Исследовательская работа "Значение воспитания этнической толерантности в современном многонациональном обществе".
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_nikishkin.doc | 203.5 КБ |
Автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования
Г. Долгопрудный средняя общеобразовательная школа № 1.
III Областная конференция исследовательской деятельности обучающихся
«Юный исследователь»
Секция: социология.
Тема: «Значение воспитания этнической толерантности в современном многонациональном обществе».
Автор работы: Никишкин Максим Владимирович, 10 класс
Научный руководитель: Баранова Оксана Владимировна
Черноголовка, 2012
Содержание.
Введение.
Терпимость очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма...Наш первый порыв и даже последующий - это ненависть ко всякому, кто не так думает, как мы.
Ж. Леметр.
В современном мире насчитывается около 4-5 тысяч этносов, проживающих на территории 193 государств (по данным ООН). Все государства отличаются прежде всего уровнем социально – экономического развития, в связи с этим огромное количество представителей развивающихся стран эмигрируют в поисках лучшей жизни в экономически развитые и более благополучные регионы. Этому все больше способствует процесс глобализации, то есть тенденция к всемирной экономической, политической, культурной интеграции и унификации. Сосуществование государств с разными политическими системами и разным уровнем экономического развития, с разными национально-культурными традициями, обострение религиозных противоречий выдвигают проблему толерантности как центральную на рубеже третьего тысячелетия. Все эти процессы в полной мере обнаруживаются в новой России, несмотря на то, что распад СССР произошел 20 лет назад. Миграционные процессы в России связанны не только с передвижениями русских из бывших национальных республик, но и с «великими переселениями» людей других национальностей, переселением людей из регионов в город Москву и Московскую область как символ экономического и личного благополучия.
Сложно происходит формирование взаимоотношений разных этносов в республиках, областях, сопровождающееся порой межэтническими конфликтами, ростом сепаратизма и другими явлениями, угрожающими безопасности страны. Все чаще мы видим в новостях или читаем в газете о столкновениях на национальной почве, все больше передач и обсуждений посвящено этой сложной и непонятной для многих теме, все чаще звучит слово «толерантность».
Как уважение к представителям различных этносов, религий и культур, толерантность является непременным условием выживания и развития современной цивилизации. Высокие темпы перемещения и миграции населения привели к социальному взаимодействию представителей различных общин, совсем еще недавно не имевших представления об особенностях мировосприятия, традиций, культуры, бытового поведения своих новых соседей, что создает естественную почву как для взаимодействия, так и для потенциальных конфликтов.
Проблема межэтнического взаимодействия в рамках российской цивилизационной модели представляет значительный научный и практический интерес.
Для решения этой задачи необходимо рассмотрение сущности и особенностей этнической толерантности в полиэтническом российском государстве, изучение которой находится на стыке ряда гуманитарных наук: социологии, этнологии, истории, психологии, политологии.
Толерантность в качестве нового типа социальных отношений представляет проблему не только в сфере взаимодействия различных культур и цивилизаций, но и внутри отдельных государств, особенно в России.
Нерешенность многочисленных социальных конфликтов в российском обществе, в том числе и вследствие отрицания их наличия, после распада СССР привела к высвобождению огромной социальной энергии разрушения, нигилизма и нетерпимости.
Моя работа посвящена значимости социальной толерантности, включающей в себя различные формы терпимости людей во взаимоотношениях друг с другом.
Предмет исследования — формирование этнической толерантности в современном российском обществе.
Цель исследования — проанализировать уровень толерантности в современном российском обществе, выявить основные особенности и факторы формирования этнической толерантности.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:
• изучить сущность и особенности содержания категории «толерантность» в современном российском обществе;
• выявить особенности изучения этнической толерантности;
• проанализировать правовые аспекты формирования толерантности в современном обществе.
Проблеме толерантности посвящены многочисленные работы социологов, политологов, психологов. Большинство авторов сходится во мнении, что толерантность явление не только социальное, но и идеолого – политическое.
Проблемы этнической толерантности в поликультурном обществе разрабатываются Дробижевой Л.М., Гречко П.К., Асмоловым А.Г. В их работах выявлены условия, способствующие возникновению этнической толерантности, а именно: этническая идентичность и географическая мобильность, определяется понятие социального и этнического статуса.
