Исследовательская работа, посвященная истории школьного музея
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_muzeya.doc | 49.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа села Индерка Сосновоборского района Пензенской области
«История школьного музея»
Выполнили ученицы 9б класса
Абубекерова Динара,
Мусина Юлия
Научный руководитель:
учитель истории
Абдуллина Ряшидя Хамзеевна
Индерка, 2009
План:
3. Заключение. Итоги и выводы. Значение музея для школы и села.
У нас в школе есть музей боевой и трудовой славы, который мы часто посещаем. Во время одной из экскурсий мы заинтересовались историей нашего музея и решили написать исследовательскую работу, посвященную истории школьного музея.
Цели: исследовать историю школьного музея боевой и трудовой славы.
Задачи: узнать об организаторах музея; выяснить дату основания музея; узнать об основных экспозициях и экспонатах; выявить значение музея для школы и села. Методы исследования: опросы, интервью, знакомство с основными и вспомогательными фондами.
Мы выяснили, что в создании музея активное участие принимали учителя и учащиеся. Первым из основателей музея в старом здании школы (дом помещика Баишева) был первый председатель колхоза «Искра», затем директор школы Ернеев Исхак Абдулович. Он родился 3 августа 1903 года в селе Индерка. Получил высшее педагогическое образование по специальности учитель истории. С 1949 по 1966 годы работал директором школы. Работая в школе, собирал материалы и старинные вещи для создания музея. Были трудные времена и необходимых материалов, для открытия музея, не хватало. Тогда Исхак Абдулович решил дать объявление, с просьбой помощь собрать экспонаты для музея. Жители села Индерка откликнулись и благодаря усердным стараниям, в 1958 году открылся музей в здании школы. В создании музея активное участие приняли учителя истории Купаева Сафия Абдуловна и Волков Ахмет Якубович.
Волков Ахмет Якубович родился 25 декабря 1921 года в селе Индерка. В школе проучился 7 классов. После этого учился в Оренбурге на «раб факе», потом в педагогическом институте на физико-математическом факультете, но не окончил учебу. Его призвали в армию. Прослужил с 1.01.1940 по 27.02.1947 года. Участие в боевых действиях, боевых походах и партизанских отрядах:1)Участие на фронтах в Великой Отечественной войне с 29.08.1941 по 7.03.1945г.; 2)Западный фронт с 29.08.1941 по 18.02.1943.г (командир 76 мм оружия); 3)Северо-западный фронт с 15.02.1943 по 10.04.1943г. (командир 45 мм орудия); 4-й Белорусский фронт с 22.12.1944 по 7.03.1945г. (командир огневого ввода 76 мм пушек).[1]
После службы, некоторое время работал в городе Пенза. Поступил в Пензенский государственный педагогический институт им. В.Г. Белинского на исторический факультет. Учился с 1947 по 1951 года – очно[2]. С 1951 года работал 6 лет в Нижней Елюзани Городищенского района директором и вел уроки истории. В 1960 году Волков Ахмет Якубович поступил в Пензенский государственный педагогический институт им. В.Г. Белинского на географический факультет и в 1967 году окончил полный курс (заочно) названного института. В 1967 г. вернулся в село Индерка, и его приняли на работу в школу. Ахмет Якубович был директором вечерней школы, а в дневной школе преподавал уроки истории и географии. Так же занимался музейной деятельностью. Он давал задания учащимся, и они приносили в музей старые экспонаты. Собирал материал у старожил. Для того чтобы открыть хороший музей не было помещения, поэтому пока только собирали предметы быта, старые монеты и т.п.
Купаева София Абдуловна родилась в 1925 году в селе Индерка. Закончив 7 классов, поступила в Саранское педагогическое училище, где проучилась один год. Потом она вернулась в Индерку и проучилась еще два года, тогда директором был Гидият Мустафович Гафаров. В годы войны София Абдуловна уехала в Пензу и поступила в педагогический институт им. В. Г. Белинского. В 1945 году, окончив институт, вернулась в Индерку. Из-за отсутствия работы в местной школе Софие Абдуловне пришлось уехать в Среднюю Елюзань. Преподавала там историю и географию. Проработав год, она вернулась в родное село. С 1947 года София Абдуловна начала работать в Индерской школе. После выхода на пенсию, продолжала работать в вечерней школе. София Абдуловна внесла большой вклад в создание музея. Она подарила музею ткацкий станок своей свекрови, собирала материал по истории села.
