Влияние компьютера на здоровье ученика
Вложение | Размер |
---|---|
kompyuter_i_zdorove_tekst.doc | 73.5 КБ |
МБОУ ООШ д. Кшанны
МР Аургазинский район РБ
К о м п ь ю т е р и
з д о р о в ь е
Исследовательскую работу выполнила ученица 6 класса
МБОУ ООШ д. Кшанны
Мухарметова Айгуль Г.
Руководитель:
учитель информатики
Хусаинова Г. Р.
2013
Цель работы:
Задачи:
Оглавление
1. Введение
2. Основные вредные факторы при работе за компьютером.
2.1 Сидячее положение
2.2. Электромагнитное излучение
2.3. Перегрузка суставов кистей рук
2.4. Повышенная нагрузка на зрение
2.5. Стресс при потере информации.
3. Исследование влияния компьютера на учащихся нашей школы.
3.1. Анкетирование
3.2. Интерпретация результатов исследования
4. Рекомендации при работе на компьютере.
5. Правила безопасности при работе на компьютере
6. Заключение.
7. Список используемой литературы.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему при встрече люди желают друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. К сожалению, обычно мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем. Возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Десять лет назад только половина подростков 15-16 лет имели опыт общения с компьютером, сейчас учащиеся начальной школы уже имеют некоторые пользовательские навыки. Наше исследование показало, что компьютер вытесняет из жизни некоторых детей чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или компьютерных игр. Сидя за компьютером, дети забывают о времени, перестают замечать дискомфорт или усталость.
Это и не удивительно, ведь для ребёнка компьютер – это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений. Но нужно помнить, что компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому встаёт вопрос: компьютер – друг или враг здоровью?
2. Основные вредные факторы при работе за компьютером.
Я предлагаю вам ознакомиться со следующей печальной статистикой.
Сейчас в России практически не рождаются здоровые дети. На каждую тысячу родившихся малышей до 900 имеют какие-либо врожденные дефекты. Среди первоклашек последних лет 90-95% уже обременены «букетом» хронических болезней, а сколько еще прибавится за 11 школьных лет!
Не секрет, что на состояние здоровья сильно влияет всеобщая компьютеризация, и целью нашего исследования является выяснение того, как компьютер влияет на здоровье и как уменьшить его вредное воздействие на организм.
«Нельзя допустить, чтобы за достижения цивилизации человек платил своим здоровьем!»
Но сначала давайте уточним, а что такое здоровье?
- Здоровье – это когда тебе хорошо.
- Здоровье – это когда ничего не болит.
- Здоровье – это красота.
- Здоровье – это сила.
По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит на 50% от образа жизни, на 17-20% от социальных и природных условий, на 17-20% от особенностей наследственности, на 8-9% от эффективности работы органов здравоохранения.
Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.
Почти все мы имеем компьютер и проводим за ним немало времени. Какие же основные, вредные факторы воздействуют при этом на человека?
- Сидячее положение в течение длительного времени.
- Электромагнитное излучение.
- Перегрузка суставов кистей рук.
- Повышенная нагрузка на зрение;
- Стресс при потере информации.
Рассмотрим эти факторы по отдельности.
2.1. Сидячее положение
Человек за компьютером сидит в расслабленной позе, однако вследствие статичности она является вынужденной и неприятной: напряжены мышцы шеи, головы, рук, спины. Результатом напряжения мышц и относительной статичности позы может стать остеохондроз, а у детей – сколиоз. При длительном сидении за компьютером между сиденьем стула и телом развивается эффект теплового компресса, что приводит к застою крови в тазовых органах, а в свою очередь это может привести к серьезным заболеваниям.
Чтобы уменьшить это вредное воздействие, необходимо каждый час вставать из-за компьютера и проделывать комплекс упражнений.
Демонстрация упражнений
2.2. Электромагнитное излучение
Вопрос о воздействии электромагнитного излучения на организм человека сложен, ему посвящены тысячи научных трудов. Результаты свидетельствуют о вредном воздействии этого излучения на организм человека. Конечно, современные мониторы стали гораздо безопаснее для здоровья, чем кинескопы десятилетней давности, однако полностью защитить человека они не в состоянии. К чему же приводит электромагнитное излучение? Ученые считают, что самое минимальное воздействие заключается в общем снижении иммунитета у человека, и он становится уязвимым для вредных вирусов и бактерий.
