В данной работе проводится попытка исследования роли алтайских купцов в развитии российского предпринимательства.
Вложение | Размер |
---|---|
delovye_lyudi_altaya.docx | 39.75 КБ |
delovye_lyudi_altaya.docx | 39.89 КБ |
Алтайские купцы на Ирбитской ярмарке
исследовательская работа
«Развитие торгового бизнеса. 200-летие ярмарочной торговли в Алтайском края»
Выполнила:
ученица 9 «А» класса
МБОУ «СОШ №1»
Кухаренко Дарья
Оглавление
Введение с.3
Глава 1. Торговля алтайских купцов на Ирбитской ярмарке с.4-9
Заключение с.10
Список использованной литературы и источников с.11
Введение
Сегодня, как никогда ранее, велик интерес к фигуре предпринимателя и его роли в экономической, общественной и культурной жизни нашей страны. Особый интерес представляет собой период второй половины XIX века, когда реформы Александра II ликвидировали многие препятствия на пути развития предпринимательства, и в России шел процесс активного формирования буржуазии.
На мой взгляд, феномен русского купечества, как главного предпринимательского сословия пореформенной России, которое являлось основой отечественной буржуазии, нуждается в детальном рассмотрении. Изучение исторического опыта предпринимательства имеет не только познавательное, но и практическое значение. Ведь обращение к опыту торговой деятельности русского купечества может оказать существенную помощь и предпринимателям настоящего.
Целью моей исследовательской работы является изучение деятельности алтайских купцов на Ирбитской ярмарке. Данная цель конкретизируется следующими задачами:
- определить значение Ирбитской ярмарки в торговой деятельности алтайских купцов;
- рассмотреть перечень товаров, предлагаемых купцами к продаже;
- проанализировать условия и процесс торговли на Ирбитской ярмарке.
Глава 1. Торговля алтайских купцов на Ирбитской ярмарке
На протяжении всего XIX века Ирбитская ярмарка была важным звеном торговой сети Российской империи и занимала второе место по торговым оборотам, уступая лишь Нижегородской ярмарке. Значение Ирбитской ярмарки определялось сложившемся в XIX веке разделением труда: Сибирь в этот период времени являлась развитым районом сельскохозяйственного и кустарного производства. В условиях огромной протяженности территории, отсутствия железных дорог Ирбитская ярмарка была для сибирских купцов основным пунктом сбыта продукции сельского хозяйства и промыслов, а также закупки промышленных товаров для местных рынков.
В торговле на Ирбитской ярмарке принимали участие наиболее крупные и богатые купцы. Отправка и провоз товара на Ирбитскую ярмарку занимали не только много времени, но и требовали значительных расходов.
Следует отметить, что Ирбит находился в 1674 верстах от Барнаула, в 1700 верстах от Бийска и 2200 верстах от Чуи, в стороне от ведущего сухопутного тракта - Московского и судоходных рек. Доставка товаров осуществлялась водно-сухопутным или санным путем. Сами купцы редко следовали за торговым караваном, обычно они обгоняли его в пути, прибывая в Ирбит раньше. С развитием частного пароходства купцы стали отправлять товары водным путем. Доставка водой была дешевле. Купцы стремились до замерзания рек доставить товар в Тюмень по рекам Обь, Тобол, Тура, а из Тюмени - санным путем до Ирбита.
Дешевизна водных перевозок побуждала купцов продлить водный путь до самого Ирбита, но река Ница, на которой стоял Ирбит, была мелководной, и первые рейсы по половодью положили конец попыткам купцов использовать водный путь от Тюмени до Ирбита.
Торговая деятельность алтайских купцов предусматривала обязательное участие в торговле на Ирбитской ярмарке. В период функционирования Ирбитской ярмарки пустели лавки в городах, затихали обсуждения в городских думах: все крупные купцы отправлялись в Ирбит за товарами.
