Все больше людей делают выбор в пользу активного образа жизни. Многие родители хотят, чтобы его ребенок рос не только здоровым и сильным, но и мечтают увидеть в нем будущего чемпиона. Но, чтобы достигнуть высоких результатов в спорте, как утверждают психологи, необходимо ориентироваться на темперамент ребенка.
В данной работе подробно и в доступной форме изложено мнение авторов статей о том, что успех в спортивной деятельности зависит от правильного выбора вида спорта, то есть человеку с определенным типом нервной системой лучше заниматься циклическими видами спорта (лыжи, плавание), а людям с сильным типом высшей нервной деятельности рекомендуются занятия единоборствами и игровыми видами спорта с наличием физического контакта. Влияние темперамента на спортивные достижения может стать одним из критериев отбора.
Основной целью этой работы является установление влияния темперамента на достижение высоких спортивных результатов. Автором была разработана анкета «Об успешности занятий спортом» и приведены результаты социологического опроса. Отсюда видно, что все же темперамент влияет на достижение спортивных успехов.
В работе автор разработал практические рекомендации для родителей и детей «Как правильно выбрать спортивную секцию, учитывая темперамент ребенка».
Материалы работы рассчитаны на разновозрастную категорию, а также могут быть использованы при проведении родительских собраний и бесед с учащимися.
Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 14
Исследовательская работа
"Взаимосвязь темперамента ребенка с его достижениями в спорте"
Выполнила: Прасина Юлия, ученица 7Б класса
Руководитель: учитель физкультуры Ибрагимова С.В.
План:
План исследования
С самого раннего возраста родители стремятся развивать своего ребенка. Причем все чаще мамы и папы отдают предпочтение развитию физическому, так как понимают, что современный сидячий образ жизни отрицательно сказывается на здоровье детей. Быстрая утомляемость, частые заболевания – как уйти от этих бед? Прежде всего, утверждают ученые, надо сделать твердый и решительный шаг в мир движений. [1]
Какую же спортивную секцию выбрать для своего ребенка? Чтобы выбрать подходящую секцию для своего чада, недостаточно просто положиться на веяния моды и на то, "куда записали своего соседи". При выборе спортивной секции крайне важно учесть темперамент ребенка. [2]
Проблема, затронутая нами в данной работе, актуальна для настоящего времени, так как каждый родитель хочет вырастить не только здорового, сильного и уверенного в себе человека, но и будущего чемпиона. Но, чтобы достигнуть высоких результатов в спорте, как утверждают психологи, необходимо ориентироваться на темперамент ребенка.
Данная работа предполагает цель: установить влияние темперамента на достижение спортивных результатов.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- изучить литературу и другие источники по данной проблеме;
- провести совместно с психологом школы тестирование (по «Опроснику» Г. Айзенка ) по определению типа темперамента старшеклассников МОСШ № 14 занимающихся спортом;
- разработать вопросы анкеты и провести социологический опрос у данной группы спортсменов «Об успешности занятиях спортом»;
- разработать практические рекомендации «Об учете темперамента ребенка в выборе спортивной секции»
Гипотеза работы: влияет ли темперамент на достижение спортивных результатов в определенном виде спорта?
Подтверждение выдвинутой гипотезы предполагается теоретическим и практическим путем.
Теоретическая часть основывается на информационные источники и интернет- ресурсы:
Спорт, события, судьбы. В.Г. Кудрявцев: Книга для учащихся средней школы,1986.-11с.
Вырастить чемпиона -http://www.7ya.ru/article/Vyrastit-chempiona/
Мой темперамент – мой спортивный успех?! -http://www.sovbuh.ru/poleznye_sovety1/psihologiya_lichnosti/moj_temperament_moj_sportivnyj_uspeh/
Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.: ФКиС, 1978. - 134с.
Психология спортивной деятельности. /Под ред. Жарова П.А. - Казань: Казан. ун-т, 1985. - 216с.
