«Поучение Владимира Мономаха» - произведение, описывающее тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси и должен стремиться каждый гражданин современной России, кладезь полезных советов и мудрости для будущих поколений, тот идеал, к которому должен стремиться каждый.
И сегодня «Поучение Владимира Мономаха» имеет огромное значение. Несомненно, вечные истины, изложенные великим князем, живы и сейчас. Люди убивают друг друга, грабят, обманывают, разжигают войны. Все это безбожно, противоестественно, античеловечно. Мономах учил добру и послушанию, честности и человеколюбию, верности своему гражданскому долгу, вере в Бога.
Вложение | Размер |
---|---|
moralnye_tsennosti_poucheniy_vladimira_monomakha.doc | 69.5 КБ |
moralnye_tsennosti_poucheniy.ppt | 2.19 МБ |
Содержание
Введение
1.Причины выбора темы исследования
2.Проблема и гипотеза исследования
3.Актуальность и новизна работы
4. Цель и задачи исследования
Основная часть.
Заключение
Введение
«Потщитесь делать всякие добрые дела».
Владимир Мономах
1.Причины выбора темы исследования
Тема исследовательской работы привлекла моё внимание потому, что представилась возможность узнать новые факты правления Владимира Мономаха, как талантливого правителя так и писателя Древней Руси, жившего и творившего в конце ХI - начала XII века и его наставления, которые служили моральными ценностями в то время и актуальны ныне.. Для этого выбрала произведение «Поучение Владимира Мономаха», которому мало времени отводится на уроках истории.
2.Проблема и гипотеза исследования
Проблема исследования заключается в осмыслении взаимодействия прошлого и настоящего, во влиянии содержания культурного памятника на мировоззрение, на мировосприятие современного окружающего мира. Хочется понять, чему могут научить нас, молодых граждан России нового тысячелетия забытые страницы литературы Древней Руси.
Гипотеза исследования выражается следующим положением.
Если основательно подойти к изучению «Поучения Владимира Мономаха», станет понятно величие духовно-нравственного подвига его создателя, значимость его исторической личности и влияние на умы людей современной России.
3.Актуальность и новизна работы
Актуальность темы объясняется тем, что произведение, написанное почти десять веков назад, до сих пор современно.
Наставление Владимира Мономаха воспринимаются людьми, живущими в XXI веке, как мудрые советы на все случаи жизни. К ним прислушиваешься, переосмысливаешь и понимаешь, что они очень близки душе и сердцу.
Новизной выбранной темы будет восприятие, истолкование.
4. Цель и задачи исследования
Цель работы – показать, что Владимир Мономах великий князь, храбрый воин, мудрый политик и писатель.
Задачи:
1.Вдумчиво прочитать и осмыслить произведение.
2.Изучить биографию писателя, опираясь на источники библиотечного фонда, ресурсов Интернета.
3.Обратить внимание на жанровое своеобразие произведения.
По данной теме собирала информацию и нашла следующую литературу, которая помогла помочь раскрыть проблему, затронутую в работе:
Основная часть.
Время правления Мономаха, по словам одного историка, - "одна из самых благополучных страниц в истории Киевщины". Мономах приобрел себе популярность в борьбе с половцами, и во все время княжения Мономаха в Киеве не упоминается ни одного набега половцев на русские земли.
"Поучение" искусственно вставлено в летопись, прерывая связное и цельное повествование о событиях 1096 года. Оно было написано не ранее 1117 года, когда Мономаху было уже 64 года.
Поводом к написанию первой части его "Поучения" послужил приход послов от его братьев с предложением:
"Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей, и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы - сами по себе будем, а ты - сам по себе". И ответил я: "Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить". | "Потъснися к нам, да выженемъ Ростиславича и волость ихъ отъимем; иже ли не поидеши с нами, то мы собh будем, а ты собh". И рhхъ: "Аще вы ся и гнhваете, не могу вы я ити, ни креста переступити" |
Владимир для выяснения воли Божией использует, можно сказать, традиционный по тем временам способ: помолившись, открывает Псалтырь, и, прочитав первые слова, использует их как руководство к действию.
"Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в Него". "Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей". | "Вскую печална еси, душе моя? Вскую смущаеши мя? Уповаи на бога, яко исповhмся ему". "Не ревнуй лукавнующимъ, ни завиди творящимъ безаконье, зане лукавнующии потребятся, терпящии же господа, - ти обладають землею. |
В первых же строках мы встречаем осуждение того беззакония, на которое пытались его подбить князья: "не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие". Тем самым Мономах хочет показать всю пагубность междоусобных войн, которые часто раздирали в то время Русь.
Итак, взяв повод к нравоучению от этого визита, Мономах от наставлений князьям переходит к поучению о христианской жизни вообще, адресуя свое "Поучение" в первую очередь своим детям, а затем и любому другому христианину, который будет читать эти строки:
Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться. | Да дhти мои, или инъ кто, слышавъ сю грамотицю, не посмhйтеся, но ему же люба дhтий моихъ, а приметь е в сердце свое, и не лhнитися начнеть, тако же и тружатися. |
Юношам он советует:
иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: "Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится". | душа чисты, нескверньни, телеси худу, кротку беседу и в миру слово господне: "Яди и питью бесъ плища велика быти, при старых молчати, премудрыхъ слушати, старhйшимъ покарятися, с точными и меншиими любовь имhти; без луки бесhдующе, а много разумhти; не сверhповати словомь, ни хулити бесhдою, не обило смhятися, срамлятися старhйших, к женам нелhпымъ не бесhдовати, долу очи имhти, а душю горh, пребhгати; не стрhкати учить легкых власти, ни в кую же имhти, еже от всhх честь. Аще ли кто васъ можеть инhмъ услhти, от бога мьзды да чаеть и вhчных благъ насладится". |
Продолжая речь свою, Мономах переходит к самым высоким христианским добродетелям: любви к врагам и ненависти к греху:
"лишаемый - не мсти, ненавидимый - люби, гонимый - терпи, хулимый - молчи, умертви грех". | "лишаемъ - не мьсти, ненавидимъ - люби, гонимъ - терпи, хулимъ - моли, умертви грhхъ". |
Власть имущим он советует со всеми поступать милосердно:
"Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу". | "Избавите обидима, судите сиротh, оправдайте вдовицю". |
Первым делом он говорит:
Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих, говоря: "Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал ты, так и нас, грешных, помилуй". И в церкви то делайте и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, - если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется. | Аще вы богъ умякчить сердце, и слезы своя испустите о грhсhх своих, рекуще: якоже блудницю и разбойника и мытаря помиловалъ еси, тако и нас грешных помилуй! И в церкви то дhйте и ложася. Не грhшите ни одину же ночь, аще можете, поклонитися до земли; а ли вы ся начнеть не мочи, а трижды. А того не забывайте, не лhнитеся, тhмь бо ночным поклоном и пhньем человъкъ побhжает дьявола, и что въ день согрhшить, а тhмъ человhкъ избываеть. |
Не забывает Мономах и о помощи убогим, вдовицам и сиротам. Актуален и ныне взгляд его на смертную казнь:
Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. | Ни права, ни крива не убивайте, ни повелhвайте убити его: аще будеть повиненъ смерти, а душа не погубляйте никакояже хрестьяны. |
Большое значение в развитии морали играют разнообразные поучения. Он призывает не иметь гордости в сердце, приводя на ум свою смертность. Увещевает чтить старых, как отца, а молодых, как братьев. В дому не лениться, не полагаться на домоправителей и смотреть за всем самому.
Предлагает Мономах поучения и военного характера - не полагаться на воевод, не предаваться питью или еде, или спанью, самому расставлять стражу со всех сторон; ложиться спать около воинов и рано вставать.
Призывает он также остерегаться лжи, пьянства и блуда, от которых погибает и душа, и тело. В поучениях видим призыв больного навестить, покойника проводить. Не пропустить человека, не поприветствовав его.
