Народные обряды Корочанского района колоритные и яркие, как и практически по всей России, они сопровождают человека от рождения до самой смерти. Свадебный обряд является одним из самых сложных во всей обрядовой системе, так как на всех его этапах, в их последовательности все расписано до шага, до слова, за каждым символом стоит конкретное значение. Поэтому исследователи называют свадебный обряд явлением исключительно сложным по масштабу и высокохудожественным по воплощению южнорусской культуры в целом. Традиционная свадьба на Корочанской земле наиболее полно и глубоко дает представление о мировоззрении наших предков, их верованиях, духовных ценностях, общественно-бытовом укладе.
Вложение | Размер |
---|---|
svadba_v_obryadovoy_kulture._svadebnye_obychai_i_traditsii_sela_zhigaylovka.doc | 170 КБ |
Содержание
Вступление…………………………………………………………….…………...2-3
Заключение ………………………………………………………………………. 13
Литература…………………………………………………………………………14
Приложение …………………………………………………………………….15-16
Введение
Народные обряды Корочанского района колоритные и яркие, как и практически по всей России, они сопровождали человека от рождения до самой смерти. Свадебный обряд является одним из самых сложных во всей обрядовой системе, так как на всех его этапах, в их последовательности все расписано до шага, до слова, за каждым символом стоит конкретное значение. Поэтому исследователи называют свадебный обряд явлением исключительно сложным по масштабу и высокохудожественным по воплощению южнорусской культуры в целом. Традиционная свадьба на Корочанской земле наиболее полно и глубоко дает представление о мировоззрении наших предков, их верованиях, духовных ценностях, общественно-бытовом укладе.
Да, умела Русь хранить обряды старины, но за годы советской власти одни из них были позабыты, а другие совершенно утрачены, а взамен человек получил лишь духовную нищету, которая привела к частичной деградации личности, развалу семьи. Ведь не секрет, что по статистике сегодня больше семейных пар разводятся, нежели вступают в брачный союз.
Актуальность темы исследования: Семья – это ячейка государства, значит, если крепкая семья – крепкое государство. И не могут не тревожить душу слова поистине великого человека Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Атмосфера семьи, домашнего очага, взаимоотношения с родными, память о своих предках и воспитание потомков – все это имеет огромное значение для нравственного укрепления личности, а значит и государства»[1]. Не случайно у многих народов говорится, что любовь к Родине начинается с семьи. Именно поэтому проблема возрождения семьи стоит особенно остро, а изучение и возрождение народных традиций, обычаев, обрядов, в том числе и свадебного обряда, остается актуальной проблемой отечественной
Цель: изучение традиционного свадебного обряда в обрядовой культуре села Жигайловка.
Достижение поставленной цели требует решение следующих задач необходимо:
1. Дать общую характеристику обряда бракосочетания на Руси.
2. Рассмотреть структуру старинного свадебного обряда.
3.Установить структуру традиционного свадебного обряда в селе Жигайловка
4. Провести историко-эмоциональный анализ воспоминаний сторожилов села по следующим позициям: подготовка свадьбы, три дня свадьбы, и обряды.
Объектом исследования выступает изучение особенностей брачного обряда данной местности, восприятие свадьбы нашими прабабушками и прадедушками.
Предметом исследования является традиционный свадебный обряд.
Источниками исследования являются рассказы Костомарова Н.И «О жизни, быте и нравах русского народа», сборник фольклорных материалов по традиционным праздникам и обрядам, народным играм Белгородской области под редакцией Я.М. Климовой «Праздники и обряды Белгородчины», а также воспоминания жительниц села Жигайловка Рябушенко Клавдии Леонтьевны и Кладиевой Надежды Яковлевны.
Методы исследования: опрос, анализ средств массовой информации, интервьюирование.
Свадьба – событие, в котором удивительным образом уживалось языческое с христианским. Ее традиции соблюдали и простые крестьяне, и самодержавные цари. Она исторически соединила в себе два древних обряда: народный, называвшийся «веселье», и христианский – «венчание». В «Словаре русского языка» С.И.Ожегов так дает определение свадьбы: «Свадьба – это брачный обряд», а «брак – это семейные отношения между мужчиной и женщиной; супружеские отношения»
Все в жизни человека имело свое время и место, особенно такое важное в жизни событие, как брак. Свадебные обряды были очень тесно связаны с народным земледельческим календарем. Свадьбы всегда играли после окончания уборки урожая (осенний и зимний Мясоед), а также после окончания весенних полевых работ - от Красной Горки до Троицы, редко, но случалось, что венчались в короткий период между Петровским и Успенским постами. По сей день селяне, почитающие обычаи и традиции предков, не играют свадьбы в храмовые и великие праздники, в продолжение Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов, Святок, Масленицы, Пасхальной седмицы. Как видим, культ плодородия отражен не только в содержании свадебных и обрядовых действах, но и в совершаемых ритуалах (выпечка свадебного каравая и «шишек», встреча молодых хлебом-солью, обсыпание хмелем, зерном и т.д.).