Механизм заготовки товаров на месте производства описан в исторической литературе[1]. Важную роль в этом процессе играли местные ярмарочные цепи. Открытие и распределение ярмарок на территории округа производилось и контролировалось губернской властью. При создании новых ярмарок устанавливались твердые сроки их функционирования с учетом времени уже существующих. Так, возникали районные ярмарочные цепочки, в которых ярмарки работали в строгой очередности: по окончании одной начиналась другая. Торговцы могли поочередно посещать все ярмарки одной ярмарочной цепочки, везя с одной на другую нераспроданные промышленные товары и скупая сельскохозяйственную продукцию и кустарные изделия.
Правильная подготовка скупленного товара к продаже в значительной мере определяла возможности повышения цен при продаже на ярмарке и давала преимущество в условиях жесткой конкуренции. Основная работа состояла в сортировке и укупорке товаров и занимала много времени. Например, алтайский орех различался по качеству как собственно алтайский (более низкого качества) и бийский. Высшим сортом алтайского ореха являлся так называемый красный орех, растущий на южных склонах Алтайских гор, низшим сортом считался черный орех. Правильная сортировка и укупорка орехов не только позволяла быстрее продать товар, но и создавала репутацию купца в Ирбите.
Торговля на Ирбитской ярмарке по степени участия купцов в торговле и объему торговых операций была многоступенчатой. Можно выделить три типа (ступени) торговли. Первый тип: продажа мелкооптовых партий поставщиками с мест. Второй тип: конкуренция между оптовиками и торговые операции с крупными партиями товара. Третья тип: отправка оптовых партий для дальнейшей перепродажи в Москву, Санкт - Петербург, Нижний Новгород.
Следует отметить, что большинство алтайских купцов участвовали в торговле лишь на первой ступени (начиналась в 20-х числах января и заканчивалась 10 февраля). Купцы стремились закупить как можно больше товаров по более низкой цене и быстрее отправить их до места, так как «в конце года, по их мнению, привозной товар истощается, и чем скорее его доставить с ярмарки, тем выгоднее»[2]. Если привезенный ими товар в краткие сроки сбыть не удавалось, купцы оставляли его на хранение до ярмарки следующего года.
Условия торговли на Ирбитской ярмарке на протяжении рассматриваемого периода не изменялись. Главной трудностью для приехавших купцов являлось отсутствие информации о спросе и ценах на товары.
На первой ступени торговли алтайские купцы попадали под давление посреднической деятельности агентов крупного капитала, занимавшихся скупкой товара: «…Появились точно выросшие из земли маклеры-татары, шныряя из дома в дом и выведывая у приехавших сюда сибиряков о количестве привоза пушнины и цен на нее» [3].
Интересен тот факт, что алтайские купцы редко вели торговлю из специально предназначенных для этого торговых мест на ярмарочной площади. В главном торговом помещении - гостином дворе содержали лавки только торговцы свечами (бийский купец Петр Андреевич Рулев, сыновья барнаульского купца Дмитрия Никифоровича Сухова).
Кроме лавок в свечном ряду, алтайские торговцы снимали места в таборе для хранения кож и овчин. Постоянным арендатором являлся бийский купец Иван Степанович Шестаков[4]. Остальные купцы использовали право торговли на ярмарке из своих или частных домов, с взиманием пошлины за право торговли на ярмарке в размере 4% от стоимости проданного товара. Многие купцы имели собственные дома, где вели торговлю и хранили остатки товаров в промежутках между ярмарками.
За первые дни торговли на ярмарке товары алтайских купцов скупались крупными оптовыми купцами для дальнейшей перепродажи. При этом крупные скупщики стремились взять инициативу в свои руки, опередить конкурентов купить максимальное количество товара, чтобы затем диктовать свои цены. Например, на ярмарке 1896 года весь алтайский мед и бийский орех были скуплены екатеринбургским торговцем М.П. Корольковым[5].
