Я заинтересовалась этой темой потому, что люблю шахматы, и мне очень нравится предмет математика. Немного поразмыслив, я решила, что между ними есть какая-то связь.
Шахматная доска – объект исследования моей работы. Предмет исследования – математические задачи, связанные с шахматной доской и шахматными фигурами. Цель работы: изучить математику на шахматной доске.
Задачи, которые я поставила перед собой:
1. Исследовать связь математики и шахмат.
2. Рассмотреть математические решения задач, связанных с шахматной доской.
3. Рассмотреть математические решения задач, связанных с шахматными фигурами.
Оказывается и в математике , и в шахматах встречаются такие понятия как симметрия, четность и нечётность, система координат. На примерах в своей работе я разобрала связь между математикой и шахматами, считаю, что выполнила поставленную задачу, что у математики и шахмат много родственного.
Шахматы справедливо считают единственной игрой из всех, придуманных человеком, в которой сочетаются спорт, искусство и наука. Почему шахматы привлекательны для людей разных возрастов и профессий? Потому что, играя в шахматы, мы приобретаем много полезных качеств, тренируем память, учимся упорству, находчивости, развиваем фантазию. Занятие шахматами способствует развитию математических способностей человека. Шахматы – это и вид интеллектуальной борьбы, и соревнование, а любое соревнование совершенствует сильные черты личности.
Таким образом, математика помогает шахматистам играть и выигрывать. А шахматы в свою очередь помогают нам решать простейшие и даже самые сложные математические задачи, помогают развивать логику, внимание и таким образом знать математику на пять.
В дальнейшем, я разберусь в том, что осталось для меня загадкой, и я обязательно буду продолжать играть в шахматы.
Республиканская научно-практическая конференция
«Исследование как метод познания…»
Секция: математические модели реальных процессов в природе и обществе
Связь между математикой и шахматами
ЗАГИДУЛЛИНА АЙСЫЛУ
МБОУ «Джалильская гимназия», 5 класс
п.Джалиль
Научный руководитель: Мухамадиева Г.Д.
с.Сарманово
2013
Содержание Стр.
Введение 3
Глава 1. Связь между шахматами и математикой 5
Симметрия в шахматах. 5
Система координат 6
Четность и нечетность 6
Геометрия шахматной доски 7
Шахматы и магические квадраты 7
Заключение 9
Список используемых источников 10
Приложение 1 . Математика на шахматной доске 11
Приложение 2. Задачи шахматные и математические 14
Введение
Я заинтересовалась этой темой потому, что люблю шахматы, и мне очень нравится предмет математика. Папа часто говорит мне: «Играй в шахматы, будешь знать математику на 5». В связи с этим я часто думаю о том, почему так. Немного поразмыслив, я решила, что между ними есть какая-то связь.
Прежде всего, хочу рассказать одну легенду, в которой прослеживается связь между шахматами и математикой.
Когда персидский шах впервые познакомился с шахматами, он был восхищен их своеобразием и обилием красивых комбинаций. Узнав, что мудрец, который изобрел игру, является его подданным, шах позвал его, чтобы лично наградить за гениальную выдумку. Властелин пообещал выполнить любую просьбу мудреца, и был удивлен его скромностью, когда тот пожелал получить в награду пшеничные зерна. На первое поле шахматной доски мудрец попросил положить одно зерно, на второе – два, и т. д., на каждое последующее вдвое больше зерен, чем на предыдущее. Шах приказал быстрее выдать изобретателю шахмат его ничтожную награду. Однако на следующий день придворные математики сообщили своему повелителю, что не в состоянии исполнить желание хитроумного мудреца. Оказалось, что для этого не хватит пшеницы, хранящейся не только в амбарах всего царства, но и во всех амбарах мира.
Это число записывается двадцатью цифрами и является фантастически большим. Подсчет показывает, что амбар для хранения необходимого зерна с площадью основания 80 кв. м. должен простираться от Земли до Солнца. Конечно, связь с математикой здесь несколько условна, однако неожиданная развязка истории наглядно иллюстрирует грандиозные математические возможности, скрывающиеся в шахматной игре.
Шахматная доска – объект исследования. Предмет исследования – математические задачи, связанные с шахматной доской и шахматными фигурами.
Цель работы: изучить математику на шахматной доске.
Задачи:
1. Исследовать связь математики и шахмат.
2. Рассмотреть математические решения задач, связанных с шахматной доской.
3. Рассмотреть математические решения задач, связанных с шахматными фигурами.
Практическая значимость работы состоит в том, что задачи с применением шахматной теории часто встречаются на олимпиадах по математике.
