В теоретической части работы раскрыто понятие «русской пунктуации», изучена история её возникновения, дана классификация знаков препинания, их характеристики.
Мы используем 10 основных знаков: точку, запятую, точку с запятой, двоеточие, тире, вопросительный и восклицательные знаки, многоточие, скобки и кавычки. В результате исследования мы выяснили, что самым древним знаком является точка (конец XV столетия), самым распространённым – запятая, узнали происхождение вопросительного знака, тире («молчанка»), скобок («вместительный знак»), кавычек (французские «ёлочки», немецкие „лапки“, “английские двойные”, ‘английские одиночные’).
В работе использованы фотографии памятников знакам препинания, буквам русского алфавита, русскому языку. В практической части работы нами было проведено анкетирование учащихся 7 класса по выявлению степени затруднений использования знаков препинания в начале работы над темой и после завершения работы и ознакомления учащихся этого класса с историей появления знаков препинания. Отмечается снижение уровня затруднений. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась данными исследования.
Нам удалось создать эскиз памятника знакам препинания, который будет изготовлен и установлен на территории МБОУ гимназия ст. Азовской, выбраны два приемлемых варианта для изготовления памятника, произведён расчёт средств, затрачиваемых на материалы и работу по изготовлению и установке памятника, определены источники финансирования.
Вложение | Размер |
---|---|
proiskhozhdenie_znakov_prepinaniya_i_pamyatniki_im.doc | 390 КБ |
XI ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»
Секция: Лингвистика
Тема: Происхождение знаков препинания и памятники им
Автор: Куйбышева Яраславна Валерьевна, ученица МБОУ гимназия, 7 класс
Научный руководитель: Прохорова Наталья Георгиевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ гимназия станицы Азовской
Место выполнения работы: Краснодарский край, Северский район, станица Азовская, МБОУ гимназия
2013
Введение
На вопрос, кем был создан славянский алфавит, многие уверенно ответят, что создателями славянского алфавита были братья Кирилл и Мефодий, ведь 24 мая отмечается День славянской письменности. А какова история знаков препинания? Как складывалась система пунктуации русского языка?
Русский язык не существует в застывшей форме, он постоянно изменяется, и пунктуация, как раздел науки о языке, развивается тоже. Мы хотим проследить историю возникновения знаков препинания.
Актуальность нашего исследования определяется низкой степенью изученности данной темы. Новизна исследования заключается в обращении к малоизученному разделу русского языка.
Цель работы: выявить особенности возникновения русской пунктуации и узнать о памятниках знакам препинания.
Чтобы достичь цели исследования, нам необходимо решить следующие задачи:
Гипотеза исследования: знание истории происхождения знаков препинания помогает справиться с трудностями в их употреблении в современном русском языке.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, сопоставление различных точек зрения, анкетирование, методы математический статистики, метод проектов.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы учащимися при подготовке к урокам русского языка и истории, словесности, при подготовке к ГИА и ЕГЭ, для расширения кругозора. Создание проекта памятника и его установка послужат воспитанию уважения к родному языку. Памятник, установленный на территории гимназии, будет постоянным напоминанием о важности правильного употребления знаков препинания в письменной речи.
I Знаки препинания и памятники русскому языку
I.1 Знаки препинания: история и современность
Сегодня невозможно даже представить, что были времена, когда книги печатались без маленьких значков, которые мы называем знаками препинания. Они давно стали настолько привычными, что мы часто не замечаем их, считая чем-то малозначительным, не очень важным. А знаки препинания имеют невероятно интересную историю!
Знаки препинания – «знаки, образующие особую часть общей графической системы данного языка и обслуживающие те стороны письменной речи, которые не могут быть выражены буквами и другими письменными обозначениями (цифрами, знаком равенства, знаком подобия)» [4, 92].
В грамматиках Лаврентия Зизания и Мелетия Смотрицкого (конец VI – начало VII веков) отмечалось 10 знаков препинания: точка, запятая, двоеточие, единитная, отложная, вопросная, разъятная, вместная, удивная и черта, а в VII веке появилась «ковычька» или «крюковый знак». М.В. Ломоносов выделял 8 терминологических единиц: запятую, точку, две точки, точку с запятой, а также вопросительный, удивительный, единительный и вместительный знаки.
