Введение
Человек не может жить полноценно на земле исторически пустынной. Малая родина - это место, где человек родился и вырос, она имеет для каждого из нас огромное значение. Это земля отцов и дедов, по которой сделаны первые шаги, где сказаны первые слова, которая навсегда останется порогом, от которого идет счет всех понятий, открытий и добрых дел.
Меня зовут Мелентьева Анастасия, я ученица 8 класса МКОУ Амурской СОШ.
Я живу в маленьком посёлке Амурский, Брединского района, Челябинской области – это моя малая родина. Здесь я появилась на свет, здесь живут мои родные и близкие, мои друзья. Всё, что меня окружает: природа, люди радует меня своим теплом и заботой. А что я знаю о своей Родине? Этот вопрос не даёт мне покоя. Ведь Родина начинается с Памяти. С исторической памяти обо всём, что было.
Познание истории родного края, района, посёлка даёт возможность понять, кто мы есть, кто наши предки, что они нам завещали, лучше оценить прошлое, понять настоящее, заглянуть в будущее, помочь духовному возрождению народа.
На рубеже двух частей света — на стыке Европы и Азии раскинулся удивительный край — Урал. Наша область — южная часть Урала. Она особенна тем, что на перевале Уралтау, стоит каменный столб, который разделяет Европу и Азию. По площади Челябинская область в три раза больше каждой из таких стран, как Бельгия и Голландия, в два раза превышает Данию и Швейцарию и почти равна Португалии или Австрии.
17 января 2013 года исполняется 79 лет со дня основания Челябинской области. Не всегда она была самостоятельной частью государства, а история её начинается с основания города Челябинска, который позже стал центром территории Южного Урала.
Предметом исследования является изучение истории возникновения поселка Амурский, административно-территориального устройства Челябинской области, возникновение поселений Брединского района.
Объектом исследования является изучение истории родного края, характеристика основных этапов ее развития
Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.
Практическая значимость исследования: Собранные материалы можно использовать на уроках краеведения, истории.
Целью работы является научное обоснование практической значимости исследовательской деятельности по изучению истории родного края для дальнейшего её использования в учебно-воспитательном процессе.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
фактов и доказательств.
Поставленные задачи реализовывались с помощью следующих методов
исследования:
Вложение | Размер |
---|---|
mkou_amurskaya_sosh_istoriya_rodnogo_kraya.doc | 715.5 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Амурская средняя общеобразовательная школа
________________________________________________________
История Родного края
Исследовательская работа по краеведению
Работу выполнила:
Ученица МКОУ Амурская СОШ
Мелентьева Анастасия Викторовна
8 класса, 14 лет
Руководитель: учитель краеведения
Мелентьева Татьяна Леонидовна
П.Амурский
2013 год
Оглавление:
Введение………………………………………………………………………… | 3 |
I.Из истории административно-территориального устройства Челябинской области. ………………………………................................................................ | 5 |
II. Возникновение поселений Брединского района. ………………………….. | 7 |
III. История посёлка Амурский - пленительная тайна моей малой родины… | 7 |
1.1. Основание посёлка…………………………………………………………. | 9 |
1.2. Быт и обычаи жителей посёлка.……………………………………...….... | 10 |
1.3.Революция и гражданская война. …………………………………………. | 11 |
1.4.Коллективизация …………………………………………………………… | 12 |
1.5.Появление техники 1934 -1937…………………………………………….. | 12 |
1.6.Репрессии ………………………………………………………………........ | 13 |
1.7.Война 941-1945……………………………………………………………… | 14 |
1.8.Послевоенные годы………………………………………………………… | 14 |
1.9.Современная жизнь села……………………………………………………. | 15 |
Заключение. ……………………………………………………………………... | 22 |
Литература. ……………………………………………………………………… | 23 |
Приложения. …………………………………………………………………….. | 24 |
Введение
Человек не может жить полноценно на земле исторически пустынной. Малая родина - это место, где человек родился и вырос, она имеет для каждого из нас огромное значение. Это земля отцов и дедов, по которой сделаны первые шаги, где сказаны первые слова, которая навсегда останется порогом, от которого идет счет всех понятий, открытий и добрых дел.
Меня зовут Мелентьева Анастасия, я ученица 8 класса МКОУ Амурской СОШ.
Я живу в маленьком посёлке Амурский, Брединского района, Челябинской области – это моя малая родина. Здесь я появилась на свет, здесь живут мои родные и близкие, мои друзья. Всё, что меня окружает: природа, люди радует меня своим теплом и заботой. А что я знаю о своей Родине? Этот вопрос не даёт мне покоя. Ведь Родина начинается с Памяти. С исторической памяти обо всём, что было.
Познание истории родного края, района, посёлка даёт возможность понять, кто мы есть, кто наши предки, что они нам завещали, лучше оценить прошлое, понять настоящее, заглянуть в будущее, помочь духовному возрождению народа.
