Данная работа представляет собой исследование экспрессивных (выразительных) особенностей синтаксических единиц в рассказах Т. Толстой. Предметом исследования стали синтаксические единицы, наиболее часто встречающиеся в рассказах писательницы и играющие важную роль в создании образа: ряды однородных членов, сложные синтаксические конструкции, словесные ряды, риторические обращения.
Вложение | Размер |
---|---|
ekspressivnyy_sintaksis.doc | 72 КБ |
Экспрессивный синтаксис в прозе Татьяны Толстой.
Введение.
Не менее, чем лексика, в формировании эмоционально-экспрессивной настроенности художественного текста принимает участие синтаксис. Поэтому изучение роли синтаксических единиц в создании художественного образа представляет особенный интерес. В прозаическом тексте разные типы синтаксических конструкций способны выражать сложные мысли и чувства, их оттенки и нюансы, искусно передавать скрытые во внутренней организации конструкции авторскую интонацию и настроение, показывать авторское отношение к описываемому и изображаемому.
Являясь единицей высшего уровня языковой системы, предложение служит средством общения. Организованное определённым образом, оно может стать и кратким мудрым изречением, и афоризмом. Всем нам известны пословицы, основанные на антитезе (Делу время - потехе час), крылатые выражения (У сильного всегда бессильный виноват). Повторы, ряды однородных членов помогают увидеть изображаемое наиболее ярко, объёмно.
Многочленные синтаксические конструкции позволяют выразить разнообразные эмоции, многоплановость мысли, отношение автора к главному герою.
Для усиления ритмичности, стройности, особенной интонации, музыкальности в тексте используется синтаксический параллелизм.
Великие русские писатели высоко ценили и умело применяли разнообразные синтаксические конструкции.
Актуальность данной работы обусловлено вниманием современной лингвистики к проблеме исследования экспрессивной роли синтаксиса в языке русской литературы.
Анализ синтаксических конструкций в прозе Татьяны Толстой даёт возможность определить своеобразие языка писателя и его стилистические задачи на конкретных примерах.
Мною проанализировано 10 рассказов Татьяны Толстой из книги «Река Оккервиль» (М.: Подкова, 2006).
Цель работы: определить экспрессивную роль синтаксических единиц в языке прозы Татьяны Толстой.
Поставленная цель определяет конкретные задачи исследования:
Результаты данного исследования могут быть использованы при изучении творчества Татьяны Толстой на уроках литературы, а также на уроках русского языка.
Глава I.
Понятие об экспрессивном синтаксисе.
Экспрессивный (лат. exspressio – «выразительность») – выразительный.
Для усиления выразительности текста могут использоваться самые разные структурные, смысловые и интонационные особенности синтаксических единиц языка: словосочетаний и предложений, - а также особенности композиционного построения текста, его членение на абзацы, пунктуационного оформления.
Наиболее значимыми выразительными средствами синтаксиса являются:
- синтаксическая структура предложения и знаки препинания;
- специальные синтаксические выразительные средства (фигуры);
- особые приёмы композиционно-речевого оформления текста (вопросно-ответная форма изложения, несобственно-прямая речь, цитирование и т.д.) (Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык. Пособие-практикум для подготовки к единому государственному экзамену. Часть III.: Воронеж: Научная книга, 2006. с.79.)
Глава II.
Роль рядов однородных членов в идейном содержании художественного текста.
Однородные члены предложения широко используются во всех речевых стилях, и стилистические функции однородных членов предложения многообразны.
Примером использования рядов однородных членов может служить фрагмент рассказа Т. Толстой «Самая любимая».
По ночам Ленинград продувает весна. Ветер речной, ветер садовый, ветер каменный сталкиваются, взвихриваются и, соединившись в могучем напоре, несутся в пустых желобах улиц, разбивают в ночном звоне стёкла чердаков, вздымают бессильные сырые рукава белья, сохнущего между стропил; ветры бросаются грудью оземь, взбиваются вновь и уносятся, мча запахи гранита и пробуждающихся листьев, в ночное море, чтобы где-то на далёком корабле, среди волн, под бегучей морской звездой, бессонный путешественник, пересекающий ночь, поднял голову, вдохнул налетевший воздух и подумал: земля.