В «Русской грамматике» А.Х. Востокова даётся градация знаков препинания в порядке возрастания паузы, которую они выражают. «Запятая показывает кратчайшую остановку голоса. Точка съ запятою показывает остановку вдвое долƀе запятой» [5, 168]. Затем уже перечисляются остальные знаки (вопросительный знак, удивительный знак и так далее).
У Н.И. Греча в «Практической русской грамматике» мы находим уже сложившуюся классификацию знаков препинания по выполняемой ими функции в предложении с указанием наименований подразделов: разделительные знаки препинания, определительные и вспомогательные [6].
Ф.И. Буслаев выделяет две категории знаков [3]. Представим это в виде таблицы 1:
Первая | Вторая | |
Назначение | способствуют ясности в изложении посредством отделения предложений или частей одного предложения | выражают ощущение говорящего и его отношение к слушающему |
Знаки препинания | запятая, точка с запятой, двоеточие и точка | знаки восклицательный и вопросительный |
многоточие и тире | ||
Вспомогательные знаки препинания | «скобки» и «вносные знаки, или кавычки» |
А.Х. Востоков конкретизирует цель употребления знаков препинания: знаки препинания показывают остановки и перемены голоса в письменной речи, тогда как в устной речи эти изменения выражаются с помощью произношения [5].
С именем М.В. Ломоносова связано появление самого понятия «знаки препинания», обоснование цели их употребления. В «Российской грамматике» в главе «О знаках» отмечается основная цель их использования: удобство чтения для всякого знающего российскую грамоту. М.В. Ломоносов определил значение знаков препинания и сформулировал общие правила их употребления, изложил основной принцип расстановки знаков препинания: смысл и структура речи.
А.А. Барсов основал правила употребления знаков препинания на двух критериях: содержании речи и длительности паузы. А.Х. Востоков, Н.И. Греч и Ф.И. Буслаев дают более подробные характеристики значений отдельных знаков препинания и правил их расстановки.
Древние писцы не употребляли знаки препинания, и долгое время все слова писали слитно, поэтому тексты представляли собой непрерывный ряд букв без пробелов, пунктуации, делений на предложения и абзацы. Сегодня такие тексты выглядят странно: MVLTARENASCENTVRQVAEIAM. В средневековье в некоторых языках часть букв опускали, особенно гласные. Такой текст было очень тяжело читать.
Только в XIV в. стали разделять текст на слова. Сначала это делали точкой в центре строки: MVLTA·RENASCENTVR·QVAE·IAM. Потом точку перестали ставить, а оставляли лишь свободное пространство: MVLTA RENASCENTVR QVAE IAM. Первые пробелы были очень узкими, что, видимо, связано с экономией бумаги. В это же время (XIV–XV вв.) тексты оформляют так, что каждый крупный отрывок начинается с красной строки и с большой буквы. Знаки препинания (точка, крест, волнистая черта) делили текст на смысловые отрезки или обозначали остановку в работе писца.
Система современных знаков препинания сложилась в основном в XVIII веке. Главным поводом для постановки знаков препинания было наличие в речи пауз большей или меньшей длительности. Для постановки вопросительного знака основанием служил вопросительный смысл предложения, для постановки двоеточия – переход от поясняемой части предложения к поясняющей. К концу XVIII века появляются новые знаки препинания: тире, кавычки, многоточие. Вводились они в практику письма обычно писателями и соответственно находили отражение в учебниках и учебных пособиях по грамматике и правописанию. Некоторые исследователи считают, что знак тире (или «черта») первым начал употреблять Н.М. Карамзин. Кому принадлежит инициатива употребления в русской письменности многоточия и кавычек, указать точно не представляется возможным.
Наибольшая заслуга в систематизации русской пунктуации в XIX веке принадлежит академику Я.К. Гроту. В своей книге «Русское правописание» он не только сформулировал правила употребления знаков препинания, но и подытожил работу в области пунктуации предшествующих авторов [7]. Пунктуационные правила Я.К. Грота с небольшими изменениями действуют и в наше время.
