Стоунхендж - тысячелетняя история, полная тайн и загадок. Никто до сих пор не в силах дать объяснение - кем и для чего было построено столь внушительное сооружение.
Вложение | Размер |
---|---|
stounkhendzh_-_legenda_anglii.doc | 243.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1»
Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа
Тюменской области
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«СТОУНХЕНДЖ – ЛЕГЕНДА АНГЛИИ»
Выполнила: ученица 6 А класса
МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»
Тонконоженко Анна
Руководитель: учитель английского языка
МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»
О.А. Владыко
пгт. Новоаганск
2011 год.
СОДЕРЖАНИЕ.
СТОУНХЕНДЖ – ЛЕГЕНДА АНГЛИИ
1. ВВЕДЕНИЕ
"Чем дольше живешь здесь, тем больше и больше начинает въедаться тебе в душу унылость этих болот... Стоит мне только выйти на них, и я чувствую, что современная Англия остается где-то позади, а вместо нее видишь вокруг лишь следы жилья и трудов доисторического человека" - писал когда-то доктор Ватсон Шерлоку Холмсу.
И действительно, унылые места - по обе стороны дороги монотонная холмистая местность, сумрачные торфяные болота.
И вот знаменитый Стоунхендж - одинокие огромные камни, казалось бы, воткнутые каким-то гигантом, одни - буквой "П", некоторые вовсе упали. Об этих камнях написаны целые научные работы, обмеряны, рассмотрены и описаны каждая траншея. Изучен каждый камень по отдельности и все они вместе взятые.
Вот уже несколько лет я занимаюсь изучением английского языка. Изучить, понять и полюбить язык нельзя, не интересуясь историей и культурой народа носителя этого языка.
Во всех учебниках английского языка содержится хоть какая-нибудь информация про Стоунхендж. Меня привлекло предание про Хелоуинскую ночь, а также сказание про друидов, кельтов и Стоунхендж. Само слово «Стоунхендж» очень древнее. Относительно его происхождения есть несколько версий. Оно могло образоваться от староанглийских «stan» (stone, то есть камень) и «hencg» (стержень — поскольку верхние камни фиксировались на стержнях) или «hencen» (виселица, пыточный инструмент). Последнее можно объяснить тем, что средневековые виселицы строились в форме буквы «П» и напоминали трилитоны Стоунхенджа.
В сказании упоминается, что огромные глыбы принесли из Африки могучие рыцари и доставили их в Ирландию. Правда, фантастика? А ещё гипотезы, баллада, размеры камней, тайная магия и ещё много интересных подробностей. Меня так потрясло все это, что захотелось собрать хоть маленький фрагмент этой картинки и открыть для себя что-то новое.
По мнению археологов, Стоунхендж был возведен за три этапа в период 3500 – 1100 гг. до н.э.Первая фаза строительства состояла в том что был возведен главный ров и прилежащие валы, а также небольшие погребальные лунки, названные «лунками Обри». Вторая фаза ознаменовалась появлением деревянных сооружений Стоунхенджа. Третий период строительства Стоунхенджа самый глобальный и длительный. Сначала выстраивается полумесяц из 80 голубых камней весом по 5 тонн, затем убирается и на их месте возводится круг из камней. 30 мегалитов выставляются в круг диаметром 33 метра, высота камней 4,1 м, ширина 2,1 м, вес 25 тонн. Сверху на камни укладывают перемычки длиной 3,2 м. Внутри круга устанавливаются пять огромных трилитов в виде подковы (вес каждого камня до 50 тонн). А вокруг круга создают два кольца из 80-ти ранее убранных голубых камней.
