Отчет об исследовательской работе по теме "Сквернословие: быть или не быть"
Вложение | Размер |
---|---|
k_vystupleniyu_2_klass.doc | 47.5 КБ |
Тема исследования: Сквернословие:быть или не быть
Выполнил: Казакенов Салим, учащийся 3 «Г» класса, МБОУ «Кош-Агачская основная общеобразовательная школа»
Руководитель: Мугражева Акгуль Адылбековна
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами,
Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы!
Я Казакенов Салим Серикжанович, ученик 3 «Г» класса.
Я как любой ученик люблю школу. Люблю перемены. На перемене мы играем в догонялки, в бачи, морозко, в футбол. Нам весело. Но также часто мы обижаем друг друга, толкаемся, потом кто-то обязательно заплачет. Конечно не забываем друг другу сказать обидные слова. Нас учитель часто отчитывает, но всегда есть отговорки и всегда каждый из нас остается правым.
Честно, на перемене мы другие и на уроке мы другие. Я знаю, что в школе каждый ученик должен вести себя хорошо. Но часто можно услышать много недобрых даже очень недобрых слов.
Поэтому мы с моим руководителем Мугражевой Акгуль Адылбековной решили посвятить свою тему исследования доброте.
Тема Сквернословие: быть или не быть?
Наша жизнь – ежедневное общение с родными, взрослыми и друзьями. Часто мы становимся свидетелями разных видов общения. Нередко можно услышать : «Ну, что вылупился, козел (баран, овца), идиот, плохой, дурак!» Почему разговорная речь богата на обидные слова? Как поступить, если тебя называют идиотом, лохом или дураком?
Такие обращения становятся нормой. Они становятся не только оскорбительными, но и вызывают вспышки агрессии. Мы задумались, почему люди используют в речи обидные слова и можно ли исправить ситуацию.
Цель исследования:
Доказать, что обидные слова несут дополнительную смысловую нагрузку, и грубость отрицательно влияет не только на других, но и на нас самих.
В ходе исследования мы изучили историю появления некоторых самых распространенных обидных слов, выявили связь сквернословия и здоровья, провели анкетирование среди родителей и учеников, итогом моей работы стала разработка альбома «Если в сердце нашем живет доброта…»
И так, я начну.
Слово «сквернословие» происходит от двух слов: «слово» и «скверна».Словарь Великорусского языка В.И. Даля дает следующее объяснение слову «скверна»: «Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат; все богопротивное».
Корни сквернословия уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Таким образом, так называемый мат, является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.
Это для меня было новым и очень интересным. И я задумался, значит, мы говоря друг другу плохие слова, произносим заклинания. Значит, когда мы произносим их происходит что-то нечистое, нехорошее. Это очень плохо.
Сегодня наиболее распространенными словами-обращениями являются … Сейчас я о них расскажу.
Оказываетсяслово Дурак использовали, чтобы обмануть злых духов. Известны фамилии «Дуров, Дураков, Дурнова».
Согласно другой версии первого родившего в семье называл «Первак», следом «Вторак», и «Третьяк», четвертый по счету ребенок – «Дургак». Но выговаривать слово было сложно и Дургака переименовали в Дурака.
«Лох» - популярное словечко. У жителей Севера оно относилось к рыбе – лососю, семге. Каждый год через, через крутые каменистые пороги идет лосось к месту нереста. Отнерестевшись, рыба теряет последние силы и израненная, идет вниз по течению. А там ее уже ждут хитрые рыбаки и берут «лоха» буквально голыми руками.
Со временем лохом стали называть человека, которого легко обмануть. Рассчитанные на доверчивых людей – «простофиль» образовались слова и выражения «лохануться», «лохушка», «развести лохов», «Лохонуться», «Лохушка».
"Идиот" или "дебил" - это медицинские термины и называть так кого то кто не имеет право, не зная болен этот человек или нет.
Идиотия - неизлечимая психическая болезнь, самое тяжелое слабоумие, глубокая умственная отсталость с почти полным или полным отсутствием мышления.
Значит любому ученику нужно думать, что означает слово и вообще стоит ли говорить эти слова.
Кроме того, что сквернословие несет нечистую колдовскую энергию, многие ученые доказали, матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.
Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.
Да, обидные слова существуют в нашей жизни, и отношение к ним совершенно разное. Мы обратились к родителям с просьбой, рассказать «Что они думают об использовании учениками в речи «бранных слов». 70% родителей обеспокоены тем, как говорят и общаются друг с другом их дети. Но 30% придумывали отговорки такого рода обращениям, считают, что в нашем жестоком мире по-другому выжить нельзя. Также некоторые высказывали предположение о том, что если годовалый ребенок использует в речи «подобные слова», то у него быстро будет развиваться речь.
