Проезжая по родным местам, мы даже не задумываемся над тем, а почему так названы наши улицы, овраги, горы, лес. Откуда взялись те или иные названия? Что они могут рассказать нам о прошлом нашего края? Географические названия встречаются повсюду. Они сопровождают нас с самого детства, без них человеку не обойтись. Взгляни на карту Челябинской области, прочитай названия рек, гор, озер, городов, сел... А задумывался ли ты когда-нибудь, что означают эти названия? Почему здесь Париж и Берлин соседствуют с Арчаглы-аят, село Рымникское стоит на реке Сынтасты, почему Бреды?
Большинство названий географических мест Челябинской области образованы словами тюркского языка. Многие тюркские названия состоят из сочетания двух, реже трех слов (Кара-Су, Сары-Елга, Олы-Кзыл-Таш), одно из которых географический термин (елга - «река», кул - «озеро», тау - «гора» и т. д.), другое определение - прилагательное или числительное, указывающее на качество, признак объекта (кара - «черный», сары - «желтый», бер - «один»), а также собственное имя.
Русские поселенцы, в основном, восприняли местные названия, но некоторые изменили. Например, Акбалсык превратился в Акбаильчик («белая глина»), Карабалык («черная рыба») - в Караболку, Кара-Су («черная вода») было сближено с русским словом «караси», а название озера Ак-Куль («белое озеро») было подогнано под близкое по звучанию «акуля».
В каждом населенном пункте непременно существует множество микротопонимов, которыми пользуются местные жители или которые помнят, по крайней мере, старожилы. Поиски и сохранение таких названий - одна из важнейших и неотложных задача краеведения. Кто в своё время не задавал себе вопрос, откуда произошло название родного села, реки и озера? К сожалению, некоторые древние названия рек, лесов, озер, деревень заменены современными. Таким образом, теряется связь с прошлым. А ведь многие кажутся понятными, если рассмотреть те или иные имена, то можно обнаружить много любопытного.
Практически каждого человека интересует значение и происхождение названия его родного города, села, поселка ближайших рек, озер и тому подобных топонимов. Всеобщий интерес к ним заметно повысился, особенно в последние пятьдесят лет, хотя отдельные топонимические заметки появились в русской лингвистике еще в начале XIX и даже раньше.
«Отец истории» Геродот, древнегреческий писатель, в своем знаменитом труде «История» старался давать объяснения названия морей, рек, населенных пунктов и стран. Марк Теренций Варрон, знаменитый римский ученый, составил большое сочинение, посвященное объяснению географических названий. Этот интерес заметно вырос в наше время в связи со стремлением народов нашей страны узнать свое прошлое, их желанием сохранить свое национальное лицо, возродить свою культуру. Географические названия относятся к числу важнейших памятников культуры. Появившиеся в разных языках в разное время они отражают всю многовековую историю человечества.
Наука, которая изучает географические имена, называются топонимией (древнегреч. «топос» - место, местность). Географические объекты: океаны, моря, горы, реки, овраги, урочища, населенные пункты – имеют названия, которые не возникают сами по себе, имена всем объектам земной поверхности даны обществом по тем или иным признакам. По мере освоения новых, ранее неизвестных человеку районов количество географических названий увеличивается. В нашей стране их не один десяток миллионов.
Вопросами происхождения географических названий России занимались многие ученые в нашей стране и за рубежом. Среди них в первую очередь следует назвать А.И. Соболевкого, А.М. Селищева, В.А. Никонова, А.И. Попова, Э.М. Мурзаева, Е.М. Поспелова, И.А. Воробьеву, А.К. Матвеева, Г.П. Смолицкую, О.Н. Трубачева и другие.
Родина… Отечество… Отчизна… - для нас это наша родная Россия. Но у каждого из нас есть маленький уголок, точечка на Земле, где мы родились, сделали первые шаги в жизнь, - это наша родина. И хотя мы это слово пишем с маленькой буквы, оно не менее значимо в жизни, чем Родина — Россия. И это место принято называть “малая родина”.