В 1880 году было проведено исследование состава торговцев на Ирбитской ярмарке. Они были разделены на 3 группы: «привозители» товара; покупатели товара; «привозители» и покупатели товара (одновременно). Из Барнаульского и Бийского округов приехал 51 человек (Барнаул, Бийск, Красный Яр, Хабары, Локоть, Змеиногорск, Куянча и др.). Особенностью алтайского купечества являлось сочетание в одном лице скупщика и продавца товаров.
Со второй половины XIX в. алтайские купцы через Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки вышли на крупнооптовую торговлю. Ведущая торговая цепочка передвижения товаров, составным звеном которой являлась Ирбитская ярмарка, выглядела следующим образом: Москва - ярмарки Нижегородская-Крестовоздвиженская-Ирбитская-Петропавловская, города Екатеринбург-Тюмень.
Однако немногие алтайские купцы перепродавали товары и отправляли их к местам спроса, большинство ограничивалось торговлей на Ирбитской ярмарке. Скупка товаров находилась в руках торговых представителей крупных фирм, заводов и фабрик. Преимущественно благодаря их деятельности алтайские товары поступали к местам потребления: подсолнечное масло - в Москву, щетина - в Устюг, воск - в Казань, Тобольск, пушнина - в Европу и Америку. Большие партии заячьего меха поступали через Ирбит в Польшу и на Украину.
Основу товаров с Алтая на Ирбитской ярмарке составляло сельскохозяйственное сырье для перерабатывающей промышленности. Традиционными товарами являлись также мед, воск, кедровые орехи, пушнина, в особенности шкурки белки и сурка. С начала 80-х годов алтайские торговцы начинают привозить в Ирбит хлеб в зерне.
Алтайский округ являлся главным поставщиком воска для епархиальных заводов - Екатерининского, Тобольского, Архангельского, Вятского. Главные алтайские торговцы воском (Суховы, Рулевы, змеиногорский купец Кукушкин) торговали и готовыми свечами. Но по мере образования епархиальных свечных заводов в России частная торговля свечами падала, так как церкви было рекомендовано брать свечи исключительно с епархиальных складов Екатеринбурга, Перми, Вятки и т.д. Поэтому алтайский воск к концу XIX века шел на изготовление свечей для епархиальных заводов, где он проходил обработку: выбеливание и окраску. Воском и медом на Ирбитской ярмарке торговали купцы из Бийского округа (Т.Ф. Алексеев, И.С. Андреев, П.В. Воробьевский, И.А. Жарков, М.А. Притчин, М.Д. Рождественский).
Вторую группу алтайских товаров составляла пушнина: белка, беличий хвост, сурок, лисица, соболь, куница, заяц. Крупнейшими поставщиками пушнины на Ирбитскую ярмарку являлись: Т.Г. Бодунов, В.В. Воронцов, В.И. Голев, В.Н. Державин, П.С. Сбитнев, А.С. Зорин, А.Ф. Кошкин, Т.Н. Кузьмин, И.И. Татаринцев, А.А. Усов, А.П. Фирсов и др.
В ассортименте алтайских купцов были и товары скотоводства: топленое сало, сливочное масло, кожи, щетина, лошади и рогатый скот. Но в отличие от торговли медом, воском, орехами и пушниной, алтайские купцы в этой отрасли не могли конкурировать с другими сибирскими купцами (тюменскими, тобольскими, омскими). В 1881 году жировыми товарами на Ирбитской ярмарке торговали 15 барнаульских купцов: И. Афонин, И. Белышев, Г. Тарасов, И. Удонов, Д. Сухов, С. Сбитнев, П. Мишуков, Е. Строганов, С. Малянин, В. Голев, А. Морозов, М. Сычев, С. Архипов, Ф. Долгов, Ф. Быков; 13 бийских купцов: А. Кривченцов, В. Пархаев, И. Шестаков, А. Карпов, В. Осипов, Я. Тырышкин, Е. и П. Сафроновы, П. Захаров, Н. Стародубов, К. Меньшиков, Н. Фирсов, В. Паршин и один змеиногорский купец А. Карпов.
