Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 145.5 КБ |
МБОУ “Верхнесунськая СОШ” Мамадышского муниципального района Республики Татарстан. Конкурс поисково-исследовательских работ учащихся, посвященный 100-летию со дня рождения Льва Гумилёва «Лев Николаевич Гумилёв: судьба и творчество». Тема: Вклад Льва Гумилёва в развитие российской науки, истории, географии, этнографии и других наук Номинация: Исследовательская работа
Работу выполнила: Хадиуллина Алсу Раилевна, 1996 года рождения, ученица11 класса Руководитель: Муллахметова Разина Расуловна - учитель географии и истории II квалификационной категории
2014 год. |
Содержание
1.Введение..............................................................................................................................................3
2. Предыстория создания теории этногенеза......................................................................................4
3.Хазария Л. Гумилева............................................................................................................................4
4. География этноса в исторический период.......................................................................................7
5 .Теория этногенеза................................................................................................................................8
6. Этносфера и космос...........................................................................................................................12
7.Заключение .........................................................................................................................................19
8.Используемая литература. ................................................................................................................20
Введение.
Лев Николаевич Гумилев - выдающийся русский историк и этнограф, основатель теории пассионарности. Он принадлежал к редкой в современной науке категории подлинных энциклопедистов. Масштаб его знаний и мыслей не вмешался в узкие рамки советской истории. Он работал на грани нескольких наук - истории, философии, географии, этнографии, психологии - и обладал необычайной интуицией и способностью к интеграции наук. Это позволило ученому создать оригинальную пассионарную теорию этногенеза, актуальность которой год от года возрастает.
Предыстория создания теории этногенеза
Лев Николаевич Гумилев - основатель новой теории - этногенеза, посвященной рождению, становлению и угасанию этносов, получившей признание во всем мире. Она исследуя влияние природных процессов на историю развития человеческих цивилизаций..
Содержанием этнологии Л. Н. Гумилёва - является этногенез, то есть история начала, возникновения и исчезновения этносов с поверхности земного шара. Без энергетического толчка биосферы, без связи с ландшафтом, с культурой и мыслительной деятельностью этногенез немыслим. Этногенез является историческим, цикличным. Следовательно, мы имеем дело с теорией, которая сама по себе наука, находящаяся в параллели к социальной истории.
Благодаря Гумилеву свершился переход от общего знания о философии, истории, от работ натурфилософов, от теорий Дж. Вико, И. Гердера, Н. Грановского, Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби к построению синтеза новой историко-этнологической дисциплины, являющейся, естественнонаучной. Историю мира Л. Н. Гумилёв создал опираясь на то, что народы земли, её этносы имеют право на описание своей истории в географии, климате, экологии и др. Жизнь, которая одновременно есть жизнь Природы, и жизни в рамках социального существования.
Это автономное существование этносов, благодаря теории Л. Н. Гумилёва, теперь обретает зримые черты специальной концепции, которая, возможно, окажется в одном ряду с концепциями Коперника, Гердера, Гумбольта, Ратцеля, Мечникова, Вернадского, как концепция философии истории накануне XXI века.
Предыстория создания теории этногенеза Л. Н. Гумилёва связана также с опытами великого немецкого ученого Ф. Ратцеля (1844-1904). Его книги "Антропогеография", вышедшая уже через сто лет после работы И. Гердера, а затем "Земля и жизнь. Сравнительное землеведение" в двух томах в начале ХХ века стали настольными книгами в читающей России для понимания судеб этносов на территории Российской империи.
.
Хазария Л. Гумилева.
Тема Хазарии - невероятно злободневна в различные периоды истории России: при Николае I, во время деятельности Российских Обществ Археологии, этнографии, Антропологии в коне XIX века, в 1930-е годы и особенно в советские 70-е.
Поисковики - историки, с самого начала, со времен первых публикаций археологических материалов по Хазарии, все время натыкались на отсутствие следов её прошлого. Карл Бэр, одним из первых усомнился, что от поселений Хазар ничего не осталось.
В истории Хазар и Хазарского каганата имелось множество пробелов и неясных моментов. Не было известно точно откуда пришли Хазары, какими были, какой образ жизни вели и главное - где они жили? Исторические источники помещают их на Нижней Волге, а археологи до недавнего времени не знали ни одного хазарского памятника в низовьях этой реки.
Хазария до Л. Гумилева была зыбким, гипотетическим именем, похожим на некую территорию земледельцев и скотоводов, затерявшуюся в пыли и тумане астраханских, оренбургских, терских, донских и яицких дорог. Это загадочное царство искали купцы, офицеры, бугровщики (кладокопатели), авантюристы, меценаты и, менее всего, историки. В средине XX века поисками занялись публицисты. Установив, что страна Хазария была и она была могущественна. Которая располагаясь на перекрестке Западного и Восточного торговых путей в низовьях Волги. Так, что же стало с этим могучим народом? Ответ дает вторая экспедиция Л. Н. Гумилёва 1961-1965 гг. Найдя Хазарию, Гумилев нашел и свой научный метод исследования, получивший в дальнейшем название - этногенеза. Но без человека нет идеи, поэтому рассмотрим "биографию" идеи.
В сентябре 1959 года Л. Н. Гумилёв, по просьбе М. И. Артамонова, директора Государственного Эрмитажа, отправился на берега Волги на поиски Итиля - легендарную столицу Хазарского Каганата.
