В наш век компьютеризации двигательная активность детей все больше снижается. Недостаток движений ведет к гиподинамии, излишней полноте, ухудшению здоровья. И только личный пример родителей является надежным средством увлечь своих детей физкультурой и спортом.
В данной работе подробно и в доступной форме изложено мнение авторов статей о том, что личный пример родителей очень важен. Если большую часть времени они проводят перед телевизором лежа на диване, то активный образ жизни едва ли заинтересует детей. Другое дело, модель спортивная, когда дети и родители занимается спортом. Дети с самого раннего возраста не на словах, а на деле осознают, что быть активным - это полезно для здоровья.
Основной целью этой работы является установление влияния личного примера родителей на приобщение детей к занятиям спортом.Автором была разработана анкета «Пример родителей в занятиях спортом» и проведено анкетирование у учащихся 2 - 9 классов МБОУ «СОШ № 14». В работе автор разработал практические рекомендации для родителей «Как приобщить детей к физкультуре и спорту». Материалы работы могут быть использованы при проведении бесед с родителями на родительских собраниях.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск
Научно-исследовательская работа
на IX городской Слёт
научных обществ обучающихся образовательных учреждений города Нижневартовска
Секция 8. Психология
ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ В ЗАНЯТИЯХ СПОРТОМ
Автор: Алий Анастасия Николаевна,
8 А класс
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14»
Руководитель: Ибрагимова Светлана Владимировна,
учитель физической культуры
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14»
2013 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………..….3
1.Основная часть
1.1.Проблемы современных школьников в связи с низкой двигательной активностью……………………………………………………………………………..5
1.2.Личный пример родителей – надежное средство увлечь детей физкультурой и
спортом………………………………………………………………………………6
2.Результаты исследования…………………………………….……………………..…….8
Заключение ……………………………………………………………………………..…...13
Список литературы…………………………………………………………………............ 14
Приложения
Алий Анастасия Николаевна
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» №14
8 А класс
Введение
Общаясь с некоторыми своими сверстниками, я часто вижу, что они находят любой предлог, чтобы не пойти на урок физкультуры. Хотя, и во внеурочное время многие из них не увлекаются спортом. Меня это всегда удивляет, так как я сама очень подвижная, люблю физкультуру, раньше занималась гимнастикой, а в последние годы танцами, и просто не мыслю себя без движений. Так в чем же причина такого отношения к своему здоровью? Я считаю, что заложить основы приобщения к физической культуре, двигательной активности, здоровому образу жизни, должны прежде всего родители! Насколько я себя помню в детстве, мои родители всегда старались придумывать какие игры со своими детьми, когда мы отдыхали на даче или ездили всей семьей в отпуск на море. В машине, папа всегда вез с собой волейбольный мяч, ракетки для бадминтона и настольного тенниса. Зимой мы часто выезжали на турбазу походить на лыжах. Летом когда приезжали к бабушке, мы с папой частенько устраивали велосипедные прогулки по всей деревни, а сколько эмоций было, когда мы плавали в речке или на море с родителями наперегонки! Я не скажу, что мои родители достигли каких - то высоких достижений в спорте, но в школьные годы каждый из них был чем-то увлечен. И в настоящее время они всегда интересуются моими успехами, приходят на все концерты с моим участием. И я очень им за это благодарна! Ведь в наш век технического прогресса двигательная активность детей все больше снижается. Недостаток движений ведет к гиподинамии, излишней полноте, ухудшению здоровья. И только личный пример родителей является надежным средством увлечь своих детей физкультурой и спортом.
Проблема, затронутая нами в данной работе, актуальна, ведь для того, чтобы наши дети росли физически здоровыми и готовыми к современной жизни, необходимо, чтобы они с детства были приобщены к физкультуре и спорту.
Гипотеза работы: влияет ли личный пример родителей на приобщение детей к занятиям спортом?
Цель данной работы: установление влияния личного примера родителей на приобщение детей к занятиям спортом .
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- проанализировать, имеющуюся литературу по данному вопросу и другие источники о данной проблеме;
- изучить влияние родительского примера на учащихся 2- 9 классов, опираясь на анкету «Пример родителей в приобщении детей к спорту»
- разработать практические рекомендации для родителей, которые можно использовать на родительских собраниях;
Подтверждение выдвинутой гипотезы предполагается провести теоретическим и практическим путем.
Теоретическая часть основывается на следующих информационных источниках и интернет- ресурса
1.http://www.detsad-2433.ru/site/?p=338 . «Личный пример родителей». В статье говорится о том, что огромную роль в приобщении детей к физкультуре и спорту играет личный пример родителей.