На рубеже двух частей света — на стыке Европы и Азии раскинулся удивительный край — Урал. Наша область — южная часть Урала. Она особенна тем, что на перевале Уралтау, стоит каменный столб, который разделяет Европу и Азию. По площади Челябинская область в три раза больше каждой из таких стран, как Бельгия и Голландия, в два раза превышает Данию и Швейцарию и почти равна Португалии или Австрии.
17 января 2013 года исполняется 79 лет со дня основания Челябинской области. Не всегда она была самостоятельной частью государства, а история её начинается с основания города Челябинска, который позже стал центром территории Южного Урала.
Предметом исследования является изучение истории возникновения поселка Амурский, административно-территориального устройства Челябинской области, возникновение поселений Брединского района.
Объектом исследования является изучение истории родного края, характеристика основных этапов ее развития
Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.
Практическая значимость исследования: Собранные материалы можно использовать на уроках краеведения, истории.
Целью работы является научное обоснование практической значимости исследовательской деятельности по изучению истории родного края для дальнейшего её использования в учебно-воспитательном процессе.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
фактов и доказательств.
Поставленные задачи реализовывались с помощью следующих методов
исследования:
I.Из истории административно-территориального устройства
Челябинской области
До 16 века территорию Южного Урала населяли башкиры. С XVI века началось освоение Урала русскими людьми. В XVII веке на Урале начались поиски руд, что привело к строительству на Урале металлургических предприятий. Были найдены запасы железной, медной, серебряных руд, слюды, драгоценных камней и др., здесь стали возникать города. По мере роста промышленности на Урале росло и его значение в государстве. В начале XVIII века территория Урала была разделена на уезды, позже губернии, которые разделили на провинции. Башкирия и Южный Урал составила особую Уфимскую провинцию, подчиняющуюся непосредственно Сенату.
С середины 30 годов В XVIII века на Южном Урале формируется новая крупная территориальная единица управления - Оренбургский край, который управлялся созданной Оренбургской экспедицией, располагавшейся в г. Оренбурге.
В 1738 году на землях Южного Зауралья была образована Исетская провинция с центром в Исетском остроге, где в 1743 году и была заложена Челябинская крепость.
В 1744 году Исетская, Уфимская, Оренбургская провинции были объединены в Оренбургскую губернию.
В 90 годы XIX века в Челябинске строится железная дорога, что способствует повышению значения города как перекрёстка торговых путей из Азии в европейскую часть страны. Город быстро растёт, строятся заводы, фабрики.
После полного окончания гражданской войны 3 ноября 1923г. ЦИК СССР принял постановление об укрупнении территорий и образовании Уральской области, в состав которой вошли Екатеринбургская, Челябинская, Пермская и Тюменская области. Уральская область, в свою очередь, в 1930-31г. вновь была разукрупнена на 4 части: Обь-Иртышскую, Свердловскую, Оренбургскую и Челябинскую. Днём создания Челябинской области считается 17 января 1934 года. В нынешних границах область существует после выделения в 1943 году Курганской области.
II. Возникновение поселений Брединского района
Брединский район включает в себя 38 населенных пунктов. Население 32,1 тыс. человек. Плотность – 6,5 человек.
Освоение территории района русскими началось с 30х- годов XIX века. Ещё в XVII веке на территории Юга были построены оборонительные линии крепостей Верхнеуйская, Нижне Уйская для обороны от киргиз - кайсаков(казахов). В 1748 году по приказу Елизаветы Петровны было создано казачье Оренбургское войско. В него вошли самарские, уфимские и городовые казаки, казаки Ставропольского калмыцкого войска, исетские вольные казаки, отдельные команды Яицкого, Донского и Малороссийского казачьих войск, служилые дворяне, боярские дети, отставные солдаты, а также все зачисленные по указу Сената от 27 июля 1744 года сходцы (пришельцы), т.е. беглые люди, поселившиеся в крепостях Оренбургской линии. В промежутках между крепостями строились редуты, форпосты и заставы. Крепости обносились высокими деревянными стенами и башнями.
Расширение территории Оренбургской линии продолжалось в 19 веке.
15 марта 1835 г. по решению кабинета министров, утверждённого императором, состоялась прирезка Оренбургскому казачьему войску 4 млн. десятин земли для Новолинейного района. Весной 1835 года из Орской крепости выступил специальный геодезический отряд численностью 256 человек для основания новых поселений.
Линейные укрепления строились на землях султана Юсупа Нуралиева, тоже страдавшего от нападения банд "степных разбойников" и разрешившего строить на них пограничные укрепления. Вот тогда и были заложены основные казачьи поселения Брединского района.
1835 г. на реке Берсаут основано поселение №2, получившее название Наслединская крепость.
