Представлена исследовательская работа "Битва за Москву в песнях и поэзии военных лет" Лебедевой Марией учащейся 10 класса. Данная работа была преставлена в 2013 году на областной конкурс "Я помню! Я горжусь!"
Вложение | Размер |
---|---|
lebedeva_v_iroso.doc | 103.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Новое
МО «Макаровский городской округ»
История и обществознание / Я помню! Я горжусь!
Битва за москву в песнях и поэзии военных лет
Выполнила:
Лебедева Мария Сергеевна,
учащаяся 10 класса.
Научный руководитель: Кульшина Надежда Кашалиевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории, МБОУ «СОШ с. Новое»
МО «Макаровский городской округ»
2013
Содержание
Введение | С.3 |
| С.4. |
во время битвы за Москву | |
| С.5. |
«Моя Москва» - песня, ставшая Гимном Москвы | С.6 |
| С.7 |
| С.8 |
| С.9-10 |
Заключение | С.11 |
Список литературы и источников | С. 12 |
Введение
История человечества изобилует войнами. Но войны, подобной второй мировой, мир не знал никогда. Развязанная немецким фашизмом, она втянула в свою огненную орбиту десятки стран, сотни миллионов людей, страшной, кровавой метой пометив 30-40-е годы нашего столетия. Миллионы человеческих жизней унесла эта война, сотни тысяч городов и сел сравняла с землей.
Как не было ничего равного этой войне в истории человечества, так и в истории мирового искусства не было такого количества различного рода произведений, как об этом трагическом времени.
Особенно сильно тема войны прозвучала в советской литературе. С первых же дней грандиозной битвы наши писатели встали в один строй со всем сражающимся народом. Свыше тысячи писателей были на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом » защищая родную землю.
Литература служила оружием художественного слова своему народу в грозные часы битвы. Когда гремели пушки, музы не молчали.
Актуальность: высокая патриотическая миссия служения своему народу всегда отличала отечественное искусство, страстное слово поэтов и прозаиков звало советских людей на борьбу с врагом. Массовыми тиражами выходили сборники народных песен, антологии русской патриотической поэзии, произведения русских писателей, появлялись музыкальные произведения. Советское искусство воспитывало любовь к Родине, ненависть к врагу. Оба эти чувства рождали стойкость и мужество в борьбе.
Проблема исследования: истоки мужества, стойкости, духовной крепости советских воинов в битве за Москву.
Гипотеза: мы предполагаем, что литература военных лет служила своему народу, звала советских людей на борьбу с врагом.
Объект исследования: история Великой Отечественной войны
Предмет исследования: Битва за Москву в песнях и поэзии военных лет
Цели исследования: раскрыть роль песенного и поэтического творчества в воспитании любви к Родине, ненависти к врагу.
Задачи исследования:
- обосновать роль литературы в годы войны в создании духовных ценностей
- охарактеризовать песенное и поэтическое творчество, созданное во время битвы за Москву
Научная новизна работы в том, чтобы рассказать об этом трагическом времени средствами литературы
Практическая значимость: к данному исследованию можно обращаться на уроках литературы, истории, классных часах
Методы исследования:
Теоретические:
- изучение и анализ документов и литературы.
- анализ полученных данных
- систематизация и обобщение
Эмпирические:
- изучение литературы и источников
Время исследования: сентябрь 2013 года
Место исследования: МБОУ «СОШ с. Новое»
Война. Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжкое время? Оказалось, что поэзия, песня были необходимы в годы войны. До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению, а чаще во время семейных праздничных застолий звучат песни военных лет, грустные, задушевные, а иногда даже веселые. Чаще всего ветераны войны или люди, чья память сохранила картины военного лихолетья, слушают их, эти песни, со слезами на глазах…. Стихотворения и песни о войне – это тревоги, горечь, сожаление, страдания.
Песни были рождены самой жизнью. Много прекрасных строк посвящено защитникам Москвы.
Поэзия и музыкальные произведения,
созданные во время битвы за Москву
Многие поэты принимали участие в битве под Москвой.
Например, Алексей Сурков. В период Великой Отечественной войны, с начала ее и до конца, был в действующей армии на политической и газетной работе. На войне талант поэта развернулся с особой силой. Его упругие, жестковатые, отчетливые, скупые на детали фронтовые стихи закаляли сердца бойцов, вооружая их непримиримой ненавистью к врагу. Слова "Смелого пуля боится, смелого штык не берет" стали распространенным солдатским афоризмом, звучавшим иногда в приказах командиров перед атакой.
