Научно-исследовательская работа, целью которой является анализ профессиональных предпочтений современных подростков в России и в Германии, сопоставление полученных результатов с требованиями рынка труда.
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_raboty.doc | 439.5 КБ |
kak_ne_utonut_v_more_professiy.ppt | 565.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЛАТОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Как не утонуть в море профессий?
научно-исследовательская работа
Выполнила:
ученица 11 класса
Рассказовского филиала
МБОУ Платоновской СОШ
Чулкова Анастасия Владиславовна
Руководитель:
Довгалева Александра Ивановна,
учитель немецкого языка
пос. 2-ое отд. с-за «Арженка», 2013 г.
Содержание
Введение | 3 |
| 6 |
| 6 |
| 7 |
| 11 |
| 12 |
| 19 |
| 21 |
II. Профессиональные предпочтения современных подростков и особенности рынка труда | 24 |
2.1. Профессиональные предпочтения подростков в России | 24 |
2.2. Самые престижные профессии в Германии | 33 |
Заключение | 35 |
Библиографический список | 37 |
Приложение 1 | 38 |
Приложение 2 | 40 |
Приложение 3 | 42 |
Приложение 4 | 44 |
Приложение 5 | 46 |
Приложение 6 | 51 |
Странное дело,
А может быть нет.
Жил-был на свете
Когда-то сапожник.
Был он сапожником
45 лет,
Но про него говорили:
Художник!
Странное дело,
А может быть нет.
Жил-был на свете
Когда-то художник
Был он художником 70 лет,
Но про него говорили:
Сапожник.
Странное дело,
А может быть нет…
Р. Сеф
Введение
Выбор профессии определяет последующий заработок и прежде всего то, будет ли человек доволен своей работой. Умеющие совместить свои интересы и способности и применить их в своей трудовой деятельности, смогут с полной отдачей использовать свои шансы, поэтому молодым людям следует ещё в предпоследнем школьном классе четко сформулировать для себя, кем они хотят быть и что они могут.
У каждого молодого человека множество возможностей, он их должен только правильно оценить и изучить, так как его способностям часто соответствуют многие профессии. Во избежание разочарования следует иметь четкое представление о характере трудовой деятельности.
Собранные сведения следует правильно оценить и затем принять окончательное решение по выбору профессии, следует учитывать различные аспекты, а именно, каковы требования и каков аттестат, каковы шансы на рынке труда и в получении места обучения? Какая профессия может служить альтернативной?
Все эти вопросы рано или поздно встают перед каждым подростком, поэтому очень важно найти на них правильные ответы, те ответы, которые будут идеально подходить каждому конкретному человеку. В противном случае возможны ошибки, которые могут очень сильно повлиять на будущее подрастающего поколения, на жизнь в целом.
Актуальность данного исследования заключается в том, что оно поможет ребятам научиться трезво оценивать свои шансы и возможности, познакомит их с особенностями современного рынка труда и убережет от возможных ошибок. Данная исследовательская работа основывается на результатах различных опросов, проведенных среди русских и немецких подростков, на информации специализированных сайтов (где регулярно размещаются статистические данные, рейтинги, резюме соискателей и т. д.). Кроме того, в работе приводятся конкретные советы и рекомендации по выбору профессии как для подростков, так и для их родителей.
Целью данного исследования можно обозначить анализ профессиональных предпочтений современных подростков в России и в Германии, сопоставлении полученных результатов с требованиями рынка труда.
Задачи исследования:
- изучить проблему выбора профессии: актуальность данной проблемы, сложности выбора профессии, возможные ошибки и т. д.;
- проанализировать (используя результаты проведенных опросов) профессиональные предпочтения современных подростков в России и в Германии;
- сделать выводы о том, какие профессии наиболее популярны у подростков и то, насколько их популярность обоснована;
- сопоставить полученные результаты с рейтингами самых популярных, самых востребованных профессий (по данным специализированных сайтов);
- разработать рекомендации по изучаемой проблеме для подростков и их родителей;
- сделать выводы об особенностях рынка труда в России и в Германии.
Объект исследования: профессиональные предпочтения современных подростков в России и Германии.
Предмет исследования: соотношение между профессиями, которые выбирают подростки, школьники, абитуриенты, и профессиями, востребованными на рынке труда.
Гипотеза: зачастую выбор профессии у современных подростков продиктован либо престижностью, либо популярностью той или иной профессии; они мало задумываются о том, насколько этот выбор важен и сложен.
Методы исследования: обзор специальной литературы, классификация, сравнительно-сопоставительный метод, метод сплошной выборки, анализ.
I. ВЫБОР ПРОФЕССИИ КАК ОДИН ИЗ НАИБОЛЕЕ ОТВЕСТВЕННЫХ ШАГОВ В ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА
Выбор профессии - непростой и очень ответственный шаг. Работа, которая приносит удовлетворение, - залог успеха в жизни. Вот почему важно правильно выбрать профессию. Как это сделать?
Что такое профессия?
Слово "профессия" происходит от латинского слова professio, означающего "публичное выступление". Во времена Древнего Рима так называли род занятий, которому человек себя посвящал и о котором заявлял публично.
Сейчас под профессией понимают такое занятие человека, которое требует специальной подготовки, обучения. Те виды работы, которыми сразу может заниматься любой человек, взятый "с улицы" (скажем, разносчик конвертов по почтовым ящикам или расклейщик объявлений), - это еще не профессия. Ее нужно осваивать, а для этого требуются способности и затраты труда. В каких-то профессиях - минимальные, в каких-то - гигантские. Кстати, в современном английском языке понятие "профессия" (profession) применяется только к сложным видам работы, требующим длительного обучения, все остальное называется "занятие" (occupation).
Чаще всего профессия подразумевает возможность и необходимость регулярного, а не эпизодического труда. К примеру, если человек занимается преподаванием и время от времени пишет еще и статьи по тому предмету, который преподает, то его профессия - "преподаватель", а не "автор статей".
Служит источником средств к существованию. Этим профессия отличается от хобби. Хобби - занятие, которым человек занимается ради собственного удовольствия, профессия помогает зарабатывать на жизнь. Профессия тоже приносит удовольствие? Отлично! Но даже если все обстоит иначе, то, когда человек работает, он, тем не менее, выполняет дело вне зависимости от своего настроения (или же перестает работать, увольняясь).
Специальность - это конкретный вид деятельности в рамках какой-либо профессии.
Должность - это конкретный трудовой пост в организации.
В мечтах будущая жизнь рисуется красиво. И интересная работа занимает в ней далеко не последнее место. Но не так-то просто понять свое предназначение. Вот ошибки, которые мешают старшекласснику и абитуриенту сделать правильный шаг:
- Отношение к выбору профессии как к неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.
- Бытующие мнения о престижности профессии. В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например, мусорщик). У Михаила Веллера есть рассказ о человеке, который в детстве мечтал быть дворником. И что дальше? Закончил школу, поступил, как настаивали родители, в ВУЗ, всю жизнь тянул лямку на ничуть не интересующей его работе, и, лишь выйдя на пенсию, стал дворником – и обрел, наконец, счастье. Помните, уважение равно вызывают и простой рабочий, и специалист с высшим образованием, если они оба – профессионалы в своем деле.
- Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.
- Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится ее представитель.
- Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Так, за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.
- Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку, много: переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.
- Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства. Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.
- Неумение или нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях). Разобраться в себе помогут профконсультанты, родители, учителя, друзья.
- Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, так как они могут ухудшить твоё состояние здоровья. С больным сердцем путь в летчики закрыт. Аллергикам противопоказаны профессии химика или парикмахера. Неразумно мечтать о работе, способной ухудшить состояние твоего здоровья. Еще хуже, когда просто не знаешь заранее и даже не подозреваешь, что через какое-то время дадут о себе знать проблемы со здоровьем. В отдельных случаях здоровье становится непреодолимой преградой для получения той или иной работы.
- Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии. Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить так же и при выборе профессии.
В любом случае, не стоит относиться к выбору профессии, как к чему-то неизменному, что раз и навсегда определит судьбу. Впереди долгая жизнь, в которой наверняка найдется место и повышению квалификации, и освоению смежных специальностей, а то и радикальной перемене рода деятельности.
Последовательность действий при выборе профессии, - профессии, которая станет любимой и единственной на всю жизнь – состоит в следующем.
Прежде всего, следует опереться на свои профессиональные желания, на то, что мы называем словом “ХОЧУ”. Для этого профессиональные желания следует выявить. Далее нужно измерить и оценить профессиональные возможности (то, что называется “МОГУ”). Затем необходимо сравнить “ХОЧУ” и “МОГУ”. Понятно, что они не всегда совпадают. Например, молодой человек хочет быть профессиональным летчиком. Однако если он носит очки, то ему следует забыть о своем желании, поскольку возможности быть летчиком у него нет. На следующем шаге нужно изучить действительные возможности и потребности рынка труда, т.е. сориентироваться в “НАДО”.