Баранов С.Т., Бондырева С.К., Колесов Д.В. рассматривают толерантность как социально-психологический феномен в условиях социально-этнических изменений. Вместе с тем данное явление рассматривается как проявление индивидуальной нравственной позиции человека, особенностей его психоэмоционального развития. Ильинская С.Г. рассматривает вопросы толерантного взаимодействия с точки зрения психологии общения.
В своем широком смысле слово «толерантность» (кстати, происходит от латинского tolerantia, то есть терпение), означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения.
Толерантность - это особое нравственное качество, черта характера, внутреннее убеждение, отражающее уважительное отношение к «чужому» и готовность к взаимодействию с людьми или группами иной социальной, национальной, религиозной принадлежности, иных взглядов, убеждений и поведения.
Разумеется, понятие «толерантность» по смыслу и значению значительно шире, чем любое его определение. Впервые понятие «толерантность» в научный оборот ввел в XVIII в. Дестют де Траси. Вначале оно трактовалось как «терпеливость», а затем как «терпимость». В «Философском словаре по правам человека» также подчеркивается, что «толерантность» не есть терпимость или снисходительность. Она – активное признание прав и свобод другого, безотносительно к его этническим, религиозным или другим особенностям.
Для анализа толерантности на уровне общества, институтов и групп исследователи производят классификацию этого понятия, выделяют его основные сферы и уровни проявления интолерантных установок и интолерантного поведения. Опираясь на стандартный перечень социально–демографических характеристик, выделяют следующие сферы толерантности.
1) Гендерная толерантность – непредвзятое отношение к представителям другого пола, проявление гендерной интолерантности представляет собой сексизм – формы политики, дискриминирующие женщин в их правах на полноценное участие в профессиональной деятельности и общественной жизни, основывается на предположении, что по личным характеристикам мужчины превосходят женщин.
2) Возрастная толерантность – непредвзятость к "недостаткам" человека, связанным с его возрастом (неспособность стариков понимать молодежь, отсутствие у молодежи опыта и знаний и т.д.). Возрастная толерантность вполне может сочетаться с принятым во многих культурах уважением к лицам преклонного возраста.
3) Образовательная толерантность – терпимое отношение к высказываниям и поведению людей с более низким образованием.
4) Межнациональная толерантность – отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей, относиться к любому человеку с позиции "презумпции национальной невиновности". Крайние проявления межнациональной интолерантности:
• этноцентризм – дискриминация на основе культурных или языковых характеристик индивида или группы. Базируется на убеждении в "превосходстве" одних культур над другими;
• ксенофобия – страх и неприятие иностранцев и представителей других культур: убежденность в том, что "чужаки" принесут вред;
• агрессивный национализм – мнение, что одна нация превосходит в правах другую.
5) Расовая толерантность – отсутствие предубеждений к представителям другой расы.
6) Религиозная толерантность – терпимое отношение к представителям других конфессий.
7) Географическая толерантность – непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей и наоборот.
8) Межклассовая толерантность – терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев.
9) Физиологическая толерантность – отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д.
10) Политическая толерантность – отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и т.д
11) Сексуально–ориентационная толерантность – непредвзятость по отношению к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
12) Маргинальная толерантность (толерантность по отношению к маргиналам) – отношение к бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным и т.д
Безусловно, не все типы интолерантности равнозначны с точки зрения их влияния на социальную напряженность в обществе, на возникающие в нем конфликты. Особую опасность представляет собой межнациональная, межконфессиональная, политическая нетерпимость.
В преамбуле Устава ООН звучит общемировая задача: «… проявлять терпимость и жить всем вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи…». Согласно «Декларации принципов толерантности», подписанной 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО толерантность определяется как: «ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов… быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям». Толерантность в моем понимании - это свобода в многообразии.
Одним из аспектов толерантности является этническая толерантность. Данный аспект изучаемого явления проанализирован по разработкам Баранова С.Т, Дробижевой Л.М. , Рубан Л.С. Термин «этничность» (от греческого ethnos – «народ») часто является синонимом «национальности», принадлежности к одной народности. Что касается этнической толерантности, то это очень актуальная проблема. Межнациональные противоречия стали сегодня постоянным спутником российской действительности. С тяжелейшими последствиями межэтнических конфликтов столкнулись сотни тысяч людей по всему миру.