В современной письменности принято выделять знаки препинания по выполняемой ими функции:
Знаки препинания бывают одиночными и парными. К парным знакам препинания относятся две запятые и два тире (употребляются при обособлении частей предложения как единые знаки), скобки и кавычки. Лингвисты до сих пор спорят о количестве знаков препинания, потому что некоторые считают знаками препинания одно, а некоторые – другое.
Самым древним знаком препинания является точка. Уже в памятниках древнерусской письменности мы можем встретить этот знак препинания. Но в те времена употребление точки было отличным от сегодняшнего: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась посреди строки, а не внизу. Например: въоновремя•приближашесяпраздникъ•… (Архангельское Евангелие, ХI век). Точка появилась раньше всех других знаков препинания, возможно, в конце XV столетия. Точка обозначает полную законченность высказывания и выражается сильным понижением тона. Вот какое объяснение слову точка даёт В.И. Даль: «ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина» [8, 701].
Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Э. Пасько называет её «праматерью всех знаков препинания» [12, 45]. Корень этого слова или всё слово вошли в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. А в русском языке XVI-XVIII веков восклицательный знак назывался точка удивления, вопросительный – точка вопросительная. В грамматиках XVI века учение о знаках препинания называлось «учением о силе точек», а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название «О точках». «Да и сама ТОЧКА является составной частью пяти знаков препинания: восклицательный знак (!), вопросительный знак (?), многоточие (…), двоеточие (:), точка с запятой (;)», – отмечает Э. Пасько [12, 46].
В «Википедии» мы находим: «точка – знак препинания, используемый для обозначения, во-первых, завершения предложения, во-вторых, для сокращения слов («до н. э.» – до нашей эры), в-третьих, образования других знаков препинания: многоточие, двоеточие, точка с запятой, в-четвёртых, для отточия («Глава 1………14») [7].
«Большая Советская Энциклопедия» толкует, что точка – знак препинания, обозначающий полную законченность повествовательного предложения. Точка, употребляемая при сокращении слов, не является знаком препинания («т. е.») [8].
Слово «точка» имеет различное значение в зависимости от того, в какой области применяется этот термин. Что же касается «точки» как знака препинания, то у всех учёных сходятся мнения по применению и значению данной единицы языка.
Самым распространённым знаком препинания в русском языке является запятая. Само слово «запятая» встречается в источниках уже в XV веке. В «Историко-этимологическом словаре современного русского языка» П. Я. Черных читаем: «Слово произошло от запяти(ся) – «зацепить(ся)», «задеть», «заколоться» [15]. В.И. Даль связывает это слово с глаголами запять, запинать «останавливать», «задерживать» [7, 1035].
В «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова находим следующее объяснение значения запятой: «1. Знак препинания, разделяющий синтаксические группы в пределах одного синтаксического целого (грам.). 2. Препятствие, затруднение (разг. шутл.). Вот тут-то и запятая!» [14].
В Википедии можем прочитать, что «…запятая используется, во-первых, для обособления (выделения), во-вторых, для разделения» [9].
В России и в большинстве стран Европы в числовой записи запятая отделяет целую часть от дробной, в англоговорящих странах для этого обычно используют точку. Таким образом, мы видим, что в разной среде термин «запятая» используется по-разному, и с точки зрения лингвистики её функции одинаковы.
Точка с запятой разделяет самостоятельные части единого целого. Точка с запятой (;) – знак препинания, употребляющийся в сложном и, реже, в простом предложении для разделения относительно самостоятельных его частей. Ввёл точку с запятой итальянский печатник Альд Мануций в 1449 году, он использовал её для разделения противоположных слов и независимых частей сложносочинённого предложения. В. Шекспир также употреблял точку с запятой в своих сонетах.
«Википедия» толкует так значение этого термина: «Точка с запятой – отделительный непарный знак препинания. В русских текстах точка с запятой появилась в конце XV в.» [9].
«Большая Советская Энциклопедия» говорит так об этом знаке: «Точка с запятой – знак препинания, состоящий из точки и расположенной под ней запятой. Ставится в сложном предложении между составляющими его частями, если они распространены и имеют внутри себя запятые; между значительно распространёнными однородными членами» [1].