Таким образом, при выборе профессии важно учитывать три: во-первых, чтобы профессия была интересной; во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности; в-третьих, чтобы профессия соответствовала возможностям данного человека. Следовательно, искать свою профессию надо там, где “ХОЧУ”, “МОГУ” и “НАДО” соответствуют друг другу – совпадают.
Итак, выбор профессии — это уравнение с несколькими неизвестными. Существует так называемая «формула выбора профессии»: «Если вы сумеете совместить свои хочу, могу и надо, то профессиональный выбор будет удачным».
Семь этапов принятия решения о выборе профессии:
1. Составить список подходящих профессий.
Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, по которым вы хотели бы работать, которые вам подходят.
2. Составить перечень требований к выбираемой профессии.
Составьте список своих требований:
• выбираемая профессия и будущий род занятий;
• выбираемая профессия и жизненные ценности;
• выбираемая профессия и жизненные цели;
• выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
• выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
• желательный уровень профессиональной подготовки;
• выбираемая профессия и мои склонности и способности;
• желательные содержание, характер и условия работы.
3. Определить значимость каждого требования.
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. Подсчитать и проанализировать результаты. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
6. Проверить результаты.
Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определить основные практические шаги к успеху.
Итак, вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Прежде всего, необходимо хорошенько обдумать, чего вы хотите от профессии. В какой сфере деятельности вам было бы интересно работать, какой образ жизни вы планируете вести, насколько важна для вас высокая заработная плата и многое, многое другое. И, конечно же, обязательно учтите свои способности. Не стоит мечтать о карьере программиста, имея тройку по алгебре.
Еще одна полезная вещь – тесты на профориентацию. Что это такое? Как правило, это разнообразные утверждения, с которыми вы должны согласиться или не согласиться. В таких тестах есть вопросы по множеству предметов – физике, химии, астрономии, литературе и другим; кроме того, они помогут вам оценить ваши интересы и черты характера, а иногда и уровень интеллекта.
Тесты на профориентацию есть практически в любых популярных сборниках психологических тестов, так что вы вполне можете пройти их дома самостоятельно, но все же лучше сделать это во время консультации с психологом. Он поможет вам сделать наиболее верные выводы по полученным результатам теста и, в конечном итоге, определиться с выбором профессии.
Кроме того, неплохо бы проанализировать, какие профессии сейчас пользуются особенным спросом у работодателей, а на какие спрос вырастет лет через пять, когда вы закончите учебу. В первом случае лучший помощник – газеты и сайты по трудоустройству, а во втором – прогнозы социологов, которые можно найти в интернете, и собственный здравый смысл.
Вопрос выбора профессии является очень актуальным для всего общества. Решение этого вопроса во многом определяется степенью информированности о выбираемой профессии, как у ученика, так и у родителей.
Ошибка при выборе профессии недопустима, т.к. ее последствия будут сказываться всю жизнь.
Каждый ученик в процессе выбора профессии проходит несколько этапов. С той или иной полнотой эти этапы представлены в любом решении, принимаемом личностью или группой.
1. Возникновение проблемы (решение начать выбирать профессию).
2. Поиск круга компетентных лиц, кто мог бы помочь в решении поставленной проблемы.
3. Сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора.
4. Построение образа профессии.
5. Поиск вариантов решений, их оценка и выбор оптимального решения.
Рассмотрим возможные ошибки, на каждом этапе, применительно к проблеме профессионального самоопределения.
1 этап. Первое, на что нужно обратить внимание родителям, - это выяснение того, как видится выбор профессии тому, кто участвует в решении этого вопроса и, вообще, осознается ли проблема сама по себе. Этот вопрос может возникать как в отношении подростка, так и в отношении лиц, участвующих вместе с ним в выборе профессионального «маршрута».
Первая ошибка - это подмена проблемы, когда профессиональное самоопределение подменяется самоопределением в социальном плане, т. е. вместо решения проблемы выбора профессии решают проблему выбора учебного заведения.
Иногда установка на получение высшего образования так сильна, что ей в жертву приносятся и склонности, и реалистическая оценка ситуации.
Подобное явление может возникнуть не только при ориентации на высшее учебное заведение. Нередко в ПУ приходят подростки, которые при выборе профессии руководствовались не своими склонностями и индивидуальными особенностями, а ориентируясь на мнение учащихся там товарищей, на сопутствующие выгоды (наличие секций, кружков, дополнительных льгот). Выбирая учебное заведение, они использовали профессиональное образование как средство решения иных своих проблем.
Вторая ошибка - несвоевременность выбора. Такая ситуация может возникнуть, когда проблема выбора профессии в требуемый момент времени как бы не встает перед учащимися.
Одной из причин сложившейся ситуации, может быть слишком рано принятое решение о выборе профессии. Такое решение иногда бывает не вполне адекватным, когда в раннем возрасте формируется романтический образ профессии, часто отдаленный от реальности.
Иногда такой интерес усыпляет бдительность взрослых, создает иллюзию, что с профессиональным самоопределением все благополучно. На самом же деле ожидания подростка значительно расходятся с реальностью, а его индивидуальные особенности являются неодолимым препятствием для получения выбранной профессии.
Таким образом, несвоевременно, слишком рано принятое решение, не поддержанное рациональными соображениями, может стать источником разочарований и последующих сложностей адаптации в профессиональной сфере.
Третья ошибка – отсутствие у учащегося ощущения необходимости в выборе профессии, когда в силу семейных традиций или сложившихся у родителей ожиданий в отношении профессионального будущего ребенка к моменту выбора профессии ни у родителей, ни у подростков не существует проблем в этом вопросе. Т.е. если в семье все экономисты, то и подростку автоматически предопределена эта профессия. Часто родители стараются воплотить в детях свои несбывшиеся мечты: «Я не стала врачом, хотя мечтала об этом всю жизнь, пусть дочка им будет». При этом совершенно не учитываются индивидуальные особенности ребенка.
2 этап.
Кто может, и кто должен принимать решения в ситуации выбора профессии?
Одним из факторов, регулирующих активность человека, является его самооценка. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т.е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.
Самооценка и уровень притязаний в конкретной деятельности определяют субъективное право человека заявить о себе в рамках этой деятельности.
При неадекватно завышенном уровне притязаний суждения подростков категоричны, выражена преимущественная ориентация на личный опыт. Суждения консультанта, учителей, старших встречаются «в штыки». Нежелание таких учащихся совместно со старшими искать оптимальный вариант решения проблемы требует коррекции со стороны взрослых.
Еще более сложной представляется ситуация, когда подростки стремятся полностью снять с себя ответственность за решение этого вопроса. Именно такие чаще всего приходят к психологу-консультанту. Иногда решение уже бывает найдено ими самостоятельно, но в силу особенностей сложившейся самооценки (низкий уровень притязаний) они пока еще не считают себя в праве принимать какие – либо ответственные решения вообще.
3 этап.
Одним из основных этапов принятия решения является сбор необходимой информации о желаемой профессии.
Сложности и ошибки, возникающие на этом этапе, обусловлены тремя причинами: отсутствием полного представления о проблемной ситуации, избирательным отношением подростков к информации о сфере труда, сложностями самовосприятия.
Подростки и их родители часто не осведомлены о тех существенных моментах, которые определяют впоследствии степень профессиональной, а подчас и социальной адаптации молодого человека.
Знакомство учащихся, преподавателей, родителей с профессиями позволяет им со всей полнотой осваивать информацию относительно процесса труда в каждой профессии. С учетом этого возможна более точная формулировка общих требований подростка к будущей профессии, а также своеобразная прикидка собственных возможностей в связи с требованиями, предъявляемыми различными группами профессий к человеку.
В зависимости от ряда объективных и субъективных факторов учащиеся и их родители неодинаково осваивают даже наиболее полно и рационально представленную информацию.
Экспериментально – психологическими исследованиями показано, что у учащихся существуют определенные предпочтения в отношении источников информации при выборе профессии.
1. Личный опыт как источник информации.
Отличительной особенностью личного опыта является его высокая субъективная значимость, переоценка, перенос оценок с одних событий на другие. Указанные особенности свидетельствуют о незавершенности формирования самосознания на этом возрастном этапе.
2. Роль семьи.