Связь между шахматами и математикой
В первую очередь попробуем найти эту связь. Для этого мы рассмотрим шахматную доску. Итак, мы видим, что на шахматной доске есть координаты, также на ней есть и симметрия, геометрия тоже не обошла её сторон ой (см. рис.1, Приложение 1).
Основываясь на этом, я начала рассматривать эту связь более подробно, а именно на примерах.
Симметрия в шахматах
Симметрия, как общий принцип гармонии в живой природе имеет глубокий смысл. Изучение ее проявлений, закономерностей играет важную роль в математике, физике, химии, биологии.
Разнообразные мотивы симметрии встречаются и на шахматной доске. С одной стороны, речь может идти о симметрии естественной, т. е. возникающей в процессе шахматной партии, а с другой стороны, — используемой в шахматных задачах и этюдах.
Симметрия бывает различных типов; наиболее распространенные – осевая и центральная. На шахматной доске при осевой симметрии осью служит прямая, разделяющая левый и правый фланги доски (граница между вертикалями «d» и «e») или нижнюю и верхнюю части (граница между четвертой и пятой горизонталями). Если, скажем, белый конь стоит на с2, а черный на с7 (см. рис.2, Приложение 1), то мы говорим, что эти кони расположены симметрично. Осями являются и большие диагонали.
Симметрией обладает исходное расположение шахматных фигур. Известна такая забавная история. Некто явился в шахматный клуб и объявил, что нашел верный способ не проигрывать черными. «Каким образом?» — спросили его. «Очень просто, — ответил гость, — повторяя ходы противника!» Сыграть с наивным изобретателем вызвался С.Ллойд, который и объявил ему мат в 4 хода. Неясно, как Ллойд это сделал. Я могу поставить мат за 6 ходов при полной симметрии фигур.
1) с2-с3 с7-с6
2) е2-е3 е7-е6
3) Кg1-е2 Кg8-е7
4) Кb1-с3 Кb8с6
5) Кс3-е4 Кс6-е5
6) Ке4-d6х
Система координат
Более чем за 100 лет до н.э. греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести хорошо теперь известные географические координаты: широту и долготу – и обозначить их числами.
В ХIVв. Французский математик Н. Оресм ввел, по аналогии с географическими, координаты на плоскости. Он предложил покрыть плоскость прямоугольной сеткой и называть широтой и долготой то, что мы теперь называем абсциссой и ординатой. Это нововведение оказалось чрезвычайно продуктивным. На его основе возник метод координат, связавший геометрию с алгеброй. Основная заслуга в создании метода координат принадлежит французскому математику Р. Декарту и называется Декартовой системой координат на плоскости.
На шахматной доске тоже есть координаты. При профессиональной игре, обычно, ведут записи (обозначение фигур и координаты этих фигур).
На рисунке 3 (см. Приложение 1) мы видим, некий алгоритм определения координат чёрного короля.
Четность и нечетность
Число – одно из основных понятий математики, позволяющее выразить результаты счета или измерения. Со временем люди научились не только называть числа, но и обозначать их цифрами (условные знаки для обозначения чисел).
Из признака делимости на 2 следует, что натуральные числа, которые делятся на 2, называются четными, остальные – нечетными.
На шахматной доске так же есть чётность и нечётность. Тут они связаны с номером хода.
При каждом ходе король меняет четность хода. Например, первый ход – нечётный, второй – чётный и т.д. (см.рис. 4, Приложение 1 ). Чётность, нечётность на шахматной доске ещё раз подтверждают прямое отношение шахмат к математике.
Геометрия шахматной доски
Можно сказать, что ничего удивительного и интересного здесь нет. Можно подумать, что при виде шахматной доски мы сразу вспоминаем геометрию (из – за геометрической формы доски). Это, безусловно, так, но геометрическая форма ещё не всё.
Дело в том, что при игре в шахматы, как и в любой другой науке, есть свои определённые правила. И существует такое правило, как правило, квадрата.
Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны. При этой композиции (см. рис.5, Приложение 1) неопытные шахматисты рассуждают так: пешка идет сюда, король туда, пешка сюда, король туда и т.д. и при этом они часто путаются и, в конце концов, просчитываются.
Однако исход партии легко оценить при помощи «правила квадрата». Достаточно выяснить, может ли король при своем ходе попасть в квадрат пешки. Итак, в нашей композиции черные при ходе делают ничью (попадают в квадрат), а при ходе противника проигрывают.
Шахматы и магические квадраты
Существует гипотеза о том, что шахматы произошли из так называемых магических квадратов.
Магический квадрат представляет собой квадратную таблицу n×n, заполненную целыми числами и обладающую следующим свойством: сумма чисел каждой строки, каждого столбца, а также двух главных диагоналей одна и та же. Для магических квадратов порядка 8 она равна 260 (см.рис. 6, Приложение 1). Закономерность расположения чисел в магических квадратах придает им волшебную силу искусства.