В данном фрагменте наблюдается последовательное развёртывание рядов однородных членов предложения. Однородные определения речной, садовый, каменный создают неповторимый образ конкретного города. Использование однородных сказуемых сталкиваются, взвихриваются, несутся, разбивают, вздымают придают особый динамизм, усиливают эмоциональную напряжённость, показывая неукротимую силу, мощь природных явлений. Однородные обстоятельства места на далёком корабле, среди волн, под бегучей морской звездой позволяют расширить художественное пространство, перенося читателя за пределы города, в бесконечность морской пучины. Ещё один ряд однородных сказуемых, относящийся уже к другому субъекту действия – человеку, поднял голову, вдохнул налетевший воздух и подумал: земля показывают силу воздействия природы на человека, их тесную связь.
Однородные члены предложения активно используются писательницей для создания портрета героя. Одной из особенностей стиля Толстой является то, что при описании внешности героини или героя, автор как будто складывает портрет из отдельных кубиков, которые иногда появляются один за другим, постепенно создавая целостный образ. Так происходит с героиней рассказа «Самая любимая». Вот как описывается её первое появление:
А одна из машин въедет прямо в ворота, и из распахнувшейся дверцы покажется сначала крепкая пожилая рука с палкой-посохом, затем нога в высоко зашнурованном ортопедическом ботинке, маленькая соломенная шляпа с чёрной лентой и вслед за ними сама улыбающаяся Женечка.
Иногда образ дополняют различного рода материальные предметы: вещи, книги, еда и т.д. С помощью однородных членов создаётся ассоциативный ряд понятий, в центре которого - человек особенный, непохожий на других.
Например, героиня рассказа «Любишь – не любишь» так воспринимается детьми, её воспитанниками: «Ненавидим шляпку с вуалькой, дырчатые перчатки, сухие коржики «песочное кольцо».
Во внешнем облике героинь Толстой немаловажное место занимает шляпа. Она как неотъемлемый атрибут старомодных, немного чудаковатых женщин, предстающих на страницах книги.
Вот как выглядит героиня рассказа «Милая Шура»
Чулки спущены, ноги – подворотней, чёрный костюмчик засален и протёрт. Зато шляпа! Четыре времени года – бульденежи, ландыши, черешня, барбарис – свились на светлом соломенном блюде, пришпиленном к остаткам волос вот такущей булавкой!
Изольда из рассказа «Круг» носит на голове «худосочную вязаную шапочку». «Такие шапочками десятками протягивали приземистые, плотные женщины (…) стопки ворсистых блинов – малиновых, зелёных, канареечных, шевелящихся на ветру…».
Иногда в описании внешности героини два ряда два ряда однородных членов предложения противопоставлены друг другу.
Вот описание внешности Натальи из рассказа «Вышел месяц из тумана».
Родилась – лет пятьдесят назад; назвали Наташей. Имя обещало большие серые глаза, мягкие губы, нежный силуэт, весёлые волосы с искорками. А вышло – толстое, пористое лицо, нос баклажанчиком, унылая грудь и короткие крутые велосипедные икры.
Созданная с помощью однородных членов антитеза делает образ более выразительным, подчёркивает особенность героини.
Вывод: с помощью однородных членов предложения автор точно, лаконично рисует портрет героини или героя, выделяя наиболее значимые отличительные черты. Иногда образ дополняют различного рода материальные предметы: вещи, книги, еда и т.д. С помощью однородных членов создаётся ассоциативный ряд понятий, в центре которого человек особенный, непохожий на других.
Глава III.
Использование словесных рядов.
Словесный ряд – это элемент композиции художественного текста. В словесный ряд входят единицы, объединённые какими-либо общими признаками, например, значением, принадлежностью к архаизмам, просторечию или книжной лексике.
Словесные ряды могут быть выделены по различным признакам. Определение словесный в выражении словесный ряд употребляется в широком смысле. В качестве слагаемых компонентов словесного ряда могут выступать не только слова, но и словосочетания, различные синтаксические модели, тропы, фигуры, а также, по определению академика В.В. Виноградова, разные формы и типы речи.
Словесные ряды в композиции художественного произведения вступают в сложное взаимодействие. Возможны их чередование, взаимопроникновение, параллельное развёртывание, преобразование одного в другой.
