Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья...... Малоподвижный образ жизни представляет угрозу для всего организма, так как недостаток мышечной работы замедляет работу практически всех органов.
Вложение | Размер |
---|---|
dvizhenie_-_eto_zhizn.doc | 159.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Заволжский
Пугачевского района Саратовской области»
Движение – это здоровье.
Автор работы:
Макаров Виктор, ученик 8 класса
Научный руководитель:
Ушакова Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
2013г.
Содержание
Введение стр. 3 – 5
1. 1. Движение – это здоровье стр. 5-6
1. 2. Организация работы по сохранению
и укреплению здоровья школьников стр. 6
2. Результаты проведённых исследований
2. 1. Занятость учащихся физической культурой и спортом стр. 6 – 8
2. 2. Распределение учащихся по группам здоровья стр. 8
2. 3. Распределение учащихся по группам
для занятий физической культурой стр. 9
2. 4. Общая заболеваемость учащихся 7-11 классов
в 2012-2013 уч. году стр. 9-10
здоровью стр. 10-11
Заключение стр. 11-12
Список литературы стр. 13
Приложение стр. 14
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием «здоровье» обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.
Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% - от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.
По современным представлениям в понятие «здоровый образ жизни», как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию ( недостаток двигательной активности ) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей.
На одном из Всероссийских форумов видный русский педиатр И.М. Воронцов как-то сказал: “Ребенок здоров настолько, насколько он хорошо развит”. И, действительно, в категории “здоровый ребенок” сопряжены два понятия: здоровье и развитие. То есть, здоровье ребенка – это итог его развития. А нормальное развитие ребенка невозможно без двигательной активности.
В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации активно поднимают вопрос о том, что двигательная активность подрастающего поколения стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодёжи.
Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. «По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится стабильно на «4» и «5», проводит за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов; шестиклассник – 3 – 4 часа; старшеклассник – 6 и более часов». Уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11 %.
Родители в последние годы всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё чаще отдаляются от детских проблем,
а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется компьютер, за которым подросток проводит более двух - трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора .
Такой малоподвижный образ жизни не только приводит к усталости органов зрения и слуха, головным болям, но и становится нормой существования.
Снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма и мозга кислородом, снижению работоспособности, повышается риск сердечно – сосудистых заболеваний. Ребёнок становится вялым и раздражительным.
Малоподвижный образ жизни представляет угрозу для всего организма, так как недостаток мышечной работы замедляет работу практически всех органов. Не случайно дети, которые мало занимаются физическими упражнениями, болеют чаще тех, кто занимается ими регулярно.
В нашей школе ведется большая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Работают спортивные секции, проводятся Дни здоровья, различные соревнования, динамические паузы.
В прошлом году, когда проходила у нас школьная конференция, я выбрал себе тему для работы: «Движение – это жизнь».
В ходе работы над проектом я провел анкетирование среди учащихся 7-11-х классов и выяснил, что те дети, которые ведут активный образ жизни, мало болеют. Меня заинтересовал этот факт, и я решил заняться этой проблемой более серьёзно.
Цель работы:
- выявить влияние двигательной активности на состояние здоровья детей.
Задачи:
1. Изучить литературу по данному вопросу
2. Провести анкетирование учащихся 7-11-х классов
3. Проанализировать школьную базу данных по состоянию здоровья учащихся и на основании полученных данных сделать выводы.
Гипотеза: если у детей высокая двигательная активность, то их здоровье намного лучше, чем у сверстников, ведущих малоподвижный образ жизни.
Методы: анкетирование и анализ.
1. ВЫСОКАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ – ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ
1.1. Движение – это здоровье
В методическом пособии Н. Н. Куинджи «Валеология: Пути формирования здоровья школьников» отмечается, что «движение – это видовое свойство человека: благодаря движению человек сохранился как биологический вид». Используя это качество, он находил себе пищу, спасался от врагов, познавал окружающий мир, тренировал тело и совершенствовал работу мозга. Таким образом, мы видим, что эволюция человека на всех этапах осуществлялась в неразрывной связи с его активной мышечной деятельностью.