2.http://zdravkom.ru/health_child/lenta_57/index.html. «Как приучить семью к спорту?» Авторы статьи считают, что если заниматься спортом всей семьей, то любовь к физкультуре и спорту обеспечена на всю жизнь.
3.http://tver.rastemvrossii.ru/spetsialisti/lopatkin-dmitrii-vladimirovich-rukovoditel-i-trener-sportivno-tantsevalnogo-kluba-dinam. «Как привлечь детей к спортивному образу жизни?» В статье автор повествует о том, что если любое слово о здоровом образе жизни подкрепляется наглядным примером родителей и не на словах, а на деле, то это позволяет привлечь ребенка к здоровому спортивному образу жизни.
Практическая часть работы проводилась согласно поставленным задачам на базе школы № 14 среди учащихся 2-9 классов и обобщалась с учетом проведенного в теоретической части исследования.
Основная часть
в связи с низкой двигательной активностью
Исследования ученых показали, что двигательная активность школьников в наш век технического прогресса заметно снижается. Недостаток движений ведет к излишней полноте. Дети растут вялыми, не играют в подвижные игры, уклоняются от уроков физкультуры. Тучные, малоподвижные дети меньше общаются с товарищами, становятся замкнутыми. Без преувеличения можно сказать, движения столь же необходимы для нормального роста и гармонического развития молодого организма, как и прием, пищи. И родители обязаны заботиться о двигательной сфере ребенка. Тревожное напоминание врача может оказаться запоздалым из-за болезненных изменений, которые уже произошли в детском организме. [1]
Жизнь современного юношества и молодежи сильно отличается от той, которой жили в этом же возрасте их родители. Успеха может достичь только сильный, выносливый, уверенный в себе человек, умеющий ставить перед собой цели и достигать их. |
1.2.Личный пример родителей – надежное средство
увлечь детей физкультурой и спортом
“Однажды знакомый менеджер рассказал, как в детстве родители пытались приучить его подтягиваться на турнике и отжиматься. Они без конца убеждали, как важно для мальчика быть сильным, крепким и спортивным. Стимулировали его деньгами за достижение определенного результата, но все без толку. Сын признавал только лыжи, а на школьные уроки физкультуры с радостью ходил лишь зимой, в лыжный сезон.
Почему же не подействовали ни слова родителей, ни даже премия? «Потому что я ни разу не видел, чтобы мой отец подтягивался или отжимался, - объясняет менеджер. - Зато отец постоянно бегал на лыжах. Каждое воскресенье мы всей семьей ездили на природу - катались на лыжах, а потом ели бутерброды и пили чай из термоса».
Личный пример родителей очень важен. Если большую часть времени они проводят перед телевизором лежа на диване, то активный образ жизни едва ли заинтересует детей. Скорее всего, они усвоят именно «теле - диванную» модель досуга. Другое дело, модель спортивная, когда дети и родители вместе занимается спортом. Дети с самого раннего возраста не на словах, а на деле осознают, что быть активным - это полезно для здоровья. Они открывают для себя, что совместные занятия спортом - это еще и весело. Куда веселее, чем спортивная секция из-под палки. Кроме того, активный семейный досуг укрепляет отношения между родителями, помогает им снять стресс и выплеснуть негативные эмоции. И наконец, тоже получить радость от движения и спортивных забав.[2]
Дети мечтают стать такими же ловкими, быстрыми, сильными, какими видят на стадионе, в кино или по телевизору прославленных мастеров спорта. И это их желание надо всячески поддерживать. Яркие впечатления, связанные с играми и спортом в детстве, остаются в памяти на всю жизнь.
Сама природа наградила детей естественной потребностью в движении. Родителям следует лишь считаться с этим и не ограничивать двигательную деятельность малышей.
Личный пример родителей – надежное средство увлечь детей физкультурными занятиями. У родителей, увлекающихся спортом, дети, как правило, рано приобщаются к культуре здорового тела. Только приказом и нравоучениями здесь ничего не решить.
Возможности и условия для физического воспитания у школы и семьи различны. По-разному решаются и задачи. Обучает младших школьников двигательным действиям преимущественно школа. Для закаливания организма, формирования правильной осанки, развития двигательных и других качеств у школы и семьи возможности примерно одинаковы. Для выработки у детей навыков культурного проведения досуга и формирования гигиенических навыков семья располагает лучшими условиями, чем школа. Итак, от родителей во многом зависит, будут ли дети радоваться жизни либо впадут в вялое существование с постепенно убывающим здоровьем. От вас, уважаемые взрослые, требуется лишь желание приложить некоторые усилия и запастись терпением. Даже если организм ребенка ослаблен, он вполне способен к восстановлению при правильном физическом воспитании. Вопрос о том, как пробудить интерес у детей к занятиям физической культурой и спортом волнует многих людей. Однозначного ответа на этот вопрос не найти. Можно только проанализировать и попробовать разобраться, в чём же причина низкой посещаемости спортивных и кружков и секций.