Среди источников информации о сфере труда семья занимает очень важное место. Влияние ближайшего окружения на формирование мнения базируется на принципе, суть которого состоит в том, что информация, исходящая от представителя «своей» группы лиц, воспринимается более положительно. Естественно, что семья представляется авторитетным, близким по духу источником.
Часто возникает ситуация, когда родители пытаются воплотить свои несбывшиеся мечты в детях, не учитывая их личностных особенностей. Что может привести к нежелательным последствиям. Поэтому очень важна профориентационная работа с родителями.
3. Влияние сверстников.
Подростки при выборе профессии с большим доверием относятся к сведениям, полученным от сверстников.
Распространенным является выбор профессии «за компанию», т.е. выпускники выбирают профессию по принципу дружбы. В этом случае, как правило, одного из них постигает разочарование, и после долгих поисков он вынужден менять первоначальный выбор.
4 этап.
На этом этапе типичные ошибки могут быть связаны с недостаточным уровнем критичности подростка. Низкий уровень критичности не позволяет в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения. На этом фоне видение проблемы упрощается, а к вариантам возможных решений предъявляются более упрощенные требования.
Здесь широко распространены следующие ошибки.
- Предубеждения в отношении престижности и непрестижности профессии.
В отношении ряда профессий существуют предубеждения, которые заключаются в том, что некоторые важные виды трудовой деятельности считаются непрестижными. Это необоснованный ложный взгляд. Как известно мода на все проходит, и та профессия, которая сегодня престижна, завтра может приобрести совершенно иной статус.
- Увлечение только внешней стороной профессии.
Это случается потому, что выпускник не имеет всесторонних знаний о профессии.
- Ориентация на профессию, которая гарантирует высокий заработок.
Ориентируясь на материальную сторону профессии, часто не учитывается, что если данная профессия выбрана без учета личностных особенностей, то мало шансов стать квалифицированным специалистом, а значит, возникнут проблемы с трудоустройством.
5 этап.
При выборе профессии выделяют ряд индивидуальных стилей поиска решений: импульсивные решения, рискованные решения, уравновешенные решения, решения осторожного типа, инертные решения.
Импульсивные решения отличаются тем, что оценка возможных вариантов не осуществляется планомерно. Критическая оценка гипотез неполна, варианты решений возникают легко, но отличаются слабой реалистичностью.
В меньшей степени эти особенности выражены в так называемых рискованных решениях, отличительной чертой которых является лишь частичная их критичность.
Уравновешенные решения сочетают в себе легкость выдвижения альтернатив с их полной и планомерной критической оценкой.
Решения осторожного типа отличаются особой тщательностью оценки гипотез, но варианты решения находятся с трудом.
Инертные решения являются результатом очень неуверенного и осторожного поиска альтернатив с фиксацией внимания на их критической оценке.
Наиболее трудное время для подростка – переход от общеобразовательной школы к профессиональному труду, когда человек принимает решение о выборе профессии.
В связи с переходом старшей ступени общего образования на профильное обучение, школьникам и их родителям становится необходимо обязательно осуществлять профессиональное определение в выпускном классе основной школы, т. е. выбирать среднее специальное учебное заведение или профиль для продолжения обучения в старшей профессиональной школе.
Естественно, что учащиеся и их родители заинтересованы в том, чтобы данный выбор был для них оптимальным. Они хотят быть уверены, что именно это образование станет основой дальнейшего движения по пути к успешной карьере. Эта уверенность может быть осуществлена только при соблюдении принципа профессионального самоопределения.
Принцип профессионального самоопределения подразумевает осознанный самостоятельный выбор профессии на основе:
- объективных и достаточно полных знаний о себе, своих интересах, склонностях, особенностях мышления, памяти, внимания, нервной системы;
- знакомства с миром профессий, требованиями, которые профессия предъявляет к человеку;
- умения соотнести эти требования со своими личностными особенностями.
Тогда выбор профессии будет верным и удачным.
Многие из выпускников 9-х классов не готовы к осознанному выбору своей будущей профессии. По данным психологов 85% учащихся 9-х классов не знают, кем они хотят стать, а социологическое исследование показывает, что 11% выпускников 9-х классов не могут выбрать форму дальнейшего обучения, и 36% не уверены в правильности своего выбора.
Трудности профессионального самоопределения в 9-ом классе во многом связаны с возрастными особенностями.
Данные психологических исследований показывают, что лишь незначительная часть учащихся этой возрастной группы не испытывает затруднений в процессе обучения. Причем подростки видят причину трудностей в первую очередь в самих себе, в собственной плохой памяти, слабом внимании, неумении думать, лени и безволии. Истинная же причина данных трудностей чаще всего в несовпадении времени наступления физиологической, интеллектуальной и социальной зрелости.
Поэтому, очень важно научить подростка не только видеть свои недостатки, - он и так, во всем винит себя, и так знает о своих многочисленных возрастных трудностях – но и научить понимать, видеть, уметь опираться на свои достоинства, на сильные стороны своей личности и характера.
Выбор профиля – это очень ответственное решение. Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сохранения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. Поэтому, что, и в каком объеме будет изучать старшеклассник в профильном классе, в дальнейшем определит возможность его обучения в том или ином ВУЗе. Углубленная подготовка по ряду предметов определяет заданность профессионального выбора, изменить который кардинально, впоследствии, будет трудно.
В момент выбора профиля обучения не требуется обязательно осуществить выбор своей будущей профессии, так как обучение на одном из 11 профилей предполагает готовность к продолжению профессионального образования по очень многим и различным профессиям. На этом этапе достаточно правильно определить направленность личности, соответствующую профилю, и уже в процессе обучения конкретизировать свой выбор, определив ВУЗ и факультет.
Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. По методике Е. А. Климова можно выделить 8 факторов выбора.
1. Позиция старших членов семьи.
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
2. Позиция товарищей, подруг.
Дружеские связи в твоем возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
3. Позиция учителей, школьных педагогов.
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
4. Личные профессиональные планы.
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
5. Способности.
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
6. Уровень притязаний на общественное признание.
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
7. Информированность.
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
8. Склонности.
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.
Что следует учитывать при выборе профессии? Благодаря чему человек может достигнуть успехов в профессиональной деятельности, делая это без особенных усилий и напряжения, и к тому же получая от этого удовольствие?
Двум тысячам выпускников был задан вопрос: «Какие требования Вы предъявляете к своей будущей профессии?» И вот какие были получены результаты.
Профессия должна быть:
1) престижной;
2) хорошо оплачиваемой;
3) интересной;
4) с хорошими условиями труда;
5) чтобы ее легко было приобрести;
6) соответствовать желанию родителей;
7) можно было бы учиться и работать с друзьями;
8) востребована на рынке труда.
Как видим, на первое место большинство выпускников поставили престижность профессии. Они думают, что, получив престижную профессию, автоматически станут уважаемыми людьми. Однако следует иметь в виду, что общественное признание профессий существенно меняется со временем. К примеру, престижной считалась профессия инженера. Но изменилась экономическая ситуация, и на первый план вышли профессии, связанные с бизнесом. Но что будет с ними лет через десять, пока никто не знает.
На второе место молодые люди ставят желание приобрести хорошо оплачиваемую профессию, не зная, наверное, того, что оплачивается не профессия, а должность.
А вот третье требование, которое называют выпускники, «должна быть интересной» - одно из наиболее веских для выбора профессии.
На четвертом месте стоят условия труда. Требование существенное, но условия тоже связаны не столько с профессией, сколько с местом работы. И чем выше будет ваша квалификация, тем больше шансов выбрать себе рабочее место по душе.
Пятое требование к будущей профессии - доступность обучения, то есть выбирают профессию, которую легче получить. Иногда это оправдано, если только не ограничивает возможности профессионального выбора.
Шестое место занимает не очень удачное требование к профессии, связанное с желаниями родителей. К сожалению, родители зачастую недостаточно знают мир профессий, да и в ваших профессиональных возможностях ориентируются слабо.
Седьмое требование еще менее основательно для выбора профессии. Это — желание учиться за компанию, то есть, вы выбираете себе профессию в соответствии с интересами и способностями ваших друзей, а не с собственными.
И на последнем месте стоит возможность трудоустройства после окончания профессионального учебного заведения.
Таким образом, большинство выпускников, выбирая профессию, свои собственные интересы и склонности ставят на третье место по степени важности, а возможность трудоустройства — и вовсе на восьмое. И совершенно не учитывают свою профессиональную пригодность, которая является одним из важнейших моментов, учитываемых в процессе профессионального выбора. Что же такое профессиональная пригодность? Это ваше здоровье, психофизиологические особенности вашего организма, профессиональные способности и профессиональная квалификация.
II. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА
2.1. Профессиональные предпочтения подростков в России
Среди обучающихся 9 – 11 классов нашей школы проводился опрос, в котором приняли участие 29 подростов. В результате нами были получены следующие результаты:
- 1 вопрос: «Какие профессии Вы считаете наиболее популярными в современной России?»
Таблица 1
№ п/п | Профессия | Количество обучающихся, назвавших данную профессию наиболее популярной |
1. | Врач | 7 |
2. | Экономист | 5 |
3. | Программист, юрист | 4 |
4. | Адвокат, строитель, менеджер | 3 |
5. | Психолог, сварщик, водитель, токарь, электрик, продавец | 2 |
6. | Эколог, судья, полицейский, бизнесмен, учитель, инженер, переводчик, дворник, тракторист | 1 |
- 2 вопрос: «Какую профессию Вы собираетесь выбрать?»
Таблица 2
№ п/п | Профессия | Количество обучающихся, выбравших данную профессию |
1. | Врач | 4 |
2. | Авиамеханик | 2 |
3. | Водитель | 2 |
4. | Учитель | 1 |
5. | Мастер по бисероплетению | 1 |
6. | Актер | 1 |
7. | Дизайнер | 1 |
8. | Сварщик | 1 |
9. | Авиаинженер | 1 |
10. | Работник ж/д | 1 |
11. | Инженер-механик | 1 |
12. | Парикмахер | 1 |
13. | Специалист по банковскому делу | 1 |
14. | Программист | 1 |
15. | Строитель | 1 |
16. | Психолог | 1 |
17. | Менеджер | 1 |
18. | Дворник | 1 |
19. | Не определился | 6 |
- 3 вопрос: «Как Вы думаете, сможете ли Вы найти работу по выбранной специальности?»
Таблица 3
Ответ «Да» | Ответ «Нет» | Ответ «Не знаю» |
27 | 1 | 1 |
- 4 вопрос: «Хотите ли Вы сделать карьеру?»
Таблица 4
Ответ «Да» | Ответ «Нет» | Ответ «Не знаю» |
24 | 0 | 5 |
- 5 вопрос: «Какие специалисты нужны в нашей местности?»
Таблица 5
№ п/п | Профессия | Количество обучающихся, назвавших данную профессию |
1. | Тракторист | 4 |
2. | Учитель | 3 |
3. | Ветеринар | 3 |
4. | Сварщик | 2 |
5. | Врач | 2 |
6. | Профессии, связанные с с/х | 2 |
7. | Инженер | 1 |
8. | Механик | 1 |
9. | Электрик | 1 |
10. | Зоотехник | 1 |
11. | Дорожные службы | 1 |
12. | Все | 6 |
13. | Не знаю | 2 |
Для сравнения с полученными в ходе опроса обучающихся нашей школы данными можно привести примеры нескольких рейтинговых таблиц и статей (см. также приложения 1, 2, 3):
Рейтинг самых востребованных профессий (по числу запросов работодателей)
Квалифицированный рабочий 9,8%
Менеджер по продажам 5,9%
Инженер 5,0%
Продавец 3,6%
Водитель 2,6%
Неквалифицированный
рабочий 2,5%
Торговый представитель 2,3%
Бухгалтер 2,1%
Врач 1,8%
Программист 1,5%
Региональный представитель 1,4%
Секретарь 1,2%
Менеджер по работе с клиентами 1,0%
Медицинский представитель 1,0%
Педагог 0,8%
Юрист 0,8%
Мерчандайзер 0,6%
Супервайзер 0,5%
Менеджер по закупкам 0,5%
Экономист 0,4%
(По данным Superjob.ru и РБК)
по материалам Татьяны АЛЕКСЕЕВОЙ
24.02.2011
http://kp.ru
Какие специалисты нужны на рынке труда в 2011г.
Рекрутинговое агентство HeadHunter проанализировало, какие поисковые запросы делают работодатели на их сайте, и составило рейтинг самых популярных профессий в России.
Лидирующую строчку в 2011 году занял менеджер по продажам.
Явным лидером в рейтинге самых востребованных профессий-2011 стал менеджер по продажам. Согласно данным исследования, на эту позицию поступило свыше 875 тысяч запросов от работодателей.
С почти двукратным отставанием за ней следует профессия программиста, представители которой запрашивались более чем 450 тысяч раз в 2011 году.
Также востребованы рядовые бухгалтеры – эти специалисты были необходимы 449 тысячам работодателей, опередив по степени значимости главного бухгалтера (137 тысяч запросов).
Среди популярных профессий оказалась также специальность
секретаря, набравшая 342 тысячи запросов.
В десятку вошли:
менеджер по работе с клиентами,
торговый представитель,
администратор,
юрист и
медицинский представитель.
Работодатели не обошли вниманием кассиров, курьеров и поваров.
Стоит отметить, что творческих профессий в рейтинге практически нет, единственное исключение, пожалуй, дизайнер, набравший 81 тысячу запросов. Не упоминаются в списке ни нелегкая профессия актрисы, ни специальность фотографа, популярные среди молодежи.
На сегодняшний день на рынке труда лидируют такие сферы как
продажи,
IT-технологии,
бухгалтерия и финансы.
Чтобы составить рейтинг, агентство HeadHunter проанализировало свыше 100 миллионов поисковых запросов, сделанных работодателями на сайте hh.ru в 2011 году.
(по материалам http://www.wday.ru)
Рынок труда: прогноз специалистов кадровых агентств на 2012 год и ближайшую перспективу
Несмотря на сложности прогнозирования спроса и предложения на рынке труда, есть направления, в которых эксперты проявляют поразительное единодушие. Учитывая, что такое случается нечасто, можно с достаточной степенью вероятности констатировать следующее:
1.Если говорить о рынке труда, то 2012 год в России можно назвать годом "экономного развития".
2.На ближайшие годы рынок труда в России, скорее всего, останется «рынком соискателя», а не работодателя – последствия экономического кризиса «компенсируются» кризисом демографическим.
3.Работодатели будут вынуждены конкурировать за специалиста, начиная со школы, участвуя таким образом в ранней профессиональной ориентации молодежи.
4.Практически во всех cферах деятельности возрастает (возвращается) спрос на людей, получивших специальное образование по профессии. Примечательно, что эта тенденция характерна не только для рыночных структур, но и и для армии, полиции и для предприятий ВПК.
5.Возникнет необходимость в квалифицированных кадрах в регионах в связи с ростом в индустриальном секторе и развитием крупных инвестиционных проектов в регионах на территории России. Уже сейчас компании разрабатывают программы релокации высококвалифицированных специалистов и управленцев: инженеров, руководителей производств и др.
6. Стоит ожидать увеличения спроса на специалистов в области науки и инновационных технологий. Человечество в целом, и Россия здесь не исключение, вынуждено будет активней развивать сферу высоких технологий и тем самым увеличивать производительность труда.
7.Устойчивый спрос практически гарантирован специалистам в области информационных технологий: программистам, специалистам в области защиты информации, SEO-оптимизаторам, системным администраторам. В связи с бурным развитием интернет технологий (электронная коммерция, социальные медиа и т. д.) будут востребованы web-программисты, менеджеры интернет-проектов, web-архитекторы, контент- менеджеры, креативные специалисты по развитию web-ресурсов и т.д. Банки испытывают потребность в квалифицированных IT-специалистах, специализирующихся на банковских системах.
8. В целом по рынку ждать выраженного роста зарплат не приходится. Однако профессионалы нужны всегда, и их труд будет достойно оплачиваться.
Алла Осокина,
Директор Информационно-кадровой фирмы Ос.А
См.также материалы Елизаветы Ананьевой от 26.01.2012 "Рынок труда: прогнозы на 2012 год" и от 15.02.2012 "Ваши ставки, господа" http://www.rabota.ru
http://www.osvic.ru/job-career/student-army-13/article15457.html
http://www.osvic.ru/career-job-education-news-68/article15098.html
http://www.osvic.ru/school-abitu/profession-good-job-opportunities-49/article15437.html
Перечень профессий,
пользующихся спросом на рынке труда г. Рассказово (данные с сайта "Центра занятости населения города Рассказово и Рассказовского района")
Анализируя и сравнивая полученные данные, можно сделать такой вывод:
Кроме того, нами был проведен опрос в сети Интернет среди обучающихся 9-11 классов ОУ, который показал, что наиболее популярными профессиями они считают творческие профессии, профессии юриста, врача, продавца; многие из опрошенных выбрали для себя профессии врача и юриста; 75 % респондентов ответили утвердительно на вопросы: «Как Вы думаете, сможете ли Вы найти работу по выбранной специальности?», «Хотите ли Вы сделать карьеру?».