Как выбрать для ребенка спортивную секцию? - http://www.sport-kids.ru/coach/knowledge/parents/90/
Как родителям выбрать вид спорта-
http://detstvo.ru/forum/sport-i-otdyh-dlya-povzroslevshih-detei/3183-kak-vybrat-vid-sporta.html
Детские увлечения - http://www.astromeridian.ru/psy/detskie_uvlechenija.html
Практическая часть работы (тестирование и анкетирование) проводилось согласно поставленным задачам на базе МОСШ № 14 с лучшими спортсменами школы, из числа старшеклассников и обобщалась с учетом проведенного в теоретической части исследования.
Научная статья
1.Исследования о влиянии темперамента на достижение спортивных результатов
Детские увлечения могут пропасть без следа, если мы не станем помогать ребенку развивать свои способности. Но они могут стать (и зачастую становятся!) началом настоящего, большого таланта. Самое главное – не пропустить момент и вовремя развить способности малыша. Идеальным выходом было бы, чтобы детское увлечение Вашего ребенка стало впоследствии его профессией. Известно, что добиться больших успехов человек может в той области, в которой ему больше дано природой. Для того чтобы ребенок смог добиться успехов в той или иной области, вам нужно как можно раньше обнаружить его способности, начать их развитие. Так называемый «режим благоприятствования» – вот что Вы должны создать своему ребенку, если хотите, чтобы он стал выдающимся человеком. [8]
При выборе спортивной секции крайне важно учесть темперамент вашего ребенка. Достаточно часто детей стремятся отдать заниматься спортом в том числе и для того, чтобы направить в организованное русло безумную энергию малыша – бьющую через край и все сметающую на своем пути. Желание вполне оправданное, однако, не забывайте вот о чем. Импульсивные, эмоциональные дети крайне тяжело адаптируются к индивидуальным видам спорта – таким, где требуются терпение, вдумчивость, старание в повторениях многочисленных монотонных упражнений. К ним относятся и теннис, и гимнастика, и фигурное катание… Разумеется, квалифицированный тренер способен частично исправить ситуацию и помочь своему питомцу преодолеть бушующие в юной душе страсти. Но в целом перспективы маленьких экстравертов в «методичных» видах – весьма туманны. Другое дело – командные игры. Здесь горящие глаза маленьких спортсменов – прекрасное подспорье для развития. Поэтому ментальность – фактор, который нельзя не принимать во внимание. Ну, а коль скоро психика ребенка имеет такое судьбоносное значение, не забывайте, что ваша родительская задача – подобрать для маленького спортсмена наставника, который будет вторгаться в душу ученика осторожно, тактично и с любовью к своему делу. [6]
Ясно - движение детям необходимо. Но, к сожалению, реальность такова, что с каждым годом все меньше и меньше малышей приходят в спорт.
С самого момента рождения родители стремятся развивать своего ребенка. Причем все чаще и чаще мамы папы отдают предпочтение развитию духовному и интеллектуальному, отодвигая физические занятия на второй план. Но не стоит умалять значения физической подготовки! Американские врачи, обеспокоенные стремительным омоложением сердечно-сосудистых заболеваний, провели широкомасштабные исследования среди детей и подростков. Результат был впечатляющим. Оказалось, что возраст от 5 до 8 лет является определяющим в плане риска развития у взрослого человека атеросклероза и инфаркта миокарда. Причем, чем активнее ребенок занимался спортом, тем меньше этот риск.
Ученые приводят еще несколько веских доводов в пользу регулярных занятий спортом:
• у 30% дошкольников уже намечаются изменения осанки (а в первые годы школьных занятий этот показатель увеличивается до 65%);
• более 30% детишек весят больше, чем положено. А ведь известно, что детское ожирение победить очень сложно;
• от 20 до 25% малышей уже имеют нарушения кровообращения по типу вегетососудистой дистонии;
• 40% детишек регулярно жалуются на боли в спине. [7]
Все больше людей делают выбор в пользу активного образа жизни. Быть здоровым, иметь красивую фигуру, заниматься спортом стало модно. Но и модой надо увлекаться с умом. Зависит ли выбор спортивной секции для ребенка от типа его темперамента? Темперамент устойчив и мало подвержен изменениям под воздействиями внешней среды и воспитания. В спортивных достижениях динамические особенности человека могут помочь или, наоборот, создать дополнительные трудности. Учитывая темперамент, можно очень эффективно использовать «свою природу» в спорте.[3]
В современной спортивной психологии существует ряд теорий о влиянии темперамента на спортивные достижения. Существует мнение о том, что успех в спортивной деятельности зависит от правильного выбора вида спорта, то есть человеку с определенным типом нервной системой лучше заниматься циклическими видами спорта (лыжи, плавание), а людям с сильным типом высшей нервной деятельности рекомендуются занятия единоборствами и игровыми видами спорта с наличием физического контакта.