Первая экспедиция была не совсем удачной. Главного - материальных следов жизнедеятельности Хазар не обнаружили. Лишь на берегу Ахтубы (притока Волги) был найден черепок IХ-ХI веков, извлеченный из под 2,3 м. слоя речных наносов, образовавшихся за последнюю тысячу лет, Если город и был на этом месте, то обнаружить его под таким слоем наносов не представлялось возможным.
По возвращению из экспедиции Л. Н. Гумилёв познакомился с огромной хазароведческой литературой, сплетением несовместимых точек зрения и необоснованных выводов.
Обычно территорию, на которой обитал когда-то какой-либо народ, подлежащий изучению, находят без труда. Иногда бывают споры об определении границ области расселения и времени заселения тех или иных местностей, но это детали. Зато восстановление истории народа встречается с разнообразными и не всегда преодолимыми трудностями. При разрешении хазарского вопроса все получилось как раз наоборот.
Соседние народы оставили о хазарах огромное количество сведений. Византийские греки заключали с хазарами союзы и посылали к ним православных миссионеров, персы, и арабы воевали с хазарами, мусульманские купцы имели в хазарских городах собственные кварталы; русские из Киева и Чернигова платили им дань...
Писали о хазарах армяне и грузины, испытывавшие бедствия от их вторжения. В числе подданных хазарского царя были камские булгары, буртасы, суворы, мордва-эрзя, вятичи, северяне и славяне-поляне. На Востоке это царство граничило с Хорезмом, т.е. владело Мангышлаком и Устюртом, а значит и всеми степями Южного Приуралья.На Юге пограничным был город Дербент, знаменитая стена которого отделяла Закавказье от Хазарских владений. На западе весь Северный Кавказ, Степной Крым и Причерноморские степи до Днестра и Карпат подчинялись хазарскому царю.
На основе этих данных профессор Государственного Эрмитажа М. И. Артамонов написал "Историю хазар", но география этой страны по-прежнему была неизвестна. Таким образом, образовалась странная диспропорция: мы легко можем прочесть, какие победы одерживали хазары и какие поражения они терпели, но, как было уже сказано, о том, где они жили, каковы были их быт и культура, представления не имеем.
В 1959 году Л. Н. Гумилёв, после возвращения из экспедиции, познакомился с гидробиологом и лимнологом В. Н. Абросовым, который, узнав о его поисках, знакомит его со своей климатологической концепцией. Которая сводилась в общем к следующему: теплый и влажный воздух приносится к нам циклонами с Атлантического океана. Циклоны захватывают не всю территорию а узкую полосу. И эта полоса теплого и влажного воздуха смещается то севернее то южнее, и проносится над Средиземным и Черным морями. В этом случае орошаются и зеленеют степи, и сохнет Каспийское море.
На бугре, носящем имя Степана Разина, Л. Н. Гумилёв обнаружил хазарское захоронение (единственное до сегодняшнего дня). На других "бэровских" буграх была обнаружена "черная" керамика, четко датируемая VII-Х веками, и характерная для хазар.
Открытие свершилось, сенсация состоялась, но... количество находок стало вызывать сомнения среди завистливых коллег по Эрмитажу. Злые языки стали называть найденного хазарина - татарином, но реставрация и последующая экспертиза исключила всякие сомнения.
Единственное, что огорчало Л. Н. Гумилёва, полное равнодушие археологов к ландшафтным и тематическим наблюдениям. Поэтому он, совместно с А. А. Алексиным сделал совместный доклад на Отделении этнографии Географического общества, где аудитория состоит из представителей разных специальностей. Доклад назывался: "Палеогеография Волжской Хазарии и изменение климата за исторический период" - и достиг успеха.
Сначала Л. Н. Гумилёв дал сводку наблюдений. сделанных в полевой сезон, а затем поставил проблему возможности восстановить колебание увлажнения степной полосы Евразийского континента. Могучие кочевые народы - хунну, тюрки и монголы - которые довели скотоводческое хозяйство до совершенства, жили именно в степи. Сила и слава кочевников были прямо пропорциональны количеству их скота, которое определялось пастбищной площадью и запасами кормов, а последние зависели от дождей, выпадавших в степи. Уменьшение осадков вело к наступлению пустыни на север, увеличение - влекло тайгу (для скотовода тайга и пустыня одно и тоже, ибо неприемлемы для выпаса крупного скота) на юг.
Неоднократно делались попытки объяснить завоевательные походы Атиллы и Чингисхана ухудшением природных условий в степи. Но эти попытки не дали результатов, и не случайно. Успешные войны в кочевников и вторжение в Китай, Иран, Европу совершали не скопища голодные людей, искавших пристанища, а дисциплинированные, хорошо обученные отряды, опиравшиеся на богатый тыл.
Поэтому эти события, как правило, совпадали с улучшением климата в степи. Ухудшение же было причиной выселения кочевников мелкими группами, обычно оседавшими на степных окраинах. Такие неэффективные передвижения выпадали из поля зрения историков и географов древности, обращавших внимание на события мирового значения, и отсюда возникла путаница, при которой сопоставление исторических событий и явлений природы казались бессмысленными. На самом же деле, установив два типа передвижений кочевых народов, Л. Н. Гумилёв смог сопоставить их с увлажненностью степной зоны без каких бы то ни было натяжек. Тем самым, ретроспективно, можно восстановить изменение климата за те три тысячи лет, история которых известна по письменным источникам.