Но прежде чем сделать вывод по полученным результатам, следует обратиться к проблеме выбора профессии в Германии.
2.2. Самые престижные профессии в Германии
Опрос общественного мнения, проведенный ведущим немецким институтом социальных исследований и статистического анализа Forsa, показал, что в 2011 году самыми престижными немцы посчитали профессии пожарных, медсестер, полицейских и даже мусорщиков.
В опросе приняли участие более трех тысяч респондентов, и 94% из них поставили на первое место по популярности пожарных. На втором месте в этом году оказались медсестры и санитары (90%), далее с небольшим отрывом следуют врачи (87%), а четвертое место опрошенные отдали полицейским (84%). Представители этих профессий, по сравнению с предыдущим годом, лишь укрепили свои позиции. Но лидерами по набранным "очкам" неожиданно оказались мусорщики. Если год назад за них "проголосовали" две трети опрошенных, то в свежем рейтинге мусорщики заняли почетное восьмое место, набрав 76% голосов.
Дворники обогнали даже учителей, которые в этом году набрали лишь 69%. А вот на популярности военнослужащих, по всей видимости, сказалась отмена обязательного призыва в армию летом этого года. В результате солдаты оказались лишь на 14 месте (62%) уступив лишь немного почтальонам.
Не особо доверяют немцы журналистам: представители СМИ набрали лишь 46% голосов респондентов, практически не улучшив свои позиции по сравнению с прошлым годом. Но хуже всего в глазах немецких обывателей выглядят политики. Если в прошлом году они получили 23% симпатий респондентов, то сейчас они оказались и вовсе на одном из последних мест.
Очевидно, немцам в первую очередь важны специалисты и учреждения, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни: если их работа приносит пользу, значит ее действительно есть за что уважать.
Известно, что многие зарубежные студенты, обучаясь в ВУЗах Германии, ставят перед собой цель, после окончания их обучения остаться в этой стране и работать по полученной квалификации. Для упрощения выбора федеральной земли обучения публикуются различные рейтинги, статические данные, списки, в том числе и самых высокооплачиваемых профессий в Германии, в каждой из земель в отдельности (все размеры заработной платы указываются в среднестатистическом значении в "brutto", то есть без вычетов всевозможных налогов, отчислений и т. д.) (см. приложение 5).
С целью получения наиболее достоверной информации по изучаемой проблеме нами было оставлено сообщение на форуме Deutsch als Fremdsprache, которое, к сожалению, до сих пор остается без ответа (приложение 6).
Заключение
Трудно переоценить важность проблемы выбора будущей профессии. Как показали проведенные исследования, большинство опрошенных подростков слабо представляют себе ситуацию на современном рынке труда, в выборе профессии порой руководствуются либо ее престижностью, либо вообще не знают, кем хотят стать, чем хотят заниматься.
Их растерянность в какой-то степени понятна: жизнь рисуется им в самых ярких и радостных красках, и они не задумываются о том, как же добиться успеха, достичь определенных высот. В этом ребятам следует помочь. В первую очередь это нужно сделать их родителям. Кто еще, кроме них, так хорошо знает их детей? Кто так заинтересован в успехах ребят? Но и родители порой испытывают трудности, когда речь заходит о выборе профессии.
В ходе работы над данным исследованием нами были собраны и оформлены в виде брошюры «По волнам профессий. Родителям на заметку» материалы о 10 самых популярных среди подростков специальностях с прогнозом, будут ли эти профессии востребованы через 5-10 лет.
Для старшеклассников предлагается памятка «Семь шагов к взвешенному решению» (приложение 4), а также брошюра с 2 профориентационными тестами. Мы надеемся, что все это сможет хоть немного помочь им в их нелегком выборе, поможет им понять себя, свои интересы, способности. Далеко не все знают о том, что на сайтах некоторых ВУЗов (например, ТГТУ), а также на специализированных сайтах можно найти массу различных тестов по профориентации и пройти их, поэтому наша брошюра сможет хоть немного восполнить этот пробел.
Вообще, как показали результаты исследования, нам необходима единая система работы по профориентации среди школьников. Например, в Германии такая система уже существует.
Через специальную программу, молодые люди могут выявить для себя, какие профессии наиболее соответствуют их интересам и способностям. В BIZe - профинформационном центре - биржи труда (см. стр. BIZ профессионально - информационный центр) Вы найдете в BIZ- Computer две программы:
Во избежание разочарования следует иметь четкое представление о характере трудовой деятельности: В BIZe (профинформационном центре) собраны папки, фильмы, диафильмы об отдельных профессиях и о профессиональных отраслях.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что проблема выбора профессии всегда существовала и будет существовать, т. к. у нее нет и не может быть универсального решения. Можно только постоянно совершенствовать систему профориентационной работы с подрастающим поколением. Но не следует забывать народную мудрость: «Не место красит человека, а человек - место», поэтому работа, направленная на воспитание нравственной, всесторонне развитой, образованной личности, сможет повлиять на правильность выбора профессии.
Библиографический список
- официальный сайт Центра занятости населения города Рассказово и Рассказовского района
- портал Superjob.Ru
- форум Deutsch als Fremdsprache
- http://azps.ru/tests/2/profan.html
Приложение 1
Самые популярные профессии у россиян | ||||
№ | Профессия | Количество резюме | Количество вакансий | Резюме / Вакансии |
1 | Помощник руководителя/ Секретарь/Офис-менеджер | 7 138 | 3 855 | 1.9 |
2 | Менеджер по продажам/Начальник отдела продаж | 5 441 | 13 884 | 0.4 |
3 | Бухгалтер | 5 106 | 1 985 | 2.6 |
4 | Продавец | 4 153 | 3 727 | 1.1 |
5 | Главный бухгалтер | 2 583 | 1 779 | 1.5 |
6 | Экономист | 2 483 | 489 | 5.1 |
7 | Юрист/Юрисконсульт | 2 617 | 1 451 | 1.8 |
8 | Оператор ПК | 2 176 | 725 | 3.0 |
9 | Менеджер по работе с клиентами | 1 924 | 2 589 | 0.7 |
10 | Торговый/Региональный представитель | 1 898 | 4 761 | 0.4 |
11 | Кладовщик/Начальник склада | 1 797 | 1 170 | 1.5 |
12 | Кассир, операционист | 1 763 | 1 570 | 1.1 |
13 | Менеджер по персоналу | 1 716 | 1 157 | 1.5 |
14 | Преподаватель/Учитель/ Репетитор | 1 664 | 865 | 1.9 |
15 | Системный администратор | 1 415 | 499 | 2.8 |
16 | Водитель персональный/офисный | 1 413 | 245 | 5.8 |
17 | Дизайнер | 1 344 | 604 | 2.2 |
18 | Менеджер по закупкам/Начальник отдела закупок | 1 119 | 699 | 1.6 |
19 | Охранник/Вахтер/Сторож | 1 066 | 752 | 1.4 |
20 | Программисты, разработчики | 1 051 | 2 068 | 0.5 |
21 | Курьеры, посыльные | 913 | 864 | 1.1 |
22 | Специалист/Начальник отдела кадрового делопроизводства | 877 | 305 | 2.9 |
23 | Водитель-экспедитор, водитель погрузчика | 867 | 488 | 1.8 |
24 | Переводчик | 848 | 182 | 4.7 |
25 | Повар, кондитер | 839 | 1 465 | 0.6 |
26 | Няня/Гувернантка/ Воспитатель | 837 | 1 268 | 0.7 |
27 | Менеджер по маркетингу | 740 | 718 | 1.0 |
28 | Мерчендайзер | 722 | 695 | 1.0 |
29 | Бармен | 690 | 386 | 1.8 |
30 | Домработница/Горничная/ Уборщица | 660 | 1 085 | 0.6 |
Приложение 2
Самые популярные профессии у россиян (таблица №2) | ||||
№ | Профессия | Резюме / Вакансии | Количество резюме | Количество вакансий |
1 | Менеджер по продажам/Начальник отдела продаж | 0.4 | 5 441 | 13 884 |
2 | Торговый/Региональный представитель | 0.4 | 1 898 | 4 761 |
3 | Программисты, разработчики | 0.5 | 1 051 | 2 068 |
4 | Повар, кондитер | 0.6 | 839 | 1 465 |
5 | Домработница/Горничная/ Уборщица | 0.6 | 660 | 1 085 |
6 | Няня/Гувернантка/ Воспитатель | 0.7 | 837 | 1 268 |
7 | Менеджер по работе с клиентами | 0.7 | 1 924 | 2 589 |
8 | Менеджер по маркетингу | 1.0 | 740 | 718 |
9 | Мерчендайзер | 1.0 | 722 | 695 |
10 | Курьеры, посыльные | 1.1 | 913 | 864 |
11 | Продавец | 1.1 | 4 153 | 3 727 |
12 | Кассир, операционист | 1.1 | 1 763 | 1 570 |
13 | Охранник/Вахтер/Сторож | 1.4 | 1 066 | 752 |
14 | Главный бухгалтер | 1.5 | 2 583 | 1 779 |
15 | Менеджер по персоналу | 1.5 | 1 716 | 1 157 |
16 | Кладовщик/Начальник склада | 1.5 | 1 797 | 1 170 |
17 | Менеджер по закупкам/Начальник отдела закупок | 1.6 | 1 119 | 699 |
18 | Водитель-экспедитор, водитель погрузчика | 1.8 | 867 | 488 |
19 | Бармен | 1.8 | 690 | 386 |
20 | Юрист/Юрисконсульт | 1.8 | 2 617 | 1 451 |
21 | Помощник руководителя/ Секретарь/Офис-менеджер | 1.9 | 7 138 | 3 855 |
22 | Преподаватель/Учитель/ Репетитор | 1.9 | 1 664 | 865 |
23 | Дизайнер | 2.2 | 1 344 | 604 |
24 | Бухгалтер | 2.6 | 5 106 | 1 985 |
25 | Системный администратор | 2.8 | 1 415 | 499 |
26 | Специалист/Начальник отдела кадрового делопроизводства | 2.9 | 877 | 305 |
27 | Оператор ПК | 3.0 | 2 176 | 725 |
28 | Переводчик | 4.7 | 848 | 182 |
29 | Экономист | 5.1 | 2 483 | 489 |
30 | Водитель персональный/офисный | 5.8 | 1 413 | 245 |
Приложение 3
Портал Superjob.Ru опубликовал рейтинг самых востребованных специальностей
Согласно рейтингу 20 наиболее популярных запросов на поиск персонала, составленного на основе данных рекрутингового портала Superjob.Ru, в апреле 2011 года самыми востребованными работниками в России являются менеджеры по продажам, квалифицированные рабочие и инженеры.
