Причины и профилактика суицида в подростковом возрасте.
Выбор данной темы обоснован ее актуальностью. Ускорился темп нашей жизни, но не всегда психика человека успевает за этими изменениями и происходит перегрузка психики. Утратилась взаимосвязь родителей и детей, большинство родителей вынуждены работать на нескольких работах, чтобы обеспечить семью, при этом мало времени уделяют своим детям, нарушая тем самым воспитательную функцию семьи. Подростковый возраст является самым трудным и опасным возрастом в жизни человека. Российское общество, в отличие от западных стран не готово, как правило, обращаться за квалифицированной психологической помощью в трудных жизненных ситуациях, считая это постыдным занятием. В результате всего этого возникают суицидальные предпосылки среди подростков. По статистике на одного подростка с завершенным суицидом приходится до 100 суицидальных попыток.
Социальная норма числа самоубийств характеризуется постоянством, но политические и экономические перемены, происходящие в обществе, как правило, дают резкие скачки общего показателя самоубийств - как ответные реакции на общественные кризисы.
Перемены, которые происходят в России, «ломают» взрослых людей. А что же тогда говорить о подростках, которые еще не имеют твердого социального положения?
«Тревогу по поводу серьезного увеличения суицидов среди детей и подростков забил Следственный комитет РФ. По информации ведомства в 2010 году в России зарегистрировано 798 случаев самоубийств несовершеннолетних, в 2011-м - 896, в первом полугодии 2012-го - уже 532 случая. Судя по темпам роста, к концу года цифра детских смертей перевалит за тысячу».
Преобладающим способом обычно является самоотравление и самопорезы. Характерно, что у детей до 13 лет преимущественно наблюдаются попытки самоотравления, а в возрасте от 13 до 16 присоединяются и другие способы: повешенье, самопорезы и комбинированные способы. Риск суицида имеют подростки с различными формами дисгармоничного развития (в следствии, нарушения воспитательной функции семьи), со склонностью к асоциальному поведению, повышенной агрессивностью, так же высок риск суицидального поведения у подростков, отличающихся высоконравственными устоями, с идеализацией чувства любви и дружбы. Книжное восприятие действительности и столкновение с реальностью приводит таких детей к стрессовым состояниям.
Целью работы является изучение особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте, понятия суицида, возрастные особенности суицидального поведения, мотивов, причин и поводов.
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_i_profilaktika_suitsida_v_podrostkovom_vozraste1.docx | 88.75 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 пос. ПАНГОДЫ»
Причины и профилактика суицида
в подростковом возрасте
Ямало-Ненецкий автономный округ
Надымский район
п. Пангоды
Дрожина Дарья Александровна,
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды», 8 б класс
Научный руководитель
Дрожин Александр Иванович,
учитель физической культуры,
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды».
2014 г.
Содержание
Введение
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды» к суицидным попыткам
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Выбор данной темы обоснован ее актуальностью. Ускорился темп нашей жизни, но не всегда психика человека успевает за этими изменениями и происходит перегрузка психики. Утратилась взаимосвязь родителей и детей, большинство родителей вынуждены работать на нескольких работах, чтобы обеспечить семью, при этом мало времени уделяют своим детям, нарушая тем самым воспитательную функцию семьи. Подростковый возраст является самым трудным и опасным возрастом в жизни человека. Российское общество, в отличие от западных стран не готово, как правило, обращаться за квалифицированной психологической помощью в трудных жизненных ситуациях, считая это постыдным занятием. В результате всего этого возникают суицидальные предпосылки среди подростков. По статистике на одного подростка с завершенным суицидом приходится до 100 суицидальных попыток.
Социальная норма числа самоубийств характеризуется постоянством, но политические и экономические перемены, происходящие в обществе, как правило, дают резкие скачки общего показателя самоубийств - как ответные реакции на общественные кризисы.
Перемены, которые происходят в России, «ломают» взрослых людей. А что же тогда говорить о подростках, которые еще не имеют твердого социального положения?
«Тревогу по поводу серьезного увеличения суицидов среди детей и подростков забил Следственный комитет РФ. По информации ведомства в 2010 году в России зарегистрировано 798 случаев самоубийств несовершеннолетних, в 2011-м - 896, в первом полугодии 2012-го - уже 532 случая. Судя по темпам роста, к концу года цифра детских смертей перевалит за тысячу».