Словесные ряды, как правило, бывают прерывными, то есть между составляющими могут располагаться другие единицы текста.(ГоршковА.И.Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. М.: Просвещение, 1997.)
Иногда используемый автором словесный ряд состоит из казалось бы несовместимых грамматически единиц. Например, в рассказе «Свидание с птицей» так описывается героиня Тамила:
Она раскачивалась на чёрном кресле-качалке, нога на ногу, наливала себе из чёрной бутылки, и веки у неё были чёрные и тяжёлые, а рот красный.
Связующим элементом является перечислительная интонация и отнесённость к одному субъекту.
В рассказе «Лилит» словесный ряд состоит из цитат:
Она осталась там, где всегда была – «у моря, где лазурная пена, где встречается редко городской экипаж», там, где «над розовым морем вставала луна», там, где «очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу», там, где море шумит, как мёртвая, покинутая своим обитателем ракушка, где под плеск волн всем белым и нежным, вечным, как соль, снится придуманный дольний мир, обитаемый смертными нами.
Строки из стихотворений поэтов Серебряного века, а также использование романтических образов, символов служит средством характеристики главной героини, которая сохранила особенности мировоззрения, а также внешний облик давно ушедшей эпохи.
Особую выразительность, напряжённость повествованию придаёт смысловая градация. В словаре С.И. Ожегова слово градация толкуется так: последовательность, постепенность в расположении чего-нибудь при переходе от одного к другому.
Словарь-справочник лингвистических терминов Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой даёт следующее толкование слова: стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся ( реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создаётся нарастание (реже ослабление) производимого впечатления.
В рассказе «Самая любимая» смысловая градация используется автором для создания образа главной героини.
…ибо темноглазый мальчик был нем, оттого и пригласили Женечку – жалеть, любить, баюкать, ухаживать, журчать сказками…
Смысловая градация позволяет полнее раскрыть характер главной героини, для которой любить и жалеть значит принимать активное участие в жизни ребёнка, посвящать ему всю себя.
В рассказе «Милая Шура» есть фрагмент, в котором тоже используется смысловая градация.
Но Александра Эрнестовна не растерялась, наняла ребят каких-то чумазых, девиц, вырядила их в шумящее, блестящее, развевающееся, распахнула двери в спальню умирающего – и забренчали, завопили, загундосили, пошли кругами, и колесом, и вприсядку: розовое, золотое, золотое и розовое…
Здесь с помощью градации автор передаёт постепенное нарастание бурного веселья у постели умирающего: от робкого бренчания до пляски, где всё сливается в единое розово-золотое целое.
Глава III.
Изображение внутреннего мира героев произведений Т. Толстой.
Внешне нелепые, герои Татьяны Толстой – люди тонкой душевной организации, мечтательные, часто наивные, ранимые, с богатым воображением, живущие в своём мире, способные видеть и чувствовать прекрасное, погружаться в пучину собственных ощущений и переживаний.
Раскрывая внутренний мир своих героев, автор часто использует риторическое обращение.
Риторическое обращение – это стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. (Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык. Пособие-практикум для подготовки к единому государственному экзамену. Часть III.: Воронеж: Научная книга, 2006. с.83.)
В рассказах Т. Толстой риторическое обращение создает особенную торжественность, является важным элементом композиции.
Герой рассказа «Чистый лист» Игнатьев тяжело переживает болезнь сына и, оставшись наедине со своей тоской, ощущает, как она разъедает его изнутри.
Бедный мой мир, твой властелин поражён тоской. Жители, окрасьте небо в сумеречный свет, сядьте на каменные пороги заброшенных домов, уроните руки, опустите головы – ваш добрый король болен. Прокажённые, идите по пустынным переулочкам, звоните в медные колокольчики, несите плохие вести: братья, в города идёт тоска.
Риторические обращения в данном тексте служат также для создания смысловой градации:
Мир – жители - прокажённые - братья.
Обращение к обобщенному миру постепенно конкретизируется, становится более значимым для героя. Призыв к братьям – это кульминационный момент, когда боль и тоска достигают наивысшей точки.
Глава IV.
Использование сложных синтаксических конструкция для изображения внутреннего мира героя.