Многоточие раньше называлось «знак пресекательный», встречается в 1831 году в грамматике А.Х. Востокова.
Издательский словарь-справочник дает такое толкование: «Многоточие – знак препинания, который употребляется с целью:
1) обозначить незаконченность высказывания, заминку или перерыв в речи и т. п.;
2) обозначить паузу при неожиданном переходе от одной мысли к другой между предложениями;
3) указать в начале текста, что продолжается речь, прерванная большим отступлением;
4) обозначить пропуск слов в цитате» [10].
По поводу многоточия можно сказать, что этот знак препинания также не вызывает споров у учёных-лингвистов.
Двоеточие – знак препинания, применяемый в простом предложении и в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие стало употребляться с конца XVI века. Двоеточие – знак препинания, употребляемый для того, чтобы
В церковнославянской письменности двоеточие в целом соответствует русскому знаку «точка с запятой», но также использовалось в функциях многоточия и даже точки на конце сокращений. Двоеточие в качестве знака сокращения было присуще старым европейским письменностям (в русском языке так было до середины XIX века); среди языков нового времени эта функция сохраняется в шведском и финском, причём даже в середине слова: H:ki (Helsinki).
Вопросительный знак встречается в текстах уже с XVI века, но для выражения вопроса употребляется с XVIII века. Сначала вместо него употреблялась точка с запятой (об этом упоминается в грамматиках Л. Зизания).
Начертание знака происходит от латинских букв q и o (от лат. quaestio – поиск). Изначально писали q над o, затем они приобрели современное начертание. В некоторых языках, например, в испанском, используется перевёрнутый вопросительный знак, который ставится в начале фразы в дополнение к обычному вопросительному знаку в конце. Например: ¿Como estás? (исп. Как дела?) Окончательно вопросительный знак был закреплён для выражения вопроса «Российской грамматикой» М.В. Ломоносова.
«Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» гласит:
«Вопросительный знак ставится после главных вопросительных предложений, но не придаточных; в скобках (?) для выражения сомнения» [2].
У филологов не возникает вопросов о назначении этого знака препинания.
Восклицательный знак отмечается для выражения восклицания (удивления) в грамматиках М. Смотрицкого и В.Е. Адодурова. В старинной русской письменности восклицательный знак называется «удивительный». Правила постановки «удивительного знака» определяются в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова. «Цель восклицательного знака – привлечь внимание, позвать, призвать, послать, указать, унизить, заставить, пригвоздить, подавить, а то и убить (словом, конечно)» [12, 71].
В «Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» можно увидеть следующее толкование: «Восклицательный знак ставится после целых предложений или отдельных слов для выражения изумления, призыва» [2].
Так называемый сатирический восклицательный знак, заключённый в скобки и поставленный после слова или высказывания, указывает на нелепость или неверность сказанного.
Тире (франц. tiret – тянуть) – знак препинания, который применяется в простом и сложном предложениях. Одни исследователи предполагают, что он был введён в употребление русским писателем и историком Н.М. Карамзиным. Другие отмечают, что в печати тире встречалось в 60-е годы XVIII века. Знак тире (тогда он назывался «молчанка») описан в 1797 году в «Российской грамматике» А.А. Барсова.
Основной смысл тире – это противопоставление, которое выражается повышением, а затем резким падением тона, противопоставление вопроса и ответа, подлежащего и сказуемого.
Скобки обозначают, что мысль, приведённая в них, совершенно выпадает из хода речи, что выражается иной высотой тона. Скобки (знак «вместительный) встречаются в памятниках XVI века.
В «Википедии» можно найти подробное описание этого знака препинания: «Скобки – парные знаки, используемые в различных областях. Различают круглые скобки (); квадратные скобки [ ]; фигурные скобки { }; угловые скобки < >» [14].
Обычно первая в паре скобка называется открывающей, а вторая – закрывающей. Почти всегда (за исключением некоторых математических обозначений) открывающая и закрывающая скобки соответствуют друг другу (квадратная – квадратной и т. д.). Используются также скобки, в которых открывающий и закрывающий знак не различаются, например, косые скобки /…/, прямые скобки |…|, двойные прямые скобки ||…||. В математике, физике, химии они используются при написании формул.