Преобладающим способом обычно является самоотравление и самопорезы. Характерно, что у детей до 13 лет преимущественно наблюдаются попытки самоотравления, а в возрасте от 13 до 16 присоединяются и другие способы: повешенье, самопорезы и комбинированные способы. Риск суицида имеют подростки с различными формами дисгармоничного развития (в следствии, нарушения воспитательной функции семьи), со склонностью к асоциальному поведению, повышенной агрессивностью, так же высок риск суицидального поведения у подростков, отличающихся высоконравственными устоями, с идеализацией чувства любви и дружбы. Книжное восприятие действительности и столкновение с реальностью приводит таких детей к стрессовым состояниям.
Целью работы является изучение особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте, понятия суицида, возрастные особенности суицидального поведения, мотивов, причин и поводов.
Для реализации цели нами были выдвинуты следующие задачи:
Объектом нашего исследования является особенности суицидального поведения в подростковом возрасте.
Предмет исследования - причины суицидального поведения в подростковом возрасте
В основе работы лежит гипотеза:
уменьшатся ли детские суициды, если взрослые будут неравнодушными, станут добрее к своим детям, смогут понимать и оказывать психологическую помощь ребёнку?
Исследовательская работа состоит из двух глав. В первой главе освещается теоретическая база, главный акцент в ней делается на выявление причин суицидов подростков, особенности подросткового возраста и др., что необходимо для данной работы. Во второй главе мы рассматриваем практические методы психологической работы с лицами, склонными к суициду и поиск методов профилактики суицида среди подростков.
Анализ литературы по теме исследования показал, что, несмотря на количество теоретических и прикладных исследований в области подросткового суицида данная проблема остается до конца не решенной.
Слово суицид переводиться как сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение, и является одной из наиболее крайних форм девиантного поведения.
От самоубийства следует отличать самопожертвование (например, на войне и в других экстремальных ситуациях), хотя некоторые авторы относят его к «альтруистическому самоубийству»
Само слово "смерть" произошло от общеславянского съ-мьрть, которое в свою очередь образовано с помощью приставки съ- в значении “свой, хороший” от мьрть (сравните с санскритским mrti = “смерть”), что буквально означает - “своя, хорошая, естественная смерть”, в отличие, например, от «гибель».
Существует определенная классификация суицидов:
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.
Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.
Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.
Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет).
Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до "взрослых" размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение артериального давления, повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря, неуравновешенность.
Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста. Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.
1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом;
2) Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права;
3) Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. считают, что общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой).
Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конфортность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.
Учебная деятельность и познавательное развитие подростков в интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.
Особенности личности подростков
1. "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.
2. Развитие самосознания (формирование "Концепции" система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я".
3. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.
4. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.
5. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.
6. Заметное развитие волевых качеств.
7. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл. Существуют несколько направленностей личности:
- гуманистическая направленность
- отношение подростка к себе и обществу положительны;
- эгоистическая направленность- он сам является более значимым, чем общество;
- депрессивная направленность
- он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;
- суицидальная направленность
- ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.
Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек – 13-15 лет.
Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.
Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и "наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения.
Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.
Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.
Внутренне происходит следующее.
У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.
Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.
Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это так напоминает малышовое "Я сам!"). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.
Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.
Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.
Еще Дюркгейм выделил четыре основных мотива суицидов: альтруистический и эгоистический, с одной стороны, фаталистический и аномический - с другой.
Действительно, сознательный уход из жизни возможен во имя какой-то большой цели, убеждений, ради спасения людей и т.д. Такие поступки, совершаемые по альтруистическим мотивам, высоко оцениваются обществом. Однако в подростковом возрасте мотивы суицидальных действий чаще всего эгоистические. Дюркгейм ввел понятие "аномиз" - тип социально-психологической изоляции, наступающей при ослаблении связей, соединяющих индивида и его социальную среду. Аномическое самоубийство, по Дюркгейму, является результатом тяжелого разногласия между личностью и окружающей его средой.
Однако такие сложные виды деятельности, как суицидальное поведение, вызваны, как правило, не одним, а несколькими одновременно действующими и взаимодействующими мотивами, образующими развернутую систему мотивации действий и поступков человека.