Стоунхендж — всемирноизвестное мегалитическое постороение из камня, находящееся на Солсберийской равнине в Англии, расположеное на расстоянии около 130 км к юго-западу от Лондона. По одной из распространенных версий, название произошло от английского словосочетания Stone Hedge — каменное ограждение. Стоунхендж является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На плане выделяются
1 - Алтарный камень, шести тонный монолит из зеленого слюдяного песчаника из Уэльса
2-3 - курганы без могил
4 - упавший камень 4.9 метров в длину (Slaughter Stone - эшафот)
5 - Пяточный камень (Heel Stone)
6 - два из первоначально четырех вертикально стоящих камней (на плане начала XIX века их положение указано иначе)
7 - ров (канава)
8 - внутренний вал
9 - внешний вал
10 - авеню, т.е. параллельная пара рвов и валов, ведущая за 3 км на реку Эйвон (en:River Avon, Hampshire); сейчас эти валы едва различимы
11 - кольцо 30 ям, т.н. Y лунки; в 1930-х лунки были обозначены круглыми столбиками, которые теперь убраны
12 - кольцо 30 ям, т.н. Z лунки
13 - круг 56 ям, известный как лунки Обри (Aubrey holes)
14 - малый южный вход
Камни, сосредоточенные в центре конструкции Стоунхенджа, выделены на плане цветом: серым - для валунов песчаника (сарсена) и синим – для ввозимых из вне камней, главным образом это голубые камни (bluestone). Эти каменные глыбы, предположительно доставлялись с расстояния 380 км, с восточной части Уэльса. Такое предположение возникло из-за того, что это самый ближний карьер от Стоунхенджа.
30 сарсеновых камней представляют собой круг диаметром 33 м. Эти камни обладают следующими габаритами: 4.1 м. высоты, 2.1 м. в ширину и вес около 25 тонн. Сверху на них лежат камни, выполняющие роль перемычек, длиной около 3.2 м., шириной 1 м. и толщиной 0.8 м. так, что вершины перемычек находятся на высоте около 4.9 м. над землей. Камни крепились при помощи системы пазов и шипов. Дуга внешнего кольца, состоящего из 13 камней сохранилась вместе с перекрытиями. Однако, на плане перемычки не отмечены.
В пределах этого круга находилось пять трилитов из сарсена, образовывавших подкову, направленную открытой стороной на авеню. Их огромные камни имеют вес до 50 тонн каждый. Трилиты устроены симметричным образом: самая маленькая пара трилитов составляет 6 м. в высоту, следующая пара чуть выше, а самым большим являлся единственный центральный трилит составлявший в высоту 7.3 м. К XIX веку уцелели всего лишь два трилита с юго-восточной стороны и одна сильно согнутая опора центрального трилита. В первой половине XX века были проведены работы по восстановлении одного из трилитов с северо-запада и выправлении опоры центрального трилита, в связи с чем был полностью видоизменен комплекс с северо-западной стороны.
Форма кольца и подковы полностью повторена кольцом без перекрытий и подковой из голубых камней. Тысячелетиями стояли эти камни, и время не смогло их "притереть", это значит, что породы камней были разными. Главным материалом монолитов является долерит, но есть и камни из риолита (вулканическая лава), есть и из вулканического туфа. Эти три вида материала здесь встречаются только в одном месте – близ побережья Бристольского залива, в Уэльсе. Но, если просчитать путь, по которому доставлялись эти камни на их сегодняшнее местонахождение (а как пишет исследователь Стоунхенджа – "…сомнений нет, что они доставлены именно оттуда…") – это 210 километров, и равно трехчасовой поездке на автобусе в наше время. Трудно подумать, как они доставлялись по такой дороге тысячи лет назад. Версией было то, что камни доставлялись по воде, но это 380 километров. Просто представить, что 80 камней, которые весят около 400 тонн, везли 350-380 километров по воде. Никто до нашего времени не совершал еще подобных рейдов после строительства Стоунхенджа.
Ученые говорят, что в основном камни везли на деревянных бревнах, которые служили колесами. Тянули эти монолиты большими группами, с помощью веревок, скрученными из кожаных ремней.
Ученые выяснили, что таким образом можно тащить груз весом в одну тонну, и сделать это могут всего 24 человека. За день можно протащить такой груз на километра полтора. Другое дело, когда камни доставлялись по воде, пускай и дорога немного дальше, нежели по суше, но таким образом камни можно было транспортировать несколькими деревянными челнами, предварительно скрепленных между собой, они легко управлялись и выдерживали огромные тяжести.
Также благодаря ученым выяснилось, как устанавливали эти монолиты. Вырывали яму, радиус которой был на 90 см больше с каждой из четырех сторон, чем у камня. Три стенки делали отвесными, а четвертую выкапывали под наклоном в 45 градусов, далее, чтобы земля не осыпалась, по бревнам опускали камень в лунку. С помощью веревок ставили камень вертикально. И быстро засыпали, пока у держащих хватало сил. Потом это место с установленным камнем оставляли на долгие месяцы, чтобы почва просела и утрамбовалась. Еще следует отметить, что для того, чтобы камень после установки можно было разворачивать и устанавливать точнее, нижние концы оббивались в тупой конус.