В октябре 1836 г.вдоль новой линии была проложена полевая дорога и основано 11 отрядов (станиц) в 15 вёрстной полосе от линии.
1836 г. в день памяти преподобной Марии - селение Мариинское;
1836 г. основан редут Атамановский, получивший название в честь прославленного в боях Отечественной войны 1812 года Оренбургского Атаманского казачьего полка.
1836 г. основан казачий посёлок Княженский. В этом же году вышел указ разрешающий разночинцам, если их предки были казаками переселиться в крепости Оренбургской линии. Было подано 6 тыс. прошений. В 1837 году появился Андреевский, Княженский.
1843 г. посёлку №12 присвоено название Рымникский, в память о победе русских войск под командованием А.В. Суворова, в Русско-турецкой войне 1787-1791г. у реки Рымник.
В 1843 г. основан посёлок Бреды, как опорный пункт Оренбургского казачьего войска. Название дано по местечку Бреда на юге Нидерландов, где в 1813 г. произошло сражение русских войск с французскими. В эти же годы основались и многие поселения соседнего Кизильского района.
В целом, считая с 1834 г. по 1850 г. на свободные земли Южного Урала переселились 320 тыс. крестьян разных национальностей из перенаселённых районов России. Всё мужское население было зачислено в состав Оренбургского казачьего войска и обязано нести военную службу, охраняя русское южные границы и торговые пути от набегов киргиз - кайсаков (кочевников-казахов)
III. История посёлка Амурский –
пленительная тайна моей малой родины.
1.1.Основание посёлка
Версия первая
Из воспоминаний Нужнова Фёдора Максимовича (1920 г. рождения) выходит, что заселён он был в порядке военных поселений для укрепления населённых пунктов: Адрианополя, Кульмы, Люмжуево (Свободное) Оренбургской области. Казачий круг Оренбургского войска решил продвинуть поселения на восток. Предложили переселенцам с Украины (Черкасская, Харьковская области), проживающих в районе Саракташа (Оренбургской области) поселиться на новых землях.
В 1860 г. в декабре месяце 3 мужчин Нужнов, Королёв, Дрожжин прибыли сюда, обсмотрели близлежащие места, и здесь им понравилось больше всего. Большая полноводная река Утяганка, нетронутые леса с вековыми соснами и бескрайние степи отвечали требованиям людей. Летом 1861 приехали сюда ещё семьи Лисаченко, Колесниковы, Чумаковы, Щукины, Мамонтовы, Савельевы, Ивановы. Распахали землю, начали строиться. Вскоре Амур превратился в большую казачью станицу.
Версия вторая
Из воспоминаний Сибилёва Сергея Алексеевича 1928 года рождения и его прабабушки Секлетины Сибилёвой. Наши предки после раскрепощения были переселены с Украины в 1861 г. на Дальний Восток, на реку Амур. Они доехали до горы Аркаим и встретились с казахами, которые вели кочевой образ жизни, разводили лошадей. Места понравились: леса, полноводные реки Утяганка и Караганка, богатые пастбища. Решили остановиться в месте слияния реки Утяганки в Караганки. (место современного Аркаима). Местному баю Нуралиеву пришлось оставить эти земли, уйти в степи. Но весной воды разливались и заливали поселение, поэтому пришлось подавать прошение в г. Оренбург на разрешение перенести посёлок в другое, надёжное место за 7 вёрст на правый берег реки Утяганки на горку между озёрами Камышовое, Коровье, Степное и Щучье. Новый посёлок получил название Амур, в честь реки Амур на Дальнем Востоке, до которого так и не доехали.
Из Топонимического словаря Брединского района следует, что посёлок основан казаками в 1857 году в период активного освоения Забайкалья (бассейн реки Амур) в составе Варшавского станичного юрта. В целом все версии не противоречат друг другу.
1.2. Быт и обычаи жителей посёлка.
Вскоре посёлок разросся. Насчитывалось 560 дворов, 3 ветряные мельницы, несколько маслобоен, на реке стояла водяная мельница.
Затем стали хлопотать о строительстве церкви. Кузьма Иванов специально ездил в Оренбург
В 1869 г. построили церковь, Это было красивое белое здание с 2 куполами, при церкви действовал церковный хор, который вёл звонарь Верещагин Александр, он был настоящим колокольным мастером - звонарём. Вскоре эта церковь сгорела и в 1872 г. была построена новая церковь, которая просуществовала вплоть до 1934 года. Её построили на пожертвования, которые собирали монашки и сдавали в церковное управление. Дома строились добротные с красивыми парадными входами. Хозяйственные постройки в основном были каменными: амбары, хлева, заборы. Сами стены домов из лиственницы (до сих пор сохранились 2 дома) и пол из лиственницы (причём из половины ствола, распиленного поперёк или досок толщиной 10-15 см.)