Основной движущей жизненной силой человека, определяющей его активность, наряду с различного рода потребностями (естественные, культурные и т.д.) является цель. Цель может меняться, формироваться в процессе жизни, но она обязательно должна быть, иначе жизнь становится бесперспективной.
Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея достаточного жизненного опыта, не в состоянии правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения. И.П. Павлов объяснял самоубийство утратой "рефлекса цели". В связи с этим он писал: "Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только для того красива и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда недостижимой цели, или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой. Наоборот, жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель. Разве мы не читаем весьма часто в записках, оставленных самоубийцами, что они прекращают жизнь потому, что она бесцельна. Конечно, цели человеческой жизни безграничны и неистощимы. Трагедия самоубийцы в том и заключается, что у него происходит чаще всего мимолетное и только гораздо реже продолжительное задерживание, торможение, как мы, физиологи, выражаемся, рефлекса цели".
В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями.
Другим чрезвычайно важным фактором, к сожалению относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультур ответ на сообщения в СМИ в 1999 г. о самоубийстве Игоря Сорина, лидера молодежной поп-группы «Иванушки интернейшинал»; несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира.
По данным социологического опроса Минздрава, основной причиной суицидальных действий подростков в 26% случаев явились болезненные состояния (психозы - 10%, пограничные состояния - 15%, соматические заболевания - 1%), в 12% - трудная семейная ситуация, в 18% - сложная романтическая ситуация, в 15% - нездоровые отношения со сверстниками, особенно в неформальных группах, в 8% - нездоровые отношения со взрослыми, в том числе с учителями (дидактогении), в 7% - боязнь ответственности и стыд за совершенное правонарушение, в 5% - пьянство и употребление наркотиков и в 9% - прочие, в том числе и невыясненные, причины.
Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния. Признаками депрессии у детей могут быть: печаль, несвойственное детям бессилие, нарушения сна и аппетита, снижение веса и соматические жалобы, страх неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отвергнутости, чрезмерная самокритичность, замкнутость; беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации.
Суицидальная молодежь редко хочет умереть: она жалеет уйти от обстоятельств, которые считает невыносимыми.
Подростки могут считать, что без них семьям будет лучше. Это называется феноменом "отвергнутого ребенка".
Что касается молодежи, то она испытывает огромное психологическое давление в школе и на работе. Поэтому психологи выделяют ещё одну причину детских самоубийств - прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Родители настраивают ребенка на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной работы. Страх не оправдать чаяний дорогих людей, гонка за успехом, да и собственные высокие притязания создают невыносимое напряжение, страх, гнетущую тревогу. Поводом для суицида может быть неудача во время решающего экзамена или невозможность делать что-то по собственному выбору. Провал или страх обладает разрушительным влиянием на чувство компетентности, самоценности и желание жить у человека. Если физически молодежь развивается раньше своего возраста, то психически в развитии отстает. Окончательно личность сформировывается в 17-18 лет. Конечно, можно накачать бицепсы, наложить толстый слой косметики, но как ни крути, личность формируется не раньше 17 лет. До этого у человека нет моральных устоев, не сформирован механизм ответственности. Детская психика настолько ранима, что ребенок может свести счеты с жизнью из-за конфликта с родителями или после воспитательной беседы в учительской. Дети прибегают к суициду по семейным мотивам в 46,9% случаев, из-за конфликтов со сверстниками и по любовным причинам - в 13,6% случаев.
Ошибаются те, кто утверждает, что к суициду склонны только дети из неблагополучных семей. По данным ин.им. Сербского, лишь 40% суицидентов воспитывались в неполных и неблагополучных семьях. Давно замечено, что чаще оканчивают жизнь самоубийством внешне вполне благополучные ребята из семей среднего и даже высокого достатка. Они умны, начитанны, впечатлительны и порой крайне эмоциональны. Дети же из неблагополучных семей, как правило, обладают высокой психологической выносливостью. Хотя и им порой никаких сил не хватает выдержать все несовершенство этого мира, которое обрушивается на их головы.