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза….
Эти удивительной нежности и искренности строки тоже принадлежат перу поэта Алексея Суркова
Однажды поэт Алексей Сурков, выходя из вражеского окружения, попал... на минное поле. Это было действительно "до смерти четыре шага", даже меньше... После всех передряг, промерзший, усталый, в шинели, посеченной осколками, Сурков всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки. Он написал письмо жене и сочинил ей на память стихи. Это были шестнадцать «домашних строк», не претендовавшие стать печатным стихотворением, но так бы и остались эти стихи частью письма, если бы не композитор Константин Листов, заглянувший во фронтовую редакцию. Поэт отдал ему записанные строчки, основанные на пережитом душевном состоянии поэта, располагающие к полной доверительности, не надеясь, что из этого лирического стихотворения что-то выйдет, но стихи стали любимой народом песней "В землянке". Рожденная зимой 1941 года в битве под Москвой, песня распространилась по всем фронтам. Вот что по этому поводу пишет бывший член Военного совета Черноморского флота вице-адмирал в отставке И. И. Азаров: "Кто из советских людей, вынесших тяжесть испытаний на фронте и в тылу, не знал простой, задушевной и суровой песни Константина Листова на слова Алексея Суркова "Землянка"! Она молниеносно облетела фронт, всю страну, стала родной и близкой с первых слов. Ее очень любили и пели все. В ней была настоящая солдатская правда".
Неутомимыми пропагандистами «Землянки» в годы войны были замечательные мастера песни Леонид Утесов и Лидия Русланова.
В песне я услышала искренний, тоскующий голос поэта, который слился с голосами всех разлученных войной. «Землянка» стала первой лирической песней из созданных во время Великой Отечественной войны, безоговорочно принятой и сердцем воюющего солдата, и сердцем тех, кто ждал его с войны.
И в наши дни песня эта остается одной из самых дорогих и любимых, она звучит у походного костра, на солдатском привале.
1.1.2.Марк Лисянский. И.О Дунаевский. «Моя Москва»
На 23-м километре Ленинградского шоссе, недалеко от Химок, стоят три шестиметровых бетонных ежа – противотанковое заграждение. В сорок первом году здесь проходил один из оборонительных рубежей. На постаменте высечены строки:
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
Эти знакомые всем слова из знаменитой песни посвящены героическим защитникам Москвы, где суровой осенью 1941 года был остановлен враг. Отсюда его погнали обратно, прочь от нашей столицы. Эта песня стала Гимном великому городу-герою, памятником великого мужества.
Есть в мелодии этой песни сочетание героического и лирического начал, маршевости и идущей от городского романса задущевности, «интонации вздоха» и удивительной звонкости, рожденной предчувствием Победы
Не случайно были в песне и такие строки:
День придет – мы разгоним тучи,
Вновь родная земля расцветет,
Мы вернемся в наш город могучий….
А создавалась «Моя Москва» в самое тяжелое для Москвы время.
Осенью 1941 года младший лейтенант Марк Лисянский направлялся из Ярославля, через Москву, к месту нового назначения – на Калининский фронт, в дивизионную газету «В бой за Родину». Поэт, автор опубликованной в 1940 году книги стихов «Берег», успел заехать в редакцию журнала «Новый мир» и оставить там свои новые стихи, продиктованные любовью к Москве, тревогой и болью за нее – фашисты рвались к столице, были почти на подступах к ней…
Я по свету немало хаживал,
Жил в землянках, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.
Но Москвою привык я гордиться,
И везде повторял я слова:
Дорогая моя столица!
Золотая моя Москва!
Стихотворение увидело свет на страницах журнала «Новый мир» и обрптило на себя внимание Исаака Осиповича Дунаевского. Прямо на журнальной странице Дунаевский написал мелодию будущей песни. Впервые «Моя Москва» прозвучала ночью, на железнодорожном разъезде под Читой, где формировались эшелоны, отправляющиеся на фронт. Исполнители-москвичи не могли сдержать слез. По просьбе бойцов «Моя Москва» была спета солисткой ансамбля Мариной Бабьяло пять раз подряд. По радио она была исполнена и записана на пластинку певицей Зоей Рождественской. В конце сорок третьего года мелодия песни стала позывными Московского радио. Приемниками тогда не пользовались, но в каждой семье на стене висела черная тарелка репродуктора, который никогда не выключался: каждую минуту ждали весте с фронта, сводок Советского информбюро. И в шесть часов утра москвичи просыпались вместе с мелодией:
Дорогая моя столица!