Новое здание Индерской средней школы было открыто в 1971 году. В это время директором школы была Куликова Раиса Фёдоровна. Она выделила комнату под музей, и в 1980 году был открыт музей боевой и трудовой славы. Чтобы оформить музей, Раиса Фёдоровна пригласила пензенских художников Давыдченко Н.И. и Нагаева А.А.. В сборе информации о ветеранах войны и в оформлении музея помогала и старшая пионервожатая Вагапова Зяйтуня Алиевна. Она давала задания учащимся, чтобы они собирали информацию об истории села. По её словам, в музее проводились мероприятия разного характера: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, сборы пионеров, прием в пионеры, собрания работников колхоза. С 1985 по 1992 гг. музеем руководила Каримова Изеля Каюмовна. После неё музей возглавила учитель истории Абдуллина Ряшидя Хамзиевна, которая, в свою очередь, внесла огромный вклад в развитие музея. Благодаря её стараниям наш музей много раз занимал в конкурсах призовые места. В 2005 году на областном конкурсе музеев общеобразовательных учреждений, посвященном 60-ти летию победы в Великой Отечественной войне, музей занял призовое место и был награжден Дипломом и Пензенской энциклопедией. В 2007 году участвовали во Всероссийском конкурсе «Школьный музей: новые ракурсы». Награждены грамотой. В 2007 году наш «Музей боевой и трудовой славы» занял II место в областном, в рамках Всероссийского, конкурсе на лучшую организацию работы школьных музеев по патриотическому воспитанию учащихся. На базе музея работает краеведческий кружок «Юнис» по программе «Индерка и индерцы». Выпустили Индерскую Книгу памяти. Актив музея под руководством Абдуллиной Рашиди Хамзеевны с 2005 года выпускает сборник «Вестник музея». В музее работает группа экскурсоводов. Проводятся тематические экскурсии, уроки и внеклассные мероприятия, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами.
В данное время в нашем музее имеются следующие экспозиции:
наш край в древности; история села; Индерка в годы коллективизации; история школы; индерцы в Великой Отечественной войне; воины-афганцы; предметы быта; Ильясов Тагир; татары-мишари.
Число экспонатов основного фонда – 269; число экспонатов вспомогательного фонда – 216[3]; количество посетителей в год – 2800; число экскурсий в год - 140
Значение музея для школы и села очень велико. Мы провели социологический опрос среди учащихся школы и родителей. По результатам опроса мы сделали вывод, что школьный музей посещали все учащиеся и преобладающее большинство родителей, бабушек и дедушек. О школьном музее все высказываются с благодарностью, гордостью и восхищением. Называют «жемчужиной» школы. Вот один из таких отзывов: « Прекрасный музей! Особая гордость школы. Здесь человек учится понимать и ценить свою историю, своё Отечество, свою Родину. » Мы также просмотрели книгу отзывов школьного музея. Всего насчитывается 78 отзывов с 1985-2008 года. Среди них и отзывы людей, которые известны не только в России, но и за пределами нашей страны. К сожалению, всех отзывов не упомянуть. Вот только некоторые из них:
« Отличный маленький музей! Замечательные дети и преподаватели. Желаю всем больших успехов».
M. Salo (исследователь финноугровед г. Хельсинки).
« Ваш миллион был не случаен, содержательная и нужная работа по многим направлениям свидетельствуют о слаженной и разносторонней работе педагогов и, следовательно, учащихся».
Писательница Дана Лобузная.
What a wondeful school! Thank you! I so enjou needing you and all seeing you beautiful. Good luck!
(Какая прекрасная школа! Спасибо вам. Я получила огромное удовольствие и все, что я увидела – прекрасно. Желаю удачи.)
Правнучка Л. Толстого Александра Толстая.
Музей является центром патриотического воспитания школьников. Созданы поисковые группы. В музее проводятся тематические экскурсии. На основе материалов музея учащиеся пишут исследовательские работы, выступают на научно-практических конференциях «Земля родная», «Старт в науку», участвуют во Всероссийском конкурсе «Человек в истории. Россия – 20 век».
Итак, благодаря нашим исследованиям еще раз убедились в необходимости музея ученикам и жителям села. В этом маленьком музее хранится вся история жизни села Индерка.
Источники:
1.Интервью с Волковой Б.З. – 09.02.08., записанное Абубекеровой Д.
2.Интервью с Купаевой С.А. – 18.02.08., записанное Мусиной Ю.
3.Интервью с Ягудиной Д.Т. - 20.02.08., записанное Абубекеровой Д.
4.Интервью с Вагаповой З.А. – 24.02.08., записанное Мусиной Ю.
5. Инвентарная книга музея.
6. Военный билет Волкова А.Я. Семейный архив Волковых.
7.Свидетельства об окончании институтов. Семейный архив Волковых.
8. Книга отзывов школьного музея.
[1] Военный билет Волкова А.Я. Семейный архив Волковых.
[2] Свидетельства об окончании институтов. Семейный архив Волковых.
[3] Инвентарная книга музея
Как нарисовать портрет?
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Будьте как солнце!
Как я избавился от обидчивости
Прекрасная химия