География этноса в исторический период.
Влияние географии на развитие этносов у Л. Н. Гумилёва не имеет прецедентов в русской науке и культуре. Исследования Гумилева по истории и пассионарности знаменуют собой выход в научный мир, на широкое обсуждение такой темы, которая существовала в той или иной форме всегда, но предметом особого интереса и осмысления у нас в стране не была в последние 60-70 лет. Речь идет о том, что в историософии, науке историографии, описавшей десятки цивилизаций, культур, общественных устройств, исторических фактов, событий и преобразований, тема жизнедеятельности народов мира оказывалась постоянно побочной, подчиненной статистическим обсчетам и конкретным социологическим исследованиям.
Теорией народоведения стала теория этногенеза Л. М. Гумилева. Этой в столь очевидной форме строгой науки принципиально не существовало до него, и отныне этнология будет находится в русле построений картины мира по Гумилеву. Сегодня важно подчеркнуть значение теории народоведения - сплава этногенеза и пассионарности, которая является основой механизма этногенеза.
Содержанием теории Л. Н. Гумилёва - является этногенез, то есть механизм начала, возникновения и исчезновения этносов с поверхности земного шара и причинно-следственные связи "прохода", "шествия" этносов по Земле. Без связи с ландшафтами, с культурой и мыслительной деятельностью народов этногенез немыслим, как немыслим рациональный ответ на то, почему этот этногенез является историческим процессом, всегда неожиданным, и цикличным.
Л. Н. Гумилёв привлекает исторические сведения, о Восточной Европе и Сибири с примыкающими к ней странами Азии, подтверждающие закономерность и ищет новые данные для уточнения хронологии климатических изменений. С этой целью им были предприняты подводные исследования находящихся на дне моря остатков Дербентской стены.
Арабские писатели Х века рассказывали удивительные истории о сооружении персами уходящей в море каменной стены. Но они не догадывались, что эта стена была выстроена на суше, когда уровень Каспийского моря был много ниже, чем в их время. Так был установлен уровень Каспия в VII веке, когда и была возведена Дербентская стена. Эта работа была выполнена Л. Гумилевым и его сотрудниками несмотря на опасность, сопряженную с нырянием в аквалангах в бурное море. Отважные исследователи сравнительно легко отделались испугом и утопленным аквалангом.
Хазария до Л. Н. Гумилева была зыбким гипотетическим именем, похожим на некую территорию земледельцев и скотоводов, на речную заводь, на деятельную факторию, в пыли и тумане астраханских, оренбургских, терских, донских и яицких дорог. Это место искали офицеры, галантерейщики-купцы, бугровщики /профессиональные искатели кладов/, ориенталисты - немцы, авантюристы, меценаты - кроме историков. В середине ХХ века поисками занялись публицисты. Установили к началу XX века, что страна Хазария была и была она могущественна.
Все 1930-50-е годы открытия шли одно за другим, и наступил археологический ренессанс. Л. Н. Гумилёв находится в этом же ряду первооткрывателей Хазарии.
Исследования Л. Н. Гумилева касались круга разнообразных вопросов, касающихся истории природы и населения нашей необъятной страны. Вокруг хазарского узла Л. Гумилев объясняет явления как более раннего, так и более позднего времени на огромном пространстве от Тихого до Атлантического океана. Он выясняет закономерности исторического процесса, опосредованного изменениями природы, и показывает важную роль географического фактора в жизни людей. Географическая среда и изменения в природе, не могут быть безразличными для людей. От них многое зависит, они затрудняют или облегчают культурное и общественное развитие. Хотя общество живет и развивается по своим внутренним законам, и происходящие в нем события не всегда сводимы к воздействиям природной среды, влияние кормящего ландшафта бесспорно - что и доказал Л. Гумилев, Все это, в дальнейшем, и легло в основу новой науки - этногенеза.
Теория этногенеза.
Зависимость человека от окружающей его природы, точнее - от географической среды, не оспаривалось никогда, хотя степень этой зависимости расценивалась разными учеными различно. Но в любом случае хозяйственная жизнь народов, населяющих и населявших Землю, тесно связана с ландшафтами и климатом населенных территорий. Подъем и упадок экономики древних эпох проследить довольно трудно, из-за неполноценности информации, получаемых из первоисточников. Но есть индикатор - военная мощь. Война всегда стоила денег, к тому же больших. А для этого требуется крепкий тыл, цветущее хозяйство, а соответственно, оптимальные природные условия. Bсe эти положения нашли свое отражение в теории исследований природы и географии этносов Л. Гумилева. Вообще о значении географических условий, например рельефе для военных действий, говорилось давно, даже, можно сказать, - всегда. Достаточно вспомнить, что битву при Транзименском озере Ганнибал выиграл, использовав несколько глубоких долин. При Киноскефалах македонская фаланга на пересеченной местности рассыпалась, и римляне легко перебили тяжеловооруженных воинов, потерявших строй. Эти и подобные примеры всегда находились в поле зрения исследователей и дали повод Л. Гумилеву, вслед за географом И. Болдиным, сделать знаменитое замечание: "У исследователя, не имеющего в руках географии, встречаются претыкания".