Уходят века, но память о них остается в топонимах. Я задалась целью узнать, что могут рассказать местные топонимы о жизни наших предков - о тех, кто осваивал землю, на которой мы живём. С этой целью решила выполнить исследовательскую работу.
Степень изученности темы: Сначала я изучила теоретический материал о топонимах. Затем начала собирать топонимы. При выяснении происхождения топонимов встретились с определенными трудностями. Материалы, связанные с этой темой очень разбросаны. Можно сказать, что топонимика малой родины не исследовалась. Использовала интернет - ресурсы и рассказы жителей села. Большую помощь в работе оказали учителя краеведения, истории нашей школы: Мелентьева Татьяна Леонидовна, Горбузова Надежда Владимировна.
Актуальность работы: Собранный в одну работу материал будет представлять большую ценность при изучении истории родного края. Важно сохранить топонимы, их происхождение.
Практическая значимость исследования: Собранные материалы можно использовать на уроках географии.
Целью работы является научное обоснование практической значимости исследовательской деятельности по изучению топонимики родного края для дальнейшего её использования в учебно-воспитательном процессе.
Вложение | Размер |
---|---|
toponimikm_nashey_mestnosti.doc | 135.5 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Амурская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа по краеведению
«Топонимика нашей местности»
Работу выполнила:
Ученица МКОУ Амурская СОШ Чепурнова Снежана Николаевна
8 класса, 14 лет
Руководитель: учитель краеведения
Мелентьева Татьяна Леонидовна
2013 год
Содержание:
Введение………………………………………………………………………… | 3 |
Глава I. Формирование понятий о топонимике. ……………………………… | 5 |
1.1. Топонимика – как наука. ………………………………………………….. | 6 |
1.2.Связь топонимики с другими науками. …………………………………… | 7 |
Глава II. Топонимика родного края. …………………………………………… | 10 |
2.1. Топонимика Брединского района ……………………………………...… | 9 |
2.2.Топонимика п. Амурский …………………………………………………... | 9 |
2.2.1. Ойконимы…………………………………………………………………. | 10 |
2.2.2. Годонимы………………………………………………………………...... | 10 |
2.2.3. Гидронимы……………………………………………………………….... | 11 |
2.2.4. Оронимы…………………………………………………………………... | 12 |
2.2.5. Агоронимы……………………………………………………………........ | 12 |
2.2.6. Агронимы………………………………………………………………...... | 13 |
2.2.7. Дримонимы………………………………………………………………... | 14 |
2.2.8. Дромонимы………………………………………………………………... | 14 |
Заключение. ……………………………………………………………………... | 15 |
Литература. ……………………………………………………………………… | 18 |
Приложения. …………………………………………………………………….. | 20 |
Введение
Я люблю родной поселок.
Здесь соседи и друзья.
Тут живу я вместе с вами,
это Родина моя.
Проезжая по родным местам, мы даже не задумываемся над тем, а почему так названы наши улицы, овраги, горы, лес. Откуда взялись те или иные названия? Что они могут рассказать нам о прошлом нашего края? Географические названия встречаются повсюду. Они сопровождают нас с самого детства, без них человеку не обойтись. Взгляни на карту Челябинской области, прочитай названия рек, гор, озер, городов, сел... А задумывался ли ты когда-нибудь, что означают эти названия? Почему здесь Париж и Берлин соседствуют с Арчаглы-аят, село Рымникское стоит на реке Сынтасты, почему Бреды?
Большинство названий географических мест Челябинской области образованы словами тюркского языка. Многие тюркские названия состоят из сочетания двух, реже трех слов (Кара-Су, Сары-Елга, Олы-Кзыл-Таш), одно из которых географический термин (елга - «река», кул - «озеро», тау - «гора» и т. д.), другое определение - прилагательное или числительное, указывающее на качество, признак объекта (кара - «черный», сары - «желтый», бер - «один»), а также собственное имя.