Одним из аспектов толерантности является этническая толерантность.
Термин «этничность» (от греческого ethnos – «народ») часто является синонимом «национальности», принадлежности к одной народности. Что касается этнической толерантности, то это очень актуальная проблема. Межнациональные противоречия стали сегодня постоянным спутником российской действительности. С тяжелейшими последствиями межэтнических конфликтов столкнулись сотни тысяч людей по всему миру. Погибшие люди, разрушенные семьи, беспризорные дети – вот цена межнациональной нетерпимости и противостояния. Современная история богата трагедиями отдельных семей и целых народов: апартеид в ЮАР, Намибии к народам банту, геноцид народа тутси в Руанде, этнические столкновения между Азербайджаном и Арменией, Албанией и сербами Косово, Грузией и Южной Осетией, движение сепаратистов в Чечне.
Для России проблема воспитания толерантности не просто актуальна, а является залогом мира, развития и процветания страны. Во-первых, исторически Россия складывалась как многонациональная, поликультурная и многоконфессиональная страна, никому не в силах отказаться от своей истории. На территории нашей страны проживает около 160 народов и этносов, огромное количество последователей трёх мировых религий – христианства, мусульманства и буддизма. Во-вторых, история новой России началась с трагической страницы чеченского сепаратизма, приведшему к потере многих человеческих жизней. В-третьих, после распада СССР Россия, как сильный и экономически благополучный «Сосед», привлекал и будет привлекать огромное количество мигрантов и из стран ближнего зарубежья. В-четвертых, по данным переписи населения 2010 года республики Северного Кавказа переживают демографический взрыв, значительно опережающий темпы экономического развития, чем обусловлена миграция населения в центральные регионы России.
Одной из причин распада СССР историки отмечают всплеск национальных и культурных противоречий. Современная Россия получила «в наследство» нерешенные этнические проблемы, поэтому так важна выработка стратегии национальной государственной политики в духе толерантности.
Еще одним синонимом «толерантности» является слово «терпение». В межэтнических отношениях политика толерантности должна быть построена не на основе терпения,а на принципе терпимости. В отличие от терпения, терпимость – это не снисхождение, право сильного допустить присутствие «чужака» рядом, а заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования и насилия, т. е. предполагает в отношениях между сторонами обоюдное позитивное взаимодействие на основе взаимных уступок. Этническая толерантность – это терпимость, изначально построенная на взаимопонимание, солидарности, а не проявление терпения. В связи с этим толерантность предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон и одновременно отказ от навязывания своей точки зрения одной. В нашей стране исторически заложена основа для толерантного сосуществования. Не думали наши деды и прадеды о национальности товарища в бою, пленника концлагеря, выносимого на руках из барака. Неужели мы, великая страна можем объединяться только перед лицом великой опасности, помогать другим народам только их постигнет великое горе, разрушение. Почему только беда и опасность заставляют задуматься нас о том, что жить лучше в мире.
По данным переписи населения 2010 года в г. Москва и Московской области проживает около 150 национальностей, народностей и этносов. Мы не только многонациональная страна, но и многонациональный регион, многонациональный город, многонациональная школа и многонациональный класс. Толерантность для нас единственный залог выживания как единой страны.
Этническая толерантность – это социально - правовая норма гражданского общества, направленная на обеспечение равенства различных этносов перед законом, наличие у народов равных прав.
Конституция РФ определяет правовую систему страны для всего многонационального народа, запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Для реализации положений Конституции был принят Федеральный закон о национально-культурной автономии (от 17.06.1996), направленный на формирование условий взаимодействия государства и общества для защиты прав и национальных интересов всех граждан Российской Федерации не зависимо от этнической принадлежности. Поддержка и знакомство с национально – культурными особенностями других народов является механизмом толерантности.
Конституция как основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, устанавливает основополагающие принципы толерантного существования для всех национальностей. Соблюдение Конституции и других законов РФ – обязанность граждан, а следовательно этническая толерантность есть одна из сторон правопорядка и правомерного поведения.