Менеджеры по продажам продолжают удерживать лидирующие позиции в рейтинге 20 наиболее востребованных профессий. Спрос на них составил 7,7% от совокупности запросов работодателей.
Квалифицированные рабочие занимают вторую строчку рейтинга. Представители рабочих специальностей востребованы в 6,9% вакансий.
На третьей позиции рейтинга оказались инженеры (5,9%). Четвертое место все так же занимают продавцы (4,0%).
Далее с незначительным отрывом следуют бухгалтеры (2,9%) и торговые представители (2,7%). При этом первые потеснили вторых на одну позицию.
Равным спросом на рынке труда в апреле 2011 года пользовались неквалифицированные рабочие и водители (по 2,5%). Сохранили свои позиции в рейтинге врачи (1,8%) и программисты (1,5%).
Одинаковое число запросов – по 1,4% - поступило на региональных представителей, менеджеров по работе с клиентами и секретарей.
14-ю строку двадцатки самых востребованных профессий продолжают удерживать медицинские представители (1,0%), пятнадцатую – юристы (0,9%).
Демонстрируют стабильность педагоги, мерчандайзеры и менеджеры по закупкам. Число вакансий для данных специалистов в апреле 2011 года вновь составило 0,6%.
Отсутствовавшие в мартовском рейтинге супервайзеры оказались на 19-м месте (также 0,6%). Они вытеснили из Топ-20 менеджеров по маркетингу.
На последней строке вновь оказались экономисты, спрос на которых составил 0,5% от совокупности вакансий, опубликованных в апреле 2011 года.
Приложение 4
Семь шагов к взвешенному решению:
1. Составь список подходящих профессий. Напиши все профессии, которые тебе нравятся, интересны, по которым тебе хотелось бы работать и которые тебе подходят.
2. Составь список требований к выбираемой профессии:
выбираемая профессия и будущий род занятий;
выбираемая профессия и жизненные ценности;
выбираемая профессия и жизненные цели;
выбираемая профессия и твои сегодняшние горячие проблемы;
выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
желательный уровень профессиональной подготовки;
выбираемая профессия и твои склонности и способности;
желательные содержание, характер и условия работы.
3. Определи значимость каждого требования. Выясни, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые можно и не учитывать.
4. Оцени свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у тебя к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируй, развиты ли у тебя профессиональные качества, отвечают ли твои интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. Подсчитай и проанализируй результаты. Подумай, какая профессия из всего списка больше других подходит тебе по всем пунктам.
6. Проверь результаты. Чтобы убедиться в правильности размышлений, обсуди свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определи основные практические шаги к успеху. Итак, решение принято. Теперь важно определить, в каком учебном заведении ты сможешь получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Приложение 5
Самые высокооплачиваемые профессии в Германии
Земля Berlin
Поз. | Профессия | Немецкое название | Размер з.п. в € |
1. | Футболист | Fussballspieler | 7.917 |
2. | Врач внутренней медицины | Facharzt fuer innere Medizin | 6.220 |
3. | Винодел | Brauer | 5.750 |
4. | Технический руководитель предприятия | Technischer Betriebsleiter | 5.208 |
5. | Анестезиолог | Facharzt fuer Anaesthesiologie | 5.200 |
6. | Medical Advisor | Medical Advisor | 5.060 |
7. | Конструктор в энерготехнике | Konstrukteur der Energietechnik | 5.038 |
8. | Инженер машиностроительной техники | Ingenieur fuer Maschinenbautechnik | 5.001 |
9. | Математик | Mathematiker | 5.000 |
10. | Представитель руководства в страховом деле | Direktionsbevollmaechtigter bei Versicherungen | 4.812 |
11. | Директор профессионального училища | Berufsschulleiter | 4.741 |
12. | Руководитель IT-Проекта | IT-Projektleiter | 4.723 |
13. | Специалист подземного строительства | Polier im Bereich Tiefbau | 4.681 |
14. | Руководитель в сфере торговли продуктами питания | Verkaufsleiter im Nahrungsmittelhandwerk | 4.628 |
15. | Биохимик | Biochemiker | 4.583 |
Самые высокооплачиваемые профессии в Германии
Земля Bayern
Поз. | Профессия | Немецкое название | Размер з.п. в € |
1. | Патологоанатом | Medizinischer Sektions- und Präparationsassistent | 8.283 |
2. | Хирург | Chirurg | 6.150 |
3. | Железнодорожный инженер проводниковой техники и техники безопасности | Industriemeister in der Fachrichtung Leit- und Sicherungstechnik im Eisenbahnwesen | 6.067 |
4. | Директор банка | Bankdirektor | 6.000 |
5. | Пилот | Pilot | 6.000 |
6. | Культурный педагог | Kulturpaedagoge | 5.915 |
7. | Патентный адвокат | Patentanwalt | 5.756 |
8. | Работник нотариата | Fachwirt in einem Notariat | 5.628 |
9. | Рабочий карьера | Steinbrecher | 5.500 |
10. | Врач общей медицины | Facharzt in der Allgemeinmedizin | 5.493 |
11. | Химик | Chemiker | 5.417 |
12. | Инженер космической техники (с дипломом от Fachhochschule) | Ingenieur der Raumfahrttechnik (FH) | 5.417 |
13. | Системный аналитик в IT | IT-Systemanalytiker | 5.400 |
14. | Врач общественного здравоохранения | Facharzt fuer oeffentliches Gesundheitswesen | 5.283 |
15. | Инженер виноделия | Ingenieur fuer Brauwesen | 5.261 |
16. | Профессор в специализированном вузе | Professor an der Fachhochschule | 5.254 |
17. | Специалист по обработке данных | Dateiverarbeitungsfachmann | 5.200 |
18. | Application Engineer | Application Engineer | 5.181 |
19. | Астрофизик | Astrophysiker | 5.126 |
20. | Инженер химии | Ingenieur der Chemie | 5.118 |
21. | Системный программист | Systemprogrammierer | 5.038 |
22. | Инженер космической техники (с дипломом от университета) | Ingenieur der Luft- und Raumfahrttechnik (Uni) | 5.035 |
23. | Supply Chain Manager | Supply Chain Manager | 5.015 |
24. | Дерматолог | Facharzt fuer Haut- und Geschlechtskrankheiten | 5.013 |
25. | Руководитель отдела в банке | Bankbereichsleiter | 5.000 |
26. | Специалист в области налогообложении | Betriebswirt im Bereich Rechnungswesen | 5.000 |
27. | Информатик | Informatiker | 5.000 |
28. | Medical Advisor | Medical Advisor | 5.000 |
29. | Мастер звуковой и световой техники при проведении праздничных мероприятий | Meister fuer Veranstaltungstechnik | 5.000 |
30. | Экономический адвокат и консультант | Syndikus-Anwalt | 5.000 |
31. | Профессор в университете | Professor an der Universitaet | 4.983 |
32. | Анестезиолог | Facharzt fuer Anaesthesiologie | 4.960 |
33. | Regulatory Affairs Manager | Regulatory Affairs Manager | 4.947 |
34. | IT-Менеджер | IT-Manager | 4.934 |
35. | Телевизионный режиссёр | Fernseh-Regisseur | 4.917 |
36. | Учёный в сфере здравоохранения | Gesundheitswissenschaftler | 4.900 |
