Размышляя о проблемах речевой культуры современного русского языка, я, Залесская Татьяна, остановила свое внимание на высказывании Константина Паустовского о языке. Замечательный писатель, знаток русского языка, он утверждал: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа». Как бы хотелось, чтобы эти слова стали своеобразным ориентиром для каждого школьника.
Вложение | Размер |
---|---|
forum_2013.doc | 47.5 КБ |
МБОУ «СОШ п. Молодежный Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Исследовательская работа по теме:
«Проблемы речевой культуры в современном обществе
глазами школьников».
Подготовила: ученица 10 класса
Залесская Татьяна
Руководитель: Сизова Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
2013-2014 учебный год
Размышляя о проблемах речевой культуры современного русского языка, я, Залесская Татьяна, остановила свое внимание на высказывании Константина Паустовского о языке. Замечательный писатель, знаток русского языка, он утверждал: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа». Как бы хотелось, чтобы эти слова стали своеобразным ориентиром для каждого школьника.
Часто ли мы задумываемся над тем, как говорим? Конечно, можно отмахнуться, мол, и без того проблем много – ещё о пустяках думать!
Но разве наш язык – это пустяк?
«Живой как жизнь», - сказал о нём К.Чуковский. Русский язык, как живое существо, растёт, развивается, меняется, очень болезненно реагирует на всё негативное, что происходит вокруг нас.
Родной язык – душа любой нации. По тому, как говорит человек, можно судить о его нравственности и духовности. Ведь духовность связана со словом, речью. Отчётливо осознавая, что русский язык – это наше великое достояние, я задумываюсь об этике и эстетике языка и речи школьников, о воспитании языкового вкуса, о тактичном речевом поведении по словесной вежливости.
Замечательные слова о красоте и величии нашего языка принадлежат его великому мастеру и знатоку Ивану Сергеевичу Тургеневу: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь бережно с этим орудием – в руках умелых оно способно творить чудеса». Это наказ из прошлого нам, сегодняшним, – любить и обращаться с ним бережно.
Язык – живое существо, он очень болезненно реагирует на все негативное, что происходит вокруг нас.
Сейчас остро возникла угроза не только сохранению лучших традиций в языковой культуре, но и чистоте русского языка. А мы слишком расточительны, владея таким богатством!
Одна из серьезных проблем - чрезмерное использование иностранной лексики. Мы любезно позволяем словам из других языков бесцеремонно врываться в наш лексикон
Внимательно вчитываясь в статьи газет, рекламных щитов, замечаешь, что СМИ намеренно уродуют естественное дыхание и музыку нашей речи, позволяя себе вульгарную, грубую речь.
В чем наша беда? Мы очень мало читаем. Читать стало немодным. Наши обучающиеся часто предпочитают фильм – книге, развлекательные телепередачи – познавательным. Кинофильмы по телевидению преимущественно нероссийского производства. А их переводы не выдерживают никакой критики. Обсуждая такие фильмы, учащиеся обмениваются порой незначительными фразами: «ништяк», «клёво», «космос», «чума», которые не всегда понятны окружающим.
Самая значительная проблема в том, что большая часть говорящих на русском языке утратила ощущение нормы: без всякой меры используются агрессивные, засоряющие и обедняющие нашу речь жаргонизмы.
Такой арготизм, как «клёво», нивелирует всю гамму чувств и эмоций, для каждой ситуации разную, до маловыразительного пустого слова. А ведь для выражения чувств существует так много разных слов: здорово, прекрасно, удивительно, блистательно, гениально, весело. Из речи выпало не просто несколько слов – выпали яркость и богатство жизни. Чья- то личность потускнела. Складывается такое ощущение, что подрастающий человек, к сожалению, не может найти ориентиров в мире русской речи – ему не хватает образцов. Отсюда – отсутствие языкового чутья и вкуса.
Как же привести в порядок русский язык? Огромная роль в этом отводится школе, урокам русского языка и литературы.