Стоунхендж настолько стар, что уже в античную эпоху его истинная история была забыта. Греческие и римские авторы о нем почти не упоминают. Когда римляне появились б Британии, Стоунхендж их нисколько не заинтересовал, не пробудил в их душах никакого благоговения – ведь в Риме были храмы, а в Египте пирамиды, находившиеся в лучшем состоянии, чем эта группа тесаных камней.
Древние камни начали будоражить людское воображение только в средние века. Но к этому времени их происхождение и назначение были давно и безвозвратно забыты, и пришлось заново придумывать историю Стоунхенджа. Попытки объяснить происхождение чуда порождали мифы, которым нет числа. В начале XVII века Стоунхендж посетил король Яков I. Древние камни произвели на него такое сильное впечатление, что он приказал знаменитому архитектору Джонсу нарисовать план всего сооружения и установить, как оно было создано. Джонс, видимо, обследовал Стоунхендж, но не оставил об этом никаких записей. Но, в 1655 году его зять Джон Уэбб опубликовал книгу, в которой изложил суть (как он сам выразился) «беспорядочных заметок» Джонса.
Английский архитектор сравнивал эти сооружения с образцами античной архитектуры и доказывал, что это римские храмы. Существует много предположений о том, кто создавал мегалитические сооружения (а Стоунхендж относится именно к ним – «сооружениям из больших камней»), но до сих пор никто не знает этого наверняка. Поэтому не удивительно, что с их происхождением связано много легенд и небылиц. Например, считалось, что мегалиты - дело рук великанов, которые, играючи, могли перекидывать многотонные камни с ладони на ладонь.
Профессор астрономии Герард Хопкинс считает, что Стоунхендж - это астрономическая обсерватория древних людей, своего рода астрокомльютер, который способствует расчетам положений Луны, Солнца, звезд в разное время года. Дж. Митчелл, профессор философии настаивает, что это воплощенная в камне модель Вселенной, а один археолог утверждает, что это зафиксированное место связи и контактов древнего человека с космическими пришельцами;
К северу от Стоунхенджа, в районе Огборн возле населенного пункта Авебури, обнаружен еще более грандиозный объект. Это гигантский круг, ограниченный каменным частоколом из вертикально стоящих монолитных плит. В середине большого круга находятся еще два, тоже очерченных камнями. Основной круг пересекает аллея, тоже отмеченная каменными глыбами. С обеих сторон она рассекает все сооружение, как бы выходя на противоположный край большого кольца.. Некоторые камни в Авебури по своим размерам превосходят глыбы Стоунхенджа, площадь, занимаемая кольцами, также несравнимо больше.
Над долиной недалеко от всего сооружения возвышается земляной холм высотой 45 метров, это - Сильбури Хилл. Насыпали его вручную, и таким образом он является самым большим искусственным курганом в Европе. Холм имеет конусообразную ступенчатую форму, что отчетливо просматривается, несмотря на то, что время почти стерло шесть могучих ступеней. Стоунхендж – Сильбури Хилл – Авебури образуют равносторонний треугольник, сторона которого равняется 20 километрам. Видимо, все три объекта составляли единое целое, углы которого связаны между собой. Ученые установили, что холм и сооружения Авебури воздвигнуты за 2000 лет до Стоунхенджа.
И вот опять появляются догадки, гипотезы, предположения... С какими, например, древними символами связаны круги и аллеи Стоунхенджа? Нашелся и аналог. Более всего сооружение напоминает древний символ, существующий в Египте и поныне: змея (символ мудрости) пересекает солнечный диск. Огражденная камнями аллея пересекает большой круг (символизирующий солнечный диск), отороченный частоколом камней.
Попытки найти объяснение происхождению этого чуда привели к возникновению мифов. Эти мифы были тщательно собраны и переданы потомкам талантливым историком и сказителем XII века Гальфридом Монмутским.