В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона можно прочитать: «Скобки – знак препинания для отделения слов, поясняющих предыдущие, или фраз, не находящихся в тесной связи с основной мыслью текста» [2].
Очень интересна история появления кавычек. Само слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, а в значении знака препинания стало употребляться в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения кавычек принадлежит Н.М. Карамзину. По мнению учёных, происхождение этого слова не совсем понятно. Возможно, оно образовано от глагола кавыкать – «ковылять», «прихрамывать». В русских диалектах встречается слово «кавыш», т.е. «утёнок», «гусёнок»; и «кавка» – «лягушка». Таким образом, кавычки – «следы от утиных или лягушачьих лапок», «крючок», «закорючка».
Бывают кавычки французские («ёлочки»), немецкие („лапки“), английские двойные (“английские двойные”), английские одиночные (‘английские одиночные’). Кавычки – парный знак препинания, который употребляется для выделения прямой речи, цитат, названий произведений, газет, журналов, предприятий, а также отдельных слов, если они используются в ироническом смысле или употребляются впервые и т. п. В русском языке применяются французские «ёлочки», а при письме от руки – немецкие „лапки“. При переводе значения иноязычного слова иногда употребляют английские одиночные кавычки (‘ ’): например, англ. reader – ‘читатель’.
Обобщая всё вышеизложенное, можно сделать вывод, что система знаков препинания продолжает изменяться. Мы используем 10 основных знаков: точку, запятую, точку с запятой, двоеточие, тире, вопросительный и восклицательные знаки, многоточие, скобки и кавычки.
I.2 Памятники знакам препинания и русскому языку
Во всём мире есть всего два памятника знакам препинания: памятник восклицательному знаку в Германии и памятник вопросительному знаку в США в городе Санта-Барбара. К большому сожалению, историю памятников выяснить не удалось, что лишний раз подтверждает наш тезис о том, что история пунктуации – это малоизученная область лингвистики, которая заслуживает не только большего внимания, но и большего уважения.
В России достаточно большое количество памятникам буквам русского алфавита. В нашей стране несколько памятников букве Ё. Есть памятник букве Ё, установленный в Ульяновске в 2005 году, который представляет собой треугольную пирамиду высотой 2,05 метра и весом более трёх тонн, на одной из граней которой высечена «ё» в том начертании, в котором она появилась в печати в конце XVIII века. А в Ульяновском государственном историко-мемориальном заповеднике «Родина В.И. Ленина» даже разработали экскурсионный маршрут под названием «Ё-моё», посвящённый седьмой букве русского алфавита. Ульяновский художник А. Зинин в 1997 году организовал празднование 200-летия буквы «ё». Был объявлен конкурс на лучший памятник букве, в котором победил проект Зинина. «Алфавитные знаки – это наисвященнейшие, фундаментальные знаки культуры, – говорит художник, объясняя свой интерес к этой букве. – Алфавитный символ таит в себе мощь времён и веков»[1].
Днём рождения «Ё» считается 17 августа 1796 года, когда университетская типография в Москве выпустила сборник стихов «Аониды» под редакцией писателя и историка Н.М. Карамзина, где в слове «слёзы» на 186 странице встречается буква «ё» в современном начертании. При этом редактор в сноске на этой странице указал: «Буква с двумя точками заменяет «iо». Дизайнером первого буквенного знака, отвечающего за созвучия, похожие на «ё», был русский математик Василий Евдокимович Ададуров, учитель Екатерины Второй»[2].
В скульптурном варианте другого ульяновского художника Виктора Егорова буква «ё» – печатная, причём каждый её элемент имеет свою интерпретацию: «Нижний брус – это символ нижнего мира, верхний брус – символ верхнего мира. Два шара (точки над «ё») – Солнце и Луна. Ось, которая их соединяет, – это мировая ось. Короткий брус – это средний мир. И тут есть место человеку, который соединяет космическое и земное начало». Именно такой памятник – три бруса на дубовой колонне высотой 4 метра – 2 августа 2003 года Егоров установил на месте бывшего села Ёлкино в Ядринском районе Чувашии. Это своеобразный памятник погибшей деревне. Ёлкино было основано в XVIII веке ссыльными из Петербурга. Говорят, что часть села была проиграна в карты и переселена в другое место. Памятник букве Ё есть и в Перми, Москве, в Челябинске.
В Вологде был установлен памятник букве «О». Этот монумент – дань «окающему» говору.
В Новосибирске во время проведения Летнего фестиваля дизайна в 2007 г. в сквере у театра Глобус был открыт памятник букве «А». Автор проекта – Петр Шабалин и компания «УНИКОН». Их проект носит название «Городской алфавит». Предполагается расставить буквы русского алфавиты величиной в человеческий рост в разных уголках Новосибирска и предложить расписать их местным художникам. Букву «А» расписал Юрий Сокольников.
В Калининграде можно увидеть памятный знак, установленный в честь буквы «Е».
Целых четыре памятника букве «П» появилось в Перми. Один из них – триумфальная арка «Пермские ворота», выполненная в виде буквы «П», установлен Николаем Полисским. Созданы ворота из сосновых бревен. Этакий русский ответ японскому саду камней, который находится рядом. «Пермские ворота» сделаны из грубой ели, что напоминает массу леса, поднимающуюся из воды (автора «поразили две вещи – красивейшая река Кама и обилие лесов» [3]). Ночью скульптуру подсвечивают, поэтому бревна смотрятся как хрустальные. А буква «П» – это дань родному городу!». Ворота поражают не только размером (высота 12 метров, размер основания 12 на 12 метров), но и необычностью (внутри ворот играет музыка).
В Казани в 2000 г. был установлен памятник букве «М», он расположен на одном из мостов и обозначает «Миллениум», символизирующий новый XXI век.
Буква «Р» красуется в городе Димитровграде а буква «Э» - в Санкт-Петербурге.
Памятник «Русское слово» открыт в 2007 г. в Белгороде в Дни русской литературы. Скульптор Анатолий Шишков создал памятник в виде бронзовой Библии, на страницах которой рядом с крестом славянской вязью начертано великое изречение: «Вначале было слово».
Главная достопримечательность посёлка Мостовской Краснодарского края – это памятник великому и могучему русскому языку. Большой куб из красного мрамора установлен в самом центре посёлка. Открытие памятника состоялось в 2003 году в день славянской письменности. Идея увековечить русский язык принадлежит руководителю литературного кружка «Зелёная лампа» Михаилу Семёнову. В настоящее время это единственный памятник русскому языку в России.
Конечно, не все перечисленные достопримечательности, связанные с русским языком, являются памятниками в полном понимании: где-то это памятные знаки, где-то символические изображения. Но они все напоминают нам о богатстве русского языка. Жаль только, что так мало памятников знакам препинания, без которых просто невозможно представить нашу письменную речь! И мы с одноклассниками решили исправить эту ситуацию!
II Практическая часть
Начав исследование, я решила выяснить, насколько трудным является употребление знаков препинания для моих одноклассников. С целью выяснения степени затруднения было проведено анкетирование (Приложение 1).
Результаты анкетирования 21 человека (Приложение 2) показали, что наиболее лёгким для моих одноклассников является применение точки и вопросительного знака. 100 % ответили, что им легко применять эти знаки препинания. Наибольшие трудности учащиеся испытывают при применении точки с запятой (90%); тире (85,7%); двоеточия (76,2%) и многоточия (71,4%).
Для проверки гипотезы исследования я каждую неделю рассказывала своим одноклассникам о том, что узнала сама. Мы много обсуждали эту темы, порой даже спорили, нужны ли такие знаки препинания, как точка с запятой и многоточие. За пять недель я 10 раз выступала перед учащимися своего класса с рассказами о знаках препинания. Затем было проведено повторное анкетирование, результаты которого показали, что произошли некоторые изменения в ответах учащихся (Приложение 2), которые позволяют сделать вывод о том, что уровень затруднений при применении знаков препинания немного снизился. Знаки, чьё применение вызывало затруднения при первом анкетировании, остались прежними, но отмечается снижение уровня трудности при применении точки с запятой до 85,7%; тире до 80,9%; двоеточия до 71,4% и многоточия до 61,9%.