Огромную роль в приобщении детей к физкультуре и спорту играет личный пример родителей. Если сами родители каждый день восполняют гимнастические упражнения, ведут здоровый образ жизни, приобщены к активному отдыху, то и дети будут расти здоровыми и крепким. В тех семьях, где родители не привыкли к занятиям физическими упражнениями, сами может и не ведая о том, приобщают своих детей к такому же образу жизни. Многие дети большее предпочтение отдают компьютерным играм и просмотру теле передач, вместо того чтобы выйти во двор и побегать и поиграть, например, с тем же мячом. Эти дети растут тихими, скромными и примерными для своих родителей. А что же ждёт их впереди, какие сюрпризы готовит им судьба? [1]
Лучший пример - личный пример. Когда папа или мама с ребенком занимаются спортом, ходят вместе на каток, в бассейн или просто катаются на велосипедах – это просто великолепно. Ребенок видит своих родителей, вместе с ним занимающихся спортом, то он старается не отстать от них, стремится быть если не лучше, то хотя бы таким же как папа или мама. А также, если любое слово о здоровом образе жизни подкрепляется наглядным примером и не на словах, а на деле, то это позволяет привлечь ребенка к здоровому спортивному образу жизни. [3]
Результаты исследования:
по анкете « Пример родителей в занятиях спортом»
Было опрошено 199 учащихся МБОУ «СОШ № 14» со 2 по 9 класс
Таблица № 1 (Чьи родители занимаются спортом) | Таблица № 2 (Чьи родители не занимаются спортом) | |||||||
№ респондента | Твои родители занимаются спортом? | Ты занимаешься спортом | № респондента | Ты занимаешься спортом? | ||||
оба | папа | мама | да | нет | да | нет | ||
1 | + | + | 1 | + | ||||
2 | + | + | 2 | + | ||||
3 | + | + | 3 | + | ||||
4 | + | + | 4 | + | ||||
5 | + | + | 5 | + | ||||
6 | + | + | 6 | + | ||||
7 | + | + | 7 | + | ||||
8 | + | + | 8 | + | ||||
9 | + | + | 9 | + | ||||
10 | + | + | 10 | + | ||||
11 | + | + | 11 | + | ||||
12 | + | + | 12 | + | ||||
13 | + | + | 13 | + | ||||
14 | + | + | 14 | + | ||||
15 | + | + | 15 | + | ||||
16 | + | + | 16 | + | ||||
17 | + | + | 17 | + | ||||
18 | + | + | 18 | + | ||||
19 | + | + | 19 | + | ||||
20 | + | + | 20 | + | ||||
21 | + | + | 21 | + | ||||
22 | + | + | 22 | + | ||||
23 | + | + | 23 | + | ||||
24 | + | + | 24 | + | ||||
25 | + | + | 25 | + | ||||
26 | + | + | 26 | + | ||||
27 | + | + | 27 | + | ||||
28 | + | + | 28 | + | ||||
29 | + | + | 29 | + | ||||
30 | + | + | 30 | + | ||||
31 | + | + | 31 | + | ||||
32 | + | + | 32 | + | ||||
33 | + | + | 33 | + | ||||
34 | + | + | 34 | + | ||||
35 | + | + | 35 | + |
Таблица № 1 (Чьи родители занимаются спортом) | Таблица № 2 (Чьи родители не занимаются спортом) | |||||||
№ респондента | Твои родители занимаются спортом? | Ты занимаешься спортом | № респондента | Ты занимаешься спортом? | ||||
оба | папа | мама | да | нет | да | нет | ||
36 | + | + | 36 | + | ||||
37 | + | + | 37 | + | ||||
38 | + | + | 38 | + | ||||
39 | + | + | 39 | + | ||||
40 | + | + | 40 | + | ||||
41 | + | + | 41 | + | ||||
42 | + | + | 42 | + | ||||
43 | + | + | 43 | + | ||||
44 | + | + | 44 | + | ||||
45 | + | + | 45 | + | ||||
46 | + | + | 46 | + | ||||
47 | + | + | 47 | + | ||||
48 | + | + | 48 | + | ||||
49 | + | + | 49 | + | ||||
50 | + | + | 50 | + | ||||
51 | + | + | 51 | + | ||||
52 | + | + | 52 | + | ||||
53 | + | + | 53 | + | ||||
54 | + | + | 54 | + | ||||
55 | + | + | 55 | + | ||||
56 | + | + | 56 | + | ||||
57 | + | + | 57 | + | ||||
58 | + | + | 58 | + | ||||
59 | + | + | 59 | + | ||||
60 | + | + | 60 | + | ||||
61 | + | + | 61 | + | ||||
62 | + | + | 62 | + | ||||
63 | + | + | 63 | + | ||||
64 | + | + | 64 | + | ||||