По словам Гальфрида (из "Истории королей Британии"), Стоунхендж начал свою историю во времена короля Константина. Позже Гальфрид добавил, что и Утер Пендрагон (именно так преподносится в некоторых легендах британский король Амвросий Аврелиан в качестве отца короля Артура), и король , или император, Константин, были похоронены в Стоунхендже.
Конечно, серьезно рассматривать рассказы Гальфрида не стоит, но в некоторых из них встречаются отрывки, заслуживающие внимания. Доподлинно известно: Стоунхендж совершенно точно не строился для увековечивания памяти погибших саксов или британцев. Но интересно, что древняя легенда так плотно связывает его с подобным назначением, а совсем недавно было обнаружено, что он является местом захоронения (о чем и упоминал Гальфрид).
Также Гальфрид писал, что камни Стоунхенджа обладают удивительной "силой". Действительно, камням приписывались мистические возможности довольно долго. Два камня из конструкции Стоунхенджа сыграли важнейшую роль в легенде об Артуре: никому не известный молодой человек стал королем от одного движения руки - он схватил загадочный меч и "легко и резко вытащил его из камня".
В XVII веке существовали и другие теории о Стоунхендже. Некий Эдмунд Болтон в 1624 году приписал его знаменитой Боадииции или Боудикке, королеве британцев, которая возглавила крупное восстание против римлян, но потерпела поражение и приняла яд. По-кельтски ее имя означает что-то вроде победы.
Однако, наиболее интересной считают теорию Джона Гиббонса. В его издании со странным названием "Стрела дурака, пущенная в Стоунхендж" (1670 г.) говорится о том, что комплекс является "старинным британским триумфальным тропическим храмом, возведенным в честь Анарайт, их богини победы, на поле кровавой битвы, в которой прославленный Станендж и его керигические великаны одержали победу над королем Дивитиаком и его белгами". Именно эта легенда являлась на тот момент самой реалистичной.
В 1740 году доктор Уильям Стьюкли опубликовал свою выдающуюся книгу "Стоунхендж - храм, возвращенный британским друидам". Стьюкли не только утверждал, что друиды поклонялись богам в Стоунхендже, но и заявил, что предметом из поклонения там был змей! Стоунхендж и подобные каменные кольца, по его словам, служили храмами змеев, иначе говоря, "Драконтиями". Однако Стьюкли в те моменты, когда не был занят своим друидизмом, провел полезные исследования Стоунхенджа. Он аккуратно измерил расстояния между местоположениями камней и попытался доказать легенду, что строители использовали меру длины, называемую "друидический локоть" и составляющую 20,8 дюйма. Стьюкли приписывают первое упоминание Аллеи, которая идет на северо-восток от монумента. И, вероятно, именно он открыл Курсус - большую низкую земляную насыпь к северу. И что удивительно для того не лишенного еще суеверий времени, он пытался датировать монумент с помощью науки.
В 1747 году архитектор из Бата Джон Вуд превзошел Стьюкли. Он издал книгу "Хореа Гигантум, в просторечии именуемый Стоунхенг, стоящий на равнине Солсбери, возвращенный, восстановленный и объясненный", которая "объясняла" все столь лаконично, что читатель мог решить, будто дальнейших объяснений и не требуется. К тому же, своей книгой он полностью подтвердил теорию Стьюкли, и уверял, что древняя и величественная постройка , приписываемая в простонародье Мерлину - предсказателю, является руинами друидического храма.
В 1771 году исследователи обратились к астрономии, очевидно, впервые со времен Стьюкли, чтобы объяснить расположение Стоунхенджа относительно сторон света.Доктор Джон Смит, известный главным образом как "человек, сделавший прививку от оспы", опубликовал брошюру под заголовком "Choir Guar, Великий оррерий древних друидов". Доктор Смит отстаивал мнение, что Стоунхендж был мистическим цифровым календарем. Например, он предположил ,что поскольку в одном из кругов насчитывалось 30 камней (Стоунхендж и по сей день представляет собой несколько концентрических окружностей) и в древнем зодиаке - 12 "знаков", то 30, умноженное на 12, давало 360, то есть количество дней в "древнем солнечном году". В своем мистифицировании Смит в усовершенствованном виде повторял точные наблюдения Стьюкли о том, что главная ось монумента находится на одной линии с восходом Солнца в день летнего солнцестояния. Вот его формулировка: "Стоунхендж был спланирован так, что в начале своего существования на рассвете в день летнего солнцестояния (самый длинный день в году) верховный друид, стоящий на своем месте и смотрящий вдоль правой линии храма, видел восходящее Солнце".