Заключение
Подводя итоги, мне хотелось бы обратить внимание на тот факт, что при недостаточной изученности ярмарочной торговли Сибири мало уделяется внимания связям местных рынков с крупнейшими ярмарками России того периода, значению их для формирования торгового капитала, источникам закупки определенных партий товаров, месту Ирбитской ярмарки в процессе формировании сибирского рынка. Без решения этих вопросов нельзя представить размах и размеры торговли алтайских купцов, источники накопления капиталов, место и роль алтайских купцов в складывании торговых связей и формировании всероссийского рынка.
Список использованной литературы и источников
Литература
1. Миронов Б.Н. Внутренний рынок России во второй половине ХVШ - первой половине XIX в. Л., 1981. 543 с.;
2. Рожкова М.К. К вопросу о значении ярмарок во внутренней торговле дореформенной России первой половины XIX в.//Исторические записки. Т. 54. М., 1955. С.306-307. 485 с.;
3. Щеглова Т. В.Территориальное размещение ярмарок в Алтайском округе и их значение в крестьянском хозяйстве//Географические проблемы Алтайского края. Барнаул, 1991. С. 33-36.;
4. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб., 2001. 361 с.
Источники
Щеглова Т.К. О движении алтайских товаров на Ирбитской ярмарке во второй половине Х1Х-начале XX в.//Предпринимательство в Сибири: Материалы науч. конф. Барнаул, 1994.
[1] Щеглова Т. В.Территориальное размещение ярмарок в Алтайском округе и их значение в крестьянском хозяйстве//Географические проблемы Алтайского края. 1991. С. 33.
[2] Там же
[3] Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб., 2001. С. 126
[4] Там же
[5] Миронов Б.Н. Внутренний рынок России во второй половине ХVШ - первой половине XIX в. Л., 1981. С. 89
Алтайское купечество
исследовательская работа
«Развитие торгового бизнеса. 200-летие ярмарочной торговли в Алтайском края»
Выполнила:
ученица 9 «А» класса
МБОУ «СОШ №1»
Богданова Анастасия
Оглавление
Введение с.3
Глава 1. Деятельность алтайских купцов с.4-9
Заключение с.10
Список использованной литературы и источников с.11
Введение
Сегодня, как никогда ранее, велик интерес к фигуре предпринимателя и его роли в экономической, общественной и культурной жизни нашей страны. Особый интерес представляет собой период второй половины XIX века, когда реформы Александра II ликвидировали многие препятствия на пути развития предпринимательства, и в России шел процесс активного формирования буржуазии.
На мой взгляд, феномен русского купечества, как главного предпринимательского сословия пореформенной России, которое являлось основой отечественной буржуазии, нуждается в детальном рассмотрении. Изучение исторического опыта предпринимательства имеет не только познавательное, но и практическое значение. Ведь обращение к опыту торговой деятельности русского купечества может оказать существенную помощь и предпринимателям настоящего.
Целью моей исследовательской работы является изучение деятельности алтайских купцов на Ирбитской ярмарке. Данная цель конкретизируется следующими задачами:
- определить значение Ирбитской ярмарки в торговой деятельности алтайских купцов;
- рассмотреть перечень товаров, предлагаемых купцами к продаже;
- проанализировать условия и процесс торговли на Ирбитской ярмарке.
Глава 1. Торговля алтайских купцов на Ирбитской ярмарке
На протяжении всего XIX века Ирбитская ярмарка была важным звеном торговой сети Российской империи и занимала второе место по торговым оборотам, уступая лишь Нижегородской ярмарке. Значение Ирбитской ярмарки определялось сложившемся в XIX веке разделением труда: Сибирь в этот период времени являлась развитым районом сельскохозяйственного и кустарного производства. В условиях огромной протяженности территории, отсутствия железных дорог Ирбитская ярмарка была для сибирских купцов основным пунктом сбыта продукции сельского хозяйства и промыслов, а также закупки промышленных товаров для местных рынков.