Влияние темперамента на спортивные достижения может стать одним из критериев отбора. Часто на ответственных соревнованиях равные по силам спортсмены показывают различные результаты. Во многом это зависит от особенностей строения нервной системы, т. е. один смог справиться с психологическими нагрузками, а другой нет. Спортивная подготовка уже давно не сводится к простому выполнению различных физических упражнений. Это сложный многофакторный процесс, в котором одно из ведущих мест занимает психологическая подготовка, осуществлять которую, стоит с учетом особенностей темперамента данного человека. Выбор средств и методов психологической подготовки должен основываться исходя из этих особенностей. [8]
Существуют общепринятая градация свойств темперамента, которые предопределяют занятия теми или иными видами спорта.
Так, например, сангвиник отдает предпочтение видам спорта, которые связаны с большой подвижностью, активностью, требуют смелости. Эти лица легко переходят от выполнения одного упражнения к другому, но недостаточно усидчивы и сосредоточены, особенно в однообразной (тренировочной) деятельности. Для этих людей хорошо подойдут виды спорта, в которых нужны длительные тренировки, вдумчивый подход (плавание, некоторые виды легкой атлетики, фигурное катание). Такие люди хороши в командных видах (футбол, хоккей), где необходимо быстро ориентироваться при меняющейся обстановке.При изучении новых двигательных действий они быстро схватывают основу изучаемого движения, могут довольно легко выполнить его с первой попытки, но с ошибками; не любят кропотливой длительной работы по совершенствованию техники. Спортсмены этого типа достаточно работоспособны, уверены в себе. Их спортивные результаты стабильны и, как правило, в соревнованиях бывают выше, чем на тренировках. Перед стартом такие спортсмены находятся в состоянии «боевой готовности».
Холерик как спортсмен предпочитает высокоэмоциональные виды спорта (баскетбол, спринт, прыжки), интенсивные и темповые движения. Он охотно и с увлечением начинает заниматься избранным видом спорта, но энтузиазм его быстро пропадает. Для людей с таким темпераментом подходят виды спорта, в которых происходит короткий, но очень энергетический выброс (бег, плавание, лыжи, но на короткие дистанции; различные конкурсы, веселые старты). Возможны экстремальные виды. Не подойдут длительные и монотонные занятия, с соперником один на один. В команде такие люди могут занимать свою нишу – активный и быстрый нападающий. Такие спортсмены неохотно выполняют длительную тренировочную работу на силу и выносливость, но способны многократно повторять трудное и опасное упражнение, если оно вызвало интерес. Их соревновательные результаты недостаточно стабильны, имеется склонность к «предстартовой лихорадке», что довольно часто не позволяет им полностью реализовать свои возможности в соревнованиях.