Исследователи характера и содержания межэтнических отношений выделяют следующие типы толерантности:
1) активная толерантность (открытость, готовность к межэтническим контактам);
2) пассивная толерантность (нерегулярность межэтнических контактов, склонность общаться с представителями своей национальности при сохранении позитивного отношения к представителям других этнических групп);
3) толерантность избирательная (межэтнические контакты носят ограниченный характер по какому-либо признаку – языку, религиозной принадлежности, культурным особенностям);
4) толерантность вынужденная (межэтнические контакты возникают под давлением обстоятельств и носят сугубо деловой характер, например, по служебной линии);
5) интолерантность (категорическое нежелание взаимодействовать с людьми другой культуры).
Интолерантность порождает сепаратизм, националистический экстремизм и преступность на национальной почве. УК РФ особо выделяет совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы как обстоятельство, отягчающее наказание (статья 63 УК РФ), преступление «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» (статья 282) относит к главе о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства.
Именно поэтому расширение и углубление деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, по воспитанию веротерпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму имеет не только нравственный смысл, но и политико – правовой.
Таким образом, можно выделить следующие функции толерантности как явления:
В ходе изучения проблемы были проведены социологические исследования с целью выявления уровня толерантности и основных направлений интолерантности. Для социологического исследования были опрошены 80 человек, из них 40-учащиеся общеобразовательных школ в возрасте 13-17 лет (считающиеся, как правило, «группой риска» по формированию интолерантных взглядов), 40 человек – родители и другие родственники учащихся в возрасте 20-45 лет. По результатам анкетирования «Проявляешь ли ты толерантность?» 77,5% учащихся показали высокий уровень толерантности, 10 % проявили себя как нетолерантные. Опрос «Отношение к толерантности и экстремизму» проводился в младшей и старшей группах исследования. Все опрошенные понимают термин «толерантность», негативно относятся к терроризму и экстремизму. Однако уровень межнациональной и религиозной толерантности в младшей группе значительно выше, так же как и стремление больше знать о культуре и традициях других народов. Дополнительный опрос позволил выявить основные источники формирования образа той или иной нации, представления о национальных взаимоотношениях. СМИ как главный источник информации отметили 80% опрошенных старшей группы, 45 % младшей. 55% опрошенных младшей группы считают мнение родителей и других старших в формировании их отношения к другим национальностям.
Результаты опросов дают возможность сделать следующие выводы:
Результаты исследований показывают, что формирование толерантности происходит на трех уровнях: общество, группа, индивид, поэтому интолерантное мировоззрение и поведение могут быть следствием индивидуально-психологических особенностей человека или вызваны причинами внешнего воздействия. Важно подчеркнуть, что этническая информация, передаваемая СМИ, не только формирует массовые представления людей в области межнациональных отношений, но и воспитывает в людях отношение к своей этнической общности. Одна публикация может вызвать нарастание напряженности и враждебности между проживающими вместе представителями разных национальностей. СМИ могут мобилизовать народ не только на добрые дела. И это происходит на наших глазах во многих уголках страны и мира. Толерантное или конфликтное освещение этничности, да и других проблем взаимодействия разных социальных групп в СМИ - проблема актуальная. От этого зависит спокойствие, взаимотерпимость и взаимопонимание людей разных рас, национальностей и конфессий, живущих в многонациональной, многоконфессиональной России.
Заключение.
Уже десятилетие мы живем в XXI веке. Информационное общество, модернизация, совершенствование правовой системы – жизнь должна становиться лучше, все должны стремиться к благополучию, быть активными членами гражданского общества. Но в современном обществе, не только России, но и всего мира все чаще сообщения о конфликтах, об актах экстремизма и терроризма на националистической и религиозной почве.
Нестабильность мира взрослых провоцирует молодежь, которая в силу возрастных особенностей стремится к быстрым решениям социальных проблем. В информационном пространстве огромное число сообщений, роликов о конфликтах подростков на национальной, расовой и религиозной почве, многие из которых оканчиваются трагически. Незаконные антиобщественные националистические организации привлекают в свои ряды прежде всего подростков, так как в их умы проще всего вложить надуманные причины социального неравенства, играя на возрастном чувстве соперничества, желании доказать всем, что ты лучший. Большое значение имеет такие вопросы, как профессионализм, гражданская и этическая позиция, ответственность каждого журналиста, освещающего в СМИ проблемы межнациональных взаимоотношений.