«Да как же ты венчалась, няня?»
— Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»
В допетровские времена на Руси в брак вступали рано — в 14-15 лет. Такое понятие, как «старый холостяк», получившее широкое распространение в XX веке и весьма популярное в наши дни, просто в Древней Руси не существовало. Холостая жизнь, если судить по пословицам, особой прелести не представляла - не женат – не человек. Замужняя жизнь тоже предпочиталась девичеству - хоть лыками сшит, да муж. Препятствием к браку могли служить только тяжелая болезнь, физическое уродство или данный в юности обет уйти в монастырь.
Важнейшим условием для создания семьи был имущественный вопрос и желание родителей жениха получить продолжательницу рода, работящую, скромную мастерицу умеющую прясть, ткать, вышивать.
Поэтому браки заключались, в основном, по договору между родителями молодых. Любовь между женихом и невестой имела мало значения, и поэтому о чувствах жениха и невесты речи в большинстве случаев не заходило. В первую очередь оценивалось как общественное, так и материальное положение семьи. Поэтому, для многих крестьянских семей, рождение дочери означало серьезные траты – семья должна была многие годы во многом себе отказывать, чтобы обеспечить будущей невесте приданное. «Бесприданница» могла остаться без мужа или быть негативно принята новой семьей.
Своих будущих невесток родители жениха присматривали задолго до сватовства: за работой в поле и по дому, на праздничных гуляниях, и в церкви. И, как ни странно, чаще всего брак по принципу «стерпится - слюбится» оказывался удачным. Народная традиция трактовала свадьбу как обязательный акт общественного признания и провозглашения молодой семьи. Без свадебного гулянья жених и невеста не признавались супругами.
В целом, свадебные обряды для славян были не просто способом проведения свадебного торжества, а определенными религиозно-магическими действиями, которые должны были подарить новой семье гармонию в отношениях, здоровье, достаток и, конечно, много детей. К таким обрядам относятся обсыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу, вывернутую вверх мехом (символ богатства и многодетства), расстилание ее под ноги, угощение яйцами или яичницей, раскидывание по полу соломы или сена. Помимо этого, одной из самых главных задач обряда была защита молодых от порчи и сглаза – считалось, что в такой день молодые наиболее уязвимы.
В России проведение любого праздника рознилось от местности к местности, а свадьбу вообще проводили, стараясь максимально отличиться и затмить соседей, однако сложившийся порядок, определенные обряды, ставшие уже свадебной традицией, соблюдались довольно строго.
Старый дореволюционный обряд состоял из трех основных циклов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного, что было одинаково для всех сословий. При самом строгом следовании обычаям первый цикл включал сватовство, осмотр дома, девичник и мальчишник, обрядовое мытье жениха и невесты в бане (перед свадьбой). Девичник имел место только у групп населения наиболее близких к крестьянским традициям. А вот «мальчишник» - встреча с приятелями и прощание с молодостью – был популярен во всех сословиях.
Второй цикл – сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, привоз приданого, и, наконец, после исполнения многочисленных предсвадебных обрядов, инициатива переходила в руки служителей церкви, обязанностью которых было освятить союз. Центральное место занимал свадебный пир.
К третьему, заключительному, циклу относились «отводины» - визиты молодых к ближайшим родственникам.
Одинаковым, практически для каждого россиянина – от великих князей до последнего подданного – был обряд венчания. В остальном же брачные обряды у каждого сословия различались. Объединяло их одно – каждый набор ритуалов был направлен на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье.
в селе Жигайловка.
Обрядовые акты досвадебного периода
Любой свадьбе предшествовал договор (обряд проходит без песен). Главная роль в договоре отводилась близким родственникам жениха, чаще всего матери, которая должна была заручиться согласием родителей невесты на приход сватов. Вот как данный этап свадебного обряда проходил в нашем селе. Прийдя в дом невесты, чтобы «наладить дело», мать жениха спрашивала: «Когда дозволите нам приходить - богу молиться?»
