Мультимедийная презентация посвящена подвигу детей в годы Великой Отечественной войны.
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 2.45 МБ |
аннотация к работе | 27.5 КБ |
текст сопровождение | 45 КБ |
Слайд 1
Работа учениц 9 «Б»класса МОУ «СОШ №3 с.Алакуртти» Череповой Натальи и Панченко Татьяны. Руководитель: Калошкина О.В. Детство, опаленное войной.Слайд 2
Невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства… Как же жили тогда дети , которых война лишила всего, и даже детства? К чему в те далекие времена стремились наши сверстники и кем хотели стать? Их вовлеки в ненужную и непонятную «взрослую игру», которая длилась четыре долгих и нескончаемых года. Они также как и мы учились в школе, посещали разные кружки: пели танцевали, мастерили. На смену всему этому пришли страшные и темные дни. Скольких мальчишек и девчонок брали в плен, увозили в немецкое рабство, гнали в концлагеря…Некоторым повезло, и они наравне со взрослыми шли воевать, чтобы защищать свою любимую Родину. Детей, оставшихся в тылу тоже не обошла война, затронув своим седым крылом. Они остались живы, но им было ничуть не легче. Они терпели голод и холод, многочасовые вахты у станка без сна и отдыха, теряли родных и близких.
Слайд 3
Самое лучшее предназначение есть защищать свое Отечество. Державин Г. Р. С воинами – фронтовиками постоянно были связаны пионеры и школьники. В своей работе они старались походить на взрослых, прекрасно понимали стоящие задачи, понимали, что только общими усилиями тыла и фронта можно победить немецко-фашистских захватчиков, которые прервали мирную жизнь, лишили не только взрослых, но и детей радости и счастья, они сознавали: для того что бы вернуть прерванную радость, необходимо разгромить врага, а для этого нужно давать действующей армии всё, в чём только она нуждается. И они находили различные, посильные для них способы и средства помощи армии.
Слайд 4
На полях страны… Несмотря на огромные трудности, которые пришлось преодолевать сельским труженикам, все годы войны фронт и тыл обеспечивались сельскохозяйственными продуктами и необходимым сырьём. А обстановка сложилась тяжелейшая уже в первые месяцы войны. Значительная часть мужского населения деревни ушла в действующую армию, и в основном все работы приходилось выполнять женщинам. Поэтому рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сёстрами трудились и самые юные граждане нашей страны – пионеры и школьники сёл и деревень. Более 20 млн. ребят помогали взрослым и за годы войны выработали свыше 585 млн. трудодней. В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали колосья, удобрения, срезали верхушки.
Слайд 5
На заводах… В те дни на заводе можно было видеть многих юношей и девушек, пришедших прямо из школ. В телогрейках и стёганых ватных брюках, в больших не по размеру ботинках на толстой деревянной подошве стояли они на рабочих местах, некоторые на специальных подставках.
Слайд 6
«Мсти за папу!» Это означало, что мальчик или девочка, которые своими маленькими ручонками готовили данный подарок воину, уже остались сиротами. Их папы, защищая Родину и изгоняя фашистов с нашей земли, геройски погибли и никогда уже не вернутся к ним. Когда же в стране развернулось движение по заготовке подарков для воинов – фронтовиков, пионеры и школьники в нём приняли самое активное участие. Как правило, каждая посылка с подарками воинам – фронтовикам сопровождались письмом, которое не могло не задеть душу и сердце бойца или командира. Во многих из них были письма под заголовком “Мсти за папу!”.
Слайд 7
Война наложила свой отпечаток на историю всей страны, не говоря уже о пионерской организации. Узнав, что началась война, многие пионеры- мальчишки и девчонки, несмотря на свой юный возраст, уходили на фронт, в партизанские отряды. За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями. Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова ПИОНЕРЫ - ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.
Слайд 9
Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года». «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.». «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.». «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год». «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год». «Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942» «Умерли все. Осталась одна Таня». Дневник Тани Савичевой.
Слайд 10
Детство, опаленное войной… Из интервью с Лилией Ивановной: «В 1931 году нашу семью выслали из Ленинградской области в город Кировск Мурманской области. Здесь в 1937 году родилась я, здесь началась моя неудачная жизнь.» История семьи Лилии Ивановны похожа на историю многих семей того тяжелого времени. Помимо тяжелейших испытаний военного лихолетья семья Тюниляйнен стала жертвой репрессивной политики. Будучи дважды репрессированными семья все же смогла выдержать все те испытания, которые ниспослала им судьба, хотя это и было нелегко. О своем «опаленном» детстве поведала нам жительница Алакуртти Владимирова Лилия Ивановна (в девичестве – Тюниляйнен ).