Еще одной причиной суицидально поведения современных тинейджеров можно считать рост потребления спиртного и наркотиков. Это своего рода скрытый суицид, который усугубляют производители этих товаров. Ведь по сути своей, наркомания и алкоголизм - это такое же следствие суицидальных наклонностей, которое свойственно для молодого человека, решившего свести счеты с жизнью, только в более "мягкой", облегченной форме. Одурманивающие вещества представляют собой относительно летальную комбинацию: они ослабляют мотивационный контроль над поведением человека, обостряют депрессию или даже вызывают психозы, длительное злоупотребление способствует усилению чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды» к суицидным попыткам
В исследовательской части нашей работы, приняли участие подростки в возрасте от 13 до 16 лет среди 7-11 классов, в количестве 182 человека: 89 мальчика и 93 девочки. Для исследования подросткам были предложены несколько анкет, предварительно составленная нами.
В первой анкете всего 8 вопросов и несколько вариантов ответов, которым необходимо было выбрать. Часть составленных вопросов, направлены на выявление представлений подростка о суициде, а часть вопросов на предрасположенность к суицидальным намерениям. В результате чего у нас получилось (таб. №1)
Таблица №1
Результаты тестирования подростков
№ | Вопрос и варианты ответов | Мальчики, % | Девочки, % | |
1 | Удовлетворены ли вы тем, как складывается ваша жизнь? |
|
| |
| «Да» | 82,34 | 60 | |
| «Нет» | 0 | 5 | |
| «Не совсем» | 17,66 | 35 | |
2 | Какие чувства у вас вызывают мысли о будущем? |
|
| |
| «С чувством надежды и оптимизма» | 64,7 | 60 | |
| «Спокойно, хотя особых перемен для себя не жду» | 32,3 | 30 | |
| «С тревогой и не уверенностью» | 3 | 10 | |
| «Скорее со страхом и отчаянием» | 0 | 0 | |
3 | Уверены ли вы в осуществление своих жизненных планов? |
|
| |
| «Скорее, Да» | 91,1 | 75 | |
| «Скорее, Нет» | 2,9 | 17,5 | |
| «Затрудняюсь ответить» | 6 | 7,5 | |
4 | Что в окружающей жизни вас больше всего беспокоит? |
|
| |
| «Материальные трудности» | 26,4 | 20,5 | |
| «Равнодушие/Жестокость» | 14,7 | 47 | |
| «Вич и Спид, гепатит, др.» | 11,7 | 2,5 | |
| «Личностные проблемы» | 20,6 | 12,5 | |
| «Семейные проблемы» | 26,6 | 17,5 | |
5 | Знакомы ли в с такой проблемой, как суицид (самоубийство)? |
|
| |
| «Да» | 67,6 | 87,5 | |
| «Нет» | 32,4 | 12,5 | |
6 | Встречались ли вы с такой проблемой как суицид? |
|
| |
| «Да» | 20,5 | 42,5 | |
| «Нет» | 79,5 | 57,5 | |
7 | Что может толкнуть человека на самоубийство? |
|
| |
| «Личностные проблемы» | 58,8 | 65 | |
| «Равнодушие со стороны окружающих» | 35,2 | 20 | |
| «Другое» | 6 | 15 | |
8 | Какие пути решения проблем вы видите? |
|
| |
| «Разговор с другом» | 35,2 | 37,5 | |
| «Разговор с родителями» | 44,1 | 22,5 | |
| «Беседа с психологом» | 17,6 | 27,5 | |
| «Употребление алкоголя и наркотиков» | 3,1 | 2,5 | |
| «Другое» | 0 | 10 | |
Результаты анализа анкетирования показали следующие итоги. Большинство учащихся, как мальчики (82,34 %), так и девочки (60 %) удовлетворены своей жизнью. Правда 35 % девочек – подростков не совсем довольны тем, как складывается их жизненный путь, а 10 : из них с чувством тревоги смотрят на своё будущее. Мальчики более спокойно и уверенно думают и представляют свою жизнь в будущем. Девочки, также, скорее не уверены в осуществлении своих жизненных планов (17,5 %), чем молодые люди.
Важным показателем является шкала № 4 «Что в окружающей жизни вас больше всего беспокоит?», показатели расположились в следующем порядке значимости: (Девочки) «Равнодушие/Жестокость» - 47 %, «Материальные трудности» - 20,6 %; «Семейные проблемы» - 17,5 %, «Личностные проблемы» - 12,5 %. У мальчиков общие показатели более ровные: «Материальные трудности» и «Семейные проблемы» практически одинаково беспокоят мужской пол – 26,6 %; «Личные проблемы» - 20,6 %, «Равнодушие/Жестокость» - 14,7%, «Вич и Спид, гепатит, др.» - 11,7.
