Исследовательская работа "Исследование жизненного пути моей бабушки" проведена ученицей 4 класса Колесовой Елизаветой в 2013 году. Ученица исследовала жизненный путь бабушки, финки по нацоинальности, семья которой пережила период сталинских репрессий, военные годы. Работа заняла первое место в муниципальном конкурсе исследовательских работ учащихся начальных классов, принимала в аналогичном краевом конкурсе.
Вложение | Размер |
---|---|
zhiznennyy_put_moey_babushki.doc | 580.5 КБ |
комитет троицкого района
алтайского края по образованию
мКоу «петровская средняя общеобразовательная школа»
исследование жизненного пути моей бабушки
исследовательская работа
Выполнила: Колесова Елизавета Андреевна,
ученица 4 класса
Руководитель: Колесова Елена Александровна,
учитель начальных классов
2013
Содержание
Введение 3
в первой половине 19 века
I. 1. Великое княжество Финлянское 5
I. 2. Сталинские политические репрессии 6
III. 1. Родители и их жизнь в далёкой Финляндии 8
III. 2. Раннее детство 9
III. 3. Война и послевоенные годы 11
III. 4. Трудовая жизнь 13
Выводы 15
Литература 16
Приложения 17
Введение
Для каждого человека семья - это самое ценное, что есть в жизни. Человек должен не только знать родственников, но и знать историю своего рода. История семьи - это корни, без которых человек не может существовать.
Однажды в разговоре между членами нашей семьи я узнала, что у моих сестёр и у меня кроме русских есть «финские корни». Я была очень удивлена этому. Сразу возник вопрос: кто же у нас финн, папа или мама? Выяснилось, что в нашей семье папа наполовину русский, наполовину финн. А бабушка (папина мама) – финка.
Мне стало очень интересно, как и когда моя бабушка попала в Россию? А может быть, она родилась здесь? Как складывалась её жизнь?
Задумываясь над этими вопросами, я решила провести исследование.
Целью моей работы явилось изучение жизненного пути моей бабушки Колесовой (Вяхясарья) Синикки Эмильевны. Я предположила, что история её жизни является отражением жизни страны.
Для достижения этой цели определены задачи:
Объект исследования - жизненный путь моей бабушки. Предмет исследования – конкретные факты её жизни и жизни родителей бабушки.
Мое исследование актуально и своевременно. Некоторые ребята из моего класса не знают отчества своих родителей, не могут вспомнить день рождения дедушки или бабушки. Великий художник В.М. Васнецов говорил, плох тот народ, который не знает, не ценит и не любит своей истории. Такой народ не имеет прошлого и обречён на забвение [3]. Поэтому нужно и важно обращаться к своим истокам.
I. 1. Великое княжество Финлянское
В состав Российского государства с 1809 по 1917 года входило Великое княжество Финлянское.
В 1917 году в России свершилась октябрьская революция, которая провозгласила власть рабочих и крестьян. В декабре этого же года Финляндия стала независимой. В России с 1917 года шла борьба между «белыми» (теми, кто поддерживал царя и самодержавие) и «красными» (теми, кто поддерживал крестьян, рабочих и республику). В Финляндии тоже обострилась борьба между «красными», которых поддерживала Советская Россия, и «белыми», которые поддерживали немецкий порядок управления. В этот период развернулась Гражданская война, как в России, так и в Финляндии. При этом действия финляндских «белых» и «красных» не ограничивались территорией своего государства. В конце марта 1918 года отряды финских «белых» вошли в Северную Карелию (территория России). Эта война получила название Первой советско-финской войны [4]. Она закончилась 14 октября 1920 года. Была и Вторая советско-финская война, которая закончилась 21 марта 1922 года. Противостояние «красных» и «белых» существовало в Финляндии, которое вылилось в Третью советско-финскую войну в 1939 году.
I. 2. Сталинские политические репрессии
С 1924 года по 1953 год руководителем Союза Советских Социалистических республик Иосиф Виссарионович Сталин. Он был человеком очень подозрительным, не доверял никому – даже самым близким людям.
В сталинские времена в стране царили страх и подозрительность. Проходили репрессии, которые назывались «сталинскими». Репрессия – это карательная мера, наказание, которое применяется государством. Очень многих людей арестовывали, сажали в тюрьмы и лагеря, расстреливали. Ни один человек не мог быть уверен, что ночью к нему не придут для того, чтобы арестовать как «врага народа» [1].
Тюрьмы, лагеря, расстрелы – всё это нужно было для того, чтобы люди беспрекословно подчинялись и не смели выражать своё недовольство.
Пик сталинских репрессий пришёлся на 1937-1938 годы. За это время было арестовано 1 575 259 человек, из них 681 692 человека приговорены к расстрелу [4].
Исследование проводилось в ноябре 2013 года.