- «Денька через два-три!» - степенно отвечали хозяева.
Сватовство
В назначенный легкий (вторник, четверг, суббота, воскресенье), не постный день близкие родственники жениха: мать, отец, крёстные шли свататься. Сватовство является одним из главных и неотъемлемых элементов свадебного обряда, от исхода которого зависела судьба свадьбы. Именно поэтому оно широко обставлено различными обрядами оберегающей магии. Опасаясь отказа, свататься, шли тайно, «Смеркалось, и вечерком шли», чтобы никто не видел. В старину жениху не разрешалось видеться с невестой до самого венчания, а так же не разрешалось присутствовать ни на одном из довенечных этапов свадьбы.
Следуя обычаю, сваты, хотя и знали, что в доме невесты их ждут, осторожно стучали, просили дозволения войти, скромно здоровались и, стоя на пороге, затевали иносказательный диалог в традиционной для этого жанра форме «купцов-продавцов».
Обычно разговор сваты начинали издалека, хотя подлинная цель визита была очевидна. Сначала говорили об урожае, о хозяйстве. Если poдителям девушки приход сватов был желанен, они активно поддерживали игру сватов. Затем сваха переходила к делу, чаще всего разговор велся в иносказательной форме: «У вас есть голубка, у нас голубь» и так далее.
Завершалось сватовство рукобитием, когда старший сват говорил: «Ну, дорогие сваточки, теперь и по рукам ударить можно». А отцы молодых, пожимая друг другу руки, «скрепляли» договор словами: «сходились – не бранились, дай, Бог, наше дело ладно справить!»
Подготовка к свадьбе
Пекли каравай специально приглашенные замужние женщины, которые приносили с собой муку, яйца и сало. Весь процесс окружал ритуальными и магическими действиями. Считалось хорошим признаком, когда каравайниц было четное количество, чтобы молодые весь век прожили в паре. При этом каравайницы должны были находиться в первом браке и жить в согласии. Совместные действия во время приготовления каравая должны символизировать единство будущей семьи. Для этого каравайниц связывали полотенцем и они должны все делать вместе: месить тесто, вылеплять украшение, умывать руки. Существовало поверье, что удачно испеченный каравай принесет молодым счастья, треснувший предвещает развод, а искореженный – злую судьбу. Поэтому каравайницы «обхаживали» каравай поговорками и песнями. К свадьбе пекли не только коровой, но и шишки (сдобные маленькие изделия из теста). Каждый из свадебных хлебов имел свое назначение: с хлебом шли свататься к невесте и в день свадьбы со стороны жениха несли каравай невесте, а испеченные шишки раздавали всем приглашенным в конце свадьбы. Каравай был украшением свадебного стола как символ достатка и счастья, а в конце свадьбы его распределяли между всеми присутствующими.
Замужние женщины также изготавливали из колосьев ржи (жито) квитку, которая символизировала достаток, плодородие. Ее украшали конфетами. Каждая часть квитки, а их должно было быть девять, обязательно должна была содержать три колоска ржи. А ставили квитку в бутыль со спиртным подкрашенным соком столовой свеклы.
Приглашение
За неделю до свадьбы молодые ходили вместе приглашать гостей. Как правило, приглашали близких и дальних родственников, соседей и всех жителей. Не годилось приглашать при случайных встречах на улице, что отразилось в ироническом пословице: «Просили по дороге, чтобы не были на пороге».
Первый день свадьбы
Выкуп невесты
Провожала молодого мать, натягивая на него вывернутый шерстью наверх кожух и осыпая зерном, мелкими деньгами и конфетами. Старшим назначался один из родственников, его перевязывали вышитым рушником и называли «Дружком», а его помощника «Поддружий», он тоже перевязывался рушником. Вместе с ними была еще и сваха из числа замужних женщин. Затем молодой жених в сопровождении свадебной свиты ехал по невесту. Впереди шли женщины плясицы,которые плясали и пели песни.
В доме невесты в это время собирались ее подружки и родственники, наряжали невесту, напевая при этом свадебные песни (Приложение 1). Ожидая жениха прятали невесту, закрывали дом. Встречали жениха на пороге калитки. Вели забавные разговоры. Сложная церемония свадебного похода предусматривала и несколько выкупов за невесту. Повторялся выкуп у ворот дома невесты (воротная) – за право вступления молодого на территорию другого рода, потом в сенях – за место у невесты. Последний выкуп – свадебный пропой – происходил в конце свадьбы.