Русские поселенцы, в основном, восприняли местные названия, но некоторые изменили. Например, Акбалсык превратился в Акбаильчик («белая глина»), Карабалык («черная рыба») - в Караболку, Кара-Су («черная вода») было сближено с русским словом «караси», а название озера Ак-Куль («белое озеро») было подогнано под близкое по звучанию «акуля».
В каждом населенном пункте непременно существует множество микротопонимов, которыми пользуются местные жители или которые помнят, по крайней мере, старожилы. Поиски и сохранение таких названий - одна из важнейших и неотложных задача краеведения. Кто в своё время не задавал себе вопрос, откуда произошло название родного села, реки и озера? К сожалению, некоторые древние названия рек, лесов, озер, деревень заменены современными. Таким образом, теряется связь с прошлым. А ведь многие кажутся понятными, если рассмотреть те или иные имена, то можно обнаружить много любопытного.
Практически каждого человека интересует значение и происхождение названия его родного города, села, поселка ближайших рек, озер и тому подобных топонимов. Всеобщий интерес к ним заметно повысился, особенно в последние пятьдесят лет, хотя отдельные топонимические заметки появились в русской лингвистике еще в начале XIX и даже раньше.
«Отец истории» Геродот, древнегреческий писатель, в своем знаменитом труде «История» старался давать объяснения названия морей, рек, населенных пунктов и стран. Марк Теренций Варрон, знаменитый римский ученый, составил большое сочинение, посвященное объяснению географических названий. Этот интерес заметно вырос в наше время в связи со стремлением народов нашей страны узнать свое прошлое, их желанием сохранить свое национальное лицо, возродить свою культуру. Географические названия относятся к числу важнейших памятников культуры. Появившиеся в разных языках в разное время они отражают всю многовековую историю человечества.
Наука, которая изучает географические имена, называются топонимией (древнегреч. «топос» - место, местность). Географические объекты: океаны, моря, горы, реки, овраги, урочища, населенные пункты – имеют названия, которые не возникают сами по себе, имена всем объектам земной поверхности даны обществом по тем или иным признакам. По мере освоения новых, ранее неизвестных человеку районов количество географических названий увеличивается. В нашей стране их не один десяток миллионов.
Вопросами происхождения географических названий России занимались многие ученые в нашей стране и за рубежом. Среди них в первую очередь следует назвать А.И. Соболевкого, А.М. Селищева, В.А. Никонова, А.И. Попова, Э.М. Мурзаева, Е.М. Поспелова, И.А. Воробьеву, А.К. Матвеева, Г.П. Смолицкую, О.Н. Трубачева и другие.
Родина… Отечество… Отчизна… - для нас это наша родная Россия. Но у каждого из нас есть маленький уголок, точечка на Земле, где мы родились, сделали первые шаги в жизнь, - это наша родина. И хотя мы это слово пишем с маленькой буквы, оно не менее значимо в жизни, чем Родина — Россия. И это место принято называть “малая родина”.
Уходят века, но память о них остается в топонимах. Я задалась целью узнать, что могут рассказать местные топонимы о жизни наших предков - о тех, кто осваивал землю, на которой мы живём. С этой целью решила выполнить исследовательскую работу.
Степень изученности темы: Сначала я изучила теоретический материал о топонимах. Затем начала собирать топонимы. При выяснении происхождения топонимов встретились с определенными трудностями. Материалы, связанные с этой темой очень разбросаны. Можно сказать, что топонимика малой родины не исследовалась. Использовала интернет - ресурсы и рассказы жителей села. Большую помощь в работе оказали учителя краеведения, истории нашей школы: Мелентьева Татьяна Леонидовна, Горбузова Надежда Владимировна.
Актуальность работы: Собранный в одну работу материал будет представлять большую ценность при изучении истории родного края. Важно сохранить топонимы, их происхождение.
Практическая значимость исследования: Собранные материалы можно использовать на уроках географии.