До 1917 года население посёлка состояло из мужиков и казаков. Каждый казак имел достаточное количество земли примерно 60 -100 десятин, лошадей породистых. Ведь казак должен был прийти на службу со своей справой: на собственном коне и запасным, определённого возраста и экстерьера.
В Амуре существовало и коневодческое товарищество. В него можно было вступить, имея хорошую лошадь – матку. Так, Сибилёв Анатолий держал по 25-30 маток. Он их выращивал и продавал государству. В революцию всё распалось, но в 1925 г. Алексей от общества ездил в Москву просить о восстановлении, и общество восстановили. Главным занятием было сельское хозяйство. Сеяли рожь, пшеницу, подсолнечник, сажали огороды. Всё делали вручную: сеяли вручную, жали серпами, сено косили косами, землю пахали цабанами (плугами), тягловой силой были лошади, быки. Некоторые зажиточные предприниматели занимались разведением, скупкой, откармливанием скота и его продажей. Такими были: семьи Чумаковых, Нужновых, Савельевых. Они обзавелись сенокосилками, на которых работали батраки из односельчан победнее. Савельев Максим - купец -скотопромышленник. Весной он закупал скот и отправлял его в город, и на вырученные деньги закупал товар и всю зиму торговал им в Амуре и в окрестных станицах. Дом его отличался от всех. На высоком фундаменте, большой, просторный, с железной крышей, с резными жестяными водостоками, с арочными окнами, с резными деревянными наличниками. Максим любил в праздник погулять, прокатиться на лошадях, «одарить» односельчан сладостями
1.3.Революция и гражданская война.
К апрелю 1918 года Советская власть установилась во всех уездах. Челябинском, Троицком и Златоустовском. Установление Советской власти в станице Амур и близлежащих станицах Новинка, Полоцк, Черкассы связано с именем Голунова Семена Петровича. Как и все он окончил в тысяча девятьсот четвёртом году четыре класса, работал в хозяйстве родителей. В тысяча девятьсот тринадцатом году был призван в царскую Армию для прохождения службы в первый Оренбургский полк. В тысяча девятьсот четырнадцатом году окончил полковую школу, попал на фронт, за боевые подвиги был награжден Георгиевскими крестами 3-й и 4-й степени. С тысяча девятьсот семнадцатого года он поддерживает революционные идеи и становится большевиком. Потом он возвращается домой, в поселок Амурский, организует группу фронтовиков для борьбы с Дутовым. После изгнания Дутова избирается зам.председателя Полоцкого станичного исполкома, занимается организацией сдачи хлеба, разоблачает противников и контрреволюционеров, а с мая тысяча девятьсот восемнадцатого года становится членом чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией. С отрядом из добровольцев вливается в Южноуральский партизанский отряд братьев Кашириных, с которым совершает знаменитый рейд по тылам Колчака. Полк под командованием Сергея Петровича Годунова прошел боевой путь через Уральский Хребет: Уфа, Сатка, Златоуст, Миасс, Троицк. В августе 1919 года за боевые подвиги полк получил почетное революционное «Красное знамя», а сам С.П.Голунов был награжден орденом «Красного знамени». После окончательного разгрома контрреволюции в 1920 Голунов возвращается на родину, руководит хозкоммуной «Звезда» Полоцкой станицы. Гражданская война разделила жителей на две части: белых и красных. После её окончания все вернулись и продолжали строить мирную жизнь. Позже в 1937 году по линии НКВД, как врагов Советской власти бывших «белых» забрали.
1.4.Коллективизация.
С 1927 года единоличники стали объединяться в десятидворки, Чтобы сообща выполнять сельскохозяйственные работы, приобретать технику.
1929-30 г. организовалась коммуна, а затем колхоз «Всходы коммуны». В колхоз охотно шла беднота, а мужики посправнее неохотно, ведь нужно было часть личного скота, орудий труда отвести и сдать на общественный двор. Именно тогда «злостных» кулаков-единоличников выселили – всего около двадцати дворов. Да и какие там были кулаки: две коровы две лошади, две овцы. Выселили быстро, погрузили на подводы, отправили сначала на станцию, а затем в Свердловскую область. Некоторые сами уезжали на свою родину - на Украину Среднюю Азию. Большое село поубавилось
1.5.Появление техники 1934-1937г.г.
С образованием колхоза жизнь стала лучше, появилась техника - трактор «Фордзон», а в 1934 г. пришли два трактора «Сталинец», в 1935-1936г.г. комбайн марки «Коммунар», грузовая машина ГАЗ-ММ. На механизаторов учились в Верхнеуральске. Хозяйство колхоза было большим. Главной отраслью было полеводство, но в тоже время колхоз имел прекрасный огород с капустниками, картошкой, огурцами, большие бахчи, на которых выращивали арбузы и дыни. Развивалось животноводство: разводили свиней, дойных коров, лошадей, овец. Колхоз имел свою маслобойню, кузницу, мельницу. Церковь и ее склад использовали в колхозных целях.