Изучение основных фактов жизни бабушки и её родителей проводила с помощью метода интервьюирования. Применяла свободное интервью. Для этого была сформулирована одна часть вопросов (приложение 4). Их задавала бабушке. В ходе беседы возникали другие, по ситуации. Все ответы записывала.
Для извлечения дополнительной и подтверждающей информации о событиях жизненного пути бабушки изучала её личный архив (документы, фотографии).
III. 1. Родители и их жизнь в далёкой Финляндии
Моя бабушка Колесова Синикка Эмильевна по национальности финка и её девичья фамилия Вяхясарья. Родители моей бабушки жили в Финляндии ( фото 1).
Фото 1. Прадедушка Эмиль и прабабушка Хильда
Они жили своей семьёй, и у них было двое дочерей: Эйла и Эйне. Отец Эмиль Густавович, мой прадедушка, был коммунист (фото 2).
Фото 2. Коммунистическая организация (мужской ряд, 8 - й справа)
Мать, Хильда Карловна, моя прабабушка, была членом молодёжной коммунистической организации. Из-за этого прадедушка попал в «волчьи списки». Это значит, что если прадедушка устраивался на работу, то через несколько дней его увольняли. Это происходило на всех работах. Поэтому он принял решение нелегально уйти в Россию. Он так и сделал, а прабабушка осталась в Финляндии.
III. 2. Раннее детство
В 1931 году прадедушка перешёл границу. В СССР прадедушку отправили на 2 месяца на карантин. А потом отправили на работу на Беломоро- Балтийский канал.
В 1932 году прадедушка Эмиль написал письмо в Финляндию. После него прабабушка Хильда со своим братом Ленардом и двумя дочерьми тоже нелегально перешли границу. Прабабушку сразу отправили в Ленинград в тюрьму, дочерей в детские дома. Такая мера нужна была для установления места нахождения прадедушки и оформления документов. Когда всё уладилось, семья соединилась, и они отправились с село Соломенное под Петрозаводском в Карелии. О брате прабабушки Ленарде ничего не было известно.
В 1933 году родилась моя бабушка Синикка (фото 3)
Фото 3. Семья в 1933 году (бабушка на руках)
После её рождения семья уехала в Интерпосёлок. Прадедушка работал на строительстве домов бригадиром. Дома строили на сваях. Дедушка и ещё один рабочий построили себе дом на два хозяина. Жили хорошо, дружно. Но в один момент всё изменилось.
В 1937 году при строительстве очередного дома кто-то спросил прадедушку: «Сколько простоит этот дом?» Он ответил так: «Сколько советская власть будет, столько и дом простоит». Он имел в виду, что дом также крепок, как и Советская власть. Но его слова были истолкованы по-другому. За это арестовали моего прадедушку, объявив «врагом народа», якобы он сомневается в долговечности Советской власти.
Бабушке было 3 года, но она помнит, что каждый вечер к ним приезжали люди в кожаных куртках и требовали, одеть детей и уйти из дома. Но прабабушка этого не делала. Тогда эти же люди придумали по-другому выжить их из квартиры. Они объявили, что будут травить тараканов в соседней квартире и у них. И что нужно всем покинуть помещение. Так бабушкина семья осталась без дома. Их поселили в монастырскую уборную. Прабабушка Хильда сделала ремонт, и семья стала там жить. После выселения целых полгода прабабушку никуда не брали на работу. Она работала, где придётся и у того, кто попросит что-то сделать.
III. 3. Война и послевоенные годы
В 1939 году прабабушке сказали, что её муж Эмиль Густавович умер. Но никаких документов ей не предоставили. Она решает узнать, пишет письма в разные инстанции, но ответа не приходит.
В этом же году семью отправляют подальше от границы в леспромхоз Карелии на заготовку леса. Там они прожили до 1941 года, до начала Великой Отечественной войны. Отсюда нужно было эвакуироваться. Их, как семью «врага народа», решают эвакуировать в последнюю очередь, не сажают на отходящую баржу. Прабабушку с детьми отправили на поезде. По дороге поезд попал под бомбёжку (обстрел). А потом когда ехали, по одну сторону поезда были немцы, по другую – русские.
Моя бабушка очень напугалась. Ей тогда было почти 8 лет. После всех этих событий она целый год лежала, не могла подняться.
Семью привезли сначала в Новосибирск, а потом в колхоз «Красная поляна» под Ленинск – Кузнецком (Новокузнецком). Работали сутками. Здесь же бабушка Синикка пошла в школу в 1942 году.
В колхозе «Красная поляна» прожили до конца войны, до 1945 года и вернулись опять в Карелию в совхоз «Восход». Здесь бабушка закончила 4 класса. А в 1947 году объявился прабабушкин брат Ленард и позвал их к себе в Тульскую область. И опять поехала семья на новое место, и опять прабабушка работала, не покладая рук. А бабушка Синикка училась (фото 4), здесь её даже приняли в пионеры. Она закончила 7 классов на «4» и «5».