Целью работы является научное обоснование практической значимости исследовательской деятельности по изучению топонимики родного края для дальнейшего её использования в учебно-воспитательном процессе.
В работе решались следующие задачи:
Объектом исследования являются географические объекты, улицы села, природные ландшафты.
Предметом исследования является поиск путей, направленных на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей познавательного интереса в пределах своего родного края.
В работе использованы следующие методы:
Основной предполагаемый результат исследования – сбор материала, оформление топонимического словаря.
Глава I. Формирование понятий о топонимике
Топонимика – увлекательная наука она может заинтересовать и энтузиастов краеведов, и всех, кто любит свой край, его историю, его географическое прошлое и настоящее.
И.Г. Долгачёв
Географические названия - обязательный элемент географии. А топонимика — наука о географических названиях. Она изучает их происхождение, их смысловое значение, написание, произношение.
Термин «топонимика» составлен из греческих слов, означающих «место» (топос) и «имя» (онома) - учение о местных именах, о названиях мест.
Топонимия - важный источник для исследования истории языка, часто восходят к языкам - народов, живших на данной территории, помогает восстановить черты исторического прошлого народов, определить границы их расселения, очертить области былого распространения языков, географию культурных и экономических центров, торговых путей.
Совокупность топонимов на какой-либо территории составляет её топонимию. Микротопонимия включает названия небольших географических объектов: урочищ, ключей, омутов, с.-х. угодий и т.п. Топонимика развивается в тесном взаимодействии с географией, историей, этнографией. Топонимия — важный источник для исследования истории языка (истории лексикологии, диалектологии, этимологии и др.), так как некоторые топонимы (особенно гидронимы) устойчиво сохраняют архаизмы и диалектизмы, часто восходят к языкам - субстратам народов, живших на данной территории. Топонимика помогает восстановить черты исторического прошлого народов, определить границы их расселения, очертить области былого распространения языков, географию культурных и экономических центров, торговых путей и т.п.
Прикладным аспектом топонимики является практическая транскрипция топонимов, устанавливающая их исходное и единообразное написание и передачу на других языках, что важно для картографирования военных целей и всех видов коммуникации.
Топонимика – важнейший элемент краеведческой работы. Она служит прекрасным средством стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего края путем поиска связей между географическими условиями местности и отражением их в географических названиях. Таким образом, материал топонимики дает широкие возможности для развития познавательного интереса учащихся, а, следовательно, и их мышления. Кроме положительного влияния на развитие познавательного интереса, как отмечает Е.М. Поспелов, использование топонимики способствует повышению уровня общей грамотности и культуры речи
Все топонимы делятся на следующие классы:
Топонимика тесно связана со многими науками. Известный исследователь А.И. Попов писал: «…Многие факты топонимики получают надлежащее объяснение только при привлечении весьма значительного и многообразного материала – лингвистического, исторического и географического» [Попов, 1965: C.24]. Отмеченное А.И. Поповым пограничное положение топонимики на стыке географии, языкознания и истории определяет большие возможности по осуществлению самых широких межпредметных связей в процессе использования топонимического материала. Рассмотрим более подробно связь топонимики с отдельными предметами.
Топонимика и география
Как уже говорилось выше, топонимика тесно связана с географией. Поскольку в начальной школе, как правило, нет специального курса географии, то учителя могут использовать топонимический материал при объяснении географических понятий на уроках окружающего мира. Географические названия с трудом усваиваются младшими школьниками, так как носят абстрактный характер, поэтому и изучение географии в целом детям неинтересно. Один из исследователей топонимики, Я.К. Грот писал: «Нет сомнения, что изучение географии приобрело бы несравненно более смысла и интереса, если бы встречающиеся в ней названия мест и урочищ были более, нежели это до сих делалось, освещены филологией, т.е. по мере возможности объяснимы и переводимы» [цит. по: Поспелов, 1981: С.19]. Так как формирование географических представлений в начальной школе базируется на краеведческом принципе, то учитель должен использовать топонимический материал своего города, края, области.