37. | Инженер-Информатик | Ingenieur-Informatiker | 4.889 |
38. | Финансовый ревизор в страховой компании | Leiter der Revision | 4.889 |
39. | Маклер | Makler | 4.875 |
40. | Инженер продукта | Ingenieur im Schwerpunkt Product-Engineering | 4.850 |
41. | Инженер-Физик | Physikingenieur | 4.850 |
42. | Химический аналитик | Chemieanalytiker | 4.833 |
43. | Food and Beverage Manager | Food and Beverage Manager | 4.832 |
Самые высокооплачиваемые профессии в Германии
Земля Hamburg
Поз. | Профессия | Немецкое название | Размер з.п. в € |
1. | Физик | Physiker | 7.917 |
2. | Руководитель отдела в сфере страхования | Bereichsleiter in Versicherung | 7.110 |
3. | Суфлер | Souffleur | 6.667 |
4. | Инженер кораблестроения | Ingenieur in der Schiffbau | 6.532 |
5. | Авиадиспетчер | Fluglotse | 5.900 |
6. | Специалист в сфере экономики | Betriebswirt in der Wirtschaft | 5.898 |
7. | Специалист химической промышленности | Industriemeister in der Chemiebranche | 5.856 |
8. | Системный аналитик в IT | IT-Systemanalytiker | 5.778 |
9. | Промышленный адвокат | Syndikus-Anwalt | 5.496 |
10. | Процессный инженер | Verfahrenstechnik-Ingenieur | 5.426 |
11. | Промышленный специалист | Industriemeister | 5.417 |
12. | Инженер электротехники | Ingenieur in der Elektrotechnik | 5.417 |
13. | Business Development Manager | Business Development Manager | 5.408 |
14. | Специалист в сфере финансов | Betriebswirt im Finanzwesen | 5.290 |
15. | Risk Manager | Risk Manager | 5.217 |
Самые высокооплачиваемые профессии в Германии
Земля Sachsen
Поз. | Профессия | Немецкое название | Размер з.п. в € |
1. | Футболист | Fussballspieler | 6.500 |
2. | Руководитель производства в химической промышленности | Produktionsleiter in der Chemieindustrie | 5.833 |
3. | Инженер-физик | Ingenieur-Physiker | 5.750 |
4. | Физик | Physiker | 5.408 |
5. | Страховой маклер | Versicherungsmakler | 5.364 |
6. | Учитель-воспитатель в гимназии | Betreuungslehrer im Gymnasium | 4.525 |
7. | Руководитель технического отдела на производстве прокатных станков | Technischer Abteilungsleiter in der Walzwerktechnik | 4.518 |
8. | Инженер в техническом предприятии | Ingenieur im Technischen Betrieb | 4.500 |
9. | Ассистентный врач | Assistenzarzt | 4.350 |
10. | IT-консультант | IT-Berater | 4.100 |
11. | Врач | Arzt | 4.099 |
12. | Производственный специалист | Industriemeister | 4.070 |
13. | Руководитель технического производства | Technischer Betriebsleiter | 4.000 |
14. | Ветеринар | Tierarzt | 4.000 |
15. | Специалист по печати | Drucker | 3.996 |
Самые высокооплачиваемые профессии в Германии
Земля Thueringen
Поз. | Профессия | Немецкое название | Размер з.п. в € |
1. | Экономический специалист в сфере IT | Kaufmaennischer Assistent in DV/Informatik | 8.000 |
2. | Аграрный специалист | Agrarbetriebswirt | 6.500 |
3. | Инженер машиностроения | Ingenieur in Maschinenbau | 5.625 |
4. | Врач общей медицины | Arzt fuer Allgemeine Medizin | 5.000 |
5. | Инженер точечного приборостроения | Ingenieur fuer Feinwerktechnik | 4.875 |
6. | Красильщик в химчистке | Faerber in chemischer Reinigung | 4.667 |
7. | Бетонный и железобетонный мастер | Beton- und Stahlbetonbaumeister | 4.609 |
8. | Руководитель технического предприятия | Technischer Betriebsleiter | 4.227 |
9. | Врач | Arzt | 4.174 |
10. | Промышленный электрик | Industrieelektroniker | 4.084 |
11. | Разработчик | Entwickler | 4.050 |
12. | Учёный в сфере естествоведения | Naturwissenschaftler | 4.000 |
13. | Инженер продукционной техники | Ingenieur der Produktionstechnik | 3.902 |
14. | Инженер электротехники | Ingenieur der Elektrotechnik | 3.875 |
Приложение 6
Foren für E-Mail-Partnersuche, DaF-Diskussionen und -Jobsuche
E-Mail-Partner zum Deutschlernen suchen
Bitte in den Foren nur auf Deutsch schreiben!
Auch fremdsprachliche Beiträge müssen wir leider löschen.
Gehe zum Thema: vorherige Seite•nächste Seite
Navigation: Forenliste•Themenübersicht•Neues Thema•Suche•Anmelden
Suche jemand um Deutsch mit msn zu sprechen
geschrieben von: Nimie (IP-Adresse bekannt)
Datum: 21. Januar 2007 15:40
Hallo,
Ich bin eine französische Student und ich suche jemand, der mir Deutsch zu lernen helfen könnte. Ich möchte mit einem/er Deutschen sprechen und auch Hilfe um Texten euf Deutsch zu verstehen. Ich möchte nur, dass jemand erklärt die Sätzen ich kan nicht verstehen und nicht jemand um mein Hausaufgabe zu machen. Natürlich kann ich Sie mit frnzösisch helfen, wenn Sie wollen.
Hier ist mein e-mail : himiko9882@hotmail.com
Danke schön. :)
Optionen: Beitrag beantworten•Diesen Beitrag zitieren
Re: Suche jemand um Deutsch mit msn zu sprechen
geschrieben von: Mariee (IP-Adresse bekannt)
Datum: 21. Januar 2007 17:42
Hallo,
würde gern wieder französisch sprechen- kann Dir bei Deutsch helfen!
Viele Grüße
Maria
Optionen: Beitrag beantworten•Diesen Beitrag zitieren
Re: Suche jemand um Deutsch mit msn zu sprechen
geschrieben von: Nimie (IP-Adresse bekannt)
Datum: 21. Januar 2007 18:29
Danke! Ich warte, darauf du mit msn mir redest :)
Optionen: Beitrag beantworten•Diesen Beitrag zitieren
Re: Suche jemand um Deutsch mit msn zu sprechen
geschrieben von: ilias (IP-Adresse bekannt)
Datum: 26. Januar 2007 13:50
hallo zusammenen ich bin eine marokanerin ich bin aus koeln ich suche partennerinen die gute deutsch sprechen um meine sprache zu verbessern
wir konnen unseren idee umtauchen
ich bitte um eine antwort weil ich kenne niemanden hier und seit letzte yahr bin ich in deutschland und habe ich kein kontakt und wenn man kein deutsch sprechen dann vergesst man alles
Optionen: Beitrag beantworten•Diesen Beitrag zitieren
Re32: Suche jemand um Deutsch mit msn zu sprechen
geschrieben von: Ava genc (IP-Adresse bekannt)
Datum: 29. Mai 2011 00:42
Hallo leute,Ich wohne in Bochum.Ich möchte euch mit jemanden Deutsch kontak machen.Immer gehirn gymnastik frisch halten wir, damit verbessern können.Stimmt das?Dann starten wir .ich bin bereit zu lernen
Optionen: Beitrag beantworten•Diesen Beitrag zitieren
Re: Suche jemand um Deutsch mit msn zu sprechen
geschrieben von: mondy (IP-Adresse bekannt)
Datum: 09. Juni 2011 20:38
ich mochte meiner muttersprache Kurdisch verbessern und Deutschsprache verbessern.Gegenteil Turkisch beibringen. Mein name ist Ruke Jinecan. Aus Rolinghaus
Optionen: Beitrag beantworten•Diesen Beitrag zitieren
Re: Suche jemand um Deutsch mit msn zu sprechen
geschrieben von: smai.asma (IP-Adresse bekannt)
Datum: 10. Juni 2011 23:33
hallo
Ich heisse Asma aus Algerien , ich bin Germanistik und ich will mein deutsch verbesseren , deshalb ich suche von Freunden , die mir helfen konnen und dursch skype miteinande korrepondieren.
