Соревнования любого ранга являются своеобразным стрессом для спортсмена. Боязнь сильного соперника вызывает неуверенность в себе, в свои возможности, а это, в свою очередь, ведет к закрепощению мышц, к ограничению деятельности, а порой и к полной бездеятельности. В современном спорте, соревнования становятся борьбой нервов. И побеждает тот, у кого они крепче.
В данной работе подробно и в доступной форме изложено мнение авторов статей о том, что результат в спортивных соревнованиях зависит не только от физической и тактической подготовки, но также и от психологической подготовки (предстартового состояния спортсмена перед соревнованиями).
Основной целью этой работы является установление влияния предстартового состояния на результативность выступления в соревнованиях. Автором была разработана анкета «Об успешности в выступлении на соревнованиях», а также для определения степени стресса перед соревнованиями проводилось анкетирование по опроснику «Шкала самооценки» Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина и приведены результаты социологического опроса. По этим данным видно, что предстартовое психологическое состояние спортсмена оказывает влияние на достижение результатов в соревнованиях.
В работе автор разработал практические рекомендации для спортсменов «Как настроиться перед соревнованиями". Материалы работы могут быть использованы при проведении бесед со спортсменами.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск
«ПРЕДСТАРТОВОЕ СОСТОЯНИЕ И РЕЗУЛЬТАТ В СОРЕВНОВАНИЯХ»
Секция: Физкультура и спорт
Автор: Чубаров Евгений Артурович,
9 Г класс
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14»
Руководитель: Ибрагимова Светлана Владимировна,
учитель физической культуры
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14»
2013 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………..…3
Основная часть
Теоретическая часть
1.1.Стартовые состояния ……………………………………………………........................5
1.2. Индивидуальные особенности протекания предстартовых состояний……………..6
Практическая часть
2.1.Результаты исследования…………………………………….……………………..…..8
Заключение ……………………………………………………………………………..….10
Список литературы…………………………………………………………………..........11
Введение
В период соревнований различают следующие предстартовые состояния: боевая готовность, предстартовая лихорадка и стартовая апатия. Боевая готовность характеризуется оптимальным уровнем эмоционального возбуждения. Предстартовая лихорадка характеризуется чрезмерно высоким уровнем эмоционального возбуждения. Стартовая апатия характеризуется относительно низким уровнем эмоционального возбуждения из-за возникновения защитного торможения и ослабления возбуждения.
Проблема, затронутая нами в данной работе, актуальна, ведь часто бывает, что на тренировках спортсмен уверенно выполняет любые технические и тактические действия, но стоит ему оказаться участником соревнований, как его умение и мастерство куда-то исчезают. А происходит это от того, что спортсмен плохо владеет своим психологическим состоянием.
Гипотеза работы: влияет ли предстартовое состояние спортсмена на результат в соревнованиях?
Данная работа предполагает цель: установить влияние предстартового состояния на результат в соревнованиях?
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- изучить литературу и другие источники о данной проблеме;
- провести анкетирование (для диагностики уровня стресса перед стартом широко используется опросник «Шкала самооценки» по методике Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина) среди спортсменов 14-15 лет секции волейбола клуба «Самотлор» и волейболисток МБОУ «СОШ» №14;
- разработать вопросы анкеты и провести социологический опрос у данной группы спортсменов « Об успешности выступлений на соревнованиях»;
- разработать практические рекомендации «Как настроиться перед соревнованиями».
Подтверждение выдвинутой гипотезы предполагается провести теоретическим и практическим путем.
Теоретическая часть основывается на следующих информационных источниках и интернет- ресурсах:
Практическая часть работы проводилась согласно поставленным задачам на базе клуба «Самотлор» среди спортсменов 14-15 лет, а также в школе № 14 среди спортсменок-волейболисток 14-15 лет и обобщалась с учетом проведенного в теоретической части исследования.
Соревнования любого ранга являются своеобразным стрессом для спортсмена, любые проявления стресса на психическом либо физическом уровне являются нормальными, так как они выступают в качестве защитной реакции нашего организма.