Топонимика и словесность
В блок словесных наук в начальной школе входят такие дисциплины, как русский язык, литература, риторика. Как говорилось выше, правила произношения и написания географических названий находятся в ведении топонимики, поэтому использование на уроках топонимического материала может способствовать повышению уровня общей грамотности и культуры речи школьников. Так, на уроках русского языка учитель может использовать дидактические материалы, составленные на основе топонимического материала (диктанты, упражнения, тексты для списывания и т.д.). Во время анализа художественных произведений на уроках литературы учитель может обращать внимание учащихся на географические названия, на их значение и происхождение. С другой стороны, для объяснения топонимического материала учитель может использовать тексты классической литературы, устного народного творчества. На уроках риторики при изучении детьми различных речевых жанров может быть также использован в качестве дополнительного топонимический материал. Таким образом, использование топонимического материала возможно на уроках русского языка, литературы, географии, окружающего мира, а кроме этого во внеклассной работе. Можно сделать вывод о том, что топонимия интегрирует в себе материал и географии, и словесности, что создает его особую методическую ценность.
Глава II. Топонимика родного края
2.1. Топонимика Брединского района
Приступая к изучению топонимического материала области, надо иметь достаточно отчетливое представление о прошлой истории края, о тех племенных группах, которые были здесь когда-либо, а может быть, существуют и теперь. Географические названия Брединского района образовались не одновременно, а в разные времена и ведут свое начало из различных языков. Поэтому топонимы нашего края являются сложным историческим образованием, состоящим из пластов и слоев разной степени древности и различного языкового происхождения.
2.2. Топонимика п.Амурский
Уже давно доказано, что любовь к Родине начинается с любви к тому уголку ее, где ты родился, живешь, с любви к своей улице, по которой ты идешь каждый день, с уважения и признания к тем людям своего села, которые сделали для его развития возможное и невозможное. И поэтому я решила узнать, что обозначают, как и когда названы те или иные объекты нашего поселения. История географических имен складывается по-разному в разных случаях. Для того, чтобы понять как произошло формирование топонимов нашего села я изучала материалы школьного музея, встретилась с жителями села. Я поняла, что топонимы произошли исходя из исторических особенностей развития родного края. Мне удалось изучить 22 названия.
2.2.1.Ойконимы
Ойконимы – название населенных пунктов
Начнем с названия села. Откуда оно произошло?
«Амурский» - посёлок расположен в южной части района на берегу р.Утяганки, рельеф – пенеплен (полуравнина), ближайшая высота – 377 м, ландшафт – степь. Посёлок основан казаками в 1857 году, в период активного освоения Забайкалья (бассейн реки Амур) в составе Варшавского станичного юрта. Много казаков-украинцев было в поселке Амурском, соседи-казаки из Полоцкого поселка называли их не иначе как "хохлами". В начале XX века Амурский насчитывал 1823 чел. Наши предки после раскрепощения были переселены с Украины на Дальний Восток, на реку Амур. Они добрались до Южного Урала, до горы Аркаим и встретились с казахами, которые вели кочевой образ жизни, разводили лошадей. Места понравились: леса, полноводные реки Утяганка и Караганка, богатые пастбища. Новый поселок получил название в честь реки Амур на Дальнем Востоке, до которого так и не доехали наши предки.
2.2.2.Годонимы
Годонимы- это названия улиц. Сначала село было небольшим. Вокруг шумел лес. Село располагалось на нескольких улицах. Постепенно село расширялось. Долгое время улицы нашего села не имели названия, дома не имели номеров.
«Арык» - северную часть села (по воспоминаниям старых людей), жители называли так как там находился овраг, который весной наполнялся водой, и жители были отрезаны от деревни.
«Центральная» - называли центральную часть улицы, так как эта часть была в центе и делила деревню пополам.
«Забегаловка» - южную часть села. Две улицы, расположенные в южной стороне, как бы забегали в деревню.
Кстати, эти названия до сих пор сохранились в обиходе, старожилы часто употребляют их и сегодня. Сегодня посёлок имеет современные названия улиц, но они тоже имеют свою историю.