2.3. Перегрузка суставов кистей рук
В пальцах рук вследствие постоянных ударов по клавишам возникает ощущение слабости, онемения и «мурашек» в подушечках. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
Это заболевание называется карпальный туннельный синдром (сокращенно КТС). И именно им в настоящее время страдают пользователи персонального компьютера, которые помногу часов совершают однообразные мелкие движения руками. Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению КТС, достаточно каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнять комплекс упражнений для кистей рук.
Демонстрация комплекса упражнений
2.4. Повышенная нагрузка на зрение
Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более на мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Это связано с тем, что изображение на экране складывается не из непрерывных линий как на бумаге, а из отдельных светящихся и мерцающих точек. В результате глаза начинают слезиться, появляется головная боль, двоение изображения и другие нарушения. Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром». Избежать его поможет следование основным правилам гигиены зрения.
Комфортное рабочее место.
Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего стола. Компьютер должен быть укомплектован хорошим монитором с правильной настройкой.
Гимнастика для глаз.
Необходимо каждый полчаса делать гимнастику для глаз.
2.5. Стресс при потере информации
Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии важной информации. А ведь и вирусы не дремлют, и жесткие диски самых лучших фирм могут сломаться, и случайно можно нажать не на ту кнопку. В результате стресса, вызванного потерей важной информации, случались даже инфаркты. Длительная работа за компьютером приводит к изменениям в высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах организма. Людям, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни и закомплексованность.
Мы провели анкетирование учащихся нашего класса, чтобы исследовать, как они работают за компьютером и не опасно ли это для их здоровья.
3. Исследование влияния компьютера на учащихся нашей школы
3.1. Анкетирование учащихся.
3.2. Интерпретация результатов исследования
В исследовании приняло участие 40 учащихся с 5-9 класс. По результатам проведенного анкетирования выяснилось, что 75% учащихся имеют дома компьютер; 95% учащихся умеют работать на нем, при этом 34 % учащихся начали работать на компьютере с 6-9 лет, 50% - с 10-12 лет.
Нормой считается, если учащийся проводит за компьютером 3 часа в день. Среди участников анкетирования ежедневно проводят за компьютером не более 3 часов – 53%, от 4-10 часов – 40%, не работают каждый день – 3% учеников.
В компьютерные игры играют 100% учащихся, постоянно играют – 50%, от 4 до 10 часов – 30% учеников.
Среди опрошенных 32 % учеников заявили, что им трудно оторваться от игры. Это может свидетельствовать о возможности возникновения компьютерной зависимости. К первым ее признакам относится следующее:
- ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
- провел хотя бы одну ночь у компьютера;
- прогулял школу – сидел за компьютером;
- приходит домой и сразу садится за компьютер;
- забыл поесть, умыться (раньше такого не было);
- пребывает в плохом настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
- конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Около 32% учащихся отметило, что посещают игровые залы, что также свидетельствует о возникновении компьютерной зависимости.
Компьютер предпочли спорту 15% человек, а общению с другом – 5%;
0% учащихся выбрало чтение книги и 90% прогулку вместо компьютера; а 5% учеников ответил, что непосредственному общению они предпочитают общение через компьютер.
Нарушение зрения наблюдается в нашем классе у 20% учащихся, но гимнастику для глаз делают только 11%.
4. Рекомендации при работе на компьютере.
5. Правила безопасности при работе на компьютере
1. Соблюдай время регламентированных перерывов.
2. При работе на компьютере периодически делай гимнастику. Гимнастика для глаз помогает сохранить зрение.
3. Соблюдай нормы температуры, влажности, освещенности в помещении с ПЭВМ.
4. Оберегай компьютер от источников тепла.
5. Оберегай компьютер от механических повреждений и жидкостей.
Интерес учащихся к компьютеру огромен, и нужно направить его в полезное русло. Компьютер должен стать для них равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Он, с одной стороны, - помощник в учёбе, а в дальнейшем и в работе, а с другой стороны - творец сказочных миров и отважных героев, друг, с которым нескучно. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть мир огромных возможностей.
Выводы по исследованию.
Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводят за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе и психических.
«Нельзя допустить, чтобы за достижения цивилизации человек платил своим здоровьем!»
Агния Барто. Сережа учит уроки
Серебряное копытце
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Огонь фламенко
И тут появился изобретатель