Боязнь сильного соперника вызывает неуверенность в себе, в свои возможности, а это, в свою очередь, ведет к закрепощению мышц, к ограничению деятельности, а порой и к полной бездеятельности. Почему такое происходит? Обычно из-за недостаточной технической и физической подготовленности. А вот другой пример. Известный австралийский бегун-стайер Рон Кларк неоднократно вносил поправки в таблицу рекордов мира в беге на 5 и 10 тысяч метров. Его не упрекнешь ни в слабой физической подготовке, ни в технике бега. Однако Кларк не стал олимпийским чемпионом. Он не мог управлять своей волей в столь ответственных соревнованиях и терпел поражения. Значит, для достижения высоких спортивных результатов мало физической и технико-тактической подготовленности. Она должна сочетаться с высокой психологической подготовкой.[1]
В период соревнований различают следующие предстартовые состояния:
Боевая готовность характеризуется оптимальным уровнем эмоционального возбуждения. Психологические проявления: напряженное ожидание старта, возрастающее нетерпение (желание скорее начать), лёгкое, а иногда значительное эмоциональное возбуждение, трезвая уверенность в своих силах. Достаточно высокая мотивация деятельности (стремление активно, с полной отдачей сил и до конца бороться за достижение цели), способность сознательно регулировать свои мысли и эмоции, личная заинтересованность в участии в данных соревнованиях. Хорошая концентрация внимания, обострённое восприятие, высокая помехоустойчивость по отношению к отрицательным факторам. Боевая готовность положительно сказывается на деятельности спортсменов в соревнованиях.
Предстартовая лихорадка характеризуется чрезмерно высоким уровнем эмоционального возбуждения. Проявления: учащение пульса и дыхания, повышенная потливость подмышечных впадин и ладоней, повышение давления, тремор конечностей, повышенный диурез (частые позывы к мочеиспусканию, дискомфортные ощущения в области живота). Чрезмерное волнение, тревога, нервозность, раздражительность, неустойчивость настроения, беспричинная суетливость, рассеянность внимания, неадекватные реакции на обычные раздражители, переоценка своих сил, недооценка противника. Высокое нервно – психическое напряжение понижает работоспособность мышц и притупляет мышечно-двигательное чувство, ухудшает способность к релаксации, нарушает координацию движений. Отрицательное влияние проявляется и в том, что спортсмен долго не может уснуть накануне соревнований, спит с мучительными сновидениями, утром встаёт не отдохнувшим. Предстартовая лихорадка мешает спортсмену максимально мобилизоваться и не позволяет ему реализовать свои возможности в условиях соревнований.
Стартовая апатия характеризуется относительно низким уровнем эмоционального возбуждения из-за возникновения защитного торможения и ослабления возбуждения. Проявления: вялость, сонливость, отсутствие желания соревноваться, угнетенное настроение, неуверенность в своих силах, страх перед соперником, отсутствие интереса к соревнованиям. А также малая помехоустойчивость к отрицательным факторам, ухудшение координации движений, нежелание двигаться, замкнутость, неразговорчивость, мнительность, упадок сил, безразличие к исходу «поединка», представление его в плохом свете. Стартовая апатия не позволяет спортсмену мобилизоваться, он не в состоянии «выложиться». [2]
1.4. Индивидуальные особенности протекания предстартовых состояний
В ряде видов спортивной деятельности (например, в спринтерском беге) состояние стартовой лихорадки может способствовать успешным выступлениям в соревнованиях. Вот что, например, говорит по этому поводу известная польская бегунья, экс-рекордсменка мира в беге на 100 и 200 м И. Киршенштейн (Шевильнская): «Предстартовая лихорадка непрерывно усиливается вплоть до того момента, когда я встаю на стартовые колодки, и исчезает лишь с выстрелом стартера». Стартовая лихорадка не мешала спортсменке показывать выдающиеся результаты, так как была для нее не случайным, а характерным состоянием. Вероятно, многое зависит от того, как долго длится это состояние. Вот еще отрывок из интервью с другой выдающейся спортсменкой, пловчихой Г. Степановой: «Я в Мюнхене за неделю до старта места себе не находила. Было огромное желание победить – не могу передать, как я этого хотела. А вылилось это в психологический сбой, 150 метров плыла прекрасно, а потом не удержала, зачастила. Я на этом и раньше «горела» и вот опять».
На одну и ту же ситуацию спортсмены реагируют перед соревнованиями различно. Одни уединяются, уходят в себя, другие становятся повышенно общительными, разговорчивыми. Известная американская бегунья Кэтти Хэдмонт за сутки перед стартом на Мюнхенской олимпиаде говорила следующее: «Ищу грохота. Без шума не могу настроиться. В тишине руки опускаются и ноги не бегут». Другие отвлекаются от предстоящих соревнований: будущий чемпион олимпиады В. Борзов бродил по залам выставок картин. Третьи стараются не нарушать привычный ритм жизни – тренируются по два часа и проходят обычные для себя дистанции.