«Набережная» – улица расположена на берегу реки;
«Центральная» – проходит в центре посёлка;
«Зелёная» – дома этой улицы утопают в зелени;
«Переулок Верхний» – несколько домов как бы отрезаны от посёлка
2.2.3.Гидронимы
Реки, озера и родники в жизни наших предков играла важную роль. Поэтому старались селиться рядом с рекой или озером.
«Река Утяганка» - название нашей реки также примечательно, оно имеет тюркские корни. Утяганка- приток Большой Караганки, входящей в бассейн реки Урал. Длина – 200 км.
«Степное озеро» - находится в степи далеко от деревни в сторону Кондуровки.
«Коровье озеро» - находится рядом с поселком, это основной водопой животных. Оказалось, что это озеро искусственное, т.е. его сделали люди. Ещё при колхозе, когда была проблема с водой, с водопоем скота, на пути текущего родника построили дамбу, углубили небольшую впадину, куда собиралась вода, талая и дождевая.
Названия родников
«Гордейка» - колодец расположен под горой.
«Клочковский» - назван в честь лесника, который его обустроил, и он до сих пор нас радует своей чистой, целебной водой.
2.2.4.Оронимы
Оронимы - это собственные названия любых форм рельефа (положительных и отрицательных).
«Долина смерти» - недалеко от села долина, куда весной стекает много воды. Пропадал в этой долине скот, застревали большие тракторы, и механизаторы назвали это гиблое место именно так (по рассказам Филипповой Марии Ивановны))
Названия гор, холмов
«Любашиха» - гора, которая находилась ранее к югу-востоку от села, а сейчас в восточной части поселка. Под горой стоял дом, в котором жила бабушка Люба. Зимой её жилище полностью покрывал снег, и соединял с горой. Летом сюда полюбоваться чудесным видом. А зимой - то-то радости у ребятишек - скатиться на санках вниз по круче. Санки несутся, ветер свистит в ушах, визг и хохот не смолкают до глубокого вечера…
«Верблюжиха» - гора по своей форме она напоминает горб верблюда, и жители её прозвали «Верблюжихой»
«Кудрявая» - вершина горы пологая, а склон горы состоит из камня. Камни как будто выросли из-под земли, и обвили склон своими каменистыми кудрями.
«Коптиха» - гора находится на границе двух полей, осенью остатки соломы сдвигают к подножью горы и поджигают, от этого образуется много дыма и копоти вследствие этого гора получила такое название.
2.2.5.Агоронимы
Агоронимы – название площадей.
"Площадь" - место, где в настоящее время располагается школа и её территория. Раньше на месте детского сада был колхозный амбар и склад. Перед ними большая площадь, где обычно были сходы, проводились народные гуляния.
Нетрудно заметить, что в новых официальных названиях улиц нет исторической преемственности, что не может украшать наше национальное самосознание. По какому принципу выбирались новые названия для улиц, остается лишь догадываться.
2.2.6.Агронимы
Собственные названия полей, участков полей, пашни. Крестьяне занимались земледелием. Поэтому сохранилось немало названий земельных участков. Топонимы отражают результат деятельности сельских жителей. Наши предки занимались скотоводством, возделыванием земли, строили мельницы.
2.2.7.Дримонимы
Дримонимы – собственные названия лесов, участков лесов.
За селом начинается небольшая зона лесов. Названия отдельных мест заставляют задуматься. Например, Аркашкин колок? Почему именно так?
«Аркашкин колок» - небольшая зона леса. По рассказам старожила Григорьева Василия Алексеевича узнаем, что когда-то в Амуре жил мужчина по имени Аркадий. Земля, где находится этот лес, принадлежала ему. Там он собирал ягоды, косил траву, заготавливал дрова. Осенним днём он поехал в лес за дровами, у него заболела лошадь. Он заразился болезнью от неё и умер в этом лесу. Поэтому лесочек и называется Аркашкин колок. Это произошло в 1918 году. И существует ещё одна версия, что Аркадий поехал в лес, он был добрый, всем помогал. Из мести несколько богатых людей сговорились его убить. Они дождались его в лесу и, связав руки и ноги, закопали живым в яму, а лошадь убили.