В 1796 году портной из Уилтшира по имени Генри Уэнси вернулся к астрономическому подходу к монументу: "Стоунхендж расположен в наилучшей позиции, возможной для наблюдения за небесными телами, поскольку в любую сторону до линии горизонта три мили".
XIX век принес самые разнообразные и интересные догадки о Стоунхендже. В 1812 году сэр Ричард Коулт Хоар составил достаточно точную карту истинного, а не предположительного расположения камней Стоунхенджа. Он с энтузиазмом перекопал прилегающее пространство, хотя и не в самом комплексе непосредственно, и доказал, что - как уже отмечал Стьюкли - некоторые из древних захоронений появились уже после возведения Стоунхенджа. Именно он обнаружил обломки камней Стоунхенджа в нескольких погребальных ямах.
Одну из первых разумных теорий о Стоунхендже выдвинул Джон Лебокк, сын астронома Джона Уильяма Леббока. Леббок - отец был знаменит своей работой по исследованию орбит комет, затмений и связи между притяжением Луны и приливами. Леббок - сын высказал здравое предположение о том ,что Стоунхендж и подобные каменные руины были сооружены в бронзовом веке, с 1500-го по 1000 г. до н.э. Его работы по изучению древности настолько высоко ценилась его современниками, что в 1900 г. он, как и его отец, был посвящен в рыцари и получил подобающий титул лорда Эйвберн.
Нельзя не отметить то, что именно Леббок поддерживал в XIX веке поддерживал Гальфрида, полностью соглашаясь с его теорией.
Стоунхендж — сооружение настолько древнее и непонятное, что даже фантасты не слишком уверены, что с ним делать. Идеи, которые они предлагают в своих произведениях, зачастую мало чем отличаются от версий некоторых ученых.
К примеру, Гарри Гаррисон вместе с Леоном Стовером написал роман «Стоунхендж» (1972). Согласно этой книге, древние монолиты были воздвигнуты выжившими жителями Атлантиды. Чуть раньше Кит Лаумер создал книгу «След памяти» (1968), где развил «инопланетную» идею: рядом со Стоунхенджем находится подземный центр связи, откуда можно вызвать спускаемый модуль огромного инопланетного корабля, дрейфующего рядом с Землей — причем этот модуль приземлялся прямо на Стоунхендж.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Фарлонг Д . Стоунхендж и пирамиды Египта: Ключи от храма жизни (пер. Медникова В.). Серия: Тайны древних цивилизаций. 2001
2. Гарри Гаррисон, Леон Стоувер. «Стоунхендж». 2002
3. Уайт Дж., Хокинс Дж. «Разгадка тайны Стоунхенджа»
4. http://icompas.ru/compas/stonehenge
5. http://www.garshin.ru/history/archeology
6. http://www.celtica.ru/content/blogcategory
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Глоссарий
ВИДЫ МЕГАЛИТИЧЕСКИХ СОРУЖЕНИЙ
Мегалитическое сооружение
Мегалит; Неолитический памятник
Мегалитическое сооружение - постройка эпохи бронзы из крупных каменных глыб или плит. Считается, что мегалитические сооружения предназначались для совершения культовых церемоний.
Мегалитическими сооружениями являются: дольмены, менгиры, кромлехи.
Мегалитические сооружения встречаются в различных частях земного шара.
Алиньман - Аллея камней, от фр.Alignement - прямая линия.
Алиньман - мегалитическое сооружение в виде отдельно стоящих камней большого размера, вытянутых в несколько рядов.
Дольмен - фр.Dolmen от бретон.Tol - стол + Men - камень
Дольмен - вид мегалитических сооружений; погребальное сооружение эпохи бронзы и раннего железного века.
Конструктивно дольмен представляет собой несколько каменных глыб и плит огромного размера, поставленных вертикально и перекрытых массивной горизонтальной плитой.
Кромлех - Cromlech
Кромлех - группа менгиров, расположенных замкнутыми кругами. Иногда эти круги состоят из 2-3 концентрических рядов вертикально поставленных камней.