В торговле на Ирбитской ярмарке принимали участие наиболее крупные и богатые купцы. Отправка и провоз товара на Ирбитскую ярмарку занимали не только много времени, но и требовали значительных расходов.
Следует отметить, что Ирбит находился в 1674 верстах от Барнаула, в 1700 верстах от Бийска и 2200 верстах от Чуи, в стороне от ведущего сухопутного тракта - Московского и судоходных рек. Доставка товаров осуществлялась водно-сухопутным или санным путем. Сами купцы редко следовали за торговым караваном, обычно они обгоняли его в пути, прибывая в Ирбит раньше. С развитием частного пароходства купцы стали отправлять товары водным путем. Доставка водой была дешевле. Купцы стремились до замерзания рек доставить товар в Тюмень по рекам Обь, Тобол, Тура, а из Тюмени - санным путем до Ирбита.
Дешевизна водных перевозок побуждала купцов продлить водный путь до самого Ирбита, но река Ница, на которой стоял Ирбит, была мелководной, и первые рейсы по половодью положили конец попыткам купцов использовать водный путь от Тюмени до Ирбита.
Торговая деятельность алтайских купцов предусматривала обязательное участие в торговле на Ирбитской ярмарке. В период функционирования Ирбитской ярмарки пустели лавки в городах, затихали обсуждения в городских думах: все крупные купцы отправлялись в Ирбит за товарами.
Механизм заготовки товаров на месте производства описан в исторической литературе[1]. Важную роль в этом процессе играли местные ярмарочные цепи. Открытие и распределение ярмарок на территории округа производилось и контролировалось губернской властью. При создании новых ярмарок устанавливались твердые сроки их функционирования с учетом времени уже существующих. Так, возникали районные ярмарочные цепочки, в которых ярмарки работали в строгой очередности: по окончании одной начиналась другая. Торговцы могли поочередно посещать все ярмарки одной ярмарочной цепочки, везя с одной на другую нераспроданные промышленные товары и скупая сельскохозяйственную продукцию и кустарные изделия.
Правильная подготовка скупленного товара к продаже в значительной мере определяла возможности повышения цен при продаже на ярмарке и давала преимущество в условиях жесткой конкуренции. Основная работа состояла в сортировке и укупорке товаров и занимала много времени. Например, алтайский орех различался по качеству как собственно алтайский (более низкого качества) и бийский. Высшим сортом алтайского ореха являлся так называемый красный орех, растущий на южных склонах Алтайских гор, низшим сортом считался черный орех. Правильная сортировка и укупорка орехов не только позволяла быстрее продать товар, но и создавала репутацию купца в Ирбите.
Торговля на Ирбитской ярмарке по степени участия купцов в торговле и объему торговых операций была многоступенчатой. Можно выделить три типа (ступени) торговли. Первый тип: продажа мелкооптовых партий поставщиками с мест. Второй тип: конкуренция между оптовиками и торговые операции с крупными партиями товара. Третья тип: отправка оптовых партий для дальнейшей перепродажи в Москву, Санкт - Петербург, Нижний Новгород.
Следует отметить, что большинство алтайских купцов участвовали в торговле лишь на первой ступени (начиналась в 20-х числах января и заканчивалась 10 февраля). Купцы стремились закупить как можно больше товаров по более низкой цене и быстрее отправить их до места, так как «в конце года, по их мнению, привозной товар истощается, и чем скорее его доставить с ярмарки, тем выгоднее»[2]. Если привезенный ими товар в краткие сроки сбыть не удавалось, купцы оставляли его на хранение до ярмарки следующего года.