Особенно негативно относится автор против лености, которая губит все добрые начинания, и призывает к трудолюбию:
Леность ведь всему мать: "что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится, Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. | Лhность бо всему мати: еже умhеть, то забудеть, а его же не умhеть, а тому ся не учить. Добрh же творяще, не мозите ся лhнити ни на что же доброе, первое к церкви: да не застанеть вас солнце на постели. |
Таким образом, изучив доступную литературу, ресурсы Интернета по произведению древнерусской литературы «Поучение Владимира Мономаха» можно сделать следующие выводы:
- мудрый политик, заинтересованный в прекращении княжеских междоусобиц и в сплочении сил Руси для отпора половцам;
- - миротворец, желающий Отечеству мира и добра: «Русскую землю не погубим»;
- истинный патриот Отечества: «Не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле»;
- человек Совести, не желающий гореть на ее костре;
- человек великодушный, справедливый, искренний, душевный, добрый;
Заключение
И сегодня «Поучение Владимира Мономаха» имеет огромное значение. Несомненно, вечные истины, изложенные великим князем, живы и сейчас. Люди убивают друг друга, грабят, обманывают, разжигают войны. Все это безбожно, противоестественно, античеловечно. Мономах учил добру и послушанию, честности и человеколюбию, верности своему гражданскому долгу, вере в Бога.
Я убедилась в величии духовно-нравственного подвига его создателя, а советы Владимира Мономаха стали близки по духу.
Тезисы исследовательской работы
«Моральные ценности «Поучений Владимира Мономаха»»
Автор: Заббарова Айсылу, 11 класс, МБОУ «Старостуденецкая средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»
Руководитель: Загидуллина Г.М., учитель истории и обществознания, МБОУ «Старостуденецкая средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»
Тема исследовательской работы привлекла моё внимание потому, что представилась возможность узнать новые факты правления Владимира Мономаха, как талантливого правителя так и писателя Древней Руси, жившего и творившего в конце ХI - начала XII века и его наставления, которые служили моральными ценностями в то время и актуальны ныне.
Для этого выбрала произведение «Поучение Владимира Мономаха», которому мало времени отводится и на уроках истории.
Проблема исследования заключается в осмыслении взаимодействия прошлого и настоящего, во влиянии содержания культурного памятника на мировоззрение, на мировосприятие современного окружающего мира. Хочется понять, чему могут научить нас, молодых граждан России нового тысячелетия забытые страницы литературы Древней Руси.
Гипотеза исследования выражается следующим положением. Если основательно подойти к изучению «Поучения Владимира Мономаха», станет понятно величие духовно-нравственного подвига его создателя, значимость его исторической личности и влияние на умы людей современной России.
Актуальность темы объясняется тем, что произведение, написанное почти десять веков назад, до сих пор современно. Наставление Владимира Мономаха воспринимаются людьми, живущими в XXI веке, как мудрые советы на все случаи жизни. К ним прислушиваешься, переосмысливаешь и понимаешь, что они очень близки душе и сердцу.
Цель работы – показать, что Владимир Мономах великий князь, храбрый воин, мудрый политик и писатель.
«Поучение Владимира Мономаха» - произведение, описывающее тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси и должен стремиться каждый гражданин современной России, кладезь полезных советов и мудрости для будущих поколений, тот идеал, к которому должен стремиться каждый.
И сегодня «Поучение Владимира Мономаха» имеет огромное значение. Несомненно, вечные истины, изложенные великим князем, живы и сейчас. Люди убивают друг друга, грабят, обманывают, разжигают войны. Все это безбожно, противоестественно, античеловечно. Мономах учил добру и послушанию, честности и человеколюбию, верности своему гражданскому долгу, вере в Бога.
Я убедилась в величии духовно-нравственного подвига его создателя, а советы Владимира Мономаха стали близки по духу.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старостуденецкая средняя общеобразовательная школа Буинского
муниципального района Республики Татарстан»
Исследовательская работа:
«Моральные ценности «Поучений Владимира Мономаха»»
Автор: Заббарова Айсылу Фанисовна, ученица 11 класса.
Руководитель: Загидуллина Гульнар Махмутгареевна, учитель истории и обществознания
Волшебная фортепианная музыка
Рисуем тыкву
Фотографии кратера Королёва на Марсе
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Три орешка для Золушки