В 1928-29 г. была выстроена новая типовая начальная школа, которая с 1930 г. стала семилетней и дополнительно школе передали дом бывшего купца Савельева. Так она стала центром всей округи. Сюда приезжали учиться из Черкасов, Александровки, Кондуровки, Полоцка, Новинки.
В 1930 г. был открыт фельдшерский пункт на берегу Утяганки, фельдшером был Кирилл Павлович Андронов.
В 1932 году поселковая церковь была закрыта, приспособлена под склад, а в 1934 году церковь разобрали.
В 1932-33 г. был неурожайный год, и страшный голод постиг колхозников. Чтобы спастись несколько раз перевивали старую солому. По решению председателя колхоза Салова Ивана Михайловича и правления колхоза в школе учащихся стали кормить затерухой, что спасло некоторых детей от голодной смерти.
С 1935 года решили продолжить занятие коневодством. Создали конеферму, а чуть позже племконеферму. Лошади были породистые: донская, русская верховая, англо-донская, ахалтекинская всего до 3 тысяч голов. Племконеферма также поставляла лошадей в Красную Армию, так называемый фонд РККА. обучали и тренировали лошадей на Амурском ипподроме. А также ездили работать на Свердловский и Троицкий ипподромы. Тренером и наездником был Милосердое Пётр Васильевич. Часто наездники Амура завоёвывали призовые места.
В 1940 году распространилась эпидемия, часть лошадей погибла, а остальных в 1941 году забрали на фронт.
1.6.Репрессии 1937 год.
Репрессии затронули и наше село. По линии НКВД забрали около 80 человек, бывших «белых» и других «врагов» Советской власти: Нужновых, Сибилевых, Саловых, Савельевых, Чумаковых... Вернулись только пять человек. Так село лишилось во второй раз самых деловитых крестьян.
1.7.Война 1941-1945г.г.
Война 1941 года оборвала счастливую и мирную жизнь колхозников. Все мужчины и молодежь ушли на фронт, работа легла на плечи женщин, стариков и детей. На фронтах Отечественной войны погибло 77 односельчан. Наши земляки были участниками Финской войны, событий на восточной границе (у озера Хасан, Халхин-Гол), знаменитых сражений Великой Отечественной войны, и завершающей войны с Японией, дошли до Берлина, расписались на стенах Рейхстага. За участие в Великой Отечественной войне бывшие воины награждены медалями, орденами, благодарственными письмами командующих фронтами и самого И. В. Сталина. Фурсов Филипп Максимович кавалер 2х-орденов Славы.
А в тылу все трудились до изнеможения и ждали Победы.
Продолжала работать школа, медпункт, почта. Во время войны был создан от района «Промкомбинат», работали цехи «Столярный», «Пимокатный» «Сапожный», «Гончарный». В пимокатном цехе работали старики, женщины, подростки: Чумаков Семен, Чумакова Таисия - они валяли валенки на фронт.
Ученики сами обеспечивали школу дровами на зиму, помогали семьям фронтовиков, колхозу в поле. Весть о Победе пришла, когда все были в поле, кто радовался, а кто плакал. Наконец-то вернутся с войны их мужья, братья, сыновья; вдовы оплакивали погибших.
1.8.Послевоенные годы
В 1948 году произошла вспышка бруцеллеза (население тоже заразилось от животных). Чтобы лечить больных открыли стационарную больницу, которая просуществовала до 1960 года. Вместе с Плотниковым врачевал там и Попов Серафим Иванович. Лечили не только больных бруцеллезом, но и другие болезни и даже принимали роды.
В 1954 г наш Амур тоже становится целинным. Сюда по комсомольским путёвкам приехали ребята и девчата: Сивковы Анна и Анатолий, Перелевский, Лаврухин Г.Г., Королёва В. И другие. Созданная целинная бригада расширили посевной клин на 2936 га.
В 1960-61 году колхоз реорганизовали и передали в Брединский район отделением «Калининского» совхоза. С этого времени началась жизнь в совхозе.
С начала 60-х Амурская ферма начинает развиваться в направлении мясного скотоводства. В 1961 году формируется гурт коров симментальской породы местной популяции. Они имели живую массу 900—1050 кг и оценивались по комплексу признаков классом элита. Через три года в совхозе насчитывалось 400 помесных коров мясного направления и более 700 голов молодняка. В эти же годы проводится большая работа по созданию племенной базы герефордского скота в Челябинской области. Она сопряжена с немалыми трудностями, вызванными главным образом слабой кормовой базой, недостаточным материально-техническим оснащением ферм.