Культовое сооружение
Храм - нем.Kultgebaude
Культовое сооружение - постройка, специально возведенная для богослужений и различных религиозных обрядов.
Культовые сооружения, принадлежащие различным религиозным культам, возводятся по строгим, отличным друг от друга канонизированным принципам, отражающихся в композиционных приемах планировки, во внешнем убранстве и в решении интерьеров.
Основными типами культовых сооружений являются: святилища, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские синагоги и буддийские храмы.
Менгир - брет.Men - камень + Hir - длинный
Менгир - простейший видов мегалитов в виде:
- отдельных, вертикально закопанных в землю камней;
- образующих длинные аллеи или расположенных по кольцу.
Обычно менгиры находятся близ дольменов.
Стоунхендж – Stonehenge.
Стонхендж - комплекс мегалитических построек в Великобритании, состоящий их трех сооружений:
- круглого земляного вала и рва;
- двух концентрических кругов камней, вертикально поставленных внутри древнего вала;
- вертикально врытых в землю тесаных камней и лежащих на них каменных плит, образующих замкнутый круг диаметром 30 м.
Внутри круга находятся пять трилитов, окружающих горизонтально лежащий "Алтарный камень".
Террамара - итал.Terramare
Террамара - в Северной Италии - укрепленные постройки эпохи бронзы; невысокие холмы трапециевидной формы, окруженные валом и рвом.
Трилит
Трилит - мегалитическое сооружение в виде трех больших камней, установленных в виде ворот либо врытых параллельно друг другу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Глоссарий на английском языке
Like any other science, Archaeology uses a jargon that can be difficult to understand. This is a basic glossary for all the specific words normally used in books and websites devoted to megalithic monuments.
Alignment
More or less straight row of standing stones .
Allée couverte
See gallery grave.
Antropomorphic
In the form of a human outline.
Archaeoastronomy
The study of astronomical practices amongst ancient societies.
Avenue
Two parallel rows of standing stones or a grand ceremonial way bordered by ditches and banks of earth leading to a ceremonial centre such as at Stonehenge.
Barrow
Round or long mound of earth over burial chamber or deposit. Many different shapes and often surrounded by a ditch. A long barrow is an extended tumulus, an unchambered long barrow is a long tumulus without a burial chamber, and a chambered barrow is a tumulus containing a tomb, generally megalithic.
BCE
Acronym for Before the Common Era, Before the Christian Era, or Before the Current Era. Date notation equivalent to BC (Before Christ).
Beaker people
Continental people who first entered Britain around 2600 BCE, their name coming from the distinctive and elegant pots that were often buried with the dead under round barrows. They may have been the first metal-users in the British Isles.
Bluestones
The name given to the mixture of stones, mainly of dolerite, probably from the Preseli mountains of Dyfed, used at Stonehenge.
Broch
Round tower-like drystone structure, confined mainly to the North and West of Scotland, and dating to the Iron Age.
Bronze
Alloy of copper (dominant) and tin or lead.
Bronze Age
Period from around 2200 to 800 BCE, after the Neolithic and before the Iron Age, characterized by the use of bronze for the manufacture of tools and weapons.
Burial chamber
The burial or funerary chamber is a stone or wooden construction greater than 2 x 1 externally and 1 x 1 m internally: these measurements distinguish it from the cist. The chamber usually contains collective graves, either inhumations or cremations; a single internment is much rarer.
Cairn
Round or long mound of stones, often covering chamber or burial (sometimes used for earth mound). Clearance Cairns are mounds created by clearing agricultural fields of stones.
Cairn Circle
Ring of stones surrounding a cairn.
CE
Acronym for Common Era (CE), Christian Era, or Current Era. It is the equivalent alternative to AD (anno Domini, Latin for "in the year of the Lord").
Capstone
Horizontal stone on top of chamber, passage or dolmen; dressed or otherwise.
Chambered cairn
Chambered tomb covered with stones.
Chambered tomb
Common form of tomb, comprising orthostats, sometimes with interstices filled with drystone walling, and megalithic capstone over burial chamber approached by passage.
Cist
Small box-like square or rectangular burial place.
Court cairn
Kind of long chambered tomb occurring in northern Ireland and SW Scotland. Generally more elaborate than horned cairns .
Cove
Three standing stones, one at the back, two at the sides like an unroofed sentry-box .