Условия торговли на Ирбитской ярмарке на протяжении рассматриваемого периода не изменялись. Главной трудностью для приехавших купцов являлось отсутствие информации о спросе и ценах на товары.
На первой ступени торговли алтайские купцы попадали под давление посреднической деятельности агентов крупного капитала, занимавшихся скупкой товара: «…Появились точно выросшие из земли маклеры-татары, шныряя из дома в дом и выведывая у приехавших сюда сибиряков о количестве привоза пушнины и цен на нее» [3].
Интересен тот факт, что алтайские купцы редко вели торговлю из специально предназначенных для этого торговых мест на ярмарочной площади. В главном торговом помещении - гостином дворе содержали лавки только торговцы свечами (бийский купец Петр Андреевич Рулев, сыновья барнаульского купца Дмитрия Никифоровича Сухова).
Кроме лавок в свечном ряду, алтайские торговцы снимали места в таборе для хранения кож и овчин. Постоянным арендатором являлся бийский купец Иван Степанович Шестаков[4]. Остальные купцы использовали право торговли на ярмарке из своих или частных домов, с взиманием пошлины за право торговли на ярмарке в размере 4% от стоимости проданного товара. Многие купцы имели собственные дома, где вели торговлю и хранили остатки товаров в промежутках между ярмарками.
За первые дни торговли на ярмарке товары алтайских купцов скупались крупными оптовыми купцами для дальнейшей перепродажи. При этом крупные скупщики стремились взять инициативу в свои руки, опередить конкурентов купить максимальное количество товара, чтобы затем диктовать свои цены. Например, на ярмарке 1896 года весь алтайский мед и бийский орех были скуплены екатеринбургским торговцем М.П. Корольковым[5].
В 1880 году было проведено исследование состава торговцев на Ирбитской ярмарке. Они были разделены на 3 группы: «привозители» товара; покупатели товара; «привозители» и покупатели товара (одновременно). Из Барнаульского и Бийского округов приехал 51 человек (Барнаул, Бийск, Красный Яр, Хабары, Локоть, Змеиногорск, Куянча и др.). Особенностью алтайского купечества являлось сочетание в одном лице скупщика и продавца товаров.
Со второй половины XIX в. алтайские купцы через Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки вышли на крупнооптовую торговлю. Ведущая торговая цепочка передвижения товаров, составным звеном которой являлась Ирбитская ярмарка, выглядела следующим образом: Москва - ярмарки Нижегородская-Крестовоздвиженская-Ирбитская-Петропавловская, города Екатеринбург-Тюмень.
Однако немногие алтайские купцы перепродавали товары и отправляли их к местам спроса, большинство ограничивалось торговлей на Ирбитской ярмарке. Скупка товаров находилась в руках торговых представителей крупных фирм, заводов и фабрик. Преимущественно благодаря их деятельности алтайские товары поступали к местам потребления: подсолнечное масло - в Москву, щетина - в Устюг, воск - в Казань, Тобольск, пушнина - в Европу и Америку. Большие партии заячьего меха поступали через Ирбит в Польшу и на Украину.
Основу товаров с Алтая на Ирбитской ярмарке составляло сельскохозяйственное сырье для перерабатывающей промышленности. Традиционными товарами являлись также мед, воск, кедровые орехи, пушнина, в особенности шкурки белки и сурка. С начала 80-х годов алтайские торговцы начинают привозить в Ирбит хлеб в зерне.
Алтайский округ являлся главным поставщиком воска для епархиальных заводов - Екатерининского, Тобольского, Архангельского, Вятского. Главные алтайские торговцы воском (Суховы, Рулевы, змеиногорский купец Кукушкин) торговали и готовыми свечами. Но по мере образования епархиальных свечных заводов в России частная торговля свечами падала, так как церкви было рекомендовано брать свечи исключительно с епархиальных складов Екатеринбурга, Перми, Вятки и т.д. Поэтому алтайский воск к концу XIX века шел на изготовление свечей для епархиальных заводов, где он проходил обработку: выбеливание и окраску. Воском и медом на Ирбитской ярмарке торговали купцы из Бийского округа (Т.Ф. Алексеев, И.С. Андреев, П.В. Воробьевский, И.А. Жарков, М.А. Притчин, М.Д. Рождественский).