Однако останавливаться на такой ясной проблеме на пороге XXI века нецелесообразно, поэтому мы, вслед за Л. Гумилевым, ставим вопрос иначе: "не только как влияет географическая среда на людей, но и в какой степени сами люди являются составной частью той оболочки Земли, которая сейчас именуется биосферой?"
Действительно, современная науке ставит куда более глубокие задачи, чем в древности и в новые века. да и географическая наука отошла от простого описания диковинок нашей планеты и обрела возможности, которые нашим предшественникам были недоступны.
Столь же неверно приравнивать этнос к биологическим таксономическим единицам.
Этнос, по Л. Гумилеву, - коллектив особей, имеющий неповторимую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения, причем обе составляющие динамичны. Следовательно - этнос - это явление, не сводимое ни к социологическому, ни к биологическому, ни к географическому явлениям. Однако этносы, всегда связаны с природным окружением благодаря активной хозяйственной деятельности. Последняя проявляется в двух направлениях: приспособление себя к ландшафту и ландшафта к себе.
В реальном историческом процессе не наблюдается строго изолированного существования этносов, а имеют место разнообразные этнические контакты, возникающие на территориях, заселенных разными этносами, политически объединенных в полиэтнические государства. При изучении их вариантов, главным является слияние, при котором забываются традиции обоих первичных компонентов и рядом с двумя предшествующими (или вместо них) возникает новый, третий этнос. Это, считает Л. Гумилев, - главный вариант этногенеза.
Л. Н. Гумилёв использует теорию мутагенеза синтезирует ее с географическим детерминизмом и вводит новый параметр этнической истории - пассионарность. Далее мы рассмотрим его подробно.
Человечество, существующее на Земле каких-нибудь 30-50 тысяч лет, тем не менее произвело на ее поверхности перевороты, которые В.И.Вернадский приравнивал к геологическим переворотам малого масштаба. Вид "хомо сапиенс" распространился по всей суше Земли и всю ее превратил в Ойкумену - место, где он живет, везде адаптируясь к ландшафту. И надо признать, что у человека есть особая способность не только социальная, но и природная, - которая позволяет ему приспосабливаться. Эту способность мы можем характеризовать, пишет Гумилев, как повышенную лабильность, пластичность, даже способность к реадаптации, повторному приспособлению, А это, в свою очередь, обеспечивается мозаичностью антропосферы. Антропосфера делится на сообщества, которые называют народами или нациями, Гумилев предпочитает называть их этносами. Чем различаются этносы? Л. Н. Гумилёв предлагает различать по стереотипам поведения: "Именно стереотипы поведения у различных этносов всегда более или менее различны... при этом этническая характеристика лучше воспринимается и улавливается в больших массах, нежели в единичных случаях".
Корпускулярная система - это система взаимодействия между отдельными частями, не связанными между собою жестко, но тем не менее нуждающимися друг в друге. Биологический вид корпускулярной системы - семья.
Из всего этого Л. Н. Гумилёв делает заключение, что "этнос - это замкнутая система дискретного вида - корпускулярная система. Она получает единый заряд энергии и, растратив его, переходит либо к равновесному состоянию со средой, либо распадается на части.
И далее пишет - "Именно как системы такого типа существуют в биосфере природные коллективы людей с общим стереотипом поведения и своеобразной внутренней структурой, противопоставляющие себя (мы) всем другим (не мы). Это явление противопоставления связывает социальные формы со всеми природными факторами - ландшафтами, климатом, почвой. Это механизм, при помощи которого человек влияет на окружающую среду обитания, воспринимает ее составляющие и кристализует их в свою культуру".
Следующий немаловажный элемент теории Л. Н. Гумилёва явление комплиментарности. Комплиментарность - это неосознанная симпатия к одним людям и антипатия к другим, т.е. положительная и отрицательная комплиментарность. Когда создается первоначальный этнос, то инициаторы этого возникающего движения подбирают себе активных людей именно по этому комплиментарному признаку - выбирают тех кто им просто симпатичен.
Принцип комплиментарности не относится к числу социальных, пишет Л. Н. Гумилёв, явлений, он наблюдается у диких животных, и у домашних (привязанность собаки к хозяину), на этом принципе основано приручение животных, на этом же принципе основаны семейные связи. Но когда мы берем этот феномен в исторических, больших масштабах, то эти связи вырастают в очень могучий фактор, На комплиментарности строятся отношения в этнической системе.
Из всего сказанного очевидно, что этносы являются биофизическими реальностями, всегда облеченными в ту или иную географическую оболочку. Этногенез - это процесс, проявляющийся в жизнедеятельности этноса, а для совершения работы нужна энергия. В.И. Вернадский, в работе "Химическое строение биосферы Земли и ее окружение", назвал ее биогеохимической энергией живого вещества биосферы. Это та самая энергия, которая получена растением путем фотосинтеза и затем усвоена животным через пищу. Она заставляет все живое расширяться путем размножения до возможного предела.
При всем различии эпох и стран модель пассионарности в этногенезе одна и те же.
Л. Н. Гумилёв дал определение пассионарности как "характерной доминанты, непреоборимого внутреннего стремления (осознанного или, чаще, неосознанного) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни.