Crannog
Lake dwelling, built on a small island which is often at least partly man-made .
Cremation
Burning of the dead, before burial or disposal. Ashes often placed in urns.
Cromlech
A dolmen in Wales; a stone circle in France.
Cup mark
Cup shaped depression carved out from stone. Often grouped together, they are the result of a repeated ritual gesture of unknown significance.
Disarticulation
Form of Neolithic burial practice in which limbs were separated from bodies before final interment. It is not clear whether the bones were first defleshed, or whether fresh corpses were dismembered.
Dolmen
Simple megalithic burial chamber with three or more uprights and one or more capstones.
Drystone walling
Walling built without any cementing material. The stones are arranged carefully in courses, with many smaller stones filling the gaps between.
Dun
Gaelic for fortified place. To archaeologists meaning a small drystone fort, usually dating to the Iron Age or later, and found mainly in the west of Scotland.
Entrance grave
Sometimes called Undifferentiated Passage Grave; no distinction between passage and chamber, within round mound.
Excarnation
The practice of exposing corpses to the elements, perhaps on some kind of specially constructed platform.
Façade
Setting of upright stones flanking the entrance to a chambered tomb.
Flankers
The two stones which adjoin the prostrate stone in a recumbent stone circle. The flankers are often the tallest stones in the circle.
Flint
A hard glassy rock which flakes easily and can be worked to produce a sharp cutting edge. Used in prehistoric times for the manufacture of tools and weapons such as scrapers and arrowheads.
Fogou
(Cornish for cave). An artificial underground passage, usually by English and Irish prehistoric settlements and fortifications. It runs just below the surface of the ground and it is roofed with massive stone slabs. Its purpose is still unknown.
Forecourt
The space in front of the concave façade of certain British, Iberian or Italian monuments. See also Giants' Tomb and court cairn.
Gallery grave
Stretched rectangular megalithic burial chamber, beneath long mound.
Giants' Tomb
(Italian: Tomba di Giganti),very long third-millennium megalithic tomb built in Sardinia, covered with blocks and with two wings on either side of the curved façade. Access to the monument is through a low entrance in a large sculpted stone.
Grave goods
Funeral offerings placed inside or near a tomb. They are often the only means of establishing the time of construction of a monument, as the oldest remains are taken as being the nearest to that time.
Hammerstone
Stone, often a river or beach pebble, which has been used as a pounding tool. Identified by patches of damage on one or both ends.
Head stone
The stone slab in the wall of a megalithic chamber which faces the tomb entrance.
Henge
Almost unique Late Neolithic British earth enclosure of bank and ditch (usually internal). Class I has single entrance; Class II has two or more entrances. Apparently used for ceremonial purposes.
Hillfort
Hilltop enclosure fortified by one or more ramparts and ditches. Many contain the outlines of huts and were probably defended villages.
Horned cairn
Partly enclosed façade of cairn; it can be at front and back.
Inhumation
Burial of dead body (as opposed to exposure or cremation). Position may be extended, flexed or crouched, and prone, supine or on side.
Intervisibility
Term used to show the mutual visibility between sites, usually with the corresponding style of monument. May indicate a social and political relationship between neighbouring monuments and their people.
Iron Age
Final period of prehistory, beginning around 500 BCE and lasting into the early centuries of the first millennium AD. Iron superseded bronze as popular material for the manufacture of tools and weapons.
Kerb
Ring of retaining stones against mound or cairn base.
Lintel
A stone across the top of two uprights like those on the sarsen circle and the trilithons at Stonehenge.
Megalith
From the Greek: "great stone"; sometimes wrongly used to describe megalithic monuments .
Menhir
Breton/Cornish word for single standing stone, but sometimes used loosely for other megalithic monuments. 'Men' means 'stone' and 'hir' means 'tall' or 'upright'.
Mesolithic
Middle Stone Age, between Paleolithic and Neolithic, from around 7000 BCE to 4500 BCE.
Monolith
Single stone block, monument or pillar. This word comes from the Greek monos(one) and lithos(stone).
Monumentality
Visual expression describing the vast imposing presence of a monumnet. The area of the tomb with maximum monumentality is usually that of the façade area. Here visual impact is greatest.
Mound
Of either earth or stone pebbles, generally covering a burial chamber or deposit.