Флегматик в спорте проявляет прежде всего себя в недостаточно быстрой выработке и переделки двигательных навыков, в замедленных реакциях, в трудности переключения от одного вида деятельности к другому. Флегматики могут себя хорошо проявлять в тяжелой атлетике, в различных видах борьбы. Сформированные навыки и привычки отличаются большой прочностью и устойчивы к внешним раздражителям. Спортсмены данного типа ВНД отдают предпочтение небыстрым, спокойным, однообразным упражнениям, склонны к длительной и тщательной отработке техники отдельных упражнений, кропотливой работе по развитию какого-либо физического качества и т.д. Такие лица не отличаются высокой общительностью. Как правило, очень настойчивы. Перед стартом чаще всего находятся в «боевой готовности
Меланхолики в спортивной деятельности отличаются чрезмерно высокой ответственностью, высоким развитием мышечно-двигательного чувства. Их отличает тонкое тактическое чувство, но недостаточная работоспособность и малая устойчивость к внешним раздражителям. Эти лица являются высоко тревожными, порождающими неуверенность в своих силах. Они могут себя проявить в таких видах, в которых необходимо чувствовать и понимать другого человека (партнера, соперника), но без больших перегрузок. Меланхолики отдают предпочтение индивидуальным видам спорта, не связанным с единоборством и командной борьбой. Их соревновательные результаты нестабильны, так как присущая им высокая тревожность способствует возникновению состояния «стартовой апатии», которое затрудняет достижение высоких результатов. [4]
Знание особенностей темперамента является обязательной составляющей индивидуального подхода. Без оценки типа ВНД характеристика спортсмена теряет свою рельефность и не дает полного преставления о его облике и возможностях. Часто даже такие простые сведения о спортсмене, как «подвижен, энергичен» или «медлителен, вял», позволяют правильно понять воспитанника и определить методы работы с ним
В зависимости от динамических особенностей психики спортсмена по разному воспринимают тренировочный материал. Впечатлительность, сообразительность, готовность у одних спортсменов и инертность, медлительность, малая продуктивность у других в значительной степени зависит от темперамента. [6]
2.Материал и методика тестирования и опрос – анкетирования лучших спортсменов МОСШ № 14
Место проведения : г. Нижневартовск
Сроки проведения: декабрь 2011 года.
Методы: тестирование (по опроснику Г.Айзерга) по определению типа темперамента лучших спортсменов школы (данные взяты у психолога школы), проведение опроса - анкетирования «О моем увлечении спортом» среди данной категории учащихся с последующим обобщением и анализом полученных данных.
Результаты исследования.
В тестировании (по опроснику Г.Айзерга) и анкетировании принимало участие 22 спортсмена школы. Полученные ответы отражены в таблице 1 и 2.
Результаты тестирования (по опроснику Г.Айзерга)
Таблица 1.
№ | Тип темперамента | Количество учащихся | В % |
1. | Холеристический | 15 | |
2. | Сангвистический | 3 | |
3. | Флегматический | 1 | |
4. | Меланхолический | 3 |
Результаты анкетирования лучших спортсменов школы.
Таблица 2.
№ | Вопросы анкеты | Ответы респондентов | |
Кол-во | В % | ||
1. | Каким видом спорта ты занимаешься? А) вольная борьба; | 22 7 | |
Б) баскетбол; | 9 | ||
В) футбол; | 1 | ||
Г) лыжные гонки; | 1 | ||
Д) б/ теннис; | 2 | ||
Е) плавание; | 1 | ||
Ж) акробатика | 1 | ||
2. | Каким образом ты стал заниматься этим видом спорта? А) нравится этот вид спорта | 15 | |
Б) по агитации тренера | 2 | ||
В) за компанию с другом | 2 | ||
Г) захотели родители | 1 | ||
Д) подходит мне по темпераменту | 2 | ||
3. | Сколько лет ты занимаешься данным видом спорта? | 3 | |
А) от 1 до 2 лет | |||
Б) от 3 до 4 лет | 6 | ||
В) от 5 и более | 13 | ||
4. | Являешься ли ты победителем любого ранга соревнований (указать результаты самого высокого ранга) А) на уровне города | 3 | |
Б) на уровне округа | 9 | ||
В) на уровне России | 2 | ||
5. | Являешься ли ты призером любого ранга соревнований (указать результаты самого высокого ранга) А) на уровне города | 2 | |
Б) на уровне округа | 6 | ||
В) на уровне России | 0 | ||
6. | Имеешь ли ты спортивный разряд или звание? А) 1 юношеский | 14 | |
Б) 2 юношеский | 0 | ||
В) 3 юношеский | 5 | ||
Г) 1 спортивный | 1 | ||
Д) 2 спортивный | 1 | ||
Е) 3 спортивный | 0 | ||
Ж) Кандидат в мастера спорта | 1 | ||
З) Мастер спорта | 0 |
Выводы:
Для того, чтобы выяснить влияет ли темперамент на достижение высоких спортивных результатов была разработана анкета « О моем увлечении спортом». Анкета состояла из 6 вопросов. Далее было проведено анкетирование учащихся 9-11 классов, серьезно занимающихся спортом в различных секциях города. Всего в анкетировании приняли участие 22 спортсмена – учащихся старших классов. Так же совместно было проведено тестирование (опросник Г.Айзерга) по определению типа темперамента данных спортсменов школы. Обработав результаты тестирования и анкетирования, мы пришли к следующим выводам:
Холерики – 15 ( 68 %), меланхолики – 3 (13.6 %), сангвиники – 3 ( 13.6 %), флегматики – 1( 4.5 %).