Слайд 11
Тяжелые воспоминания… В 1940 году семья Лилии Ивановны была выслана в Пудож, откуда их с мамой эвакуируют в самом начале войны, а мужчин отправят в лагеря, как окажется потом – навсегда. Все долгие четыре года войны женщины семьи Ольга Адамовна, Лилия Ивановна и тетя Хамицевич Елена Дмитриевна скитались вместе. Из интервью с Лилией Ивановной: « Возили по воде в барже по Беломоро-Балтийскому каналу и по железной дороге в товарных вагонах. Были и в Котласе в Харитоново архангельской области… Тяжело вспоминать…Больную возили на темной барже…В 5 лет я перестала ходить…Холод, голод…Болела «водянкой»…Уже все, уходя на работу, открывали дверь и тихо спрашивали: «Жива ещё?». Уже и платье было сшито на смерть. Самое яркое воспоминание: Мама сидит и шьет мне черное платье большими стежками и черными нитками. Я спрашиваю: «Зачем?». Отвечает тихо: «В таком в гроб кладут…» А я жива осталась, и все тяготы войны мы перенесли, сохранив самое главное в душе – веру и надежду!» Война закончилась и привезли семью на станцию Летний Беломорского района. Вот так и поселились они в захудалых домишках без окон и дверей…Так началась мирная жизнь… Отец же из лагерей так и не вернулся. Пробовала Ольга Адамовна искать мужа, да безрезультатно, приходили ответы: «в списках не значится». Из интервью с Лилией Ивановной: «Так и уходит жизнь, с трехлетнего возраста не видела отца, есть фото – сижу на коленях. А больше ничего…» А 21 апреля 1947 года Ольгу Адамовну наградили медалью «За доблестный труд с 1941 по 1945 гг.». Из интервью с Лилией Ивановной: « Помню мама плакала: «Зачем по белому свету гоняли, а теперь – благодарность…»
Слайд 12
Жизнь после войны… Но ведя беседу с Лилией Ивановной, мы не раз замечали слёзы на глазах пожилой женщины. Несмотря на то, что прошло уже более 65 лет, боль осталась. До сих пор очевидцы тех событий хорошо помнят, что они пережили. (Личная встреча 12.04.2010 г.) Судьба Лилии Ивановны была тяжела, но наступил мир и, преодолев все трудности послевоенного времени, жизнь понемногу наладилась. Сейчас у Лили Ивановны большая семья, дети, внуки и даже правнуки.
Слайд 13
Есть поговорка: “На войне детей не бывает”. Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Как бы мы не хотели поставить себя на их место, мы все равно не почувствуем в полной мере их страха, мук и боли. Мы только понимаем, что те ребята намного сильнее морально и физически, чем ребята в наше время. Многие сейчас живут одним днем, их не интересует, что ждет в будущем их самих, не говоря уже обо всем человечестве. При взгляде на некоторых наших сверстников становится страшно: «Куда же мы идем?». Дети того времени были намного добрее, отзывчивее, терпимее и трудолюбивее. В современном мире, в условиях постоянно развивающихся СМИ, в целом круговороте навязываемых извне эталонов и примеров поведения современным подросткам так легко ошибиться в выборе того, что должно быть примером, и так просто прийти к ошибочным выводам о том, что такое мужество и честь! Судьбы детей-героев – это не только история, но и пример того, что действительно важно в жизни, того, каким трудом была достигнута победа и того, как наши ровесники «ковали» её для нас. На войне детей не бывает.
Слайд 14
Комментарии здесь ни к чему…
Аннотация к мультимедийной презентации Дети на пути Великой Отечественной войны», выполненной ученицами 9 «Б» класса МОУ «сош № 3 с. Алакуртти» Панченко Татьяной и Череповой Натальей.
В годы Великой Отечественной войны невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства…Невозможно спокойно смотреть кадры военной хроники, потому что мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы войны, выстояли, отдали свои жизни ради победы и они так похожи на нас.
Как же жили тогда, дети войны?