Таким образом, государственная национальная политика должна быть ориентирована на создание условий, позволяющих каждому народу сохранить национальное достоинство, самосознание, осуществлять свою национальную независимость и свободное развитие, определять свою судьбу. И в то же время, национальная политика должна быть фактором национальной консолидации народов России. Эта политика должна быть направлена на поддержание духа межнационального общения. Принцип самоидентификации народов и принцип их общения между собой, сотрудничества не должны вступать в противоречие друг с другом. Это позволит избежать межэтнической напряженности и конфликтов между народами.
Мне кажется, что толерантность является частью общей культуры человека: при неразвитой общей культуре не может быть и толерантности. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость, уважение к чужому мнению (не только старшего, но и сверстника). Многие мои сверстники явно выдают за свое мнение своих родителей. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, вере идёт из семьи. Негативные высказывания родителей о лицах других национальностей у ребенка могут развиться в целую идеологию. Слова «терпимость», «уважение» должны быть главными в семье. Современная школа – поликультурное пространство, классы в большинстве своем – многонациональные. Это норма. Поэтому мы должны понимать необходимость и важность толерантности, от этого зависит успешность и благополучие жизни в будущем. Формирование взаимоотношений надо согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Список литературы.
Философский словарь по правам человека. М., 2007.
Словарь иностранных слов. М., 1982.
Приложение 1.
Анкета «Проявляешь ли ты толерантность?»
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга,помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным.
1.Для того, чтобы не было войны...
а)Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
б)Нужно понимать, почему они происходят.
2.В школе говорят о героях, проявивших толерантность...
а)Это тебя не интересует.
б)Ты хочешь узнать об этих героях.
3.Ты противостоишь насилию...
а)Насилием.
б)Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.
4.Один товарищ тебя предал...
а)Ты мстишь ему.
б)Ты пытаешься объясниться с ним.
5.Когда говорят о детях, пострадавших от войны...
а)Ты об этом услышал и забыл.
б)Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.
6.Ты не согласен с кем-то...
а)Ты не даешь ему говорить.
б)Ты все-таки слушаешь его.
7.В классе ты уже ответил...
а)Тебе хочется отвечать еще.
б)Ты предоставляешь возможность другим ответить.
8.Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем...
а)Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.
б)Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами.
Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность.Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.
Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.
Количество опрошенных | Возраст | Один «б» | 3-7 «б» | Менее 3 «б» |
40 человек | 13-17 лет | 5 | 31 | 4 |
Анкета «отношение к толерантности и экстремизму». Приложение 2.
Выберите вариант ответа или предложите свой (Д.)
А. Терпимость к проявлениям различной этнической и культурной принадлежности, разных вероисповеданий, убеждений и поступков людей;
В. Неприязнь, конфликт с другими нациями, народами;
С. Стремление одного народа завоевать земли другого народа;
А. Приверженность к крайним взглядам и мерам;
В. Право дипломатических представителей подчиняться законам только своего государства;
С. Расхождение с общепринятыми нормами;
А. Устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения;
В. Открытое и откровенное заявление о своих действиях, поступках;
С. Незаконное право применения вооруженной силы одним государством против суверенитета другого;
А. Положительное;
В. Испытываю неприязнь;
С. Нейтральное;
А. Да;
В. Нет;
С. Не знаю;
А. Национальные интересы;
В. Политические разногласия;
С. Территориальные разногласия;
А. Да;
В. Нет;
С. Не знаю
А. Идея /Религиозные убеждения;
В. Деньги;
С. Принуждение;
А. Да;
В. Нет.
А. Положительно;
В. Отрицательно;
С. Нейтрально;
А. Расовая неприязнь;
В. Зависть к иностранцам;
С. Провокации экстремистских организаций;
А. Прошли бы мимо, так как Вас это не касается;
В. Попытались разобраться в возникшем конфликте;
С. Сообщили бы правоохранительным органам о конфликте;
А. Да;
В. Нет;
С. Затрудняюсь ответить.
А. Да;
В. Нет;
С. Затрудняюсь ответить.
А. Да;
В. Нет;
С. Затрудняюсь ответить.
А. Знаю;
В. Не знаю;
С. Затрудняюсь ответить.
А. Да;
В. Нет;
С. Затрудняюсь ответить.