нравится этот вид спорта – 15 (68 %); агитация тренера – 2 ( 9 %), за компанию с другом - 2 (9 %), захотели родители -1 ( 4.5 %), подходит мне по темпераменту – 2 ( 9 %).
Победители в городе – 3 ( 13.6 %), победители в ХМАО – 9 ( 40.9 %), победители в России- 2 ( 9 %);
Призеры в городе – 2 ( 9 %), призеры в ХМАО – 6 ( 27 %);
В связи с этим мы посчитали целесообразным разработать таблицу с рекомендациями «Какими видами спорта, необходимо заниматься, имея различные типы темперамента»
№ | Типы темперамента | Виды спорта соответствующие для этого типа темперамента |
1. | Холерик | Бег, плавание, лыжи (спринтерские дистанции). В спортивных играх такие люди могут занимать свою нишу – активный и быстрый нападающий. |
2. | Флегматик | Тяжелая атлетика, в различных видах борьбы. |
3. | Сангвиник | Такие люди хороши в спортивных играх (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол) |
4. | Меланхолик | Шахматы |
Заключение
Трудно себе представить жизнь современного ребенка без занятий спортом. Для многих из них увлечения спортом становятся смыслом жизни и многие добиваются высоких спортивных результатов, а так же это становится их будущей профессиональной деятельностью. Но для многих ребят их мечты о высокой спортивной карьере разбиваются в прах. И не от того, что они недостаточно физически подготовлены, а от того, что не знали свой тип темперамента и выбрали не ту спортивную секцию.
Список, использованной литературы:
[1] Спорт, события, судьбы. В.Г. Кудрявцев: Книга для учащихся средней школы,1986.-11с.
[2] Вырастить чемпиона -http://www.7ya.ru/article/Vyrastit-chempiona/
[3] Мой темперамент – мой спортивный успех?! -http://www.sovbuh.ru/poleznye_sovety1/psihologiya_lichnosti/moj_temperament_moj_sportivnyj_uspeh/
[4] Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.: ФКиС, 1978. - 134с.
[5] Психология спортивной деятельности. /Под ред. Жарова П.А. - Казань: Казан. ун-т, 1985. - 216с.
[6] Как выбрать для ребенка спортивную секцию? - http://www.sport-kids.ru/coach/knowledge/parents/90/
[7] Как родителям выбрать вид спорта-
http://detstvo.ru/forum/sport-i-otdyh-dlya-povzroslevshih-detei/3183-kak-vybrat-vid-sporta.html
[8]Детские увлечения - http://www.astromeridian.ru/psy/detskie_uvlechenija.html
Приложение 1.
Тест Г. Айзенка и определить, черты какого типа темперамента преобладают в характере тестируемого.
Какой у вас темперамент? (опросник Г. Айзенка)
На предложенные вопросы отвечайте только "да" или "нет".
1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?
2. Вы часто нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить и утешить?
3. Легко ли вы обычно отвлекаетесь от своих забот?
4. Трудно ли вам ответить другим "нет"?
5. Долго ли вы обычно размышляете перед тем, как что-либо предпринять?
6. Если вы обещали что-то сделать, всегда ли вы сдерживаете свое обещание?
7. Нередко у вас бывают беспричинные спады и подъемы настроения?
8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?
9. Бывает ли вам тоскливо без достаточных на то причин?
10. Любите ли вы рискованные поступки?
11. Возникает ли у вас чувство робости или смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичной(ным), незнакомкой(цем)?
12. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь?
13. Испытываете ли вы трудности только от того, что надо быстро действовать или отвечать?
14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сказали или сделали так, как не следовало поступать или говорить?
15. Предпочитаете ли вы чтение периодики и книг или другие занятия наедине общению с людьми?
16. Легко ли вас обидеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компаниях?
18. Бывают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?
19. Верно ли, что иногда вы полны энергии, так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?
20. Предпочитаете ли вы иметь меньше друзей, но зато более близких вам?
21. Часто ли вы мечтаете, стараясь забыть обыденность и неудачи?
22. Если на вас накричат, вы отвечаете мгновенно?
23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?
24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?
26. Считаете ли вы себя человеком ранимым и чувствительным?
27. Вы человек очень живой и подвижный?
28. Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство тревоги, что результат хуже, чем мог бы получиться?
29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?
30. Вы иногда сплетничаете?
31. Бывает ли, что вам не спится от того, что в голову лезут разные мысли?
32. Если вы хотите что-то узнать, вам легче искать нужные сведения в книгах, чем расспрашивать людей?
33. Бывают ли у вас внезапные сердцебиения?
34. Нравится ли вам работа, которая требует длительного внимания и большой сосредоточенности?
35. Бывает ли у вас от волнения дрожь в руках или ногах?
36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
37. Можете ли вы быстро выразить ваши мысли словами?
38. Раздражительны ли вы?
39. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом, считая это проявлением дружеского отношения?
40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?
41. Свойственна ли вам медлительность в движениях?
42. Вы когда-нибудь опаздывали на работу или на свидание?
43. Часто ли вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?
45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?
46. Вы бы почувствовали себя очень несчастным(ной), если бы длительное время были лишены возможности активного общения с людьми?
47. Можете ли вы сказать о себе, что вам свойственна нервозность?
48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?
49. Можете ли вы сказать, что являетесь весьма уверенным в себе человеком?
50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или ваши личные промахи?
51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
55. Испытываете ли вы чувство тревоги за свое здоровье?
56. Любите ли вы подшучивать над другими?
57. Часто ли у вас бывает бессонница?
Обработка результатов:
Прежде всего проверьте, насколько искренне вы отвечали. Подсчитайте число положительных ответов
на вопросы: 6, 24, 36. Прибавьте к ним количество отрицательных ответов на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48, 54. Если сумма больше 5, то полученные результаты надо поставить под сомнение, а если больше 7, то дальнейшая обработка результатов вообще не имеет смысла. Вы еще не готовы быть искренним человеком даже наедине с собой. Постарайтесь впредь не приукрашивать себя, иначе бесполезно потратите время. Кто получил результат по шкале "искренности" меньше 6 имеют возможность определить важные качества личности по двум группам вопросов.
Экстраверсия - интроверсия. Подсчитайте количество положительных ответов в вопросах: 1, 3, 8, 10, 17, 22, 25, 27, 34, 37, 44, 46, 49, 53, 56 и отрицательных в вопросах: 5, 13 15, 20, 29, 32, 39, 41, 51. Если общая сумма меньше 12, то вам свойственна скорее интроверсия (обращенность внутрь своего "Я"). Если сумма в пределах 13-24, то, напротив, вам более свойственна экстраверсия (обращенность вовне).
Эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность. Подсчитайте количество положительных ответов в вопросах: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57. Если сумма меньше 12, то вам более свойственна эмоциональная стабильность, если больше - эмоциональная нестабильность.
Согласно известному психологу Г. Юнгу, есть два варианта приспособления к окружающему миру - экстраверсия и интроверсия, которые впоследствии стали считать основными характеристиками темперамента.
Экстраверсия. Скорее всего вы социально открыты, "расторможены", хорошо завязываете и поддерживаете эмоциональные контакты. Это может быть полезно в ситуациях, где требуется способность брать ситуацию в свои руки. Например, работа коммерсан-та, брокера, продавца, журналиста. Вам свойственна общительность, инициативность, гибкость поведения, умение найти свое место в обществе и приспособиться к его требованиям. Вы в большей степени склонны действовать под влиянием внезапного побуждения, чем по намеченной программе. Вас, подобно магниту, притягивают предметы и объекты внешнего мира.
Интроверсия. Скорее всего вы скромны, не нуждаетесь в постоянной поддержке группы (самодостаточны), возможно, излишне скованы в личностных контактах и испытываете трудности в общении. Эти черты помогут в тех ситуациях, где требуется сосредоточенность и выполнение.
Автор: В.Н. Костяева
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Ласточка
Круговорот воды в пакете
Пока бьют часы
Ералаш