Древние люди приписывали возникновение этносов полубогам или героям. Племенами эллинов были: доряне (потомки Геракла), ионяне (наследники Тезея) и эоляне (потомки Кадама, пришельца из Финикии). Японцев породила богиня Аматерасу, монголов - серый волк и пятнистая лань... Но за всеми этими образами мифологии просвечивают образы предков. В середине VIII века в Италии вокруг Ромула собрались 500 бродяг, положивших начало римлянам, так же собрались "верные" вокруг царя Давида в XI веке до н.э., а люди "длинной воли" - вокруг Чингисхана, бароны - вокруг Карла Великого.
Из этих и подобных консорций постепенно вырастали сначала этносы, потом субэтносы, и, наконец, суперэтносы - своего рода этнические галактики, объединяющие группы этносов в целостности высшего порядка. Так, римские граждане объединили Средиземноморье в Римский мир, франки стали ядром "Христианского мира" (католического), реформированного в "цивилизацию" с заокеанскими продолжениями, евреи распространились по всей Ойкумене, выделив несколько этносов: сефардов, ашкинази, фаллашей; монголы создали оригинальный "Кочевой мир", Эти целостности столь же реальны, как и этносы, наблюдаемые непосредственно.
Большая система может создаваться и существовать только за счет энергетического импульса, благодаря которому система получает внутреннее развитие и способность сопротивляться окружению. Л. Н. Гумилёв, называет этот эффект энергии - пассионарным толчком, и рассматривает географические условия, облегчающие его активизацию.
Согласно наблюдениям, новые этносы возникают не в монотонных ландшафтах, а на границах ландшафтных регионов и в зонах этнических контактов, где неизбежна интенсивная метисация. Благоприятствует этногенезу сочетания разных культурных уровней, типов хозяйства, несходных традиций. Общим моментом является принцип разнообразия.
Предположительно, механизм этих процессов выглядит так: взрыв пассионарности (или флуктуации ее) создает в значительном числе особей, обитающих на охваченной этим взрывом территории, особый нервно-психический настрой, связанный с повышенной активностью, но характер этой активности определяется местными условиями: в первую очередь - ландшафтами, а также этнокультурным окружением и уровнем социального развития. Во всех исторических процессах - от микрокосма (жизни одной особи) до макрокосма (развития человечества в целом) общественная и природные формы движения соприсутствуют и взаимодействуют, под час столь причудливо, что иногда трудно уловить характер связи. Это особенно относится к мезокосму, где лежит феномен развивающегося этноса, то есть этногенез.
Несмотря на то, что этногенезы происходят в совершенно разных условиях, в разное время и в разных точках земной поверхности, тем не менее путем эмпирических обобщений, Л. Н. Гумилёву удалось построить кривую этногенеза. Наиболее правильно объяснить ее как инерционную, возникающую время от времени вследствие "толчков", которыми могут быть только мутации, вернее микромутации, отражающиеся на стереотипе поведения, но не влияющие на фенотип.
Время - это фаза этногенеза и этнического окружения, определяющая варианты этнических контактов с ними. Кроме того уровень научно-технического прогресса, свойственный данной эпохе, тоже оказывает свое влияние в рамках фактора времени, позволяя заимствовать уже имеющиеся технические достижения при создании новой культурной традиции.
Но кроме времени и пространства есть и третий компонент - энергия. "В энергетическом аспекте этногенез является источником культуры. Этногенез идет за счет пассионарности. Именно эта энергия - пассионарность и растрачивается в процессе этногенеза. Она уходит на создание культурных ценностей и политическую деятельность.
В фазе подъема складывается, а в акматической фазе кристаллизуется оригинальный для каждого случая стереотип не только поведения, но и мировосприятия и мироосмысления, или то, что мы называем культурным типом.
"Итак, пишет Л. Н. Гумилёв, этническая история имеет следующие два параметра: 1) соотношение каждого этноса с его вмещающим кормящим ландшафтом, причем утрата этого соотношения непоправима. 2) Пассионарность - то есть диссипация биохимической энергии живого вещества биосферы.
Этносфера и космос
Все, что можно зафиксировать как научными приемами, так и простым наблюдением — есть изменение в окружающем нас мире. Только процессы и эксцессы улавливаются нашим сознанием, а затем служат поводом для размышлений и объяснений. Это диалектика природы и истории, т. е. пространства и времени, а поскольку мир вокруг нас постоянно изменяется, то, естественно, он является объектом науки.
Древние люди знали о космосе, наблюдая движение звезд и планет, но считали сам факт такого перемещения вечным, что было ошибкой. Галилеи, открыв пятна на солнце, показал, что небесные тела изменчивы, и, следовательно, могут быть изучаемы. Однако, долгое время космос считался пустотой, которая не изменяется и значит не подлежит изучению. Даже сам Лавуазье, обсуждая сообщение о метеорите, упавшем во Франции, провел такое решение: «камни с неба падать не могут, потому что па небе нет камней». Но факты были сильнее догмы. Теперь ясно, что голубое небо — атмосфера, не защищает поверхность Земли от воздействия неба черного и, что пучки энергий, приходящие извне, пробивают ионосферу и другие защитные оболочки Земли, достигая поверхности планеты. Значит поверхность Земли — наш родной дом — открыт черной бездне и ее воздействиям. Это отнюдь не мистика, а география. В самом деле, влияние небесных тел на поверхность Земли известно давно. Фазы луны — причины приливов океана, вариации солнечной активности вызывают смещения путей прохождения циклов, а тем самым меняют климатические условия на континентах. Солнечные максимумы заставляют мутировать вирусы, причиняющие нам тяжелые болезни. Эти несомненные феномены кратковременны или эпизодичны, но есть и другие, о которых речь ниже, приводящие к появлению этносов.