Вторую группу алтайских товаров составляла пушнина: белка, беличий хвост, сурок, лисица, соболь, куница, заяц. Крупнейшими поставщиками пушнины на Ирбитскую ярмарку являлись: Т.Г. Бодунов, В.В. Воронцов, В.И. Голев, В.Н. Державин, П.С. Сбитнев, А.С. Зорин, А.Ф. Кошкин, Т.Н. Кузьмин, И.И. Татаринцев, А.А. Усов, А.П. Фирсов и др.
В ассортименте алтайских купцов были и товары скотоводства: топленое сало, сливочное масло, кожи, щетина, лошади и рогатый скот. Но в отличие от торговли медом, воском, орехами и пушниной, алтайские купцы в этой отрасли не могли конкурировать с другими сибирскими купцами (тюменскими, тобольскими, омскими). В 1881 году жировыми товарами на Ирбитской ярмарке торговали 15 барнаульских купцов: И. Афонин, И. Белышев, Г. Тарасов, И. Удонов, Д. Сухов, С. Сбитнев, П. Мишуков, Е. Строганов, С. Малянин, В. Голев, А. Морозов, М. Сычев, С. Архипов, Ф. Долгов, Ф. Быков; 13 бийских купцов: А. Кривченцов, В. Пархаев, И. Шестаков, А. Карпов, В. Осипов, Я. Тырышкин, Е. и П. Сафроновы, П. Захаров, Н. Стародубов, К. Меньшиков, Н. Фирсов, В. Паршин и один змеиногорский купец А. Карпов.
Заключение
Подводя итоги, мне хотелось бы обратить внимание на тот факт, что при недостаточной изученности ярмарочной торговли Сибири мало уделяется внимания связям местных рынков с крупнейшими ярмарками России того периода, значению их для формирования торгового капитала, источникам закупки определенных партий товаров, месту Ирбитской ярмарки в процессе формировании сибирского рынка. Без решения этих вопросов нельзя представить размах и размеры торговли алтайских купцов, источники накопления капиталов, место и роль алтайских купцов в складывании торговых связей и формировании всероссийского рынка.
Список использованной литературы и источников
Литература
1. Миронов Б.Н. Внутренний рынок России во второй половине ХVШ - первой половине XIX в. Л., 1981. 543 с.;
2. Рожкова М.К. К вопросу о значении ярмарок во внутренней торговле дореформенной России первой половины XIX в.//Исторические записки. Т. 54. М., 1955. С.306-307. 485 с.;
3. Щеглова Т. В.Территориальное размещение ярмарок в Алтайском округе и их значение в крестьянском хозяйстве//Географические проблемы Алтайского края. Барнаул, 1991. С. 33-36.;
4. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб., 2001. 361 с.
Источники
Щеглова Т.К. О движении алтайских товаров на Ирбитской ярмарке во второй половине Х1Х-начале XX в.//Предпринимательство в Сибири: Материалы науч. конф. Барнаул, 1994.
[1] Щеглова Т. В.Территориальное размещение ярмарок в Алтайском округе и их значение в крестьянском хозяйстве//Географические проблемы Алтайского края. 1991. С. 33.
[2] Там же
[3] Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб., 2001. С. 126
[4] Там же
[5] Миронов Б.Н. Внутренний рынок России во второй половине ХVШ - первой половине XIX в. Л., 1981. С. 89
Разлука
Рисуем "Ночь в лесу"
Крутильный маятник своими руками
Что общего у травы и собаки?
Тупое - острое