В 1975году в связи с реформами закрыли восьмилетнюю школу, оставив начальную, и ученики для продолжения образования вынуждены были ездить в соседнее село Калининское. Это заставило многих жителей с детьми переехать в другие посёлки, перевезя туда свои дома. Остались только те, кто не мог никуда выехать. Село намного сократилось и стало приходить в упадок. По настоянию жителей посёлка, болея душой за будущее своего посёлка, управляющий отделением Филиппов Н.М. добился восстановления восьмилетней школы, которая вновь была открыта в 1983 году.
1.9.Современная жизнь села.
Из данных архива следует, что в 1990 году по решению Райкома партии и Агропрома решено было на базе отделения Амурского, создать новый совхоз «Амурский. В связи с начавшейся перестройкой, совхоз был переименован в А/О Амурское, а позже получил Статус «Племзавод Амурский». При директоре Исентаеве Д.А. хозяйство, а/о шло в гору, строились дома, население росло.
В то время (а это уже было начало 60-х) принимается решение о развитии мясного скотоводства в совхозе «Калининский». И, как ни странно, это решение возлагается на Амурское отделение хозяйства. Скорее всего, из хозяйственных соображений. Амурские пастбища обширны и еще не подвержены той интенсивной эксплуатации, которая наблюдалась от возрастающего поголовья овец в других совхозах. К тому же в Амуре, какие-никакие, но сохранились старые кадры животноводов, отличавшиеся прилежным отношением к делу.
В 1990 году Амурское отделение отделяется от «Калининского» совхоза. На его землях создается новое самостоятельное предприятие — совхоз «Амурский». Но это, в общем-то, верное решение не снимает с повестки дня бытовые проблемы сельчан. Главная причина тому: частая сменяемость руководителей совхоза. В это время Амур представлял собой заброшенную деревню. Он выглядел намного хуже, чем самые отдаленные поселки района.
Кругом возвышались накопившиеся и не убиравшиеся кучи навоза, мусора. По улицам — непролазная грязь. Не каждый бы решился проехать на вездеходе. Школа, построенная в 1922 году, по существу разваливалась, да она и не вмещала в свои стены всех учащихся. Не хватало жилья. Если раньше посевные и уборочные работы проводились с помощью механизаторов и комбайнеров из «Калининского», то теперь же нужны были свои кадры. Люди ехали. Кого-то селили к пенсионерам, кто-то жил в общежитии, в вагончиках. Рабочие-строители обустраивали себе жилые уголки в животноводческих помещениях. Ситуация усугублялась еще нехваткой тракторов, зерноуборочных комбайнов, автомобилей, сельхозмашин. Как следствие всего этого — спад производства. Первые его признаки проявились в растениеводстве, а затем в животноводстве. С фермы уходят лучшие кадры, заслуженно отработавшие свой срок, а на смену им молодежь идет неохотно. Сокращается поголовье герефордского скота, резко падают вниз его качественные показатели. С полным основанием сейчас можно сказать, что это был период кризиса всего хозяйственного и экономического механизма прежней системы. В марте 1992 года директором назначается Исентаев Д.А, который выделил для себя три основных направления, три цели:
— подбор профессиональных кадров;
— строительство, и как вытекающее из этого следствие:
— подъем производства, составной частью которого обозначил мясное племенное скотоводство.
В этот период в Амуре начинается новый этап развития социальной и производственной сферы. Поселок как бы пробуждается от спячки, заметно оживление на его улицах, производственных объектах. Те, кто недавно уезжал в другие края в поисках лучшей доли возвращались назад, увеличился приток новой рабочей силы. Для создания нормальных условий труда и быта разворачивается строительство жилья, других объектов жизнеобеспечения.
Эти годы не прошли даром для амурчан. С 1992 по 2002 годы было построено 58 квартир. Протяженностью в 4,5 км проложили объездную дорогу для грузового транспорта и тракторов. Теперь движение этой техники по поселку закрыто. В течение 3 лет полностью заасфальтировали все улицы.
В 1996 году была построена и открыта средняя общеобразовательная школа на 264 места. Это стало важным событием в жизни больших и маленьких амурчан. Директор школы Яцковец Валентина Васильевна. С 1997г школа получила статус «средняя общеобразовательная школа». С тех пор выпускники 11-го класса нашей школы поступают в техникумы, ВУЗы, училища, показывая хорошие знания.