Социальная психология, наоборот, слишком чутка и фиксирует, без выбора, смены настроений и эмоциональные заражения примером. Неустойчивость описываемых ею состояний психики делает ее негодной для эмпирического обобщения. А вот этногенез — это то, что нужно. Но прежде, чем идти дальше, уточним значение термина «этнос», чем объясним его природу. Это можно сделать только путем системологии новой научной дисциплины, вошедшей в советскую науку лишь в 1969 году. Если раньше изучались, как объект, предметы, то теперь рассматриваются связи между ними. При этом подходе находят место и биохимия и генетика и психология, как личная, так и коллективная и уж конечно история с географией. Так попытаемся наглядно сформулировать определение понятия «этнос», хотя бы для практического применения в решении поставленной задачи.
1. Этнос — система развивающаяся в историческом времени, имеющая начало и конец; точнее, этногенез - процесс дискретный.
2. Универсальный критерий отличия этносов между собой один — стереотип поведения — особый поведенческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а как показал М. Е. Лобашов через механизм сигнальной наследственности, основанной на условном рефлексе, когда потомство путем подражания перенимает от родителей и сверстников поведенческие стереотипы, являющиеся одновременно адаптивными навыками.
3. Системными связями в этносе служат ощущения «своего» и «чужого», а не сознательные отношения, как в обществе. Поэтому этнос, как явление, не сводимо ни к одной из известных социальных форм человеческого общежития (Gesellschaft) и, следуя К. Марксу, должно быть отнесено к категории природных коллективов, естественно сложившихся общностей (Gemeinwesen), изучаться как природный феномен в рамках диалектического материализма методами естественных наук. Ощущение реальности стереотипа порождает бытовой этноцентризм «мы и они». Этого противопоставления достаточно, чтобы системы не пересекались между собой. Иначе говоря, нет человека вне этноса, и каждый человек принадлежит только одному этносу!
4. Системные связи в этносе, а вместе с ними и единство этноса поддерживается геобиохимической энергией живого вещества биосферы, эффект которой на этническом уровне организации биосферы описан Л. Н. Гумилевым, как явление пассионарности. Пассионарность — поведенческий признак воспринимаемый сторонним наблюдателем как непреоборимое стремление к намеченной цели, пусть даже иллюзорной, но для достижения которои носители ее — пассионарии не жалеют как собственной жизни, так и жизни своего потомства. Психологически пассионарность проявляется как импульс подсознания противоположный инстинкту самосохранения, как индивидуального, так и видового.
Рис. I. Изменение пассионарного напряжения этнической системы
5. В зависимости от соотношения пассионарного импульса (Р) и инстинкта самосохранения (J) Л. Н. Гумилевым описано три характерных поведенческих типа: а) пассионарии (Р > J), б) гармоничники (Р = J), в) субпассионарии (Р < J).
6. Статистически в этносе преобладают гармоничные особи; доли пассионариев и субпассионариев в процентном отношении незначительны, но изменение их количеств определяет геобиохимическое состояние этноса как закрытой системы дискретного типа (по классификации А. А. Малиновского). Можно ввести функцию состояния этнической системы — пассионарное напряжение (доля пассионариев в этносе), которое может быть сопоставимо однозначно с частотой событий этнической истории I и числом подсистем в этносе (субэтносов). Пассионарное напряжение и направление его изменения определяет фазу этногенеза или возраст этноса (см. рис. 1). На рис. 1 по оси абсцисс отложено время в годах, где исходная точка кривой соответствует моменту пассионарного толчка, послужившего причиной появления этноса. По оси ординат отложено пассионарное напряжение этнической системы в трех шкалах: 1. В качественных характеристиках от уровня Р^ (неспособность удовлетворить вожделения) до уровня Р^ (жертвенность).
I Событие в нашем понимании — процесс разрыва системных связей. В зависимости оттаксономического ранга этнической системы: конвиксия (или консорция) — субэтнос — этнос — суперэтнос, - можно говорить и о масштабе события. Для построения кривой пасснонарного напряжения мы выделяем события «тнического масштаба: столкновения двух или более субэтносов.
Рис. 2. Карта-схема пассионарных толчков, обнаруженных на Евроазиатском континенте за исторический период
Эти характеристики следует рассматривать как некую усредненную «физиономию» представителя этноса. Одновременно в этносе присутствуют представители всех отмеченных на рисунке типов, но господствует статистический тип, соответствующий данному уровню пассионарного напряжения. 2. В шкале — количество субэтносов (подсистем этноса). Индексы п, п+1, п+3, и т.д., гдеn— число субэтносов в этносе не затронутом толчком и находящегося в гомеостазе. 3. В шкале — частота событий этнической истории (непрерывная кривая). При этом предлагаемая кривая — есть обобщение 40 индивидуальных кривых этногенеза, простроенных нами для различных этносов, возникших вследствие различных толчков. Пунктирной кривой отмечен качественный ход изменения плотности субпассионариев в этносе.