65 | + | + | 65 | + | ||||
66 | + | + | 66 | + | ||||
67 | + | + | 67 | + | ||||
68 | + | + | 68 | + | ||||
69 | + | + | 69 | + | ||||
70 | + | + | 70 | + |
Таблица № 1 (Чьи родители занимаются спортом) | Таблица № 2 (Чьи родители не занимаются спортом) | |||||||
№ респондента | Твои родители занимаются спортом? | Ты занимаешься спортом | № респондента | Ты занимаешься спортом? | ||||
оба | папа | мама | да | нет | да | нет | ||
71 | + | + | 71 | + | ||||
72 | + | + | 72 | + | ||||
73 | + | + | ||||||
74 | + | + | ||||||
75 | + | + | ||||||
76 | + | + | ||||||
77 | + | + | ||||||
78 | + | + | ||||||
79 | + | + | ||||||
80 | + | + | ||||||
81 | + | + | ||||||
82 | + | + | ||||||
83 | + | + | ||||||
84 | + | + | ||||||
85 | + | + | ||||||
86 | + | + | ||||||
87 | + | + | ||||||
88 | + | + | ||||||
89 | + | + | ||||||
90 | + | + | ||||||
91 | + | + | ||||||
92 | + | + | ||||||
93 | + | + | ||||||
94 | + | + | ||||||
95 | + | + | ||||||
96 | + | + | ||||||
97 | + | + | ||||||
98 | + | + | ||||||
99 | + | + | ||||||
100 | + | + | ||||||
101 | + | + |
Таблица № 1 (Чьи родители занимаются спортом) | Таблица № 2 (Чьи родители не занимаются спортом) | |||||||
№ респондента (пол) | Твои родители занимаются спортом? | Ты занимаешься спортом | № респондента (пол) | Ты занимаешься спортом? | ||||
оба | папа | мама | да | нет | да | нет | ||
102 | + | + | ||||||
103 | + | + | ||||||
104 | + | + | ||||||
105 | + | + | ||||||
106 | + | + | ||||||
107 | + | + | ||||||
108 | + | + | ||||||
109 | + | + | ||||||
110 | + | + | ||||||
111 | + | + | ||||||
112 | + | + | ||||||
113 | + | + | ||||||
114 | + | + | ||||||
115 | + | + | ||||||
116 | + | + | ||||||
117 | + | + | ||||||
118 | + | + | ||||||
119 | + | + | ||||||
120 | + | + | ||||||
121 | + | + | ||||||
122 | + | + | ||||||
123 | + | + | ||||||
124 | + | + | ||||||
125 | + | + | ||||||
126 | + | + | ||||||
127 | + | + | ||||||
Итого | 27 | 61 | 39 | 87 | 40 | 72 | 45 | 27 |
Для наглядности по данным анкетирования построены диаграммы (приложение I).
Выводы
II. Результаты анкетирования показали:
III. Разработаны рекомендации «Как приобщить детей к физкультуре и спорту».
Заключение
Сравнивая показатели нашего исследования в спортивном образе жизни родителей и детей можно сделать вывод, что пример родителей не всегда играет важную роль в приобщении детей к спорту. Отсюда следует, что поставленная в начале работы гипотеза не подтверждается результатами исследования.
Мы можем предположить, что причинами того, что в вопросе спортивного образа жизни влияние родителей на учащихся недостаточно высокое может быть от того, что
родители и дети отдают предпочтение другим приоритетам: дети компьютерным играм, общению в социальных сетях, а родители - хорошему образованию для своих детей, а спортивный образ жизни остается на последнем месте. Но исследование в этой области нами проведено не было, и мы не может утверждать, что только это является причиной. Необходима дальнейшая работа по этой проблеме.
А для того чтобы помочь родителям в приобщении детей к активному образу жизни нами были разработаны рекомендации «Как приобщить детей к физкультуре и спорту».
Список литературы:
1.http://www.detsad-2433.ru/site/?p=338 . «Личный пример родителей».
2.http://zdravkom.ru/health_child/lenta_57/index.html. «Как приучить семью к спорту?»
3. http://tver.rastemvrossii.ru/spetsialisti/. «Как привлечь детей к спортивному образу жизни?»
4.http://sportinfol3.ucoz.ru/publ/ne_khochu_na_fizkulturu/2-1-0-76 «Не хочу на физкультуру!»
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Для чего нужна астрономия?
Петушок из русских сказок
Эта весёлая планета
Рисуем акварельное мороженое