Рассмотрим одну из старинных дебютных табий (начальных расположений фигур) под названием альмуджаннах. Она получается из современной расстановки при помощи следующих симметричных ходов белых и черных: 1. d3 d6 2. e3 e6 3. b3 b6 4. g3 g6 5. c3 c6 6. f3 f6 7. c4 c5 8. f4 f5 9. Кc3 Кc6 10. Кf3 Кf6 11. Лb1 Лb8 12. Лg1 Лg8 .
Подсчитав сумму чисел, стоящих на восьми полях — d2, d3, e2, e3, d6, d7, e6, e7, участвующих в первые двух ходах, мы неожиданно получим магическое числе 260. Тот же результат даст и каждая последующая пара приведенных ходов. Подобные примеры и позволяют высказать гипотезу о связи магических квадратов с шахматами.
Заключение
Я поставила себе цель найти связь между шахматами и математикой, и считаю, что выполнила поставленную задачу. На примерах я подробно разобрала эту связь.
В ходе исследовательской работы я выявила, что у математики и шахмат много родственного. Выдающийся математик Г. Харди, проводя параллель между этими двумя видами человеческой деятельности, в своей статье «Исповедь математика» заметил, что решение проблем шахматной игры есть не что иное, как математическое упражнение, а игра в шахматы это как бы насвистывание математических мелодий.
Шахматы справедливо считают единственной игрой из всех, придуманных человеком, в которой сочетаются спорт, искусство и наука. Почему шахматы привлекательны для людей разных возрастов и профессий? Потому что, играя в шахматы, мы приобретаем много полезных качеств, тренируем память, учимся упорству, находчивости, развиваем фантазию. Занятие шахматами способствует развитию математических способностей человека. Шахматы – это и вид интеллектуальной борьбы, и соревнование, а любое соревнование совершенствует сильные черты личности.
Таким образом, математика помогает шахматистам играть и выигрывать. А шахматы в свою очередь помогают нам решать простейшие и даже самые сложные математические задачи, помогают развивать логику, внимание и таким образом знать математику на пять.
В дальнейшем, я разберусь в том, что осталось для меня загадкой, и я обязательно буду продолжать играть в шахматы.
Литература
Математика на шахматной доске Приложение 1
Рис.1. Шахматная доска
Рис. 2. Симметричное расположение коней на шахматной доске
Рис.3. Определение координат шахматных фигур
Рис. 4. Четность и нечетность на шахматной доске.
Рис. 5. Правило квадрата.
Рис. 6. Альмуджаннах и магический квадрат.
Задачи шахматные и математические Приложение 2
Задачи на четность, нечётность
Рис. 1. Решение задачи 1
Решение: Вы, наверное, заметили, что, делая каждый ход, конь меняет цвет клетки ,на которой он стоит. Следовательно: каждый нечетный ход конь будет вставать на чёрную клетку. Исходя из этого и зная то, что конь должен вернуться на клетку А8, белого цвета, мы можем сказать, что он вернется через четное число ходов.
2.Может ли конь пройти с поля a8 на поле h(1), побывав по дороге на каждом из остальных полей ровно один раз?
Рис. 2. Решение задачи 2
Решение: Как и в предыдущем задании при каждом ходе конь меняет цвет клетки, на которой он стоит .Следовательно, на доске 63 хода (нечетное число), а8 – белая клетка, при 63 ходе конь будет на чёрной клетке.
Задача на разделение шахматной доски
Из шахматной доски 8*8 вырезали две противоположные угловые клетки. Докажите, что остаток доски нельзя разделить на доминошки (прямоугольники 1*2). Решение:
Так выглядит доминошка: . На шахматной доске, при удалении двух угловых клеток (а это либо две белых, либо две чёрных клетки), у нас получится 30 чёрных (белых) и 32 белых (чёрных) . А это значит, что мы не сможем разделить оставшуюся часть доски на доминошки (так как неравное количество чёрных и белых клеток).
Рис. 3. Решение задачи 3
Задача на расстановку фигур
Расставьте на обычной шахматной доске тpи феpзя и две ладьи одного цвета так, чтобы все остальные поля доски оказались под боем.
Решений этой задачи достаточно много, одно из них приведено на рисунке
4.
Мат в центpе доски
Рис. 6. Условие задачи 5
Решение этой задачи приведено на рисунке 7. Рис. 7. Решение задачи 5
А теперь — мультфильм
Рисуем пшеничное поле гуашью
Четыре художника. Осень
Карты планет и спутников Солнечной системы
Можно от Солнца уйти...