А. Это люди, не приносящие никакой пользы стране;
В. Обычные люди, но с ограниченными возможностями;
С. Это лишние люди в нашем обществе;
А. Да;
В. Нет;
С. Затрудняюсь ответить;
А. Искренне сочувствую им и готов помочь;
В. Испытываю негативное отношение;
С. Затрудняюсь ответить;
Результаты опроса «Отношение к толерантности и экстремизму».
Количество опрошенных | № вопроса | А | В | С | Д |
40 человек (возраст 13-17 лет) | 40 | ||||
38 | 2 | ||||
35 | 4 | 1 | |||
34 | 2 | 4 | |||
10 | 27 | 3 | |||
23 | 12 | 5 | |||
2 | 38 | ||||
10 | 21 | 7 | 2 | ||
17 | 23 | ||||
21 | 9 | 10 | |||
14 | 5 | 21 | |||
4 | 5 | 31 | |||
39 | 1 | ||||
4 | 36 | ||||
1 | 39 | ||||
4 | 15 | 21 | |||
4 | 8 | 28 | |||
2 | 38 | ||||
38 | 2 | ||||
21 | 2 | 17 | |||
Количество опрошенных | № вопроса | А | В | С | Д |
40 человек (возраст 20-45 лет) | 40 | ||||
40 | |||||
32 | 5 | 3 | |||
18 | 12 | 10 | |||
21 | 15 | 4 | |||
20 | 7 | 13 | |||
1 | 39 | ||||
21 | 17 | 2 | |||
19 | 21 | ||||
13 | 22 | 5 | |||
16 | 12 | 12 | |||
24 | 4 | 12 | |||
32 | 8 | ||||
23 | 17 | ||||
4 | 36 | ||||
2 | 19 | 19 | |||
0 | 23 | 17 | |||
2 | 36 | 2 | |||
31 | 9 | ||||
5 | 22 | 13 | |||
сеПриложение 3.
Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года:
Стат. сб./Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2011
регион | Население тыс. чел. | |
2002 2год | 2010 год 02 | |
Российская Федерация | 145166,7 | 142905,2 |
Центральный федеральный округ | 38000,6 | 38438,6 |
Северо-Западный федеральный округ | 13974,5 | 13583,8 |
Южный федеральный округ | 13973,3 | 13856,7 |
Северо-Кавказский федеральный округ | 8933,9 | 9496,8 |
Южный федеральный округ | 13973,3 | 13856,7 |
Приволжский федеральный округ | 31154,7 | 29900,4 |
Уральский федеральный округ | 12373,9 | 12082,7 |
Сибирский федеральный округ | 20062,9 | 19254,3 |
Дальневосточный федеральный округ | 6692,9 | 6291,9 |
населения
По сравнению с Всероссийской переписью населения 2002 года численность населения:
- сократилась в 63 субъектах Российской Федерации.
- возросла в 20 субъектах Российской Федерации. Наибольший рост отмечается в Республике Дагестан (15,6%), Чеченской Республике (15%), г. Москве (11%), Карачаево-Черкесской Республике (8,9%), Московской области (7,2%), Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (6,9%).
Увеличение численности населения Центрального федерального округа на 1,2% обеспечивалось ростом числа жителей г. Москвы, Московской и Белгородской областей, население которых увеличилось за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью.
Среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, численность населения увеличилась в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области за
счет превышения миграционного прироста над естественной убылью.
В Северо-кавказском федеральном округе численность населения увеличилась на 6,3 процента. При этом рост численности населения произошел во всех входящих в его состав субъектах Российской Федерации, за исключением Кабардино-Балкарской Республики и Республики Ингушетия. В Кабардино-Балкарской Республике зафиксировано уменьшение численности населения за счет превышения миграционного оттока над естественным приростом.
Приложение 4.
Г. МОСКВА
Площадь территории - 1,1 тыс. км2 Население (оценка на 1 января 2010 г.), тыс. человек: городское - 10563,0 Национальная структура населения русские - 84,8 | |
Плотность населения (на 1 января 2010 г.) - Муниципальные образования (на 1 января 2010 г.) - 125 |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА МИГРАНТОВ ПО ОСНОВНЫМ ПОТОКАМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ в 2009 г.
1) Данные по г. Москве и Московской области.
Новый снимок Юпитера
Где спят снеговики?
Этот древний-древний-древний мир!
Самый главный и трудный вопрос
Девочка-Снегурочка