В целях выявления уровня речевой культуры учащихся нашей школы мною было проведено анкетирование. Один из вопросов, предложенных учащимся, звучал так: «Что Вы чувствуете, когда слышите вокруг нецензурную, бранную, т. е. негативную лексику?». Из 40 опрошенных 65 % - относятся к подобной лексике негативно, с определенной долей критики, 28% - равнодушны к речевому поведению окружающих, 7% опрошенных считают такую лексику вполне нормальной, естественной, даже отмечают ее положительные качества: эмоциональность, выразительность, лаконичность (экономия времени), понятность (доступность). Были и довольно неожиданные ответы: «…уже привыкли», «…такая речь вызывает смех». Отрадно, что большинство все-таки не приветствует подобного речевого поведения. Откуда тогда берет свои корни речевая распущенность, которую мы, к сожалению, наблюдаем в стенах нашего учебного заведения, как, впрочем, и любого другого, начиная уже с детского сада?
О сквернословии в устах молодежи, как о настоящей болезни, которую надо лечить всеми возможными способами, мы говорим со старшеклассниками на занятиях по русскому языку и на внеклассных мероприятиях.
В рамках Недели русского языка и литературы учащимися старших классов был проведен семинар на тему: «Проблема речевой культуры школьников».
Участники выступили с докладами:
• «Повышение уровня речевой культуры в школе»
• «Отношение учащихся к употреблению жаргонизмов и бранной лексики»
• «Пути оздоровления речевой культуры в обществе»
Участникам и гостям семинара были предложены вопросы, на которые были весьма неожиданные ответы с предложениями коренных мер: убрать из учебного процесса компьютеры и заставить учащихся читать как художественную, так и научную литературу, учиться понимать публицистику, отвечать устно, а за употребление жаргонных слов, нецензурной лексики - вводить штрафные санкции.
Отрадно отметить, что проблемы речевой культуры волнуют в нашей школе не только преподавателей, но и обучающихся, которые также вносили предложения о введении строгих, а порой и очень жестких мер в борьбе с негативной лексикой.
В последнее время обществом часто обсуждаются проблемы, связанные с падением уровня культуры, разрушением нравственных ценностей. Эти негативные процессы отражаются и на состоянии речевой культуры, как устной, так и письменной. Необходимость серьезного подхода к культуре речи и ее изучению осознается сегодня не только лингвистами, но и людьми самых разных профессий. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.
По окончании семинара его участниками единогласно было принято обращение:
«Мы, участники семинара «Проблемы речевой культуры школьников», обращаемся ко всем, кому небезразлично, что будет с русским языком, а значит – с нашей русской культурой. Хорошо знать русский язык, законы, по которым он развивается, беречь его от чрезмерного упрощения – такая задача стоит сегодня перед всеми нами. « Великий и могучий» нуждается в нашей защите!
Необходимо:
• следить за чистотой своей речи;
• не употреблять жаргонных и бранных слов;
• грамотно излагать свои мысли, чтобы быть правильно понятым;
• не допускать двусмысленности высказываний;
• не употреблять без надобности слова иностранного происхождения, если им есть достойная замена в богатейшей лексике русского языка;
• быть доброжелательными по отношению к собеседникам;
• обогащать свой словарный запас;
• чаще обращаться к словарям – нашим верным помощникам;
• больше читать классическую русскую литературу – это противоядие пошлости и уродству;
• ценить «роскошь» человеческого общения.
По итогам семинара была выпущена стенгазета «За чистоту русского языка!».
Я уверена, что высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая часть культурного человека. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.
Литература
1.Абрамов Н. Искусство разговаривать// Русская речь. - 1991.- №4.
2.Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 1990.
3.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 1996.
3.Голуб И.Б. Русский язык и культура. – М., 2001.
4. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б.Речевая культура // Русский язык. Энциклопедия. - М., 1998.
4.Оганесян С.С. Культура речевого общения // Русский язык в школе. - 1998. - №5.
5.Скворцов Л.И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. №1 - 1994.
6. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет //Русский язык в школе. №5.
7. Ширяев Е. Н. Что такое культура речи // Русская речь. – 1991. - №4. 1.
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Рисуем белые грибы пастелью
5 зимних аудиосказок
Лиса и волк
Загадочная система из шести экзопланет