Также интересны факты, приведённые в журнале «Простые и полезные истины» издательства «Физкультура и спорт». Вот некоторые из них. В специальном исследовании кроликам одну из их конечностей клали в гипс и таким образом не позволяли им активно двигаться. И что же ? У кроликов, лишённых движения, значительно уменьшились размеры жизненно важных органов – печени, почек, селезёнки и даже сердца. То же самое может произойти и с человеком, так как мышечная деятельность оказывает влияние на внутренние органы человека.
Нью – йоркское страховое общество обследовало 100 тысяч своих клиентов и пришло к выводу: у тех, кто занимается физическим трудом или спортом, смертность от сердечно – сосудистых заболеваний втрое меньше, чем у людей, ведущих малоподвижный образ жизни.
Многие великие учёные, деятели искусств, писатели любили обдумывать свои мысли во время пеших прогулок. Не случайно ещё Аристотель проводил уроки со своими учениками, прогуливаясь по территории школы.
1.2. Организация работы по сохранению и укреплению здоровья школьников
В «Методике комплексной оценки и организации системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников» М. М. Безруких отмечает, что в оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения потребности школьника в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности в объёме не менее двух часов. Такой объём двигательной активности слагается из участия школьников в проведении физкультминуток, подвижных игр на переменах, уроков физической культуры, внеклассных спортивных занятий, общешкольных соревнований и дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.
Здоровье, физическое воспитание и суточная двигательная активность ребёнка тесно взаимосвязаны. Здоровье в значительной мере определяется уровнем привычной двигательной активности.
Повышение двигательной активности увеличивает мышечные сокращения, что способствует выработке в организме большего количества лейкоцитов – защитных телец в крови - которые борются с заболеваниями, повышая иммунитет.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЁННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Занятость учащихся физической культурой и спортом
В ходе исследования было проведено анкетирование 59 учащихся 7-11 классов ( см. приложение, анкета № 1). При опросе они должны были отметить те формы занятий физической культурой, которыми занимаются. Данные представлены в таблице.
Рассматриваемый аспект | Класс 7 ( 17 чел. ) | Класс 8 ( 8чел. ) | Класс 9 (19 чел.) | Класс 10 (7чел.) | Класс 11 (8 чел.) | |||||
1. Утренняя гимнастика | 6 | 35 % | 4 | 50 % | 11 | 58% | 5 | 71% | 4 | 50% |
2. Уроки физической культуры | 17 | 100 % | 8 | 100 % | 19 | 100% | 7 | 100% | 8 | 100% |
3. Занятия в спортивных секциях | 5 | 29 % | 6 | 75 % | 5 | 26% | 2 | 29% | 5 | 63% |
4. Самостоятельные занятия физической культурой | 14 | 82 % | 6 | 75 % | 12 | 63% | 5 | 71% | 7 | 88% |
5. Участие в школьных спортивных мероприятиях | 11 | 65 % | 8 | 100 % | 17 | 89% | 7 | 100% | 8 | 100% |
Анализ результатов показывает, что все учащиеся классов задействованы в спортивных мероприятиях, проводимых в школе во время учебного процесса. Однако число учащихся, занимающихся физической культурой во внеурочное время ( спортивные секции, школьные спортивные мероприятия ) выше в 8 и 11 классах . Таким образом, мы видим, что у учащихся 8,11 классов более высокая двигательная активность и более низкая посещаемость подготовительной группы здоровья. Таким образом, занятия физической культурой и спортом благотворно влияют на здоровье учащихся, уменьшается число часто болеющих детей.
2.2. Распределение учащихся по группам здоровья
На основании банка данных по состоянию здоровья учащихся был проведён анализ распределения учащихся по группам здоровья, по группам для занятий по физической культуре, по общей заболеваемости.
Анализ показывает, что в 8 и 11 классе количество детей, имеющих I группу здоровья ( практически здоровые ) больше, чем в других классах.
2.3. Распределение по группам для занятий физической культурой
Результаты представлены в диаграмме № 3.
