладбища, наполовину врытую в землю, в ней помещалась одна маленькая печка, сложенная им же; поставить кровать было нельзя, лечь во всю длину тела невозможно. Вел он там жизнь строгого молитвенника и затворника. Приходившие к нему люди получали не только духовное утешение – многие чудесно исцелялись. Приходя к старцу, люди оставляли пожертвования. Когда накопились значительные средства, схимонах Пантелеимон, вспомнил пророчества своих духовных наставников об устроении обители в его родных местах, отправился на Святую Гору Афон. Бывая в Иерусалиме и узнав, что можно остаться в храме Вознесения под пещерою Гроба Господня, подвижник с радостью и душевным восторгом, стоя босыми ногами на плитах храма, провел в молитве 120 ночей. Однажды в праздник Иерусалимский Патриарх провел подвижника в алтарь, велел ему поставить икону Смоленской Божией Матери близ горнего места и, когда окончилась Литургия, сказал русскому монаху: «Эта икона прославится и воссияет на твоей Родине, и труды твои приняты пред Престолом Господнем». И всегда Пантелеимон носил Смоленскую икону Божией Матери, которую ему в Сызрани дала одна верующая. Одигидрия, Путеводительница – она повсюду его вела!
Подкрепленный девятимесячной молитвой у Гроба Господня в Иерусалиме, после пострижения в схиму, он энергично взялся за хлопоты по устроению обители. За год была построена Смоленская церковь, названная в честь чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, которая была установлена с левой стороны алтаря и привлекала много паломников.
В настоящее время от прежней церкви, воздвигнутой в честь иконы-путеводительницы старца-схимника, не осталось и малого камешка.
Найденные мощи старца Пантелеимона: чистые ярко-желтого цвета косточки, мантия черная с истлевшими краями, фарфоровая чашечка, огарки свечи, горошины четок, две иконочки – это теперь святыни нашего Смоленского храма. Пять дней к месту обретения мощей схимонаха шли и ехали многочисленные паломники. А 22 апреля 2004 года по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия Благочинным Сызранского округа протоиереем Григорием Коберником и священством Сызранского благочиния мощи старца Пантелеимона были перенесены при большом стечении народа в ныне действующий Смоленский храм.
3. Заключение.
Влияние икон Богоматери на жизнь средневековой Руси
Русский народ издревне нашел в своей душе единственно верное слово в обращение к Богородице: в обиходе он назвал Ее, и сейчас называет так же, как родную мать, - исполненным нежности и любовным обращением: «Матушка!» Люди духовно увидели, что Богородица является - Матерью Церкви, Кровной - по Крови Христовой – Матерью каждого верующего.
Здесь надо вспомнить, что христиане почитали Деву Марию именно как мать Сына Божьего, только благодаря чудесному рождению она заняла такое важное место среди христианских святых. В ранние века христианства некоторые сторонники новой религии даже отказывались почитать Марию, говоря, что она лишь родила Христа-человека и поэтому может называться не Богородицей, а Христородицей. Бог существовал вечно и не мог родиться от смертной женщины. Эта точка зрения была отвергнута церковью, но в учениях христианства место, занимаемое Пресвятой Девой было второстепенным по сравнению с положением ее Сына. Однако в народе Деву Марию чтили как заступницу, которая просит Бога за род человеческий. Душевность образа Марии, ее близость к грешному и страдающему человеку стали причиной широкого распространения икон Богоматери, - их встречается гораздо больше, чем икон с изображением Христа.
Выполняя эту работу, я собрала очень много материала по иконографии Богородицы, узнала, какие существуют в древнерусской иконописи типы изображения Девы Марии, как они попали на Русь, какое место занимает Богоматерь в православном иконостасе, попыталась постичь глубину духовного содержания иконы, познакомилась с наиболее знаменитыми и чудотворными иконами Богородицы. Выяснила, почему наш местный собор назван в честь Смоленской Божией Матери, а главное получила эстетическое наслаждение от общения с духовной культурой.
Список используемой литературы.
1.Л.Д.Райгородский. Беседы о русских иконах. – С-Пб., 1996.
2.Н.А. Барская. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М., 1993.
3.М.В. Алпатов. Древнерусская иконопись. – М., 1978.
4. «Большая энциклопедия Кирилл и Мифодий 2007».
5.П. Флоренский. Иконостас. М., 1994.
5. «Из жизнеописания схимонаха Пантелеимона (Прохорова)».
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Девчата
Как Снегурочке раскатать тесто?
Два морехода
Мост из бумаги для Киры и Вики