Золотая моя Москва!
А потом пришел День Победы. Люди заполнили улицы и площади Москвы, они смеялись и плакали, обнимались, пели, качали военных. И над звенящим праздником салюта, оркестров, радиомаршей, хоров то тут , то там взлетала песня «Моя Москва2. Ее подхватывали и пели вместе вчера еще совсем не знакомые друг другу люди….
Можно без преувеличения сказать, что песня и по сей день остается одной из самых любимых песен очень многих и, конечно, москвичей, детство и юность которых пришлись на военную пору. Куда бы ни забрасывала судьба, слова песни были и признанием в любви, и клятвой.
1.1.3.Константин Симонов. Матвей Блантер «Жди меня»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди…
Стихотворение является одним из слагаемых нашей Победы. Его сотни раз перепечатывали во фронтовых газетах, выпускали как листовку, постоянно читали по радио и с эстрады. Его переписывали, отсылали с фронта в тыл и обратно, хранили вместе с самыми дорогими реликвиями. Известны даже факты о нахождении у убитых и пленных гитлеровских (!) солдат самодельных рукописных переводов этого стихотворения на немецкий язык.
Стихи посвящены жене Симонова, актрисе Валентине Серовой. "У стихотворения "Жди меня” нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в стихах…", – писал поэт в 1969 году.
Поэт написал стихотворение еще летом 1941 года, но Лев Кассиль отсоветовал его печатать: стихи были похожи на молитву. Константин Михайлович только по настойчивой просьбе друзей согласился отдать его в печать. Причем некоторые газеты («Красная звезда», «На штурм») отказались размещать стихотворение, а вот «Правда» рискнула. И оказалось, что за всю историю газеты это был один из лучших и популярных ее номеров. На радио же впервые эти стихи прозвучали 9 декабря 1941 года в исполнении самого автора.
Стихотворение называли «молитвой солдата». Вот что писала Симонову много лет спустя после войны одна женщина: «Не знаю, знаете ли Вы в полной мере, чем для нас, молодых «солдаток» Отечественной войны, было Ваше стихотворение «Жди меня»? Ведь в Бога мы не верили, молитв не знали, молиться не умели, а была такая необходимость взывать к кому-то «убереги, не дай погибнуть». И вот появилось Ваше «Жди меня». Его посылали с тыла на фронт и с фронта в тыл. Оно вселяло надежду и в тех, кто верил, что их ждут, и в тех, кто ждал...»
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой
Друг Симонова, поэт Алексей Сурков, вспоминал: «Редко можно было встретить на фронте человека, которому не попался бы в руки номер газеты «Правда», где было напечатано стихотворение «Жди меня...» Его переписывали, заучивали на память, читали и пели. Появились десятки стихотворных ответов на него». И уже тогда стихотворение стало обрастать легендами, ему даже приписывали какие-то магические свойства, воины всеми правдами и неправдами старались достать его, носили маленькую вырезку или переписанный от руки текст на клочке бумаги в своих красноармейских книжках или партбилетах. И эти же строки погибали вместе с бойцом, когда пуля пробивала и сердце, и хранимые возле него строчки…
Спустя некоторое время композитор Матвей Блантер создал музыку на эти стихи. И опять новый всплеск чувств у бойцов и у тех, кто ждал их. Позже, в 1943 году, был снят фильм «Жди меня», сценарий к которому написал К. Симонов совместно с А. Столпером. Главную женскую роль сыграла Валентина Серова. А в 1944 году выпустили почтовую карточку полевой почты с подписью к рисунку: «Жди меня, и я вернусь!»
Именно песни и стихи вдохновляли людей больше всего. Именно песни и стихи могут рассказать о тех нелегких днях, которые перенесла наша родина.