Индивидуальные различия предстартовых сдвигов выявлены и у представителей других видов спорта. У одних гимнасток более выраженными были изменения со стороны сердечно сосудистой системы (эти спортсменки имели сильную нервную систему) и в меньшей степени – со стороны двигательной системы, у других сдвиги больше касались двигательной системы и в меньшей степени – вегетативных систем (эти реакции характерны для спортсменок со слабой нервной системой). Очевидно, эти различия связаны с тем, что ограничение мышечных проявлений эмоций делает более выраженным их вегетативный компонент. С такими особенностями реакций организма могут быть связаны неблагоприятные последствия отсутствия «мышечной разрядки». В этом случае эмоции скорее приобретают высокую интенсивность, оказываются труднопереносимыми для человека.
Время возникновения предстартового возбуждения зависит от многих факторов: специфики деятельности, мотивации, стажа в спорте, пола, развития интеллекта. Очевидно, что слишком рано возникающее предстартовое возбуждение приводит к быстрой истощаемости нервного потенциала, снижает психическую готовность к предстоящей деятельности. [5]
Результаты исследования:
по анкете «Об успешности занятиями спортом»
Из 9 членов команды «Самотлор» все игроки занимаются волейболом в системе от 3 до 5 лет. В основном волейболисты имеют рост от 170 и до 189 см. Это хорошие данные для подростковой команды. 6 человек из 9 играют в основном составе, остальные запасные. Спортсмены участвуют в соревнованиях от 3 до 6 раз в год, т.е. имеют большой игровой опыт. Все игроки имеют определенное амплуа в команде. Накануне соревнований 6 (67%) спортсменов засыпают сразу и только 3 (33%) долго не могут уснуть (Приложение I, диаграмма № 1). Непосредственно перед началом соревнований 8 (89%) игроков чувствуют уверенность в своих силах и испытывают желание скорее начать соревнование и бороться за победу и только 1(11%) испытывает чрезмерное волнение (Приложение I, диаграмма № 2). На всех соревнованиях за последний год команда является призером игр (2 и 3 места). Обработав анкету можно сделать вывод, что команда клуба «Самотлор» имеет неплохую психологическую подготовку и поэтому успешно выступает на соревнованиях, но возможно не высыпание нескольких участников и чрезмерное волнение одного из них перед стартом влияют на то, что команда занимает только призовые места, а могла бы быть победителем.
Команда девчонок МБОУ «СОШ» № 14 занимается волейболом всего третий год. В соревнованиях принимают участие второй раз. Отсюда, наверное, наблюдается их огромное волнение перед соревнованиями. 40% накануне соревнований долго не могли уснуть, 30% спали с мучительными сновидениями. И только 30% заснули сразу (Приложение I, диаграмма № 1). 30% непосредственно перед соревнованиями ощущали вялость и упадок сил, неуверенность, 50% чувствовали учащение пульса и дыхания, чрезмерное волнение и только 20% были уверенны в своих силах и желание бороться за победу (Приложение I, диаграмма № 2). Пока команда девчонок не имела ни одной победы в соревнованиях. По этим данным можно судить о том, что команда новичков, имеет небольшой игровой опыт в соревнованиях и слабую психологическую подготовленность.
По итогам обработки тестирования «Шкала самооценки» мы видим, что 67% спортсменов команды «Самотлор» имеют среднюю и 11% низкую степень стресса перед соревнованиями и только 22% (2) испытывают высокую степень стресса (Приложение I, диаграмма № 3). По этим данным, мы также можем сделать вывод, что в основном команда имеет хорошую психологическую подготовку, но с двумя игроками необходима дополнительная работа психолога.
У команды девчонок МБОУ «СОШ» № 14 из 10 опрошенных, только 10% (1 участница) имеет среднюю степень стресса, а 90% (9 человек) испытывают высокую степень стресса (Приложение I, диаграмма № 3). Это говорит о том, что команда юных спортсменок, имея небольшой игровой опыт, также испытывает и проблемы с психологической подготовкой.
Заключение
Сравнивая психологическое состояние двух команд можно сделать вывод, что предстартовое состояние зависит не только от технико-тактической подготовки игроков, но также и от стажа занятий, игрового опыта на соревнованиях. Мы наглядно видим на примере двух команд, что предстартовое состояние влияет на результат в соревнованиях.
Отсюда следует, что поставленная в начале работы гипотеза, подтверждается результатами исследования.