Фото 4. В Тульской области в школе (с пионерским галстуком)
И в 1951 году поехала поступать в Агрометеорологический техникум. К сожалению, бабушку как дочь «врага народа» не приняли, а отдали предпочтение другим желающим учиться. Она поплакала и по совету старшей сестры в 18 лет пошла работать. Работала везде, где только можно было: и на чайной плантации, и в шахте. Но везде что-то мешало, не складывалось. На чайной плантации бригадир строил ей козни: записывал вместо двух принесенных корзин чайного листа одну и тем самым вынудил её уволиться. После года работы в шахте вышел указ всех женщин «выдать на гора», то есть запретить работать в шахтах. Бабушку сократили.
III. 4. Трудовая жизнь
После смерти И.В.Сталина старшая сестра моей бабушки уехала жить на Сахалин. После всех неудач на материке бабушка Синикка и прабабушка Хильда уезжают на Сахалин в посёлок Тунгор. Здесь моя бабушка стала работать вахтовым способом кочегаром в котельной (фото 5, 6).
Фото 5. На вахту Фото 6. Кочегар
Она вышла замуж за моего деда Колесова Георгия Леонтьевича, родила сына. Жизнь налаживалась. Но в 1959 году была авария в котельной и моя бабушка сильно обгорела. В этот же период начались сердечные приступы.
В 1964 году родился второй сын – это мой папа Колесов Андрей Георгиевич.
А в 1966 году прабабушке Хильде на Сахалин в Тунгор приходит официальное свидетельство о смерти моего прадедушки Эмиля (Приложение 1). И в это же время семья получила справку о реабилитации Вяхясарья Эмиля Густавовича (Приложение 2).
Проблемы со здоровьем обострялись с каждым годом. Бабушку переводят на лёгкий труд. До 1983 года она работала кассиром в поселковом Доме культуры (фото 7)
Фото 7. С коллегой из ДК (слева)
Почти всю свою сознательную трудовую жизнь бабушка провела на Сахалине. Позже она вместе со своей матерью и семьёй сына (моего папы) уезжает на материк. Только теперь в Иркутскую область, а затем в Алтайский край. В этот период, 1995 году мою прабабушку Хильду Карловну и бабушку Синикку Эмильевну признают пострадавшими от Сталинских репрессий.
Почти всю жизнь моя бабушка прожила без отца, а прабабушка без мужа (она не вышла больше замуж). Было очень трудно. Они обе работали на благо родины, для победы, для восстановления страны. У них обеих есть награды (Приложение 4).
Прабабушки Хильды сейчас уже нет. Бабушка Синикка живёт с нами, ей 79 лет. И хотя она уже такая пожилая, с ней очень интересно поговорить. Потому что она много читает и поэтому много знает. Единственное о чём жалеет моя бабушка, это о том, что не удалось учиться дальше, после школы, для получения профессии.
Выводы
Таким образом, в ходе проведения моего исследования я получила ответы на свои вопросы. Родители моей бабушки, Вяхясарья Хильда Карловна и Эмиль Густавович, - финны, и они вынуждены были уехать из Финляндии. Моя бабушка Колесова (Вяхясарья) Синикка Эмильевна родилась уже в нашей стране.
Результаты проведенного исследования подтверждают предположение, что жизнь моей бабушки является отражением жизни страны. Изучив и описав факты жизни бабушки и её родителей, я убедилась в том, что их жизненный путь как представителей финского народа был очень нелегким, во многом даже трагичным. В хронике жизни близких мне людей прослеживаются значительные этапы истории нашей страны (тогда СССР): сталинские репрессии, несправедливое отношение к семьям репрессированных. И в то же время я поняла, что моя бабушка достойно справлялась со всеми жизненными невзгодами.
Я рада тому, что нам вместе с ней удалось сделать небольшой шаг в прошлое. Я люблю свою бабушку. Мне очень хочется, чтобы она не болела и жила долго – долго, ведь нам есть ещё, о чём поговорить! Это моя главная страница из большой истории нашей семьи!
Мне хочется познакомить своих одноклассников с биографией моей бабушки, Колесовой (Вяхясарья) Синикки Эмильевны на классном часе, посвящённому Дню семьи, который празднуется 15 мая.
В дальнейшем я планирую изучить историю жизни моего прадедушки по маминой линии Ашихина Алексея Давыдовича, ветерана Великой Отечественной войны.
Литература:
Приложение 1
Свидетельство о смерти
Приложение 2
Справка о реабилитации
Приложение 3
Справки о признании пострадавшими от политических репрессий
Приложение 4
Награды за труд
Приложение 5
Вопросы интервью
Растрёпанный воробей
У меня в портфеле
Пчёлки на разведках
Как нарисовать лимон акварелью
Свадьба в Малиновке