Именно стихи и песни могут многое рассказать о фронтовой жизни бойцов, сражавшихся за Отечество. О смерти и горе, о дружбе и предательстве, о любви к матери, жене, Родине. Одно стихотворение или песня иногда могут сказать больше, чем книга, ведь в песнях и стихах – всё, чем жили, всё, что чувствовали люди в то нелегкое время. Замечательно сказал К. Симонов:
Зима сорок первого года –
Тебе ли нам цену не знать!
И зря у нас вышло из моды
Об этой цене вспоминать.
1.1.4. С. Островой. Марк Фрадкин «У деревни Крюково»
Бои за Крюково — эпизод Битвы за Москву (1941 год), сражение между советскими и немецкими войсками за станцию Крюково и ближайшие окрестности, происходившее приблизительно в границах современного города Зеленограда.
В июле 1941 г. С.Островой ушел добровольцем на фронт. Начал войну рядовым бойцом под Вязьмой. В начале августа 1942 г. стал корреспондентом армейской газеты 31 армии "На врага". Дивизии армии вели оборонительные бои на Ржевском и Калининском направлениях. Майор Островой входил с передовыми частями в освобожденные Калинин, Старицу, Зубцов и десятки деревень Калининской области. Устами рядового бойца Григория Санникова в стихах "Думы-заботы Ивана Субботы" поэт говорит:
Кто восславит нашу доблесть?
Не щадя солдатских сил,
Всю Калининскую область
Я ногами изучил."
Он воевал не только своими книгами, газетными заметками, стихами, но и обычным солдатским оружием: гранатой, противотанковой бутылкой, винтовкой. В 1944 г. опубликовал книгу военных стихов.
В стихотворении «У деревни Крюково» незамысловатые, простые строчки. Но рассказ о трагических событиях, положенный на музыку, в песне стал сдержанным, в ней печаль без мелодраматизма.
Шёл в атаку яростный 41-й год,
У деревни Крюково погибает взвод.
Все патроны кончились, больше нет гранат,
И в живых осталось только семеро молодых солдат.
Они не вернулись с поля боя... Молодые, сильные, жизнелюбивые... Не похожие друг на друга в частностях, они были схожи друг с другом в общем. Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. Честнейшие из честнейших, они оказались смелейшими из смелейших. Они без колебаний вступили в борьбу с фашизмом.
Погибшие, они остались жить; незримые, они находятся в строю. Поэты молчат, за них говорят строки песни…«Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!».
Первое достойное слово о творчестве фронтовиков дней Великой Отечественной войны было сказано самими фронтовиками. В газете «Тревога» (Московская армия ПВО) фронтовик С. Еленин пишет: «Священная война советского народа за свою честь и свободу пробудила в воинах Красной Армии самые благородные порывы и стремления. У бойцов появилось идущее из глубины сердца желание воспеть и прославить героику фронта, мужество своих товарищей по оружию, во всеуслышание рассказать о любви к Родине, о готовности защитить ее».
«На клочке бумаги, часто даже на обрывках газетного листа, - говорит другой фронтовик В. Чаговец, - бойцы пишут стихи и песни. Простыми, чарующими словами, которым нельзя внимать без волнения, солдаты передают нам свои мысли и чувства, говорят с нами о войне».
«Массовое поэтическое творчество фронтовиков, - пишет капитан В.Мажаров в газете 13-ой армии «Сын Родины», - это живое свидетельство силы духа, неукротимой ненависти к врагу. Песню просит наше сердце. С песней мы идем в бой. С песней мы и побеждаем».
Их стихи – это раздумья о времени и о себе, о судьбе народа и будущем человечества, они проникнуты гуманистической мыслью.
Стихи поэтов-фронтовиков стали одним из оружий нашей Победы.
Образ женщины, любящей, воюющей, обрабатывающей раны, успокаивающей боль, приносящей письма, радость в сердца воинов, занимает немалое место в поэзии фронтовиков.
В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. А. Фадеев заявил: «Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться пером. Более тысячи поэтов и писателей ушли на фронт, свыше сорока тысяч не вернулись назад…»
Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия сразу же выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу, надежду, горе. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.
Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы войны свое вдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов. Николай Майоров, Михаил Луконин, Виктор Гончаров, Семен Гудзенко… Павел Коган... И еще имена... Имена... Имена...