Мультимедийная презентация «Дети на пути Великой Отечественной войны» посвящена подвигу детей в годы Великой войны. Цель работы: составить цельное впечатление о детях военной поры.
В современном мире, в условиях постоянно развивающихся СМИ, в целом круговороте навязываемых извне эталонов и примеров поведения современным подросткам так легко ошибиться в выборе того, что должно быть примером, и так просто прийти к ошибочным выводам о том, что такое мужество и честь. На наш взгляд, работа эта важна, прежде всего, тем, что дает возможность наглядно показать нашим сверстникам, что такое настоящий героизм, настоящее мужество, настоящая стойкость, настоящие чувства и, конечно, настоящий патриотизм! Судьбы детей-героев – это не только история, но и пример того, что действительно важно в жизни, того, каким трудом была достигнута победа, того, как наши ровесники «ковали» её для нас.
Мы выбрали темой этой презентации тему детства, опаленного войной, потому что эта она актуальна в современном мире, нельзя забывать о мужественных подвигах детей, борющихся за победу наравне со взрослыми в этой кровопролитной войне. Ведь трудно было всем, и дети не были исключением, потому что на войне детей не бывает.
Слайд 1.
Наша работа о тех, чье детство и юность были опалены пламенем войны.
Тысячи, десятки тысяч подростков, юношей и девушек, не окончив школу, не дочитав любимую книгу, оказались втянуты в эту страшную войну.
Рано повзрослев, они делали все, чтобы приблизить час нашей Победы. И для того..., чтобы наше детство было мирным и счастливым…
Слайд 2.
Невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства…
Как же жили тогда дети, которых война лишила всего, и даже детства? К чему в те далекие времена стремились наши сверстники и кем хотели стать?
Они также как и мы учились в школе, посещали разные кружки: пели, танцевали, мастерили. На смену всему этому пришли страшные и темные дни.
Скольких мальчишек и девчонок брали в плен, увозили в немецкое рабство, гнали в концлагеря…Некоторым повезло, и они наравне со взрослыми шли воевать, чтобы защищать свою любимую Родину. Детей, оставшихся в тылу, тоже не обошла война, затронув своим седым крылом. Они остались живы, но им было ничуть не легче. Они терпели голод и холод, многочасовые вахты у станка без сна и отдыха, теряли родных и близких.
Слайд 3.
С воинами – фронтовиками постоянно были связаны пионеры и школьники.
В своей работе они старались походить на взрослых, прекрасно сознавали: для того что бы вернуть прерванную радость, необходимо разгромить врага, а для этого нужно давать действующей армии всё, в чём только она нуждается. И они находили различные, посильные для них способы и средства помощи армии.
Слайд 4.
Значительная часть мужского населения деревни ушла в действующую армию.
Поэтому рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сёстрами трудились и самые юные граждане нашей страны – пионеры и школьники сёл и деревень. В каких только работах не участвовали сельские школьники! Все ради общего дела –ради ПОБЕДЫ!!!
Слайд 5.
В те дни на заводе можно было видеть многих юношей и девушек, пришедших из школ. В телогрейках и стёганых ватных брюках, в больших не по размеру ботинках на толстой деревянной подошве стояли они на рабочих местах, некоторые на специальных подставках.
Слайд 6.
Руками пионеров и школьников было изготовлено более миллиона различных подарков воинам-фронтовикам. Нетрудно представить, какую радость они доставляли. Как правило, каждая посылка сопровождались письмом, которое не могло не задеть душу и сердце бойца или командира. Во многих из них были письма под заголовком “Мсти за папу!”. Это означало, что мальчик или девочка, которые своими маленькими ручонками готовили данный подарок воину, уже остались сиротами.
Частыми гостями пионеры и школьники были в госпиталях. Там они тяжелораненым читали книги, письма, писали письма их родным и друзьям – фронтовикам, дежурили у их постели, выступали с концертами.
Слайд 7.
С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт.
Многие школьники осаждали военкоматы, порой с искренним чувством шли на подлог – завышали на год, а то и на два свой возраст.
За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями. Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.
Слайд 8.
МАРАТ КАЗЕЙ. Он стал разведчиком, проникал во вражеские гарнизоны и доставал ценные сведения. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их...и себя.
ВАЛЯ КОТИК. В свои 14 лет он сражался наравне со взрослыми. На его счету- 6 вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.