«Сосновый колок» - назван так благодаря тому, что состоит из сосен. В округе в основном находятся березняки или смешанные колки, а в этом только сосны.
2.2.8.Дромонимы
Дромонимы – это, проще говоря, названия любых путей сообщения, дорог и троп. Изучая микротопонимику села, мы выяснили следующие названия:
"Мотня"- центральная развилка дорог (перекресток).
Заключение
Исследуя топонимы, я пришла к выводу, что топонимы - это мост между прошлым и настоящим. Как много, оказывается, могут рассказать топонимы о жизни моих предков. Топонимика позволяет создавать рисунок прошлого. Происхождение некоторых топонимов прозрачно. Но далеко не всегда можно сразу сказать: откуда взялось имя и почему его дали месту? История возникновения некоторых топонимов хранит тайну. Топонимы, в основном, по происхождению можно разделить на две группы. Первая построена на человеческих именах, иногда личных, иногда родовых, фамильных. Их всего 3. Процент отымённых названий получается 14 %.
Вторую группу составляют те, внутрь которых человек как бы закладывает сжатое, иногда очень яркое описание признаков того места, которое он называет. Таких топонимов 19, что составляет 86% от общего числа топонимов.
Нельзя допустить, чтобы пропали эти названия. Поэтому надо сохранить топонимы, так как они содержат в себе сведения о жизни наших предков. «Сохранить топонимы не только важно, но и нужно. Ведь многие объекты сельской местности и их названия исчезают, а это значит, что исчезает наша история, наши корни, опустошается наша память», - пишет Г.П.Солицкая в книге «Занимательная топонимика». Микротопонимы это часть истории моего края. Они нуждаются в бережном отношении и сохранении. Многие из микротопонимов в настоящее время не употребляются, многие забыты. Но есть краеведы, знатоки истории села, которые бережно несут их и передают молодому поколению. Наша задача не прерывать эту нить. Вступающий в жизнь человек должен получить от старшего поколения все достаточное духовное наследие, включая добрые традиции, укорененные на малой родине. Научиться следовать законам совести, чести, лучшим чертам национального характера. В этом помогают нам старожилы села, с которыми интересно работать.
Чтобы принадлежать Родине, надо любить ее. Чтобы принадлежать Родине, надо жить ее жизнью, надо знать ее историю, отвечая персонально за быт села, улицы, за здоровье наших речек и лесов. Быть вместе в горе и радости, как единая семья.
п.Амурскому посвящается
***
Родимый край! Полей простор!
Люблю тебя, Амурский дом!
Сюда, в твои поля и колки
Вернуться снова я хочу.
Душа поёт и сердце рвётся,
Кругом раздолье, я «лечу»…
В мечтах летать над краем нашим,
Так хочется мне иногда.
И с высоты полёта птицы
Объять родимые края.
Я вижу поле за рекою,
Дорогу, ток и горизонт.
Всё там лежит передо мною:
Деревни милый огонёк,
Дома, усадьбы, огороды,
Школа, ДК и МТМ,
Гора, могилы и овраги,
«Аркашкин» колок вдалеке,
«Любашиха» и Караганка,
Родные сердцу моему.
О них писать всегда я рада.
Душа поёт, а я реву.
Не высказать тех чувств, поверьте
Всего, что испытала я.
Любовь к земле, в которой мама,
Теперь уже лежит моя.
Я здесь живу и жить останусь,
Покуда край этот цветёт.
Живи, Амур! И всех нас радуй!
Земля родная, милый дом!
Бондарева Л.А.
Литература и интернет ресурсы
Музыка космоса
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
За чашкой чая
Пчёлы и муха
Почему люди кричат, когда ссорятся?