В своей работе мы сами решили выяснить причины, по которым ученики используют в речи обидные (бранные) слова.
В своей работе мы составили анкету
Как показали результаты - обидные слова обращение можно классифицировать на группы:
70% опрошенных болезненно реагируют на обидные слова, 27% стараются не показывать вида, что им больно, 59 % злятся, дерутся «дают сдачи» 3% - стараются никак не реагировать.
На вопрос «Употребляешь ли ты в речи обидные слова» 94% - опрошенных ответило, что «не употребляют», 6 % - честно признались, что употребляют в речи обидные слова.
65% опрошенных слышат обидные слова в школе, 20% - дома, остальные – на улице, в компьютерных играх.
Данные анкетирования заставляют меня задуматься, как много мы говорим обидных слов друг другу. Разве мы не можем жить без них, а может это привычка. Если это привычка, то она очень плохая привычка.
Еще ведь в школе нельзя плохо себя вести, то почему больше всего обидных слов говорят именно в школ?
Следующий этап моей работы – эксперимент
Мои одноклассники согласились, что наша речь загрязняется и решили поучаствовать в эксперименте по поиску добрых слов. Мы предложили обсудить следующие вопросы:
По первому вопрос.
Для того, чтобы проверить уровень использования учениками добрых слов, я записывал в свой блокнот. Слов оказалось около 50, я записывал и слова, которые повторялись. В основном в моем списке оказались слова «вежливости» – благодарю, спасибо, извините, простите; слова приветствия – здравствуйте, привет, добрый день, здорово, как дела и т.п.
Неужели в русском языке так немного «хороших», «добрых» слов. Может действительно мало добрых слов, поэтому и ученикам приходится употреблять в речи и обращении друг к другу «некрасивые, недобрые» слова?
Но я, все же уверен, что это не так. Ведь на уроках русского языка мы изучаем многозначные слова, слова антонимы, слова синонимы, слова-признаки. Многие говорят, что русский язык очень богат. Я обратился к учителям русского языка и литературы с вопросами
1) Вы согласны, что ученики в большей мере говорят «не добрые» слова, чем используют добрые и красивые слова и выражения.
2) Правда ли, что русский язык скуден на добрые слова, поэтому ученикам приходится использовать в речи «не добрые, бранные» слова»
3) Как научить и научиться разговаривать чистыми, добрыми словами?
Я сам по интернету задал поиск «Добрые слова». Как я обрадовался, что список добрых слов очень большой.
Нежность, ласка, любовь, доброта, душевность, теплота.
Радость, счастье, смех, улыбка
Предметы и явления:
Солнце, лучик, небо, свет, радуга, цветок, бабочка, воздушный шарик
Прилагательные:
Пушистый, мягкий, теплый, солнечный, цветной, яркий.
Обращения:
милый, любимый, единственный, золотой, драгоценный, очаровательный,
зайчик, котик, золотце, солнышко, любимка, сердечко мое, рыбка, лапочка,
Еще добавлю:
Мама, родственники, Весна, весенняя капель, сказка, волшебство, рассвет, сияние, ангел, рождение, песня, веселье, праздник; подушка, одеяло, уют, комфорт, очаг, забота, детство, только после Вас; Доброго пути; Благодарю; Добро пожаловать; Разрешите Вам помочь; Поздравляем; Прошу прощенья; С добрым утром; Добрый вечер; Спокойной ночи; Будьте так добры; Угощайтесь; Приятно познакомится; Приятного Вам аппетита. Ласточка, соловушка, красавица и красавец, моя радость, мое счастье, любовь, поцелуй, улыбка, душа моя, объятия, гармония, блаженство, нега, услада, сладость, нежность, доброта, доброжелательность, прелесть, божественно, кристально, чистота, юный, здоровье, макушечка, аромат, прикосновение, ласка, сердечный, мармеладка, шоколадка, свежесть.
На второй вопрос ученики ответили словами, которые нам учитель всегда говорит на уроках, классных часах. И я решил, что итогом моего исследования будет создание альбома «Если в сердце нашем живет доброта…»
Подводя итоги, можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась – исследование привлекло внимание к данной проблеме, конфликты не исчезли, но теперь ученики осознают свое поведение. И я думаю, теперь я сам буду думать, прежде чем кого-то обидеть. Пусть тема моего исследования «Сквернословие: быть или не быть?» в конечном пути будет звучать только так «Сквернословию не быть!!!»
Усатый нянь
Медведь и солнце
Разноцветное дерево
Что есть на свете красота?
Как нарисовать осеннее дерево акварелью