Анализ показывает, что в 8, 11классах практически все учащиеся относятся к основной физкультурной группе. В 9 и 7 классе есть учащиеся, которые входят в спец. мед. группу.
2.4. Общая заболеваемость учащихся 2012 – 2013 уч. году
Как видно из диаграммы общая заболеваемость учащихся 8 и 11 классов ниже, чем в 7,9 и 10 классах.
Учащиеся 8 и 11 классов более устойчивы к различным заболеваниям, что является следствием повышения защитных сил организма ( иммунитета ) в связи с более высокой двигательной активностью.
Таким образом, полученные результаты подтвердили гипотезу о положительном влиянии высокой двигательной активности на здоровье учащихся.
2.5. Отношение учащихся 7-11 классов к своему здоровью
Для более глубокого изучения рассматриваемого в работе вопроса учащимся было предложено назвать виды самостоятельных занятий физической культурой. Вот наиболее распространённые ответы: прогулки на свежем воздухе, туристические и лыжные походы с родителями. Высоко оценивают учащиеся школьные спортивные мероприятия: турпоход «В гостях у леса», игру «Зарничка», соревнования «Веселые старты», День защиты детей и др. Для того, чтобы помочь ребёнку сохранить его здоровье, не нужно организовывать что – то особенное. Всё в комплексе: спортивные занятия в школе, выполнение двигательного режима с друзьями и родителями, посещение спортивных секций – не только сохраняет и укрепляет здоровье подростка, но и помогает сформировать положительное отношение к своему здоровью.
Я провел анкету (см. приложение № 1) в 7-11 классах из «Методики комплексной оценки и организации системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников» М. М. Безруких. Нужно было оценить перечисленные условия в зависимости от того, какие из них они считают наиболее важными в жизни, проставляя баллы от 8 ( самое важное ) до 1 ( наименее важное ). Самым важным назвали условие быть здоровым:
7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
53% | 50% | 63% | 43% | 50% |
Таким образом, видно, что ребята 9 класса более высоко оценивают здоровье как одну из важных жизненных ценностей, однако показатель их участия в физкультурно-оздоровительной работе намного ниже.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе анализа изученной литературы и результатов проведённых исследований я пришел к следующим выводам.
По современным представлениям в понятие «здоровый образ жизни», как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Малоподвижный образ жизни представляет угрозу для всего организма, т. к. недостаток мышечной работы замедляет работу практически всех органов. Не случайно дети, которые мало занимаются физическими упражнениями, болеют чаще тех, кто занимается ими регулярно.
При анкетировании учащихся 7-11 классов на предмет их занятости физической культурой и спортом, выяснилось, что учащиеся 8 и 11 классов ведут более подвижный образ жизни. А число учащихся, посещающих подготовительную и спец.мед.группу , выше в 7, 9 и 10классах, т. к. они ведут менее активный образ жизни, больше болеют.
Анализ банка данных по состоянию здоровья учащихся показал, что в 8 и 11 классах количество детей, имеющих I группу здоровья больше, чем в 7,9 и 10.
По итогам 2012 – 2013 уч. года общая заболеваемость учащихся 8 и 11 классов ниже, чем в 7,9 и 10 классах. Учащиеся 8 и 11 классов более устойчивы к различным заболеваниям, что является следствием повышения защитных сил организма ( иммунитета ) в связи с более высокой двигательной активностью.
Ребята 9 класса более высоко оценивают здоровье как одну из важных жизненных ценностей, однако показатель их участия в физкультурно-оздоровительной работе намного ниже.
Таким образом, подтвердилось мое предположение о том, что высокая двигательная активность положительно влияет на здоровье ребёнка.
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
АНКЕТА № 1
Укажите, пожалуйста, формы занятий физической культурой и спортом, которыми вы занимаетесь:
1. утренняя гимнастика
2. уроки физической культуры
3. занятия в спортивных секциях
4. самостоятельные занятия физической культурой
АНКЕТА № 2
Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Оцени их, проставив баллы от 8 ( самое важное ) до 1 ( наименее важное для тебя ).
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Привередница
Выбери путь
Лиса-охотница
За еду птицы готовы собирать мусор