С 2000 г. директор школы - Комаровских Валентина Михайловна. С декабря
2007 года – директором школы работает Бондарева Лариса Анатольевна. В 2008 году школа получила президентский грант в 1000000 руб.. МКОУ Амурская СОШ участвовала в конкурсе внедрение инновационных программ. Основные направления инновационной деятельности школы стали: информатизация учебно —воспитательного процесса в условиях сельской школы и краеведческая работа по теме: «Во всем свой край узнаю». По итогам соревновательного конкурса школа выиграла один миллион—эти деньги пошли на приобретение компьютерной техники и не только. После каникул, когда все ребята пришли после долгого, незабываемого, весёлого отдыха, то конечно школу не узнали, несмотря на то, что посещали её летом - школа преобразилась и в ней стало еще уютнее, так как в начале учебного года в школе произошли большие изменения: был полностью оборудован компьютерный зал с интерактивной доской. В сентябре в школу поступил легокоструктор, которым могут заниматься все учащие. В данный момент у каждого учителя есть свой собственный компьютер, принтер, сканер, колонки, мультимедийный проект, интернет и сетевое окружение, родители могу посещать школу в любой момент времени для просмотра успеваемости вашего ребенка. Без внимания не осталось и столовая, в которую поступила—мясорубка, холодильник, морозильная камера и столы. А также в школе появился тренажерный зал, в котором много различных тренажеров и теперь можно поправить здоровье.
Теперь дети получают прочные знания, которые позволяют поступать в Вузы и техникумы, приобретать нужную профессию.
В это же время вводится в строй баня, две теплые стоянки для машин, два зернохранилища. Открывается цех переработки, где выпекается хлеб, изготовляются макароны и пряники.
До недавнего времени жители Амура испытывали немало неудобств при переезде через речку. Каждую весну земляную плотину сносило талыми водами, и поселок на 10—15 дней оставался отрезанным от внешнего мира. Теперь через реку построен мост, дороги открыты круглый год и в райцентр, и в Магнитогорск.
Из производственных объектов, введенных в последние годы, можно назвать машинно-тракторную мастерскую, подстанцию, обеспечивающую устойчивое электроснабжение. По всему поселку был заложен новый водопровод.
Работу на ферме начали с наведения порядка. Теперь санитарная очистка проводится ежегодно, после выгона скота на пастбища. Это одно из условий, гарантирующих содержание здорового скота.
Быт и производство - звенья одной цепи, Обустраивая жизнь людей, решая вопросы благоустройства, Таким образом, смогли повернуть экономику к потребности человека как одного из факторов его дальнейшего благосостояния. Постепенно, но неуклонно повышается эффективность труда, стабилизируется производство продукции растениеводства и животноводства. Говоря о развитии племенного хозяйства, нельзя не коснуться вопросов полеводства.
Эта отрасль практически определяет дальнейшую судьбу мясного скотоводства. За последние пять лет с 1997 по 2002 годы мы вышли в тройку лучших хозяйств района по урожайности зерновых. А в 1999 году получили самый высокий урожай в районе — по 19 центнеров зерна с гектара. В хозяйстве сложился такой баланс кормов, который обеспечивает животноводство сытной зимовкой.
Наши механизаторы первыми в районе начинают и заканчивают заготовку сена, что положительно влияет на его качество. Постоянно создается полуторогодовой запас как грубых, так и сочных кормов. Благодаря этому даже в засуху 1995 и 1998 года не было допущено сокращение поголовья скота в общественном и частном секторе. Безусловно, итогом этой работы явился пересмотр структуры посевных площадей в пользу высокоурожайных сортов зерновых и кормовых культур. Комплексное решение задач социального и производственного плана — обязательное условие успешного развития племенного скотоводства. Это — аксиома, и в этом никого в Амуре не нужно убеждать. Люди почувствовали на себе происшедшие изменения: появились новые рабочие места.
Задачи непростые. Впереди работы — непочатый край. Что ж, будем работать. А жизнь, как говорится, расставит все на свои места.1999 год – опять реорганизация в хозяйстве. ЗАО «Амурское» Племзавод и ЗАО Комсомольское возглавляются одним директором Исентаевым Д.А., что опять приводит к спаду производства в п. Амурский. Неограниченно распродаются активы и племенное стадо. В декабре 2005 года сход граждан п. Амурский выражает недоверие Исентаеву Д.А. и освобождает его от должности. Директором выбран Алиулов Закий Негмотзянович. Изучив архив, так же нужно отметить, что при директоре Исентаеве рабочих было около 250 человек, а после его ухода 80 человек. Это говорит о том, что хозяйство не приносит желаемого результата и стабильности, а так же перспективы, чтобы там продолжать работать. Население по данным переписи на период правления Исентаева составляет около 2500 тысячи человек, на сегодняшний день это около 1500 тысяч человек. Если по данным школьного архива следует, что на тот период училось около 300 человек, то теперь это составляет 64 человек. Что же касается экономических данных, то на сегодняшний день в поселке имеются 3 частных магазина, детский сад, фельдшеро - акушерский пункт. По сельскохозяйственной части появились частные крестьянско-фермерские и мелкие подсобные хозяйства. Финансовое состояние хозяйства стало безнадёжным, и его объявили банкротом. Назначили внешнего управляющего, но это не было направлено на поднятие хозяйства, а наоборот объявили о продаже с аукциона производственных помещений, и таким образом всё распалось. Рабочие потеряли работу и были вынуждены искать работу на стороне в городах, в близ лежащих посёлках и т.д. Нет больше крепкого хозяйства. Заглохла бурная жизнь в посёлке. Стали разъезжаться жители. Всё меньше детей приходит ежегодно в школу. Страшно становится при мысли, что может статься с посёлком. Какая же участь его ждёт? Может быть, настанет время, когда только камень с надписью расскажет потомкам, что когда-то здесь жили люди. Жутко…!