Посад
Посад – обрядовые действия, санкционировали окончательное скрепления брака и родства родов. Они включали обряд выкупа места возле невесты, обмен дарами между семьями жениха и невесты, распределение каравая и талант молодых. Принуждая жениха одаривать родню со стороны невесты деньгами и сладостями. Поторговавшись, жениху разрешали войти в избу и показывали одну из родственниц вместо невесты для того, чтобы жених мог узнать свою суженную. Затем родители невесты принимали каравай и гостей усаживали за стол. Гости за столом долго не засиживались, потому что молодым предстояло венчание в церкви. Родители молодой невесты благословляли помолвленных на венчание. При выходе из церкви сваха осыпала новобрачных семенами льна и конопли желая им счастья. Из церкви весь свадебный поезд с громкими песнями и плясками отправлялся в дом мужа. Родители жениха встречали с хлебом с солью своего сына с женой молодой. Как правило мать держала каравай, а отец поднос с рюмками. Молодые пригубив спиртное выливали остатки через правое плечо и разбивали рюмки. Считалось, если рюмки разбились на мелкие осколки, то это к счастью. Молодые трижды поклонились родителям, а те подносили им хлеб-соль. А затем жених с невестою входили в дом. Родители жениха благословляли молодых на долгую супружескую жизнь. И свадебное пиршество продолжалось.
Благословение невесты
Ритуал благословления невесты является обязательным и проходит преимущественно по единому сценарию во всех селах, с некоторыми незначительными изменениями. Перед отъездом к венцу дочь благословляли иконой и хлебом родители девушки. Мать держала в руках икону, отец – хлеб, а невеста стояла на шубе перед ними на коленях. Мать крестила дочь иконой, желала ей счастья, любви, согласия в семье, наказывала почитать мужа, свёкра, свекровь. Невеста, уходя из дома, плакала-причитала, даже если брак ей был по душе. "Наплачешься за столбом, коли не наплачешься, за столом" - говорила пословица.
Венчание
Венчание - один из самых значительных, радостных и жизнеутверждающих христианских обрядов. К венцу невеста и жених ехали раздельно. Невесту к венцу сопровождала «дружина» жениха: дружок, поддружье, повозники – близкие родственники и друзья жениха. Дружка – один из главных свадебных чинов представитель жениха.
Обряд венчания состоит из обручения и собственно венчания. Во время обручения священник при совершении установленных молитвословий спрашивает брачующихся об их добровольном согласии вступить в брак и надевает им освященные кольца. Священный покров и венцы возлагаются на головы жениха и невесты, священник соединяет их руки и троекратно обводит вокруг аналоя, затем молодые обмениваются обручальными кольцами. После венчания молодые ехали в одной повозке. У дома жениха молодых со свитой встречала его мать, одетая в вывернутый тулуп; она осыпала сына с невесткой овсом, пшеном. Все это символизировало пожелание молодым счастья, богатства, рождения детей. Выходил и отец жениха, они вдвоём с матерью благословляли молодых, и провожали за свадебные столы. Перед молодыми мать жениха до самого стола веником разметала дорогу.
Именно с этого момента начинается свадебное веселье - свадебный пир. На пиру в основном пелись величальные и корильные песни; величали невесту с женихом, родню. (Приложение 2)
Приготовление брачного ложа
В день торжества сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. Существовало верование, что колдуны могут нагнать злых духов, где готовятся к свадьбе. Против этого имелись разные средства. Сваха обходила брачное ложе трижды с рябиною в руках. По четырем углам комнаты ставилось по свече. При входе в комнату прибивали крест. Над постелью ставились образа. Возле самой постели ставили мисочки с рожью, ячменем, пшеницей. Это означало обилие, которого желали новобрачным в их новом домоводстве.
Второй день свадьбы
На второй день молодая жена шла со свахою и матерью жениха, показывая знаки своего девства. С нею снимали сорочку вместе с простынею и прятали как свидетельство целомудренного поведения. Затем родственники невесты приезжали в новый дом невест, приносили ей завтрак: вареники и блины. Невесту, как правило, прятали, а гости искали. Найдя невесту, вели за столы и пир продолжался. А затем свадебный поезд отправлялся в дом невесты. Где гости одаривали новобрачных.