Шкала № 5 «Знакомы ли в с такой проблемой, как суицид (самоубийство)?», девочки ответили положительно 87,5%, в то время как мальчики 67,6%,
6 шкала «Встречались ли вы с такой проблемой как суицид?», 42,5% девочек, ответили, что встречались, у мальчиков 20,5%.
По 7 шкале «Что может толкнуть человека на самоубийство?» видно, что разница в показателях не велика, и на первом месте стоят «Личностные проблемы», у девочек — 65%, у мальчиков 58,8%, «Равнодушие со стороны окружающих», показатели выше у мальчиков – 35,2%, девочки – 20%, «Другое» ответили 6 % мальчиков и 15% девочек.
На вопрос: «Какие пути решения проблем вы видите?» мальчики выбрали ответы разговор с родителями – 44,1 и друзьями – 35,2. Девочки больше доверяют друзьям – 37,%, психологам – 27,5%, а вот родителям всего лишь – 22,5 %. Зато мальчики больше подвержены распитию спиртных напитков и употреблению наркотиков, как способу решения проблем, хотя процент достаточно низкий – 3,1%. Многие девочки указали свой вариант ответов – 10 %, среди которых встречаются такие, как………………………………..
Таким образом, можно сделать выводы, что девочки подростки вызывают большую тревогу и возможно более подвержены суицидальным намерениям, нежели мальчики.
Полученные данные дают возможность для дальнейшего и тщательного исследования настоящего вопроса.
Так же нами был проведён тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить или только личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.
Результаты:
Человек в состоянии депрессии часто представляет опасность для самого себя, потому, что склонен к саморазрушению в явной и скрытой формах. Когда мы встречаемся с депрессивными клиентами, нельзя забывать, что слабовыраженная депрессия может перерасти в острую с суицидными намерениями.
Самоубийство считается ужасным, постыдным делом, и некоторые консультанты, работая с депрессивными клиентами, невольно пренебрегают такой возможностью и полагают, что их клиенты не могут даже подумать об этом. Если консультант проявляет такого рода слепоту, возникает большая опасность для благополучия и даже жизни клиента. Проблема состоит, как правило, не в сокрытии самоубийцей своих намерений, а в том, что он не будет услышан, когда говорит о них.
В настоящее время эти функции выполняются классными руководителями: профилактическая работа с детьми «группы риска», в т.ч. работа по выявлению учащихся с нарушенными внутрисемейными, внутришкольными или внутригрупповыми взаимоотношениями и работа по их реабилитации, выявление детей, склонных к суициду и профилактика суицидальных проявлений, формирование ценностно-смысловой жизнеутверждающей позиции у несовершеннолетних, изучения проблем семьи, подростковой и молодежной среды, формирование у молодых людей способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности, обеспечение социально-правовой защиты и психологической поддержки участников образовательного процесса, изучение характера, предотвращение и ликвидация конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии воспитуемых, вовлечение учащихся в социально-значимые виды деятельности, организация школьного самоуправления, формирование установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).
Каждое образовательное учреждение имеет планы работ, программы направленные на профилактику суицидального поведения обучающихся.
Районные и школьные мероприятия, направленные на формирование антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов проводятся в следующих формах:
- классные часы, разработанные с учетом возраста учащихся по программам «Здоровье-богатство на все времена», «Мой выбор», «Твоё здоровье», «Здоровая школа», «Разговор о правильном питании»;
- урок медиа-безопасности;
- дни правовых знаний;
- телефон доверия;
- циклы районных и школьных спортивных соревнований;
- дни Здоровья;
- цикл классных родительских собраний «Как прекрасен этот мир…», «Как воспитать гармонические отношения родителей и детей»;
- родительский лекторий «Ненасильственные методы воспитания»;
- общешкольные родительские собрания «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника», «Здоровая семья – залог здорового общества»;
- конкурс рисунков «Красота жизни», «Добрая улыбка»;
- для старшеклассников конкурс сочинений на тему «Для чего я живу», «Мой девиз по жизни», «Мой род»;
- конкурс газет «В здоровом теле здоровый дух», «Как дожить до ста лет»;
- выставки «Жизнь замечательных людей», приуроченные к предметным неделям (в течение года);
- встречи с интересными людьми.