ЗИНА ПОРТНОВА. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку, по заданию партизанского отряда Зина устроилась работать в немецкую столовую посудомойкой. Ей было поручено подсыпать яд в еду. Зина смогла выполнить задуманное, а когда подозрение пало на неё, Зина даже попробовала еду с риском для своей жизни.
ЛЕНЯ ГОЛИКОВ. Когда началась ВОВ Лёня уходит в партизанский отряд. Он расклеивает листовки, выполняет различные поручения. Однажды ему удалось достать очень важные документы, сражаясь один на один с фашистским генералом. Немало было ещё боёв в его недолгой жизни. В одном из них он трагически погиб.
Слайд 9.
Но не только в бою «дети войны» проявляли стойкость, мужество и героизм. Героизмом и мужеством пронизан каждый день каждого ребёнка, который по вине взрослых был участником той войны.
Пронзительно поведала людям о войне, принёсшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть, смерть близкого для Тани человека, смерть члена её семьи.
Не удалось спасти и саму Таню. Даже после того, как её вывезли из блокадного города.
Слайд 10.
О своем «опаленном» детстве поведала нам и жительница Алакуртти Владимирова Лилия Ивановна (в девичестве – Тюниляйнен).
История семьи Лилии Ивановны похожа на историю многих семей того тяжелого времени. Помимо тяжелейших испытаний военного лихолетья семья Тюниляйнен стала жертвой репрессивной политики. Будучи дважды репрессированными семья все же смогла выдержать все те испытания, которые ниспослала им судьба, хотя это и было нелегко. В самом начале войны её с мамой Ольгой Адамовной эвакуируют из Пудожи, а отца Ивана Осиповича отправят в лагеря, как окажется потом – навсегда.
Слайд 11.
Из интервью с Лилией Ивановной:
« Возили по воде в барже по Беломоро-Балтийскому каналу и по железной дороге в товарных вагонах. Были и в Котласе и в Харитоново Архангельской области… Тяжело вспоминать…Больную возили на темной барже…В 5 лет я перестала ходить…Холод, голод…Болела «водянкой»…Уже все, уходя на работу, открывали дверь и тихо спрашивали: «Жива ещё?». Уже и платье было сшито на смерть. Самое яркое воспоминание: Мама сидит и шьет мне черное платье большими стежками и белыми нитками. Я спрашиваю: «Зачем?». Отвечает тихо: «В таком в гроб кладут…» А я жива осталась, и все тяготы войны мы перенесли, сохранив самое главное в душе – веру и надежду!»
Отец же из лагерей так и не вернулся. Пробовала Ольга Адамовна искать мужа, да безрезультатно, приходили ответы: «в списках не значится».
Из интервью с Лилией Ивановной:
«Так и уходит жизнь, с трехлетнего возраста не видела отца, есть фото – сижу на коленях. А больше ничего…»
Слайд 12.
Судьба Лилии Ивановны была тяжела, но наступил мир и, преодолев все трудности послевоенного времени, жизнь понемногу наладилась. Сейчас у Лили Ивановны большая семья, дети, внуки и даже правнуки.
Но ведя беседу с Лилией Ивановной, мы не раз замечали слёзы на глазах пожилой женщины. Несмотря на то, что прошло уже более 65 лет, боль осталась.
До сих пор очевидцы тех событий хорошо помнят, что они пережили.
(Личная встреча 12.04.2010 г.)
Слайд 13.
Есть поговорка: “На войне детей не бывает”. Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова.
Как бы мы не хотели поставить себя на их место, мы все равно не почувствуем в полной мере их страха, мук и боли. Мы только понимаем, что те ребята намного сильнее морально и физически, чем ребята в наше время.
Судьбы детей-героев – это не только история, но и пример того, что действительно важно в жизни, того, каким трудом была достигнута победа и того, как наши ровесники «ковали» её для нас.
Слайд 14.
Война живет в душах переживших её такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.
Для нас, как и для каждого нормального человека, кажется совершенно естественным отвращение к любому насилию, войне и разного рода террористическим актам. Больше всего, когда мишенью зла становятся дети, самые чистые существа на земле. Поэтому наше выступление заканчиваем строками из стихотворения Пастернака:
Настанет новый, лучший век,
Исчезнут очевидцы.
Мученье маленьких калек не смогут позабыться…
Усатый нянь
Наводнение
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Юрий Визбор. Милая моя