7. Коротко об этногенезе. Предполагалось, что первоначальным состоянием этноса было гармоническое взаимодействие с вмещающим ландшафтом ареала, своего рода гомеостаз. Если бы это было так, то люди жили бы там, где появились, видимо, в африканской саванне, небольшими группами, минимально общаясь друг с другом. На самом же деле, люди еще в палеолите освоили всю сушу планеты, кроме Антарктиды. Они заселили и влажные леса Конго и холодные степи Монголии и острова Полинезии и закраины ледника Гренландии. В постоянных столкновениях люди строили города и корабли, создавали политические и религиозные системы, творили искусство и поэзию. Почему?
Рис. 3. Связь пассионарных толчков с многолетней вариацией солнечной активности
Время от времени гомеостаз прерывается эксцессом — возникновением пассионарных особей. Как при всякой мутации их сначала немного, но они очень активны. Они действуют, чем усложняют первичную простую систему, создавая в ней много подсистем (субэтносов), блоков (конвиксий) и звеньев (консорций). Усложненная система обретает мощь и расширяет ареал. Ныне она даже выходит в космос. Но пассионарные особи часто гибнут, чем снижается энергетический уровень системы, возвращающийся к равновесному значению. В конце этногенеза остается немного гармоничных людей, как реликт, и так они живут пока не произойдет новый взрыв, или, точнее, мутация, т. е. толчок (muto— толкаю, лат.). Пассионарии появляются не случайно и не в единичных случаях, а как популяции, которые образуются в результате своеобразного явления — пассионарного толчка. Особенность таких толчков — их кратковременность (приблизительно 1—5 лет, но не меньше года) и геометрия на поверхности Земли (см. карту). За последние три тысячи лет достоверно зафиксировано пока 9 пассионарных толчков: четыре до рубежа нашей эры и пять после. Суть явления состоит в том, что в определенный момент времени (о точных датировках ниже) на узкой, шириной 200—300 км и вытянутой полосе поверхности Земли (полосы от толчка к толчку не совпадают), имеющей геометрию, близкую к геодезической линии, возникает серия пассионарных популяций, внутри которых начинаются бурные процессы этногенеза, приводящие через 130— 160 лет к появлению группы новых этнических систем, проходящих синхронно все последовательные фазы этногенеза (если процесс этногенеза не обрывается извне: стихийные бедствия. истребление и т. п.). Через 1500 лет с момента толчка пассионарный признак полностью устраняется из популяции, процесс этногенеза завершается и этнос либо исчезает (как система, но не обязательно как люди), либо существует неограниченно долго в состоянии равновесия с биоценозом своего ландшафта, в гомеостазе.
8. Пассионарный признак передается по наследству половым путем, о чем свидетельствует тот факт, что процессы этногенеза в местах, не затронутых пассионарным толчком, начинаются только после распространения на эти территории представителей уже пассионарных этносов. Это, в свою очередь, позволяет говорить об этногенезе как о флуктуации живого вещества человеческих организмов, а о пассионарном толчке как о микромутации на поведенческом уровне. Мы специально заострим внимание на явлении пассионарного толчка, ибо именно оно указывает на космический характер (внешний по отношению к Земле) причины пускового момента этногенеза. Синхронность и кратковременность начал процессов этногенеза по всей длине полосы, ее узость и протяженность устраняет возожность социальной, климатической и геологической интерпретаций. Более того, геометрия линий толчков (близость к геодезическим) указывает на то, что центрально-симметричные поля Земли имеют определенное отношение к описываемому явлению, что вероятнее всего обусловлено взаимодействием этих полей с внешним космическим источником мутаций.
Для того, чтобы создать эксцесс или, что то же, произвести толчок, нужен энергетический импульс. Земля получает энергию из трех источников: 1) от Солнца; 2) подземного радио распада и 3) от рассеянных пучков энергий в галактике (В. И. Вернадский). Сразу можно отбросить солярную гипотезу, ибо Солнце освещает одновременно целое полушарие, а не узкую полосу, шириной в 200—300 км. Не годится и подземная, потому что полосы варьируют вне зависимости от геологического строения территорий, по которым они проходят. Не имеет значения и уровень социального развития этносов, подвергаемых мутагенному воздействию, а наземные физико-географические условия способствуют консервации гомеостатических систем биоценозов, в которых человек — верхнее завершающее звено. Остается не отброшенной одна гипотеза — вариабельное космическое облучение. Пока она не может быть строго доказана, но зато не встречает фактов ей противоречащих.
Представим себе поверхность Земли как экран, на который падают космические лучи, большая часть их задерживается ионосферой, но некоторые достигают поверхность Земли, чаще ночью, так как ионосфера и космическая радиация нестабильны, даже в суточном цикле. Будучи деформированы магнитным (или гравитационным?) полем Земли эти космические импульсы примут облик геодезических линий, не зависящих от наземных ландшафтов. Очевидно не все. но некоторые из них обладают мутагенными свойствами, и в облученных ареалах появляются мутанты. Уроды устраняются естественным отбором быстро, а пассионарии — медленно, потому что пассионарность — тоже нарушение нормы. но особое, устойчивое и несущее определенную нагрузку в становлении человечества как вида.