Комплекс мер, направленных на профилактику суицидального поведения обучающихся
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды» на 2012/2013 учебный год
Заключение
Итак, рассмотрев проблему суицида, можно прийти к выводу, что это явление является крайней формой отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации. Совершаются самоубийства по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем. И хотя нами были рассмотрены далеко не все пласты данного явления, все же очевидно, что самоубийства - явление негативное и необходимо разрабатывать способы борьбы с ним или хотя бы искать возможности снизить его уровень. Лучше всего было бы суметь обеспечить лицу помощь в разрешении конфликта на пресуицидальной стадии, не доводя дело до самоубийства.
Список используемой литературы
Приложение № 1
Анкета.
«Да» «Нет» «Не совсем»
«С чувством надежды и оптимизма»
«Спокойно, хотя особых перемен для себя не жду»
«С тревогой и не уверенностью»
«Скорее со страхом и отчаянием»
«Скорее, Да» «Скорее, Нет»
«Затрудняюсь ответить»
«Материальные трудности»
«Равнодушие/Жестокость»
«Вич и Спид, гепатит, др.»
«Личностные проблемы»
«Семейные проблемы»
«Да» «нет»
«Да» «нет»
«Личностные проблемы»
«Равнодушие со стороны окружающих»
«Другое»______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Разговор с другом»
«Разговор с родителями»
«Беседа с психологом»
«Употребление алкоголя и наркотиков»
«Другое»_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 2
Шкала ситуативной тревожности
Инструкция.
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
№ п/п | Суждение | Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно |
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я внутренне скован | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я ощущаю душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Шкала личной тревожности
Инструкция.
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
№ п/п | Суждение | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда |
21 | У меня бывает приподнятое настроение | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | Я бываю раздражительным | 1 | 2 | 3 | 4 |
23 | Я легко расстраиваюсь | 1 | 2 | 3 | 4 |
24 | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
26 | Я чувствую прилив сил и желание работать | 1 | 2 | 3 | 4 |
27 | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
28 | Меня тревожат возможные трудности | 1 | 2 | 3 | 4 |
29 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
30 | Я бываю вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
31 | Я все принимаю близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
32 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
33 | Я чувствую себя беззащитным | 1 | 2 | 3 | 4 |
34 | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
35 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
36 | Я бываю доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
37 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
38 | Бывает, что я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
39 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
40 | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Обработка результатов.
1. Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
2. На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
3. Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31—44 балла — умеренная; 45 и более высокая.
Ключ
Номера суждения | Ответы | |||
Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда | |
СТ | ||||
1 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | 4 | 3 | 2 | 1 |
9 | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | 4 | 3 | 2 | 1 |
11 | 4 | 3 | 2 | 1 |
12 | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | 4 | 3 | 2 | 1 |
16 | 4 | 3 | 2 | 1 |
17 | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | 4 | 3 | 2 | 1 |
20 | 4 | 3 | 2 | 1 |
ЛТ | ||||
21 | 4 | 3 | 2 | 1 |
22 | 1 | 2 | 3 | 4 |
23 | 1 | 2 | 3 | 4 |
24 | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | 1 | 2 | 3 | 4 |
26 | 4 | 3 | 2 | 1 |
27 | 4 | 3 | 2 | 1 |
28 | 1 | 2 | 3 | 4 |
29 | 1 | 2 | 3 | 4 |
30 | 4 | 3 | 2 | 1 |
31 | 1 | 2 | 3 | 4 |
32 | 1 | 2 | 3 | 4 |
33 | 1 | 2 | 3 | 4 |
34 | 1 | 2 | 3 | 4 |
35 | 1 | 2 | 3 | 4 |
36 | 4 | 3 | 2 | 1 |
37 | 1 | 2 | 3 | 4 |
38 | 1 | 2 | 3 | 4 |
39 | 4 | 3 | 2 | 1 |
40 | 1 | 2 | 3 | 4 |
По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица, высоко- и низкотревожные.
Сказка про Серого Зайку
Нарисуем попугая цветными карандашами
Калитка в сад
Астрономический календарь. Май, 2019
Волшебные звуки ноктюрна