Каждый спортсмен мечтает добиться высоких результатов в спорте, но предстартовая лихорадка мешает спортсмену максимально мобилизоваться и не позволяет ему реализовать свои возможности в условиях соревнований, а стартовая апатия не позволяет спортсмену мобилизоваться, он не в состоянии «выложиться». Чтобы научиться владеть своим предстартовым состоянием нами были разработаны рекомендации «Как настроиться перед соревнованиями».
Выполненная работа будет полезна всем, кто серьезно увлекается спортом.
Список литературы:
Слайд 1
«Предстартовое состояние и результат в соревнованиях» Выполнил: ученик 9Г класса МБОУ «СОШ» № 14 Чубаров Евгений Артурович Руководитель: учитель физкультуры Ибрагимова Светлана ВладимировнаСлайд 2
В период соревнований различают следующие предстартовые состояния: Боевая готовность характеризуется оптимальным уровнем эмоционального возбуждения. Предстартовая лихорадка характеризуется чрезмерно высоким уровнем эмоционального возбуждения. Стартовая апатия характеризуется относительно низким уровнем эмоционального возбуждения из-за возникновения защитного торможения и ослабления возбуждения .
Слайд 3
Проблема Проблема , затронутая нами в данной работе, актуальна , ведь часто бывает, что на тренировках спортсмен уверенно выполняет любые технические и тактические действия, но стоит ему оказаться участником соревнований, как его умение и мастерство куда-то исчезают. А происходит это от того, что спортсмен плохо владеет своим психологическим состоянием.
Слайд 4
Цель: установить влияние предстартового состояния на результат в соревнованиях.
Слайд 5
Задачи: изучить литературу и другие источники о данной проблеме; провести тестирование (для диагностики уровня стресса перед стартом широко используется опросник «Шкала самооценки» по методике Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина.) среди спортсменов 14-15 лет секции волейбола клуба «Самотлор» и волейболисток МБОУ «СОШ» №14; разработать вопросы анкеты и провести социологический опрос у данной группы спортсменов « Об успешности выступлений на соревнованиях»; разработать практические рекомендации «Как настроиться перед соревнованиями».
Слайд 6
Индивидуальные особенности протекания предстартовых состояний
Слайд 7
Подтверждение выдвинутой гипотезы предполагается провести теоретическим и практическим путем . Теоретическая часть основывается на следующих информационных источниках и интернет - ресурсах: 1.А. И. Савостьянов, «Психическое здоровье школьника», «Педагогическое общество России», М, 2006 2.«Детский тренер», № 2 – 2006 г 3.Е. М. Хекалов, «Неблагоприятные психические состояния спортсменов. Их диагностика и регуляция», «Советский спорт», М, 2003 4.http://www.kakprosto.ru/kak-54229-kak-nastroitsya-pered-sorevnovaniyami 5.http://www.shooting-ua.com
Слайд 8
Какие исследования были проведены: Анкетирование (для диагностики уровня стресса перед стартом использовался опросник «Шкала самооценки» по методике Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина.) среди команды спортсменов 14-15 лет секции волейбола клуба «Самотлор» и команды волейболисток МБОУ «СОШ» №14; Анкетирование у данных групп спортсменов « Об успешности выступлений на соревнованиях». Всего в тестирование и анкетирование приняло участие 18 человек. Обработав результаты, мы пришли к следующим выводам:
Слайд 9
Характеристики на команды (данные взяты из анкеты) На команду юношей клуба «Самотлор». Возраст 14-15 лет. Стаж занятий 3-5 лет. Участие в соревнованиях 4 раза в году. Команда в системе занимает призовые 2- 3 места. На команду девочек МБОУ «СОШ» № 14. Стаж занятий 3 года. Участие в соревнованиях 2 раза. Призовых мест нет.
Слайд 10
Результаты анкеты «Об успешности занятий спортом» Как ты спал накануне соревнований
Слайд 11
Какое из психологических состояний чаще всего тебе характерно перед соревнованиями.
Слайд 12
Результаты по опроснику «Шкала самооценки» Высокая степень стресса
Слайд 13
Рекомендации «Как настроиться перед соревнованиями». - Готовиться к соревнованиям следует за несколько днейдо их начала; - Постарайтесь отвлечься от мыслей о предстоящем выступлении за день до соревнований; -Непосредственно перед выступлением осмотрите соревновательную площадку, сделайте легкую разминку ; -Во время проведения разминки повторяйте заранее подготовленные формулы для самовнушения.
Слайд 14
В презентации использованы фотографии команды юношей клуба «Самотлор» и девчонок СОШ № 14 Спасибо за внимание!
Сказки пластилинового ослика
Заяц-хваста
Рисуем зимние домики
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Астрономический календарь. Март, 2019