Multivallate Hillfort
Hillfort defences formed by a series of banks and ditches.
Neolithic
Period when settled farming superseded nomadic life, from around 4500 BCE to 2200 BCE.
Nuraghe
In Sardinia (Italy), a tower built in Cyclopean style, either simple or complex. It is the equivalent of the Corsican torre, and dates from the third millennium BCE.
Obsidian
Very hard volcanic glass used for tools. It can be dated by measurement of thickness of its hydration layer on surface.
Ogham (ogam)
Ancient alphabet, in which letters are formed of parallel lines which meet or cross a base-line. Possibly of Irish origin.
Orthostat
Large stone or slab, set vertically in a structure.
Paleolithic
Old Stone Age, begins around 500.000 years ago and ends with the Mesolithic around 7000 BCE.
Passage grave
Passage (sometimes with lateral chambers) leading to a broader burial chamber, often roofed, within round mound (which may be kerbed). Façaded forecourt entrance common.
Paving
Stone slabs on passage and chamber floors. In a megalithic tomb, paving stones superimposed on each other may indicate several phases of use.
Portal dolmen
Rectangular burial chamber which is narrower and lower towards back, with two portal stones at entrance. Mainly Irish and Welsh.
Portal stones
Large stones forming the entrance to a structure, usually a tomb.
Port-hole
Circular hole, often in entrance stone to chambered tomb, or made by semi-circular holes in facing contiguous stones. Also in orthostats and capstones Some writers refer to the hole of the spirit to indicate the symbolic function of the port-hole through which the soul of the dead could come and go.
Promontory Fort
Hillfort formed by defending neck or natural promontory, inland or coastal.
Quoit
Cornish name for burial chamber or dolmen.
Rampart
Large bank of earth or stones or both forming the defence of a fortified site such as a hillfort.
Recumbent stone circle
Unique Scottish and Irish circle with one large stone lying horizontally between two uprights.
Revetment
Stone wall designed to hold an earth rampart.
Ring Ditch
A circular shaped monument, very smiliar in structure to a henge. Many have been discovered to be ploughed-out barrows.
Rock-cut tomb
An underground monument hollowed out of solid rock, and generally designed to take a collective burial. Rock-cut tombs are frequently found in the Mediterranean basin.
Sarsen
Sandstone lying on Wiltshire Downs, in England; used for Stonehenge and Avebury, though not exclusively.
Schist
Fine-grained rock, altered after formation by heat or pressure or both, so that mineral content is in roughly parallel layers. It can therefore be split into thin plates.
Shield
A design carved or chipped out on the slabs of Breton tombs. It is a highly version of an antropomorphic figure.
Slab
Flat thinnish dressed stone.
Stalled Cairn
Tomb-type found in the Orkney Islands which is very similar to the gallery grave design. The main chamber usually runs the length of the cairn and has lateral slabs (stalls) projecting from the chamber wall. These stalls divide the tomb into compartments whilst also supporting the high roofing slabs.
Standing stone
Lone vertical stone; see Menhir.
Stele
Monolith of modest size (less than 75 centimetres high) with one face only decorated with cut-away carving or low relief sculpture.
Stone circle
Ring, which may not be circular, of spaced or contiguous standing stones; sometimes roughly (and very rarely completely) dressed.
Stone row
Sometimes alignment. Line of regurarly spaced standing stones.
Tomb
From the Latin tumba, meaning a burial stone, simple or monumental. Generally it is used in very broad terms to denote megalithic graves.
Trilithon
A structure made up of three stones: two uprights and a horizontal lintel. Three trilithons stand within the sarsen horseshoe at Stonehenge.
Tumulus
Latin for mound or barrow; generally covers a burial, in a chamber (as in French use of word) or not.
Wedge tomb
Irish type of chambered tomb which tapers slightly from entrance inwards beneath mound; sometimes with parallel outer walls either side.
Wings
Many megalithic mounds in the southern Iberian peninsula, Sardinia and the British Isles present a concave façade with its two extremities ending in extensions known as wings or horns. They define a partly enclosed space descibed as the forecourt of a horned cairn. See also court cairn and Giants' Tomb.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Интересные факты
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Список англоязычных сайтов о древнейших сооружениях на территории Великобритании
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Просто так
Соленая снежинка
Девчата
Северное сияние
Подарок