Optionen: Beitrag beantworten•Diesen Beitrag zitieren
Re: Suche jemand um Deutsch mit msn zu sprechen
geschrieben von: Elli.zak (IP-Adresse bekannt)
Datum: 26. Februar 2012 17:40
Hallo,
ich möchte gern mit jemandem kennenlernen, um mein Deutsch zu verbessern. Ich wohne in Essen und ich seit einem Jahr in Deutschland. Wer will mit mir sprechen oder Freunde suchen, schreib mir an Skype: mickymous5.
Optionen: Beitrag beantworten•Diesen Beitrag zitieren
Re: Suche jemand um Deutsch mit msn zu sprechen
geschrieben von: Nastja (IP-Adresse bekannt)
Datum: 10. März 2012 10:20
Hallo! Ich heisse Nastja. Ich wohne in Russland. Ich möchte gern mit jemandem kennenlernen, um mein Deutsch zu verbessern. Ich möchte auch etwas uber die Berufswahl in Deutschland und in den anderen Landern erfahren. Z. B. Welche Berufe sind besonders beliebt? Schreibt mir bitte! Hier ist mein e-mail : tchulkova.nastya@yandex.ru Ich warte sehr!
Danke schön. :)
Optionen: Beitrag beantworten•Diesen Beitrag zitieren
Слайд 1
Как не утонуть в море профессий? научно-исследовательская работа Выполнила: ученица 11 класса Рассказовского филиала МОУ Платоновской СОШ Чулкова Анастасия Владиславовна Руководитель: Довгалева Александра Ивановна, учитель немецкого языка пос. 2-ое отд. с-за «Арженка», 2013 г.Слайд 2
«Как не утонуть в море профессий?» (научно-исследовательская работа) Актуальность данного исследования заключается в том, что оно поможет ребятам научиться трезво оценивать свои шансы и возможности, познакомит их с особенностями современного рынка труда и убережет от возможных ошибок. Данная исследовательская работа основывается на результатах различных опросов, проведенных среди русских и немецких подростков, на информации специализированных сайтов (где регулярно размещаются статистические данные, рейтинги, резюме соискателей и т. д.). Кроме того, в работе приводятся конкретные советы и рекомендации по выбору профессии как для подростков, так и для их родителей.
Слайд 3
«Как не утонуть в море профессий?» (научно-исследовательская работа) Цель исследования: анализ профессиональных предпочтений современных подростков в России и в Германии, сопоставлении полученных результатов с требованиями рынка труда
Слайд 4
«Как не утонуть в море профессий?» (научно-исследовательская работа) Задачи исследования: - изучить проблему выбора профессии: актуальность данной проблемы, сложности выбора профессии, возможные ошибки и т. д.; - проанализировать (используя результаты проведенных опросов) профессиональные предпочтения современных подростков в России и в Германии; - сделать выводы о том, какие профессии наиболее популярны у подростков и то, насколько их популярность обоснована; - сопоставить полученные результаты с рейтингами самых популярных, самых востребованных профессий (по данным специализированных сайтов); - разработать рекомендации по изучаемой проблеме для подростков и их родителей; - сделать выводы об особенностях рынка труда в России и в Германии.
Слайд 5
«Как не утонуть в море профессий?» (научно-исследовательская работа) Объект исследования: профессиональные предпочтения современных подростков в России и Германии. Предмет исследования: соотношение между профессиями, которые выбирают подростки, школьники, абитуриенты, и профессиями, востребованными на рынке труда.
Слайд 6
«Как не утонуть в море профессий?» (научно-исследовательская работа) Гипотеза: зачастую выбор профессии у современных подростков продиктован либо престижностью, либо популярностью той или иной профессии; они мало задумываются о том, насколько этот выбор важен и сложен.
Слайд 7
«Как не утонуть в море профессий?» (научно-исследовательская работа) Ошибки при выборе профессии: Отношение к выбору профессии как к неизменному Бытующие мнения о престижности профессии Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать) Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства Неумение или нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях) Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии
Слайд 8
«Как не утонуть в море профессий?» (научно-исследовательская работа) 8 факторов выбора профессии (по методике Е. А. Климова) Позиция старших членов семьи Позиция товарищей, подруг Позиция учителей, школьных педагогов Личные профессиональные планы Способности Уровень притязаний на общественное признание Информированность Склонности
Слайд 9
«Как не утонуть в море профессий?» (научно-исследовательская работа) - 1 вопрос: «Какие профессии Вы считаете наиболее популярными в современной России?» - 2 вопрос: «Какую профессию Вы собираетесь выбрать?» - 3 вопрос: «Как Вы думаете, сможете ли Вы найти работу по выбранной специальности?» 4 вопрос: «Хотите ли Вы сделать карьеру?» - 5 вопрос: «Какие специалисты нужны в нашей местности?»
Слайд 10
Вопрос: «Какие профессии Вы считаете наиболее популярными в современной России?»
Слайд 11
Вопрос: «Какую профессию Вы собираетесь выбрать?»
Слайд 12
Вопрос: «Какие специалисты нужны в нашей местности?» № п/п Профессия Количество обучающихся, назвавших данную профессию 1. Тракторист 4 2. Учитель 3 3. Ветеринар 3 4. Электрогазосварщик 2 5. Врач 2 6. Профессии, связанные с с/х 2 7. Инженер 1 8. Механик 1 9. Электрик 1 10. Зоотехник 1 11. Дорожные службы 1 12. Все 6 13. Не знаю 2
Слайд 13
«Как не утонуть в море профессий?» (научно-исследовательская работа) Результаты опроса в сети Интернет «Самые популярные профессии»: творческие профессии юрист врач продавец
Слайд 14
«Как не утонуть в море профессий?» (научно-исследовательская работа)
Слайд 15
«Как не утонуть в море профессий?» (научно-исследовательская работа)
Слайд 16
«Как не утонуть в море профессий?» (научно-исследовательская работа) брошюра «По волнам профессий. Родителям на заметку» памятка «Семь шагов к взвешенному решению» (приложение 4) брошюра с 2 профориентационными тестами
Слайд 17
«Как не утонуть в море профессий?» (научно-исследовательская работа) Приложение 4 Семь шагов к взвешенному решению: 1. Составь список подходящих профессий. Напиши все профессии, которые тебе нравятся, интересны, по которым тебе хотелось бы работать и которые тебе подходят. 2. Составь список требований к выбираемой профессии: выбираемая профессия и будущий род занятий; выбираемая профессия и жизненные ценности; выбираемая профессия и жизненные цели; выбираемая профессия и твои сегодняшние горячие проблемы; выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; желательный уровень профессиональной подготовки; выбираемая профессия и твои склонности и способности; желательные содержание, характер и условия работы. 3. Определи значимость каждого требования. Выясни, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые можно и не учитывать. 4. Оцени свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у тебя к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируй, развиты ли у тебя профессиональные качества, отвечают ли твои интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии. 5. Подсчитай и проанализируй результаты. Подумай, какая профессия из всего списка больше других подходит тебе по всем пунктам. 6. Проверь результаты. Чтобы убедиться в правильности размышлений, обсуди свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом. 7. Определи основные практические шаги к успеху. Итак, решение принято. Теперь важно определить, в каком учебном заведении ты сможешь получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Слайд 18
«Как не утонуть в море профессий?» (научно-исследовательская работа) Библиографический список Алексютина Н. Неудача – это опыт: как выбрать профессию и пережить провал на экзаменах // Учительская газета. – 2008. – 16 сент. (№ 38). – с. 17 Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. – Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 236 с. Болсуновская Н. Профориентация в Интернете: О сайтах и профориентационных ресурсах в Интернете // Народное образование. – 2007. - № 10. – с. 228-229 В инженеры я пойду, пусть меня научат // Обучение & карьера. – 2008. - № 1. – с. 45-47 Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. – Москва: Просвещение, 2007. – 95 с. Ресурсы сети Интернет: - официальный сайт Центра занятости населения города Рассказово и Рассказовского района - портал Superjob.Ru - форум Deutsch als Fremdsprache - http://kp.ru - http://www.wday.ru - http://azps.ru/tests/2/profan.html
Одеяльце
Госпожа Метелица
Серебряное копытце
Какая бывает зима
Лиса Лариска и белка Ленка