В 1941 году они были чуть старше нас, и не все из них вернулись с войны
Все молодые, талантливые, жадные до жизни, преданные Родине и поэзии. Они писали стихи. Горячие, искренние. Часто подражали любимым поэтам – Есенину и Маяковскому. Это была их школа, им еще предстояло стать знаменитыми. Многие из них учились в довоенные годы в ИФЛИ (Литературном институте), но тут настало лето 41-ого. Началась война.
Они ушли на войну со школьной скамьи, из студенческих общежитий в июне 1941 года. Но не всем суждено было вернуться в победный май 45-го.
После войны оставшиеся в живых часто вспоминали погибших друзей, собираясь, читали их стихи, опубликованные и неопубликованные. Как это ни печально, но стихи многих из погибших ребят не были напечатаны при их жизни. Так, например, несомненно, талантливые произведения Павла Когана, погибшего в 24 года, были изданы лишь много лет спустя.
Николай Майоров родился в семье рабочего, после окончания школы поступит на исторический факультет МГУ. Летом 1941 года вместе с другими московскими студентами участвовал в сооружении оборонительных линий под Ельней. В октябре добровольцем ушел на фронт.
Им не воздвигли мраморной плиты…
Михаил Луконин в июле 1941 года ушел в дивизию народного ополчения Москвы и до конца войны был на фронте.)
Нам не речи хвалебные,
Нам не лавры нужны…. надо
Чтоб ступила нога
На хлебные степи,
На цветные луга.
Павел Коган родился в 1918 году в Киеве. В 1922 году семья переехала в Москву. В 1936 году Павел поступил в Институт истории, философии и литературы (ИФЛИ), а в 1939 году перешел в Литературный институт им. Горького, продолжая заочно учиться в ИФЛИ. Среди талантливых молодых поэтов Коган принадлежал к числу наиболее одаренных.
В конце тридцатых многие жили ощущением надвигающейся войны, смертельной схватки с фашизмом. Это нашло свое отражение и в творчестве Павла Когана. Как и другие поэты яркой предвоенной поросли, Павел Коган предчувствует судьбу своего поколения и свою собственную судьбу
На переднем крае Павел встретил последний день своей жизни.. А было Павлу всего 24 года! В рост пошел он на пули, так же как в рост шел он по жизни. Ведь вся его жизнь была внутренней подготовкой к подвигу.
Разрыв-травой, травою-повиликой.
Мы прорастаем по горькой, по великой,
По нашей кровью политой земле
О судьбах поэтов, не вернувшихся с войны, нельзя говорить равнодушно. Поэты фронтового поколения… Они не выбирали времени — это время выбрало их. Когда началась война, многие студенты московского Института философии, литературы и истории ушли добровольцами на фронт. Среди них был и молодой поэт Семен Гудзенко. В записных книжках солдата Гудзенко запись: «Ранен. В живот. На минуту теряю сознание. Больше всего боялся раны в живот. Пусть бы в руку, ногу, плечо. Ходить не могу. Везут в санях». Вот что поэт пишет про атаку:
Разрыв –
и умирает друг
И значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед
За мной одним идет пехота
Будь проклят
сорок первый год…..
Семен Гудзенко родился в Киеве в 1922 году. Подростком занимался в литературной студии Дворца пионеров, а в 17 лет поступил в Московский институт философии, литературы и истории. Когда началась война, он оставил институт и добровольцем ушел на фронт. Воевал под Москвой, да и как поэт сложился — под Москвой, в страшную зиму 1941-1942 годов.
Как и Павел Коган, он был плоть от плоти своего времени и своего поколения. А времена не выбирают. И родину не выбирают. И судьбу.
Этот, по выражению Евгения Евтушенко, «киевлянин, украинский еврей, русский поэт» успел написать только о войне. А у него в жизни и не было ничего, кроме войны. И он писал правду о том, что видел, писал правду, пытаясь в самом себе совместить несовместимое — любовь и ненависть.
Стихи Гудзенко оказались необычайно созвучны внутреннему миру другого большого русского поэта — Владимира Высоцкого. Знаменитый спектакль Театра на Таганке, который называется «Павшие и живые», Юрий Любимов как раз и построил на стихах Павла Когана, Семена Гудзенко и других поэтов того самого поколения.
Давид Самойлович Самойлов родился 1 июля 1920 года в Москве. Интеллигентная семья, прекрасная школа, ИФЛИ (Институт философии, литературы, искусства) готовили будущего поэта к жизни. Какой она будет?