Каков характер этого получения? Здесь мы можем строить только гипотезы. Их две. Первая — о возможной связи пассионарных толчков с многолетней вариацией солнечной активности, обнаруженной Д. Эдди . Если наложить на его кривую (см. рис. 3) моменты толчков, то можно заметить, что четыре толчка попадают на максимумы и лишь один на минимум. Остальные лежат на точках перегиба кривой Эдди. Есть ли в этом какая-либо закономерность нам этнологам сказать трудно. Ответ за астрофизиками. Вторая гипотеза — о возможной связи со вспышками сверхновых. Но таких совпадений нам известно только два. Толчку, имевшему место в конце 1 в. до н. э., как будто бы соответствует недавно обнаруженная звезда, вспыхнувшая в 5 году до н. з. , а толчку XI в. н. э.— появление Крабовидной туманности в 1054 году . Может быть это совпадение случайно. Хотя окончательный ответ может быть дан лишь тогда, когда станут известны (если станут) сверхновые, вспыхивавшие в древности и средневековье. Но даже, если гипотезы в будущем не подтвердятся, что это изменит в описании феномена этногенеза? Ничего! Просто одна из версий научного поиска сменится другой версией, а это и есть путь Науки.
В отличие от феномена этногенеза. этническая история полифакторна. На цепь событий в их связи и последовательности влияют и социальная закономерность и географическая обусловленность и разнохарактерные этнические контакты. Все они — явления наземные и, следовательно, для нашей темы только фон. Однако без них нельзя, ибо пассионарных толчок деформирует этносы, уже имеющие свою судьбу и внутреннюю структуру. Хотя сам толчок краток, но перестройка. г. е. латентный период нового этноса занимает около 150 лег. после чего история обнаруживает смену цвета времени.
Так, пассионарный толчок, породивший Великое переселение народов, смену Рима Византией, образование Аксума, гибель Дакии и разгром Иудеи имел место на рубеже и. ).. а все перечисленные события произошли во 11 в. н.).. больше чем через век. Следовательно, от исторической латы надо отнимать полтора века. что в пределах законного допуска. Зато исторические начала заметны, ибо связаны с крупными событиями. Поэтому в прилагаемой легенде к карте пассионарных толчков, характерные события фазы подъема не включают событий инкубационных периодов этногенеза. И все же мы можем уверенно говорить о начальных моментах толчков, ибо почти для каждого толчка, в одном-двух случаях (этносов) удается заметить примерную дату рождения первого поколения пассионарных мутантов.
Заключение .
Да, формально Л.Н. был вне политики и много раз объявлял об этом: "Я не политик", "Не считаю возможным заниматься политикой", "Не знаю, что тут делать" и т. д. и т/п. Зато он говорил (и неоднократно), что "знает, чего делать не надо". Не только знал, но и пытался объяснить, пока был здоров.
Казалось бы, Л.Н. имел право осуждать ту прошлую, уходящую страну, географию которой он изучал по лагерям - от Беломорканала до Караганды-Норильска-Омска. Но, удивительное дело, у него хватало объективности подняться до других оценок; более того, опровергать новую официальную ложь. Не заразился он тем "обличительным синдромом" конца 80-х-начала 90-х, которым упивалась "творческая интеллигенция". Эта ложь мутным потоком выплескивалась с голубого экрана, заполняла, газеты, лилась с трибун съездов и конференций.
"Желательно, - писал Л.Н., - чтобы политики знали историю, пусть в небольшом, но достаточном объеме". За доказательствами правильности подобного требования далеко ходить не надо: высшее лицо страны искренне считало, что граница Чечни с Дагестаном - это не одна, а почему-то ... две границы, а один из экс-премьеров заявлял, что" "Россия занимает основную часть Европы"
Больше его нет на Земле, а формулы и слова его работают", книги живут и даже размножаются. Поразительно: в 1998 г. в списке "интеллектуальных бестселлеров" стоит "История народа хунну" в двух томах. Поразительно потому, что это первая гумилевская книга, а значит - очень сложная; совеем "не-популярная".
Ежегодно проходят "Гумилевские чтения" в Санкт-Петербурге. Открываются они в день рождения Л.Н. 1 октября в Петровском зале университета, там где Л.Н. проработал тридцать лет своей жизни. В 1998 г. москвичи провели "Вторые Гумилевские чтения", собравшие небывало представительный состав. Три дня до вечера слушались доклады, наряду с заслуженными "львоведами" выступило и много новых "гумилевцев", особенно естественников. То, что раньше многократно подвергалось легковесной критике непрофессионалов, сегодня зачастую воспринималось как само собой разумеющееся. Увы, там же было констатировано, что в сегодняшней России "все формальные гумилевские признаки антисистемы налицо".
Значит, при всех наших бедах, при всей мнимой недейственности "уроков Гумилева" можно вспомнить слова его знаменитой матушки, сказанные, правда, совсем по другому поводу: "Лева живет теперь на необъятных просторах нашей Родины!" Ныне эта, случайно брошенная фраза обрела другой, куда более значительный смысл.
Используемая литература:
1.Материал из Википедии — свободной энциклопедии
2.ЕленаКиселева ПРАВДА.Ру 01.10.2002
3.Интернет ресурсы Cсылки:
Как нарисовать китайскую розу
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Свадьба в Малиновке
Нас с братом в деревню отправили к деду...
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?