В памяти пробегают строки стихотворения нашей выпуска Тасова Каната:
Каким я вижу в будущем Амур?
Быть может, он - поселок одинокий.
От населенных пунктов предалекий
Таким остаться может наш Амур
Сейчас Амур стоит перед развилкой:
Банкротство или дальше процветать.
Богатым или вовсе нищим стать?
И полновесный колос пахарю дает
Обильная амурская земля
И на широких заливных лугах
11асутся тучные обширные стада.
11о вот боимся мы, настанут времена.
А может, и боимся мы напрасно
Хозяйство наше - лакомый кусок,
Акулы бизнеса проглотят без следа.
Ведь что Народ?
Им нужен рынок, прибыль...
А люди - это вес рабочий материал.
И будет так, как наш поэт Некрасов
Крестьянску долю в прошлом веке описал.
«Вот приедет барин.
Барин нас рассудит...»
Но всё же?!
Богатств полна амурская земля.
В пей целый кладезь разных руд сокрыт.
Геологи пришли определить.
Что где лежит и как его извлечь.
Траву ковыльную, повывернув с землей.
Здесь вышки буровые выстроились в ряд.
И речки тихой, понарушивши покой,
И ночь, и день, и день и ночь гудят.
Работают они уже давно.
Разведано и найдено немало.
И цинк, и тальк, и золото, и медь
И говорят, что даже есть и нефть,
Ну что ж! Тогда изменится Амур.
Построят здесь и фабрику-завод.
За сотни верст из дальних, дальних мест
Прибудет к нам сюда народ.
Рабочих рук потребуется много.
И вот тогда и мы не устоим,
Окончив техникумы, ВУЗы и лицеи.
Мыв край родной, как птицы, прилетим.
Кто инженером будет, кто шофером.
Работы хватит всем тут на века.
И будет хорошеть поселок год от года,
И жизнь счастливо потечет в нем, как река.
И общество акционерное воспрянет.
Я в это верю, если нет, то как же жить?
И труд крестьянина востребованным станет,
И жизни поколений не порвется нить.
И колокольный звон от маленькой церквушки
Всех будет радовать и извещать.
Что труд людей, живущих в крае милом.
Всегда Отчизну нашу будет прославлять.
Тасов Канат, 11 класс.(2008г.)
Заключение.
Проведенный анализ истории родного края позволяет сделать следующие выводы:
Мой родной край – это маленькая частичка нашей страны. Неудивительно, что история края тесно связана с историей нашей Родины. В его развитии как в зеркале отразилась вся эпоха России 20 века, с ее грустными и радостными, великими и трагическими событиями.
Мой проект имеет определённую значимость и на уровне класса, школы, и на уровне социума. Он ориентирован на личность учащихся, которые в результате изучения приобретут необходимую информацию о своём крае.
Мне очень больно за мою родную деревню. Теплиться в душе надежда на лучшие времена, когда идёшь по улицам посёлка и видишь, что многие крепкие семьи обустраивают свои усадьбы, наводят порядок и чистоту во дворах, сажают деревья, убирают территорию посёлка, заботятся о пенсионерах. Ведь все мои односельчане любят свою малую Родину и надеются на лучшее. В отпуска и на праздники приезжают выпускники нашей школы. Говорят, что тянет их к себе Родина.
Жизнь продолжается, и хочется надеяться, что и нашим потомкам будет с чего продолжать писать летопись края и своего села. Была бы здесь работа, они обязательно бы вернулись.
Нет чувства Родина без чувства человечности.
От бессердечности ничто не родилось.
Любите Родину, как чувство бесконечности,
Как ветер вечности, коснувшийся волос.
Любите Родину, как вашу наречённую,
Чтобы за вас ей не почувствовать стыда,
Любите Родину, но только не расчётливо.
Любите Родину, и только навсегда.
Е.А. Евтушенко.
Использованная литература:
10-11 кл.Екатеринбург.Сократ.2004г.
Приложение
Наслединская крепость
Сибилёв Сергей Алексеевич
Быт и обычаи
Церковь 1869 г.
Дом купца Савельева
Архитектура домов
Хозяйственные постройки
Уборочная компания
Первые машины
Бригада целинников
Заседание профкома
Здание новой школы 1996г.
На месте где стояла церковь поставили памятник с надписью:
«Место церкви Покрова Пресвятой Богородицы»
Весенняя гроза
Заколдованная буква
Четыре художника. Осень
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Яблоко