Давид Самойлов всю жизнь вел дневник – «Поденные записи» опубликованы в 2002 году: о любви, об учителях, о школьных друзьях, о фронтовых товарищах, о поэзии…
В 1941 году он запишет: «Я перелистываю свой дневник, написанный безобразным языком начитанного мальчишки»…
Прошел Самойлов, пулеметчик, а затем комвзвода разведки, от Вязьмы до Берлина. За время войны почти не писал: не до этого было.
Когда речь заходит о Давиде Самойлове, в памяти сразу возникают ставшие уже хрестоматийными строки:
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
«Где бы, – пишет Евгений Евтушенко, – ни звучала эта строфа – на вечере поэзии из уст самого поэта, или на концерте художественной самодеятельности, или в Театре на Таганке, или в глубине нашей памяти, – за ней сразу встает Время. А ведь это только четыре строчки!»
До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны — 417...
Если спросить у любого участника Великой Отечественной войны, какую роль выполняли на боевых рубежах песни и стихи военных лет, он непременно ответит: самую большую. Песни и стихи на войне поднимали настроение, укрепляли боевой дух, помогали сражаться с врагом. В них бьется народное сердце, в них живет душа России.
Заключение
Художественная мысль нередко является памятью – памятью народа и памятью самого художника.
Особенно мощно и проникновенно мотив памяти зазвучал в лирических произведениях о Великой Отечественной войне. Зазвучал как утверждение величия подвига в защиту Отечества и как завет грядущим поколениям. И чем дальше отодвигаются события тех героических лет, тем ощутимее становится всечеловеческое значение свершенного советским народом подвига и все более возрастает роль памяти о нем.
Память, даже самая горькая, поднимает человека над временем.
Тема памяти и в искусстве и в размышлениях деятелей культуры осознается как тема большого эпического дыхания, как движущее начало развития культуры.
Мы должны всегда помнить о людях, отдавших свои жизни за свободу и светлое будущее нашей страны. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Память об их подвиге будет вечно жить в наших сердцах и нашей литературе. Мы должны знать, какой ценой было завоевано наше счастье. Сейчас тех, кто видел войну не по телевизору, кто вынес и пережил ее сам, с каждым днем становится все меньше и меньше. Дают о себе знать годы, старые раны и переживания, которые сейчас выпадают на долю стариков. Чем далее, тем все живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и не раз сердце наше захочет вновь пережить священный, тяжкий и героический эпос дней, когда страна воевала от мала до велика. И ничто иное, как книги, не сможет нам передать это великое и трагическое событие – Великую Отечественную войну.
Список литературы И ИСТОЧНИКОВ
1.Бирюков Ю.Е.. Всегда на страже. Рассказы о песнях. - Москва. «Просвещение», 2000 г.
2.Вишневский Вс. Статьи. Дневники. Письма. - М. – 1961 г.
3.Вуколов Леонид. Поговорим об истинных ценностях. – М., 2005 г.
4.Журавлев С.И.. Память пылающих лет. – Москва, Просвещение. – 2002 г.
5.Завадская Нина. Любимые песни военных лет. - 2004 г.
6.История русской советской литературы. – Москва, Издательство «Просвещение», – 1983 г.
7.История русской советской литературы. Под редакцией проф. П.С. Выходцева. Москва, Издательство «Высшая школа» – 1970 г.
8.Книги не молчат. Публицистика 80-х. - Москва. Детская литература. – 1989
9.Литературное наследство. Советские писатели на фронтах Великой Отечественной войны. - Москва, «Наука», - 1966 г.
10.Литература народов СССР. - Москва, «Просвещение», - 1974 г.
11.Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. - Москва, 2000
12.Русская литература ХХ века.- М.: Изд. «Астрель», 2000 г.
13.Советская литература: Справочные материалы. - Москва «Просвещение», 1989 г.
14.Топер П. Ради жизни на земле. Литература и война. Традиции. Решения. Герои. Изд. третье. - Москва, «Советский писатель», 1985 г.
15.60 лет советской поэзии. Собрание стихов в четырех томах. - Москва, «Художественная Литература», 1977 г.
16.Интернет-ресурсы.
Свадьба в Малиновке
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Девчата
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью