Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем современного общества. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном и младшем школьном возрасте. В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессии возрос. Но многие вопросы, связанные с агрессивным поведением детей остаются открытыми. Для поиска ответа на некоторые вопросы проведено это исследование.
Вложение | Размер |
---|---|
lizina_rabota.docx | 37.17 КБ |
муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 |
Почему дети агрессивны и жестоки? |
Выполнила:
Ученица 4 «Б» класса
Еськова Елизавета.
Руководитель:
Учитель начальных классов
Высшей квалификационной категории
Королева Г.И.
Урюпинск - 2013
Содержание.
Введение.
Глава 1. Понятие и причины детской агрессии.
Глава 2. Мои исследования детской агрессии.
2.1. Изучение проявления агрессии на примере учащихся своей школы.
2.2. Профилактика агрессивного поведения младших школьников.
Заключение.
Приложение.
Список литературы.
Введение.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем современного общества. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном и младшем школьном возрасте. В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессии возрос. Но многие вопросы, связанные с агрессивным поведением детей остаются открытыми. Для поиска ответа на некоторые вопросы проведено это исследование.
Актуальность работы:
Давно известен факт существования детской агрессии и жестокости. Наблюдая за своими одноклассниками, учениками в школе, подростками на улице, часто вижу жестокое отношение друг к другу. Почему дети такие агрессивные и жестокие? Я считаю, что это одна из серьезных проблем на сегодняшний день.
Гипотеза:
В младшем школьном возрасте в основном преобладает вид физической агрессии.
Цель:
Дать характеристику детской агрессии и агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Методы исследования:
Наблюдение, эксперимент, изучение литературы, опрос, анкетирование, обобщение.
Практическая значимость:
Результаты исследования могут быть использованы на классных часах, родительских собраниях, внеклассных мероприятиях.
Глава 1. Понятие и причины детской агрессии.
Что влияет на детскую агрессивность? Ее провоцирует несколько факторов:
Ведущий теоретик социального учения американский психолог А. Бандура считает, что дети усваивают агрессивную манеру поведения, наблюдая за действиями взрослых и отмечая последствия этих действий. Провоцирует агрессивное поведение и массовая культура. Все исследования подтверждают: нет большего зла в современном мире, чем телевидение и пресса, возбуждающие низменные инстинкты людей. Установлено, что наблюдение детьми насилия по телевизору:
Это страшно. Наилучшие школы, гуманная педагогика, любящие учителя бессильны перед этим злом.
На агрессивное поведение наших детей значительное влияние оказывает их игры с оружием. Получая игрушечный пистолет или нож, ребенок и получает установку по их применению: обезвредить противника. Причини ему боль, решай свои проблемы с помощью силы. Стрельба из игрушечных луков, арбалетов, пистолетов, автоматов идет настоящая; известны случаи тяжелых увечий. В одном из экспериментов после игры с оружием дети с большой готовностью разрушали постройку из кубиков, сделанную другим ребенком. В школу многие дети приходят с готовностью разрушить.
В целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным, в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно – агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха может стать направление агрессии против самого себя. Аутоагрессия может проявляться по – разному, например в саморазрушительных фантазиях, в робости или идеях самонаказания.
В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению к более слабым ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Проявление агрессивного поведения школьников друг к другу в ряде случаев становится серьезной проблемой. Резко негативная реакция учителей и родителей на подобное поведение зачастую не только не уменьшает агрессивность детей, но, напротив, усиливает ее, поскольку служит косвенным доказательством силы и независимости последних. Тем не менее именно учитель, его авторитет и умение открыто выражать свое отношение к агрессивному поведению побуждает детей выбирать более социально одобряемые формы поведения.
Известно, что агрессивное возбуждение и поведение нарастает в группах. Группы сильно действующие возбудители. То, что ребенок никогда не сделал один, в группе он может сделать и скорее всего сделает. Групповое давление относится не только к наиболее сильным, но и наиболее значимым.
Учителю начальной школы приходится распознавать и корректировать многие виды и способы проявления детской агрессивности. Он должен правильно определить источник агрессивных побуждений и поступков, найти адекватные способы их коррекции. Вид агрессивного поведения часто указывает на причины, его вызвавшие. Связав их вместе учитель получит важную информацию.
Причины и виды агрессивности:
Среди агрессивных детей отчетливо выделяются три группы, которые различаются:
Остановимся на описании этих типов.
Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Они, как правило, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи); их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. Такие дети активно стремятся к контактам со сверстниками; получив внимание партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Чаще всего они используют физическую агрессию (прямую или косвенную)в ситуации привлечения внимания их поведение носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер; их враждебное действие быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовностью сотрудничать с ними. Наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. По данным социометрического обследования, дети этой группы имеют весьма невысокий статус в группе сверстников – их либо не замечают и не воспринимают всерьез, либо избегают. По словам сверстников, такие дети «все ломают», «всегда мешают», «ничего не слушают». Данные психологического обследования показывают, что такие дети значимо отличаются от других (как обычных, так и агрессивных) следующим:
Такие дети обычно игнорируют нормы и правила поведения (как в игре, так и вне игры), ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат, однако эти эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойное состояние. Все эти данные позволяют предположить, что в данном случае мы имеем именно дело с некоторым отставанием в общем психическом развитии ребенка. Его обостренная потребность во внимании и в признании сверстников не можетреализоваться через традиционные формы детской деятельности, и в качестве средства самоутверждения и самовыражения он использует агрессивные действия. Этот вариант детской агрессивности можно назвать импульсивно- демонстративным, поскольку главная задача ребенка здесь – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.
Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средства достижения какой – либо конкретной цели – нужного им предмета, или ведущей роли в игре, или выигрыша и своих партнеров. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом в любой деятельности они стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. В отличие от предыдущей группы, они не стремятся привлечь к себе внимание сверстников. Как правило ,эти дети пользуются популярностью в группе сверстников, а некоторые выходят на положения лидеров. Среди всех форм агрессивного поведения у них чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания. По результатам обследования, эти дети обладают следующими особенностями:
Дети этой группы хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: « он первый начал», «он сам лезет», «я не виноват». Положительная оценка взрослого ,несомненно, важна для них. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; их способ действия представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели. Например, выталкивая с лошадки товарища, мальчик заявляет» « а что мне делать, я тоже хочу играть, а он мне мешает». Данный вид агрессивности детей можно назвать нормативно – инструментальным.
В третью группу входят дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой либо видимой цели ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижения сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных актов составляет прямая физическая агрессия. Их действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Например, без всякой видимой причины ребенок хватает другого за волосы и бьет головой о стену или толкает с лестницы и со спокойной улыбкой наблюдает крики и слезы своей жертвы. Обычно такие дети выбирают для своих агрессивных действий одну – две постоянные жертвы – более слабых детей. Не способных ответить тем же. Чувство вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упреки и осуждения взрослых они отвечают: « ну и что!», « и пусть ему больно», « что хочу, то и делаю». Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации они рассматривают как угрозу и посягательства на свои права.
По результатам психологического обследования эти дети имеют:
Глава 2. Мои исследования детской агрессии.
2.1. Изучение проявления агрессии на примере учащихся своей школы.
Многие мои одноклассники, ребята на улице дерутся, обзываются, ведут себя жестоко по отношению к друг к другу. Наблюдая за ними, я стала думать от чего это происходит? Отчего дети такие агрессивные жестокие? Я решила провести исследование. Меня очень заинтересовала эта тема. Безусловно, агрессия у детей проявляется неспроста.
Мое исследование состояло из нескольких пунктов. Сначала я решила выяснить причины агрессии с точки зрения медицины. Для этого я встретилась с врачом психотерапевтом Швечиковой Т. Н.
Татьяна Николаевна рассказала, что у детей младшего школьного возраста в основном преобладает вид физической агрессии. Иногда агрессия у детей является отклонением в психическом развитии. Также большую роль в проявлении агрессии играет семья, средства информации, взаимоотношения в школьном коллективе.
Свое исследование я решила провести на одноклассниках. Я поговорила со школьным психологом Супрун Т.А. Она мне рассказала , что в младшем школьном возрасте агрессия бывает в виде физической агрессии. Агрессия чаще всего проявляется по отношению к более слабым ученикам в форме насмешек, драк, ругательств. Среди агрессивных детей выделяются три группы. В первую группу входят те дети, которые громко кричат, ругаются, никого не слушают, всегда мешают. Ко второй группе относятся дети, которые используют агрессию как норму поведения в общении со сверстниками. Такие дети чаще всего являются лидерами, не отличаются особой жестокостью. Дети этой группы хорошо знают правила поведения, но постоянно нарушают их. Когда нарушают правила, то оправдываются: « он первый начал», « он сам лезет». К третьей группе относятся те дети, для которых нанесение вреда как самоцель. Им нравится причинять боль другим, более слабым. Нормы и правила поведения они игнорируют. Такие дети мстительны и злопамятны. Я решила выяснить к какой группе относятся мои одноклассники и какой вид агрессии преобладает. Сначала я вместе с учителем провела диагностическое исследование по методике «Рисунок несуществующего животного». (см. приложение)
Протокол диагностического исследования.
Количество детей | Дата | Методика |
23 чел. | 15.12.2011 | Несуществующие животные |
Количественно – качественный анализ.
Также провела анкетирование. (см. приложение)
Вопросы | ответы | |
да | нет | |
1.Есть ли в классе жестокие дети? | 25% | 75% |
2.Есть ли ребята, которых обижают? | 15% | 85% |
3.Дружишь ли ты с теми, кого часто обижают? | 70% | 30% |
4.Обижали ли тебя, когда-нибудь? | 90% | 10% |
5.Хотелось ли остановить обидчиков? | 80% | 20% |
6Надо ли бороться с жестокостью и агрессией? | 100% | 0% |
В результате анкетирования в 3 «Б» классе выявлено непонимание некоторых учащихся одноклассниками. Чтобы выяснить какую роль играет семья в возникновении агрессии, также провела анкетирование одноклассников и их родителей. (см. приложение)
Вот анкетные данные:
Непоследовательность родителей приводит к озлоблению, агрессии. Обидные насмешки, шлепки, бесконечные запреты – все это ожесточает детей. Проблемой детской агрессии также является недостаток воспитания.
С помощью руководителя составила анкету – опросник и с ее помощью изучила мнение жителей нашего города на примере 20 человек.
Вопросы | Ответы | |
да | нет | |
1.Существует ли проблема детской агрессии? | 70% | 10% |
2.Влияют ли отношения в семье на агрессивное поведение? | 50% | 20% |
3.Влияет ли школа на развитие агрессии у детей? | 40% | 30% |
4.Можно ли бороться с детской агрессией? | 80% | 15% |
5.Влияет ли СМИ на развитие агрессии у детей младшего школьного возраста? | 90% | 5% |
2.2. Профилактика агрессивного поведения младших школьников.
Чтобы привлечь внимание одноклассников к этой проблеме, я помогла учителю подготовить классный час на тему «Детская жестокость». На классный час пригласили настоятеля храма Покрова Богородицы о.Серафима. Он рассказал о взаимоотношениях между людьми, об уважении, любви к ближнему. Христианская мораль призывает любить каждого человека.
Совместно с учителем разработала несколько памяток для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения. (см. приложение)
Планирую дальше вместе с учителем работать над коррекцией и профилактикой агрессии в своем классе.
Заключение.
В ходе работы с литературными источниками, беседами с родителями, одноклассниками, собран интересный материал о проявлении детской агрессии. Проведя исследование, я пришла к выводу, что причинами детской агрессии является: семья, средства массовой информации, школа.
Воспитательно – профилактическая деятельность не может ограничится лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления требует неблагоприятная среда.
Я считаю, что мое исследование дает ориентир для коррекционной работы с агрессивными детьми. Главное помочь увидеть друг в друге интересного человека.
Завершив работу над исследованием, я пришла к выводу, что гипотеза верна и доказана. Цель моей работы достигнута.
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Рисуем "Ночь в лесу"
Тигрёнок на подсолнухе
Как нарисовать зайчика
Нарисуем попугая цветными карандашами