Эти данные подтверждаются и результатами проведённого учителем тестирования по пунктуации. Средний балл по классу вырос на 0, 3 (с 3,8 до 4,1).
Конечно же, я буду продолжать работать над темой данного исследования и знакомить своих одноклассников с его результатами.
Но когда мы обсуждали вопрос о памятниках, то многие высказали сожаление о том, что именно знакам препинания памятников практически нет. И было решено разработать проект памятника, изготовить его и установить на территории нашей гимназии. Проект был изготовлен.
При изготовлении памятника могут быть использованы различные материалы, характерные для изваяний: металл, бетон, камень, дерево.
Памятник из дерева достаточно прост в изготовлении, однако он недолговечен.
Памятник из камня более долговечный, чем из дерева, однако обработка камня в форме шара очень длительный, сложный и трудоёмкий процесс. К тому же, учитывая стоимость натурального камня, данный материал и работы по изготовлению памятника будут очень дорогостоящими.
Конструкцию из металла можно изготовить двумя способами. Первый – это цельные литые детали и в дополнение – глубокий фундамент под памятник, чтобы выдержал нагрузку. Данный вариант очень дорогой. Второй способ – это детали из листового металла. Эта конструкция достаточно легкая, проста в изготовлении и в монтаже. Фундамент может быть неглубоким либо вообще отсутствовать, что даст экономию средств на установку памятника.
Бетонный памятник отвечает следующим положительным требованиям: его не снесет порывом ветра, он прочен, как камень, но дешевле его. Изготовление деталей можно производить в формах из пластика либо в специально изготовленных формах из гипса.
Поэтому мы рассмотрим два наиболее экономичных варианта – это памятник из листового металла и из бетона.
Учитывая, что местом установки памятника будет выбран двор гимназии, определяем размер конструкции.
Памятник из листового металла:
Для изготовления памятника нам потребуется крашеное листовое железо, толщиной 1 мм (440 руб./кв.м.) либо листы нержавеющей стали толщиной 1 мм (160 руб./кв.м.) в количестве 6 кв.м. Данный материал был выбран в целях уменьшения коррозии памятника и придания эстетичности внешнему виду. Оцинкованное железо ввиду своей внешней структуры в нашем случае не подходит. Поэтому выбор нержавеющей стали более предпочтителен. Также потребуется
- латунный прут длиной 1 м., диаметром 5 мм (180 руб.м.) – 6 шт. для поддержания деталей,
- металлический уголок 25х25х3 мм (50 руб.м.) – 8 м. для изготовления каркаса,
- краска эмаль – 0,5 кг (100 рублей) для нанесения надписи.
Изготовление деталей можно поручить организациям, специализирующимся на изготовлении воздуховодов для систем вентиляции. В данных организациях имеется специальное оборудование для резки, сварки, пайки, прокатки и гнутия металла. А самое главное, имеется опыт по изготовлению сложных узлов и переходов в системах вентиляции. Как правило, стоимость работ по изготовлению подобной индивидуальной продукции и её монтаж равен шестикратному размеру стоимости материалов. Таким образом, с учётом цен на сегодняшний день стоимость памятника не превысит 30 000 рублей.
Памятник из бетона:
Для изготовления памятника нам потребуется
- около 0,8 куб.м. бетона (2500 руб.куб.м.) – для заливки фундамента и изготовления деталей,
- арматура 10 мм (30 руб.м.) – 20 м. для связки фундамента и закрепления деталей,
- краска эмаль – 0,5 кг (100 рублей) для нанесения надписи.
Изготовление деталей можно поручить предприятиям ЖБИ (железно-бетонных изделий) либо скульптурным мастерским, имеющим опыт изготовления подобных изделий. Помимо всего прочего, изготовление деталей потребует изготовления форм из гипсовых материалов, что потребует затрат гипсового материала, в 2 раза превышающий объем бетона. Так как данный памятник является эксклюзивной продукцией, стоимость изготовления и монтажа уточнялась в скульптурной мастерской и колеблется на сегодняшний день от 45 000 до 60 000 рублей.
Как видно из приведённых расчётов, наиболее приемлемый вариант – изготовить памятник из листового металла.