Третий день свадьбы
На третий день по традиции гости со стороны жениха и невесты катали родителей на повозке, по всему селу. Вместо лошадей запрягали ряженных дюжих мужчин. Наряжались остальные гости в различные наряды и маски, для того чтобы их никто не узнал. С песнями и плясками свадебное шествие обходило все село, угощая каждого встречного, прославляя родителей жениха и невесты. Возвращаясь к столу родители делили каравай и раздавали шишки, благодаря гостей за подарки, веселье, наставление молодым.
Покрытие
Самая драматическая часть свадебного обряда, которая символизировала переход молодой в состояние замужней. Это действо было продолжением посада молодых, а начиналось распределением каравая. Ритуалы распределения свадебного хлеба и совместного его съедания молодыми символизировали создание новой семьи.
Далее символические действия через расплетения косы и покрытия головы молодой почипушником и наметкой подчеркивали иерархичность брачного союза. В древнейшие времена обряд расплетения осуществлялся в доме молодой приданками и свекровью. Молодой расплетали косы и заплетали одну косу. И молодую покрывали почипушником. С этого момента она переходила в состояние женщины с соответствующими нормами поведения. Они подчеркивались, в частности, нарядами: замужняя женщина собирала волосы в пучок и укрывалась платком или надевала почепушник. Выходить меж людей без него считалось неприличным. Обряд Покрытие был последним.
Приданое
Каждая жигайловская девушка готовила себе приданое, в частности ту его часть, которая составляла так называемый сундук. Ведь приданое состояло из двух частей: скота и сундука. Что касается первой, то её выделял отец. «Скот» – это определенная сумма денег, клочок земли. Но то, что входило в «сундук», девушка должна была готовить себе сама или же вместе с матерью. «Сундук» включал постель, полотенца, одежду, а также ленты и платки, которыми девушка должна одаривать свадебных гостей.
Заключение
Создание семьи, продолжение рода – это, пожалуй, одна из самых важных задач человека на земле, поэтому принятие решения о вступлении в брак – одно из самых важных в жизни любого человека. Людьми движет желание совместно строить свое будущее, идти по жизни рядом. Значение обрядов велико и сегодня, так как они являлись могущественным средством национального воспитания. Очень важно, чтобы мы, живущие ныне, и те, кто придет нам на смену, помнили о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времен.
К сожалению, в современной России многие традиции старинного и древнего обряда, состоящего из нескольких этапов, венцом которого была свадьба, утрачены. На наш взгляд, необходимо приложить все усилия для их сохранения, чтобы познание прошлого облагораживало душу, и не покидала гордость каждого человека за свою Малую Родину, за его родной край.
Наша работа является вкладом в возрождение традиций старого свадебного обряда.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Кто-то из великих людей сказал: «Народ жив, пока живы его традиции». Как же приятно осознавать, что мы живы, живы как народ, как великая нация. Мы имеем свою культуру, свои традиции и значит, имеем право жить на планете Земля.
Литература
лорных материалов по традиционным праздникам и обрядам, народным
играм Белгородской области // Праздники святого Белогорья. Вып. 2.–Белгород: издание БГЦНТ, 2007. – 111 с.
Приложение 1
Свадебная песня
Ой, у поле жито,
Жито щей с травою.
Ой чи будэ жалко
Мамо вам за мною?
Жалко, жалко, доню,
Аж сердэнько вьянэ.
Ой, хто ж тэбэ, доню,
Сыротко доглянэ.
Выйду ж за ворота,
Нызэнько покрыюсь,
Прощайтэ, сусиды,
Можэ с кым бранылась.
Сгадай менэ, мамо,
Хоть раз у вивторок,
Я ж тэбэ сгадаю
За дэнь разив сорок.
Сгадай мэнэ, мамо,
Ложичкы помывши,
А я вас сгадаю
Як роблю ныивши.
Будэ у вас, мамо,
Пустэсынька хата.
Нэ будуть ходыты
Хлопци та дивчата.
Приложение 2
Свадебная фотография супругов Рябушенко Ивана Михееевича и Рябушенко (Богатыревой) Клавдии Леонтьевны (1950 г.). В семье родилось семь детей, из которых три мальчика и четыре девочки
[1] В. Мегре «Новая цивилизация» книга 8 часть1 стр 153, Ид-во Москва- Санкт Петербург (ДИЛЯ) 2006
Волшебные звуки ноктюрна
Снеговик
Сочини стихи, Машина
Горячо - холодно
Привередница