В художественной речи представлены все вида предложений, причём нередко преобладание некоторых из них характеризует в известной мере стиль писателя. Например, в прозе А.С. Пушкина преобладают простые синтаксические конструкции. Простота синтаксиса есть и в рассказах Чехова. (Розенталь Д.Э. Русский язык. Справочник-практикум. Москва 2005. с. 651)
В произведениях Татьяны Толстой важную роль играют сложные синтаксические конструкции, с помощью которых автор часто изображает внутренний мир персонажа.
Мечтательный, задумчивый мальчик Петя из рассказа «Свидание с птицей» в своём воображении создаёт целый мир, полный приключений и волшебства.
Прозрачные зелёные океанские волны уже лижут уступы храмов; мечутся смуглые обезумевшие люди, плачут дети… Грабители тащат драгоценные, из душистого дерева сундуки, роняют; развевается ворох летучих одежд… ничего не пригодится, ничего не понадобится, никто не спасётся, всё скользнёт, накренившись в тёплые прозрачные волны.
Динамизм, повышенная экспрессивность текста достигается за счёт использования бессоюзной связи между частями сложного предложения (асиндетона), а повтор (ничего не пригодится, ничего не понадобится) усиливает напряжённость, создаёт ощущение зыбкости, неустойчивости этого мира, разрушенного через мгновение окриком матери.
Чем интереснее, разнообразнее, богаче внутренний мир героев Татьяны Толстой, тем чаще использование сложных синтаксических конструкций.
Героиня рассказа «Вышел месяц из тумана» - скромная учительница географии. Объясняет свой предмет «скучно, путано». Но внутренний мир героини широк и ярок.
«От слова «география» в её голове распахивались просторы: ястреб парит над маковой степью, глухо шумит ночное море, высоко над головой качаются ядовитые лилейные цветы, а в самом низу круглой тяжёлой земли, там, где синяя авоська меридианов стянута в тугой узелок, заиндевевший лыжник вслед за плачущими собачками медленно, вверх ногами бредёт по нежным ледяным полям Земли Королевы Мод».
Перед нами сложное предложение с разными видами связи: союзной и бессоюзной. Бессоюзие помогает усилить изобразительность речи, а использование союзов, а также указательного слова там помогает повысить смысловую значимость, интонационно выделить фрагмент предложения, усилить смысловую нагрузку метафоры: синяя авоська меридианов стянута в тугой узелок.
Глава V.
Использование несобственно- прямой речи
в прозе Т. Толстой.
Широкие стилистические возможности, большая выразительность, эмоциональное богатство и образность заложены в так называемой несобственно-прямой речи. Сущность её заключается в том, что в ней сохраняются в той или иной степени лексические и синтаксические особенности чужого высказывания (подлинные выражения, интонация, порядок слов), манера речи говорящего, но передаётся высказывание не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. (Розенталь Д.Э. Русский язык. Справочник-практикум. Москва 2005. с. 689-690).
В произведениях Татьяны Толстой несобственно-прямая речь является признаком присутствия автора на страницах текста, а также создаёт ощущения подлинности описываемых событий.
Сколько было Соне лет? В сорок первом году – там её следы обрываются – ей должно было исполниться сорок. Да, кажется, так. Дальше уже просто подсчитать, когда она родилась и всё такое, но какое это может иметь значение, если неизвестно, кто были её родители, какой она была в детстве, где жила, что делала и с кем дружила до того дня, когда вышла в свет из неопределённости и села дожидаться перцу в солнечной, нарядной столовой.
Автор как будто ведёт с кем-то разговор, чтобы собрать как можно больше информации об исчезнувшем человеке, как будто опрашивает нескольких очевидцев. Это делает повествование более динамичным, придаёт ему характер интриги.
Выводы:
Результаты анализа, проведённого в работе, позволяют сделать следующие выводы: синтаксические конструкции, используемые в прозе Татьяны Толстой, такие как однородные члены предложения, риторические вопросы, несобственно-прямая речь, словесные ряды, сложные синтаксические конструкции создают неповторимый авторский стиль. Экспрессивные синтаксические конструкции помогают автору в создании образов героев, нелепых, смешных, но при этом тонко чувствующих, с богатым внутренним миром, готовых к самопожертвованию.
Зимний лес в вашем доме
Как я избавился от обидчивости
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Лиса Лариска и белка Ленка
Тупое - острое