Необходимые средства мы частично можем заработать сами, продавая на ярмарках поделки и вышивки, сделанные своими руками, частично нас обещали поддержать родители, выступив нашими спонсорами, обещал оказать помощь предприниматель и меценат станицы Азовской, руководитель торговой компании «Монарх и К» Александр Владимирович Гущенко. Надеемся, что в День славянской письменности и культуры 24 мая 2014 г. памятник будет открыт.
Приглашаем всех на его открытие!
Заключение
Русская пунктуация может рассматриваться как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле она включает основные знаки препинания. Это знаки, завершающие предложение (точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие), знаки «середины» предложения (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие), парные знаки (двойная запятая, двойное тире, скобки, кавычки).
Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно представить себе жизнь сегодня.
Знаки препинания возникли из потребности разделения письменного текста на смысловые отрезки. Первые знаки препинания обозначали паузы в письменном тексте, но, по мере развития письменности, в особенности после введения и распространения книгопечатания, система пунктуации развивалась и усложнялась, но русский язык от этого только выиграл. Богатая пунктуация русского языка делает его самым красивым языком мира. Разнообразие интонационных оттенков позволяет ему, по признанию многих учёных-лингвистов и литераторов, быть самым поэтичным языком в мире.
Изучение пунктуации даёт возможность нам понять её процессы, осмыслить постановку тех или иных знаков препинания и грамотно применять на письме. Наверное, как и сам язык, пунктуация с течением времени будет меняться, ведь это живой материал, который реагирует на время.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
- в теоретической части работы раскрыто понятие «Русской пунктуации», изучена история возникновения знаков препинания, дана их классификация и характеристики;
- выявлены существующие памятники знакам пунктуации, алфавиту и русскому языку;
- гипотеза исследования подтверждается результатами анкетирования и тестирования;
- разработан проект памятника знакам препинания;
- выбраны два наиболее приемлемых варианта для изготовления памятника;
- произведён расчёт средств, необходимых на материалы и работу по изготовлению и установке памятника;
- определены источники финансирования.
А закончить свое исследование нам хотелось бы, пожалуй, самым могучим аргументом в пользу необходимости и незаменимости знаков препинания: если бы их не было, то никто бы набор букв, из которых состоит наша работа, просто не смог бы, а скорее, и не стал бы читать!
Список использованных источников
Приложение 1
Анкета «Испытываешь ли ты трудности в употреблении знаков препинания?»
Отметь то, что соответствует твоим возможностям в употреблении знаков препинания
Знак препинания | Очень трудно | Трудно | Не очень трудно | Легко |
Точка | ||||
Запятая | ||||
Вопросительный знак | ||||
Восклицательный знак | ||||
Двоеточие | ||||
Точка с запятой | ||||
Кавычки | ||||
Тире | ||||
Скобки | ||||
Многоточие |
Приложение 2*
Знак препинания | Очень трудно | Трудно | Не очень трудно | Легко | ||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Точка | 21 | 21 | ||||||
Запятая | 3 | 3 | 6 | 5 | 12 | 13 | ||
Вопросительный знак | 21 | 21 | ||||||
Восклицательный знак | 3 | 2 | 5 | 4 | 11 | 11 | 2 | 4 |
Двоеточие | 5 | 4 | 11 | 11 | 5 | 6 | ||
Точка с запятой | 13 | 11 | 6 | 7 | 2 | 3 | ||
Кавычки | 4 | 3 | 5 | 4 | 9 | 8 | 3 | 6 |
Тире | 11 | 9 | 7 | 8 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Скобки | 4 | 3 | 8 | 7 | 6 | 7 | 3 | 4 |
Многоточие | 9 | 7 | 6 | 6 | 4 | 4 | 2 | 4 |
* 1 – первое анкетирование
2 – второе анкетирование
[1] C. Гогин. Сакральная буква алфавита//Горизонты сознания, 2009, № 4
[2] Там же
[3] Неформальные достопримечательности. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.etovidel.net/sights/city/perm/id/triumfalnaia_arka_iz_breven. Дата обращения 12.09.2013
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Яблоко
Мост из бумаги для Киры и Вики
Сказка об осеннем ветре